Дело №2-371/2020 (УИД 69RS0040-02-2019-008476-21)
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
03 июля 2020 года г.Тверь
Центральный районный суд г.Твери в составе
председательствующего судьи Панасюк Т.Я.
при секретаре Сакаевой А.А.
с участием истца Бакерниковой А.И., её представителя Кругловой С.В.,
представителей ответчика Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области на основании доверенностей Гусейновой З.Г. и Лешукова Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Твери 25.06.20120, 03.07.2020 (с перерывом) гражданское дело по иску Бакерниковой А.И. к Фонду капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области, Тверской области в лице Правительства Тверской области, Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области, Министерства строительства Тверской области о признании незаконным бездействия Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области, возложении обязанности обеспечить проведение капитального ремонта в многоквартирном доме,
у с т а н о в и л:
Бакерникова А.И. обратилась в суд с иском к Фонду капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области, в котором просила признать незаконным бездействие ответчика, возложить на него обязанность по выполнению работ капитального характера в отношении многоквартирного дома №6А по улице Благоева города Твери с видом работ: ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения.
В обоснование заявленных исковых требований истец ссылалась на следующие обстоятельства. Она является долевым собственником квартиры № в доме №6А по улице Благоева в г.Твери. Ежемесячно истец надлежащим образом совершает взносы на капитальный ремонт. Постановлением Правительства Тверской области от 24.12.2013 №690-пп утверждена региональная программа по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области на 2014 - 2043 годы. В целях реализации данной программы в 2016 постановлением Правительства Тверской области от 14.06.2016 №209-пп утвержден соответствующий краткосрочный план, в который на 2016 год включен многоквартирный жилой дом №6А по ул.Благоева в г.Твери с видом работ - ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения. На дату подачи искового заявления в суд капитальный ремонт многоквартирного дома не произведен. Непроведение капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома, в котором проживает истец, финансирование которого осуществляется за счет целевых средств граждан, в установленные законодательством сроки существенного нарушает жилищные права истца. Данное обстоятельство может привести к тяжелым последствиям, человеческим жертвам, нанести ущерб здоровью и имуществу людей или повлечь значительные материальные потери, в том числе порчу общего имущества дома.
В процессе рассмотрения дела судом истец уточнила первоначально заявленные требования и в окончательной редакции иска просила признать незаконным бездействие ответчика, выразившееся в непроведении работ капитального ремонта, возложить на него обязанность выполнить работы капитального характера в отношении дома №6А по ул.Благоева в г.Твери с видом работ: капитальный ремонт системы горячего водоснабжения с заменой бойлера на новый стоимостью 3 687 908 руб. по состоянию на 2016 год.
Определением суда, занесённым в протокол судебного заседания от 15.01.2020, к участию в деле в соответчиков привлечены Тверская область в лице Правительства Тверской области, Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области, Министерства строительства Тверской области.
Определениями суда, занесёнными в протоколы судебных заседаний от 15.01.2020, 05.02.2020, 19.03.2020 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ООО «ГУК Заволжского района города Твери», Бакерников В.А., ООО «Высота ТСК», ООО «Капстрой», Администрация города Твери.
Истец Бакерникова А.И. и её представитель Круглова С.В. в судебном заседании поддержали заявленные исковые требования в полном объеме по доводам и основаниям, изложенным в иске, просили их удовлетворить.
Представители ответчика Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области на основании доверенностей Гусейнова З.Г. и Лещуков Д.В. в судебном заседании возражали против удовлетворения заявленных исковых требований, ссылались на отсутствие бездействия со стороны Фонда, поддержали доводы и основания, изложенные в письменных отзывах на иск, в которых указали следующее.
В соответствии с постановлением Администрации города Твери от 31.03.2016 №561 утвержден краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории муниципального образования город Тверь на 2016 год с определением видом и объемов финансирования работ по капитальному ремонту, в который включен многоквартирный дом №6а по улице Благоева в городе Твери с видом работ - ремонт систем горячего водоснабжения. Постановлением Правительства Тверской области от 24.12.2013 № 690-пп утверждена «Региональная программа по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области на 2014-2043 годы», в которую, в том числе, включены многоквартирный дом, расположенный по адресу: г.Тверь, ул.Благоева, д.6а. Согласно региональной программы, шифр работ на 2017-2019 гг. по указанному многоквартирному дому: 9 - ремонт внутридомовых инженерных систем горячего водоснабжения, 12 - разработка проектной документации, проведение экспертизы проектной документации, 13 - установка коллективных приборов учета потребления ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг и узлов управления и регулирования потребления, 14 - установка, ремонт систем коллективного приема телевидения для обеспечения приема и распределения в многоквартирных домах радиосигналов цифрового эфирного телевизионного вещания. Таким образом, Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области должен выполнить ремонт систем горячего водоснабжения многоквартирного дома №6а по улице Благоева в городе Твери. 19.09.2019 проведён электронный аукцион (ПП РФ 615) №СМР-040/19, по результатам которого 27.01.2020 заключен договор №СМР - 040/19 на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Тверской области. Как следует из данного договора заказчик, в лице Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области поручил подрядчику в лице ООО «Капстрой» выполнить работы по проведению капитального ремонта общего имущества многоквартиных домов по объектам, указанным в Приложении №3 к договору. Дата завершения работ - не позднее 12 месяцев с даты заключения договора. В перечень обязанностей Регионального оператора не входит контроль выполнения краткосрочного плана. Фондом проведены действия в рамках своих полномочий. Согласно графику производства работ по капитальному ремонту системы горячего водоснабжения начало работ - 01.04.2020, окончание работ - 01.06.2020. По состоянию на 02.06.2020 работы по ремонту системы горячего водоснабжения общего имущества многоквартирного дома, расположенного по адресу: г.Тверь, ул.Благоева, д.6а, не ведутся. 02.06.2020 в адрес подрядной организации Фондом направлено уведомление о нарушении сроков производства работ исх.№4062-ю/2020. Фонд непосредственно работы по капитальному ремонту общедомового имущества многоквартирных домов не выполняет, а является техническим заказчиком.
Кроме того, ранее, а именно 08.12.2017, Фондом капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области заключался договор №СМР-095/17 на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области, подрядчиком по которому являлся ООО «Алстрой». На основании письма подрядчика от 28.12.2017 исх.№87 о необходимости выполнения дополнительных работ при проведении капитального ремонта внутридомовых инженерных систем горячего водоснабжения, многоквартирного дома, расположенного по адресу: г.Тверь, ул.Благоева, д.6а, не предусмотренных проектно - сметной документацией, и как следствие, увеличения стоимости работ, а также отсутствием технических условий, договор №СМР-095/17 был расторгнут соглашением о расторжении от 17.09.2018.
06.08.2019, 19.09.2019, 14.10.2019, 14.11.2019, 16.12.2019 Фондом проводились электронные аукционы (ПП РФ 615) №СМР-040/19, целью которых являлось заключение договора на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов на территории Тверской области. Данные аукционы признаны не состоявшимися ввиду отсутствия заявок на участие, что подтверждается протоколом №П1 заседания комиссии по осуществлению закупок по вопросу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе на право заключения договора о выполнении работ (оказании услуг) по предмету электронного аукциона «СМР-040/19».
Представители ответчиков Тверской области в лице Правительства Тверской области, Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области, Министерства строительства Тверской области, третьих лиц департамента жилищно-коммунального хозяйства, жилищной политики и строительства Администрации города Твери, ООО «ГУК Заволжского района города Твери», ООО «Высота ТСК», ООО «Капстрой», Администрации города Твери, а также третье лицо Бакерников В.А. в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом в соответствии со ст.ст.113-116 ГПК РФ, обоснованных ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявляли.
От Министерства строительства Тверской области поступило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие и возражения на иск, согласно которым Министерством решений, затрагивающих или нарушающих права истца, не принималось, в связи с чем оно является ненадлежащим ответчиком по делу.
От Правительства Тверской области поступило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие и отзыв на иск, из которого следует, что Правительство является ненадлежащим ответчиком по делу, возложение субсидиарной ответственности на Правительство и Министерства противоречит ЖК РФ, рассматриваемый спор не является спором о возмещении убытков, следовательно, ст.188 ЖК РФ в рассматриваемом случае неприменима. Обязательства, за которые субъект РФ несет ответственность перед собственниками согласно ст.178 ЖК РФ, не конкретизированы. Истцом не указана ссылка на конкретную обязанность ответчика, которая не была им исполнена согласно ст.182 ЖК РФ. При наличии доказательств привлечения ответчиком для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту подрядных организаций, заключения с ними от своего имени соответствующего договора, основания для вывода о наличии бездействия и возложения на ответчика обязанностей отсутствует.
От Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области также по ступило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие и письменные возражения на иск, из которых следует, что Министерство возражает относительно удовлетворения заявленных требований, является ненадлежащим ответчиком по делу. Министерством решений, затрагивающих или нарушающих права истца, не принималось. В соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ с учетом особенностей, установленных ЖК РФ, обязанность по обеспечению организации и своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах н территории Тверской области возложена на Фонд, который является самостоятельным юридическим лицом, имеет обособленное имущество, а также финансовые средства от приносящей доход деятельности, отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. Материалами дела не подтверждается факт недостаточности имущества Фонда, денежных средств, возможности для исполнения заявленных требований. Напротив представлены доказательства, свидетельствующие об исполнении своих обязанностей и об отсутствии бездействия со стороны Фонда. Таким образом, основания для возложения субсидиарной ответственности на учредителей Фонда, в том числе на Министерство, отсутствуют.
От Администрации города Твери и департамента жилищно-коммунального хозяйства, жилищной политики и строительства Администрации города Твери поступили письменные ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие и отзывы на иск, согласно которым многоквартирный дом №6А на улице Благоева в городе Твери включен в краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории муниципального образования город Тверь на 2016 год, утвержденный постановлением Администрации города Твери от 31.03.2016 №561 по ремонту системы горячего водоснабжения. Способ формирования фонда капитального ремонта общего имущества в указанном многоквартирном доме – на счете регионального оператора в соответствии с постановлением Администрации города Твери от 27.05.2014 №638.
Представитель третьего лица ООО «Капстрой» и третье лицо Бакерников В.А. также просили о рассмотрении дела в их отсутствие.
На основании положений ст.167 ГПК РФ судом определено рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Выслушав истца Бакерникову А.И., её представителя Круглову С.В., представителей ответчика Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области Гусейнову З.Г. и Лещукова Д.В., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Как следует из искового заявления и подтверждается материалами дела, истцу Бакерниковой А.И. принадлежит <данные изъяты> доля в праве общей долевой собственности на квартиру по адресу: г.Тверь, ул.Благоева, д.6А, кв№ на основании договора передачи квартиры в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированного в государственном реестре прав на недвижимое имущество ДД.ММ.ГГГГ за №, копия которого имеется в материал дела.
В соответствии со ст.210 ГК РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно ст.249 ГК РФ, каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
На основании ст.30 ЖК РФ, собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме.
В соответствии с ч.1 ст.154 ЖК РФ капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда.
В соответствии с ч.1 ст.169 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, частью 8 статьи 170 и частью 5 статьи 181 настоящего Кодекса, в размере, установленном в соответствии с частью 8.1 статьи 156 настоящего Кодекса, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере.
Частью 3 ст.170 ЖК РФ предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта: перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете (далее - формирование фонда капитального ремонта на специальном счете); перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора (далее - формирование фонда капитального ремонта на счете регионального оператора).
В силу ч.7 ст.170 ЖК РФ в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в срок, установленный частями 5 и 5.1 настоящей статьи, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в установленный частями 5 и 5.1 настоящей статьи срок, и в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 189 настоящего Кодекса, орган местного самоуправления в течение месяца со дня получения от органа государственного жилищного надзора информации, предусмотренной частью 4 статьи 172 настоящего Кодекса, принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора и уведомляет собственников помещений в таком доме о принятом решении, в том числе с использованием системы.
Частью 1 ст.180 ЖК РФ установлено, что функциями регионального оператора являются аккумулирование взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирных домах, в отношении которых фонды капитального ремонта формируются на счете, счетах регионального оператора; открытие на свое имя специальных счетов и совершение операций по этим счетам в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме выбрали регионального оператора в качестве владельца специального счета. Региональный оператор не вправе отказать собственникам помещений в многоквартирном доме в открытии на свое имя такого счета; осуществление функций технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора; финансирование расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, в пределах средств этих фондов капитального ремонта с привлечением при необходимости средств, полученных из иных источников, в том числе из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета; взаимодействие с органами государственной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления в целях обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора; иные предусмотренные настоящим Кодексом, законом субъекта Российской Федерации и учредительными документами регионального оператора функции.
В соответствии с ч.1 ст.181 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, принявшие решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора, а также собственники помещений в многоквартирном доме, не принявшие решения о способе формирования фонда капитального ремонта, в случае, предусмотренном частью 7 статьи 170 настоящего Кодекса, имеют права и исполняют обязанности, предусмотренные частью 2 настоящей статьи, начиная с даты, определяемой в соответствии с частью 3 статьи 169 и частью 5.1 статьи 170 настоящего Кодекса, а региональный оператор должен исполнять обязанности по обеспечению проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, предусмотренные статьей 182 настоящего Кодекса, перечислить в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, денежные средства фонда капитального ремонта на специальный счет или выплатить собственникам помещений в многоквартирном доме денежные средства, соответствующие долям указанных собственников в фонде капитального ремонта, исполнять иные обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом.
В соответствии с ч.1 ст.182 ЖК РФ региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств.
Анализ приведенных положений закона позволяет прийти к выводу о том, что региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора.
Постановлением Администрации города Твери от 27.05.2014 №638 «О формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора», опубликованным в газете «Вся Тверь» от 30.05.2014 №34, орган местного самоуправления, в рамках возложенных на него полномочий, принял решение о формировании фонда капитального ремонта указанного дома на счете регионального оператора (порядковый номер в приложении к постановлению 765).
Доказательств, подтверждающих, что собственниками многоквартирного дома №6А по улице Благоева в г.Твери был избран способ формирования фонда капитального ремонта на специальном счёте дома, материалы дела не содержат.
В соответствии с ч.2 ст.178 ЖК РФ региональный оператор создается субъектом Российской Федерации, и им может быть создано несколько региональных операторов, каждый из которых осуществляет деятельность на части территории такого субъекта Российской Федерации.
Распоряжением Правительства Тверской области от 28.06.2013 №306 создана некоммерческая организация в организационно-правовой форме фонда - Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области, с определением его в качестве регионального оператора, который осуществляет деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области.
Пунктом 2 указанного распоряжения определено, что основной целью деятельности Фонда является осуществление деятельности, направленной на обеспечение организации и своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области, за счет взносов собственников помещений в таких домах, бюджетных средств и иных не запрещенных законом источников финансирования.
Согласно ч.3 ст.10 Закона Тверской области от 28.06.2013 №43-ЗО «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области» региональный оператор в целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме: а) в порядке и сроки, предусмотренные статьей 18.1 настоящего Закона, подготавливает и направляет собственникам помещений в многоквартирном доме предложения о сроке начала капитального ремонта, необходимом перечне и об объеме услуг и (или) работ, их стоимости, о порядке и об источниках финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме и другие предложения, связанные с проведением такого капитального ремонта; б) обеспечивает подготовку задания на оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту и при необходимости подготовку проектной документации на проведение капитального ремонта, утверждает проектную документацию, несет ответственность за ее качество и соответствие требованиям технических регламентов, стандартов и других нормативных документов; в) привлекает для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту подрядные организации, заключает с ними от своего имени соответствующие договоры, предусматривающие в том числе установление гарантийного срока на оказанные услуги и (или) выполненные работы продолжительностью не менее пяти лет с момента подписания соответствующего акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ, а также обязательства подрядных организаций по устранению выявленных нарушений в разумный срок, за свой счет и своими силами; г) контролирует качество и сроки оказания услуг и (или) выполнения работ подрядными организациями и соответствие таких услуг и (или) работ требованиям проектной документации; г-1) обеспечивает установление в порядке, установленном Правительством Тверской области, фактов воспрепятствования проведению работ по капитальному ремонту, в том числе недопуска собственником, лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, либо лицом, выполняющим работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, подрядной организации к проведению таких работ; д) осуществляет приемку оказанных услуг и (или) выполненных работ, в том числе обеспечивает создание соответствующих комиссий согласно пункту 5 части 2 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации; е) исполняет иные обязанности, предусмотренные Жилищным кодексом Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами Тверской области.
Региональный оператор финансирует расходы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, в пределах средств этого фонда капитального ремонта с привлечением при необходимости средств, полученных из иных источников, в том числе из областного бюджета Тверской области и (или) местного бюджета (ч.4 ст.10 закона Тверской области от 28.06.2013 №43-ЗО).
Основанием для перечисления региональным оператором средств по договору на оказание услуг и (или) выполнение работ по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме является акт приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ (за исключением случая, указанного в части 5 настоящей статьи). Такой акт приемки должен быть согласован с органом местного самоуправления, а также с лицом, которое уполномочено действовать от имени собственников помещений в многоквартирном доме (в случае, если капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится на основании решения собственников помещений в этом многоквартирном доме).
Постановлением Правительства Тверской области от 24.12.2013 №690-пп утверждена региональная программа по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области на 2014-2043 г.г.
Указанным постановлением в отношении многоквартирного жилого дома №6А по ул.Благоева г.Твери в п.1.208 предусмотрены на 2017-2019 г.г. виды работ с шифром 9, 12, 13, 14 (- ремонт внутридомовых инженерных систем горячего водоснабжения;
- разработка проектной документации, проведение экспертизы проектной документации (в случае, если разработка проектной документации, проведение экспертизы проектной документации необходимы в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности), проведение проверки достоверности определения сметной стоимости капитального ремонта, а также проведение государственной историко-культурной экспертизы проектной документации на выполнение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия), являющихся многоквартирными домами, в случае проведения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, являющихся объектами культурного наследия, выявленными объектами культурного наследия;
- установка коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, и узлов управления и регулирования потребления этих ресурсов (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, газа);
- установка, ремонт систем коллективного приема телевидения для обеспечения приема и распределения в многоквартирных домах радиосигналов цифрового эфирного телевизионного вещания).
С целью реализации программы капитального ремонта многоквартирных домов общим собранием собственников помещений многоквартирного дома №6А по ул.Благоева г.Твери принято решение (протокол от 16.02.2016) о проведении капитального ремонта внутридомовой инженерной системы горячего водоснабжения с заменой бойлера.
Проведение капитального ремонта внутридомовой инженерной системы горячего водоснабжения в многоквартирном доме предусмотрено краткосрочным планом реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории муниципального образования город Тверь на 2016 год, утверждённым постановлением Администрации города Твери от 31.03.2016 №561 в целях формирования регионального краткосрочного плана (многоквартирный дом №6А по ул.Благоева г.Твери указана под п.43, дата окончания работ -12.2016, стоимость работ - 3 687 908 руб. за счёт средств собственников).
В дальнейшем, в целях реализации вышеуказанной региональной программы в 2014-2043 г.г. постановлением Правительства Тверской области от 14.06.2016 №209-пп утвержден краткосрочный план реализации в 2016 году региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области на 2014-2043 г.г.
В разделе 1 краткосрочного плана (перечень многоквартирных домов, которые подлежат капитальному ремонту) под п.63 значится многоквартирный дом №6А по ул.Благоева г.Твери, дата завершения работ указана 21.12.2016, стоимость работ – 3 687 908 руб. за счёт средств собственников.
В разделе 2 краткосрочного плана (реестр многоквартирных домов, которые подлежат капитальному ремонту по видам ремонта) по п.63 значится вышеуказанный многоквартирный жилой дом, стоимость капитального ремонта указана - 3 687 908 руб., из них на ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения - 3 687 908 руб.
Вопреки требованиям краткосрочного плана, утвержденного постановлением Правительства Тверской области от 14.06.2016 №209-пп, в указанный в нём срок и до момента рассмотрения судом гражданского дела, Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области не обеспечил выполнение работ по капитальному ремонту внутридомовых инженерных систем горячего водоснабжения в многоквартирном доме №6А по улице Благоева в г.Твери.
