Решение по делу № 3а-82/2021 от 16.09.2020

                         Дело № 3а–82/2021

УИД 26OS0000-04-2020-000386-73

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Ставрополь              01 апреля 2021 года

Ставропольский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Товчигречко М.М.,

при секретаре судебного заседания Матвиенко В.В.,

с участием представителя административных истцов С.О.В.,

представителя Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края Г.И.П.

представителя ООО «Экострой» Ф.Н.В.,

представителя ООО «Эко-Сити» К.Д.Г.,

представителя ООО «Жилищно-коммунальное хозяйство» К.В.В.,

прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Ставропольского края И.А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску общества с ограниченной ответственностью «Верхний рынок», общества с ограниченной ответственностью «Научно-производственное объединение «Центр экологического сопровождения предприятий», Г.В.В., С.Е.Е., С.М.Е. к Министерству жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края о признании недействующим в части нормативного правового акта,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Верхний рынок», общество с ограниченной ответственностью «Научно-производственное объединение «Центр экологического сопровождения предприятий», Г.В.В., С.Е.Е., С.М.Е. обратились в суд с административным иском, впоследствии уточненным, к Министерству жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края о признании недействующим Приказа Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края №347 от 26 декабря 2017 года «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Ставропольского края» в части установления годового норматива накопления по категориям объектов: Продовольственные магазины – 1,5 куб.м., Промтоварные магазины – 0,8 куб.м., Рынки продовольственные – 1,21 куб.м., Рынки промтоварные – 1,09 куб.м., Административные, офисные учреждения – 0,09 куб.м., Супермаркеты (универмаги) – 0,7 куб.м. со дня вступления в силу с 01 января 2018 года.

В обоснование требований указано, что     26 декабря 2017 года Приказом №347 от 26 декабря 2017 года «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Ставропольского края» Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края    утверждены нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории Ставропольского края.

Приказом от 29 августа 2018 года № 237 «О внесении изменения в нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории Ставропольского края, утвержденные приказом министерства жилищно- коммунального хозяйства Ставропольского края от 26 декабря 2017 года №347» в Приказ № 347 от 26.12.2017 года внесены изменения.

Приказом от 24 сентября 2018 года № 279 «О внесении изменения в нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории Ставропольского края, утвержденные приказом министерства жилищно- коммунального хозяйства Ставропольского края от 26 декабря 2017 года №347» В Приказ № 347 от 26.12.2017 года внесены изменения.

На день подачи административного искового заявления в отношении административных истцов третьим лицом ООО «Экострой» поданы исковые заявления в Арбитражный суд Ставропольского края, с требованиями взыскать задолженность за услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Расчет задолженности по обращению с твердыми коммунальными отходами произведен ООО «Экострой» на основании Нормативов накопления твердых коммунальных отходов (утверждены приказами Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края №347 от 26.12.2017 года и № 237 от 29.08.2018 года)

В отношении административных истцов ООО «Экострой» поданы иски: к обществу с ограниченной ответственностью «Верхний рынок» о взыскании задолженности за услуги по обращению с ТКО за период с 01.07.2018 года по 30.04.2020 года в сумме 4 142 875,92 рублей, 271 429,79 рублей процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 01.07.2018 года по 30.04.2020 года; к С.Е.Е. о взыскании задолженности за услуги обращения с твердыми коммунальными отходами в размере 1 721 258.26 рублей за период с 01.07.2018 года по 30.04.2020 года, процентов в размере 118 664,55 за период с 11.08.2018 года по 08.07.2020 года. Согласно нормативам накопления ИП С.Е.Е. образует в месяц 123,89 куб.м. ТКО, что подразумевает 165.18 контейнеров в месяц и 5.5 контейнеров в день; к С.М.Е. о взыскании задолженности за услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 11.08.2018 года по 08.07.2020 года в размере 808 005 рублей, процентов за пользование чужими денежный средствами за период с 11.08.2018 года по 07.07.2020 года в размере 55 495 рублей; к Г.В.В. о взыскании задолженности за услуги по обращению с ТКО на сумму 179 077 рублей за период с 01.07.2018 года по 31.05.2020 года, процентов в размере 12 255,72 рублей за период с 11.08.2018 года по 03.08.2020 года. И это за осуществление предпринимательской деятельности в магазине 25 кв. одним торговым местом. Т.е. по мнению Министерства ЖКХ Ставропольского одно торговое место (25 кв.м) может образовать (12,5 кубм.) 16,6 контейнеров ТКО в месяц. Т.е. 0.5 контейнера ТКО в месяц (фактически только смет); к Г.В.В. о взыскании задолженности за услуги по обращению с ТКО на сумму 185 667,04 руб. по обращению с ТКО, 12 642,07 рублей процентов за пользование чужими денежными средствами.

