Решение по делу № 2-730/2021 от 24.12.2020

Дело № 2-730/2021

44RS0001-01-2020-007228-24

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

26 января 2021 года

Свердловский районный суд города Костромы в составе судьи Тележкиной О.Д. при секретаре С с участием представителя истцов Ногтевой Ю.А., представителя ответчика Смирнова В.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Афонина С.Г. и Терехова Э.А. к Управлению имущественных и земельных отношений администрации г. Костромы об установлении границ земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

Афонин С.Г., Терехов Э.А. обратились в Свердловский районный суд г. Костромы с настоящим иском, в обоснование заявленных требований указали, что являются собственниками помещений в нежилом здании - гараж, площадью 181,2 кв.м. с кадастровым номером . Афонину С.Г. принадлежит нежилое помещение общей площадью 61 кв.м., этаж , кадастровый , адрес: <адрес>, нежилое помещение , а также нежилое помещение общей площадью 63,6 кв.м., этаж , кадастровый адрес: <адрес>, пом. 2 (гараж). Терехову Э.А. принадлежит нежилое помещение общей площадью 58,4 кв.м., этаж , кадастровый , адрес: <адрес>. Здание расположено на земельном участке с кадастровым номером . Права на земельный участок у истцов отсутствуют. Границы земельного участка не установлены в соответствии с действующим законодательством. По сведениям ЕГРН, площадь земельного участка с кадастровым номером составляет 334 кв. м. Разрешенное использование: для эксплуатации гаража. В административном порядке собственникам предварительно согласовано предоставление земельного участка в соответствии со ст. 39.1, пп 6 п. 2 ст. 39.3, ст. 39.14, 39.15 ЗК РФ. Терехову Э.А. и Афонину С.Г. постановлено обеспечить проведение кадастровых работ по уточнению границ земельного участка. Местоположение границ земельного участка с кадастровым номером при проведении кадастровых работ устанавливалось посредством определения координат характерных точек таких границ, в соответствии с требованиями п. 8 ст. 22 Федерального закона № 218-ФЗ от 13.07.2015 «О государственной регистрации недвижимости». При проведении кадастровых работах использован графический материал на данный земельный участок, а именно выписка из технического паспорта от <дата>, предоставленная заказчиком. По данным карты градостроительного зонирования территории <адрес> (приложение 1 к решению Думы <адрес> от <дата>) земельный участок попадает в зону, на которую градостроительные регламенты Правил землепользования и застройки не распространяются, соответственно предельные минимальные и максимальные размеры земельного участка не установлены. Площадь земельного участка с кадастровым номером , расположенного: <адрес> при уточнении местоположения границ составила 343 кв. м. Увеличение площади земельного участка не превышает 10 % от площади данного земельного участка кадастровым номером , сведения о которой содержаться в Едином государственном реестре недвижимости, что не противоречит п. 32 ст. 26 Федерального закона от <дата> «О государственной регистрации недвижимости». Согласно п. 3 ст. 39 «О кадастровой деятельности» проведено согласование местоположения границ земельного участка, расположенного: <адрес> правообладателем данного земельного участка и правообладателями смежных земельных участков. Часть границы, между точками 1-9 земельного участка с кадастровым номером , расположенного: <адрес>, граничит с земельным участком с кадастровым номером , границы которого установлены в соответствии с действующим законодательством РФ. Согласование в отношении соответствующей части границы земельного участка не требуется. Часть границы, между точками 9-10 земельного участка с кадастровым номером , расположенного: <адрес>, граничит с земельным участком с кадастровым номером , границы которого установлены в соответствии с действующим законодательством РФ. Согласование в отношении соответствующей части границы земельного участка не требуется. Часть границы, между точками 10-1 земельного участка с кадастровым номером , расположенного: <адрес>, граничит с земельным участком с кадастровым номером , границы которого установлены в соответствии с действующим законодательством РФ. Согласование в отношении соответствующей части границы земельного участка не требуется. В результате был подготовлен акт согласования местоположения границ земельного участка. В силу ч.ч. 1, 2 ст. 40 Закона о кадастре недвижимости, результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования и является частью межевого плана. Местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей. С целью внесения сведений в ЕГРН о земельном участке с заявлением о государственном кадастровом учете обратился через представителя Афонин С.Г. По результатам рассмотрения Управление Росреестра по Костромской области подготовило уведомление от <дата> о приостановлении государственного кадастрового учета. Основанием послужило отсутствие в акте согласования реквизитов документа, удостоверяющего личность заинтересованного лица, участвующего в согласовании по границе от точки 1 до точки 1. При таких обстоятельствах, как усматривается из текста приостановки, граница Росреестром считается не согласованной в соответствии со ст. 39, 40 221-ФЗ «О кадастровой деятельности». В соответствии с п. 5. ст. 40 221-ФЗ, споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ, после оформления акта согласования границ разрешаются в установленном Земельным кодексом Российской Федерации порядке. Основание приостановления непреодолимо. Акт согласования местоположения границ земельного участка от точки 1 до точки 1 подписывает представитель Управления имущественных и земельных отношений Администрации г. Костромы - начальник УИЗО И на основании кадрового распоряжения -КГ от <дата> и Положения об Управлении имущественных и земельных отношений Администрации г. Костромы (утв. Постановлением Администрации г. Костромы №604 от 23.03.2015). Позиция УИЗО об отсутствии обязанности предоставлять паспортные данные представителя в лице начальника управления при подписании акта согласования и позиция Росреестра о необходимости предоставления реквизитов, удостоверяющих личность, препятствует истцам в осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка в уточненных границах, что, в свою очередь, препятствует в приобретении земельного участка в собственность. Споры между двумя административными органами препятствуют в реализации прав истцов на приобретение в собственность земельного участка в порядке, предусмотренном п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ. На основании изложенного истцы просят установить границы земельного участка 44:27:040602:10, категория земель: земли населенных пунктов, расположенного: Костромская. обл., <адрес>, площадью 343 кв.м. кв.м, по характерным точкам: Х 290744.73 У 1213637.44, Х 290744.24 У 1213641.73, Х 290743.84 У 1213645.47, Х 290743.57 У 1213647.81, Х 290742.69 У 1213655.74, Х 290736.84 У 1213655.11, Х 290732.28 У 1213654.65, Х 290729.98 У 1213654.42, Х 290724.31 У 1213653.83, Х 290726.58 У 1213635.39, Х 290728.11 У 1213635.24, Х 290739.03 У 1213636.65, Х 290744.73 У 1213637.44., согласно межевому плану, выполненному кадастровым инженером ООО «Центр кадастровых услуг» П <дата>.