Истец просила признать бездействие Фонда незаконным и возложить на него обязанность по обеспечению исполнения работ капитального характера в отношении дома №6А по ул.Благоева в г.Твери с видом работ: капитальный ремонт системы горячего водоснабжения с заменой бойлера на новый стоимостью 3 687 908 руб. по состоянию на 2016 год.
В соответствии со ст.56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п.3 ст.123 Конституции РФ и ст.12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Представители Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области в обоснование возражений ссылались на отсутствие бездействия со своей стороны и принятие всех возможных мер по обеспечению проведения капитального ремонта в установленные сроки, в которым отнесены проведение конкурсных процедур, заключения договоров подряда, контроль за их исполнением.
Вместе с тем, на Фонд в силу прямого указания действующего законодательства возложена обязанность обеспечить проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта. Данная обязанность в отношении спорного дома не была исполнена ответчиком, что свидетельствует о неисполнении возложенных на него обязанностей должным образом.
По смыслу положений ст.ст.178, 180 ЖК РФ, региональный оператор является стороной договора, заключаемого с подрядной организацией в целях осуществления капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, не лишен возможности использовать все предусмотренные гражданским законодательством меры вследствие неисполнения подрядчиком своих договорных обязательств. При этом собственная ответственность Фонда капитального ремонта МКД Тверской области за невыполнение, в том числе подрядчиком, капитального ремонта многоквартирного дома перед его собственниками не устраняется и обязанность по выполнению запланированных мероприятий по капитальному ремонту качественно и в срок за ним сохраняется и подлежит исполнению до полной ее реализации.
В связи с изложенным, доводы ответчика Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области не опровергают законность и обоснованность исковых требований и не свидетельствуют о наличии обстоятельств, освобождающих Фонд от выполнения возложенных на него обязанностей, предусмотренных краткосрочным планом капитального ремонта, утвержденным постановлением Правительства Тверской области от 14.06.2016 №209-пп, в отношении многоквартирного дома №6А по ул.Благоева г.Твери.
В связи с изложенным, заявленные к Фонду капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области исковые требования подлежат удовлетворению.
Вместе с тем, поскольку краткосрочным планом предусмотрены как виды ремонта в рамках подлежащего проведению капитального ремонта каждого из многоквартирных домов, так и стоимость ремонтных работ, оснований для указания дополнительных сведений в указанной части в резолютивной части решения суда не имеется. Кроме того, как следует из представленной ответчиком и подлежащей применению при проведении капитального ремонта рабочей документации, капитальный ремонт системы горячего водоснабжения многоквартирного дома №6А по ул.Благоева г.Твери предполагает замену блок-секций кожухотрубного теплообменника, смену вентилей, шаровых кранов, установку автоматических воздухоотводчиков, манометров, термометров (п.2 Сведения о существующих и проектируемых источниках водоснабжения).
Из положений ст.206 ГПК РФ следует, что если действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
В связи с тем, что для выполнения ответчиком установленных судом обязанностей необходимо выполнение определённых действий, исходя из соблюдения баланса интересов сторон, учитывая длительность проведения работ по капитальному ремонту системы горячего водоснабжения указанного в иске многоквартирного дома, фактическое заключение ответчиком договора с подрядной организацией, суд полагает возможным установить для исполнения требований срок в три месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
В соответствии с ч.6 ст.178 ЖК РФ субъект Российской Федерации несет субсидиарную ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение региональным оператором обязательств перед собственниками помещений в многоквартирных домах.
В соответствии с Уставом Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области полномочия учредителя Фонда от имени Тверской области осуществляют Правительство Тверской области, Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области и Министерство строительства Тверской области (п.1.2).
Пунктом 1.9 Устава предусмотрено, что Учредитель Фонда не отвечает по обязательствам Фонда за исключением субсидиарной ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение Фондом обязательств перед собственниками помещений в многоквартирных домах, формирующих фонд капитального ремонта на счёте, счетах Фонда.
С учётом указанных положений судом к участию в деле в качестве соответчика была привлечена Тверская область в лице уполномоченных органов Правительства Тверской области, Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области и Министерства строительства Тверской области.
Предусмотренная вышеприведённой нормой субсидиарная ответственность субъекта Российской Федерации наступает в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения региональным оператором возложенных на него законом обязательств.
Ответственность самого регионального оператора предусматривается положениями ст.188 ЖК РФ.
Так, в силу ч.1 указанной статьи, убытки, причиненные собственникам помещений в многоквартирных домах в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения региональным оператором своих обязательств в соответствии с настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, подлежат возмещению в соответствии с гражданским законодательством.
Частью 2 данной статьи предусмотрено, что субъект Российской Федерации несет субсидиарную ответственность за исполнение региональным оператором обязательств перед собственниками помещений в многоквартирных домах, указанными в части 1 настоящей статьи.
Таким образом, субсидиарную ответственность субъект Российской Федерации несёт в случае причинения собственникам помещений многоквартирного дома убытков вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения региональным оператором своих обязательств.
В рассматриваемом деле истец не заявляет требований о возмещении убытков, указанных в ч.1 ст.188 ЖК РФ, в связи с чем, оснований для возложения субсидиарной ответственности по обязательствам Фонда на Правительство Тверской области, Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области и Министерство строительства Тверской области не имеется и в удовлетворении исковых требований к данным ответчикам надлежит отказать.
Как предусмотрено ч.1 ст.88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Согласно ч.ч.1, 2 ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
Как следует из материалов дела, 13.12.2019 истцом Бакерниковой А.И. при подаче иска в суд была уплачена государственная пошлина в размере 300 рублей, что подтверждается чеком по операции Сбербанк Онлайн, в связи с чем данная сумма в силу ст.98 ГПК РФ подлежит взысканию с Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области в пользу истца Бакерниковой А.И.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
заявленные исковые требования Бакерниковой А.И. удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области, выразившееся в неисполнении краткосрочного плана реализации в 2016 году региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области на 2014 - 2043 годы, утверждённого Постановлением Правительства Тверской области от 14.06.2016 №209-пп, в части непроведения капитального ремонта внутридомовой системы горячего водоснабжения многоквартирного жилого дома №6А по ул.Благоева г.Твери.
Обязать Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области в течение трёх месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить проведение капитального ремонта внутридомовой системы горячего водоснабжения многоквартирного жилого дома №6А по ул.Благоева г.Твери по видам ремонта и стоимости, определённым краткосрочным планом реализации в 2016 году региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области на 2014 - 2043 годы, утверждённым Постановлением Правительства Тверской области от 14.06.2016 №209-пп.
В удовлетворении исковых требований к Тверской области в лице Правительства Тверской области, Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области, Министерства строительства Тверской области отказать.
Взыскать с Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области в пользу истца Бакерниковой А.И. понесённые расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Центральный районный суд г. Твери в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий Т.Я. Панасюк
Мотивированное решение составлено 10.07.2020.
Дело №2-371/2020 (УИД 69RS0040-02-2019-008476-21)
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
03 июля 2020 года г.Тверь
Центральный районный суд г.Твери в составе
председательствующего судьи Панасюк Т.Я.
при секретаре Сакаевой А.А.
с участием истца Бакерниковой А.И., её представителя Кругловой С.В.,
представителей ответчика Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области на основании доверенностей Гусейновой З.Г. и Лешукова Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Твери 25.06.20120, 03.07.2020 (с перерывом) гражданское дело по иску Бакерниковой А.И. к Фонду капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области, Тверской области в лице Правительства Тверской области, Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области, Министерства строительства Тверской области о признании незаконным бездействия Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области, возложении обязанности обеспечить проведение капитального ремонта в многоквартирном доме,
у с т а н о в и л:
Бакерникова А.И. обратилась в суд с иском к Фонду капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области, в котором просила признать незаконным бездействие ответчика, возложить на него обязанность по выполнению работ капитального характера в отношении многоквартирного дома №6А по улице Благоева города Твери с видом работ: ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения.
В обоснование заявленных исковых требований истец ссылалась на следующие обстоятельства. Она является долевым собственником квартиры № в доме №6А по улице Благоева в г.Твери. Ежемесячно истец надлежащим образом совершает взносы на капитальный ремонт. Постановлением Правительства Тверской области от 24.12.2013 №690-пп утверждена региональная программа по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области на 2014 - 2043 годы. В целях реализации данной программы в 2016 постановлением Правительства Тверской области от 14.06.2016 №209-пп утвержден соответствующий краткосрочный план, в который на 2016 год включен многоквартирный жилой дом №6А по ул.Благоева в г.Твери с видом работ - ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения. На дату подачи искового заявления в суд капитальный ремонт многоквартирного дома не произведен. Непроведение капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома, в котором проживает истец, финансирование которого осуществляется за счет целевых средств граждан, в установленные законодательством сроки существенного нарушает жилищные права истца. Данное обстоятельство может привести к тяжелым последствиям, человеческим жертвам, нанести ущерб здоровью и имуществу людей или повлечь значительные материальные потери, в том числе порчу общего имущества дома.
В процессе рассмотрения дела судом истец уточнила первоначально заявленные требования и в окончательной редакции иска просила признать незаконным бездействие ответчика, выразившееся в непроведении работ капитального ремонта, возложить на него обязанность выполнить работы капитального характера в отношении дома №6А по ул.Благоева в г.Твери с видом работ: капитальный ремонт системы горячего водоснабжения с заменой бойлера на новый стоимостью 3 687 908 руб. по состоянию на 2016 год.
Определением суда, занесённым в протокол судебного заседания от 15.01.2020, к участию в деле в соответчиков привлечены Тверская область в лице Правительства Тверской области, Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области, Министерства строительства Тверской области.
Определениями суда, занесёнными в протоколы судебных заседаний от 15.01.2020, 05.02.2020, 19.03.2020 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ООО «ГУК Заволжского района города Твери», Бакерников В.А., ООО «Высота ТСК», ООО «Капстрой», Администрация города Твери.
Истец Бакерникова А.И. и её представитель Круглова С.В. в судебном заседании поддержали заявленные исковые требования в полном объеме по доводам и основаниям, изложенным в иске, просили их удовлетворить.
Представители ответчика Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области на основании доверенностей Гусейнова З.Г. и Лещуков Д.В. в судебном заседании возражали против удовлетворения заявленных исковых требований, ссылались на отсутствие бездействия со стороны Фонда, поддержали доводы и основания, изложенные в письменных отзывах на иск, в которых указали следующее.
В соответствии с постановлением Администрации города Твери от 31.03.2016 №561 утвержден краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории муниципального образования город Тверь на 2016 год с определением видом и объемов финансирования работ по капитальному ремонту, в который включен многоквартирный дом №6а по улице Благоева в городе Твери с видом работ - ремонт систем горячего водоснабжения. Постановлением Правительства Тверской области от 24.12.2013 № 690-пп утверждена «Региональная программа по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области на 2014-2043 годы», в которую, в том числе, включены многоквартирный дом, расположенный по адресу: г.Тверь, ул.Благоева, д.6а. Согласно региональной программы, шифр работ на 2017-2019 гг. по указанному многоквартирному дому: 9 - ремонт внутридомовых инженерных систем горячего водоснабжения, 12 - разработка проектной документации, проведение экспертизы проектной документации, 13 - установка коллективных приборов учета потребления ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг и узлов управления и регулирования потребления, 14 - установка, ремонт систем коллективного приема телевидения для обеспечения приема и распределения в многоквартирных домах радиосигналов цифрового эфирного телевизионного вещания. Таким образом, Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области должен выполнить ремонт систем горячего водоснабжения многоквартирного дома №6а по улице Благоева в городе Твери. 19.09.2019 проведён электронный аукцион (ПП РФ 615) №СМР-040/19, по результатам которого 27.01.2020 заключен договор №СМР - 040/19 на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Тверской области. Как следует из данного договора заказчик, в лице Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области поручил подрядчику в лице ООО «Капстрой» выполнить работы по проведению капитального ремонта общего имущества многоквартиных домов по объектам, указанным в Приложении №3 к договору. Дата завершения работ - не позднее 12 месяцев с даты заключения договора. В перечень обязанностей Регионального оператора не входит контроль выполнения краткосрочного плана. Фондом проведены действия в рамках своих полномочий. Согласно графику производства работ по капитальному ремонту системы горячего водоснабжения начало работ - 01.04.2020, окончание работ - 01.06.2020. По состоянию на 02.06.2020 работы по ремонту системы горячего водоснабжения общего имущества многоквартирного дома, расположенного по адресу: г.Тверь, ул.Благоева, д.6а, не ведутся. 02.06.2020 в адрес подрядной организации Фондом направлено уведомление о нарушении сроков производства работ исх.№4062-ю/2020. Фонд непосредственно работы по капитальному ремонту общедомового имущества многоквартирных домов не выполняет, а является техническим заказчиком.
Кроме того, ранее, а именно 08.12.2017, Фондом капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области заключался договор №СМР-095/17 на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области, подрядчиком по которому являлся ООО «Алстрой». На основании письма подрядчика от 28.12.2017 исх.№87 о необходимости выполнения дополнительных работ при проведении капитального ремонта внутридомовых инженерных систем горячего водоснабжения, многоквартирного дома, расположенного по адресу: г.Тверь, ул.Благоева, д.6а, не предусмотренных проектно - сметной документацией, и как следствие, увеличения стоимости работ, а также отсутствием технических условий, договор №СМР-095/17 был расторгнут соглашением о расторжении от 17.09.2018.