В отношении Общества с ограниченной ответственностью «Научно производственное объединение «Центр экологического сопровождения предприятий» судебное решение уже вынесено Арбитражным судом Ставропольского края.

Согласно установленным в Ставропольском крае нормативам накопления ТКО, предполагается, что юридическое лицо ООО «Верхний рынок» образует в месяц 402,88 контейнера (по 0,75 куб) ТКО или по 13,4 контейнера в день.

Издержки административного истца ООО «Верхнего рынка» по сопровождению заработной платы и налогов за период 01.07.18 года по 01.04.20 года составляют 5 992 489, 55 рублей, а сумма требований за сбор ТКО за аналогичный период, рассчитанный на основании нормативов накопления составляет 4 142 875, 92 рублей.

Согласно нормативов накопления, небольшой продуктовый магазин с одним торговым место в 25 кв. метров (ИП Г.В.В.) образует по 16,6 контейнеров ТКО в месяц. Т.е. раз в неделю от такого магазина региональный оператор должен вывозить более четырех контейнеров (по 0,75 куб) ТКО

По нормативам накопления, установленным административным ответчиком, ИП С.Е.Е., осуществляющий торговлю в продовольственном магазине 600 кв.м, образовывает ТКО более 41 контейнера для многоквартирных домов (0,75 куб) в неделю и 165 контейнеров в месяц. Соответственно, в месяц, согласно тарифу, на предпринимателя ложиться обязанность по оплате за ТКО в размере 77 000 рублей.

Аналогичная ситуация складывается и в отношении ИП С.М.Е. и общество с ограниченной ответственностью «Научно производственное объединение «Центр экологического сопровождения предприятий».

    Согласно абзацу 21 статьи 1 Закона № 89-ФЗ твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.

Весь перечень отходов определен Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 года №242 (с изменениями от 02 ноября 2018 года № 451) и содержит 57 видов отходов. Каждый вид отходов включает в себя какое - то число подвидов отходов (от 1 до 15 и т.п.). Твердые коммунальные отходы сгруппированы лишь в рамках одного из 57 видов отходов. И в рамках одного вида 7 300 000 00 00 0 «Отходы коммунальные, подобные коммунальным на производстве и при предоставлении услуг населению» не все подвиды относятся к ТКО, а лишь те, что в своем названии имеют указание на «относящиеся к ТКО».

Таким образом, лишь небольшой перечень отходов из ФККО относится к твердым коммунальным отходам и регулируется Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденным постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 года № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства РФ от 25.08.2008 года № 641» (далее - Правила № 1156), на которые распространяется монополия регионального оператора

Т.е. ТКО - это отходы, которые образуются только я жизнедеятельности и процесса потребления физических лиц. Таким образом, непонятно почему в Ставропольском крае установлен тариф для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в зависимости от квадратных метров производственной и торговой площади.

Административные истцы считают, что в Ставропольском крае оспариваемым Приказом Министерства ЖКХ № 347 от 26.12.2017 года необоснованно завышены нормативы накопления ТКО, что приводит к установлению необоснованной платы за вывоз ТКО, и создает неравные конкурентные условия, увеличивает нагрузку на бизнес, ухудшает инвестиционный климат, а также замедляет экономический рост.

Принятие Министерством приказа № 347 от 26 декабря года «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Ставропольского края», которым утверждены нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории Ставропольского края, с нарушением требований Правил определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2016 года №269, позволяет Региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Ставропольского края - Обществу с ограниченной ответственностью «Экострой» взимать с хозяйствующих субъектов неправомерную плату за услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, поскольку указанная плата напрямую зависит от установленного органом власти норматива, что не может не влиять на конкуренцию и создает для предпринимателей дополнительную нагрузку, связанную с оплатой соответствующей коммунальной услуги.

О необоснованно завышенных нормативах свидетельствует простой анализ аналогичных годовых нормативов в других субъектах: Ростовская область: рынки продовольственные – 0.680 куб.м, рынки промтоварные – 0.240 куб.м., Волгоградская область: рынки продовольственные – 0.132 куб.м., рынки промтоварные – 0.048 куб.м., Краснодарский край – рынки продовольственные – 0.38 куб.м., рынки промтоварные – 0.13 куб.м.

Административные истцы считают, что установленные Приказом №347 от 26 декабря 2017 года «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Ставропольского края» (с изменениями от 29.08.208 года) нормативы накопления твердых коммунальных отходов в Ставропольском крае не соответствуют требованиям действующего законодательства, в частности Постановлению Правительства от 04.04.2016 года №269 «Об определении норматив накопления ТКО», нарушают права административных истцов в сфере предпринимательской деятельности, поскольку обязывает производить плату за несуществующий объем ТКО. Истцы убеждены, что норматив установлен без проведения необходимых замеров и процедур.

В представленном в материалы дела письменном отзыве регионального оператора по обращению с ТКО директор ООО «Жилищно-коммунальное хозяйство» Р.Г.В. указывает, что при утверждении Приказа от 26 декабря 2017 года № 347 «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Ставропольского края» Министерство жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края руководствовалось Федеральным законом «Об отходах производства и потребления», постановлением Правительства Российской Федерации от 04 апреля 2016 года № 269 «Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов», Положением о Министерстве жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края, утвержденным постановлением Правительства Ставропольского края от 25 декабря 2014 года №545-п.

В связи с изложенным считает, что действия Министерства по утверждению Приказа от 26 декабря 2017 года № 347 являются правомерными. Кроме того, расчет по нормативу не означает, что количество образуемых ТКО в год будет выше, что при расчете по количеству и объему контейнеров. Потребитель при заключении договора на оказание услуги при обращении с твердыми коммунальными отходами, в соответствии с законом имеет право выбора расчета - по факту или по нормативу. Потребитель имеет право заявить разногласия к договору и выбрать удобный ему способ коммерческого учета отходов.

В отзыве на административное исковое заявление генеральный директор ООО «Экострой» К.С.В. просит в заявленных требованиях отказать. Указывает, что на протяжении всего срока действия регионального оператора с 01.07.2018 года по настоящее время, административными истцами не совершено никаких действий, направленных на исполнение требований действующего законодательства, не исполнена обязанность по заключению легального договора на обращение с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором. В том числе, административными истцами не использовано право требовать заключения договора с условием расчета количества отходов не по нормативу накопления твердых коммунальных отходов, а исходя из количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов.

Директор ООО «Эко-Сити» Ф.А.Ю. в отзыве на административный иск указывает на необоснованность заявленных требований. Полагает, что целью подачи иска является уклонение административных истцов от исполнения обязанности по оплате коммунальных услуг по обращению с ТКО, предусмотренного законодательством Российской Федерации, злоупотребление правом.

Оспариваемый Приказ № 347 принят министерством в пределах предоставленных полномочий.

Сам по себе размер установленных нормативов накопления твердых коммунальных отходов не может свидетельствовать о незаконности Приказа № 347 и служить основанием для признания недействующими его норм полностью или в части. Указанное в уточненном исковом заявлении сравнение величин оспариваемых нормативов образования ТКО с аналогичными нормативами, установленными в других субъектах Российской Федерации, не дает правовых оснований полагать, наличие противоречий положений Приказа №347 положениям Постановления Правительства Российской Федерации от 04 апреля 2016 №269 «Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов».

В отзыве и дополнениях к ним Министр жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края М.Р.А. указывает, что в рамках возложенных полномочий и с соблюдением требований действующего законодательства Российской Федерации, министерство на основании результатов проведения открытого конкурса заключило с ООО «Северокавказский институт экологического проектирования» государственный контракт № 2-57 от 12.12.2016 года на оказание в 2016-2017 годах услуги по разработке нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Ставропольского края, для обеспечения государственных нужд Ставропольского края.

По результатам выполненных работ и полученных сведений, министерство Приказом № 347 утвердило нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории Ставропольского края, в том числе по категориям объектов: Продовольственные магазины, Промтоварные магазины, Рынки продовольственные, Рынки промтоварные, административные, офисные учреждения, Супермаркеты (универмаги).

При этом, предоставленные сведения ООО «Северокавказский институт экологического проектирования» не дают основания полагать, что результаты замеров недостоверны и не соответствуют действительности. Действия должностных лиц в части предоставления информации по проведению замеров не оспорены и не признаны незаконными, не являются предметом осуществляемой в порядке абстрактного нормоконтроля судебной проверки и не могут служить основанием для признания оспариваемого Приказа №347 недействующим.

С учетом требований Правил определения нормативов, нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории Ставропольского края утверждены дифференцированно по категориям объектов на всей территории субъекта, без разделения в отношении муниципальных образований (групп муниципальных образований) и зон деятельности региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами,

Следовательно, на всей территории Ставропольского края (субъекта), при проведении замеров отходов по каждой категории определялось не менее 3 объектов каждой категории, расположенных на всей территории Ставропольского края (субъекта), без привязки к муниципальным образованиям (группам муниципальных образований) и зон деятельности региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, что не противоречит действующему законодательству.

Доказательств несоответствия в оспариваемой части Приказа № 347 нормативным правовым актам, регулирующим данные отношения и имеющим большую юридическую силу, административными истцами не представлено.

С момента вступления в силу Приказа № 347 и началом работы региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Ставропольского края по настоящее время административные истцы от заключения договоров с региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами отказывались, чем умышленно нарушали правовые нормы действующего законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами производства и потребления.

В судебном заседании представитель административных истцов С.О.В. поддержала уточненное административное исковое заявление в полном объеме и просила требования удовлетворить.

Представитель представителя Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края Г.И.П., представитель ООО «Экострой» Федотов Н.В., представитель ООО «Эко-Сити» К.Д.Г., представитель ООО «Жилищно-коммунальное хозяйство» К.В.В. просили в удовлетворении требований отказать.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания. Ходатайств об отложении слушания дела не поступило.

При таких обстоятельствах суд, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных и не явившихся в судебное заседание лиц, в порядке части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

    Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства по делу, заслушав заключение прокурора Ставропольской краевой прокуратуры о необоснованности административного иска, суд приходит к выводу о том, что административный иск не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Особенности производства по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов регламентированы главой 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

В соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 209 КАС РФ в административном исковом заявлении об оспаривании нормативного правового акта должны быть указаны сведения о том, какие права, свободы и законные интересы лица, обратившегося в суд, нарушены.

В силу части 8 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление (пункт 1); соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов (подпункт "а"), форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты (подпункт "б"), процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта (подпункт "в"); правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу (подпункт "в"); соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу (пункт 3).

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт (статья 213 часть 9 КАС РФ).

В соответствии со статьей 62 частью 2 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.

Часть 7 статьи 213 КАС РФ предписывает судам, при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта проверять законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются, однако, при проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.

Таким образом, действующее процессуальное законодательство при разрешении административного иска о признании недействующим нормативного правового акта, возлагает на орган, принявший оспариваемый нормативный правовой, представить доказательства, подтверждающие его соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, при этом, суд не связан доводами административного искового заявления, ему предписано установить обстоятельства, изложенные в части 8 статьи 213 КАС РФ.

В силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется указанным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.

Согласно преамбуле Федерального закона «Об отходах производства и потребления» настоящий Федеральный закон определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.

Пунктом 2 статьи 24.10 Закона об отходах производства и потребления предусмотрено, что нормативы накопления твердых коммунальных отходов утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации).

Согласно подпункту 9 подпункта 10.3 пункта 10 Положения о министерстве жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края, утвержденного Постановлением Правительства Ставропольского края от 25.12.2014 года № 545-п, к полномочиям министерств относится утверждение нормативов потребления коммунальных услуг в Ставропольском крае.

Министерство жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края на основании результатов проведения открытого конкурса заключило с ООО «Северокавказский институт экологического проектирования» государственный контракт № 2-57 от 12.12.2016 года на оказание в 2016-2017 годах услуги по разработке нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Ставропольского края, для обеспечения государственных нужд Ставропольского края.

По результатам выполненных работ и полученных сведений, в соответствии со статьей 6 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», постановлением Правительства Российской Федерации от 04 апреля 2016 года № 269 «Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов», Положением о министерстве жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края, утвержденным постановлением Правительства Ставропольского края от 25 декабря 2014 года №545-п, Приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края № 347 от 26 декабря 2017 года утверждены нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории Ставропольского края. Настоящий приказ вступил в силу с 01 января 2018 года.

Первоначальный текст документа опубликован в установленном порядке в издании Официальный интернет-портал правовой информации Ставропольского края www.pravo.stavregion.ru, 26.12.2017 года.

Приказом министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края от 24.09.2018 года № 279 внесены изменения в нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории Ставропольского края. Изменения вступили в силу с 24 сентября 2018 года.

Источник публикации: Официальный интернет-портал правовой информации Ставропольского края www.pravo.stavregion.ru, 25.09.2018 года.

Проверяя процедуру принятия оспариваемого нормативного акта и полномочия органа, его принявшего, суд не находит нарушений действующего законодательства. Оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом, в пределах полномочий, соблюдены его форма и вид, порядок принятия, опубликования.

Из материалов дела следует, что административные истцы осуществляют хозяйственную деятельность на следующих объектах:

ООО «Верхний рынок»: «Мясная на 6 отделений», площадью 83,6 кв.м., с кадастровым номером ….., адрес (местоположение): …..;

«Торговый павильон № 4», площадью 1 135,5 кв.м., с кадастровым номером ….., адрес (местоположение): ……;

«Ангар под крытый рынок», площадью 1 146,5 кв.м., с кадастровым номером ….., адрес (местоположение): ……;

«Торговый павильон», площадью 456 кв.м., с кадастровым номером ….., адрес (местоположение): …….;

Г.В.В.: «Офис», площадью 25 кв.м., с кадастровым номером ….., адрес (местоположение): …..;

«Продовольственный магазин», площадью 103,7 кв.м., с кадастровым номером ……, адрес (местоположение): …..;

«Продовольственный магазин», площадью 100 кв.м., с кадастровым номером ….., адрес (местоположение): …..;

С.Е.Е.: «Продовольственный магазин», площадью 991,1 кв.м., с кадастровым номером ….., адрес (местоположение): …..;

С.М.Е.: «Супермаркет», площадью 1 006,8 кв.м., с кадастровым номером ….., адрес (местоположение): …...

Материалами дела подтверждено и не оспаривается сторонами, что ими осуществляется предпринимательская, хозяйственная деятельность (в том числе в период оказания услуг региональным оператором), в процессе которой образуются ТКО, виды которых определены Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденных Приказом Росприроднадзора №242.

Законодателем дано понятие отходов производства и потребления - это вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами (статья 1 Закона об отходах производства и потребления).

Норматив накопления твердых коммунальных отходов - среднее количество твердых коммунальных отходов, образующихся в единицу времени.

Согласно Федеральному классификационному каталогу отходов, утвержденному приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 года № 242 «Об утверждении генерального классификационного каталога отходов», к твердым коммунальным отходам относятся все виды отходов подтипа отходов «Отходы коммунальные твердые» (код 7 31 000 00 00 0), а также другие отходы типа отходов «Отходы коммунальные, подобные коммунальным на производстве, отходы при предоставлении услуг населению» (код 7 30 000 00 00 0) в случае, если в наименовании подтипа отходов или группы отходов указано, что отходы относятся к твердым коммунальным отходам.

Согласно Федеральному закону «Об отходах производства и потребления» оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами-индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.

Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее также - региональный оператор) - оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.

Сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов (ТКО) на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами (ч. 1 ст. 24.6 Федерального закона № 89-ФЗ).

На территории Ставропольского края Территориальная схема обращения с отходами (далее - Территориальная схема), в том числе с твердыми коммунальными отходами первоначально утверждена Постановлением Правительства Ставропольского края от 22.09.2016 года №408-п «Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, в Ставропольском крае».

В настоящее время на территории Ставропольского края действует Территориальная схема в редакции, утвержденной Постановлением Правительства Ставропольского края от 24.12.2019 года № 594-п «О внесении изменений в постановление Правительства Ставропольского края от 22.09.2016 года № 408-п «Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами, в том числе твердыми коммунальными отходами, в Ставропольском крае».

Согласно Территориальной схемы (во всех редакциях) обезвреживание и захоронение твердых коммунальных отходов, накапливаемых потребителями, расположенными в границах Благодарненского городского округа Ставропольского края, допускается исключительно на объектах размещения ООО «Эклат» и ООО «Эко-город», территориально расположенных в г. Благодарный Ставропольского края.

Согласно п. 1 Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.06.2016 года №505 «Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов», настоящие Правила устанавливают порядок коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов с использованием средств измерения, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений (далее средства измерения), или расчетным способом в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

Согласно п. 5 указанных Правил, коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется: а) расчетным путем исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема; количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных исходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов.

Согласно п. 4 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 года № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в Постановление Правительства РФ от 25.08.2008 года № 641», - обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами (далее - схема обращения с отходами) на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями.

Согласно п. 5 Правил обращения с отходами, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места (площадки) их накопления, в порядке, предусмотренном разделом I (1) настоящих Правил.

Согласно п. 8 (4) Правил обращения с отходами, основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка потребителя, подписанная потребителем либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Согласно п. 8 (18) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 года № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства РФ от 25.08.2008 года № 641», до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Для определения объема и (или) массы твердых коммунальных отходов для расчетов с населением, предприятиями, учреждениями, организациями региональному оператору необходимы сведения о нормативах накопления твердых коммунальных отходов, то есть о среднем количестве твердых коммунальных отходов, образующихся в единицу времени.

Согласно пункту 3 статьи 24.10 Закона об отходах производства и потребления нормативы накопления твердых коммунальных отходов могут устанавливаться дифференцированно в отношении различных территорий субъекта Российской Федерации и различных категорий потребителей услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, а также с учетом других критериев, установленных Правительством Российской Федерации.

Правила определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, включающие в себя процедуры сбора, анализа и расчета данных о массе и объеме накапливаемых отходов с учетом их сезонных изменений, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 04 апреля 2016 года № 269.

В соответствии с пунктом 4 названных Правил нормативы накопления твердых коммунальных отходов могут устанавливаться дифференцированно в отношении: а) территорий субъекта Российской Федерации - муниципальных образований (групп муниципальных образовании) и зон деятельности региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами; б) категорий потребителей услуги по обращению с отходами - физических и юридических лиц; в) категорий объектов, на которых образуются отходы.

Категории объектов, на которых образуются отходы, определяются уполномоченным органом. При этом определение нормативов производится отдельно по каждой категории объектов (пункты 5, 6 Правил определения нормативов).

Пунктом 7 Правил определения нормативов установлено, что в целях определения нормативов проводятся замеры отходов, для чего выбираются участки поселений и городских округов, определяемые в зависимости от процентного отношения от общей численности населения поселения или городского округа.

Процедура сбора данных о массе и объеме накапливаемых отходов с учетом их сезонных изменений регулируется пунктами 8-12 Правил определения нормативов.

Согласно пункту 8 Правил определения нормативов на выбранных участках поселений и городских округов определяется не менее 3 объектов каждой категории. В случае отсутствия на выбранных участках поселений и городских округов необходимого количества объектов допускается проведение замеров отходов на меньшем количестве объектов.

Таким образом, с учетом требований Правил определения нормативов нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории Ставропольского края - утверждены дифференцированно по категориям объектов на всей территории субъекта, без дифференцированности (разделения) в отношении муниципальных образований (групп муниципальных образований) и зон деятельности региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами,

Следовательно, на всей территории Ставропольского края (субъекта), при проведении замеров отходов по каждой категории определялось не менее 3 объектов каждой категории, расположенных на всей территории Ставропольского края (субъекта), без привязки к муниципальным образованиям (группам муниципальных образований) и зон деятельности региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами (Пример: Административные здания, офисные учреждения — 14 объектов по которым проведены замеры; Продовольственные магазины -13 объектов по которым проведены замеры; Промтоварные магазины -10 объектов по которым проведены замеры; Супермаркеты - 9 объектов по которым проведены замеры; Рынки продовольственные — 8 объектов по которым проведены замеры; Рынки промтоварные — 7 объектов по которым проведены замеры), что не противоречит действующему законодательству.

Кроме этого, во исполнение требований пунктов 9-13 Правил определения нормативов при определении массы и объема отходов в процессе проведения замеров отходов использовались контейнеры, бункеры и полиэтиленовые мешки. Замеры по объектам каждой категории осуществлялись каждый сезон (зима, весна, лето, осень) в течение 7 дней подряд независимо от периодичности вывоза отходов. Полученные по результатам замеров данные о массе и объеме отходов каждого определенного объекта каждой категории суммировались по дням недели и заносились в сводные сезонные и годовые ведомости накопления.

Годовой норматив, выраженный в количественных показателях массы на одну расчетную единицу в год, и годовой норматив, выраженный в количественных показателях объема на одну расчетную единицу в год, определялся по формулам, приведенным в пунктах 19, 20 Правил определения нормативов, как произведение соответственно среднесезонного суточного норматива, выраженного в количественных показателях массы на одну расчетную единицу в сутки, и среднесезонного суточного норматива выраженного в количественных показателях объема на одну расчетную единицу в сутки, на 365.

В целях оказания методического содействия органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации по проведению замеров отходов, определению расчетных единиц и категорий объектов, на которых образуются отходы, Приказом Минстроя России от 28.07.2016 года № 524/пр разработаны Методические рекомендации по вопросам, связанным с определением нормативов накопления твердых коммунальных отходов.

Методические рекомендации не содержат положений обязательного характера (пункт 3 Методических рекомендаций №524/пр).

В соответствии с п. 4, 6, 9, 10 Методических рекомендаций категории объектов, на которых образуются отходы, и в отношении которых могут устанавливаться нормативы, а также расчетные единицы по категориям объектов рекомендуется определять в соответствии с приложением 1.

Для определения нормативов рекомендуется выбирать по два муниципальных образования, в которых: преобладающей отраслью является сельское хозяйство; преобладающими отраслями являются химическая, обрабатывающая, добывающая и прочие виды промышленности; большая площадь территории районов занята особо охраняемыми природными территориями, рекреационными и лесными зонами.

Рекомендуемые сроки проведения замеров: зима - декабрь, январь; весна - апрель; лето - июнь, июль; осень - сентябрь, октябрь.

Результаты замеров по каждому объекту рекомендуется заносить в специальный бланк, примерная форма которого представлена в приложении 3 к Методическим рекомендациям.

Министерство жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края на основании результатов проведения открытого конкурса заключило с ООО «Северокавказский институт экологического проектирования» государственный контракт № 2-57 от 12.12.2016 года на оказание в 2016-2017 годах услуги по разработке нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Ставропольского края, для обеспечения государственных нужд Ставропольского края.

При этом, предоставленные сведения ООО «Северокавказский институт экологического проектирования», не дают основания полагать, что результаты замеров недостоверны и не соответствуют действительности. Действия должностных лиц в части предоставления информации по проведению замеров не оспорены и не признаны незаконными, и поэтому не могут служить основанием для признания оспариваемого нормативного правового акта недействующим.

Представленная в материалы дела документация о замерах отходов свидетельствует о том, что замеры отходов произведены в соответствии с нормами Методических рекомендаций № 524/пр, постановления Правительства Российской Федерации.

Поскольку в приложениях № 3, 4, 5 к Методическим рекомендациям №524/пр не предусмотрено указаний на средства измерения, отсутствие в информации об объемах отходов сведений об измерительных приборах, которыми проводились замеры, не свидетельствует о недостоверности результатов замеров.

Представленные в материалы дела ответы на запросы Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Ставропольском крае не свидетельствуют о не проведении замеров.

        В запросе, на который даны представленные в материалы дела ответы, указано на проведение замеров ООО «ЭКОПРОЕКТ». Полученные ответы о не проведении указанным лицом замеров не исключают возможность проведения замеров иными организациями на основании субподрядных отношений, о чем в представленных ответах не указывается, равно, как и не было отражено в запросе информации.

При этом, ни к одному из представленных ответов не приложено документов, подтверждающих наличие либо отсутствие, корректность либо некорректность, достоверность либо недостоверность представленных сведений.

     Ответы на запрос Уполномоченного по правам предпринимателей ТК «Южный» исх. № 91/20 от 02.12.2020 года; АО «ТК «Центральный», исх. №126 от 04.12.2020 года; АО «ТК «Центральный», исх. №130 от 10.12.2020 года не дают однозначного ответа о проведении либо не проведении замеров.

        Представленные в материалы дела расчеты, составленные административными истцами, не могут быть рассмотрены в качестве документов, подтверждающих заявленную позицию, поскольку составлены в одностороннем порядке на основании оценочных суждений и не подтверждены документально.

Доводы административных истцов, указанные в обоснование заявленных требований, основаны на неверном толковании норм действующего законодательства и не подтверждены надлежащими доказательствами.

Количество образуемых отходов в процессе производства и потребления не зависит прямо от работников юридического лица либо индивидуального предпринимателя, но зависит от вида деятельности.

Согласно части 1, 4, 5 статьи 24.7 Федерального закона №89 региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.

Статьей 23 части 8 Федерального закона от 29.12.2014 года № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов, положений законодательных актов Российской Федерации» обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 01 января 2019 года.

Такое соглашение ООО «Экострой» с Министерством жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края заключено.

Потребитель при заключении договора на оказание услуги при обращении с твердыми коммунальными отходами, в соответствии с законом имеет право выбора расчета - по факту или по нормативу. Потребитель имеет право заявить разногласия к договору и выбрать удобный ему способ коммерческого учета. Более того, расчет по нормативу не означает, что количество образуемых ТКО в год будет выше, чем при расчете по количеству и объему контейнеров.

Вместе с тем, с момента вступления в силу Приказа № 347 и началом работы региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Ставропольского края по настоящее время, административные истцы от заключения договоров с региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами отказывались. В том числе, административными истцами не использовано право заключения договора с условием расчета количества отходов не по нормативу накопления ТКО, а исходя из количества и объема контейнеров ТКО, установленных в местах их накопления.

При этом, доказательств получения услуги альтернативным способом административными истцами не представлено.

Отсутствие письменного договора с региональным оператором не освобождает потребителя от оплаты оказанных услуг, которые подлежат оплате на основании выставленных платежных документов.

В ходе судебного разбирательства не установлено противоречий оспариваемых положений нормативного правового акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Сам по себе размер установленных нормативов накопления твердых коммунальных отходов не может свидетельствовать о незаконности Приказа № 347 и служить основанием для признания недействующими его норм полностью или в части. Указанное административными истцами сравнение величин оспариваемых нормативов образования ТКО с аналогичными нормативами, установленными в других субъектах Российской Федерации, не дает правовых оснований полагать о наличии противоречий положений Приказа №347 положениям Постановления Правительства Российской Федерации от 04 апреля 2016 №269 «Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов».

Каких-либо нарушений прав административных истцов при расчете задолженности по нормативам накопления не установлено.

Приказ №347 не ставит административных истцов в неравные конкурентные условия по отношению к другим хозяйствующим субъектам, осуществляющим хозяйственную деятельность на аналогичных категориях объектов, поскольку утвержденные Приказом № 347 нормативы накопления ТКО, установлены в отношении неопределенного и неограниченного круга хозяйствующих лиц, осуществляющих свою деятельность и образующих ТКО на территории Ставропольского края.

Доказательства замедления экономического роста предпринимательской деятельности, связанного с действием Приказа №347, в материалы дела не представлено.

Учитывая изложенное, суд не усматривает оснований для признания оспариваемого нормативного правового акта недействующим в части.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении административных исковых требований общества с ограниченной ответственностью «Верхний рынок», общества с ограниченной ответственностью «Научно-производственное объединение «Центр экологического сопровождения предприятий», Г.В.В., С.Е.Е., С.М.Е. к Министерству жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края о признании недействующим Приказа Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края №347 от 26 декабря 2017 года «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Ставропольского края» в части установления годового норматива накопления по категориям объектов: Продовольственные магазины – 1,5 куб.м., Промтоварные магазины – 0,8 куб.м., Рынки продовольственные – 1,21 куб.м., Рынки промтоварные – 1,09 куб.м., Административные, офисные учреждения – 0,09 куб.м., Супермаркеты (универмаги) – 0,7 куб.м. со дня вступления в силу с 01 января 2018 года – отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме, через Ставропольский краевой суд, принявший решение по первой инстанции.

Решение в окончательной форме изготовлено 02.04.2021 года.

Председательствующий судья М.М. Товчигречко

3а-82/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Секриеру Евгений Ефтеньвич
СекриеруМарияна Евгеньевна
ООО "Верхний рынок"
прокурор СК
Гаас Владимир Владимирович
ООО "Научно-производственное объединение "Центр экологического сопровождения предприятий"
Ответчики
Министерство жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края
Другие
ООО "Экосити"
ООО "Комбинат благоустройства"
ООО Северо-кавказский институт экологического проектирования
Сахно Оксана Викторовна
ООО "Жилищно-коммунальное хозяйство"
ООО "Экострой"
Суд
Ставропольский краевой суд
Судья
Товчигречко Максим Михайлович
Дело на сайте суда
kraevoy--stv.sudrf.ru
16.09.2020Регистрация административного искового заявления
18.09.2020Передача материалов судье
22.09.2020Решение вопроса о принятии к производству
22.09.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.09.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
09.10.2020Предварительное судебное заседание
28.10.2020Предварительное судебное заседание
20.11.2020Предварительное судебное заседание
11.12.2020Предварительное судебное заседание
20.01.2021Судебное заседание
20.01.2021Судебное заседание
09.02.2021Судебное заседание
09.02.2021Судебное заседание
15.03.2021Судебное заседание
01.04.2021Судебное заседание
02.04.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.04.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.04.2021Дело оформлено
01.04.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее