Дело № 2а-262/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Черемхово 27 мая 2019 года
Черемховский городской суд Иркутской области в составе: председательствующего федерального судьи Тирской А.С., при секретаре Ахметовой Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело административному исковому заявлению Антонова ДВ к призывной комиссии Муниципального образования «г.Свирск», ФКУ Военный комиссариат Иркутской области по г.Черемхово и г.Свирск Иркутской области о признании незаконным решения призывной комиссии, обязании выдать военный билет,
У С Т А Н О В И Л:
Антонов Д.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к призывной комиссии Муниципального образования «г.Свирск», ФКУ Военный комиссариат Иркутской области по г.Черемхово и г.Свирск Иркутской области о признании незаконным решения призывной комиссии, обязании выдать военный билет, указав в обоснование своих требований, что ДД.ММ.ГГГГ, им получена выписка из протокола призывной комиссии МО «город Свирск» №\У от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно данной выписке, призывной комиссией МО «город Свирск», ДД.ММ.ГГГГ в отношении него принято решение, «признать не прошедшим военную службу по призыву не имея на то законных оснований. Зачислить в запас». О существовании данного решения я узнал ДД.ММ.ГГГГ, поскольку последнее принято без его участия.
С решением призывной комиссии МО «город Свирск» он не согласен и считает, его не законным и нарушающим права и законные интересы. Однако оснований считать, что он уклонялся от призыва на военную службу, в результате совершения действий или бездействий не имеется. Ранее, он состоял на учете в военном комиссариате <адрес>. В июне 2012 года решением призывной комиссии <адрес>, признан годным к военной службе и военным комиссариатом <адрес> призван на военную службу. В связи с призывом на военную службу, ДД.ММ.ГГГГ был уволен с места работы <данные изъяты>. При прохождении на сборном пункте контрольной медицинской комиссии, до прохождения воинской службы по состоянию здоровья не допущен и со сборного пункта возвращен. Впоследствии ДД.ММ.ГГГГ вновь поступил на работу в <данные изъяты>
За период июня - июля 2013 года неоднократно вызывался по повесткам в военный комиссариат <адрес> для прохождения медицинской комиссии. По повесткам всегда являлся, медицинскую комиссию проходил, что подтверждается повестками с отметками о явке.
Решением призывной комиссии <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, признан ограниченно годным к военной службе, категория «<данные изъяты>». На момент наступления возраста 27 лет, принятое в отношении него решение о признании ограниченно годным к военной службе не отменялось и не изменялось. В апреле 2018 года сменил постоянное место жительства, переехав в город Черемхово, где явился в военный комиссариат и встал на учет. В мае 2018 года в военном комиссариате городов Черемхово и Свирск, Черемховского района Иркутской области прошел медицинскую комиссию, результаты которой ему объявлены не были. Более повесток из военного комиссариата городов Черемхово и Свирск, Черемховского района Иркутской области не получал, место жительства не менял. ДД.ММ.ГГГГ узнал о решении призывной комиссии МО «город Свирск» №\У от ДД.ММ.ГГГГ о признании его не прошедшим военную службу по призыву не имея на то законных оснований и зачислении в запас. Однако от явки по вызовам военного комиссариата никогда не уклонялся, являлся по повесткам, проходил медицинские комиссии. В 2012 году был призван на военную службу, что свидетельствует о его желании ее прохождения, однако при прохождении контрольной медицинской комиссии возвращен со сборного пункта.
В связи с чем административный истец просил признать незаконным решение призывной комиссии МО «город Свирск» №\У от ДД.ММ.ГГГГ о признании не прошедшим военную службу по призыву не имея на то законных оснований изачислении в запас; обязать ФКУ «Военный комиссариат Иркутской области отдел погороду Черемхово и Свирск, <адрес>» устранитьнарушения закона путем выдачи Антонову Д.В. военного билета.
Административный истец Антонов Д.В. в судебном заседании административные исковые требования поддержал настаивал на их удовлетворении.