К участию в деле в качестве третьих лиц без самостоятельных требований привлечены Управление Росреестра по Костромской области, ФГБУ ФКП Росреестра в лице филиала по Костромской области.

В судебном заседании истцы Афонин С.Г., Терехов Э.А., извещенные о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, не участвуют.

Представитель истцов Ногтева Ю.А. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске. Полагала, что при отсутствии надлежащего согласования границ земельного участка их установление в судебном порядке является надлежащим способом защиты прав истцов. Оспаривать действия административных органов истцы не намерены, поскольку не знают, с какими требованиям обращаться. Споры с участием административных органов по вопросу оформления актов согласования границ земельных участков длительное время рассматриваются в судах. Использование истцами земельного участка при отсутствии оформленных прав может повлечь взыскание неосновательного обогащения, наложение административного штрафа. Неподача в Управление Росреестра по Костромской области заявления Терехова Э.А. не имеет правового значения по делу, поскольку устранение данного недостатка не привело бы к осуществлению государственного кадастрового учета.

Представитель ответчика Смирнов В.А. иск не признал. Конкретных возражений по существу исковых требований не заявил. Полагал, что в сложившейся ситуации иного способа защиты прав истцов не имеется.

Третьи лица Управление Росреестра по Костромской области, ФГБУ ФКП Росреестра в лице филиала по Костромской области о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в судебное заседание своих представителей не направили.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование (п. 1).

Согласно ст. 39.3 ЗК РФ, без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса (п.п. 6 п. 2).

Согласно п. 1 ст. 39.14 ЗК РФ, предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке: подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок; подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости». В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении; принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости»; обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка; осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена; подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка; заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.

В соответствии со ст. 39.20 ЗК РФ если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках (п. 1). В случае, если здание, сооружение, расположенные на земельном участке, раздел которого невозможно осуществить без нарушений требований к образуемым или измененным земельным участкам, или помещения в указанных здании, сооружении принадлежат нескольким лицам на праве частной собственности либо на таком земельном участке расположены несколько зданий, сооружений, принадлежащих нескольким лицам на праве частной собственности, эти лица имеют право на приобретение такого земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора (п. 2). Для приобретения права собственности на земельный участок все собственники здания, сооружения или помещений в них, за исключением лиц, которые пользуются земельным участком, на основании сервитута, публичного сервитута для прокладки, эксплуатации, капитального или текущего ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий, сетей или имеют право на заключение соглашения об установлении сервитута, на подачу ходатайства в целях установления публичного сервитута в указанных целях, совместно обращаются в уполномоченный орган (п. 5).

В соответствии с положениями ст. 39 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ «О кадастровой деятельности» местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи, в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости (ч. 1).

Предметом указанного в части 1 настоящей статьи согласования с заинтересованным лицом при выполнении кадастровых работ является определение местоположения границы такого земельного участка, одновременно являющейся границей другого принадлежащего этому заинтересованному лицу земельного участка. Заинтересованное лицо не вправе представлять возражения относительно местоположения частей границ, не являющихся одновременно частями границ принадлежащего ему земельного участка, или согласовывать местоположение границ на возмездной основе (ч. 2).

При проведении согласования местоположения границ кадастровый инженер обязан: проверить полномочия заинтересованных лиц или их представителей; обеспечить возможность ознакомления заинтересованных лиц или их представителей с соответствующим проектом межевого плана и дать необходимые разъяснения относительно его содержания; указать заинтересованным лицам или их представителям подлежащее согласованию местоположение границ земельных участков на местности (в случае согласования местоположения границ с их установлением на местности) (ч. 11).

При проведении согласования местоположения границ заинтересованные лица или их представители предъявляют кадастровому инженеру документы, удостоверяющие личность, документы, подтверждающие полномочия представителей заинтересованных лиц, а также документы, подтверждающие права заинтересованных лиц на соответствующие земельные участки (за исключением случая, если сведения о зарегистрированном праве заинтересованного лица на соответствующий земельный участок содержатся в Едином государственном реестре недвижимости) (ч. 12).

Согласно ст. 40 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ «О кадастровой деятельности», результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана (ч. 1).

Местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей, за исключением предусмотренного частью 3 настоящей статьи случая. Реквизиты документов, удостоверяющих личность таких заинтересованных лиц или их представителей, с указанием реквизитов документов, подтверждающих полномочия представителей заинтересованных лиц, указываются в акте согласования местоположения границ (ч. 2).

Если надлежащим образом извещенное заинтересованное лицо или его представитель в установленный срок не выразили свое согласие посредством заверения личной подписью акта согласования местоположения границ либо не представили свои возражения о местоположении границ в письменной форме с их обоснованием, местоположение соответствующих границ земельных участков считается согласованным таким лицом, о чем в акт согласования местоположения границ вносится соответствующая запись. К межевому плану прилагаются документы, подтверждающие соблюдение установленного настоящим Федеральным законом порядка извещения указанного лица. Данные документы являются неотъемлемой частью межевого плана (ч. 3).

Если местоположение соответствующих границ земельных участков не согласовано заинтересованным лицом или его представителем и такое лицо или его представитель представили в письменной форме возражения относительно данного согласования с обоснованием отказа в нем, в акт согласования местоположения границ вносятся записи о содержании указанных возражений. Представленные в письменной форме возражения прилагаются к межевому плану и являются его неотъемлемой частью (ч. 4).

Споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ, после оформления акта согласования границ разрешаются в установленном Земельным кодексом Российской Федерации порядке (ч. 5).

