Дело № 2-4660/18 12 ноября 2018 г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Красносельский районный суд Санкт-Петербурга суд в составе
председательствующего судьи Кудашкиной О.В.
с участием прокурора Ивановой Н.И.
при секретаре Смирновой В.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Природоохранного прокурора Санкт-Петербурга в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации Красносельского района Санкт-Петербрга об обязании совершить определенные действия
УСТАНОВИЛ:
Природоохранный прокурор Санкт-Петербурга в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации Красносельского района Санкт-Петербурга об обязании совершить определенные действия: в 290 –дневный срок со дня вступления решения в законную силу: организовать работы по ликвидации несанкционированной свалки отходов производства и потребления в Красносельском районе Санкт-Петербурга с земельного участка, расположенного между асфальтированным проездом к яхт-клубу «Балтиец» и фунтовым проездом вдоль трассы газопровода, расположенного восточнее д. 71 по Петергофскому шоссе. Взыскать с ответчика государственную пошлину в доход государства в размере 300 руб.
В судебном заседании прокурор Красносельского района Санкт-Петербурга, действующий по доверенности № 275-2018 от 13.07.2018 поддержал требования, ссылаясь на вышеизложенные обстоятельства.
Представитель ответчика Администрации Красносельского района Санкт-Петербурга, действующая по доверенности Ухалина С.А. исковые требования не признала, пояснил, что принимают меры по ликвидации несанкционированной свалки отходов производства и потребления.
Заслушав прокурора, ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Природоохранной прокуратурой г. Санкт-Петербурга проведена проверка по обращению Ульянова А.В. по факту несанкционированного размещения отходов на территории Красносельского района г. Санкт-Петербурга.
Проверкой установлено, что на землях общего пользования на территории земельного участка, расположенного между асфальтированным проездом к яхт-клубу «Балтиец» и грунтовым проездом вдоль трассы газопровода, расположенного восточнее д. 71 по Петергофскому шоссе несанкционированно размещены отходы производства и потребления ( строительные отходы, бой бетона в кусковой форме, отходы цементной смеси, отходы пластика и пр.). Отходы сброшены на почву.
Вышеуказанный земельный участок объектом размещения отходов, внесенным в государственный реестр объектов размещения отходов, в соответствии со ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» не является.
В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В силу ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.
Частями 1 и 2 ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» установлено, что отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
На основании ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека; ответственности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях; обязательности участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц.
На основании ст. 13 Земельного Кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель.
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 19.12.2017 № 1098 «Об администрациях районов Санкт-Петербурга» утверждено Положение об администрациях районов Санкт-Петербурга, согласно п. 1.1. которого администрация района Санкт-Петербурга (далее - Администрация) является исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга, проводящим государственную политику Санкт-Петербурга и осуществляющим государственное управление на территории района Санкт-Петербурга.
Согласно пункту 1.4. Положения Администрация в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, Уставом Санкт-Петербурга, законами Санкт-Петербурга, постановлениями и распоряжениями Губернатора Санкт-Петербурга, постановлениями и распоряжениями Правительства Санкт-Петербурга, распоряжениями иных исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга в случаях, предусмотренных правовыми актами Правительства Санкт-Петербурга, а также настоящим Положением.
На основании п. 2.1 Положения к задачам Администрации относится, в том числе, проведение государственной политики Санкт-Петербурга и осуществление государственного управления на территории района Санкт-Петербурга в сферах: здравоохранения и санитарно-эпидемиологического благополучия населения; правопорядка; благоустройства и обращения с отходами.
Для реализации данных задач п. п. 3.10.4, 3.10.7 Положения администрации районов наделены полномочиями по организации благоустройства территории Санкт-Петербурга в части, касающейся обеспечения мероприятий по пресечению образования несанкционированных свалок отходов, ликвидации несанкционированных свалок отходов, а в случае необходимости - рекультивации территорий при ликвидации несанкционированных свалок отходов, на территории района в соответствии с адресными программами, утверждаемыми Администрацией, а также по контролю уборки территории района, в пределах компетенции.
На основании п. 2.2 Приложения № 5 к Правилам благоустройства территории Санкт-Петербурга, утвержденным постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 09.11.2016 № 961, на администрации районов возложены обязанности по контролю за уборкой территории района в пределах своей компетенции.
Вышеназванный участок в адресную программу несанкционированных мест размещения свалочных масс на территории Красносельского района, планируемых к ликвидации в 2018 году, не включен, администрацией Красносельского района г. Санкт-Петербурга полномочия в части организации работ по ликвидации несанкционированных свалок на территории района в полном объеме не реализованы, свалка не ликвидирована.
Выявленные нарушения действующего законодательства в области охраны окружающей среды, влекут за собой нарушение прав граждан на благоприятную окружающую среду и обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности, в связи с чем, указанное исковое заявление предъявлено в защиту интересов неопределенного круга лиц.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Природоохранного прокурора Санкт-Петербурга в защиту интересов неопределенного круга лиц удовлетворить.
Обязать администрацию Красносельского района Санкт-Петербурга в 290-дневный срок с момента вступления решения суда в законную силу организовать работы по ликвидации несанкционированной свалки отходов производства и потребления в Красносельском районе Санкт-Петербурга с земельного участка, расположенного между асфальтированным проездом к яхт-клубу «Балтиец» и грунтовым проездом вдоль трассы газопровода, расположенного восточнее д. 71 по Петергофскому шоссе.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца после изготовления решения в окончательной форме через районный суд Санкт-Петербурга.
Судья