06.08.2019, 19.09.2019, 14.10.2019, 14.11.2019, 16.12.2019 Фондом проводились электронные аукционы (ПП РФ 615) №СМР-040/19, целью которых являлось заключение договора на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов на территории Тверской области. Данные аукционы признаны не состоявшимися ввиду отсутствия заявок на участие, что подтверждается протоколом №П1 заседания комиссии по осуществлению закупок по вопросу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе на право заключения договора о выполнении работ (оказании услуг) по предмету электронного аукциона «СМР-040/19».
Представители ответчиков Тверской области в лице Правительства Тверской области, Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области, Министерства строительства Тверской области, третьих лиц департамента жилищно-коммунального хозяйства, жилищной политики и строительства Администрации города Твери, ООО «ГУК Заволжского района города Твери», ООО «Высота ТСК», ООО «Капстрой», Администрации города Твери, а также третье лицо Бакерников В.А. в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом в соответствии со ст.ст.113-116 ГПК РФ, обоснованных ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявляли.
От Министерства строительства Тверской области поступило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие и возражения на иск, согласно которым Министерством решений, затрагивающих или нарушающих права истца, не принималось, в связи с чем оно является ненадлежащим ответчиком по делу.
От Правительства Тверской области поступило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие и отзыв на иск, из которого следует, что Правительство является ненадлежащим ответчиком по делу, возложение субсидиарной ответственности на Правительство и Министерства противоречит ЖК РФ, рассматриваемый спор не является спором о возмещении убытков, следовательно, ст.188 ЖК РФ в рассматриваемом случае неприменима. Обязательства, за которые субъект РФ несет ответственность перед собственниками согласно ст.178 ЖК РФ, не конкретизированы. Истцом не указана ссылка на конкретную обязанность ответчика, которая не была им исполнена согласно ст.182 ЖК РФ. При наличии доказательств привлечения ответчиком для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту подрядных организаций, заключения с ними от своего имени соответствующего договора, основания для вывода о наличии бездействия и возложения на ответчика обязанностей отсутствует.
От Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области также по ступило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие и письменные возражения на иск, из которых следует, что Министерство возражает относительно удовлетворения заявленных требований, является ненадлежащим ответчиком по делу. Министерством решений, затрагивающих или нарушающих права истца, не принималось. В соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ с учетом особенностей, установленных ЖК РФ, обязанность по обеспечению организации и своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах н территории Тверской области возложена на Фонд, который является самостоятельным юридическим лицом, имеет обособленное имущество, а также финансовые средства от приносящей доход деятельности, отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. Материалами дела не подтверждается факт недостаточности имущества Фонда, денежных средств, возможности для исполнения заявленных требований. Напротив представлены доказательства, свидетельствующие об исполнении своих обязанностей и об отсутствии бездействия со стороны Фонда. Таким образом, основания для возложения субсидиарной ответственности на учредителей Фонда, в том числе на Министерство, отсутствуют.
От Администрации города Твери и департамента жилищно-коммунального хозяйства, жилищной политики и строительства Администрации города Твери поступили письменные ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие и отзывы на иск, согласно которым многоквартирный дом №6А на улице Благоева в городе Твери включен в краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории муниципального образования город Тверь на 2016 год, утвержденный постановлением Администрации города Твери от 31.03.2016 №561 по ремонту системы горячего водоснабжения. Способ формирования фонда капитального ремонта общего имущества в указанном многоквартирном доме – на счете регионального оператора в соответствии с постановлением Администрации города Твери от 27.05.2014 №638.
Представитель третьего лица ООО «Капстрой» и третье лицо Бакерников В.А. также просили о рассмотрении дела в их отсутствие.
На основании положений ст.167 ГПК РФ судом определено рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Выслушав истца Бакерникову А.И., её представителя Круглову С.В., представителей ответчика Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области Гусейнову З.Г. и Лещукова Д.В., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Как следует из искового заявления и подтверждается материалами дела, истцу Бакерниковой А.И. принадлежит <данные изъяты> доля в праве общей долевой собственности на квартиру по адресу: г.Тверь, ул.Благоева, д.6А, кв№ на основании договора передачи квартиры в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированного в государственном реестре прав на недвижимое имущество ДД.ММ.ГГГГ за №, копия которого имеется в материал дела.
В соответствии со ст.210 ГК РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно ст.249 ГК РФ, каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
На основании ст.30 ЖК РФ, собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме.
В соответствии с ч.1 ст.154 ЖК РФ капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда.
В соответствии с ч.1 ст.169 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, частью 8 статьи 170 и частью 5 статьи 181 настоящего Кодекса, в размере, установленном в соответствии с частью 8.1 статьи 156 настоящего Кодекса, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере.
Частью 3 ст.170 ЖК РФ предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта: перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете (далее - формирование фонда капитального ремонта на специальном счете); перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора (далее - формирование фонда капитального ремонта на счете регионального оператора).
В силу ч.7 ст.170 ЖК РФ в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в срок, установленный частями 5 и 5.1 настоящей статьи, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в установленный частями 5 и 5.1 настоящей статьи срок, и в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 189 настоящего Кодекса, орган местного самоуправления в течение месяца со дня получения от органа государственного жилищного надзора информации, предусмотренной частью 4 статьи 172 настоящего Кодекса, принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора и уведомляет собственников помещений в таком доме о принятом решении, в том числе с использованием системы.
Частью 1 ст.180 ЖК РФ установлено, что функциями регионального оператора являются аккумулирование взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирных домах, в отношении которых фонды капитального ремонта формируются на счете, счетах регионального оператора; открытие на свое имя специальных счетов и совершение операций по этим счетам в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме выбрали регионального оператора в качестве владельца специального счета. Региональный оператор не вправе отказать собственникам помещений в многоквартирном доме в открытии на свое имя такого счета; осуществление функций технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора; финансирование расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, в пределах средств этих фондов капитального ремонта с привлечением при необходимости средств, полученных из иных источников, в том числе из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета; взаимодействие с органами государственной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления в целях обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора; иные предусмотренные настоящим Кодексом, законом субъекта Российской Федерации и учредительными документами регионального оператора функции.
В соответствии с ч.1 ст.181 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, принявшие решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора, а также собственники помещений в многоквартирном доме, не принявшие решения о способе формирования фонда капитального ремонта, в случае, предусмотренном частью 7 статьи 170 настоящего Кодекса, имеют права и исполняют обязанности, предусмотренные частью 2 настоящей статьи, начиная с даты, определяемой в соответствии с частью 3 статьи 169 и частью 5.1 статьи 170 настоящего Кодекса, а региональный оператор должен исполнять обязанности по обеспечению проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, предусмотренные статьей 182 настоящего Кодекса, перечислить в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, денежные средства фонда капитального ремонта на специальный счет или выплатить собственникам помещений в многоквартирном доме денежные средства, соответствующие долям указанных собственников в фонде капитального ремонта, исполнять иные обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом.
В соответствии с ч.1 ст.182 ЖК РФ региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств.
