№
№
ПРИГОВОР
именем Российской Федерации
село Лешуконское 04 мая 2021 года
Лешуконский районный суд Архангельской области в составе
председательствующего судьи Кокотовой Е.И.
при секретаре Судариковой А.А.,
с участием государственного обвинителя - прокурора Лешуконского района Архангельской области Харина Д.А.,
представителя потерпевшего ФИО8,
подсудимой Козловой Т.С.,
защитника Поташева Н.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании уголовное дело по обвинению
Козловой Татьяны Сергеевны,родившейся ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, гражданки РФ, имеющей высшее образование, вдовы, имеющей малолетнего ребенка, работающей главой администрации муниципального образования «Койнасское», невоеннообязанной, зарегистрированной по адресу:<адрес>, проживающей и временно зарегистрированной по адресу: <адрес>, несудимой,обвиняемой в совершении преступлений, предусмотренных ч. 3 ст. 159, ч.2 ст.292 УК РФ,
установил:
Козлова Т.С. совершила мошенничество, то есть хищение чужого имущества путем обмана и злоупотребления доверием, совершенное лицом с использованием своего служебного положения, в крупном размере.
Преступление совершено ею при следующих обстоятельствах.
Козлова Т.С. на основании решения Совета депутатов муниципального образования «Койнасское» от ДД.ММ.ГГГГ № избрана главой муниципального образования «Койнасское» со сроком полномочий 4 года с момента избрания. На основании постановления главы муниципального образования «Койнасское» от ДД.ММ.ГГГГ № она (Козлова Т.С.) вступила в должность главы муниципального образования «Койнасское» (далее – муниципальное образование) с ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии со ст. 36 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 13 Устава муниципального образования, принятого решением второй сессии (третьего созыва) Совета депутатов муниципального образования от ДД.ММ.ГГГГ №, она (Козлова Т.С.) являлась высшим должностным лицом муниципального образования, осуществляла общее руководство деятельностью администрации муниципального образования, заключала договоры и соглашения от имени администрации муниципального образования, то есть являлась должностным лицом, обладающим организационно-распорядительными и административно-хозяйственными функциями в муниципальном образовании и его администрации. В связи с исполнением служебных обязанностей она (Козлова Т.С.) была осведомлена о поступлении из бюджета <адрес> в бюджет муниципального образования «Лешуконский муниципальный район» в рамках государственной программы <адрес> «Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов <адрес>», утвержденной Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ПП, денежных средств на обустройство полигона твердых коммунальных отходов в <адрес>. Она (Козлова Т.С.), действуя умышленно, из корыстных побуждений, с целью хищения вышеуказанных денежных средств путем обмана и злоупотребления доверием, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, находясь в здании администрации муниципального образования по адресу: <адрес>, используя свои служебные полномочия вопреки интересам службы и муниципального образования, изготовила официальные документы, в которые внесла заведомо ложные сведения, а именно:
– договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ и спецификацию к нему, в которые внесла заведомо ложные сведения о том, что администрация муниципального образования и Свидетель №5 якобы заключили договор о том, что Свидетель №5 обязуется поставить материалы для обустройства контрольно-дезинфицирующей установки с устройством бетонной ванны для ходовой части мусоровозов на свалке в <адрес> (доску обрезную, портландцемент и арматуру) на общую сумму 82 500 рублей, а администрация муниципального образования обязуется оплатить ему данные материалы по указанной цене, а также акт приема-передачи материальных ценностей от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому администрацией муниципального образования данный товар якобы принят от Свидетель №5;
– договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ и спецификацию к нему, в которые внесла заведомо ложные сведения о том, что администрация муниципального образования и Свидетель №5 якобы заключили договор о том, что Свидетель №5 обязуется поставить материалы для обустройства контрольно-дезинфицирующей установки с устройством бетонной ванны для ходовой части мусоровозов на свалке в <адрес> (кирпич строительный и полосы для крепления прогонов) на общую сумму 29 400 рублей, а администрация муниципального образования обязуется оплатить ему данные материалы по указанной цене, а также акт приема-передачи материальных ценностей от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому администрацией муниципального образования данный товар якобы принят от Свидетель №5;
– договор подряда от ДД.ММ.ГГГГ, в который внесла заведомо ложные сведения о том, что администрация муниципального образования и Свидетель №5 якобы заключили договор о том, что последний обязуется обустроить контрольно-дезинфицирующую установку с устройством бетонной плиты для ходовой части мусоровозов в <адрес>, а администрация муниципального образования обязуется оплатить работы по цене 100 000 рублей, а также акт приема-передачи выполненных работ от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому администрацией муниципального образования указанные выше работы у Свидетель №5 якобы приняты;
– договор подряда от ДД.ММ.ГГГГ, в который внесла заведомо ложные сведения о том, что администрация муниципального образования и Свидетель №5 якобы заключили договор о том, что последний обязуется обустроить контрольно-дезинфицирующую установку с устройством бетонной плиты для ходовой части мусоровозов в <адрес>, а администрация муниципального образования обязуется оплатить работы по цене 26 527 рублей 52 копейки, а также акт приема-передачи выполненных работ от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому администрацией муниципального образования указанные выше работы у Свидетель №5 якобы приняты;
– договор подряда от ДД.ММ.ГГГГ, в который внесла заведомо ложные сведения о том, что администрация муниципального образования и Свидетель №5 якобы заключили договор о том, что последний обязуется обустроить контрольно-дезинфицирующую установку с устройством бетонной плиты для ходовой части мусоровозов в <адрес>, а администрация муниципального образования обязуется оплатить работы по цене 88 100 рублей, а также акт приема-передачи выполненных работ от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому администрацией муниципального образования указанные выше работы у Свидетель №5 якобы приняты.
Изготовив указанные договоры, спецификации и акты, она (Козлова Т.С.) подписала их как глава администрации муниципального образования и поставила оттиски печати муниципального образования, а также собственноручно выполнила подписи от имени Свидетель №5, с которым фактически данный договор не заключался, при этом Свидетель №5 никаких обязательств перед администрацией муниципального образования не имел, о ее (Козловой Т.С.) преступных действиях осведомлен не был. Далее она (Козлова Т.С.) в этот же период времени, находясь при исполнении служебных обязанностей в вышеуказанном месте, действуя в продолжение своего преступного умысла, с целью хищения путем обмана и злоупотребления доверием денежных средств МО «Лешуконский муниципальный район», зная о том, что Свидетель №5 и администрация муниципального образования «Койнасское» никаких взаимных обязательств не имеют, Свидетель №5 никаких работ для нужд муниципального образования не производил и товаров не поставлял, передала указанные выше подложные договоры купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, спецификации и акты приема-передачи материальных ценностей к ним, а также договоры подряда от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ и акты приема-передачи выполненных работ к ним в администрацию МО «Лешуконский муниципальный район», расположенную по адресу: <адрес>, путем обмана и злоупотребления доверием, убедив должностных лиц администрации МО «Лешуконский муниципальный район» в реальности произведенных подрядных работ и поставки материалов для нужд МО «Койнасское», после чего они, не осведомленные о ее преступных действиях, сформировали с учетом удержания с Свидетель №5 подоходного налога в размере 13 процентов с сумм платежей по якобы имевшим место с ним вышеуказанным договорам подряда официальные документы – расходные кассовые ордеры №№ и 99 от ДД.ММ.ГГГГ и платежные ведомости № от ДД.ММ.ГГГГ, №№, 101, 102 от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ на общую сумму 298 625 рублей 52 копейки и вместе с указанными денежными средствами передали ей (Козловой Т.С.) наличными. Далее, в это же период она (Козлова Т.С.), находясь при исполнении служебных обязанностей в вышеуказанном месте, действуя в продолжение своего преступного умысла, зная о том, что официальные документы – расходные кассовые ордеры №№ и 99 от ДД.ММ.ГГГГ и платежные ведомости № от ДД.ММ.ГГГГ, №№, 101, 102 от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ на общую сумму 298 625 рублей 52 копейки содержат недостоверные сведения, подписала их как глава администрации муниципального образования, а также собственноручно выполнила в них подписи от имени Свидетель №5, не осведомленного о ее преступных действиях, о том, что он якобы получил указанные денежные средства за якобы выполненные вышеуказанные работы и поставленные товары для нужд муниципального образования «Койнасское», после чего расходные кассовые ордеры и платежные ведомости направила в муниципальное образование «Лешуконский муниципальный район», а полученные денежные средства на общую сумму 298 625 рублей 52 копейки присвоила себе и распорядилась ими по своему усмотрению, чем их похитила.
Ее (Козловой Т.С.) вышеуказанные действия повлекли существенное нарушение охраняемых законом интересов муниципального образования, администрации муниципального образования, общества и государства, выразившееся в подрыве авторитета и дискредитации органов местного самоуправления перед общественностью и причинении муниципальному образованию «Лешуконский муниципальный район» ущерба на сумму 298 625 рублей 52 копейки, то есть в крупном размере.
Козлова Т.С. совершила также служебный подлог, то есть внесение должностным лицом в официальные документы заведомо ложных сведений, совершенное из корыстной заинтересованности, повлекшее существенное нарушение охраняемых законом интересов общества и государства.
Преступление совершено ею при следующих обстоятельствах.
Козлова Т.С. на основании решения Совета депутатов муниципального образования «Койнасское» от ДД.ММ.ГГГГ № избрана главой муниципального образования «Койнасское» со сроком полномочий 4 года с момента избрания. На основании постановления главы муниципального образования «Койнасское» от ДД.ММ.ГГГГ № она (Козлова Т.С.) вступила в должность главы муниципального образования «Койнасское» (далее – муниципальное образование) с ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии со ст. 36 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 13 Устава муниципального образования, принятого решением второй сессии (третьего созыва) Совета депутатов муниципального образования от ДД.ММ.ГГГГ №, она (Козлова Т.С.) являлась высшим должностным лицом муниципального образования, осуществляла общее руководство деятельностью администрации муниципального образования, заключала договоры и соглашения от имени администрации муниципального образования, то есть являлась должностным лицом, обладающим организационно-распорядительными и административно-хозяйственными функциями в муниципальном образовании и его администрации.
В связи с исполнением служебных обязанностей она (Козлова Т.С.) была осведомлена о поступлении из бюджета <адрес> в бюджет муниципального образования «Лешуконский муниципальный район» в рамках государственной программы Архангельской области «Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов Архангельской области», утвержденной Постановлением Правительства Архангельской области от 11.10.2012 № 476-ПП, денежных средств на обустройство полигона твердых коммунальных отходов в <адрес>.
Она (Козлова Т.С.), действуя умышленно, из корыстных побуждений, с целью хищения вышеуказанных денежных средств путем обмана и злоупотребления доверием, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, находясь в здании администрации муниципального образования по адресу: <адрес>, используя свои служебные полномочия вопреки интересам службы и муниципального образования, изготовила официальные документы, в которые внесла заведомо ложные сведения, а именно:
– договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ и спецификацию к нему, в которые внесла заведомо ложные сведения о том, что администрация муниципального образования и Свидетель №5 якобы заключили договор о том, что Свидетель №5 обязуется поставить материалы для обустройства контрольно-дезинфицирующей установки с устройством бетонной ванны для ходовой части мусоровозов на свалке в <адрес> (доску обрезную, портландцемент и арматуру) на общую сумму 82 500 рублей, а администрация муниципального образования обязуется оплатить ему данные материалы по указанной цене, а также акт приема-передачи материальных ценностей от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому администрацией муниципального образования данный товар якобы принят от Свидетель №5;
– договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ и спецификацию к нему, в которые внесла заведомо ложные сведения о том, что администрация муниципального образования и Свидетель №5 якобы заключили договор о том, что Свидетель №5 обязуется поставить материалы для обустройства контрольно-дезинфицирующей установки с устройством бетонной ванны для ходовой части мусоровозов на свалке в <адрес> (кирпич строительный и полосы для крепления прогонов) на общую сумму 29 400 рублей, а администрация муниципального образования обязуется оплатить ему данные материалы по указанной цене, а также акт приема-передачи материальных ценностей от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому администрацией муниципального образования данный товар якобы принят от Свидетель №5;
– договор подряда от ДД.ММ.ГГГГ, в который внесла заведомо ложные сведения о том, что администрация муниципального образования и Свидетель №5 якобы заключили договор о том, что последний обязуется обустроить контрольно-дезинфицирующую установку с устройством бетонной плиты для ходовой части мусоровозов в <адрес>, а администрация муниципального образования обязуется оплатить работы по цене 100 000 рублей, а также акт приема-передачи выполненных работ от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому администрацией муниципального образования указанные выше работы у Свидетель №5 якобы приняты;
– договор подряда от ДД.ММ.ГГГГ, в который внесла заведомо ложные сведения о том, что администрация муниципального образования и Свидетель №5 якобы заключили договор о том, что последний обязуется обустроить контрольно-дезинфицирующую установку с устройством бетонной плиты для ходовой части мусоровозов в <адрес>, а администрация муниципального образования обязуется оплатить работы по цене 26 527 рублей 52 копейки, а также акт приема-передачи выполненных работ от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому администрацией муниципального образования указанные выше работы у Свидетель №5 якобы приняты;
– договор подряда от ДД.ММ.ГГГГ, в который внесла заведомо ложные сведения о том, что администрация муниципального образования и Свидетель №5 якобы заключили договор о том, что последний обязуется обустроить контрольно-дезинфицирующую установку с устройством бетонной плиты для ходовой части мусоровозов в <адрес>, а администрация муниципального образования обязуется оплатить работы по цене 88 100 рублей, а также акт приема-передачи выполненных работ от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому администрацией муниципального образования указанные выше работы у Свидетель №5 якобы приняты.
Изготовив указанные договоры, спецификации и акты, она (Козлова Т.С.) подписала их как глава администрации муниципального образования и поставила оттиски печати муниципального образования, а также собственноручно выполнила подписи от имени Свидетель №5, с которым фактически данный договор не заключался, при этом Свидетель №5 никаких обязательств перед администрацией муниципального образования не имел, о ее (Козловой Т.С.) преступных действиях осведомлен не был.
Далее она (Козлова Т.С.) в этот же период времени, находясь при исполнении служебных обязанностей в вышеуказанном месте, действуя в продолжение своего преступного умысла, с целью хищения путем обмана и злоупотребления доверием денежных средств МО «Лешуконский муниципальный район», зная о том, что Свидетель №5 и администрация муниципального образования «Койнасское» никаких взаимных обязательств не имеют, Свидетель №5 никаких работ для нужд муниципального образования не производил и товаров не поставлял, передала указанные выше подложные договоры купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, спецификации и акты приема-передачи материальных ценностей к ним, а также договоры подряда от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ и акты приема-передачи выполненных работ к ним в администрацию МО «Лешуконский муниципальный район», расположенную по адресу: <адрес>, путем обмана и злоупотребления доверием, убедив должностных лиц администрации МО «Лешуконский муниципальный район» в реальности произведенных подрядных работ и поставки материалов для нужд МО «Койнасское», после чего они, не осведомленные о ее преступных действиях, сформировали с учетом удержания с Свидетель №5 подоходного налога в размере 13 процентов с сумм платежей по якобы имевшим место с ним вышеуказанным договорам подряда официальные документы – расходные кассовые ордеры №№ и 99 от ДД.ММ.ГГГГ и платежные ведомости № от ДД.ММ.ГГГГ, №№, 101, 102 от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ на общую сумму 298 625 рублей 52 копейки и вместе с указанными денежными средствами передали ей (Козловой Т.С.) наличными.
Далее, в это же период она (Козлова Т.С.), находясь при исполнении служебных обязанностей в вышеуказанном месте, действуя в продолжение своего преступного умысла, зная о том, что официальные документы – расходные кассовые ордеры №№ и 99 от ДД.ММ.ГГГГ и платежные ведомости № от ДД.ММ.ГГГГ, №№, 101, 102 от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ на общую сумму 298 625 рублей 52 копейки содержат недостоверные сведения, подписала их как глава администрации муниципального образования, а также собственноручно выполнила в них подписи от имени Свидетель №5, не осведомленного о ее преступных действиях, о том, что он якобы получил указанные денежные средства за якобы выполненные вышеуказанные работы и поставленные товары для нужд муниципального образования «Койнасское», после чего расходные кассовые ордеры и платежные ведомости направила в муниципальное образование «Лешуконский муниципальный район», а полученные денежные средства на общую сумму 298 625 рублей 52 копейки присвоила себе и распорядилась ими по своему усмотрению, чем их похитила.
Ее (Козловой Т.С.) вышеуказанные действия повлекли существенное нарушение охраняемых законом интересов муниципального образования, администрации муниципального образования, общества и государства, выразившееся в подрыве авторитета и дискредитации органов местного самоуправления перед общественностью и причинении муниципальному образованию «Лешуконский муниципальный район» ущерба на сумму 298 625 рублей 52 копейки, то есть в крупном размере.
В судебном заседании подсудимая вину в совершении двух деяний признала полностью, в содеянном раскаялась, от дачи показаний отказалась, воспользовавшись правом, предоставленным ст. 51 Конституции РФ.
Из ее показаний, данных в ходе предварительного следствия в качестве подозреваемой и исследованных в судебном заседании на основании п.3 ч. 1 ст. 276 УПК РФ, следует, что виновной себя в совершении преступлений, предусмотренных ст. 159 ч.3, ст. 292 ч. 2 УК РФ, она признает полностью. Она на основании решения Совета депутатов МО «Койнасское» от ДД.ММ.ГГГГ за № избрана главой данного муниципального образования со сроком полномочий 4 года с момента избрания. На основании постановления главы МО«Койнасское» от ДД.ММ.ГГГГ № она вступила в данную должность. В один из дней января 2020 года ей от работников администрации МО«Лешуконский муниципальный район» (далее – Администрация района) стало известно, что Администрацией района реализуется муниципальная программа, в ходе которой планируется выполнить обустройство свалки в <адрес>. Что это за программа, она не знает, с ней не знакомилась. Она собрала ряд документов, которые направила в Администрацию района для участия в программе. Через некоторое время, весной 2020 года ей позвонил кто-то из работников финансового управления Администрации района и сообщил, что денежные средства на реализацию обустройства свалки выделены, и ей необходимо подыскивать лиц – подрядчиков, могущих выполнить данные работы, и заключать с ними соответствующие договоры. Для включения свалки в перечень объектов размещения твердых бытовых отходов необходимо было выполнить следующие работы: обустройство легкого ограждения по периметру всей территории объекта; обустройство шлагбаума на объекте; обустройство контрольно-дезинфицирующей установки с устройством бетонной ванны для ходовой части мусоровозов; обустройство переносным сетчатым ограждением территории разгрузки; возведение производственно-бытового здания на объекте. На выполнение указанных работ Правительством Архангельской области и Администрацией района были выделены денежные средства в размере 1 274 631 рублей 58 копеек. Итак, получив от Администрации района информацию о том, что денежные средства выделены, она стала подыскивать подрядчиков, могущих выполнить необходимые работы и поставить необходимые для их реализации строительные материалы. Такие договоры были заключены ею, как главой МО«Койнасское», с ИП ФИО6 и ФИО7 С указанными лицами был заключен ряд договоров подряда и купли-продажи. Указанные контрагенты выполнили все свои обязательства и с ними был произведен расчет. К сентябрю 2020 года практически все работы силами Богдановых были выполнены, осталось выполнить лишь «обустройство контрольно-дезинфицирующей установки с устройством бетонной ванны для ходовой части мусоровозов». Богдановы отказались от производства данных работ, сославшись на изменившиеся погодные условия. В один из дней сентября 2020 года она позвонила Свидетель №2 и сообщила, что осталось лишь выполнить «обустройство контрольно-дезинфицирующей установки с устройством бетонной ванны для ходовой части мусоровозов». Свидетель №2 сказала, что на выполнение данных работ осталась сумма в размере 326 527 рублей 52 копейки, и что она может заключать договоры в ее пределах. Тогда она решила составить фиктивные договоры подрядов и купли-продажи, а также оформить иные официальные документы по этим договорам, из которых следовало бы, что якобы Свидетель №5, известный ей как житель <адрес>, выполнил работы по «обустройству контрольно-дезинфицирующей установки с устройством бетонной ванны для ходовой части мусоровозов».
Так, она изготовила следующие официальные документы:
1. Договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ и спецификацию к нему, в которые внесла заведомо ложные сведения о том, что администрация муниципального образования и Свидетель №5 якобы заключили договор о том, что последний обязуется поставить материалы для обустройства контрольно-дезинфицирующей установки с устройством бетонной ванны для ходовой части мусоровозов на свалке в <адрес> (доску обрезную, портландцемент и арматуру) на общую сумму 82 500 рублей, а администрация МО «Койнас» обязуется оплатить ему данные материалы по указанной цене. Данный договор и спецификацию она составила ДД.ММ.ГГГГ, находясь у себя на рабочем месте, в здании администрации МО «Койнасское», расположенное по адресу: <адрес>.
1.1. Акт приема-передачи материальных ценностей от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому администрацией МО «Койнасское» указанный выше данный товар якобы принят от Свидетель №5 Данный акт она также изготовила, находясь на своем рабочем месте по указанному выше адресу, сделав это в этот же день, то есть ДД.ММ.ГГГГ.
2. Договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ и спецификацию к нему, в которые внесла заведомо ложные сведения о том, что администрация МО «Койнасское» и Свидетель №5 якобы заключили договор о том, что Свидетель №5 обязуется поставить материалы для обустройства контрольно-дезинфицирующей установки с устройством бетонной ванны для ходовой части мусоровозов на свалке в <адрес> (кирпич строительный и полосы для крепления прогонов) на общую сумму 29 400 рублей, а администрация МО «Койнасское» обязуется оплатить ему данные материалы по указанной цене. Данный договор она составила на своем рабочем месте по указанному выше адресу ДД.ММ.ГГГГ.
2.1. Акт приема-передачи материальных ценностей от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому администрацией МО «Койнасское» данный товар якобы принят от Свидетель №5 Акт изготовлен ею ДД.ММ.ГГГГ также на рабочем месте.
3. Договор подряда от ДД.ММ.ГГГГ, в который внесла заведомо ложные сведения о том, что администрация МО «Койнасское» и Свидетель №5 якобы заключили договор о том, что тот обязуется обустроить контрольно-дезинфицирующую установку с устройством бетонной плиты для ходовой части мусоровозов в <адрес>, а администрация муниципального образования обязуется оплатить работы по цене 100 000 рублей.
3.1. Акт приема-передачи выполненных работ от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому администрацией МО «Койнасское» указанные выше работы у Свидетель №5 якобы приняты.
4. Договор подряда от ДД.ММ.ГГГГ, в который внесла заведомо ложные сведения о том, что администрация МО «Койнасское» и Свидетель №5 якобы заключили договор о том, что тот обязуется обустроить контрольно-дезинфицирующую установку с устройством бетонной плиты для ходовой части мусоровозов в <адрес>, а администрация МО «Койнасское» обязуется оплатить работы по цене 26 527 рублей 52 копейки.
4.1. Акт приема-передачи выполненных работ от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому администрацией МО «Койнасское» указанные выше работы у Свидетель №5 якобы приняты;
5. Договор подряда от ДД.ММ.ГГГГ, в который внесла заведомо ложные сведения о том, что администрация МО «Койнасское» и Свидетель №5 якобы заключили договор о том, что последний обязуется обустроить контрольно-дезинфицирующую установку с устройством бетонной плиты для ходовой части мусоровозов в <адрес>, а администрация МО «Койнасское» обязуется оплатить работы по цене 88 100 рублей.
5.1. Акт приема-передачи выполненных работ от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому администрацией муниципального образования указанные выше работы у Свидетель №5 якобы приняты.
Все три договора подряда изготовлены ею на ее рабочем месте по указанному выше адресу в дни, которыми датированы договоры, то есть ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ соответственно. Акты же выполненных работы, все три также изготовлены ею на своем рабочем месте в один день, ДД.ММ.ГГГГ. Изготовив все поименованные договоры, спецификации и акты,она поставила в них свои подписи, как глава МО «Койнасское», а также оттиски печатей возглавляемой ею администрации. Кроме того, она выполнила подписи от имени Свидетель №5, собственноручно расписавшись в соответствующих графах. Свидетель №5 об этом осведомлен не был, о своих намерениях она его в известность не ставила. При этом она хорошо понимала, что Свидетель №5 и Администрация района никаких взаимных обязательств друг перед другом не имели и не имеют и что Свидетель №5 необходимыми ресурсами для проведения работ не располагает и никогда в последующем их не выполнит.
Все поименованные выше документы она направила в Администрацию района. Когда она направила данные документы, не помнит, в пределах нескольких дней после их изготовления, не позже одной недели.
Через некоторое время, в конце октября или начале ноября 2020 ей пришли расходные кассовые ордеры и платежные ведомости вместе с наличными денежными средствами, подлежащими, по мнению работников Администрации района, которых она ввела в заблуждение, для выдачи Свидетель №5 Также одна платежная ведомость по какому-то из договор подряда почему-то пришла позже, в начале декабря 2020 года. Она, находясь на своем рабочем месте по указанному выше адресу, выполнила от имени Свидетель №5 в данных платежных документах подписи о том, что он их получил. Когда точно она это сделала, не помнит, в пределах нескольких дней после их получения, в любом случае, не раньше ДД.ММ.ГГГГ и не позже ДД.ММ.ГГГГ. Все платежные документы с сфальсифицированными ею подписями от имени Свидетель №5 она направила в Администрацию района, а наличные денежные средства в размере 298625рублей 52 копейки похитила, оставив себе, возвращать их в Администрацию района или кому-либо еще, как и отдавать Свидетель №5 она не планировала. Выполнять работы силами других лиц по «обустройству контрольно-дезинфицирующей установки с устройством бетонной ванны для ходовой части мусоровозов» она также не планировала. Она вообще изначально не планировала выполнять данные работы, составляя вышеуказанные подложные документы, она желала полученные путем обмана денежные средства похитить (том 1 л.д.172-177).
Аналогичные показания даны ею при допросе в качестве обвиняемой (Том 1 л.д. 187-189).
Помимо признательных показаний подсудимой Козловой Т.С., ее виновность подтверждается также следующими доказательствами, исследованными судом.
Представитель потерпевшего ФИО8 в судебном заседании показал, что он работает в должности начальника правового отдела администрации МО«Лешуконский муниципальный район». Ему известно, что на территории Архангельской области реализуется государственная программа Архангельской области «Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов Архангельской области», утвержденная Постановлением Правительства Архангельской области от 11.10.2012 за № 476-ПП. В рамках данной программы администрацией МО «Лешуконский муниципальный район» (далее – Администрация района) ДД.ММ.ГГГГ утверждена муниципальная программа «Обеспечение экологической безопасности на территории муниципального образования «Лешуконский муниципальный район» на 2019-2021 годы», о чем вынесено постановление Главы Администрации района от ДД.ММ.ГГГГ за №. В рамках данной Муниципальной программы в числе всего прочего предполагалось обустройство свалки на территории МО «Койнасское». В начале 2021 года ему от работников администрации стало известно, что глава МО «Койнасское» Козлова Т.С. в период с сентября по декабрь 2020 года изготовила два договора купли-продажи, спецификации к ним и два акта приема-передачи материальных ценностей, а также три договора подряда и три акта приема-передачи выполненных работ, из которых следовало, что некий неизвестный ему лично Свидетель №5 якобы выполнил работы и поставил товар для нужд обустройства мусорного полигона на общую сумму 326 527 руб. 52 коп. Изготовив указанные договоры, спецификации и акты, Козлова Т.С. подписала их как глава администрации муниципального образования и поставила оттиски печати муниципального образования, а также собственноручно выполнила подписи от имени Свидетель №5, с которым фактически договоры не заключались, Свидетель №5 никаких обязательств перед администрацией муниципального образования в действительности не имел. Далее Козлова Т.С. передала указанные выше официальные документы в администрацию МО«Лешуконский муниципальный район», работники которой на основании данных документов сформировали с учетом удержания с Свидетель №5 подоходного налога с сумм платежей по якобы имевшим место с ним вышеуказанным договорам расходные кассовые ордеры и платежные ведомости на общую сумму 298 625 руб. 52 коп. и вместе с указанными денежными средствами передали Козловой Т.С. наличными, получив которые та выполнила в них подписи от имени Свидетель №5 о том, что тот якобы получил указанные денежные средства за якобы выполненные вышеуказанные работы и поставленные товары для нужд МО «Койнасское», после чего данные платежные документы направила в МО «Лешуконский муниципальный район», а полученные денежные средства на общую сумму 298 625 руб. 52 коп. присвоила себе, то есть похитила их. Таким образом, администрации МО «Лешуконский муниципальный район» причинен материальный ущерб на указанную выше сумму, который в настоящее время Козловой Т.С. полностью возмещен, претензий к подсудимой не имеется.
По ходатайству государственного обвинителя и с согласия сторон протоколы допросов свидетелей Свидетель №1, Свидетель №5, Свидетель №2, Свидетель №3, ФИО9 на предварительном следствии были оглашены и исследованы на основании ч. 1 ст. 281 УПК РФ.
Так, свидетель Свидетель №1 на предварительном следствии показала, что она работает в должности начальника отдела бухгалтерского учета и отчетности финансового управления администрации МО «Лешуконский муниципальный район». На территории Архангельской области реализуется государственная программа Архангельской области «Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов Архангельской области», утвержденная Постановлением Правительства Архангельской области от 11.10.2012 за № 476-ПП. В рамках указанной программы администрацией МО«Лешуконский муниципальный район» (далее – Администрация района) ДД.ММ.ГГГГ утверждена муниципальная программа «Обеспечение экологической безопасности на территории муниципального образования «Лешуконский муниципальный район» на 2019-2021 годы», о чем вынесено постановление Главы Администрации района от ДД.ММ.ГГГГ за №. Согласно п.3 данной Муниципальной программы в числе прочего предполагалось обустройство твердого покрытия и ограждение 2 площадок ТКО в МО «Вожгорское» и МО «Койнасское». Согласно п. 5 Приложения № к Муниципальной программе на одно из основных мероприятий, именующееся как «Обустройство объектов размещения ТКО» планировалось проведение работ, поименованных как «Обустройство свалки в <адрес>», на которые объем финансирования составлял 1 274 631 рублей 58 копеек, из которых 1 210 900 рублей выделялось из бюджета <адрес>, а 63 731 рублей 58копеек – из бюджета МО «Лешуконский муниципальный район». «Обустройство свалки в <адрес>» же в свою очередь включало в себя следующее:
- обустройство легкого ограждения по периметру всей территории объекта;
- обустройство шлагбаума на объекте;
-обустройство контрольно-дезинфицирующей установки с устройством бетонной ванны для ходовой части мусоровозов;
- обустройство переносным сетчатым ограждением территории разгрузки;
- возведение производственно-бытового здания на объекте;
Проведение указанных работ осуществлялось администрацией МО«Койнасское». В частности, главой данного муниципального образования Козловой Т.С. заключались договоры купли-продажи и подряда с различными лицами, которые данные работы непосредственно выполняли, а также поставляли товар для нужд их реализации. К сентябрю 2020 года Козловой Т.С. основные работы по «Обустройству свалки в <адрес>» были выполнены, осталось выполнить лишь «Обустройство контрольно-дезинфицирующей установки с устройством бетонной ванны для ходовой части мусоровозов». До сведения Козловой Т.С. работником Администрации района Свидетель №2, было доведено, что на выполнение данных работ осталась сумма в размере 326 527 рублей 52 копейки, и именно на нее она может заключить договоры. В последующем в Администрацию района от Козловой Т.С. нарочно поступили следующие документы, касающиеся «Обустройства контрольно-дезинфицирующей установки с устройством бетонной ванны для ходовой части мусоровозов»:
–договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ и спецификация к нему, согласно которым администрация МО «Койнасское» и Свидетель №5 заключили договор о том, что последний обязуется поставить материалы для обустройства контрольно-дезинфицирующей установки с устройством бетонной ванны для ходовой части мусоровозов на свалке в <адрес> (доску обрезную, портландцемент и арматуру) на общую сумму 82 500 рублей, а администрация МО «Койнасское» обязуется оплатить ему данные материалы по указанной цене, а также акт приема-передачи материальных ценностей от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому администрацией МО «Койнасское» данный товар принят от Свидетель №5;
–договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ и спецификация к нему, согласно которым администрация МО «Койнасское» и Свидетель №5 заключили договор о том, что тот обязуется поставить материалы для обустройства контрольно-дезинфицирующей установки с устройством бетонной ванны для ходовой части мусоровозов на свалке в <адрес> (кирпич строительный и полосы для крепления прогонов) на общую сумму 29 400 рублей, а администрация МО«Койнасское» обязуется оплатить ему данные материалы по указанной цене, а также акт приема-передачи материальных ценностей от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому администрацией МО «Койнасское» данный товар принят от МакароваВ.Д.;
–договор подряда от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому администрация МО«Койнасское» и Свидетель №5 заключили договор о том, что последний обязуется обустроить контрольно-дезинфицирующую установку с устройством бетонной плиты для ходовой части мусоровозов в <адрес>, а администрация муниципального образования обязуется оплатить работы по цене 100 000 рублей, а также акт приема-передачи выполненных работ от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому администрацией МО «Койнасское» указанные выше работы у Свидетель №5 приняты;
–договор подряда от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому администрация МО «Койнасское» и Свидетель №5 якобы заключили договор о том, что последний обязуется обустроить контрольно-дезинфицирующую установку с устройством бетонной плиты для ходовой части мусоровозов в <адрес>, а администрация МО Койнасское» обязуется оплатить работы по цене 26 527 рублей 52 копейки, а также акт приема-передачи выполненных работ от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому администрацией МО «Койнасское» указанные выше работы у Свидетель №5 приняты;
–договор подряда от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому администрация МО«Койнасское» и Свидетель №5 заключили договор о том, что последний обязуется обустроить контрольно-дезинфицирующую установку с устройством бетонной плиты для ходовой части мусоровозов в <адрес>, а администрация МО «Койнасское» обязуется оплатить работы по цене 88 100 рублей, а также акт приема-передачи выполненных работ от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому администрацией МО «Койнасское» указанные выше работы у Свидетель №5 приняты.
Все договоры со стороны администрации МО «Койнасское» были заключены в лице Козловой Т.С., в соответствующих графах стояли ее подписи и оттиски печати возглавляемого ею муниципального образования. С другой стороны договоры были подписаны неким Свидетель №5
Таким образом, Козловой Т.С. в <адрес> были предоставлены договоры и документы о том, что Свидетель №5 выполнил работы и поставил товар на общую сумму в размере 326 527 рублей 52 копейки, которая и была ей ранее обозначена.
По договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ был сформирован расходный кассовый ордер № от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 82 500 рублей, исходя из цены договора – 82 500 рублей.
По договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ был сформирован расходный кассовый ордер № от ДД.ММ.ГГГГ. на сумму 29 400 рублей, исходя из цены договора – 29 400 рублей.
По договору подряда от ДД.ММ.ГГГГ была сформирована платежная ведомость № от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 87 000 рублей, исходя из цены договора – 100 000 рублей.
По договору подряда от ДД.ММ.ГГГГ были сформированы платежные ведомости № от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 15 517 рублей 52 копейки и № от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 7 561 рубль, исходя из цены договора – 26 527 рублей 52 копейки.
По договору подряда от ДД.ММ.ГГГГ была сформирована платежная ведомость № от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 76 647 рублей, исходя из цены договора – 88 100 рублей.
В силу положений пп. 6 п. 1 ст. 208 и п. 1 ст. 210 НК РФ сумма вознаграждения физического лица по договору подряда облагается НДФЛ. Вданном случае, согласно п. 1 ст. 224 НК РФ налоговая ставка составляет 13 %. Соответственно при выплатах по вышеприведенным трем договорам подряда вознаграждения Свидетель №5 администрация района удержала 13 %, в связи с чем суммы в договорах и платежных документах разнятся на указную величину.
Изготовленные платежные документы вместе с наличными денежными средствами были переданы Козловой Т.С. нарочно для расчетов с МакаровымВ.Д., которому она, по ее (СенокосниковойТ.В.) тогда мнению, должна была их передать и вернуть платежные документы с его подписями, подтверждающими получение денежных средств (Том 1 л.д.66-68).
Аналогичными в целом показаниям Свидетель №1 показаниями свидетеля Свидетель №2, согласно которым она работает в должности заместителя начальника бюджетного отдела финансового управления администрации МО«Лешуконский муниципальный район». Администрацией МО «Лешуконский муниципальный район» (далее – Администрация района) реализуется муниципальная программа «Обеспечение экологической безопасности на территории муниципального образования «Лешуконский муниципальный район» на 2019-2021 годы». Согласно п. 5 Перечня мероприятий данной муниципальной программы планировалось проведение таких работ как «Обустройство свалки в <адрес>», на которые объем финансирования составлял 1 274 631 рубль 58 копеек, из которых 1 210 900 рублей выделялось из бюджета Архангельской области, а 63 731 рубль 58 копеек – из бюджета МО «Лешуконский муниципальный район». К сентябрю 2020 года главой администрации МО «Койнасское» основные работы по обустройству свалки в <адрес> были выполнены силами различных физических лиц, с которыми были заключены соответствующие договоры. В один из дней сентября 2020 года ей позвонила Козлова Т.С. и сообщила, что осталось лишь выполнить «Обустройство контрольно-дезинфицирующей установки с устройством бетонной ванны для ходовой части мусоровозов». Она сообщила Козловой Т.С., что на выполнение данных работ осталась сумма в размере 326 527 рублей 52 копейки, пояснив, что договоры она может заключать в пределах обозначенной суммы. В последующем в Администрацию района от Козловой Т.С. нарочно поступили документы, касающиеся «Обустройства контрольно-дезинфицирующей установки с устройством бетонной ванны для ходовой части мусоровозов», а именно, договоры купли-продажи и договоры подряда, заключенные с неким МакаровымВ.Д., а также спецификации и акты выполненных работы, из которых следовало, что последний выполнил работы, а также поставил материалы для нужд обустройства свалки. Указанные документы были подписаны Козловой Т.С., в них стояли ее подписи, а также оттиски печати возглавляемой ею администрации. С другой стороны договоры, спецификации и акты были подписаны неким Свидетель №5 Таким образом, Козловой Т.С. в Администрацию района были предоставлены договоры и документы о том, что Свидетель №5 выполнил работы и поставил товар на общую сумму в размере 326 527 рублей 52 копейки. Далее работники Администрации района сформировали с учетом удержания с Свидетель №5 подоходного налога в размере 13 % расходные кассовые ордеры и платежные ведомости на общую сумму 298 625 рублей 52копейки и вместе с указанными денежными средствами нарочно передали Козловой Т.С. для расчетов с Свидетель №5, которому Козлова Т.С. должна была их передать и вернуть платежные документы с его подписями, подтверждающими получение денежных средств. В последующем все расходные кассовые ордеры и платежные ведомости Козловой Т.С. были направлены в Администрацию района. На всех платежных документах стояли подписи Свидетель №5 о получении им денежных средств (Том 1 л.д. 69-71);
Свидетель ЛевкинаВ.А. на предварительном следствии показала, что она работает в должности ведущего специалиста отдела бухгалтерского учета и отчетности финансового управления администрации МО «Лешуконский муниципальный район». В один из дней октября 2020 года в Администрацию района от главы администрации МО «Койнасское» Козловой Т.С. поступили документы, касающиеся «Обустройства контрольно-дезинфицирующей установки с устройством бетонной ванны для ходовой части мусоровозов», а именно, договоры купли-продажи и договоры подряда, заключенные с неким МакаровымВ.Д., а также спецификации и акты выполненных работы, из которых следовало, что последний выполнил работы, а также поставил материалы для нужд обустройства свалки. Руководствуясь данными документами, после их проверки ею были произведены соответствующие начисления. В частности, посредством программного комплекса «1С: Предприятие. Зарплата и кадры» ею были сформированы следующие платежные ведомости:
-по договору подряда от ДД.ММ.ГГГГ была сформирована платежная ведомость № от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 87 000 рублей, исходя из цены договора – 100 000 рублей.
-по договору подряда от ДД.ММ.ГГГГ были сформированы платежные ведомости № от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 15 517 рублей 52 копейки и № от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 7 561 рубль, исходя из цены договора – 26 527 рублей 52 копейки.
-по договору подряда от ДД.ММ.ГГГГ была сформирована платежная ведомость № от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 76 647 рублей, исходя из цены договора – 88 100 рублей.
Все платежные документы были составлены ДД.ММ.ГГГГ, кроме одной платежной ведомости к договору подряда от ДД.ММ.ГГГГ, по которому были составлены две платежные ведомости – от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ. Кассиром (главным специалистом бюджетного отдела) Свидетель №4 данные денежные средства были выданы наличным порядком, после чего платежные ведомости были проверены и подписаны начальником отдела бухгалтерского учета и отчетности Свидетель №1 и вместе с полученными от Свидетель №4 наличными денежными средствами отправлены КозловойТ.С. для расчетов с Свидетель №5 Через некоторое время все платежные документы Козловой Т.С. были направлены в Администрацию района. Во всех платежных документах стояли подписи Свидетель №5 о получении им денежных средств (Том 1 л.д. 88-89);
Показаниями, данными на предварительном следствии свидетелем Свидетель №4, согласно которым он работает в должности главного специалиста бюджетного отдела финансового управления администрации МО «Лешуконский муниципальный район». ДД.ММ.ГГГГ ему для исполнения и выдачи наличных денежных средств поступили следующие платежные документы, сформированные ведущим специалистом Свидетель №3:
- расходный кассовый ордер № от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 82 500 рублей;
- расходный кассовый ордер № от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 29 400 рублей;
- платежная ведомость № от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 87 000 рублей;
- платежные ведомости № от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 15 517 рублей 52копейки;
- платежная ведомость № от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 76 647 рублей.
Получателем денежных средств по всем вышепоименованным платежным документом значился некий Свидетель №5, который выполнил различные работы для нужд МО «Койнасское». Во исполнение данных платежных документов им с банковского счета МО«Койнасское» были сняты наличные денежные средства в указанном размере, куда ранее они были переведены Администрацией района, а именно Свидетель №3 По получению данных наличных денежных средств они вместе с платежными документами были помещены в конверт, который был запечатан и опечатан для последующей отправки главе МО «Койнасское» Козловой Т.С. (Том1 л.д.90-91);
Свидетель Свидетель №5 на предварительном следствии показал, что он имеет среднее полное образование, окончил среднюю школу, специального образования не получал. В течение всей жизни работал «в лесу» на различных рабочих должностях, выполняя работы по валке леса. Какой-либо профессиональной специальности не имеет, строительными работам никогда не занимался. Предпринимательской деятельностью также никогда не занимался. В настоящее время он нигде не работает, получает пособие по безработице. Никаких договоров купли-продажи и подряда с администрацией МО«Койнасское» он никогда не заключал, никаких взаимных обязательств с администрацией у него нет. Он никогда не выполнял для нужд администрации какие-либо строительные или иные работы и не поставлял никакие материалы для их реализации. Ознакомившись с предъявленными ему двумя договорами купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, тремя договорами подряда от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, а также спецификациями и актами выполненных работ, пояснил, что подписи от его имени на всех предъявленных ему документах, выполненные в виде рукописной записи «Свидетель №5», ему не принадлежат и выполнены не им (Том 1 л.д.92-95).
Помимо показаний подсудимой, показаний представителя потерпевшего, свидетелей виновность Козловой Т.С. в совершении двух преступлений подтверждается также письменными доказательствами, исследованными судом:
- заключением эксперта № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому подписи от имени Свидетель №5 в представленных на исследование договорах купли-продажи, подряда и спецификациях к ним, а также в актах выполненных работ, платежных ведомостях и расходных кассовых ордерах выполнены Козловой Т.С. (том 1 л.д. 114-134);
- заключением эксперта № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому подписи от имени КозловойТ.С. в представленных на исследование договорах купли-продажи, подряда и спецификациях к ним, а также в актах выполненных работ, платежных ведомостях и расходных кассовых ордерах выполнены Козловой Т.С. (том 1 л.д.138-158);
-протоколом изъятия документов, предметов, материалов и сообщений от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому контрольно-дезинфицирующая установка с бетонной ванной для ходовой части мусоровозов на территории свалки в <адрес> отсутствует. (Том 1 л.д.37-52)
- уведомлением о бюджетных ассигнованиях из бюджета МО«Лешуконский муниципальный район» на 2020 год, копия которого имеется в материалах уголовного дела, согласно которому бюджетные ассигнования на 2020 год на охрану окружающей среды администрации МО «Койнасское» составили 1274631 руб. 58 коп. (том 1 л.д. 76);
- уведомлением о бюджетных ассигнованиях из областного бюджета на текущий финансовый год и плановый период, копия которого имеется в материалах уголовного дела, согласно которому Министерством природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области Финансовому управлению администрации МО «Лешуконский муниципальный район» предоставлена субсидия на обустройство объектов размещения твердых коммунальных отходов в размере 1210900 руб. 00коп. (том 1 л.д. 77);
- сводной ведомостью по кассовым выплатам из бюджета № на ДД.ММ.ГГГГ, копия которой имеется в материалах уголовного дела, которая содержит записи о кассовых выплатах в 2020 году в размерах 1210900 руб. и 63731руб.58 коп. (том 1 л.д. 78-81);
- платежным поручением № от ДД.ММ.ГГГГ, копия которого имеется в материалах уголовного дела, согласно которому администрацией МО «Койнасское» получена субсидия на реализацию мероприятий по обустройству объектов размещения ТКО в размере 390750руб. (том 1 л.д.82);
- платежным поручением № от ДД.ММ.ГГГГ, копия которого имеется в материалах уголовного дела, согласно которому администрацией МО «Койнасское» получена субсидия на реализацию мероприятий по обустройству объектов размещения ТКО в размере 79080руб. (том 1 л.д. 83);
- платежным поручением № от ДД.ММ.ГГГГ, копия которого имеется в материалах уголовного дела, согласно которому администрацией МО «Койнасское» получена субсидия на реализацию мероприятий по обустройству объектов размещения ТКО в размере 282560руб. (том 1 л.д. 84);
- платежным поручением № от ДД.ММ.ГГГГ, копия которого имеется в материалах уголовного дела, согласно которому администрацией МО «Койнасское» получена субсидия на реализацию мероприятий по обустройству объектов размещения ТКО в размере 33340руб. (том 1 л.д. 85);
- платежным поручением № от ДД.ММ.ГГГГ, копия которого имеется в материалах уголовного дела, согласно которому администрацией МО «Койнасское» получена субсидия на реализацию мероприятий по обустройству объектов размещения ТКО в размере 384691руб. 58коп. (том 1 л.д. 86);
- платежным поручением № от ДД.ММ.ГГГГ, копия которого имеется в материалах уголовного дела, согласно которому администрацией МО «Койнасское» получена субсидия на реализацию мероприятий по обустройству объектов размещения ТКО в размере 104210руб. (Том 1 л.д. 87);
- решением об избрании главы МО «Койнасское» от ДД.ММ.ГГГГ за №, копия которого имеется в материалах уголовного дела, согласно которого главой МО «Койнасское» избрана Козлова Т.С. (том 1 л.д.195);
- постановлением о вступлении в должность главы администрации МО «Койнасское» от ДД.ММ.ГГГГ за №, согласно которому Козлова Т.С. вступила в должность ДД.ММ.ГГГГ (том 1 л.д.198).
Экспертизы по уголовному делу произведены в соответствии с требованиями УПК РФ, компетентными специалистами, которым были известны обстоятельства дела. Экспертами даны ответы на поставленные на разрешение экспертизы вопросы. Заключения экспертов полные, научно-мотивированные, сомнений, неясностей и противоречий не имеют и признаются судом относимыми, допустимыми и достоверными.
Анализируя исследованные доказательства, суд приходит к выводу о том, что вина Козловой Т.С. в совершении указанных преступлений нашла свое подтверждение в полном объеме.
Признательные показания Козловой Т.С. полностью подтверждаются совокупностью доказательств, в том числе, показаниями представителя потерпевшего ФИО8, свидетелей Свидетель №1, Свидетель №2, Свидетель №3, ФИО9, Свидетель №5
В показаниях указанных лиц у суда не имеется оснований сомневаться, показания достоверны, дополняют друг друга и соответствуют в совокупности письменным доказательствам и фактическим обстоятельствам дела.
Сумма похищенных денежных средств, указанная в описательной части приговора, установлена, полностью подтверждается показаниями потерпевшего, свидетелей, а также совокупностью объективных доказательств, приведенных выше, и сомнений у суда не вызывает.
Об умысле Козловой Т.С., направленном на неправомерное корыстное завладение чужим имуществом, свидетельствует характер и последовательность ее действий.
Преступления имеют оконченный характер, поскольку подсудимая по своему усмотрению распорядилась похищенными денежными средствами. Указанное свидетельствует о корыстной цели Козловой Т.С. - извлечение незаконной наживы.
Все вышеприведенные доказательства, на которых суд основывает свои выводы о виновности подсудимой, получены в соответствии с требованиями уголовно-процессуального закона и в своей совокупности достаточны для принятия решения по делу.
Оснований для оговораподсудимой кем-либо из свидетелейи представителем потерпевшим суд не усматривает.
Квалифицирующий признак мошенничества «совершенное с использованием своего служебного положения», «в крупном размере» также установлен в судебном заседании, поскольку из показаний представителя потерпевшего ФИО8, свидетелей и письменных материалов дела следует, что размер похищенных Козловой Т.С. денежных средств превышает двести пятьдесят тысяч рублей, а хищение денежных средств совершено Козловой Т.С. с использованием служебного положения.
Действия подсудимой Козловой Т.С. подлежат квалификации по части 3 статьи 159 УК РФ как мошенничество, то есть хищение чужого имущества путем обмана и злоупотребления доверием, совершенное лицом с использованием своего служебного положения, в крупном размере и по части 2 статьи 292 УК РФ как служебный подлог, то есть внесение должностным лицом в официальные документы заведомо ложных сведений, совершенное из корыстной заинтересованности, повлекшее существенное нарушение охраняемых законом интересов общества и государства.
За совершенные деяния подсудимаяподлежит уголовному наказанию.
Суд назначает Козловой Т.С. наказание за каждое из совершенных преступлений с учетом положений, предусмотренных в ст. 6, 43, 60 УК РФ, учитывая характер и степень общественной опасности совершенных ею преступлений, личность виновной, обстоятельства смягчающие и отягчающее наказание, а также влияние уголовного наказания на исправление осужденной и условия жизни ее семьи.
В соответствии с ч.4 ст.15 УК РФ преступление, предусмотренное ст. 159 ч. 3 УК РФ, относятся к категории тяжких.
В соответствии с ч.3 ст.15 УК РФ преступление, предусмотренное ст. 292 ч. 2 УК РФ, относятся к категории средней тяжести.
Козлова Т.С. характеризуется следующим образом.
Не судима (Том 1 л.д.229), к административной ответственности не привлекалась (Том 1 л.д.237,235).
Работает главой администрации МО "Койнасское" ( Том 1 л.д. 195,198).
Не замужем, вдова, имеет на иждивении малолетнюю дочь (Том 1 л.д.233).
Козлова Т.С. на диспансерном учете у врача психиатра, у врача психиатра-нарколога, фтизиатра в ГБУЗ АО «Лешуконская ЦРБ» не состоит (Том 1 л.д. 231).
По месту жительства участковым уполномоченным ПП по Лешуконскому району ФИО10подсудимая характеризуется положительно, как человек, не привлекавшийся к административной ответственности, принимающий участие в жизни села, по характеру общительная, среди знакомых пользуется авторитетом(Том 1 л.д.233).
Анкетные данныеподтверждаются копией паспорта Козловой Т.С. (Том 2 л.д. 82-83).
Объективность характеризующих данных подсудимой, сомнений не вызывает, справки и характеристики составлены соответствующими должностными лицами, заверены их подписями и печатями.
Вменяемость подсудимой у суда сомнений не вызывает, в ходе судебного разбирательства у Козловой Т.С. было адекватное поведение, она полностью ориентируется на месте, во времени, каких-либо отклонений в поведении от свойственных нормально психически развитому человеку, она не имеет, участвует в оценке исследованных доказательств, способна нести уголовную ответственность.
Обстоятельствами, смягчающими наказание подсудимой, по двум преступлениям, суд признает:
на основании п. «г» ч. 1 ст.61 УК РФ наличие малолетнего ребенка у виновного, поскольку как следует из содержания свидетельства о рождении от ДД.ММ.ГГГГ Козлова Т.С. является матерью малолетней ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
на основании п. «и» ч. 1 ст. 61 УК РФ явку с повинной от ДД.ММ.ГГГГ (Том 1 л.д.17-19), в которой Козлова Т.С. в присутствии защитника добровольно сообщила сотрудникам правоохранительных органов обстоятельства и мотивы преступлений, до возбуждения уголовного дела;
на основании п. «и» ч. 1 ст. 61 УК РФ активное способствование раскрытию и расследованию преступлений, поскольку в ходе предварительного расследования Козлова Т.С. на допросах в качестве подозреваемой, обвиняемой, давала подробные, последовательные показания об обстоятельствах совершенных ею преступлений, тем самым своими активными действиями способствовала раскрытию и расследованию преступлений (Том 1 л.д. 172-177,187-189);
на основании п. «к» ч. 1 ст. 61 УК РФ добровольное возмещение имущественного ущерба, причиненного в результате преступлений, поскольку из показаний представителя потерпевшего ФИО8 в суде следует, что подсудимая возместила причиненный преступлениями администрации МО "Лешуконский муниципальный район" материальный ущерб, в полном объеме в сумме 298625рублей 52 копейки, претензий к подсудимой не имеется;
В силу ч. 2 ст. 61 УК РФ суд в качестве смягчающего наказание обстоятельства по двум преступлениям признает также признание Козловой Т.С. своей вины и раскаяние в содеянном, наличие грамот, благодарностей и дипломов у Козловой Т.С. (Том 2 л.д. 96,97,101,104,109,110,111,112).
Иных смягчающих наказание обстоятельств по делу не установлено.
Отягчающих наказание Козловой Т.С. обстоятельств судом не установлено.
С учетом фактических обстоятельств дела, наличия смягчающих и отсутствия отягчающих наказание обстоятельств, данных о личности подсудимой, состояния здоровья, а также влияния уголовного наказания на исправление Козловой Т.С. и условия жизни её семьи, суд приходит к выводу о том, что восстановление социальной справедливости, предупреждение совершения новых преступлений и исправление подсудимой возможно с назначением ей наказания по двум преступлениям в виде лишения свободы.
Ввиду того, что Козлова Т.С. полностью признала свою вину, раскаялась в содеянном, ущерб, причиненный преступлениями, возмещен ею в полном объеме, претензий со стороны представителя потерпевшего к подсудимой не имеется, суд, приходит к выводу о возможности исправления подсудимой без реального отбывания наказания по двум преступлениям с применением положений ст. 73 УК РФ и возложением обязанностей, предусмотренных ст. 73 ч.5 УК РФ, которые будут способствовать ее исправлению.
По мнению суда, наказание в виде лишения свободы соизмеримо как с обстоятельствами совершенных подсудимой Козловой Т.С. преступлений, так и с данными о ее личности, данный вид наказания при установленных в судебном заседании обстоятельствах, будет отвечать целям восстановления социальной справедливости, исправления осужденного и предупреждения совершения им новых преступлений, а также закрепленным в уголовном законодательстве РФ принципам гуманизма и справедливости.
Учитывая личность виновного, а также наличие обстоятельств, смягчающих наказание, суд не усматривает необходимости для назначения Козловой Т.С. за совершение преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 159 УК РФ, дополнительного наказания в виде штрафа и ограничения свободы.
Вместе с тем, суд с учетом наличия совокупности смягчающих наказание обстоятельств, считает необходимым для исправления Козловой Т.С. назначение за совершение преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 292 УК РФ, дополнительного наказанияв виде лишения права занимать должности в органах государственной власти и местного самоуправления, связанные с осуществлением функций представителя власти, организационно-распорядительных и (или) административно-хозяйственных полномочий на 1 год 6 месяцев.
При назначении наказания Козловой Т.С. суд по двум преступлениям применяет положения ст. 62 ч. 1 УК РФ, поскольку у нее отсутствуют отягчающие наказание обстоятельства.
Оснований для применения к Козловой Т.С. ст. 64 УК РФ при назначении наказания по двум преступлениям суд не находит, поскольку в судебном заседании не установлено наличие исключительных обстоятельств, связанных с целями и мотивами преступлений, и других обстоятельств, существенно уменьшающих степень общественной опасности преступлений.
Кроме того, учитывая фактические обстоятельства преступлений, в том числе способ их совершения, умысел, мотив и цель совершения преступлений, характер и размер наступивших последствий, оснований для применения к подсудимой по двум преступлениям положений ч. 6 ст. 15 УК РФ, а также положений ст. 53.1 УК РФ суд не усматривает.
При этом, с учетом обстоятельств совершенных преступлений и степени их общественной опасности, оснований для освобождения подсудимой от уголовной ответственности, наказания по двум преступлениям и прекращения уголовного дела в судебном заседании не установлено.
Гражданский иск к Козловой Т.С. администрацией муниципального образования «Лешуконский муниципальный район» не заявлен.
На основании ч.3 ст.81 УПК РФ вещественное доказательство по делу - договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ; спецификация к договору от ДД.ММ.ГГГГ; акт приема-передачи материальных ценностей от ДД.ММ.ГГГГ к договору от ДД.ММ.ГГГГ; расходный кассовый ордер № от ДД.ММ.ГГГГ; договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ; спецификация к договору от ДД.ММ.ГГГГ; акт приема-передачи материальных ценностей от ДД.ММ.ГГГГ к договору от ДД.ММ.ГГГГ; расходный кассовый ордер № от ДД.ММ.ГГГГ; договор подряда от ДД.ММ.ГГГГ; акт приема передачи выполненных работ от ДД.ММ.ГГГГ к договору от ДД.ММ.ГГГГ; платежная ведомость № от ДД.ММ.ГГГГ; договор подряда от ДД.ММ.ГГГГ; акт приема-передачи выполненных работ от ДД.ММ.ГГГГ к договору от ДД.ММ.ГГГГ; платежная ведомость № от ДД.ММ.ГГГГ; платежная ведомость № от ДД.ММ.ГГГГ; договор подряда от ДД.ММ.ГГГГ; акт приема-передачи выполненных работ от ДД.ММ.ГГГГ к договору от ДД.ММ.ГГГГ; платежная ведомость № от ДД.ММ.ГГГГ, хранящиеся в камере хранения вещественных доказательств Приморского МРСО, суд считает необходимым возвратить администрации МО «Лешуконский муниципальный район».
Вещественное доказательство по делу - денежные средства в размере 76570 руб., хранящиеся в ПП по Лешуконскому району ОМВД России «Мезенское», суд считает необходимым возвратить администрации МО "Лешуконский муниципальный район".
Избранная в отношении Козловой Т.С. мера пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении до вступления приговора в законную силу изменению не подлежит.
Как следует из материалов уголовного дела, подсудимой оказывалась юридическая помощь адвокатом Поташевым Н.М., назначенным органом предварительного следствия.
Из федерального бюджета за оказание такой помощи адвокату Поташеву Н.М. на стадии предварительного следствия за защиту Козловой Т.С. выплачено 6785рублей ( Том 1 л.д. 249-250).
В соответствии с п.5 ч.2 ст.131 УПК РФ указанные расходы являются процессуальными издержками, которые взыскиваются с осужденного или возмещаются за счет средств федерального бюджета.
Как видно из материалов дела, на предварительном расследовании Козлова Т.С. не отказывалась от услуг адвоката Поташева Н.М., в ходе судебного заседания суммы процессуальных издержек не оспаривала.
В силу своего возраста и состояния здоровья трудоспособна, имеет возможность получения работы, будет иметь материальную возможность погасить задолженность перед государством, в связи с чем, суд полагает необходимым взыскать с нее процессуальные издержки за участие адвоката на предварительном следствии в размере 6785 рублей, поскольку оснований для освобождения от ее уплаты, как и снижения размера, не усматривает.
Руководствуясь ст. ст. 307, 308-309 УПК РФ, суд
п р и г о в о р и л:
Козлову Татьяну Сергеевну признать виновной в совершении преступлений, предусмотренных ч.3 ст.159 УК РФ, ч. 2 ст. 292 УК РФ и назначить ей наказание:
по ст. 159 ч. 3 УК РФ в виде 3 (трех) лет лишения свободы без штрафа и ограничения свободы,
по ст. 292 ч.2 УК РФ в виде 1 (одного) года лишения свободы с лишением права занимать должности в органах государственной власти и местного самоуправления, связанные с осуществлением функций представителя власти, организационно-распорядительных и (или) административно-хозяйственных полномочий на 1 год 6 месяцев.
На основании ст. 69 ч.3 УК РФ по совокупности преступлений, путем частичного сложения наказаний окончательно назначить Козловой Т.С. наказание в виде 3 (трех) лет 1 (одного) месяца лишения свободы без штрафа и ограничения свободы с лишением права занимать должности в органах государственной власти и местного самоуправления, связанные с осуществлением функций представителя власти, организационно-распорядительных и (или) административно-хозяйственных полномочий на 1 год 6 месяцев.
На основании ст. 73 УК РФ назначенное Козловой Татьяне Сергеевне наказание в виде лишения свободы считать условным с испытательным сроком 3 (три) года.
Обязать Козлову Татьяну Сергеевну не менять постоянного места жительства без уведомления специализированного государственного органа, осуществляющего контроль за поведением условно осужденного, являться на регистрацию в указанный орган в соответствии с установленной данным органом периодичностью и графиком.
Меру пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении, избранную в отношении Козловой Татьяны Сергеевны, до вступления приговора в законную силу оставить без изменения.
Вещественное доказательство по делу - договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ; спецификация к договору от ДД.ММ.ГГГГ; акт приема-передачи материальных ценностей от ДД.ММ.ГГГГ к договору от ДД.ММ.ГГГГ; расходный кассовый ордер № от ДД.ММ.ГГГГ; договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ; спецификация к договору от ДД.ММ.ГГГГ; акт приема-передачи материальных ценностей от ДД.ММ.ГГГГ к договору от ДД.ММ.ГГГГ; расходный кассовый ордер № от ДД.ММ.ГГГГ; договор подряда от ДД.ММ.ГГГГ; акт приема передачи выполненных работ от ДД.ММ.ГГГГ к договору от ДД.ММ.ГГГГ; платежная ведомость № от ДД.ММ.ГГГГ; договор подряда от ДД.ММ.ГГГГ; акт приема-передачи выполненных работ от ДД.ММ.ГГГГ к договору от ДД.ММ.ГГГГ; платежная ведомость № от ДД.ММ.ГГГГ; платежная ведомость № от ДД.ММ.ГГГГ; договор подряда от ДД.ММ.ГГГГ; акт приема-передачи выполненных работ от ДД.ММ.ГГГГ к договору от ДД.ММ.ГГГГ; платежная ведомость № от ДД.ММ.ГГГГ, хранящиеся в камере хранения вещественных доказательств Приморского МРСО, возвратить администрации муниципального образования «Лешуконский муниципальный район».
Вещественное доказательство по делу - денежные средства в размере 76570 руб., хранящиеся в ПП по Лешуконскому району ОМВД России «Мезенское», возвратить администрации муниципального образования «Лешуконский муниципальный район».
Взыскать с Козловой Татьяны Сергеевны процессуальные издержки по делу, выплаченные адвокату по назначению за оказание ей юридической помощи в ходе предварительного расследования в размере 6785 (шесть тысяч семьсот восемьдесят пять) рублей.
Приговор может быть обжалован в апелляционном порядке в Архангельский областной суд через Лешуконский районный суд Архангельской области в течение 10 суток со дня провозглашения.
В случае подачи апелляционной жалобы осужденный вправе ходатайствовать о своем участии в рассмотрении уголовного дела судом апелляционной инстанции, о чем должен указать в апелляционной жалобе, а в случае подачи апелляционного представления или жалобы другого лица - в отдельном ходатайстве или возражениях на жалобу, либо представление в течение 10 суток со дня вручения ему копии жалобы или представления.
Осужденный также вправе ходатайствовать об апелляционном рассмотрении дела с участием защитника, о чем должен подать в суд, постановивший приговор, соответствующее заявление в срок, установленный для подачи возражений на апелляционные жалобы (представление). Дополнительные апелляционные жалобы или представления, поступившие в суд апелляционной инстанции позднее пяти суток до начала судебного заседания суда апелляционной инстанции, апелляционному рассмотрению не подлежат.
Председательствующий Е.И.Кокотова