В соответствии с положениями ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (п. 5 ч. 1).

Осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается на срок до устранения причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем на три месяца, если иное не установлено настоящей статьей (ч. 2).

Согласно ст. 27 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.

Согласно ст. 29 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя: прием заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов; возврат прилагаемых к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав документов без рассмотрения при наличии оснований, установленных статьей 25 настоящего Федерального закона; проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; внесение в Единый государственный реестр недвижимости установленных настоящим Федеральным законом сведений, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, либо уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав при наличии оснований, установленных настоящей главой, либо уведомление об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав при наличии оснований, установленных настоящей главой, либо уведомление о прекращении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; выдачу документов после осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, либо после отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, либо после прекращения государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

В соответствии со ст. 30 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав могут быть приостановлены не более чем на шесть месяцев однократно на основании заявления лиц, указанных в статье 15 настоящего Федерального закона (ч. 1).

В соответствии со ст. 43 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», государственный кадастровый учет в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, о котором сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, не соответствуют установленным на основании настоящего Федерального закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков (ч. 1).

Если при государственном кадастровом учете в связи с уточнением местоположения части границ земельного участка, которая одновременно является общей (смежной) частью границ других земельных участков, и (или) изменением площади земельного участка требуется внесение изменений в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, о смежных с ним земельных участках, орган регистрации прав одновременно с осуществлением государственного кадастрового учета вносит соответствующие изменения в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, о местоположении границ (частей границ) и площади указанных смежных земельных участков. При этом представление дополнительных заявлений о государственном кадастровом учете изменений в сведениях, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, в отношении указанных смежных земельных участков не требуется. В указанном случае местоположение границ земельных участков считается согласованным только при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей (ч. 2).

Внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений, полученных в результате выполнения комплексных кадастровых работ, осуществляется на основании заявления о внесении сведений о земельных участках и о местоположении на них зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, форма которого устанавливается органом нормативно-правового регулирования, и карты-плана территории (ч. 3).

В отношении земельных участков, местоположение границ которых в соответствии с федеральным законом считается согласованным, осуществляется государственный кадастровый учет в связи с изменением характеристик объекта недвижимости (ч. 4).

В отношении земельных участков, местоположение границ которых в соответствии с федеральным законом считается спорным по результатам выполнения комплексных кадастровых работ, в Единый государственный реестр недвижимости вносятся также сведения о наличии земельного спора о местоположении границ таких земельных участков с учетом заключений согласительной комиссии (ч. 5).

Судом установлено, что Афонину С.Г. принадлежит на праве собственности нежилое помещение общей площадью 61 кв.м., этаж , кадастровый , адрес: <адрес>, нежилое помещение , нежилое помещение общей площадью 63,6 кв.м., этаж , кадастровый адрес: <адрес>, пом. 2 (гараж). Терехову Э.А. принадлежит нежилое помещение общей площадью 58,4 кв.м., этаж , кадастровый , адрес: <адрес>, что подтверждается выписками из ЕГРН от <дата>, <дата>, <дата>.

Указанные нежилые помещения (гаражи) расположены в нежилом здании с кадастровым номером по адресу: <адрес>.

Данное здание расположено на земельном участке, общей площадью 333,6 кв.м., с кадастровым номером по адресу: <адрес>, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для эксплуатации гаражей. Данное обстоятельство подтверждается выпиской из ЕГРН от <дата>.

Афонин С.Г. и Терехов Э.А. <дата> обратились в Управление имущественных и земельных отношений Администрации <адрес> с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка по адресу: <адрес>, кадастровый на основании пп. 6 п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ в собственность для целей эксплуатации гаражей.

Постановлением Администрации г. Костромы от <дата> Терехову Э.А., Афонину С.Г. предварительно согласовано предоставление в собственность земельного участка по адресу: <адрес>, кадастровый при условии уточнения его границ. Терехову Э.А., Афонину С.Г. поручено обеспечить проведение кадастровых работ по уточнению границ земельного участка, предоставлено право обращаться без доверенности с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ испрашиваемого земельного участка в Управление Росреестра по Костромской области. Указано, что настоящее постановление является основанием для предоставления земельного участка в порядке, установленном ст. 39.17 ЗК РФ.

Для проведения кадастровых работ и уточнения границ земельного участка Терехов Э.А., Афонин С.Г. обратились в ООО «Центр кадастровых услуг».

Согласно заключению кадастрового инженера П, по сведениям ЕГРН, площадь земельного участка с кадастровым номером составляет 334 кв.м. Разрешенное использование – для эксплуатации гаража. Местоположение границ земельного участка с кадастровым номером устанавливалось посредством определения координат характерных точек границ. По данным карты градостроительного зонирования территории г. Костромы, земельный участок попадает в зону, на которую градостроительные регламенты Правил землепользования и застройки не распространяются, соответственно предельные минимальные и максимальные размеры земельного участка не установлены. Площадь земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> при уточнении местоположения границ составляет 343 кв.м. Увеличение площади земельного участка не превышает 10 % от площади данного земельного участка кадастровым номером , сведения о которой содержатся в Едином государственном реестре недвижимости, что не противоречит п. 32 ст. 26 Федерального закона от <дата> «О государственной регистрации недвижимости». Согласно п. 3 ст. 39 Федерального закона «О кадастровой деятельности», проведено согласование местоположения границ земельного участка, расположенного: <адрес> правообладателем данного земельного участка и правообладателями смежных земельных участков. Часть границы, между точками 1-9 земельного участка с кадастровым номером , расположенного: <адрес>, г Кострома, <адрес>, граничит с земельным участком с кадастровым номером , границы которого установлены в соответствии с действующим законодательством РФ. Согласование в отношении соответствующей части границы земельного участка не требуется. Часть границы, между точками 9-10 земельного участка с кадастровым номером , расположенного: <адрес>, граничит с земельным участком с кадастровым номером , границы которого установлены в соответствии с действующим законодательством РФ. Согласование в отношении соответствующей части границы земельного участка не требуется. Часть границы, между точками 10-1 земельного участка с кадастровым номером , расположенного: <адрес>, граничит с земельным участком с кадастровым номером , границы которого установлены в соответствии с действующим законодательством РФ. Согласование в отношении соответствующей части границы земельного участка не требуется.

Составлен акт согласования местоположения границ земельного участка с кадастровым номером , площадью 343 кв.м., который подписан <дата> начальником Управления имущественных и земельных отношений Администрации <адрес> И, действующей на основании постановления от <дата>, кадрового распоряжения от <дата>.

По результатам уточнения местоположения границ земельного участка в межевом плате, составленном кадастровым инженером П, определены характерные точки границы уточняемого земельного участка, заявленные в иске.

Афонин С.Г. в лице представителя Фроловой Н.В. обратился в Управление Росреестра по Костромской области с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета в отношении земельного участка с кадастровым номером , расположенного: <адрес> в связи с изменением его площади и изменением описания местоположения границ.

При принятии заявления представитель Афонина С.Г. специалистом управления Росреестра по Кострмоской области уведомлен о необходимости присутствия второй стороны – Терехова Э.А., о чем сделана отметка в заявлении.

Согласно уведомлению Управления Росреестра по Костромской области от <дата> о приостановлении государственного кадастрового учета, государственный кадастровый учет приостановлен в связи с тем, что в представленном акте согласования местоположения границ земельного участка в нарушение ч. 2 ст. 40 Закона № 221-ФЗ отсутствуют реквизиты документа, удостоверяющего личность заинтересованного лица, участвующего в согласовании по границе от точки 1 до точки 1, а также в пакете документов отсутствует заявление Терехова Э.А. при том, что постановлением администрации г. Костромы «О предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка» право обращаться без доверенности с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета предоставлено Терехову Э.А. и Афонину С.Г. Осуществление действий по государственному кадастровому учету приостановлено до <дата>.

В соответствии с уведомлением от <дата> Управлением Росреестра по Костромской области отказано в государственном кадастровом учете земельного участка в связи с неустранением причин, препятствующих государственному кадастровому учету.

Разрешая заявленные исковые требования, суд учитывает, что истцами не предпринимались меры к устранению недостатков заявления, поданного в Управление Росреестра по Костромской области, указанных в уведомлении о приостановлении государственного кадастрового учета от <дата>. В Управление имущественных и земельных отношений Администрации г. Костромы с требованием о внесении дополнений в акт согласования местоположения границ земельного участка истцы не обращались, заявление Терехова Э.А. в материалы реестрового дела не представлено.

Истцами ни бездействие Управления имущественных и земельных отношений Администрации г. Костромы, связанное с неуказанием необходимых данных в акте согласования местоположения границ земельного участка, ни решения Управления Росреестра по Костромской области о приостановлении государственного кадастрового учета и отказе в его осуществлении в установленном законом порядке не оспорены.

Защита гражданских прав осуществляется способами, закрепленными в ст. 12 ГК РФ, а также иными способами, предусмотренными законом.

Вместе с тем, способы защиты гражданских прав могут предопределяться правовыми нормами, регулирующими конкретные правоотношения, в связи с чем стороны правоотношений праве применить лишь определенный способ защиты права.

Гражданские права защищаются с использованием способов защиты, которые вытекают из существа нарушенного права и характера последствий этого нарушения. Выбор способа защиты права осуществляется истцом. При этом, избранный истцом способ защиты должен быть соразмерен нарушению, отвечать целям восстановления нарушенного права лица (п. 1 ст. 1 ГК РФ).

Как следует из материалов дела и пояснений сторон, данных в судебном заседании, гражданско-правовой спор о границах земельного участка в рассматриваемом случае отсутствует.

Границы земельного участка, установленные в межевом плане, ни ответчиком, ни иными лицами не оспариваются. Каких-либо конкретных возражений относительно заявленного иска ответчиком не приведено, иных вариантов установления границ земельного участка не заявлено.

Вместе с тем, иск об установлении границ земельного участка имеет предметом рассмотрения именно спор о местоположении таких границ и не может быть использован для обхода установленной законом процедуры постановки на кадастровый учет уточненных границ земельного участка и правовой экспертизы документов уполномоченным органом Росреестра.

При несогласии с действиями государственных органов, органов местного самоуправления в рамках установленной процедуры постановки земельного участка с уточненными границами на кадастровый учет истцы вправе оспорить такие действия в рамках административного судопроизводства.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что истцами выбран ненадлежащий способ защиты права, в связи с чем иск не подлежит удовлетворению.

Доводы представителя истцов, что спор административных органов о порядке оформления акта согласования местоположения границ земельного участка является непреодолимым препятствием к постановке земельного участка на кадастровый учет и последующему оформлению прав на него, суд не находит состоятельными, поскольку истцы наделены правом оспаривания любых действия (бездействия) уполномоченных государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц, которые касаются реализации их гражданских прав.

При этом нет оснований полагать, что оспаривание действий государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц в порядке административного судопроизводства является более длительным процессом, чем рассмотрения иска в порядке гражданского судопроизводства, и повлечет взыскание с истцов неосновательного обогащения либо привлечение их к административной ответственности.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

    

Исковые требования Афонина С.Г. и Терехова Э.А. к Управлению имущественных и земельных отношений администрации г. Костромы об установлении границ земельного участка оставить без удовлетворения.

    Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Свердловский районный суд г. Костромы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья О.Д. Тележкина

2-730/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Терехов Эдуард Анатольевич
Афонин Сергей Геннадьевич
Ответчики
Управление имущественных и земельных отношений Администрации г. Костромы
Другие
Управление Росреестра по Костромской области
ФГБУ ФКП Росреестра по Костромской области
Суд
Свердловский районный суд г. Кострома
Судья
Тележкина Ольга Дмитриевна 160
Дело на сайте суда
sverdlovsky.kst.sudrf.ru
24.12.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
24.12.2020Передача материалов судье
25.12.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.12.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.12.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.01.2021Судебное заседание
02.02.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.02.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.02.2021Дело оформлено
26.01.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее