дело № 2-218/2018                            

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

пос. Депутатский                                 18 сентября 2018 года

Усть-Янский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Новожилова Е.Я., при секретаре Матренич Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Томского А.И., Томской Н.С. и ее несовершеннолетних детей Семеновой Л.С., Томского Р.А., Томского Д.А. к администрации МО «Усть-Янский национальный наслег» о признании пострадавшими от чрезвычайной ситуации – наводнения, и обязании включить в списки граждан на получение единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости

УСТАНОВИЛ:

    Буц Н.В., действуя по доверенности в интересах Томского А.И., Томской Н.С. и ее несовершеннолетних детей Семеновой Л.С., Томского Р.А., Томского Д.А., обратилась суд с указанным выше иском к администрации МО «Усть-Янский национальный наслег», ссылаясь на то, что в результате чрезвычайной ситуации природного характера, связанной с интенсивными дождями и наводнением, произошедшим на территории Усть-Янского национального наслега 31.05.2018 года, домовладение, расположенное по адресу: (адрес) оказалось в зоне подтопления, имущество первой необходимости оказалось полностью утраченным. Истцы фактически проживают по указанному адресу, данное домовладение является у них единственным жильем. Истцы обратились в администрацию МО «Усть-Янский национальный наслег» с заявлением о включении в списки лиц, на оказание единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости, однако во включении их в списки было отказано в связи с тем, что на момент чрезвычайной ситуации они не имели регистрации в домовладении, подвергнувшемуся подтоплению. Учитывая социальных характер спора, а также значимость судебного решения для истцов, просят обратить решение к немедленному исполнению.

В судебное заседание истцы, представитель истцов, надлежаще извещенные о месте и времени судебного разбирательства не явились, просят рассмотреть дело без их участия, в связи с чем, суд согласно ч. 5 ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истцов и их представителя.

Представитель администрации МО «Усть-Янский национальный наслег», извещенной о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, причины отсутствия суду не сообщил, что в силу ч. 4 ст. 167 ГПК РФ не препятствует рассмотрению дело без его участия.

В адресованном суду письменном сообщении б/н от 28.08.2018 г. глава МО «Усть-Янский национальный наслег» И.В. Горохов указал, что возражений на исковые требования не имеет (л.д. 102).

Третье лицо – Министерство охраны природы РС (Я) о месте и времени судебного разбирательства извещено надлежащим образом, в судебное заседание своего представителя не направило, причины отсутствия представителя суду не сообщило, что не является препятствием к рассмотрению дела в силу ч. 3 ст. 167 ГПК РФ.

Изучив материалы дела, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате опасного природного явления, которое повлекло за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей, значительные материальные потери и нарушения условий жизнедеятельности людей.

В силу ч. 2 ст. 29 Федерального конституционного закона от 30 мая 2001 года № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» лицам, пострадавшим в результате обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения, или в связи с применением мер по устранению таких обстоятельств или ликвидации их последствий, предоставляются жилые помещения, возмещается причиненный материальный ущерб, оказывается содействие в трудоустройстве и предоставляется необходимая помощь на условиях и в порядке, установленных Правительством РФ.

На основании п. 1 ст.18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и Закона Республики Саха (Якутия) от 16 июня 2005 года 252-3 №511-III «О защите населения и территории республики от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», п. 1.4 Порядка использования бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Республики Саха (Якутия) на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденного постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 30 августа 2017 года № 297, граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Данное право основывается на гарантиях, закрепленных в ст. 29 Федерального конституционного закона от 30 мая 2001 года № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении».

Порядок и условия, виды и размеры компенсации и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с п. 1 ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов РФ. (ч. 2 ст. 18).

Согласно п.п. «г», «д» п. 2 постановления Правительства РФ от 15 февраля 2014 года №110 «Об утверждении Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий» бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций, в частности оказание гражданам единовременной материальной помощи и оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости.

В соответствии с п. 2 (1) Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийны бедствий, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15 февраля 2014 года № 110 выделение бюджетных ассигнований из резервного фонда на оказание единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости осуществляется в случае постоянного проживания гражданина в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации и в котором он зарегистрирован по месту жительства.

В соответствии с «Положением о порядке, формах и сроках подготовки заявителями первичных документов, обосновывающих выделение бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Республики Саха (Якутия) на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий», утвержденным приказом Министерства охраны природы Республики Саха (Якутия) от 29 ноября 2017 года №01-05/1-624, гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации предусмотрена выплата единовременной материальной помощи и оказание финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости.

Согласно п. 6 указанного Положения бюджетные ассигнования из резервного фонда для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение оказания единовременной материальной помощи и (или) оказания финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости осуществляются гражданам, постоянно проживающим на территории муниципального образования, где объявлена чрезвычайная ситуация межмуниципального и республиканского характера.

Списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, для оказания указанных выплат, составляются органами местного самоуправления, на территории которых введен режим чрезвычайной ситуации на основании заявлений граждан, составленных по утвержденной форме и поданных в срок до истечения одного месяца после введения режима чрезвычайной ситуации (п. 6.1, 6.3 Положенная).

Таким образом, исходя из системного толкования вышеуказанных правовых норм следует, что для включения в списки граждан на получение единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости, необходимо обращение граждан, пострадавших от чрезвычайной ситуации в орган местного самоуправления с заявлением установленной формы не позднее месяца со дня введения режима чрезвычайной ситуации, постоянное проживание в жилом помещении, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации и в котором он зарегистрирован по месту жительства, подтверждение факта утраты имущества первой необходимости.

Перечень имущества первой необходимости указан в п. 1 (1) Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийны бедствий, а также в методических рекомендациях МЧС России от 03 октября 2014 года №2-4-87-24-7 по оформлению дополнительных документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации и последствий стихийных бедствий, согласно которым "имущество первой необходимости" – это минимальный набор непродовольственных товаров общесемейного пользования, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, включающий в себя: предметы для хранения и приготовления пищи - холодильник, газовая плита (электроплита) и шкаф для посуды; предметы мебели для приема пищи - стол и стул (табуретка); предметы мебели для сна - кровать (диван); предметы средств информирования граждан - телевизор (радио); предметы средств водоснабжения и отопления (в случае отсутствия централизованного водоснабжения и отопления) - насос для подачи воды, водонагреватель и котел отопительный (переносная печь).

В соответствии с п. 6.8. «Положения о порядке, формах и сроках подготовки заявителями первичных документов, обосновывающих выделение бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Республики Саха (Якутия) на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий», при отсутствии у гражданина необходимых документов, подтверждающих право на получение единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости (отсутствие регистрации по месту жительства), граждане включаются в списки на получение указанной финансовой помощи на основании принятых судебных решений.

Как установлено в судебном заседании, 31.05.2018 г. распоряжением главы Муниципального образования «Усть-Янский национальный наслег» № 50-ОД в связи с повышением уровня воды р. Яна выше критической отметки до 1023 см. и подтоплением жилых домов с. Усть-Янск, с 31 мая 2018 года на территории МО «Усть-Янский национальный наслег» введен режим функционирования «Чрезвычайная ситуация».

Распоряжением главы МО «Усть-Янский улус (район)» РС (Я) о 01.06.2018 г. № 231/1-ОД с 01.06.2018 года и Указом главы РС (Я) о 02.06.2018 г. № 2640 введен режим чрезвычайной ситуации муниципального и регионального характера на территории МО «Усть-Янский национальный наслег» МО «Усть-Янский Улус (район)» РС (Я).

Режим чрезвычайной ситуации на территории МО «Усть-Янский национальный наслег» снят с 07.06.2018 г. распоряжением главы МО «Усть-Янский национальный наслег» от 07.06.2018 г. № 54-ОД.

В результате чрезвычайной ситуации жилой дом, расположенный по адресу: (адрес), оказался в зоне подтопления, о чем свидетельствует фотоотчет от 05.06.2018 г., утвержденный главой МО «Усть-Янский национальный наслег» (л.д. 40).

05.06.2018 года Томский А.И. как лицо, пострадавшее от чрезвычайной ситуации, обратился с заявлением установленной формы к главе МО «Усть-Янский национальный наслег» о включении его совместно с членами его семьи Томской Н.С., Семеновой Л.С., Томским Р.А., Томским Д.А. в списки граждан на оказание единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости (л.д. 51).

Согласно акту обследования жилого помещения, расположенного по адресу: (адрес) и утраченного имущества граждан, поврежденных в результате весеннего половодья с. Усть-Янск Усть-Янского улуса РС (Я) от 05.06.2018 г., уровень затопления дома от пола составляет 113 см. высота сваи дома – 50 см., уровень подтопления – 190 см. Утеплитель пола (шлак) размыт, балки полов пропитаны водой. Внутри дома – доски пола, линолеум, пропитанны водой, грязью. Имущество (телевизор, стиральная машина, микроволновая печь, электроплита с духовым шкафом, холодильник, диван, кровать, детская кровать, гардероб, одежда, постельные принадлежности) утрачено полностью. Вышеназванное имущество в соответствии с п. 1 (1) Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийны бедствий относится к имуществу перовой необходимости.

Данный акт составлен членами комиссии, подписан истцом Томским А.И., утвержден главой поселка и сторонами не оспаривается.

По результату рассмотрения указанного заявления Томского А.И. администрацией МО «Усть-Янский национальный наслег» заявителю и членам его семьи было отказано во включении в списки пострадавших на получение единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости в связи с отсутствием у них регистрации по месту жительства в жилом помещении, оказавшимся в зоне чрезвычайной ситуации, то есть по адресу: (адрес)

Между тем, в соответствии с ч. 1 ст. 27 Конституции РФ, каждый, кто законно находится на территории РФ, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

В силу положений ст.20 ГК РФ и ст. 2 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в Российской Федерации», местом жительства гражданина признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает в жилом доме, квартире, общежитии и т.п. в качестве собственника, по договору найма (поднайма), по договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных российским законодательством и в которых он зарегистрирован по месту жительства. Местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов. Местом пребывания - гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, медицинская организация или другое подобное учреждение, учреждение уголовно-исполнительной системы, исполняющее наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, либо не являющееся местом жительства гражданина Российской Федерации жилое помещение, в которых он проживает временно.

Согласно ст. 3 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1, граждане РФ обязаны регистрироваться по месту жительства, а сам регистрационный учет осуществляется в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином РФ его прав и свобод, а также для исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом, при этом регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.

Регистрационный учет граждан Российской Федерации имеет уведомительный характер и отражает факты прибытия гражданина Российской Федерации в место пребывания или место жительства, его нахождения в указанном месте и убытия гражданина Российской Федерации из места пребывания или места жительства абз. 1 ст. 2 Закона РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в Российской Федерации».

При отсутствии регистрации место жительства гражданина может устанавливаться судом общей юрисдикции на основе различных юридических фактов, например подтверждаемых договором найма с собственником жилого помещения, актом о вселении и т.д. (Определение Конституционного суда РФ от 6 октября 2008 года N 619-О-П).

Право свободного выбора места жительства принадлежит гражданину от рождения и, как и другие основные права и свободы, является неотчуждаемым согласно ч.2 ст.17 Конституции РФ и ст.150 ГК РФ.

Согласно копиям паспортов, истцы зарегистрированы по адресу: (адрес)

Между тем, факт проживания Томского А.И. с членами его семьи Томской Н.С., Семеновой Л.С., Томским Р.А., Томским Д.А. по адресу: (адрес), подтверждается: справкой ведущего специалиста администрации МО «Усть-Янский национальный наслег», согласно которой указанные лица с октября 2013 года по настоящее время проживает по адресу: (адрес)

Фактическое проживание Томского А.И. с членами его семьи по вышеуказанному адресу также подтверждается копией чеков по операции Сбербанк онлайн, согласно которым 24.01.2018, 25.01.2018, 01.02.2018, 14.03.2018, 12.04.2018, 15.085.2018, 03.06.2018, 15.06.2018 г. с банковской карты Томской Н.С. произведена оплата за теплоэнергию за жилое помещение по адресу: (адрес)., что свидетельствует о несении истцами бремя расходов на содержание указанного жилого помещения.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что на момент введения режима чрезвычайной ситуации истцы фактически проживали в доме по адресу: (адрес), расположенном в зоне чрезвычайной ситуации, возникшей в результате подтопления в связи с критическим повышением уровня воды реки Яна, из-за чего пострадал жилой дом истцов, полностью утрачено имущество первой необходимости. С заявлением о включении в список лиц на оказание материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости истцы обратились своевременно, то есть до истечении месяца со дня введения режима чрезвычайной ситуации, в связи с чем исковые требования обоснованы и подлежат удовлетворению.

На основании норм установленных ч. 1 ст. 212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным.

Учитывая социальный характер настоящего спора, а также значимость принятого решения суда для стороны истца, суд приходит к выводу, что приведение к немедленному исполнению решения суда позволит гражданам в кратчайшие сроки получить материальную и финансовую помощь и реализовать их на устранение последствий, вызванных чрезвычайной ситуацией, приобретение имущества первой необходимости, что полностью соответствует целям и задачам ст. 212 ГПК РФ.

При этом, следует разъяснить истцам, что в силу ч. 1 ст. 212 ГПК РФ при допущении немедленного исполнения решения суд моет обязать истцов обеспечить поворот его исполнения на случай отмены решения суда.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░., ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ .........., ░░░░░░░ ░.░., ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ .........., ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░., ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ .......... ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░., ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ .........., ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░., ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ .......... ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ 31.05.2018 ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░-░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░».

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ «░░░░-░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░» ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░.212 ░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░) ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░-░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░).

░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 18 ░░░░░░░░ 2018 ░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 21 ░░░░░░░░ 2018 ░░░░.

    

    

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░                                   ░.░. ░░░░░░░░░

2-218/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Томская Наталья Сергеевна
Информация скрыта
Томский Александр Ильич
Ответчики
Администрация МО"Усть-Янский национальный наслег"
Другие
Министерство охраны природы РС (Я)
Буц Наталья Викторовна
Суд
Усть-Янский районный суд Республики Саха (Якутия)
Дело на сайте суда
dep.jak.sudrf.ru
27.08.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.08.2018Передача материалов судье
27.08.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
28.08.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.09.2018Подготовка дела (собеседование)
05.09.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.09.2018Судебное заседание
21.09.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.10.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.10.2018Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
10.10.2018Изучение поступившего ходатайства/заявления
16.10.2018Судебное заседание
22.10.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
19.12.2018Дело оформлено
21.12.2018Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее