Дело № 2а-306/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 июля 2019 года г. Медногорск
Медногорский городской суд Оренбургской области
в составе:
председательствующего судьи Удотова С.Л.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бабенышевой Н.С.,
с участием:
помощника прокурора г. Медногорска Пеннера А.В.,
истца Григорьева В.А. и его представителя Зверева С.А., действующего на основании нотариальной доверенности от ".".",
представителя ответчика администрации МО г.Медногорск – юрисконсульта Синицина В.М., действующего на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Григорьева В.А. к администрации муниципального образования «город Медногорск» о признании частично недействующим Положения о единовременной выплате врачам, впервые поступающим на работу в учреждения здравоохранении на территории муниципального образования город Медногорск, или прибывающих с этой целью из другого населённого пункта, утвержденного постановлением администрации муниципального образования «город Медногорск» № 1847-па от 25.11.2016 г.
УСТАНОВИЛ:
Григорьев В.А. обратился в суд с вышеназванным иском, в обоснование которого сослалось на следующие обстоятельства.
25.11.2016 органом местного самоуправления - муниципальным учреждением администрация города Медногорска был принят нормативный правовой акт - постановление № 1847-па от 25.11.2016 «О порядке реализации муниципальной программы «Укрепление здравоохранения в муниципальном образовании город Медногорск» на 2015-2020 годы», которым утверждено «Положение о единовременной выплате врачам, впервые поступающим на работу в учреждения здравоохранении на территории муниципального образования город Медногорск, или прибывающих с этой целью из другого населённого пункта».
Согласно пункту 2.9 вышеуказанного положения, условием единовременной выплаты является письменное соглашение врача с администрацией муниципального образования город Медногорск о том, что в случае увольнения врача из медицинского учреждения по собственному желанию или по инициативе работодателя за виновное поведение работника ранее 5 лет с момента приема на работу, врач обязуется вернуть администрации муниципального образования город Медногорск сумму полученной единовременной выплаты.
Между тем, абзацем 2 пункта 9 постановления Правительства Оренбургской области от 28.02.2018 № 102-п «О единовременных компенсационных выплатах.. .» данный вопрос урегулирован иным образом. В частности, предусмотрено, что для получивших единовременные компенсационные выплаты медицинские работники, прибывшие на работу в сельские населенные пункты либо города Оренбургской области с населением до 50 тысяч человек, обязаны возвратить только часть полученной единовременной компенсационной выплаты, рассчитанную пропорционально неотработанному периоду со дня прекращения трудового договора до истечения пятилетнего срока.
Ссылаясь на указанное противоречие, выражая мнение о том, что постановление Правительства и постановление администрации МО г.Медногорск регулируют одни и те же правоотношения, но по-разному, однако постановление Правительства имеет большую юридическую силу, и утверждая, что его права, как врача, получившего единовременную выплату на основании заключенного с администрацией Медногосрка 22.06.2017 соглашения об условиях предоставления единовременной выплаты с администрацией города Медногорска, прямо затрагиваются пунктом 2.9 Положения, административный истец просит указанный пункт (п.2.9) Положения не соответствующим законодательству Российской Федерации и обязать администрацию МО г.Медногорск привести данный пункт Положения в соответствие с действующим законодательством.
В судебном заседании истец Григорьев В.А. и его представитель Зверев С.А. заявленные требования поддержали, настаивали на их удовлетворении по доводам и основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Синицин В.М. против удовлетворения иска возражал по доводам, изложенным им в письменном отзыве на иск. По обстоятельствам дела пояснил, что мероприятия, предусмотренные данным постановлением финансируются исключительно за счет средств не областного, а местного бюджета, а оспариваемое истцом Положение было разработано не с целью исполнения постановления Правительства Оренбургской области и не в соответствии с ним, При этом просил обратить внимание на то, что оспариваемое истцом Положение не исключает право истца на принятие участия в мероприятиях, предусмотренных постановлением Правительства Оренбургской области от 28.02.2018 № 102-П, и получение ЕВК от областного бюджета.
