Судья Заверуха О.С. Дело № 33а-2028/2022
УИД 24RS0048-01-2021-013025-58
3.027
КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
15 февраля 2022 года г. Красноярск
Судебная коллегия по административным делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего Мирончика И.С.,
судей Данцевой Т.Н., Ковалевой Т.В.,
при ведении протокола помощником судьи Пинчук Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Ковалевой Т.В. административное дело по административному иску Палюх Анны Владимировны к УСЗН администрации г. Красноярска, администрации г. Красноярска об оспаривании решения
по апелляционной жалобе Палюх А.В.
на решение Советского районного суда г. Красноярска от 22 ноября 2021 года, которым постановлено:
«В удовлетворении административных исковых требований Палюх Анны Владимировны к УСЗН администрации г. Красноярска, администрации г. Красноярска о признании незаконным решения об отказе в признании малоимущим, возложении обязанности – отказать».
Заслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Палюх А.В. обратилась в суд с административным иском к УСЗН администрации г. Красноярска о признании незаконным решения об отказе в признании малоимущим и возложении обязанности признать ее и членов ее семьи малоимущими.
Требования мотивированы тем, что Палюх А.В. обратилась с заявлением о признании ее и членов ее семьи малоимущими, поскольку среднедушевой доход семьи за 1 месяц в 2020 году составил 1698,84 руб., однако решением УСЗН администрации г. Красноярска в удовлетворении заявления было необоснованно отказано, что нарушает ее права и интересы.
Определением от 22.09.2021 к участию в деле в качестве административного соответчика привлечена администрация г. Красноярска.
Судом постановлено вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе ПалюхА.В. просит решение суда отменить и принять новое, которым заявленные требования удовлетворить в полном объеме, указывая на то, что совместный доход семьи за расчетный период, равный одному году и стоимости имущества, находящегося в собственности, не превышает 5%, так как органом местного самоуправления не проведена независимая оценка стоимости имущества и расчет выполнен субъективно. При этом из перечня имущества подлежала исключению доля супруга в праве собственности на квартиру, в которой он не проживает и не пользуется.
Заслушав административного истца Палюх А.В. и ее представителя Ростовцеву Л.Я., поддержавших доводы апелляционной жалобы, определив возможность в силу ч. 6 ст. 226 КАС РФ рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, извещенных о времени и месте судебного разбирательства, проверив материалы дела и решение суда по правилам ст. 308 КАС РФ, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно положениям ч. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявление полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Частью 2 статьи 49ЖК РФ предусмотрено, что малоимущими гражданами в целях данного Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Порядок определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи или одиноко проживающего гражданина, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи или одиноко проживающего гражданина и подлежащего налогообложению, в целях признания органами местного самоуправления граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда установлен Законом Красноярского края от 20.06.2006 № 19-4833 «О порядке определения размера дохода и стоимости имущества в целях признания граждан малоимущими на территории края».
В соответствии с ч.1 ст. 2 Закона Красноярского края от 20.06.2006 № 19-4833 «О порядке определения размера дохода и стоимости имущества в целях признания граждан малоимущими на территории края» граждане признаются органом местного самоуправления малоимущими, если сумма совокупного дохода семьи или дохода одиноко проживающего гражданина за расчетный период, равный одному календарному году, определенная в соответствии с настоящим Законом, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи или одиноко проживающего гражданина и подлежащего налогообложению, не превышает величину порогового дохода более чем на 5 процентов в соответствии с установленной формулой расчета.
В силу ч. 2 ст. 2 указанного закона расчет совокупного дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина производится исходя из суммы доходов членов семьи или одиноко проживающего гражданина за календарный год, предшествующий дате подачи заявления о признании их малоимущими.
Согласно статье 3 вышеуказанного закона в целях признания граждан малоимущими определение размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи или одиноко проживающего гражданина, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи или одиноко проживающего гражданина и подлежащего налогообложению, осуществляется органом местного самоуправления по месту жительства гражданина (его опекуна или попечителя).
Статьей 4 указанного Закона края предусмотрено, что к членам семьи гражданина, подавшего заявление о признании его малоимущим в целях предоставления ему жилого помещения по договору социального найма, относятся проживающие совместно с ним его супруг, дети и родители заявителя, а также другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, вселенные заявителем в качестве членов его семьи и ведущие с ним общее хозяйство.
Исходя из ст. 5 указанного Закона края при расчете совокупного дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими учитывается сумма доходов каждого члена семьи или одиноко проживающего гражданина, полученных как в натуральной, так и денежной форме, в том числе социальные выплаты из бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов и других источников, указанные в пункте 2 настоящей статьи.
Из ст. 8 указанного Закона края следует, что в целях признания граждан малоимущими учитывается, в том числе, стоимость жилых домов (части жилого дома), квартир (части квартир), дач, гаражей и иных строений, помещений, сооружений или долей в них, земельных участков…
Согласно под п. «а» ч. 1, ч. 2, ч. 3 ст. 10 указанного Закона края стоимость имущества, находящегося в собственности членов семьи или одиноко проживающего гражданина и подлежащего налогообложению, в целях признания их малоимущими определяется по рыночным ценам для постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях или освобождения от внесения платы за пользование занимаемыми ими по договору социального найма жилыми помещениями муниципального жилищного фонда (платы за наем) на момент подачи такого заявления… Рыночная стоимость имущества декларируется гражданином при подаче заявления о признании его малоимущим. В случае возникновения спора при определении стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи или одиноко проживающего гражданина и подлежащего налогообложению, органом местного самоуправления может быть произведена независимая оценка имущества.
Как следует из материалов дела и верно установлено судом, 20.05.2021 Палюх А.В. обратилась в администрацию г. Красноярска с заявлением о признании ее и членов ее семьи (двух несовершеннолетних детей и супруга) малоимущими с приложением соответствующего пакета документов и указанием стоимости недвижимого имущества, зарегистрированного за ними на праве собственности.
Приказом УСЗН администрации г. Красноярска от 23.07.2021 № 219-усзн отказано в признании Палюх А.В. и членов ее семьи малоимущими в связи с превышением суммы совокупного дохода семьи более чем на 5% величины порогового дохода, используемого в целях признания граждан малоимущими в рамках Закона Красноярского края от 20.06.2006 № 19-4833, о чем административный истец уведомлена сопроводительным письмом от 23.07.2021 за исх. № П-8894.
При этом административным ответчиком были учтены как доход супругов за 2020 год согласно справкам 2-НДФЛ, пенсия, а также указанная Палюх А.В. в заявлении стоимость (задекларированная в заявлении стоимость) долей в праве собственности на недвижимое имущество, зарегистрированного за заявителем и ее супругом (1/5 доли в праве общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, стоимостью 1520496 руб. и 1/4 доли в праве общей долевой собственности на квартиру по адресу: <адрес>, стоимостью 3410330 руб., земельного участка с кадастровым номером № стоимостью 384461,72 руб.)
По итогам произведенного административным ответчиком расчета совокупный доход семьи Палюх А.В. за 2020 год он составил 1605287,90 руб., что более чем на 5% превышает пороговый доход, размер которого равен 919899,34 руб.
Произведенный административным ответчиком расчет указанного совокупного дохода и порогового дохода, отраженный в решении суда, является верным и соответствующими требованиям законодательства, в связи с чем суд первой инстанции пришел к верному выводу о законности оспариваемого отказа УСЗН администрации г. Красноярска.
При этом суд обоснованно отклонил доводы административного истца о том, что расчетный период для определения дохода семьи должен составлять три месяца и не должны приниматься в расчет принадлежащая ее супругу доля в праве общей долевой собственности на недвижимое имущество, как основанные на неверном толковании норм материального права, поскольку Законом Красноярского края от 23 мая 2006 № 18-4751 прямо установлено, что расчет совокупного дохода семьи производится исходя из суммы доходов членов семьи за календарный год, предшествующий дате подачи заявления о признании малоимущим, и для определения совокупного дохода принимается во внимание любое имущество граждан, принадлежащее им на праве собственности.
При установленных судом фактических обстоятельствах дела судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции.
По смыслу положений статьи 227КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Совокупность таких условий при рассмотрении настоящего административного дела не установлена.
Довод жалобы о том, что суд не обязал административного ответчика провести независимую оценку, не может служить основанием к отмене решения, поскольку, в силу ч.3 ст. 10 Закона Красноярского края «О порядке определения размера дохода и стоимости имущества в целях признания граждан малоимущими на территории края» оценка имуществ производится при возникновении спора, тогда как административным ответчиком при расчете была учтена стоимость имущества, указанная непосредственно самим заявителем при подаче заявления. Кроме того, доказательств иной стоимости недвижимого имущества административным истцом не представлено, в судебном заседании соответствующего ходатайства не заявлено.
Таким образом, решение суда принято в соответствии с требованиями действующего законодательства, прав и законных интересов административного ответчика не нарушает.
Выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам и материалам дела, подробно мотивированы, всем обстоятельствам, имеющим значение для разрешения возникшего спора, дана правильная оценка, нормы материального права применены в соответствии с возникшими спорными правоотношениями, нарушений норм процессуального права не допущено.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела, влияли бы на законность и обоснованность решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения.
Руководствуясь ст. 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда г. Красноярска от 22 ноября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Палюх А.В. – без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения настоящего определения в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, находящийся в г. Кемерово.
Председательствующий:
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 28.02.2022