Решение по делу № 2-2045/2023 от 03.03.2023

Дело № 2-2045/2023

УИД: 55RS0001-01-2023-001137-28

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Омск                                           10 апреля 2023 года

Кировский районный суд г. Омска в составе

председательствующего судьи Беккер Т.А.,

при секретаре судебного заседания Ивановой Е.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению казенного учреждения Омской области «Центр занятости населения города Омска» к ФИО1 о возврате незаконно полученного пособия по безработице,

УСТАНОВИЛ:

Казенное учреждение Омской области «Центр занятости населения города Омска» (далее – КУОО «Центр занятости населения города Омска», истец) обратилось в Кировский районный суд города Омска с исковым заявлением к ФИО1 (далее – ФИО1, ответчик) о возврате незаконно полученного пособия по безработице, в обоснование требований указав, что в целях постановки на учет в качестве безработного гражданина, ФИО1 подано заявление в электронной форме в личном кабинете информационно-аналитической системы Общероссийская база вакансий «Работа в России» (далее – Портал «Работа в России») в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными» (далее – Временные правила). По данным регистра получателей государственных услуг в сфере занятости населения – физических лиц, ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 зарегистрирован в целях поиска подходящей работы в отделе занятости населения КАО г. Омска (далее – центра занятости населения). Приказом центра занятости населения от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 признан безработным с ДД.ММ.ГГГГ. Ответчику назначено пособие по безработице. За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 начислено и фактически выплачено пособие по безработице в размере 55 168,02 рублей: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 4 049,85 рублей; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 9 269,67 рублей; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 13 229,53 рублей; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 4 049,85 рублей; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 13 949,50 рублей (перерасчет); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 10 619,62 рублей. ДД.ММ.ГГГГ из Пенсионного фонда Российской Федерации посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия поступили сведения о факте трудовой деятельности ФИО1 в период нахождения на учете в качестве безработного с июня по июль 2020 года. Приказом центра занятости населения от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 прекращена выплата пособия по безработице с одновременным снятием с учета в качестве безработного гражданина с ДД.ММ.ГГГГ, в связи с признанием гражданина занятым. Сумма незаконно полученных денежных средств за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составила 50 218,20 рублей. ДД.ММ.ГГГГ истцом в адрес ответчика направлено письмо с разъяснением причин снятия с учета в качестве безработного и требованием о возврате незаконно полученного пособия. Денежные средства до настоящего времени не возвращены.

На основании изложенного, истец просил взыскать с ответчика в пользу истца незаконно полученное пособие по безработице за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 50 218,20 рублей, взыскать с ответчика в доход местного бюджета государственную пошлину.

Представитель истца КУОО «Центр занятости населения города Омска» – ФИО4, действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования поддержала.

Ответчик ФИО1 в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

В соответствии со статьями 167, 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) суд счел возможным рассмотреть дело при данной явке по представленным в дело доказательствам в порядке заочного производства.

Изучив материалы дела, оценив совокупность представленных доказательств с позиции относимости, достоверности и достаточности, суд приходит к следующему.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в КУОО «Центр занятости населения города Омска» с заявлением о предоставлении государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы.

ДД.ММ.ГГГГ приказом Д07/20 ФИО1 признан безработным с назначением пособия по безработице, период выплат установлен с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Приказами от ДД.ММ.ГГГГ П07/20, Д07/20 в связи с признанием ФИО1 занятым по основаниям, предусмотренным в статье 2 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации», указанному лицу прекращена выплата пособия по безработице, ответчик снят с регистрационного учета в качестве безработного.

За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 начислено и выплачено пособие по безработице в размере 55 168,02 рублей: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 4 049,85 рублей; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 9 269,67 рублей; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 13 229,53 рублей; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 4 049,85 рублей; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 13 949,50 рублей (перерасчет); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 10 619,62 рублей.

Согласно сведениям Пенсионного фонда Российской Федерации, полученным истцом ДД.ММ.ГГГГ посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия, ответчик осуществлял трудовую деятельность с июня по июль 2020 года.

Правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы определены Законом Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - Закон от 19.04.1991 N 1032-1).

В силу положений части 1 статьи 3 Закона от 19.04.1991 N 1032-1, безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и среднего месячного заработка за период трудоустройства и (или) единовременной компенсации гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя. Порядок регистрации безработных граждан, порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы устанавливаются Правительством Российской Федерации. Указанные порядки содержат в том числе перечень необходимых для регистрации документов и (или) сведений.

Положения статьи 2 Закона от 19.04.1991 N 1032-1 содержат исчерпывающий перечень случаев, когда граждане считаются занятыми.

Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня подачи гражданином заявления о предоставлении ему государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы и при наличии в органах службы занятости документов и (или) сведений, необходимых для постановки на регистрационный учет безработного гражданина в соответствии с порядком регистрации безработных граждан. Указанное заявление подается в порядке, установленном пунктом 3.1 статьи 15 настоящего Закона. При невозможности предоставления органами службы занятости подходящей работы гражданину в течение 10 дней со дня его регистрации в целях поиска подходящей работы этот гражданин признается безработным с первого дня подачи им указанного заявления и при наличии в органах службы занятости документов и (или) сведений, необходимых для постановки на регистрационный учет безработного гражданина в соответствии с порядком регистрации безработных граждан. Органы службы занятости запрашивают документы и (или) сведения, необходимые для постановки на регистрационный учет безработных граждан и находящиеся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, государственных внебюджетных фондов, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением документов, включенных в определенный частью 6 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов (часть 2 статьи 3 Закона от 19.04.1991 N 1032-1).

В соответствии с частями 1, 2 статьи 31 Закона от 19.04.1991 N 1032-1, пособие по безработице выплачивается гражданам, признанным в установленном порядке безработными, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом. Решение о назначении пособия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным. Дополнительные выплаты к пособию по безработице, установленные в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации, выплачиваются гражданам, признанным в установленном порядке безработными, органами службы занятости соответствующего субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанного гражданина.

Порядок регистрации безработных граждан регламентирован постановлением Правительства Российской Федерации от 02.11.2021 N 1909 "О регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан, требованиях к подбору подходящей работы, внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2020 г. N 460, а также о признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации", которым утверждены Правила регистрации безработных граждан (далее - Правила).

Согласно пункту 3 Правил, регистрации подлежат граждане, зарегистрированные в целях поиска подходящей работы по месту жительства в соответствии с Правилами регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2021 г. N 1909 "О регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан, требованиях к подбору подходящей работы, внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2020 г. N 460, а также о признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее соответственно - Правила регистрации граждан, зарегистрированные граждане), в отношении которых центрами занятости населения в установленном порядке приняты решения о признании их безработными.

Из системного толкования перечисленных нормативных актов следует, что отнесение лица, обратившегося за предоставлением государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, к категории занятых граждан, поименованных в статье 2 Закона от 19.04.1991 N 1032-1, исключает возможность признания такого гражданина безработным, что соотносится с правовой позицией, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 29.09.2020 N 2110-О, согласно которой федеральный законодатель посредством специального правового регулирования в Законе Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" установил отсутствие работы и заработка или иного дохода в качестве критерия признания граждан безработными (статья 3) и предоставления им, в частности, мер социальной поддержки, в том числе пособия по безработице. При этом в статье 2 названного Закона законодатель определил круг лиц, считающихся занятыми, включив в их число работающих по трудовому договору, в связи с чем установил, что данные лица не имеют права на получение указанных мер социальной поддержки.

Как следует из материалов дела, на момент обращения с заявлением в орган службы занятости за предоставлением государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы и в последующем на момент признания безработным, ФИО1 не сообщил сведения о трудовой деятельности.

Учитывая изложенное, ФИО1 в соответствии со статьей 2 Закона от 19.04.1991 N 1032-1 в период получения пособия относился к категории занятых граждан и не мог получать указанные выплаты.

Исчерпывающий перечень случаев, предоставляющих государственным учреждениям службы занятости населения право осуществить снятие с регистрационного учета безработных граждан, содержится в пункте 23 Правил регистрации безработных граждан, утвержденных постановлением Правительства РФ от 02.11.2021 N 1909 "О регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан, требованиях к подбору подходящей работы, внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2020 г. N 460, а также о признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации", к которым относится признание безработного гражданина занятым по основаниям, предусмотренным статьей 2 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации".

Установив отсутствие оснований для отнесения ФИО1 к категории лиц, имеющих право быть признанными в качестве безработных, центр занятости населения, в пределах предоставленных ему полномочий, правомерно издал приказы от ДД.ММ.ГГГГ , , которыми прекратил выплату ФИО1 пособия по безработице с ДД.ММ.ГГГГ и снял с учета в качестве безработного гражданина.

В соответствии со статьей 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой основании приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.

Учитывая установленные по делу обстоятельства, получение ответчиком пособия по безработице будучи занятым по основаниям, предусмотренным статьей 2 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", принимая во внимание прекращение выплаты ответчику пособия по безработице с одновременным снятием с учета в качестве безработного гражданина, суд полагает подлежащими удовлетворению требования о взыскании с ФИО1 в пользу КУОО «Центр занятости населения города Омска» незаконно полученного пособия по безработице за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 50 218,20 рублей.

В соответствии со статьей 103 ГПК РФ, статьей 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации с ФИО1 в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 1 706,55 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199, 233-237 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования казенного учреждения Омской области «Центр занятости населения города Омска» удовлетворить.

Взыскать с ФИО1 в пользу казенного учреждения Омской области «Центр занятости населения города Омска» незаконно полученное пособие по безработице за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 50 218,20 рублей.

Взыскать с ФИО1 государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 1 706,55 рублей.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.

Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья                                                                                                         Т.А. Беккер

Мотивированное решение составлено 17 апреля 2023 года.

<данные изъяты>

2-2045/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Центр занятости населения города Омска и Омского района
Ответчики
Лештаев Дмитрий Александрович
Суд
Кировский районный суд г. Омск
Судья
Беккер Т.А.
Дело на сайте суда
kirovcourt.oms.sudrf.ru
03.03.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
03.03.2023Передача материалов судье
13.03.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.03.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.04.2023Подготовка дела (собеседование)
04.04.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.04.2023Судебное заседание
17.04.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.04.2023Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
21.04.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.04.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее