УИД66RS0024-01-2019-001769-66
Мотивированное решение изготовлено 31.07.2019
Дело № 2-1622/2019
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Верхняя Пышма 26 июля 2019 года
Верхнепышминский городской суд Свердловской области в составе:
председательствующего судьи Литовкиной М.С.,
при секретаре Куренко С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Банных Тамары Ильиничны к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Свердловской области о признании права собственности на дом,
установил:
истец ФИО1 обратилась в суд с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по <адрес> (далее – ТУФАУГИ по СО) о признании права собственности на дом.
В обоснование исковых требований истец указала, что она владеет и пользуется земельным участком по <адрес>Б в <адрес>. Данный земельный участок находится в федеральной собственности, расположен в полосе отвода железной дороги.
В 1983 году она обратилась с заявлением о разрешении на строительство дома к начальнику Н-Тагильской дистанции, который поставил на заявлении резолюцию о разрешении, но предупредил, что в случае реконструкции железнодорожного пути дистанция материальной ответственности не несет. На предоставленном ей участке она построила дом. Истец и члены ее семьи пользуются земельным участком, на котором расположен дом. Право собственности на дом не зарегистрировано.
Просит признать за ней право собственности на <адрес>
Истец ФИО1 в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Ответчика ТУФАУГИ по СО в судебное заседание не явился, извещен о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом, причины не явки не сообщил.
Представитель третьего лица ОАО «РЖД», в лице филиала Свердловской железной дороги - ФИО5, действующая на основании доверенности № СВЕРД НЮ - 29/Д от ДД.ММ.ГГГГ, в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения иска извещена надлежащим образом. В направленном суду отзыве на исковое заявление просила рассмотреть дело в её отсутствие, также просила отказать в удовлетворении требований истца на том основании, что земельный участок, на котором истец построила дом, является федеральной собственностью. СНТ «Гать», членом которого является истец, и которое владеет спорным земельным участком на праве субаренды, обязано обеспечить режим использования земельного участка полосы отвода железной дороги, в том числе не допускать размещения капитальных зданий и сооружений. Требование истца о признании права собственности на дом, расположенный на земельном участке полосы отвода железной дороги удовлетворению не подлежит, так как дом построен на земельном участке, предназначенном для обеспечения деятельности организаций железнодорожного транспорта.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Администрации ГО Верхняя Пышма Черемных Е.В., действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения искового заявления извещена надлежащим образом. Представила отзыв, в котором просит рассмотреть дела в свое отсутствие, иск ФИО1 оставить без рассмотрения, поскольку истцом не соблюден административный порядок разрешения спора, надлежащим ответчиком является Администрация ГО Верхняя Пышма. Истец возвела капитальное строение на земельном участке, который ей не принадлежит. Более того, находится в федеральной собственности. Истцом не проведены мероприятия по получению уведомления о соответствии либо несоответствии объекта строительным нормам и правилам и разрешенному использованию земли.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, председатель СНТ «Гать» ФИО8 в судебное заседание не явился, извещен надлежащим о месте и времени судебного разбирательства, причины не явки не сообщил.
В силу ч. 1 ст. 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) суд определил рассмотреть дело в порядке заочного судопроизводства по имеющимся в деле доказательствам.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом.
Гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей, из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности.
Ст. 12 ГК РФ предусмотрены способы защиты субъективных гражданских прав и охраняемых законом интересов, которые осуществляются в предусмотренном законом порядке, т.е. посредством применения надлежащей формы, средств и способов защиты.
В силу ч. 1 ст. 213 ГК РФ в собственности граждан и юридических лиц может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может принадлежать гражданам или юридическим лицам.
В соответствии со ст. 17 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю.
Согласно ст. 90 ЗК РФ землями транспорта признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов, в том числе, железнодорожного и иных видов транспорта и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным ЗК РФ, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации
В целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта могут предоставляться земельные участки для:
размещения железнодорожных путей;
размещения, эксплуатации и реконструкции зданий, сооружений, в том числе железнодорожных вокзалов, железнодорожных станций, а также устройств и других объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта наземных и подземных зданий, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта;
установления полос отвода.
Свободные земельные участки на полосах отвода железных дорог в пределах земель железнодорожного транспорта могут передаваться в аренду гражданам и юридическим лицам для сельскохозяйственного использования, оказания услуг пассажирам, складирования грузов, устройства погрузочно-разгрузочных площадок, сооружения прирельсовых складов (за исключением складов горюче-смазочных материалов и автозаправочных станций любых типов, а также складов, предназначенных для хранения опасных веществ и материалов) и иных целей при условии соблюдения требований безопасности движения, установленных федеральными законами.
Порядок установления и использования полос отвода железных дорог определяется Правительством Российской Федерации.
Согласно ст. 2 ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ под полосой отвода железных дорог (далее - полоса отвода) следует понимать – земельные участки, прилегающие к железнодорожным путям, земельные участки, занятые железнодорожными путями или предназначенные для размещения таких путей, а также земельные участки, занятые или предназначенные для размещения железнодорожных станций, водоотводных и укрепительных устройств, защитных полос лесов вдоль железнодорожных путей, линий связи, устройств электроснабжения, производственных и иных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта
Аналогичное положение содержалось и в ранее действовавшем Федеральном законе от ДД.ММ.ГГГГ № 153-ФЗ «О федеральном железнодорожном транспорте».
В соответствии с пп. «а» п. 4 Правил установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, в границах полосы отвода в целях обеспечения безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта заинтересованная организация обязана обеспечить следующий режим использования земельных участков:
не допускать размещение капитальных зданий и сооружений, многолетних насаждений и других объектов, ухудшающих видимость железнодорожного пути и создающих угрозу безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта.
Порядок использования земель железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода определен также Положением о порядке использования земель федерального железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода железных дорог, утвержденным Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ №Ц, согласно п. 12 которого свободные земельные участки в полосе отвода, относящиеся к землям железнодорожного транспорта, могут в порядке, установленном настоящим Положением и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, предоставляться в срочное пользование физическим и юридическим лицам (далее - временные пользователи) для сельскохозяйственных целей, оказания услуг пассажирам, складирования грузов, для устройства погрузочно - разгрузочных площадок, сооружения прирельсовых складов (кроме складов горюче - смазочных и любых типов автозаправочных станций, а также складов, предназначенных для хранения опасных веществ и материалов) и иных целей, если при этом будут соблюдаться требования безопасности движения.
Временными пользователями в пределах полосы отвода не допускается извлечение песка, глины, иных строительных материалов и грунта, а также размещение капитальных зданий и сооружений, многолетних насаждений и других объектов, ухудшающих видимость железнодорожного пути и создающих угрозу безопасности движения(п. 16)
Таким образом, передача земельных участков в полосе отвода железной дороги вторичным землепользователям предоставлена железным дорогам для строго определенных целей.
Аналогичные положения о порядке использования земель в пределах полосы отвода железной дороги содержались и в Инструкции о нормах и порядке отвода земель для железных дорог, утвержденной Министерством путей сообщения ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно положениям ранее действовавшего Устава железных дорог от ДД.ММ.ГГГГ, железная дорога могла предоставлять предприятиям, организациям и учреждениям во временное пользование свободные участки земли в полосе отвода для складирования грузов, а также для устройства примыкания подъездных путей и других сооружений, с возмещением железной дороге взимаемых с нее налогов, а также расходов по содержанию этих участков (по ставкам, устанавливаемым Министерством путей сообщения).
В соответствии с ранее действовавшим Положением о землях транспорта, утвержденным Постановлением ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ, предприятия, учреждения и организации транспорта могли предоставлять в установленном порядке из закрепленных за ними земель во временное пользование земельные участки другим предприятиям, учреждениям и организациям для устройства подъездных путей, проездов, погрузочно - разгрузочных площадок, складов и иных объектов.
Земли транспорта могли также предоставляться во временное пользование:
колхозам, совхозам, другим государственным и общественным предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам - для сельскохозяйственных целей;
отдельным категориям работников транспорта - под служебные земельные наделы;
гражданам - для выпаса скота и сенокошения.
Таким образом, начиная с 1964 года союзными, ведомственными, а потом и федеральными актами, было закреплено право железной дороги предоставлять земли транспорта во временное пользование предприятиям, учреждениям и организациям, отдельным категориям граждан для целей, исчерпывающий перечень которых предусматривался данными актами.
Из анализа вышеприведенных норм права можно сделать вывод о том, что полоса отвода железной дороги - это земельный участок, предназначенный для эксплуатации железнодорожных путей и иных объектов железнодорожного транспорта, использование которого должно осуществляться исключительно в соответствии с его целевым назначением.
Именно поэтому для данного вида земельного участка установлен особый режим использования, прежде всего обеспечивающий безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта.
Виды и цели разрешенного использования свободных земельных участков в полосе отвода железной дороги прямо предусмотрены законодателем (сельскохозяйственное использование, оказание услуг пассажирам, складирование грузов), равно как ограничения и запреты - возведение капитальных зданий и сооружений, могущих создающих угрозу безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта.
Судом установлено и сторонами не оспаривается, что между ТУФАУГИ по СО и Свердловской железной дорогой – филиалом ОАО «РЖД» заключен договор аренды земельного участка № № от ДД.ММ.ГГГГ, находящегося в федеральной собственности, с кадастровым номером №, с местоположением: <адрес>, 487 км – 491 км.
