Решение по делу № 2-5159/2024 от 16.04.2024

Дело НОМЕР

52RS0НОМЕР-89

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13.09.2024 года Нижегородский районный суд г.Н.Новгорода в составе председательствующего судьи Котеевой М.Г., с участием прокурора ФИО3, при помощнике Рузановой Е.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к МБУ "Центр" о возмещении вреда здоровью, взыскании морального вреда, судебных расходов,

установил:

ФИО2 обратилась в суд с иском к МБУ "Центр" о возмещении вреда здоровью, взыскании морального вреда, судебных расходов.

В обоснование требований указала, что ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес> (МБДОУ «Детский сад НОМЕР»), на тротуаре, вне территории детского сада, она получила травму в виде закрытого косого перелома V плюсневой кости правой стопы с допустимым состоянием отломков, что подтверждается справкой ГБУЗ НО ГКБ НОМЕР от ДД.ММ.ГГГГ НОМЕР и показаниями свидетелей.

В результате несчастного случая, ей был причинен вред здоровью, что подтверждается справкой о временной нетрудоспособности ГБУЗ НО ГКБ НОМЕР.

В соответствии с ч. 4 ст. 1086 ГК РФ в случае, когда потерпевший на момент причинения вреда не работал, учитывается по его желанию заработок до увольнения либо обычный размер вознаграждения работника его квалификации в данной местности, но не менее установленной в соответствии с законом величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации.

Величина прожиточного минимума трудоспособного населения по Российской Федерации в 2024 году составляет 16 844.00 руб. Продолжительность периода нетрудоспособности составляет 51 день.

Соответственно, сумма компенсации по возмещению вреда здоровью составляет 28634.80 рублей.

В связи с полученной травмой она по назначению врача прошла лечение, не предусмотренное программой обязательного медицинского страхования.

Она понесла расходы на диагностические исследования в виде рентгенографии стопы (стандартное исследование) на сумму 1 242.13 руб., рентгенографии стопы (1 проекция) на сумму 800.00 руб., общая сумма- 2 042, 13 руб., а также приобретение лекарств на сумму 5 221.00 руб.

Уборка указанной территории входит в обязанности МБУ «Центр», что подтверждается ответом Департамента транспорта и дорожного хозяйства Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № Сл-07-09-181191 /24 и от ДД.ММ.ГГГГ № Сл-07-09-134892/24.

Также она является потребителем услуг, предоставляемых МБУ «Центр», так как адрес ее проживания входит в сферу деятельности МБУ «Центр».

Истица просит суд взыскать с МБУ «Центр» вред здоровью в размере 28 634,80 рублей, компенсацию за расходы на диагностические исследования в размере 2042,13 руб., расходы на лекарственные средства в размере 5221.00 руб., компенсацию причиненного морального вреда в размере 150 000 руб., штраф в размере 50% от суммы удовлетворенных исковых требований.

В судебном заседании представитель Истицы исковые требования поддержала, просила иск удовлетворить.

В судебном заседании представитель Ответчика просил отказать в иске по следующим основаниям.

ДД.ММ.ГГГГ Истцом предъявлен иск к муниципальному бюджетному учреждению «Центр» о возмещении вреда, причиненного повреждением здоровья, и компенсации морального вреда на общую сумму 185 897 рублей 93 копейки.

Ответчик не согласен с предъявленными исковыми требованиями, поскольку, по нашему мнению, истцом не представлены доказательства получения травмы именно по адресу: <адрес> на тротуаре около МБДОУ «Детский сад НОМЕР», оформленные надлежащим образом. Истец самостоятельно обратился в медицинскую организацию, не вызывая скорую медицинскую помощь, которая в свою очередь могла зафиксировать точное место и время получения травмы. Также истцом не предоставлены доказательства ненадлежащей уборки территории с приложением фотографий места получения травмы, в связи с чем не представляется возможным установить факт образовавшейся наледи на указанном выше участке тротуара и отсутствия на нем реагентов.

Исходя из вышесказанного МБУ «Центр» не может согласиться с исковыми требованиями.

Денежные средства, доведенные департаментом транспорта и дорожного хозяйства Администрации <адрес>, являются целевыми и направлены на выполнение муниципального задания. Дополнительные расходы приведут к сокращению финансирования, что негативно скажется на качестве и сроках выполнения регламентных работ по обслуживанию дорог на закрепленной территории.

Представитель администрации <адрес> представил отзыв, в котором просил отказать в иске в связи с тем, что является ненадлежащим ответчиком по следующим основаниям.

Как следует из искового заявления, ФИО2 получила травмы в результате падения ДД.ММ.ГГГГ из-за ненадлежащего содержания тротуара у <адрес> (рядом с МДБОУ «Детский сад НОМЕР»). Полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения городского округа определены в ст.16 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ НОМЕР-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - ФЗ- НОМЕР).

В соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дорожную деятельность в отношении дорог общего пользования местного значения осуществляют органы местного самоуправления.

На основании п.1 ст.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - ФЗ № 257-ФЗ), автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, -защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

Тротуары относятся к элементам обустройства автомобильных дорог (п.5 ст.3 ФЗ № 257-ФЗ).

Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ НОМЕР "О Правилах дорожного движения" утверждены Правила дорожного движения Российской Федерации, устанавливающие единый порядок дорожного движения на всей территории Российской Федерации (далее - ПДД) На основании п.1.2 ПДД: тротуар - элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части или к велосипедной дорожке либо отделенный от них газоном.

В соответствии со ст.5 ФЗ № 257-ФЗ, автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного, значения городского округа может утверждаться - органом местного самоуправления городского округа.

Согласно Уставу <адрес>, утвержденному постановлением Городской Думы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ НОМЕР (далее - Устав), муниципальное образование <адрес> является городским округом, городом областного значения.

Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения <адрес> утвержден Постановлением администрации <адрес> ДД.ММ.ГГГГ НОМЕР «Об утверждении Перечня дорог общего пользования местного значения <адрес>». Автомобильные дороги общего пользования местного значения по <адрес> включены в указанный перечень дорог.

К компетенции органа местного самоуправления отнесены полномочия по организации дорожной деятельности в отношении дорог общего пользования местного значения. Полномочия имеют исполнительно-распорядительный характер и ограничены изданием правовых актов и доведением лимитов бюджетных обязательств до получателей бюджетных средств согласно их потребности.

Работы по ремонту и содержанию дорог органы местного самоуправления собственными силами не выполняют. Дорожная деятельность организована в отношении муниципальных дорог путем передачи дорог в оперативное управление муниципальным бюджетным учреждениям.

Согласно п.3 ч.1 ст.17 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения в полномочия органов местного самоуправления входит создание муниципальных предприятий и учреждений.

Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ НОМЕР «О создании муниципального бюджетного учреждения «Центр» учреждено МБУ «Центр». Целью создания МБУ «Центр» является реализация полномочий органов местного самоуправления в области осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения <адрес>, закрепленных за Учреждением решением учредителя, с использованием муниципального имущества <адрес> (постановление имеется в свободном доступе в системе «Консультант Плюс»).

Кроме того, постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ НОМЕР «О внесении изменений в постановление главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ НОМЕР и о закреплении имущества на праве оперативного управления за МБУ «Центр» за муниципальным бюджетным учреждением «Центр» на праве оперативного управления закреплено имущество, в том числе, автомобильные дороги общего пользования местного значения <адрес> (в перечне имущества НОМЕР, НОМЕР (НОМЕР)).

На основании акта № УП00-000023 о приеме-передаче объектов нефинансовых активов от ДД.ММ.ГГГГ администрация Нижегородского <адрес> передала, а МБУ «Центр» приняло дороги общего пользования, в том числе, дороги по <адрес> (п.3, п.57 акта).

Дороги были исключены из муниципальной имущественной Казны города Н.Новгорода и переданы на баланс муниципальных бюджетных учреждений на праве оперативного управления. Содержание дорог общего пользования местного значения <адрес>, расположенных на территории Нижегородского <адрес> осуществляет балансодержатель, владелец дорог - МБУ «Центр».