Анализ приведенных положений закона позволяет прийти к выводу о том, что региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора.
Постановлением Администрации города Твери от 27.05.2014 №638 «О формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора», опубликованным в газете «Вся Тверь» от 30.05.2014 №34, орган местного самоуправления, в рамках возложенных на него полномочий, принял решение о формировании фонда капитального ремонта указанного дома на счете регионального оператора (порядковый номер в приложении к постановлению 765).
Доказательств, подтверждающих, что собственниками многоквартирного дома №6А по улице Благоева в г.Твери был избран способ формирования фонда капитального ремонта на специальном счёте дома, материалы дела не содержат.
В соответствии с ч.2 ст.178 ЖК РФ региональный оператор создается субъектом Российской Федерации, и им может быть создано несколько региональных операторов, каждый из которых осуществляет деятельность на части территории такого субъекта Российской Федерации.
Распоряжением Правительства Тверской области от 28.06.2013 №306 создана некоммерческая организация в организационно-правовой форме фонда - Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области, с определением его в качестве регионального оператора, который осуществляет деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области.
Пунктом 2 указанного распоряжения определено, что основной целью деятельности Фонда является осуществление деятельности, направленной на обеспечение организации и своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области, за счет взносов собственников помещений в таких домах, бюджетных средств и иных не запрещенных законом источников финансирования.
Согласно ч.3 ст.10 Закона Тверской области от 28.06.2013 №43-ЗО «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области» региональный оператор в целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме: а) в порядке и сроки, предусмотренные статьей 18.1 настоящего Закона, подготавливает и направляет собственникам помещений в многоквартирном доме предложения о сроке начала капитального ремонта, необходимом перечне и об объеме услуг и (или) работ, их стоимости, о порядке и об источниках финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме и другие предложения, связанные с проведением такого капитального ремонта; б) обеспечивает подготовку задания на оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту и при необходимости подготовку проектной документации на проведение капитального ремонта, утверждает проектную документацию, несет ответственность за ее качество и соответствие требованиям технических регламентов, стандартов и других нормативных документов; в) привлекает для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту подрядные организации, заключает с ними от своего имени соответствующие договоры, предусматривающие в том числе установление гарантийного срока на оказанные услуги и (или) выполненные работы продолжительностью не менее пяти лет с момента подписания соответствующего акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ, а также обязательства подрядных организаций по устранению выявленных нарушений в разумный срок, за свой счет и своими силами; г) контролирует качество и сроки оказания услуг и (или) выполнения работ подрядными организациями и соответствие таких услуг и (или) работ требованиям проектной документации; г-1) обеспечивает установление в порядке, установленном Правительством Тверской области, фактов воспрепятствования проведению работ по капитальному ремонту, в том числе недопуска собственником, лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, либо лицом, выполняющим работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, подрядной организации к проведению таких работ; д) осуществляет приемку оказанных услуг и (или) выполненных работ, в том числе обеспечивает создание соответствующих комиссий согласно пункту 5 части 2 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации; е) исполняет иные обязанности, предусмотренные Жилищным кодексом Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами Тверской области.
Региональный оператор финансирует расходы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, в пределах средств этого фонда капитального ремонта с привлечением при необходимости средств, полученных из иных источников, в том числе из областного бюджета Тверской области и (или) местного бюджета (ч.4 ст.10 закона Тверской области от 28.06.2013 №43-ЗО).
Основанием для перечисления региональным оператором средств по договору на оказание услуг и (или) выполнение работ по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме является акт приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ (за исключением случая, указанного в части 5 настоящей статьи). Такой акт приемки должен быть согласован с органом местного самоуправления, а также с лицом, которое уполномочено действовать от имени собственников помещений в многоквартирном доме (в случае, если капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится на основании решения собственников помещений в этом многоквартирном доме).
Постановлением Правительства Тверской области от 24.12.2013 №690-пп утверждена региональная программа по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области на 2014-2043 г.г.
Указанным постановлением в отношении многоквартирного жилого дома №6А по ул.Благоева г.Твери в п.1.208 предусмотрены на 2017-2019 г.г. виды работ с шифром 9, 12, 13, 14 (- ремонт внутридомовых инженерных систем горячего водоснабжения;
- разработка проектной документации, проведение экспертизы проектной документации (в случае, если разработка проектной документации, проведение экспертизы проектной документации необходимы в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности), проведение проверки достоверности определения сметной стоимости капитального ремонта, а также проведение государственной историко-культурной экспертизы проектной документации на выполнение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия), являющихся многоквартирными домами, в случае проведения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, являющихся объектами культурного наследия, выявленными объектами культурного наследия;
- установка коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, и узлов управления и регулирования потребления этих ресурсов (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, газа);
- установка, ремонт систем коллективного приема телевидения для обеспечения приема и распределения в многоквартирных домах радиосигналов цифрового эфирного телевизионного вещания).
С целью реализации программы капитального ремонта многоквартирных домов общим собранием собственников помещений многоквартирного дома №6А по ул.Благоева г.Твери принято решение (протокол от 16.02.2016) о проведении капитального ремонта внутридомовой инженерной системы горячего водоснабжения с заменой бойлера.
Проведение капитального ремонта внутридомовой инженерной системы горячего водоснабжения в многоквартирном доме предусмотрено краткосрочным планом реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории муниципального образования город Тверь на 2016 год, утверждённым постановлением Администрации города Твери от 31.03.2016 №561 в целях формирования регионального краткосрочного плана (многоквартирный дом №6А по ул.Благоева г.Твери указана под п.43, дата окончания работ -12.2016, стоимость работ - 3 687 908 руб. за счёт средств собственников).
В дальнейшем, в целях реализации вышеуказанной региональной программы в 2014-2043 г.г. постановлением Правительства Тверской области от 14.06.2016 №209-пп утвержден краткосрочный план реализации в 2016 году региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области на 2014-2043 г.г.
В разделе 1 краткосрочного плана (перечень многоквартирных домов, которые подлежат капитальному ремонту) под п.63 значится многоквартирный дом №6А по ул.Благоева г.Твери, дата завершения работ указана 21.12.2016, стоимость работ – 3 687 908 руб. за счёт средств собственников.
В разделе 2 краткосрочного плана (реестр многоквартирных домов, которые подлежат капитальному ремонту по видам ремонта) по п.63 значится вышеуказанный многоквартирный жилой дом, стоимость капитального ремонта указана - 3 687 908 руб., из них на ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения - 3 687 908 руб.
Вопреки требованиям краткосрочного плана, утвержденного постановлением Правительства Тверской области от 14.06.2016 №209-пп, в указанный в нём срок и до момента рассмотрения судом гражданского дела, Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области не обеспечил выполнение работ по капитальному ремонту внутридомовых инженерных систем горячего водоснабжения в многоквартирном доме №6А по улице Благоева в г.Твери.
Истец просила признать бездействие Фонда незаконным и возложить на него обязанность по обеспечению исполнения работ капитального характера в отношении дома №6А по ул.Благоева в г.Твери с видом работ: капитальный ремонт системы горячего водоснабжения с заменой бойлера на новый стоимостью 3 687 908 руб. по состоянию на 2016 год.
В соответствии со ст.56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п.3 ст.123 Конституции РФ и ст.12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Представители Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области в обоснование возражений ссылались на отсутствие бездействия со своей стороны и принятие всех возможных мер по обеспечению проведения капитального ремонта в установленные сроки, в которым отнесены проведение конкурсных процедур, заключения договоров подряда, контроль за их исполнением.
Вместе с тем, на Фонд в силу прямого указания действующего законодательства возложена обязанность обеспечить проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта. Данная обязанность в отношении спорного дома не была исполнена ответчиком, что свидетельствует о неисполнении возложенных на него обязанностей должным образом.
По смыслу положений ст.ст.178, 180 ЖК РФ, региональный оператор является стороной договора, заключаемого с подрядной организацией в целях осуществления капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, не лишен возможности использовать все предусмотренные гражданским законодательством меры вследствие неисполнения подрядчиком своих договорных обязательств. При этом собственная ответственность Фонда капитального ремонта МКД Тверской области за невыполнение, в том числе подрядчиком, капитального ремонта многоквартирного дома перед его собственниками не устраняется и обязанность по выполнению запланированных мероприятий по капитальному ремонту качественно и в срок за ним сохраняется и подлежит исполнению до полной ее реализации.
В связи с изложенным, доводы ответчика Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области не опровергают законность и обоснованность исковых требований и не свидетельствуют о наличии обстоятельств, освобождающих Фонд от выполнения возложенных на него обязанностей, предусмотренных краткосрочным планом капитального ремонта, утвержденным постановлением Правительства Тверской области от 14.06.2016 №209-пп, в отношении многоквартирного дома №6А по ул.Благоева г.Твери.
В связи с изложенным, заявленные к Фонду капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области исковые требования подлежат удовлетворению.
Вместе с тем, поскольку краткосрочным планом предусмотрены как виды ремонта в рамках подлежащего проведению капитального ремонта каждого из многоквартирных домов, так и стоимость ремонтных работ, оснований для указания дополнительных сведений в указанной части в резолютивной части решения суда не имеется. Кроме того, как следует из представленной ответчиком и подлежащей применению при проведении капитального ремонта рабочей документации, капитальный ремонт системы горячего водоснабжения многоквартирного дома №6А по ул.Благоева г.Твери предполагает замену блок-секций кожухотрубного теплообменника, смену вентилей, шаровых кранов, установку автоматических воздухоотводчиков, манометров, термометров (п.2 Сведения о существующих и проектируемых источниках водоснабжения).
Из положений ст.206 ГПК РФ следует, что если действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
В связи с тем, что для выполнения ответчиком установленных судом обязанностей необходимо выполнение определённых действий, исходя из соблюдения баланса интересов сторон, учитывая длительность проведения работ по капитальному ремонту системы горячего водоснабжения указанного в иске многоквартирного дома, фактическое заключение ответчиком договора с подрядной организацией, суд полагает возможным установить для исполнения требований срок в три месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
В соответствии с ч.6 ст.178 ЖК РФ субъект Российской Федерации несет субсидиарную ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение региональным оператором обязательств перед собственниками помещений в многоквартирных домах.
В соответствии с Уставом Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области полномочия учредителя Фонда от имени Тверской области осуществляют Правительство Тверской области, Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области и Министерство строительства Тверской области (п.1.2).
Пунктом 1.9 Устава предусмотрено, что Учредитель Фонда не отвечает по обязательствам Фонда за исключением субсидиарной ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение Фондом обязательств перед собственниками помещений в многоквартирных домах, формирующих фонд капитального ремонта на счёте, счетах Фонда.
С учётом указанных положений судом к участию в деле в качестве соответчика была привлечена Тверская область в лице уполномоченных органов Правительства Тверской области, Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области и Министерства строительства Тверской области.
Предусмотренная вышеприведённой нормой субсидиарная ответственность субъекта Российской Федерации наступает в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения региональным оператором возложенных на него законом обязательств.
Ответственность самого регионального оператора предусматривается положениями ст.188 ЖК РФ.
Так, в силу ч.1 указанной статьи, убытки, причиненные собственникам помещений в многоквартирных домах в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения региональным оператором своих обязательств в соответствии с настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, подлежат возмещению в соответствии с гражданским законодательством.
Частью 2 данной статьи предусмотрено, что субъект Российской Федерации несет субсидиарную ответственность за исполнение региональным оператором обязательств перед собственниками помещений в многоквартирных домах, указанными в части 1 настоящей статьи.
Таким образом, субсидиарную ответственность субъект Российской Федерации несёт в случае причинения собственникам помещений многоквартирного дома убытков вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения региональным оператором своих обязательств.
В рассматриваемом деле истец не заявляет требований о возмещении убытков, указанных в ч.1 ст.188 ЖК РФ, в связи с чем, оснований для возложения субсидиарной ответственности по обязательствам Фонда на Правительство Тверской области, Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области и Министерство строительства Тверской области не имеется и в удовлетворении исковых требований к данным ответчикам надлежит отказать.
Как предусмотрено ч.1 ст.88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Согласно ч.ч.1, 2 ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
Как следует из материалов дела, 13.12.2019 истцом Бакерниковой А.И. при подаче иска в суд была уплачена государственная пошлина в размере 300 рублей, что подтверждается чеком по операции Сбербанк Онлайн, в связи с чем данная сумма в силу ст.98 ГПК РФ подлежит взысканию с Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области в пользу истца Бакерниковой А.И.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
заявленные исковые требования Бакерниковой А.И. удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области, выразившееся в неисполнении краткосрочного плана реализации в 2016 году региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области на 2014 - 2043 годы, утверждённого Постановлением Правительства Тверской области от 14.06.2016 №209-пп, в части непроведения капитального ремонта внутридомовой системы горячего водоснабжения многоквартирного жилого дома №6А по ул.Благоева г.Твери.
Обязать Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области в течение трёх месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить проведение капитального ремонта внутридомовой системы горячего водоснабжения многоквартирного жилого дома №6А по ул.Благоева г.Твери по видам ремонта и стоимости, определённым краткосрочным планом реализации в 2016 году региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области на 2014 - 2043 годы, утверждённым Постановлением Правительства Тверской области от 14.06.2016 №209-пп.
В удовлетворении исковых требований к Тверской области в лице Правительства Тверской области, Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области, Министерства строительства Тверской области отказать.
Взыскать с Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области в пользу истца Бакерниковой А.И. понесённые расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Центральный районный суд г. Твери в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий Т.Я. Панасюк
Мотивированное решение составлено 10.07.2020.