УИД 66RS0006-01-2019-004917-15 Дело № 2а-4529/2019
Мотивированное решение суда изготовлено 31 декабря 2019 года
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 декабря 2019 года город Екатеринбург
Орджоникидзевский районный суд города Екатеринбурга в составе:
председательствующего судьи Курищевой Л.Ю.,
при секретаре судебного заседания Онищенко А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 32 по Свердловской области к Полухиной М. А. о взыскании задолженности по страховым взносам, пени,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 32 по Свердловской области (далее - МИФНС России № 32 по Свердловской области) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Полухиной М.А. о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 4 квартал 2016 года в размере 3 796 рублей 85 копеек, пени по страховым взносам в размере 23 479 рублей 66 копеек.
В обоснование требований указано, что по данным, полученным из Пенсионного фонда Российской Федерации в Орджоникидзевском районе города Екатеринбурга, Полухина М.А. имеет задолженность за 2016 год по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 3 796 рублей 85 копеек. В связи с неуплатой страховых взносов административному ответчику было направлено требование от 07 сентября 2018 года < № >. Поскольку задолженность по страховым взносам уплачена не была, налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа, а после его отмены - в суд с настоящим административным иском. Кроме того, указано, что пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за период с 29 июля 2017 года по 05 сентября 2018 года составляют 21 968 рублей 09 копеек, за период с 31 января 2018 года по 05 сентября 2018 года - в размере 398 рублей 98 копеек; пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за период с 02 февраля 2018 года по 05 сентября 2018 года составляют 1 112 рубля 59 копеек.
Административным истцом требования административного иска были уточнены в части взыскания пени по страховым взносам, сумма взыскиваемых пени была уменьшена в связи со списанием пени на сумму 21 968 рублей 09 копеек, с учетом уточненных требований налоговая инспекция просила взыскать с Полухиной М.А. задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 4 квартал 2016 года в размере 3 796 рублей 85 копеек, пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 1 112 рублей 59 копеек, пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 398 рублей 98 копеек.
В судебном заседании административный ответчик Полухина М.А. возражений относительно заявленных требований не высказала.
Представитель административного истца МИФНС России № 32 по Свердловской области в судебное заседание не явился, извещен был надлежащим образом заказной корреспонденцией, в связи с чем суд рассмотрел дело в его отсутствие.
Заслушав административного ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
С 01 января 2017 вступил в силу Федеральный закон от 03 июля 2016 года № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование».
Как следует из материалов дела, в спорный период порядок исчисления и уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование (далее - страховые взносы), контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты страховых взносов регулировался Федеральным законом от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее - Федеральный закон № 212-ФЗ), поэтому при рассмотрении настоящего дела подлежат применению положения Федерального закона № 212-ФЗ.
В соответствии с подпунктом «б» пункта 1 части 1 статьи 5 Федерального закона № 212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся, в том числе индивидуальные предприниматели.
В силу части 1 статьи 14 Федерального закона № 212-ФЗ плательщики страховых взносов, указанные в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1 и 1.2 настоящей статьи.
Обязанность по уплате страховых взносов возникает в силу факта регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя и прекращается с момента государственной регистрации прекращения деятельности в таком качестве.
Материалами дело установлено, что Полухина М.А. была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя в период с 02 октября 2006 года по 18 июля 2017 года года и являлась плательщиком страховых взносов; деятельность прекращена в связи с принятием соответствующего решения.
В связи с передачей с 01 января 2017 года налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов в МИФНС России № 32 по Свердловской области поступили сведения из Пенсионного фонда Российской Федерации в Орджоникидзевском районе о наличии задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в отношении Полухиной М.А. за 4 квартал 2016 года в размере 3 796 рублей 85 копеек.
В связи с этим МИФНС России № 32 по Свердловской области в адрес административного ответчика направлено требование от 07 сентября 2018 года < № > об уплате недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2016 год в размере 3 796 рублей 85 копеек; пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 1 112 рублей 59 копеек, пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 398 рублей 98 копеек. Срок для добровольного исполнения требования установлен до 27 сентября 2018 года (л.д. 12-13).
Определением мирового судьи судебного участка № 3 Орджоникидзевского судебного района города Екатеринбурга от 19 июля 2019 года отменен судебный приказ от 08 июля 2019 года о взыскании с Полухиной М.А. вышеуказанной недоимки по страховым взносам, пени.
Оценив в совокупности представленные доказательства, проверив соблюдение порядка и срока взыскания страховых взносов, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 16 Федерального закона № 212-ФЗ страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком страховых взносов не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим расчетным периодом.
Часть 1 статьи 21 Федерального закона № 212-ФЗ предусматривает право органа контроля за уплатой страховых взносов, направившего требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, обратиться в суд с заявлением о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества данного физического лица, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции органом контроля за уплатой страховых взносов в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, если иное не предусмотрено настоящей статьей (часть 2 статьи 21 Федерального закона № 212-ФЗ).
Согласно части 3 статьи 21 Федерального закона № 212-ФЗ заявление о взыскании может быть подано органом контроля за уплатой страховых взносов в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
При этом, в силу частей 2, 5 статьи 22 Федерального закона № 212-ФЗ требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов направляется плательщику страховых взносов органом контроля за уплатой страховых взносов в течение трех месяцев со дня выявления недоимки и должно быть исполнено в течение 10 календарных дней со дня его получения, если более продолжительный период времени для уплаты недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов не указан в этом требовании.
Аналогичные сроки направления требования об уплате страховых взносов, обращения в суд о взыскании страховых взносов установлены в действующем налоговом законодательстве.
В соответствии с пунктом 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, частью 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации общий срок на обращение в суд о взыскании страховых взносов, пени составляет шесть месяцев с момента истечения срока для добровольного исполнения требования об уплате страховых взносов, пени.
Согласно пункту 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации требование о взыскании страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Таким образом, приведенными нормами права возможность обращения органа контроля за уплатой страховых взносов в суд с заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций ограничена конкретными императивными сроками, не соблюдение которых не должно негативно сказываться на правах плательщика страховых взносов, поскольку он не может быть поставлен в ситуацию недопустимой неопределенности возможностью предъявления в любой момент требования о взыскании с него обязательных платежей и санкций.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 22 марта 2012 года № 479-0-0, законодательные правила направления и исполнения требования об уплате налога имеют юридическое значение для исчисления срока на обращение в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика причитающейся к уплате суммы налога.
При рассмотрении дела установлено, что взыскиваемая в административном иске сумма задолженности образовалась за неуплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование за 2016 год, страховые взносы за 2016 год подлежали уплате Полухиной М.А. не позднее 31 декабря 2016 года. Указанные обстоятельства также следуют из ответа на запрос суда ГУ - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Орджоникидзевском районе города Екатеринбурга, которым меры по взысканию этой задолженности не принимались в связи с передачей полномочий по администрированию страховых взносов в налоговый орган, при этом указано, что размер страховых взносов определен Полухиной М.А. в фиксированном размере в связи с непредставлением им необходимой отчетности в налоговый орган.
С учетом установленного в требовании от 07 сентября 2018 года срока уплаты недоимки по страховым взносам, пени - до 27 сентября 2018 года, срок на обращение в суд с заявлением о взыскании данной недоимки, пени с Полухиной М.А., указанный в пункте 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 21 Федерального закона № 212-ФЗ, истек 27 марта 2019 года.
Однако к мировому судье судебного участка № 3 Орджоникидзевского судебного района города Екатеринбурга с заявлением о вынесении судебного приказа административный истец обратился только 03 июля 2019 года, то есть по истечении более трех месяцев после установленного законом срока.
Административным истцом заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока на обращение в суд, в обоснование которого указано на большой объем материалов для передачи в суд.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях неоднократно указывал, что из права на судебную защиту, как оно сформулировано в статье 46 Конституции Российской Федерации, не вытекает возможность выбора заинтересованным лицом по своему усмотрению конкретных форм и способов реализации такого права, которые с соблюдением требований Конституции Российской Федерации устанавливаются федеральным законом (определения от 14 декабря 1999 года № 220-О, от 24 ноября 2005 года № 508-О, от 19 июня 2007 года № 389-О-О, от 15 апреля 2008 года № 314-О-О и др.).
При этом следует учитывать правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, высказанную в Определении от 22 марта 2012 года № 479-О-О, согласно которой принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, не может осуществляться.
Оценив доводы административного истца в обоснование уважительных причин пропуска срока обращения в суд и представленные доказательства, суд приходит к выводу, что указанные налоговым органом причины пропуска срока не являются уважительными, поскольку не являются обстоятельствами, которые объективно препятствовали налоговой инспекции в предусмотренный законом срок обратиться к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа.
Передача налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов, внутренние организационные причины, повлекшие несвоевременную подачу заявления, не являются уважительными причинами пропуска срока взыскания недоимки по страховым взносам, так как сами по себе не свидетельствуют о невозможности своевременного обращения с заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций. У административного истца имелась возможность обратиться к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа в установленные законом сроки, однако с таким заявлением налоговый орган обратился по истечении установленного шестимесячного срока.
Поскольку налоговый орган пропустил срок для обращения в суд с заявлением о взыскании с Полухиной М.А. недоимки по страховым взносам и пени, при этом этот срок пропущен без уважительных причин, доказательств существования которых не представлено, что влечет невозможность взыскания заявленных в административном исковом заявлении сумм недоимки по уплате страховых взносов за 2016 год. Невозможность взыскания самой недоимки по уплате страховых взносов ввиду пропуска срока на обращение в суд с заявлением о ее взыскании влечет утрату возможности и взыскания пеней, начисленных на эту сумму недоимку, также в связи с пропуском срока на обращение в суд.
Несоблюдение МИФНС России № 32 по Свердловской области установленных законодательством сроков обращения в суд с заявлением о взыскании страховых взносов, пени является основанием для отказа в удовлетворении административного искового заявления.
Кроме того, учитывая, что страховые взносы за 2016 год Полухиной М.А. подлежали уплате не позднее 31 декабря 2016 года, полномочия по администрированию страховых взносов переданы налоговому органу 01 января 2017 года, однако мер по взысканию указанной недоимки до 07 сентября 2018 года (направлено требование об уплате страховых взносов и пени) не принималось, что также свидетельствует о несоблюдении трехмесячного срока направления требования об уплате страховых взносов (часть 2 статьи 22 Федерального закона № 212-ФЗ, пункт 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации), и следовательно также указывает на значительный пропуск налоговым органом срока обращения в суд о взыскании недоимки по страховым взносам за 2016 год, пени.
Кроме того, в силу статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2017 года № 436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, в размере, определяемом в соответствии с частью 11 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», задолженность по соответствующим пеням и штрафам, числящиеся за индивидуальными предпринимателями, адвокатами, нотариусами, занимающимися частной практикой, и иными лицами, занимающимися в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, а также за лицами, которые на дату списания соответствующих сумм утратили статус индивидуального предпринимателя или адвоката либо прекратили заниматься в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (часть 1).
Поскольку предъявленная ко взысканию недоимка по страховым взносам начислена за период, истекший до 01 января 2017 года, при этом недоимка по страховым взносам не превысила размер, определяемый в соответствии с частью 11 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ, то указанная недоимка признается безнадежной ко взысканию и подлежит списанию, поскольку с учетом действующего в настоящее время правового регулирования возможность ее взыскания в судебном порядке утрачена.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения заявленных требований о взыскании с Полухиной М.А. недоимки по уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование за 2016 год в размере 3 796 рублей 85 копеек, пени за несвоевременную уплату страховых взносов в размере 1 511 рублей 57 копеек (1 112,59+398,98) не имеется.
Руководствуясь статьями 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ № 32 ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ 2016 ░░░, ░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░