Дело №2-117/2014
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Улан-Удэ 11 февраля 2014г.
Советский районный суд г. Улан-Удэ в составе председательствующего судьи Цыденжапова З.А., при секретаре Онхоновой С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Нагаева К.С. к Министерству финансов Российской Федерации, МВД по РБ о компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Истец Нагаев К.С. обратился в суд с исковым заявлением Министерству финансов РФ, МВД по РБ, указав, что в октябре 2010 года в течение 10 суток содержался в ИВС Отделения полиции по Баунтовскому району в неудовлетворительных условиях, с нарушением санитарно-гигиенических условий. Нахождение в таких условиях причинило физические и нравственные страдания, от плохого освещения и воздуха болели глаза, при оптравлении естественных потребностей испытывал унижение. Просил взыскать компенсацию морального вреда.
Определением суда для участия в деле в качестве третьих лиц на стороне ответчика привлечены МО МВД РФ «Еравнинский» по РБ, начальник ИВС ОП по Баунтовскому району Жамьянов Ж.Ж..
В судебное заседание истец Григорьев А.М. не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил. Суд считает возможным с учетом позиции Конституционного суда РФ, отраженных в определениях от 19 мая 2009 года №576-О-П и от 26 января 2010 года №80-О-О рассмотреть дело в отсутствие истца.
В судебном заседании представитель ответчика Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Бурятия на основании доверенности Клишина С.Г. исковые требования не признала, суду пояснила, что истцом не представлены какие-либо доказательства, подтверждающие его доводы и указывающие на наличие правовых оснований для возмещения вреда.
В судебном заседании представитель третьего лица МВД по РБ на основании доверенности Туробов С.В. с иском не согласился, суду пояснил, что истцом не представлено ни одного доказательства о нарушении личных неимущественных прав и других нематериальных благ и наступлении вреда, просил в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.
В судебное заседание представитель МО МВД РФ «Еравнинский» по РБ не явился, извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
В судебном заседании третье лицо Жамьянов Ж.Ж. поддержал доводы, изложенные представителем МВД по РБ и просил в иске отказать.
Выслушав представителей ответчиков, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Статья 4 ФЗ от 15.07.1995 года «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» предусматривает, что содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей (далее - подозреваемые и обвиняемые).
Из ст. 23 этого же ФЗ подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности.
Из материалов дела установлено, что истец содержался в изоляторе временного содержания подозреваемых и обвиняемых ОВД по Бауновскому району с 19.10.2010 года по 31.10.2010 года.
В исковом заявлении истец указал, что просит взыскать компенсацию морального вреда в связи с тем, что содержался в ненадлежащих условиях с нарушением санитарно-гигиенических требований. При этом истцом не представлено никаких доказательств в подтверждение данного довода. Как следует из материалов дела, Нагаев К.С. в период содержания в ИВС с жалобами не обращался, никаких обращений от него не поступало.
Согласно ч.1 ст.1099 ГК РФ основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными настоящей главой и статьей 151 настоящего Кодекса.
В силу ст.151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. Под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина. Ввиду особенностей объекта посягательств нанесенный вред выражается не в каких-либо материальных потерях, а в человеческих страданиях физического или нравственного характера. Физические страдания проявляются в виде любых неприятных физиологических или болезненных ощущений (например, тошноты, боли, зуда и т.п.). Нравственными страданиями являются любые негативные эмоции или чувства, например в форме переживаний в связи с утратой родственников, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, потерей работы, раскрытием семейной, врачебной тайны, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий, и др. (абз. 2 п. 2 Постановления ВС N 10).
В соответствии с действующим законодательством для взыскания компенсации морального вреда истец должен доказать противоправность поведения ответчика, наличие и размер причиненного вреда, а также наличие прямой причинно-следственной связи между противоправностью поведения ответчика и причиненным ему вредом. Соответственно, требование о взыскании компенсации морального вреда может быть удовлетворено только при установлении в совокупности всех указанных элементов деликтной ответственности.В соответствии со ст. 151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Под моральным вредом законодатель понимает нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина.
Истцом в соответствии с положениями ч.1 ст.56 ГПК РФ не доказаны все необходимые условия для наступления деликтной ответственности ответчика.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194, 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 30 ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░░░