Дело № 2-42/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Сысольский районный суд Республики Коми в составе:
Председательствующего судьи Константиновой Н.В.,
при секретаре Демидович Л.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Визинга Сысольского района 15 января 2019 года дело по иску Зеличенко Елены Васильевны к ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Сысольского района» о признании семьи малоимущей, возложении обязанности выдать соответствующий документ и взыскании компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л:
Зеличенко Е.В. обратилась в суд с иском к ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Сысольского района» (далее - ГБУ РК «ЦСЗН Сысольского района») с иском о признании её семьи малоимущей в период с 01.05.2017 по 30.11.2017, возложении обязанности выдать соответствующий документ о признании семьи малоимущей в указанный период и взыскании компенсации морального вреда.
В обоснование исковых требований Зеличенко Е.В. указала, что по её обращению ГБУ РК «ЦСЗН в Сысольском районе» от 18.04.2017 её семье, в состав которой помимо истца были включены супруг П.Е.В., сын П.С.Е., (дело) года рождения и сын П.Д.Е., (дело) года рождения, был присвоен статус малоимущей на период с 01.05.2017 по 30.10.2017. 27.04.2018 истец повторно обратилась с заявлением о признании семьи малоимущей, где в числе имущества указала автомобиль «Nissan Almera», приобретенный на имя сына П.Д.Е. по договору купли-продажи от 06.03.2017. 11.05.2018 в её адрес поступило письмо от ГБУ РК «ЦСЗН Сысольского района» о принятии решения о прекращении статуса малоимущей семьи на период с 01.05.2017 по 30.10.2017 по тем основаниям, что при обращении 18.04.2017 не был заявлен указанный автомобиль. 28.05.2018 истец вновь обратилась с заявлением о признании семьи малоимущей, и такой статус семье присвоен на период с 01.06.2018 по 30.11.2018. По мнению истца, при обращении с заявлением о присвоении статуса малоимущей 18.04.2017 ей не были даны соответствующие разъяснения о необходимости указать имеющийся автомобиль, сотрудниками ГБУ РК «ЦСЗН Сысольского района» своевременно не была проведена проверка на предмет соответствия предоставленных сведений посредством направления запросов в органы, располагающие соответствующей информацией. Кроме того, истец указала, что нормативными актами, регулирующими порядок признания семьи малоимущей, не предусмотрена процедура отмены ранее присвоенного статуса малоимущей семьи, а также не устанавлено, что при расчете среднедушевого дохода учитываются расходы на приобретение автомобиля и в связи с этим, несмотря на указание транспортного средства в числе имущества, статус малоимущей её семье все равно был бы присвоен. В связи с прекращением статуса малоимущей истец претерпела нравственные страдания и переживания по поводу того, что указанная ситуация вынудила истца сомневаться в помощи государства, её семья из законопослушных граждан превратилась в «мошенников», и она была вынуждена давать объяснения в правоохранительных органах по факту незаконно полученного статуса малоимущей.
В судебном заседании 13.12.2018 истец уточнила исковые требования и просила признать её семью малоимущей на период с 01.05.2017 по 30.10.2017. 15.01.2019 истец увеличила исковые требования и просила признать расчет среднедушевого дохода с учетом стоимости автомобиля, представленный ГБУ РК «ЦСЗН Сысольского района» с сопроводительным письмом от 09.01.2019 за №01-0716 незаконным, признать за её семьей среднедушевой доход на человека в размере 7341,40 руб. и взыскать с ответчика расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб.
В судебном заседании истец на исковых требованиях настаивала.
Представители ответчика Туркина Н.И. и Черников И.В., действующие на основании доверенностей, исковые требования не признала по основаниям, изложенным в письменных возражениях.
Суд, заслушав стороны, исследовав письменные материалы, обозрев материалы учетного дела Зеличенко Е.В., суд приходит к следующему:
Из материалов дела следует, что 18.04.2017 Зеличенко Е.В. обратилась в ГБУ РК «ЦСЗН Сысольского района» с заявлением о предоставлении государственной услуги «Признание семьи или одиноко проживающего гражданина малоимущим, назначение и выплата им государственной социальной помощи в виде пособия семье». В составе семьи Зеличенко Е.В. указала супруга без регистрации брака П.Е.В., сына П.Д.Е., учащегося МБОУ СОШ с. Визинга и сына П.С.Е., студента 1 курса СЦБТ. В числе имущества, принадлежащего членам семьи истец указала автомобиль «Фольксваген Пассат», 1998 года выпуска, приобретенный в 2014 году и автомобиль УАЗ-3303, 1997 года выпуска, приобретенный в 2012 году.
Решением ГБУ РК «ЦСЗН Сысольского района» №36849 от 24.04.2017 семье Зеличенко Е.В. присвоен статус малоимущей на период с 01.05.2017 по 31.10.2017, поскольку среднедушевой доход её семьи составил 7341,40 руб., то есть меньше прожиточного минимума.
27.04.2018 Зеличенко Е.В. вновь обратилась с заявлением о присвоении её семье статуса малоимущей, указав в заявлении в качестве имущества, принадлежащего на праве собственности членам семьи автомобили УАЗ-3303, 1997 года выпуска и «Nissan Almera», 1999 года выпуска, приобретенного в 2017 году.
В результате проведенной проверки ГБУ РК «ЦСЗН Сысольского района» от 11.05.2018 принято решение об отмене решения о признании семьи Зеличенко Е.В. малоимущей на период с 01.05.2017 по 31.10.2017 в связи с предоставлением последней заведомо недостоверной информации о принадлежащем её семье на праве собственности имуществе. О принятом решении Зеличенко Е.В. была уведомлена сопроводительным письмом от 11.05.2018 №01-07/1547, ей было предложено вернуть полученное за указанный период социальное пособие в виде средств по питанию обучающегося в МБОУ СОШ с. Визинга П.Д.Е., а также средств по питанию П.С.Е. в ГПОУ «Сыктывкарский целлюлозно-бумажный техникум».
В соответствии п. 1 ст. 12 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" оказание государственной социальной помощи может осуществляться в виде денежных выплат (социальные пособия, субсидии и другие выплаты).
Под социальным пособием понимается безвозмездное предоставление гражданам определенной денежной суммы за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные настоящим Федеральным законом, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.
В силу ст. 6 Федерального закона от 24.10.1997 N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" семья (одиноко проживающий гражданин), среднедушевой доход которой (доход которого) ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации, считается малоимущей (малоимущим) и имеет право на получение социальной поддержки.
Федеральным законом от 05.04.2003 N 44-ФЗ установлен Порядок учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи, в соответствии с которым расчет среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина производится исходя из суммы доходов членов семьи или одиноко проживающего гражданина за три последних календарных месяца (ст. 4).
Статьей 5 Федерального закона от 05.04.2003 N 44-ФЗ установлено, что при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина учитывается сумма доходов каждого члена семьи или одиноко проживающего гражданина, полученных как в денежной, так и в натуральной форме.
Перечень видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно Перечню видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 20.08.2003 N 512, в состав таких доходов подлежат включению наследуемые и подаренные денежные средства (п.п. «ж» п. 1).
По смыслу ст. 5 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, определяющие размеры, условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи малоимущим семьям.
В соответствии с п.п. 3 п. 2 Порядка и условий признания семьи или одиноко проживающего гражданина малоимущими, назначения и выплаты им государственной социальной помощи в виде социального пособия, утвержденного Постановлением Правительства РК от 31.12.2004 N 281 "О мерах по реализации Закона Республики Коми "Об оказании государственной социальной помощи в Республике Коми" для признания семьи или одиноко проживающего гражданина малоимущими гражданин от себя лично (для одиноко проживающих граждан) или от имени своей семьи (далее - гражданин) представляет в государственное учреждение Республики Коми - центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения (далее - центр) или в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - МФЦ) по месту жительства или по месту пребывания документы, подтверждающие денежные доходы за три последних календарных месяца, предшествующих месяцу подачи заявления (далее - расчетный период), гражданина и всех членов его семьи, которые учитываются при решении вопроса о признании семьи или одиноко проживающего гражданина малоимущими в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ, постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2003 г. N 512 "О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи". В случае если граждане не имеют возможности подтвердить документально какие-либо виды доходов, за исключением доходов от трудовой и индивидуальной предпринимательской деятельности, они вправе самостоятельно декларировать их в заявлении (п. 2-1).
Согласно п.п. 2 п. 17 Порядка, утвержденного Постановлением Правительства РК от 31.12.2004 N 281, решение об отмене решения о признании малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина принимается Центром в случае выявления по истечении срока признания семьи или одиноко проживающего гражданина малоимущими следующих фактов представления гражданином заведомо недостоверной информации о составе семьи, размере доходов и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности в предыдущих расчетных периодах, предыдущих периодах признания семьи или одиноко проживающего гражданина малоимущими, включая месяцы подачи документов, указанных в пункте 2 настоящих Порядка и условий, для признания семьи или одиноко проживающего гражданина малоимущими либо при исполнении им обязанности, предусмотренной пунктом 15 настоящих Порядка и условий.
Статус малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина прекращается с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, указанные в настоящем пункте.
Из установленных по делу обстоятельств следует, что основанием для прекращения статуса малоимущей семьи Зеличенко Е.В. послужило предоставление последней недостоверных сведений о составе имущества, принадлежащего членам семьи.
Так, согласно договору купли-продажи транспортного средства от 06.03.2017 П.Д.Е. приобрел автомобиль «Nissan Almera», 1999 года выпуска, г.р.з. №, за <данные изъяты> руб.
На момент приобретения автомобиля П.Д.Е. являлся учащимся МБОУ СОШ с. Визинга и собственных доходов не имел. В судебном заседании Зеличенко Е.В. суду пояснила, что указанное транспортное средство было приобретено П.Д.Е. в качестве подарка к окончанию школы.
Исходя из сложившихся правоотношений, суд приходит к выводу, что 16.03.2017 П.Д.Е. был получен доход в виде подаренных денежных средств в размере <данные изъяты> руб. и израсходованных им на приобретение машины, поскольку сделка купли-продажи автомобиля от 16.03.2017 была совершена непосредственно П.Д.Е., не имеющим на тот момент самостоятельного дохода. Соответственно, данный доход подлежал указанию Зеличенко Е.В. при подаче заявления о присвоении статуса малоимущей семьи 18.04.2017, так как этот доход был получен ФИО9 в расчетный период (январь – март 2017 года).
Следовательно, Зеличенко Е.В. были предоставлены недостоверные сведения о размере доходов семьи и составе имущества, принадлежащего семье на праве собственности.
В соответствии с п. 3 ст. 1109 Гражданского кодекса РФ не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.
По смыслу вышеприведенных положений Порядка, утвержденного Постановлением Правительства РК от 31.12.2004 № 281 во взаимосвязи с п. 3 ст. 1109 Гражданского кодекса РФ, выявление факта предоставления недостоверных сведений об имущественном положении семьи не является безусловным основанием для утраты статуса малоимущей семьи и возврата полученного социального пособия, поскольку имущественное положение семьи, о котором заявитель не сообщил, должно иметь существенное значение для расчета совокупного дохода семьи и влиять на назначение и выплату пособия.
Из представленного суду расчета среднедушевого дохода семьи Зеличенко Е.В., произведенного ГБУ РК «ЦСНЗ Сысольского района» 09.01.2019 с учетом денежных средств, полученных П.Д.Е. в размере <данные изъяты> руб. следует, что при условии предоставления сведений о доходах всех членов семьи среднедушевой доход Зеличенко Е.В. составил бы <данные изъяты> руб., то есть выше прожиточного минимума, и, соответственно, ей было бы отказано в присвоении статуса малоимущей семьи на период с 01.05.2017 по 31.10.2017.
Указанный расчет произведен в соответствии с Перечнем видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 20.08.2003 №512, так как в состав доходов включены подаренные П.Д.Е. денежные средства в размере <данные изъяты> руб., в связи с чем, оснований для признания его незаконным не имеется.
При таких обстоятельствах, прекращение статуса малоимущей семьи Зеличенко Е.В. на период с 01.05.2017 по 31.10.2017 является обоснованным, а исковые требования о признании её семьи малоимущей на период с 01.05.2017 по 31.10.2017, возложении обязанности выдать соответствующий документ, признании вышеуказанного расчета среднедушевого дохода семьи незаконным и признании за её семьей среднедушевого дохода в размере 7341,40 руб. удовлетворению не подлежат.
В силу ст. 151 Гражданского кодекса РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Поскольку нарушений прав и законных интересов Зеличенко Е.В. судом не установлено, исковые требования последней о компенсации морального вреда являются необоснованными и не могут быть удовлетворены.
При отказе в удовлетворении исковых требований, уплаченная истцом государственная пошлина возмещению за счет ответчика не подлежит (ст. 98 ГПК РФ).
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Зеличенко Елены Васильевны к ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Сысольского района» о признании семьи на период с 01.05.2017 по 31.10.2017 малоимущей и возложении обязанности выдать соответствующий документ, взыскании компенсации морального вреда в размере 10000 рублей, признании расчета среднедушевого дохода с учетом стоимости автомобиля от 09.01.2019 №01-0716 незаконным, признании за семьей среднедушевого дохода на человека в размере 7341,40 руб. и возмещении расходов по оплате государственной пошлины в размере 300 руб. оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Сысольский районный суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья - Константинова Н.В.
Мотивированное решение составлено 21 января 2019 года.