Представитель административного истца Антонова Д.В. – Николаев А.С., действующий на основании доверенности, требования доверителя поддержал.
Представитель административного ответчика Федерального казенного учреждения «Военного комиссариата Иркутской области» Шишкина К.В., действующая на основании доверенности, требования не признала по основаниям и доводам, изложенным в письменных возражениях на заявление.
Представитель заинтересованного лица Военный комиссариат <адрес> и Таймырскому <адрес> БРР в судебное заседание не явилась, будучи надлежащим образом извещенной о дате и времени судебного заседания. В представленном суду возражении в удовлетворении административных исковых требований Антонова Д.В. о признании незаконным решения призывной комиссии, обязании устранить нарушения в полном объеме, просила отказать.
Исследовав представленные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно части 7 статьи 28 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» решение (заключение) призывной комиссии может быть обжаловано гражданином в суд в течение трех месяцев со дня принятия обжалуемого решения (вынесения обжалуемого заключения).
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что согласно выписке из протокола заседания призывной комиссии МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ №/У Антонов Д.В., ДД.ММ.ГГГГ признан <данные изъяты>. Признать его не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Зачислить в запас. Единогласно.
Рассматривая требования административного истца, суд учитывает следующее.
Согласно ст. 59 Конституции Российской Федерации гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом, защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.
Так, правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества, а также правовое регулирование поступления на военную службу и военной службы в Российской Федерации иностранных граждан осуществляется ФЗ РФ «О воинской обязанности и военной службе ».
В соответствии со ст. 5 названого Закона проведение мероприятий по медицинскому освидетельствованию и медицинскому осмотру при постановке на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в военные образовательные учреждения профессионального образования, призыве на военные сборы, медицинскому переосвидетельствованию ранее признанных ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, организация работы аппарата усиления военных комиссариатов, а также проведение иных мероприятий, связанных с призывом или поступлением на военную службу по контракту и призывом на военные сборы, осуществляются военными комиссариатами.
В силу ч. 1 ст. 5.1 Закона граждане при постановке на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в военные образовательные учреждения профессионального образования, призыве на военные сборы, прохождении альтернативной гражданской службы, а также граждане, ранее признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами: терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом, а в случае необходимости - врачами других специальностей. По согласованию с командиром (начальником) воинской части (военно-медицинского учреждения) для медицинского освидетельствования указанных граждан могут привлекаться военные врачи-специалисты.
Пунктом п. 18 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 04.07.2013г. №, определено, что по результатам освидетельствования граждан при первоначальной постановке на воинский учет и призыве на военную службу врачами, руководящими работой по освидетельствованию граждан, на основании заключений врачей-специалистов дается заключение о годности к военной службе по следующим категориям:
А - годен к военной службе;
Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями;
В - ограниченно годен к военной службе;
Г - временно не годен к военной службе;
Д - не годен к военной службе.
Гражданам, признанным годными к военной службе или годными к военной службе с незначительными ограничениями, при первоначальной постановке на воинский учет и призыве на военную службу в целях распределения по видам и родам войск Вооруженных Сил, другим войскам, воинским формированиям и органам в соответствии с графой I раздела II «Расписание болезней» приложения к настоящему Положению (далее - расписание болезней) и таблицей 1 приложения к настоящему Положению определяются показатели предназначения для прохождения военной службы.
В соответствии с ч. 1 ст. 25 ФЗ РФ «О воинской обязанности и военной службе » призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляется два раза в год с 01 апреля по 15 июля и с 01 октября по 31 декабря на основании указа Президента Российской Федерации.
Распоряжением Губернатора Иркутской области от 27.09.2017г. № 107-р призывная комиссия Иркутской области создана на период с 01 октября по 31 декабря 2017г.
Призыв на военную службу призывников организует военный комиссариат посредством структурных подразделений (пункт 2 Положения о призыве на военную службу граждан РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №).
В силу пункта 2 статьи 29 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе » призывная комиссия субъекта Российской Федерации организует контрольное медицинское освидетельствование граждан, получивших освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья; осуществляет методическое руководство деятельностью призывных комиссий ; проверяет правильность предоставления гражданам отсрочек и освобождений от призыва на военную службу.
В соответствии с положениями пункта 3 статьи 29 указанного Федерального закона призывная комиссия субъекта Российской Федерации имеет право отменять решения нижестоящих призывных комиссий.
При этом одновременно с отменой решения нижестоящей призывной комиссии призывная комиссия субъекта Российской Федерации принимает одно из решений, указанных в пункте 1 статьи 28 настоящего Федерального закона, а именно: о призыве на военную службу ; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу ; об освобождении от призыва на военную службу ; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» воинская обязанность граждан Российской Федерации предусматривает: воинский учет; обязательную подготовку к военной службе; призыв на военную службу; прохождение военной службы по призыву; пребывание в запасе; призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.
В силу подпункта «а» пункта 1 статьи 22 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе.
Федеральным законом РФ от 02.07.2013 г. № 170-ФЗ в статью 28 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», которые вступили в силу с 01.01.2014 г. и коснулись тех граждан, которые подлежат зачислению в запас с 01.01.2014 г.
Так, пунктом 1.1 статьи 28 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (в редакции ФЗ № 170-ФЗ), предусмотрено, что при зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, пунктом 4 статьи 23, статьей 24 этого Федерального закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
По общему правилу, предусмотренному пунктом 1 статьи 25 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляется два раза в год с 01 апреля по 15 июля и с 01 октября по 31 декабря на основании указов Президента Российской Федерации.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 31 марта 2014 года № 189 призыв на военную службу граждан Российской Федерации в возрасте от 18 до 27 лет, не пребывающих в запасе и подлежащих призыву на военную службу, осуществлялся с 01 апреля по 15 июля 2014 года.
В силу пункта 34 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 г. № 663) при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным п. п. 1 и 2, подпунктом «в» пункта 3, пунктом 4 статьи 23 и статьей 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в отделе (муниципальном) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих отделов (муниципальных) выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу.
Из анализа вышеприведенных положений следует, что при зачислении в запас, необходимым условием для признания состоящего на воинском учете гражданина, достигшего возраста 27 лет, не прошедшим военную службу по призыву, при отсутствии на то законных оснований, является наличие в документах воинского учета данных о не прохождении им военной службы без законных на то оснований после ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно материалам личного дела призывника Антонова Д.В., в выписке из протокола заседания призывной комиссии по <адрес> и Таймырскому <адрес> от ДД.ММ.ГГГГг. протоколе № значится, что Антонов Д.В. освидетельствован медицинской комиссией отдела военного комиссариата <адрес> и Таймырскому <адрес> по постановлению Правительства РФ № признан В-ограниченно годен к военной службе по ст.42в. Решение призывной комиссии <адрес> не утверждено, по решению КВВК <адрес> назначено очное освидетельствование весна 2014г.
Из рапорта от 01.06.2016г. Начальника отдела военного комиссариата <адрес> и Таймырскому <адрес> следует, что призывник Антонов ДВ, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, не был призван в Вооруженные Силы Российской Федерации в связи с тем, что согласно ФЗ «ОВО и ВС» № от ДД.ММ.ГГГГ ему были предоставлены отсрочки: по ст. 24 п. 2 пп. «А» до ДД.ММ.ГГГГ (обучение по программе высшего профессионального образования), по ст.24 п.1 пп. «А» до 01.10.2012г. (лечение). В июле 2013г. решением призывной комиссии признан ограниченно годным к военной службе. По решению ВВК <адрес> назначено контрольное медицинское освидетельствование. При прохождении контрольного освидетельствования в апреле 2014г. решение призывной комиссии <адрес> и ТДНР отменено, предоставлена отсрочка по ст.24 п.1 пп. «А» ФЗ «ОВО и ВС» до 01.10.2014г. (лечение). С октября 2014г. уклонялся от проведения мероприятий, связанных с призывом. По полученным лично повесткам не являлся. Материалы по розыску были направлены в ОМВД по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ по месту регистрации призывника ДД.ММ.ГГГГ. в Управление по персоналу и социальной политике ЗФ <данные изъяты>» 09.07.2015г., в ОУФМС России по <адрес> 14.04.2016г. Гражданин Антонов Д.В. не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Согласно повестке Антонов Д.В. обязан был явиться ДД.ММ.ГГГГг. к 09 час. в военный комиссариат <адрес> для мероприятий, связанных с призывом на военную службу.
ФКУ военным комиссариатом <адрес> отелом по <адрес> и Таймырскому <адрес> в адрес начальника отдела МВД России по <адрес> направлялось определение от 30.12.2014г. о приводе на Антонова Д.В.
Из рапорта УУП ОУУП и ДН ОП № ОМВД России по <адрес> следует, что посещался адрес: <адрес> с целью установления и вручения повестки для явки в военный комиссариат Красноярского края по <адрес> Антонову Д.В. При проверке вышеуказанного адреса было установлено, что Антонов Д.В. по вышеуказанному адресу не проживает. Вручить повестку Антонову Д.В. не представилось возможным.
Определением № от 30.12.2014г. военным комиссариатом <адрес> отделом по <адрес> и Таймырскому <адрес> возбуждено дело об административном правонарушении и проведении административного расследования в отношении Антонова Д.В по ст.21.5 КоАП РФ.
ДД.ММ.ГГГГг. отделом по <адрес> составлен протокол об административном правонарушении № в отношении Антонова Д.В. за совершение административного правонарушения по ст.21.5 КоАП РФ.
ФКУ отделом по <адрес> военного комиссариата <адрес> 09.07.2015г. направлено сообщение в Заполярный филиал <данные изъяты> с указанием, что Антонов Д.В. неоднократно оповещался лично о явке в ОВККК по <адрес> и ТДНР на мероприятия связанные с призывом на военную службу. Однако в установленное время не явился, доказательств уважительной причины неявки не представил. Просят довести информацию, о нарушении ч.1.1 статьи 28 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», при зачислении в запас граждан, не прошедших военную службу по призыву не имея на то законных оснований, в документах воинского учета, будет произведена запись «Не служил. Не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии».
С вышеуказанным сообщением административный истец Антонов Д.В. ознакомлен лично 14.09.2015г. о чем свидетельствует его подпись в листе ознакомления.
ДД.ММ.ГГГГг. специалистом по кадрам ГНВ в присутствии АОН, ГСВ составлен акт об отказе в получении повторной повестки для проведения мероприятий, связанных с призывом на военную службу работника Антонова Д.В. назначенной на ДД.ММ.ГГГГг. От ознакомления и получения данной повестки Антонов Д.В. отказался без объяснения причин.
Из материалов дела призывника следует, что в отношении Антонова Д.В. проводились розыскные мероприятия.
Согласно части 2 статьи 7 Закона № 53 уважительными причинами неявки гражданина по повестке военного комиссариата при условии документального подтверждения причины неявки являются: заболевание или увечье гражданина, связанные с утратой трудоспособности; тяжелое состояние здоровья отца, матери, жены, мужа, сына, дочери, родного брата, родной сестры, дедушки или бабушки или усыновителя гражданина либо участие в похоронах указанных лиц; препятствие, возникшее в результате действия непреодолимой силы, или иное обстоятельство, не зависящее от воли гражданина.
Таким образом, требования изложенные в административном исковом заявлении Антонова Д.В. не нашли своего подтверждения так как Антонову Д.В. доподлинно было известно что категория годности <данные изъяты> не утверждена и ему назначено контрольное медицинское обследование. Так в период призыва весны 2014 года им было пройдено контрольное медицинское обследование, по результатам которого Антонову Д.В. дано заключение <данные изъяты>.
И в последующие призывные кампании ему неоднократно вручались повестки о необходимости его явки в ВК <адрес> и ТДНР для прохождения мероприятий связанных с призывом на военную службу. Таким образом, Антонову Д.В. было известно о том, что он является гражданином подлежащим призыву на военную службу.
Однако Антонов Д.В. в юридически значимые периоды уклонился от прохождения мероприятий связанных с призывом на военную службу, а именно с осени 2014 года по весеннюю призывную кампанию 2016 года.
Таким образом, согласно части 1.1 статьи 28 Закона № 53 (с изменениями и дополнениями от 02.07.2013 года № 170-ФЗ), при зачислении в запас граждан, не прошедших военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, призывная комиссия выносит заключение о признании гражданина не прошедшим военную службу по призыву.
При зачислении в запас граждан, согласно пункта 1 статьи 52 Закона № 53, не прошедших военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии по достижению ими возраста 27 лет, и в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 18 июля 2014 года № 495 выдается справка взамен военного билета, форма №/У.
Министерством обороны РФ, была разработана норма права принятая Федеральным законом №170-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части реализации мер по повышению престижа и привлекательности в/с по призыву», где в закон «О воинской обязанности и военной службе» внесены изменения, связанные с необходимостью отражения в документах воинского учета данных, о признании гр-на не прошедшим службу не имея на то законных оснований.
Данная норма распространяется, и вступила в свое действие с 01 января 2014 года. Под действие данной нормы попадают граждане, которым после 1 января 2014 года исполнилось 27 лет.
Изучив, личное дело административного истца Антонова Д.В. и принимая во внимание все обстоятельства и документы, которые подтверждают факт уклонения истцом от прохождения военной службы, а именно, проведенные розыскные мероприятия, неоднократные уведомления на рабочем месте, полученные истцом под личную подпись, врученные повестки, по которым призывник не являлся на прохождение медицинских и призывных комиссий.
Призывная комиссия на основании подпункта «а» пункта 1 статьи 22 и пункта 1 статьи 52 Федеральный закон от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ., приняла обоснованное решение, признав истца гражданином не прошедшим военную службу по призыву не имея на то законных оснований.
В обоснование доводов о незаконности решения призывной комиссии городов Черемхово и Свирск, Черемховского района Иркутской области Антоновым Д.В. указано, что по повесткам в военный комиссариат всегда являлся, медицинскую комиссию проходил и оснований считать, что он уклонялся от призыва на военную службу не имеется.
Данные утверждения административного истца суд находит несостоятельными, поскольку представленные суду документы подтверждают обратное.
При таких обстоятельствах правовых оснований для удовлетворения требований административного истца нет.
Кроме того, в силу ч. 1 ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Учитывая то обстоятельство, что оспариваемое решение призывной комиссии Иркутской области принято ДД.ММ.ГГГГ., в суд с настоящими требованиями административный истец обратился 31.12.2018г., суд полагает, что срок, предусмотренный ст. 219 КАС РФ, административным истцом пропущен.
При указанных обстоятельствах в удовлетворении административного искового заявления Антонова ДВ к призывной комиссии Муниципального образования «г.Свирск», ФКУ Военный комиссариат Иркутской области по г.Черемхово и г.Свирск Иркутской области о признании незаконным решения призывной комиссии, обязании выдать военный билет, надлежит отказать.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления Антонова ДВ к призывной комиссии Муниципального образования «г.Свирск», ФКУ Военный комиссариат Иркутской области по г.Черемхово и г.Свирск Иркутской области о признании незаконным решения призывной комиссии, обязании выдать военный билет – отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Иркутский областной суд путем подачи жалобы через Черемховский городской суд в течение одного месяца со дня вынесения решения.
Федеральный судья А.С. Тирская