ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 88-9602/2024
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Кемерово 21 мая 2024 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зайцевой Е.Н.
судей Татаринцевой Е.В., Шабаловой О.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело УИД22RS0051-01-2023-000390-56 по иску Управления Роспотребнадзора по Алтайскому краю к Администрации Тальменского района Алтайского края, Обществу с ограниченной ответственностью «Каскад» о возложении обязанности разработать проекты зон санитарной охраны в отношении используемых источников водоснабжения и водопровода питьевого назначения,
по кассационной жалобе Администрации Тальменского района Алтайского края на решение Тальменского районного суда Алтайского края от 15 сентября 2023 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 26 декабря 2023 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Зайцевой Е.Н.,
судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю (далее Управление Роспотребнадзора по Алтайскому краю) обратилось в суд с иском к администрации Тальменского района Алтайского края, обществу с ограниченной ответственностью «Каскад» об устранении нарушений водного и санитарно-эпидемиологического законодательства. Требования мотивированы тем, что в нарушение установленных требований ООО «Каскад», оказывающее на территории Тальменского района услуги по водоснабжению с использованием имущества на основании концессионного соглашения, находящегося в собственности администрации Тальменского района, не выполнило обязанности по разработке проекта зон санитарной охраны источника водоснабжения и водопровода питьевого назначения. Оказывая населению услуги по обеспечению питьевой водой, ООО «Каскад» обязано обеспечить качество поставляемой воды, ее безопасность для жизни, здоровья потребителей, их имущества. Невыполнением требований санитарного законодательства ООО «Каскад» нарушаются интересы неопределенного круга лиц. Разработка проектов зон санитарной охраны используемых ООО «Каскад» источников водоснабжения и расположенных на них объектов, получение на них санитарно-эпидемиологических заключений является обязанностью ООО «Каскад» и администрации Тальменского района Алтайского края, являющейся собственником объектов водоснабжения. Истец просил возложить обязанность на ООО «Каскад», администрацию Тальменского района Алтайского края разработать проекты зон санитарной охраны в отношении используемых источников водоснабжения и водопровода питьевого назначения и получить санитарно-эпидемиологические заключения на проекты зон санитарной охраны в установленном законом порядке в соответствии с требованиями п.1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» до 31 декабря 2023 г. с момента вступления решения в законную силу.
Решением Тальменского районного суда Алтайского края от 15 сентября 2023 г. исковые требования удовлетворены частично. На администрацию Тальменского района Алтайского края возложена обязанность разработать проекты зон санитарной охраны в отношении используемых источников водоснабжения и расположенных на них водопроводных сооружениях (перечислен список источников водоснабжения) и получить санитарно-эпидемиологические заключения на проекты зон санитарной охраны в установленном законом порядке в соответствии с требованиями п.1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения».
Установлен срок исполнения решения суда - в течение двенадцати месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 26 декабря 2023 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе глава района Администрации Тальменского района Алтайского края на решение Тальменского районного суда Алтайского края Щербаков И.А. просит судебные акты отменить. Указывает на нарушение судами норм материального права. Полагает, что возложения обязанности по выполнению требований санитарных норм по обустройству зон санитарной охраны только на муниципальное образование противоречит положениям ст.11, 19 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
На доводы кассационной жалобы от ООО «Каскад» поступили возражения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся.
В силу ч. 1 ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ) основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив дело в пределах доводов кассационной жалобы, в соответствии с ч.1 ст. 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений не находит.
Так, согласно ст. 43 Водного кодекса Российской Федерации, для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений.
Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
В соответствии с п. 1 ст. 55 Водного кодекса Российской Федерации, собственники водных объектов осуществляют мероприятия по охране водных объектов, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения вод, а также меры по ликвидации последствий указанных явлений. Охрана водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, осуществляется исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со ст. ст. 24 - 27 данного кодекса.
Согласно п. 1,3 ст. 18 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (ФЗ № 52), водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.
Использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.
В силу ст. 11 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний, осуществляющих федеральный государственный санитарно- эпидемиологический надзор должностных лиц.
Согласно ч. 2 ст. 23 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», органы местного самоуправления обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, на территории Тальменского района Алтайского края деятельность по водоснабжению осуществляет ООО «Каскад», используя объекты водоснабжения на основании концессионного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между муниципальным образованием Тальменский район Алтайского края в лице администрации Тальменского района Алтайского края. ООО «Каскад» и субъектом Российской Федерации (Алтайский край) в лице Губернатора Алтайского края.
ООО «Каскад» наделено статусом гарантирующей организации в сфере водоснабжения и водоотведения на территории Тальменского района на основании Постановления администрации Тальменского района № от ДД.ММ.ГГГГ
Проверкой Управления Роспотребнадзора по Алтайскому краю по вопросу соблюдения ООО «Каскад» санитарно-эпидемиологических требований к качеству питьевой воды, подаваемой населению Тальменского района, установлено, что ООО «Каскад» при обеспечении населения Тальменского района питьевой водой не соблюдает санитарно-гигиенические требования к качеству подаваемой населению питьевой воды, в отношении используемых объектов водоснабжения не разработаны проекты зон санитарной охраны, санитарно-эпидемиологические заключения по ним не получены.
Согласно сведениям ЕГРН, муниципальное образование Тальменский район Алтайского края является собственником спорных объектов водоснабжения и водоотведения, расположенных на территории Тальменского района Алтайского края.
Оценив представленные по делу доказательства в их совокупности, суд первой инстанции постановил обжалуемое решение, с которым согласился суд апелляционной инстанции об удовлетворении заявленных требований, возложении на администрацию Тальменского района как собственника имущества обязанности по устранению выявленных недостатков исполнения санитарного законодательства, поскольку администрацией как собственником объектов водоснабжения не приняты меры по разработке проектов зон санитарной защиты в отношении этих объектов, санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии водных объектов санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водных объектов не получены.
Судебная коллегия оснований для отмены обжалуемых судебных актов по доводам кассационной жалобы, направленным на переоценку выводов судов и собранных доказательств по делу, не находит.
Выводы судов основаны на верном толковании ст. ст. 11, 18, 19 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст. ст. 27, 43, 55 Водного кодекса Российской Федерации, Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения СанПиН 2.1.4.1110-02»,утвержденных Постановлением Главного государственного врача Российской Федерации от 14 марта 2002 г. № 10.
Доводы кассационной жалобы о том, что обязанность по выполнению санитарных норм по обустройству санитарной зоны необоснованно возложена на Администрацию Тельменского района, не принимаются судебной коллегией, оценивались судом апелляционной инстанции и были обоснованно отклонены.
Вопреки доводам кассационной жалобы, условиями концессионного соглашения обязанность по разработке проектов зон санитарной охраны и получении заключений на них на ООО «Каскад» не возложены.
Обязанность по разработке проектов зон санитарной охраны, получению санитарно-эпидемиологических заключений на разработанные проекты зон санитарной охраны источников водоснабжения, расположенных в зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения охватываются полномочиями муниципального образования Тальменский район, в соответствии с ч. 4 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч. 2 ст. 23 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».
Вопреки доводам кассационной жалобы о том, что администрация Тальменского района не располагает полномочиями собственника в отношении спорных объектов водоснабжения, судами установлено и не оспорено администрацией Тельменского района Алтайского края в рамках состязательного процесса в соответствии со ст.ст.56,59 Граждансокго процессуального кодекса Российской Федерации, что спорные объекты находятся в собственности муниципального образования Тальменский район, что подтверждается сведениями ЕГРН.
Как обоснованно указал суд кассационной инстанции, при заключении концессионного соглашения администрация Тальменского района также подтверждала наличие права собственности на спорные объекты водоснабжения выписками из ЕГРН (п. 2.2 соглашения).
В целом доводы кассационных жалоб направлены на переоценку выводов судов и собранных доказательств по делу.
При этом, согласно ч.3 ст. 390 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Выводы судов мотивированы, соответствуют обстоятельствам дела и закону. Нарушений норм материального, процессуального права не допущено. Оснований для отмены обжалуемых судебных актов по доводам кассационных жалоб, не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Тальменского районного суда Алтайского края от 15 сентября 2023 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 26 декабря 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации Тальменского района Алтайского края без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи