Дело №а-1865/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
07 июля 2020 г. <адрес>
<адрес>
Красногорский городской суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Хановой Ю.С.,
при секретаре ФИО2,
рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Главному управлению государственного строительного надзора <адрес>, Министерству строительного комплекса <адрес> о признании незаконным бездействия, включении в реестр,
У С Т А Н О В И Л:
Административный истец – ФИО1 обратилась в суд, уточнив исковые требования, просила признать незаконным бездействие Главного управления государственного строительного надзора <адрес> о не включении в реестр пострадавших граждан – участников долевого строительства, обязать Главное управление государственного строительного надзора <адрес> включить ФИО1 в реестр пострадавших граждан – участников долевого строительства с ДД.ММ.ГГГГ.
Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ между ФИО1 и ЗАО «МЖК» был заключен договор участия в долевом строительстве жилого <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно п.1 Договора, Застройщик принял на себя обязательства построить многоквартирный жилой дом по строительному адресу: <адрес>, строительный корпус 4, расположенный на земельном участке с кадастровым номером 50:11:0010110:96 и после получения разрешения на ввод в эксплуатацию передать по Акту приема-передачи Объект долевого строительства - квартиру свободной планировки в строящемся многоквартирном жилом доме, на 4 (четвертом) этаже, предварительной площадью 23,70 кв.м., строительный номер <адрес> А, а Дольщик обязуется уплатить цену, указанную в п. 2.1, в размере 1 200 000,0 рублей и принять Объект долевого строительства от Застройщика.
Согласно, п.1.8 Договора, планируемый срок получения разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного жилого дома является 1 (первый) квартал 2019г. Административный истец оплатил Застройщику денежные средства в размере 1 200 000,0 руб., что подтверждается квитанцией к приходному кассовому ордеру № от 09.01.2017г., на сумму 200 000,0 руб. квитанцией к приходному кассовому ордеру № от 07.03.2017г., на сумму 1 000 000,0 руб., таким образом Дольщиком были выполнены принятые на себя обязательства по Договору в полном объеме. Застройщиком принятые обязательства не выполнены, строительство многоквартирного жилого дома не велось. Квартира дольщику не передана.
20.11.2017г. в отношении директора ЗАО «МЖК» ФИО3 и иных неустановленных лиц Следственным управлением УМВД России по городскому округу <адрес> возбуждено уголовное дело № от 20.11,2017г. по признакам преступления, предусмотренного ч.4 ст. 159 УК РФ. Истец по данному уголовному делу признана потерпевшей.
Как указывает административный истец, 19.10.2018г. он направил в адрес Министерства строительного комплекса МО заказным письмом заявление о включении в реестр пострадавших граждан.
31.10. 2018г. получен ответ об отказе в рассмотрении заявления в связи с направлением заявления на бумажном носителе, а не в электронном виде посредством Регионального портала государственных и муниципальных услуг <адрес>.
23.11.2018г. Административный истец направил заказным письмом в адрес Министерства строительного комплекса МО жалобу о не рассмотрении заявления. Ответ на жалобу не получен.
12.02.2019г. Административный истец направил заявление о включении в реестр пострадавших граждан в электронном виде посредством Регионального портала государственных и муниципальных услуг <адрес>, которое было зарегистрировано 12.02.2019г. за № Р№21230178, дата предоставлении услуги до 01.03.2019г. Однако до подачи настоящего иска ответ не направлен.
На основании изложенного просит признать незаконным бездействие Главного управления государственного строительного надзора <адрес> о не включении в реестр пострадавших граждан – участников долевого строительства, обязать Главное управление государственного строительного надзора <адрес> включить ФИО1 в реестр пострадавших граждан – участников долевого строительства с ДД.ММ.ГГГГ.
В судебное заседание административный истец не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, направил своего представителя по доверенности – ФИО4, которая в судебное заседание явилась, уточненные исковые требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить.
Представитель административного ответчика – Главного управления государственного строительного надзора МО в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, направил письменные объяснения, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель Министерства строительного комплекса МО в судебное заседание не явился, извещен о времени и месту слушания дела надлежащим образом, причину неявки суду не сообщил.
Выслушав мнение представителя административного истца, изучив письменные материалы дела, суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований по следующим основаниям.
Право оспаривания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего предусмотрено положениями ст. 218 КАС Российской Федерации.
Признание незаконными решений, действий (бездействия) публичного органа, должностного лица, государственного или муниципального служащего возможно только при их несоответствии нормам действующего законодательства, сопряженным с нарушением прав и законных интересов гражданина, что следует из анализа положений ст. ст. 218, 227 КАС Российской Федерации.
Отношения, связанные с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, а также с установлением гарантий защиты прав, законных интересов и имущества участников долевого строительства, регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - ФЗ N 214-ФЗ).
Согласно Федеральному закону "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" уполномоченный орган устанавливает критерии, в соответствии с которыми граждане, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, относятся к числу пострадавших, и правила ведения контролирующим органом реестра таких граждан (часть 4 статьи 23).
Во исполнение предписаний федерального законодателя Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ издало приказ N 560/пр "Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан и правил ведения реестра пострадавших граждан" (действующий на момент обращения ФИО1).
Правила ведения реестра пострадавших граждан определяют порядок формирования и ведения такого реестра, то есть предметом правового регулирования являются публично-правовые отношения.
12.02.2019г. Административный истец направил заявление о включении в реестр пострадавших граждан в электронном виде посредством Регионального портала государственных и муниципальных услуг <адрес>, которое было зарегистрировано 12.02.2019г. за № Р№21230178, дата предоставлении услуги до 01.03.2019г. До подачи настоящего искового заявления оно не рассмотрено, ответ не направлен.
Однако в письменных пояснениях административный ответчик указывает, что ответ на данное обращение – уведомление об отказе во включении в реестр пострадавших граждан было направлено ДД.ММ.ГГГГ, в доказательство чего представляет снимок экрана от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно указанному Уведомлению, по результатам рассмотрения заявления от ДД.ММ.ГГГГ № о включении в реестр пострадавших граждан, руководствуясь пунктом 7 статьи 23 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №/пр (далее - Приказ), Комиссией Главного управления государственного строительного надзора <адрес> по отнесению граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших и включению их в Реестр пострадавших граждан (далее -Комиссия) принято решение об отказе во включении Вас в реестр пострадавших граждан (Протокол заседания Комиссии от ДД.ММ.ГГГГ № ПК-11) в связи с:
- несоответствием одному из критериев, установленных пунктом 2 приложения № к Приказу:
- неисполнение застройщиком обязательств по договору участия в долевом строительстве жилого помещения, заключенному в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральным законом № 214-ФЗ), в течение более 6 месяцев с даты, установленной в таком договоре, при отсутствии прироста вложений в незавершенное строительство объекта строительства в течение двух последовательных отчетных периодов или введение в отношении застройщика одной из процедур, применяемых в деле о банкротстве застройщика (далее - проблемный объект).
- привлечение застройщиком проблемного объекта денежных средств гражданина -участника долевого строительства для строительства проблемного объекта осуществлялось на основании договора участия в долевом строительстве, заключенного в соответствии с Федеральным законом № 214-ФЗ.
- непредставление или представление не в полном объеме, а равно представлением заведомо ложных и (или) недостоверных документов, из числа предусмотренных пунктом 6 настоящих Правил.
Пунктом 6 установлен перечень документов прилагаемых к заявлению, к которым, в том числе, отнесены копии платежных документов, подтверждающих исполнение обязательств по договору участия в долевом строительстве, заключенному в отношении проблемного объекта, и договору уступки (в случае уступки участником долевого строительства прав требования по договору).
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ между ФИО1 и ЗАО «МЖК» был заключен договор участия в долевом строительстве жилого <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно п.1 Договора, Застройщик принял на себя обязательства построить многоквартирный жилой дом по строительному адресу: <адрес>, строительный корпус 4, расположенный на земельном участке с кадастровым номером 50:11:0010110:96 и после получения разрешения на ввод в эксплуатацию передать по Акту приема-передачи Объект долевого строительства - квартиру свободной планировки в строящемся многоквартирном жилом доме, на 4 (четвертом) этаже, предварительной площадью 23,70 кв.м., строительный номер <адрес> А, а Дольщик обязуется уплатить цену, указанную в п. 2.1, в размере 1 200 000,0 рублей и принять Объект долевого строительства от Застройщика.
Согласно, п.1.8 Договора, планируемый срок получения разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного жилого дома является 1 (первый) квартал 2019г. Административный истец оплатил Застройщику денежные средства в размере 1 200 000,0 руб., что подтверждается квитанцией к приходному кассовому ордеру № от 09.01.2017г., на сумму 200 000,0 руб. квитанцией к приходному кассовому ордеру № от 07.03.2017г., на сумму 1 000 000,0 руб., таким образом Дольщиком были выполнены принятые на себя обязательства по Договору в полном объеме. Застройщиком принятые обязательства не выполнены, строительство многоквартирного жилого дома не велось. Квартира дольщику не передана.
20.11.2017г. в отношении директора ЗАО «МЖК» ФИО3 и иных неустановленных лиц Следственным управлением УМВД России по городскому округу <адрес> возбуждено уголовное дело № от 20.11,2017г. по признакам преступления, предусмотренного ч.4 ст. 159 УК РФ. Истец по данному уголовному делу признана потерпевшей.
12.02.2019г. Административный истец направил заявление о включении в реестр пострадавших граждан в электронном виде посредством Регионального портала государственных и муниципальных услуг <адрес>, которое было зарегистрировано 12.02.2019г. за № Р№21230178, дата предоставлении услуги до 01.03.2019г. Однако до подачи настоящего иска ответ не направлен.
Истцом представлены квитанции в доказательство исполнения обязательств по уплате цены договора участия в долевом строительстве: квитанция к приходному кассовому ордеру № от ДД.ММ.ГГГГ в сумме 1 000 000 рублей, основание «ДДУ №», а также квитанция к приходному кассовому ордеру № от ДД.ММ.ГГГГ, основанием которой указано «ДБ № от ДД.ММ.ГГГГ.» на сумму 200 000 рублей. Платеж на сумму 200.000 рублей произведен ДД.ММ.ГГГГ. то есть до заключения договора участия в долевом строительстве.
В отсутствие платежных документов, подтверждающих исполнение участником долевого строительства обязательств по договору о долевом участии от ДД.ММ.ГГГГ, обязательность которых предусмотрена п. 6 Правил, правовых оснований для принятия решения о включении административного истца в реестр, у административного ответчика не имелось.
Решение принято уполномоченным органом в пределах его полномочий в соответствии с требованиями действующего законодательства.
В настоящее время в связи со вступлением в законную силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №151-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации, ч. 7 ст. 23 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №214-ФЗ, в соответствии с которым контролирующий орган признает граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, пострадавшими и ведет реестр таких граждан, признана утратившей силу. Соответственно, с ДД.ММ.ГГГГ Главным управлением государственного строительного надзора <адрес> не осуществляется признание граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, пострадавшими и ведение реестра таких граждан.
Также приказом Министерства строительного и жилищного-коммунального хозяйства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №/пр признаны потратившими силу приказ Министерства строительного и жилищного-коммунального хозяйства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №/пр «Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан и правил ведения реестра пострадавших граждан", приказ Министерства строительного и жилищного-коммунального хозяйства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №/пр «О внесении изменений в критерии отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан и правил ведения реестра пострадавших граждан, утвержденные приказом Министерства строительного и жилищного-коммунального хозяйства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №/пр.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.175 КАС РФ,
Р Е Ш И Л:
Административный иск ФИО1 к Главному управлению государственного строительного надзора <адрес>, Министерству строительного комплекса <адрес> о признании незаконным бездействия, включении в реестр – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Красногорский городской суд <адрес> в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Ю.С. Ханова