Помощник прокурора Пеннер А.В. в своем заключении по делу выразил мнение о необоснованности заявленных Григорьевым А.В. требований ввиду неверного толкования истцом оспариваемого нормативно правового акта администрации Медногосрка и постановления Правительства Оренбургской области.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В силу ч. 1 ст. 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Согласно ч. 8 ст. 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; 2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; 3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
По смыслу части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств того нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление возлагается на административного истца.
В соответствии с частью 1 пункта 14 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» создание условий для оказания медицинской помощи населению на территории муниципального, городского округа в соответствии с территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи; относится к вопросам местного самоуправления.
Согласно статье 7 Закона 131-ФЗ по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
Согласно части 1 статьи 24 Устава муниципального образования «город Медногорск» администрация города Медногорска является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления.
Действуя в рамках вышеуказанного правового регулирования, Медногорский городской Совет депутатов своим решением № 534 от 18.08.2015 утвердил мероприятия по реализации полномочий, указанных в части 1 пункта 14 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ, в число которых вошли создание благоприятных условий для привлечения медицинских работников к работе в медицинской организации в целях устранения дефицита медицинских кадров в муниципальном образовании. В пункте 2 своего решения Совет депутатов установил, что реализация всех предусмотренных мероприятий будет являться расходным обязательством МО г.Медногорск и будет осуществляться за счет средств местного бюджета.
В рамках указанного правового регулирования администрацией МО г.Медногорск 30.09.2015 издано постановление № 1236-па «Укрепление здравоохранения в муниципальном образовании город Медногорск на 2015-2020 годы», в приложении № 3 к которому в 2017 году были предусмотрены ассигнования из местного бюджета на единовременные выплаты врачам-специалистам в размере 2300000 рублей.
Кроме того, в рамках предоставленной компетенции с целью реализации своих полномочий 25.11.2016 администрацией МО г.Медногорск было издано также постановление № 1847-па «О порядке реализации муниципальной программы «Укрепление здравоохранения в муниципальном образовании город Медногорск» на 2015-2020 годы», которым было утверждено Положение о единовременной выплате врачам, впервые поступающим на работу в учреждения здравоохранения на территории муниципального образования город Медногорск или прибывшим с этой целью из другого населенного пункта. Пунктом 6 данного постановления предусмотрено. что оно вступает в силу после его официального опубликования в городской газете «Медногорский рабочий».
Из содержания утвержденного данным постановлением Положения следует, что оно разработано в целях материального стимулирования врачей, окончивших медицинские ВУЗы и впервые поступающих на работу в учреждения здравоохранения на территории МО г.Медногорск или прибывших с этой целью из другого населенного пункта на срок не менее 5 лет, закрепления кадров на территории МО г.Медногорск и, как следствие. решения проблемы нехватки врачей в медицинских учреждениях Мо г.Медногорск по наиболее дефицитным специальностям (п. 11., 1.2 Положения).
Согласно пункту 1.2 Положения после трудоустройства врача в медицинское учреждение на основании поданного им в администрацию г.Медногорска заявления и решения Комиссии по реализации данной муниципальной программы врачу выплачивается единовременная выплата в размере 1150000 рублей.
В соответствии с пунктом 2.7 Положения администрация МО г.Медногорск, которая является главным распорядителем бюджетных средств, перечисляет денежные средства в сумме единовременной выплаты, но после удержания сумм начисленных налогов, на банковский счет врача.
Кроме того, пунктом 2.9 Положения предусмотрено, что условием данной единовременной выплаты является письменное соглашение врача с администрацией МО г.Медногорск о том, что в случае увольнения врача из медицинского учреждения по собственному желанию или по инициативе работодателя за виновное поведение работника ранее 5 лет с момента приема на работу, врач обязуется вернуть администрации МО г.Медногорск сумму полученной единовременной выплаты, а в случае невозвращения им данной суммы добровольно администрация обращается в суд с иском о ее взыскании.
Из газеты «Медногорский рабочий» от 01.12.2016 г. видно, что в ней было опубликован текст только самого постановления без текста прилагаемого к нему Положения.
Текст всего Положения был опубликован в газете «Медногорский рабочий» лишь после обращения Григорьева В.А. с настоящим иском в суд - в газете № 27 от 11.07.2019 г.
В этом же номере газеты опубликовано постановление администрации МО г.Медногорск № 723-па от 05.07.2019, которым пункт 6 постановления администрации № 1847-па от 25.11.2016 «О порядке реализации муниципальной программы «Укрепление здравоохранения в муниципальном образовании город Медногорск» на 2015-2020 годы» изложен в новой редакции : «постановление вступает в силу после его официального опубликования в газете «Медногорский рабочий» и распространяется на правоотношения, возникшие с 01.12.2016 г.».
Из представленного истцом Григорьевым В.А. соглашения от 22.06.2017 г. усматривается, что администрация МО г.Медногорск, руководствуясь указанным Положением, приняла на себя обязательство перечислить Григорьеву В.А., как врачу-терапевту, прибывшему из другого населенного пункта, единовременную выплату в размере 1150000 рублей, а врач Григорьев В.А.. в свою очередь, обязался отработать в ГБУЗ «Городская больница» г.Медногорска по профессии врача не менее 5 лет непрерывно. Пунктом 3.2. данного соглашения стороны согласовали, что в случае увольнения врача из медицинского учреждения по собственному желанию либо по инициативе работодателя за виновное поведение работника ранее 5 лет с момента его принятия на работу, врач обязуется в 30-дневный срок вернуть администрации МО г.Медногорск сумму полученной единовременной выплаты.
Из представленных ответчиком платежных поручений от 28.06.2017 усматривается, что администрация МО г.Медногорск перечислила на счет Григорьева В.А. денежные средства в размере 1000500 рублей и МИ ФНС № 8 удержанный с Григорьева В.А. налог на доходы физических лиц в размере 149000 рублей.
Истец Григорьев В.А., в свою очередь, представил выписку со своего лицевого счета в АО КБ «ОРЕНБУРГ», из которой следует, что 28.06.2017 на его счет поступили денежные средства в размере 1000500 рублей.
Из пояснений представителя администрации МО г.Медногорск Синицина В.М. следует, что выплата врачу Григорьеву В.А. была произведена администрацией на основании Положения, утвержденного постановлением администрации № 1847-па от 25.11.2016 г., из средств, выделенных для этого из бюджета МО г.Медногорск, и денежные средства областного бюджета для этих целей не поступали и не использовались.
Оспаривая регулирование порядка возврата единовременной выплаты, установленного п. 2.9 Положения, истец Григорьев В.А. ссылается на Порядок предоставления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам (врачам, фельдшерам) в возрасте до 50 лет, прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты либо города Оренбургской области с населением до 50 тысяч человек, утвержденный постановлением Правительства Оренбургской области от 28.02.2018 № 102-п «О единовременных компенсационных выплатах отдельным категориям медицинских работников», полагая, что и Положением администрации МО г.Медногорск, и Порядком, утвержденным Постановлением Правительства Оренбургской области, регулируются одни и те же правоотношения в отношении одних и тех же категорий работников.
При этом, истец считает, что правила, установленные пунктом 2.9 муниципального Положения, противоречат императивным требованиям абзаца 2 пункта 9 регионального Порядка, согласно которому договор, заключаемый между министерством здравоохранения и медицинским работником о предоставлении последнему единовременной компенсационной выплаты в размере 1000000 рублей, должен содержать обязательства медицинского работника исполнять трудовые обязанности в течение 5 лет со дня заключения договора по должности в соответствии с трудовым договором и возвратить в областной бюджет только часть единовременной компенсационной выплаты, рассчитанную пропорционально неотработанному периоду со дня прекращения трудового договора до истечения пятилетнего срока.
Таким образом, противоречие между муниципальным Положением и региональным Порядком, о наличии которого утверждает истец, заключается в том, что по муниципальному Положению при увольнении медработник обязан вернуть всю полученную сумму, тогда как по региональному Порядку - только сумму, исчисленную пропорционально неотработанному из 5 лет времени.
Между тем, с данным суждением согласиться нельзя, поскольку как следует из анализируемого постановления Правительства Оренбургской области оно регулирует отношения, не являющиеся сходными (тождественными) отношениям, урегулированным муниципальным Положением.
Это прослеживается в наличии нескольких существенных расхождений: по муниципальному Положению выплаты производятся администрацией МО г.Медногорск во исполнение решения Медногорского городского Совета депутатов от 18.08.2015 № 534, только начинающим врачам и за счет средств местного бюджета в размере 1150000 рублей, тогда как по региональному Порядку выплаты производятся во исполнение постановления Правительства РФ от 26.12.2017 № 1640 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения», Министерством здравоохранения Оренбургской области, медицинским работникам в возрасте до 50 лет, то есть не только начинающим, и за счет областного бюджета.
Кроме того, как пункт 2.9 муниципального положения, так и пункты 8 и 9 регионального Порядка предусматривают существенные условия договоров, заключаемых с медицинскими работниками. При этом, поскольку муниципальное Положение было разработано администрацией МО г.Медногорск значительно ранее федеральной и региональной программ, оно не может расцениваться как направленное во исполнение последних, а потому администрация имеет право определять свои существенные условия для заключения договоров, которые, по сравнению в региональными, могут быть более строгими и менее благоприятными для медицинских работников. Последние, в свою очередь, имеют право знать об этих условиях и принимать решение - соглашаться на заключение соглашений по ним или нет.
При таких обстоятельствах, суд не соглашается с доводами истца о том, что постановление администрации МО г.Медногорск является нормативным документом, направленным на регулирование отношений, установленных постановлением Правительства Оренбургской области, и, соответственно, должно полностью ему соответствовать.
Следовательно, доводы истца о незаконности пункта 2.9 муниципального Положения следует признать необоснованными.
В ходе судебного заседания также анализировалось то обстоятельство, что Положение от 25.11.2016 г. было опубликовано в установленном п.6 постановления порядке (в газете «Медногорский рабочий») только "."."
Между тем, по убеждению суда данное обстоятельство не влечет вывод о необходимости признания пункта 2.9 Положения недействующим.
Применительно к истцу Григорьеву В.А., который только намеревается расторгать свои отношения с работодателем ГБУ «Городская больница» г.Медногорска, однако на дату публикации Положения (".".") этого еще не сделал, отношения, связанные с обязанностью возврата денежных средств в бюджет МО г.Медногорск, еще не возникли.
Следовательно, с момента публикации (".".") данное Положение является действующим и будет иметь силу в случае, если истец Григорьев В.А. решит расторгнуть свои трудовые отношения с медицинским учреждением досрочно по собственному желанию.
Между тем, поскольку такие отношения на дату подачи им иска о признании пункта 2.9 Положения недействующим еще не возникли, его права и обязанности отсутствием опубликованного Положения еще затронуты не были, что влечет вывод об отсутствии у истца права ставить вопрос о признании пункта 2.9 Положения недействующим.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180, 215 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении административных исковых требований Григорьева В.А. к администрации муниципального образования «город Медногорск» о признании недействующим пункта 2.9 Положения о единовременной выплате врачам, впервые поступающим на работу в учреждения здравоохранении на территории муниципального образования город Медногорск, или прибывающих с этой целью из другого населённого пункта, утвержденного постановлением администрации муниципального образования «город Медногорск» № 1847-па от 25.11.2016 г., отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Оренбургского областного суда через Медногорский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья Медногорского
городского суда подпись С.Л. Удотов
Решение в окончательной форме составлено: ".".".
Судья Медногорского
городского суда подпись С.Л. Удотов