Между ОАО «РЖД» в лице филиала Свердловской железной дороги и СНТ «Гать» заключен договор субаренды № № от ДД.ММ.ГГГГ части (частей) земельного участка с кадастровым номером 66№ (части земельного участка 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11), местоположение: <адрес> 487 км – 491 км, имеющий разрешенное использование: под железную дорогу, общей площадью 48 339 кв.м, для размещения садового некоммерческого товарищества.
Правообладателем земельного участка с кадастровым номером № значится Российская Федерация, кроме того земельный участок имеет обременение – аренду ОАО «РЖД», и субаренду – СНТ «Гать».
В соответствии с членской книжкой садовода, истец является членом СНТ «Гать» и в ее пользовании находится земельный участок №Б.
В апреле 1983 года истец обратилась к начальнику Н-Тагильской дистанции с заявлением о разрешении на строительство дома в полосе отвода железной дороги. На заявлении поставлена резолюция о том, что строительство дома разрешено, но в случае реконструкции железнодорожного пути дистанция не несет материальной ответственности.
Истицей возведено капитальное строение в полосе отвода железной дороги по адресу: <адрес>Б, что подтверждается доводами, изложенными в исковом заявлении, не оспаривалось сторонами и третьим лицом, не заявляющим самостоятельных требований относительно предмета спора.
Кроме того, из технической информации ООО «Трикс» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что на участке № <адрес> расположен объект капитального строительства – здание с назначением «жилой дом», общей площадью 111,6 кв.м. Строение имеет два этажа – первый и мансардный: три комнаты, столовую, кухню, кладовую, коридоры и хозяйственные помещения.
Согласно уведомлению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ права на указанный дом не зарегистрированы.
Истец, заявляя исковые требования о признании права собственности на указанное строение, утверждает, что удовлетворение иска ей необходимо для осуществления регистрации права собственности на спорное здание.
Самой истицей при обращении в суд с настоящим иском не оспаривалось нахождение жилого дома, о праве собственности на который ею заявлено, в полосе отвода.
На момент обращения истицей с заявлением о строительстве дома на земельном участке полосы отвода железной дороги (1983 год) действовало Положение о землях транспорта, утв. Постановлением ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому земли транспорта могли предоставляться во временное пользование колхозам, совхозам, другим государственным и общественным предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам - для сельскохозяйственных целей; отдельным категориям работников транспорта - под служебные земельные наделы; гражданам - для выпаса скота и сенокошения.
Таким образом, на тот период времени выделение земельного участка из земель транспорта для иных, кроме перечисленных целей (например, под строительство капитальных строений) предусмотрено не было.
В действующих на настоящий момент Правилах установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ (п. 4), содержится прямой запрет на размещение в границах полосы отвода капитальных зданий и сооружений, многолетних насаждений и других объектов, ухудшающих видимость железнодорожного пути и создающих угрозу безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта.
При таких обстоятельствах, у суда не имеется оснований для удовлетворения заявленных истицей требований о признании за ней права собственности на дом, расположенный в полосе отвода железной дороги.
Принимается судом во внимание в качестве самостоятельного основания для отказа в удовлетворении исковых требований и то обстоятельство, что непосредственно истице ни администрацией <адрес>, ни СНТ «Гать», ни ОАО «РЖД» земельный участок, на котором возведен капитальное строение, в собственность не предоставлялся.
Каких-либо доказательств обратного, документов, подтверждающих факт выделения истцу конкретного земельного участка под строительство жилого дома на каком-либо праве (собственность, аренда, бессрочное пользование) суду не представлено.
При этом суд критически оценивает распоряжение начальника Н-Тагильской дистанции от ДД.ММ.ГГГГ о разрешении строительства дома на земельном участке полосы отвода железной дороги, поскольку права распоряжаться пользованием вышеуказанным земельным участком у начальника Н-Тагильской дистанции не имелось, доказательств предоставления ОАО «РЖД» данному лицу полномочий по отчуждению части земельного участка, либо передачи его в субаренду, бессрочное пользование ФИО1 суду не представлено.
Довод ФИО6 о том, что Администрация ГО Верхняя Пышма должна быть привлечена к участию в деле в качестве ответчика (соответчика), а не третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, суд находит несостоятельным, поскольку в соответствии со ст. 41 ГПК РФ замена ненадлежащего ответчика надлежащим допускается по ходатайству или с согласия истца. В соответствии со ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. В связи с чем, требования ФИО1 рассмотрены судом по предъявленному иску.
Согласно правовой позиции, изложенной в п. 59 постановления Пленума Верховного Суда РФ №, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ № от 29.04.2010
«О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права. Таковых доказательств истцом не представлено, в связи с чем, суд не усматривает правовых оснований для удовлетворения иска ФИО1
Руководствуясь ст. ст. 194-198, 233-236 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░ – ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░ ░ ░░░░░░, ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░.