Согласно п.1 ст.296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

Статьями 296, 298 Гражданского кодекса Российской Федерации, определяющими права и обязанности собственника и учреждения в отношении имущества, находящегося в оперативном управлении, не предусмотрено сохранение обязанности собственника по содержанию переданного в оперативное управление имущества, поэтому собственник, передав во владение имущество на данном ограниченном вещном праве, возлагает на него и обязанности по его содержанию.

В соответствии с п. 4 постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 3 "О порядке закрепления и использования находящихся в федеральной собственности административных зданий, строений и нежилых помещений" эксплуатация государственными органами и организациями закрепленных за ними на праве оперативного управления или хозяйственного ведения административных зданий, сооружений и нежилых помещений осуществляется ими самостоятельно за счет средств, выделяемых по смете, и (или) иных разрешенных источников.

Таким образом, обладатели права оперативного управления с момента его возникновения обязаны нести расходы на содержание общего имущества (пункт 27 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ). Аналогичная правовая позиция высказана Верховным Судом Российской Федерации в определении от ДД.ММ.ГГГГ N 301-ЭС20-3617.

В соответствии со ст.12 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» от ДД.ММ.ГГГГ №196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ НОМЕР «Об утверждении классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог» утверждена прилагаемая классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог (далее - Приказ).

В соответствии с данным Приказом в состав работ по зимнему содержанию автомобильных дорог входят, в том числе, погрузка и вывоз снега, в том числе его утилизация; распределение противогололедных материалов; регулярная очистка от снега и льда элементов обустройства, в том числе автобусных остановок, павильонов, площадок отдыха, берм дорожных знаков, ограждений, тротуаров, пешеходных дорожек и других объектов (п.п. 6,4,8 п.7 раздела 4 классификатора).

Дорожная деятельность должна осуществляться с соблюдением требований ГОСТ, в том числе требованиям «ГОСТ Р 50597-2017 Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения.

Остальные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Суд, с учетом положений ст.167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.

Суд, заслушав заключение прокурора, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, установив юридически значимые обстоятельства, пришел к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.

В соответствии со ст.45 Конституции РФ «1. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.

2. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом»

Согласно ст.46 Конституции РФ «1. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод».

Судом установлено, что в силу статьи 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают, в частности, вследствие причинения вреда и иных действий граждан и юридических лиц.

Нарушенное право, в свою очередь, подлежит защите одним из способов, указанных в статье 12 ГК РФ.

Согласно ст. 12 ГК РФ «Защита гражданских прав осуществляется путем: признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки; признания недействительным решения собрания; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; самозащиты права; присуждения к исполнению обязанности в натуре; возмещения убытков; взыскания неустойки; компенсации морального вреда; прекращения или изменения правоотношения; неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону; иными способами, предусмотренными законом».

На основании ст. 1082 ГК РФ, удовлетворяя требование о возмещении вреда, суд в соответствии с обстоятельствами дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре (предоставить вещь того же рода и качества, исправить поврежденную вещь и т.п.) или возместить причиненные убытки (п. 2 ст. 15).

Статьей 15 ГК РФ предусмотрено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

В силу статьи 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда.

По смыслу приведенных положений для наступления деликтной ответственности, являющейся видом гражданско-правовой ответственности, необходимо наличие в совокупности следующих обстоятельств: наступление вреда (факт причинения убытков и их размер), противоправность поведения причинителя вреда (незаконность действий либо бездействия причинителя вреда), причинно-следственная связь между действиями (бездействием) причинителя вреда и наступившими последствиями, вина причинителя вреда.

Поэтому лицо, требующее возмещения убытков, должно доказать наличие вышеперечисленного состава правонарушения, а также размер подлежащих возмещению убытков. Так, при предъявлении требования о возмещении реального ущерба должны быть представлены доказательства, подтверждающие, расходы по восстановлению утраченного имущества и т.п.

Отсутствие хотя бы одного из вышеназванных условий влечет за собой отказ суда в удовлетворении требований о возмещении вреда.

Статьей 1069 ГК РФ предусмотрено, что вред, причиненный гражданину, в частности в результате незаконного бездействия государственного органа, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Положениями ст. 12 ФЗ "О безопасности дорожного движения" установлено, что ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

На основании п.1 ст.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - ФЗ № 257-ФЗ), автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, -защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

Тротуары относятся к элементам обустройства автомобильных дорог (п.5 ст.3 ФЗ № 257-ФЗ).

В соответствии со ст.5 ФЗ № 257-ФЗ, автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного, значения городского округа может утверждаться - органом местного самоуправления городского округа.

Согласно ч. 1 ст. 16 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами связи.

Согласно Уставу <адрес>, утвержденному постановлением Городской Думы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ НОМЕР (далее - Устав), муниципальное образование <адрес> является городским округом, городом областного значения.

В соответствии со ст.12 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» от ДД.ММ.ГГГГ №196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ НОМЕР «Об утверждении классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог» утверждена прилагаемая классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог (далее - Приказ).

В соответствии с данным Приказом в состав работ по зимнему содержанию автомобильных дорог входят, в том числе, погрузка и вывоз снега, в том числе его утилизация; распределение противогололедных материалов; регулярная очистка от снега и льда элементов обустройства, в том числе автобусных остановок, павильонов, площадок отдыха, берм дорожных знаков, ограждений, тротуаров, пешеходных дорожек и других объектов (п.п. 6,4,8 п.7 раздела 4 классификатора).

Дорожная деятельность должна осуществляться с соблюдением требований ГОСТ, в том числе требованиям «ГОСТ Р 50597-2017 Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения.

Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ НОМЕР "О Правилах дорожного движения" утверждены Правила дорожного движения Российской Федерации, устанавливающие единый порядок дорожного движения на всей территории Российской Федерации (далее - ПДД) На основании п.1.2 ПДД: тротуар - элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части или к велосипедной дорожке либо отделенный от них газоном.

Стандарты к содержанию и эксплуатационному состоянию автомобильных дорог установлены в разделе 3 ГОСТа Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы», в соответствии с которым проезжая часть дорог и улиц, покрытия тротуаров, пешеходных и велосипедных дорожек, посадочных площадок, остановочных пунктов, а также поверхность разделительных полос, обочин и откосов земляного полотна должны быть чистыми, без посторонних предметов, не имеющих отношения к их обустройству.

Как указал Верховный Суд РФ в п. 11 Постановления Пленума N 1 от ДД.ММ.ГГГГ "О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина" по общему правилу, установленному пунктами 1 и 2 статьи 1064 ГК РФ, ответственность за причинение вреда возлагается на лицо, причинившее вред, если оно не докажет отсутствие своей вины. Установленная статьей 1064 ГК РФ презумпция вины причинителя вреда предполагает, что доказательства отсутствия его вины должен представить сам ответчик.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>, возле МБДОУ «Детский сад НОМЕР» ФИО2 получила травму в виде закрытого косого перелома V плюсневой кости правой стопы. Травма получена в результате ненадлежащего очищения тротуара от наледи и снега.

Указанные обстоятельства подтверждаются показаниями свидетелей, данными в судебном заседании и медицинскими документами. Доказательства, подтверждающие обратное, суду не представлены.

Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства, суд приходит к выводу, что нахождение тротуара в ненадлежащем состоянии находятся в причинно-следственной связи с наступившими для истца неблагоприятными последствиями.

Обязанность по обеспечению соответствия дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Как указал Верховный Суд РФ в п. 11 Постановления Пленума N 1 от ДД.ММ.ГГГГ "О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина" по общему правилу, установленному пунктами 1 и 2 статьи 1064 ГК РФ, ответственность за причинение вреда возлагается на лицо, причинившее вред, если оно не докажет отсутствие своей вины. Установленная статьей 1064 ГК РФ презумпция вины причинителя вреда предполагает, что доказательства отсутствия его вины должен представить сам ответчик.

В силу п. 2 ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» пользователи автомобильными дорогами имеют право получать компенсацию вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу в случае строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильных дорог вследствие нарушений требований данного Закона, требований технических регламентов лицами, осуществляющими строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог, в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения <адрес> утвержден Постановлением администрации <адрес> ДД.ММ.ГГГГ НОМЕР «Об утверждении Перечня дорог общего пользования местного значения <адрес>». Автомобильные дороги общего пользования местного значения по <адрес> включены в указанный перечень дорог.

Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ НОМЕР «О внесении изменений в постановление главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ НОМЕР и о закреплении имущества на праве оперативного управления за МБУ «Центр» за муниципальным бюджетным учреждением «Центр» на праве оперативного управления закреплено имущество, в том числе, автомобильные дороги общего пользования местного значения <адрес> (в перечне имущества НОМЕР, НОМЕР (НОМЕР)).

На основании акта № УП00-000023 о приеме-передаче объектов нефинансовых активов от ДД.ММ.ГГГГ администрация Нижегородского <адрес> передала, а МБУ «Центр» приняло дороги общего пользования, в том числе, дороги по <адрес> (п.3, п.57 акта).

Дороги были исключены из муниципальной имущественной Казны города Н.Новгорода и переданы на баланс муниципальных бюджетных учреждений на праве оперативного управления. Содержание дорог общего пользования местного значения <адрес>, расположенных на территории Нижегородского <адрес> осуществляет балансодержатель, владелец дорог - МБУ «Центр».

Согласно п. 1 ст. 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

Статьями 296, 298 Гражданского кодекса Российской Федерации, определяющими права и обязанности собственника и учреждения в отношении имущества, находящегося в оперативном управлении, не предусмотрено сохранение обязанности собственника по содержанию переданного в оперативное управление имущества, поэтому собственник, передав во владение имущество на данном ограниченном вещном праве, возлагает на него и обязанности по его содержанию.

Таким образом, ответственность за вред здоровью, причиненный истцу в результате падения на тротуаре, находящегося на территории, переданной в оперативное управление лежит на – МБУ «Центр».

Вопросы возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, урегулированы параграфом вторым главы 59 Гражданского кодекса Российской Федерации (статьи 1084 - 1094 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Объем и характер возмещения вреда, причиненного повреждением здоровья, определены в статье 1085 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В силу пункта 1 статьи 1085 Гражданского кодекса Российской Федерации при причинении гражданину увечья или ином повреждении его здоровья возмещению подлежит утраченный потерпевшим заработок (доход), который он имел либо определенно мог иметь, а также дополнительно понесенные расходы, вызванные повреждением здоровья, в том числе расходы на лечение, дополнительное питание, приобретение лекарств, протезирование, посторонний уход, санаторно-курортное лечение, приобретение специальных транспортных средств, подготовку к другой профессии, если установлено, что потерпевший нуждается в этих видах помощи и ухода и не имеет права на их бесплатное получение.

При определении утраченного заработка (дохода) пенсия по инвалидности, назначенная потерпевшему в связи с увечьем или иным повреждением здоровья, а равно другие пенсии, пособия и иные подобные выплаты, назначенные как до, так и после причинения вреда здоровью, не принимаются во внимание и не влекут уменьшения размера возмещения вреда (не засчитываются в счет возмещения вреда). В счет возмещения вреда не засчитывается также заработок (доход), получаемый потерпевшим после повреждения здоровья (пункт 2 статьи 1085 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Определение в рамках действующего гражданско-правового регулирования объема возмещения вреда, причиненного здоровью, исходя из утраченного заработка (дохода), который потерпевший имел или определенно мог иметь, предполагает, - в силу компенсационной природы ответственности за причинение вреда, обусловленной относящимися к основным началам гражданского законодательства принципом обеспечения восстановления нарушенных прав (пункт 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации), а также требованием возмещения вреда в полном, по общему правилу, объеме, - необходимость восполнения потерь, объективно понесенных потерпевшим в связи с невозможностью осуществления трудовой (предпринимательской) деятельности в результате противоправных действий третьих лиц (абзац третий пункта 3 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 13-П "По делу о проверке конституционности положения пункта 2 статьи 1086 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина ФИО5").

В подпункте "а" пункта 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1 "О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина" разъяснено, что под утраченным потерпевшим заработком (доходом) следует понимать средства, получаемые потерпевшим по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам, а также от предпринимательской и иной деятельности (например, интеллектуальной) до причинения увечья или иного повреждения здоровья. При этом надлежит учитывать, что в счет возмещения вреда не засчитываются пенсии, пособия и иные социальные выплаты, назначенные потерпевшему как до, так и после причинения вреда, а также заработок (доход), получаемый потерпевшим после повреждения здоровья.

Исходя из приведенных нормативных положений, правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации лицо, причинившее вред здоровью гражданина (увечье или иное повреждение здоровья), обязано возместить потерпевшему в том числе утраченный заработок - заработок (доход), который он имел либо определенно мог иметь, то есть причинитель вреда обязан восполнить потерпевшему те потери в его заработке, которые были объективно им понесены (возникли у потерпевшего) в связи с невозможностью осуществления им как прежде трудовой (предпринимательской), а равно и служебной деятельности в результате противоправных действий причинителя вреда. Под заработком (доходом), который потерпевший имел, следует понимать тот заработок (доход), который был у потерпевшего на момент причинения вреда и который он утратил в результате причинения вреда его здоровью. Под заработком, который потерпевший определенно мог иметь, следует понимать те доходы потерпевшего, которые при прочих обстоятельствах совершенно точно могли бы быть им получены, но не были получены в результате причинения вреда его здоровью. При этом доказательства, подтверждающие размер причиненного вреда, в данном случае доказательства утраты заработка (дохода), должен представить потерпевший.

Статьей 1086 Гражданского кодекса Российской Федерации установлены правила по определению размера заработка (дохода), утраченного в результате повреждения здоровья.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1086 Гражданского кодекса Российской Федерации размер подлежащего возмещению утраченного потерпевшим заработка (дохода) определяется в процентах к его среднему месячному заработку (доходу) до увечья или иного повреждения здоровья либо до утраты им трудоспособности, соответствующих степени утраты потерпевшим профессиональной трудоспособности, а при отсутствии профессиональной трудоспособности - степени утраты общей трудоспособности.

В состав утраченного заработка (дохода) потерпевшего включаются все виды оплаты его труда по трудовым и гражданско-правовым договорам как по месту основной работы, так и по совместительству, облагаемые подоходным налогом. Не учитываются выплаты единовременного характера, в частности компенсация за неиспользованный отпуск и выходное пособие при увольнении. За период временной нетрудоспособности или отпуска по беременности и родам учитывается выплаченное пособие. Доходы от предпринимательской деятельности, а также авторский гонорар включаются в состав утраченного заработка, при этом доходы от предпринимательской деятельности включаются на основании данных налоговой инспекции. Все виды заработка (дохода) учитываются в суммах, начисленных до удержания налогов (пункт 2 статьи 1086 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Среднемесячный заработок (доход) потерпевшего подсчитывается путем деления общей суммы его заработка (дохода) за двенадцать месяцев работы, предшествовавших повреждению здоровья, на двенадцать. В случае, когда потерпевший ко времени причинения вреда работал менее двенадцати месяцев, среднемесячный заработок (доход) подсчитывается путем деления общей суммы заработка (дохода) за фактически проработанное число месяцев, предшествовавших повреждению здоровья, на число этих месяцев. Не полностью проработанные потерпевшим месяцы по его желанию заменяются предшествующими полностью проработанными месяцами либо исключаются из подсчета при невозможности их замены (пункт 3 статьи 1086 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Как указано в пункте 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1 "О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина" размер утраченного заработка потерпевшего, согласно пункту 1 статьи 1086 Гражданского кодекса Российской Федерации, определяется в процентах к его среднему месячному заработку по выбору потерпевшего - до увечья или иного повреждения здоровья либо до утраты им профессиональной трудоспособности, а в случае отсутствия профессиональной трудоспособности - до утраты общей трудоспособности. Определение степени утраты профессиональной трудоспособности производится учреждениями государственной службы медико-социальной экспертизы, а степени утраты общей трудоспособности - судебно-медицинской экспертизой в медицинских учреждениях государственной системы здравоохранения.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 1.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" страховым случаем по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности признается временная нетрудоспособность застрахованного лица вследствие заболевания или травмы (за исключением временной нетрудоспособности вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) и в других случаях, предусмотренных статьей 5 настоящего Федерального закона.

Пособие по временной нетрудоспособности при утрате трудоспособности вследствие заболевания или травмы выплачивается застрахованному лицу за весь период временной нетрудоспособности до дня восстановления трудоспособности (установления инвалидности), за исключением случаев, указанных в частях 3 и 4 настоящей статьи (часть 1 статьи 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством").

Из представленных документов следует, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истца проходила амбулаторное лечение у врача хирурга по месту жительства, являлась нетрудоспособной. С ДД.ММ.ГГГГ являлась трудоспособной.

В судебном заседании истица пояснила, что с ДД.ММ.ГГГГ получает пособие по безработице, на момент причинения вреда здоровью, не работала. Пособие по временной нетрудоспособности не получала.

Судом был направлен запрос о представлении сведений о произведенных в связи с нетрудоспособностью выплатами, ответ на который на момент рассмотрения дела не поступил.

Согласно информации ГКУ Нижегородской <адрес> «Нижегородский Центр Занятости населения», ФИО2 зарегистрирована в качестве безработного с ДД.ММ.ГГГГ За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истице было выплачено 53 529,60 рублей.

В 29 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1 "О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина", разъяснено, что в случае, когда потерпевший на момент причинения вреда не работал, по его желанию учитывается заработок до увольнения либо обычный размер вознаграждения работника его квалификации в данной местности. Следует иметь в виду, что в любом случае рассчитанный среднемесячный заработок не может быть менее установленной в соответствии с законом величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации (пункт 4 статьи 1086 ГК РФ).

Приведенное положение подлежит применению как к неработающим пенсионерам, так и к другим не работающим на момент причинения вреда лицам, поскольку в пункте 4 статьи 1086 ГК РФ не содержится каких-либо ограничений по кругу субъектов в зависимости от причин отсутствия у потерпевших на момент причинения вреда постоянного заработка.

При этом, когда по желанию потерпевшего для расчета суммы возмещения вреда учитывается обычный размер вознаграждения работника его квалификации (профессии) в данной местности и (или) величина прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации, суд с целью соблюдения принципов равенства, справедливости и полного возмещения вреда вправе учесть такие величины на основании данных о заработке по однородной (одноименной) квалификации (профессии) в данной местности на день определения размера возмещения вреда.

Если к моменту причинения вреда потерпевший не работал и не имел соответствующей квалификации, профессии, то применительно к правилам, установленным пунктом 2 статьи 1087 ГК РФ и пунктом 4 статьи 1086 ГК РФ, суд вправе определить размер среднего месячного заработка, применив величину прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации, установленную на день определения размера возмещения вреда.

Из представленного иска следует, что истица просит суд взыскать утраченный заработок исходя из величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации.

Согласно ст.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда", в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 548-ФЗ минимальный размер оплаты труда с ДД.ММ.ГГГГ составляет - 19 242 рублей в месяц, в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 522 -ФЗ минимальный размер оплаты труда с ДД.ММ.ГГГГ составляет - 16 242 рублей в месяц.

Истица просит суд взыскать утраченный заработок исходя из прожиточного минимума в 16 844 рублей.

Согласно ч.3 смт.196 ГПК РФ, суд выносит решение по заявленным истцом требованиям. Вместе с тем, учитывая, что установление размера возмещения вреда на день его определения установлена Федеральным законом, суд исходит из того, что на момент определения размера возмещения вреда величина прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации составляет 19 242 рубля.

Истица с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходила амбулаторное лечение у врача хирурга по месту жительства, являлась нетрудоспособной, соответственно степень утраты трудоспособности составляла 100%.

Таким образом, в пользу истца подлежит взысканию утраченный заработок за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 286 634,80 рублей ((19 242 /31*9) + (19 242 /29**29) + (19 242 /31*13)).

На основании п. 1 ст. 1085 ГК РФ помимо утраченного заработка в возмещение вреда, причиненного повреждением здоровья, также подлежат возмещению дополнительно понесенные расходы, в том числе расходы на лечение и на приобретение лекарств, если установлено, что потерпевший нуждается в этих видах помощи и ухода и не имеет права на их бесплатное получение.

В период продолжения восстановительного лечения истицей понесены расходы на рентгенографию стопы на сумму 1 242.13 руб., рентгенографию стопы (1 проекция) на сумму 800.00 руб., на приобретение лекарств в сумме 5 221.00 руб.

Оценивая представленные доказательства в соответствии со ст.ст.55-57, 59, 60, 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу, что выполнение медицинских процедур и приобретение лекарственных препаратов вызвано получением ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 травмы в виде закрытого перелома стопы, травма получена в результате ненадлежащего очищения тротуара от наледи и снега, необходимость проведения медицинских процедур и приобретение лекарственных препаратов отражена в медицинской документации.

Доказательств, подтверждающих наличие у истицы права на бесплатное получение назначенных врачом лекарств и возможности бесплатного получения указанных медицинских услуг, суду не представлено. Указанные расходы на лечение являются необходимыми. Истица по состоянию здоровья нуждалась в них, поэтому данные расходы подлежат возмещению.

Таким образом, понесены истицей расходы на лечение в общей сумме 7263,13 рублей (2042,13 + 5221) подлежат взысканию с ответчика.

Исковые требования о взыскании морального вреда подлежат удовлетворению в части.

В силу положений ст.1099 ГК РФ «1. Основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными настоящей главой и статьей 151 настоящего Кодекса.

3. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от подлежащего возмещению имущественного вреда.

В соответствии со ст.1101 ГК РФ «1. Компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме.

2. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.

Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего»

В соответствии с ч.1 ст.151 Гражданского кодекса РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред».

Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда РФ в п.2 Постановления от НОМЕР от 20.12.1994г. «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна ит.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина. Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях, в частности, в связи с утратой родственников.

В соответствии с ч.2 ст.151, ч.2 ст.1101 Гражданского кодекса РФ при определении размера компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя, степень физических и нравственных страданий истца, также учитывает требования разумности и справедливости.

По смыслу приведенных нормативных положений гражданского законодательства моральный вред - это нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага, перечень которых законом не ограничен.

Суд, исходя из принципа разумности и справедливости, принимая во внимание причинение вреда здоровью ФИО2, с учетом характера и объема причиненных потребителю нравственных страданий, считает возможным взыскать в пользу истца денежную компенсацию морального вреда в размере 120 000 руб.

Судом отклоняются требования истца о взыскании морального вреда и штрафа на основании положений действующего законодательства о защите прав потребителей, поскольку в настоящем случае между сторонами по делу отсутствуют правоотношения, возникшие и договора. Правоотношения возникли в связи с ненадлежащим исполнением ответчиком обязанностей по содержанию дорог на спорной территории, входящей в ведение администрации района, в связи с чем на такие правоотношения не распространяется действие Закона РФ "О защите прав потребителей". Каких-либо платных услуг истцу как потребителю Ответчик в связи с принятием в оперативное управление имущества, не оказывает, вопросы по содержанию дорог регулируются специальным законодательством.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования удовлетворить в части.

Взыскать в пользу ФИО2 (паспорт НОМЕР) с МБУ "Центр" (ИНН НОМЕР) утраченный заработок в сумме 286 634,80 рублей, дополнительно понесенные расходы, вызванные повреждением здоровья в сумме 7263,13 рублей, компенсацию морального вреда в сумме 120 000 рублей. В удовлетворении остальной части иска отказать.

Решение суда может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Нижегородский областной суд через Нижегородский районный суд г. Нижнего Новгорода в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                                     М.Г. Котеева

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

2-5159/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Голубева Светлана Евгеньевна
Прокуратура Нижегородского района г.Н.Новгорода
Ответчики
МБУ "Центр"
Другие
Администрация г.Н.Новгород
администрация Нижегородского района г.Н.новгорода
МБДОУ "Детский сад №135
Суд
Нижегородский районный суд г.Нижний Новгород
Судья
Котеева Мария Григорьевна
Дело на сайте суда
nizegorodsky.nnov.sudrf.ru
16.04.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.04.2024Передача материалов судье
18.04.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.04.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.06.2024Подготовка дела (собеседование)
17.06.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.07.2024Судебное заседание
11.09.2024Судебное заседание
13.09.2024Судебное заседание
18.09.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.12.2024Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
02.12.2024Изучение поступившего ходатайства/заявления
15.01.2025Судебное заседание
13.09.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее