Решение по делу № 33-12393/2024 от 25.03.2024

Судья: Миронова Е.М. дело № 33-12393/2024 УИД 50RS0001-01-2023-005794-53

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Красногорск Московской области                             3 апреля 2024 года

Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:

председательствующего судьи Рыбкина М.И.,

судей Волковой Э.О., Петруниной М.В.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Артюшиной А.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-7527/2023 по иску Урман М.Б. к Министерству образования Московской области, Министерству образования РФ, Правительству Московской области, Министерству социального развития Московской области об оспаривании действий, обязании восстановить нарушенные права,

по апелляционной жалобе Урмана М.Б. на решение Балашихинского городского суда Московской области от 15 сентября 2023 года,

заслушав доклад судьи Волковой Э.О.,

УСТАНОВИЛА:

Урман М.Б. обратился в суд с иском к начальнику отдела предварительного рассмотрения обращений главного управления по надзору за исполнением федерального законодательства Генеральной прокуратуры РФ Шешуковой Е.В., начальнику отдела предварительного рассмотрения обращений главного управления по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры Московской области РФ Федоренко К.Н., заместителю начальника отдела предварительного рассмотрения обращений главного управления по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры Московской области РФ Русиной А.В., Министерству образования Московской области, Правительству Московской области, Министерству социального развития Московской области, начальнику управления защиты социальных и культурных аппарата УПЧ РФ Матвеевой Н.А., заместителю начальнику управления защиты социальных и культурных аппарата УПЧ РФ Волковой А.А., заместителю управления по надзору за соблюдением прав Генеральной прокуратуры РФ Фадееву Ю.И., Министерству образования РФ об оспаривании бездействия и действий должностных лиц, обязании восстановить нарушенные права.

В обоснование требований указал, что с 2016 года он лишен возможности пройти бесплатное среднее профессиональное образование, министерство образования Московской области, правительство Московской области, министерство образования РФ, Министерство социального развития Московской области систематически ему в этом препятствуют, о чем имеется ряд судебных решений. С учетом изложенного просил: признать незаконными действия генеральной прокуратуры РФ, выразившиеся в направлении его жалоб в прокуратуру Московской области; признать незаконным действия прокуратуры Московской области, выразившиеся в перенаправлении его жалоб в министерство социального развития Московской области; признать незаконным бездействие прокуратуры Московской области по не направлению ответов истцу в 2022-2023гг. о нарушении его конституционного права на получение бесплатного среднего профессионального образования; признать незаконным действия Министерства образования Московской области, министерства социального развития за счет населения Московской области, правительства Московской области в воспрепятствовании доступа Урману М.Б. к бесплатному среднему профессиональному образованию в 2022-2023г.; обязать министерство образования Московской области, правительство Московской области, Министерство образования РФ разъяснить Урману М.Б. какие конкретно действия он должен совершить для решения вопроса о зачислении его на обучение на счет бюджетных ассигнований с учетом имеющегося среднего аттестата и установленных министерством цифр КЦП; обязать Министерство социального развития за счет населения Московской области, Министерство образования Московской области, правительство Московской области, министерство образования РФ, организовать Урману М.Б. в 2023 получение бесплатного среднего профессионального образования; освободить его от уплаты государственной пошлины в связи с тяжелым материальным положением; истребовать из УПЧ Московской области, УПЧ РФ переписку с Урманом М.Б. за период с 2022 года по настоящее время, истребовать из прокуратуры Московской области ответы на жалобы Урмана М.Б. перенаправленные генеральной прокуратурой РФ в прокуратуру Московской области за период с 2022 по настоящее время; признать незаконным действия начальника управления Шашуковой Е.В., выразившиеся в указании на обжалование в судебном порядке действий должностных лиц аппарата УПЧ РФ.

В судебное заседание стороны не явились, извещались надлежащим образом.

Решением Балашихинского городского суда Московской области от 15 сентября 2023 года истцу в удовлетворении заявленных требований отказано.

В апелляционной жалобе истец ставит вопрос об отмене постановленного решения как незаконного и необоснованного.

В заседание судебной коллегии стороны не явились, извещались надлежащим образом.

Судебная коллегия, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда.

В силу ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии со статьей 1 Закона Московской области от 02.11.2005 № 230/2005-03 «О Правительстве Московской области» Правительство Московской области является высшим постоянно действующим коллегиальным исполнительным органом государственной власти Московской области, наделенным общей компетенцией.

В соответствии с Положением о Министерстве образования Московской области, утвержденным постановлением Правительства Московской области от 07.02.2014 № 41/2, Министерство образования Московской области является центральным исполнительным органом Московской области специальной компетенции, осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность на территории Московской области в сфере образования, проводящим государственную политику, осуществляющим управление и координацию деятельности в указанной сфере иных центральных исполнительных органов Московской области, государственных органов Московской области и государственных организаций Московской области, образованных для реализации отдельных функций государственного управления Московской областью.

Учитывая вышеуказанные нормы права, а также сведения Единого государственного реестра юридических лиц, Правительство Московской области и Министерство образования Московской области являются самостоятельными государственными органами.

Общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечение государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и создания условий для реализации права на образование регулируются Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 273-ФЗ).

Федеральный закон №273-Ф3 устанавливает правовые, организационные и экономические основы образования в Российской Федерации, основные принципы государственной политики Российской Федерации в сфере образования, общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности, определяет правовое положение участников отношений в сфере образования.

В соответствии с частью 3 статьи 5 Федерального закона № 273-ФЗ в Российской Федерации гарантируется общедоступность и бесплатность среднего профессионального образования.

Частью 4 статьи 68 Закона № 273-ФЗ установлено, что в случае, если численность поступающих на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования превышает количество мест, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской федерации и местных бюджетов, образовательной организацией при приеме на обучение учитываются результаты освоения поступающими образовательной программы основного общего или среднего общего образования, указанные в представленных поступающими документах об образовании и (или) документах об образовании и о квалификации.

При этом в соответствии с частью 1 статьи 100 Федерального закона № 273-ФЗ число обучающихся по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов определяется на основе контрольных цифр приема на обучение по профессиям, специальностям и направлениям подготовки за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов (далее - контрольные цифры приема).

Частью 4 статьи 100 Федерального закона № 273-ФЗ закреплено, что порядок установления организациям, осуществляющим образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, контрольных цифр приема за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации утверждается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Контрольные цифры приема по образовательным программам среднего профессионального образования за счет средств бюджета Московской области по профессиям и специальностям распределяются Министерством в соответствии с Порядком установления организациям, осуществляющим образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального и высшего образования и по не имеющим государственной аккредитации образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, контрольных цифр приема по профессиям, специальностями направлениям подготовки и (или) укрупненным группам профессий, специальностей и направлений подготовки для обучения за счет бюджетных ассигнований бюджета Московской области, утвержденным приказом министра образования Московской области от 06.03.2015 № 1097 «Об Утверждении порядка установления организациям, осуществляющим образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального и высшего образования и по не имеющим государственной аккредитации образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, контрольных цифр приема по профессиям, специальностям и направлениям подготовки и (или) укрупненным группам профессий, специальностей и направлений подготовки для обучения за счет бюджетных ассигнований бюджета Московской области».

Приказом Министерства от 17.06.2019 № 2014 «Об утвержден государственным образовательным организациям высшего образования и профессиональным образовательным организациям Московской области подведомственным Министерству образования Московской области контрольных цифр приема граждан по направлениям подготовки обучения за счет бюджетных ассигнований бюджета Московской области в 2020/2021 учебном году», приказом министра образования Московской области от 08.05.2020 № ПР-394 «Об утверждении государственным образовательным организациям высшего образования и профессиональным образовательным организациям Московской области, подведомственным Министерству образования Московской области, контрольных цифр приема граждан по направлениям подготовки для обучения за счет бюджетных ассигнований бюджета Московской области в 2021/2022 учебном году» установлены контрольные цифры приема на 2020/2021, 2021/2022 учебные годы. Контрольные цифры приема на бюджетные места по профессиям и специальностям среднего профессионального образования формируются в соответствии с кадровыми потребностями предприятий и организаций Московской области, которые формируются в Информационно-аналитической системе «Кадры Подмосковья».

Во всех образовательных организациях, подведомственных Министерству и осуществляющих обучение, установлены государственные образовательные стандарты, образовательные программы (профессии и специальности), а также порядок поступления и условия обучения.

В образовательных организациях, подведомственных Министерству, предусмотрено назначение специалиста, ответственного за сопровождение абитуриентов из числа лиц с ОВЗ и инвалидностью на этапе поступления в образовательную организацию, утверждены положения по разработке и реализации адаптированных образовательных программ среднего профессионального образования.

Согласно приказу Минтруда России от 27.08.2019 № 585н «О классификациях и критериях, используемых при осуществлении Медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственным учреждениями медико-социальной экспертизы» способность к обучению - это способность к целенаправленному процессу организации деятельности по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности (в том числе профессионального, социального, культурного, бытового характера) развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию мотивации получения образования в течение всей жизни.

В соответствии с положениями Приказа Минтруда при установлении ограничений к способности к обучению в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, создаются специальные условия (при необходимости) для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, в том числе обучение с применением (при необходимости) специальных технических средств обучения.

В соответствии с частью 4 статьи 68 Федерального закона № 273-ФЗ, прием на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования за счет бюджетных ассигнований является общедоступным, если иное не предусмотрено настоящей частью. В случае, если численность поступающих превышает количество мест, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет бюджетных ассигнований, образовательная организация в соответствии с порядком приема, установленным в соответствии с частью 8 статьи 55 Федерального закона № 273-ФЗ, учитывает результаты освоения поступающими образовательной программы основного общего или среднего общего образования, указанные в представленных поступающими документах об образовании и (или) документах об образовании и о квалификации, результаты индивидуальных достижений, сведения о которых поступающий вправе представить при приеме, а также наличие договора о целевом обучении с организациями, указанными в части 1 статьи 71.1 настоящего Федерального закона.

Названной нормой предусмотрено, что при превышении численности поступающих количеству «бюджетных мест», образовательное учреждение вправе выбрать из числа абитуриентов лучших, учитывая результаты освоения поступающими общеобразовательной программы, результаты индивидуальных достижений и иное.

Иного порядка при этом для определения поступающих «на бюджет» законом не предусмотрено, что совершенно не означает, что отсутствует поддержка инвалидов. Таким лицам, при соответствии их высоким требованиям для поступающего на конкретную специальность в конкретное учебное заведение, гарантировано при осуществлении обучения реализация статьи 79 Федерального закона № 273-ФЗ (право на адаптацию учебной программы, обеспечение бесплатного питания, право на бесплатные учебники и т.д.).

Как установлено судом и следует из материалов дела, апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 28.01.2019 по делу № 33а-1229/2019 отменено решение Тверского районного суда города Москвы от 05.06.2018 по делу № 2а-146/2018 и постановлено новое решение, которым признаны незаконными действия Министерства образования Московской области, связанные с обеспечением права Урмана М.Б. на получение среднего профессионального образования, возложив на данный орган исполнительной власти обязанность обеспечить указанное право в соответствии с адаптированными образовательными программами и с учетом индивидуальной программы реабилитации; в остальной части административного иска отказано.

Апелляционным определением по делу №33а-1229/2019 в удовлетворении требований к Правительству Российской Федерации, Министерству просвещения Российской Федерации, Губернатору Московской области, Правительству Московской области отказано. Апелляционное определение по делу № 33а-1229/2019 содержит вывод о том, что имеющееся правовое регулирование подтверждает, что Правительством Российской Федерации, Министерством просвещения Российской Федерации, Губернатором Московской области, Правительством Московской области создаются организационные условия для исполнения Министерством образования Московской области своих обязанностей в отношении соблюдения прав Урмана М.Б.

Решением Мещанского районного суда города Москвы от 17.05.2021 по делу №2а-261/2021, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 03.11.2021 года по делу № 33а-5130/2021 и кассационным определением судебной коллегии по административным делам Второго кассационного суда обшей юрисдикции от 01.06.2022 по делу № 88а-10620/2022, отказано в удовлетворении требований Урмана М.Б. о признании незаконным бездействие Министерства просвещения Российской Федерации, Правительства Московской области, Министерства образования Московской области, прокуратуры Московской области, выразившееся в отказе организовать бесплатное среднее профессиональное обучение по специальностям «право и организация социального обеспечения», «медицинская оптика», «товароведение», обязании административных ответчиков принять меры к восстановлению нарушенных прав Урмана М.Б. на получение бесплатного среднего профессионального образования, организовать получение Урмана М.Б. бесплатного среднего профессионального образования с учетом его профессионального выбора, вынесении в адрес Министерства просвещения Российской Федерации, Правительства Московской области, Министерства образования Московской области, Рособрнадзора, Московской областной Думы, Государственной Думы Российской Федерации, Прокуратуры Московской области, Балашихинской городской прокуратуры, ГАПОУ ПК «Энергия», Уполномоченного по правам человека в Московской области, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, Совета Федерации частного определения.

Отказывая в удовлетворении требований истца суды, исходили из того, что на данные органы, а также на прокуратуру Московской области обязанность по реализации права на обеспечение образования не возложена. При этом были отклонены доводы Урмана М.Б. к Министерству образования Московской области в отсутствие бездействия последнего, поскольку в материалы дела были представлены доказательства того, что в рамках обеспечения права Урмана М.Б. на получение среднего профессионального образования Министерством образования Московской области рассмотрена программа индивидуальной реабилитации или абилитации инвалида к протоколу проведения медико-социальной экспертизы гражданина, с учетом которой в адрес истца направлен перечень рекомендуемых специальностей/профессий образовательных организаций, осуществляющих обучение по программам среднего профессионального образования, который учитывал низкий аттестационный балл, разъяснялось, что в приемных комиссиях определяется специалист, ответственный за сопровождение абитуриентов из числа лиц с ограниченными возможностями и инвалидностью; Министерством образования Московской области были предложены специальности, которые доступны административному истцу.

Судами были учтены те обстоятельства, что организационной гарантией права на образование выступает сама система образования - федеральные государственные образовательные стандарты, образовательные программы, наличие необходимого количества организаций, осуществляющих образовательную деятельность, педагогических работников, а также органов, осуществляющих управление в сфере образования, оценку качества образования, обеспечение образовательной деятельности.

В рамках обеспечения права Урмана М.Б. на получение среднего профессионального образования Министерством рассмотрена программа индивидуальной реабилитации или абилитации инвалида <данные изъяты> к протоколу проведения медико-социальной экспертизы гражданина от <данные изъяты>

Данная процедура проводилась в рамках исполнения апелляционного определения Московского городского суда от 28.01.2019 года. Данным определением Мосгорсуд обязал Министерство обеспечить право Урмана М.Б. на получение среднего профессионального образования в соответствии с адаптированными программами и с учетом индивидуальной программы реабилитации.

В рамках исполнения решения Мосгорсуда и в соответствии с содержанием определения Мосгорсуда Министерством создана комиссия (приказ Министерства от 04.04.2019 <данные изъяты>) по вопросу обеспечения права Урмана М.Б. на получение среднего профессионального образования).

Для всестороннего и объективного рассмотрения всех вариантов и возможностей обеспечения права на получение среднего профессионального образования в соответствии с адаптированными образовательными программами и с учетом индивидуальной программы реабилитации Министерством направлен запрос Урману М.Б. на представление документов (письмо от <данные изъяты> <данные изъяты>). Копии запрашиваемых документов были направлены в Министерство письмом от <данные изъяты>

<данные изъяты> состоялось заседание комиссии (протокол от <данные изъяты>). В связи с отсутствием Урмана М.Б. на заседании, комиссией принято решение о повторном приглашении Урмана М.Б. на заседание (письмо от <данные изъяты> года <данные изъяты>

31.05.2019 года состоялось повторное заседание комиссии (протокол от <данные изъяты>). Урман М.Б. не явился. Комиссией рассмотрена ИПР.

Согласно ИПР Урман М.Б. является инвалидом третьей группы по причине общего заболевания. Группа инвалидности установлена бессрочно.

Согласно показаниям к проведению реабилитационных или абилитационных мероприятий Урману М.Б. установлены ограничения к нескольким основным категориям жизнедеятельности, а именно: первая степень ограничения к способности к самообслуживанию; первая степень ограничения к трудовой деятельности.

Ограничения к способности к передвижению, способности к ориентации, способности к общению, способности к обучению и способности к контролю за своим поведением отсутствуют.

На основании апелляционного определения Мосгорсуда судебным приставом-исполнителем Главного управления службы судебных приставов по Московской области было возбуждено исполнительное производство.

Данное исполнительное производство <данные изъяты> было окончено ввиду того, что требования исполнительного документа выполнены Министерством в полном объеме

Первый кассационный суд общей юрисдикции в определении от <данные изъяты>, вынесенном в рамках дела № 88-8145/2021, указал, что органами государственной власти (Министерство) и организациями, осуществляющими образовательную деятельность, созданы условия для реализации Урманом М.Б. права на получение среднего профессионального образования.

Все обращения Урмана М.Б. рассмотрены Министерством образования и Министерством социального развития МО в сроки и порядке, установленном Федеральным законом от <данные изъяты> № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что учитывая ИПР Урмана М.Б., необходимость создания специальных условий для получения среднего профессионального образования Урманом М.Б. отсутствует. Кроме того, попытка вывести дополнительную льготу на поступление в колледжи и техникумы не по правилам статьи 68 Федерального закона № 273-ФЗ не основана на законе. Необходимо учитывать правило толкований законов о льготах, согласно которому любые исключения из общего правила не закон по аналогии. В этой связи, льготы предоставляемы инвалидам, как исключение из общего правила, не подлежат расширительному толкованию, а следовательно, отсутствует возможность «усмотреть» дополнительное право, если таковое не предусмотрено законом. Письменные обращения истца рассмотрены в установленные законом порядке и сроки уполномоченным лицом по существу поставленных в них вопросов с направлением мотивированных ответов, что подтверждается представленными документами, при этом несогласие заявителя Урмана М.Б. по результатам его обращений, не может свидетельствовать о нарушении прав заявителя, незаконности принятых решений, либо нарушении действующего законодательства, а потому в удовлетворении требований отказал.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, находит их законными и обоснованными, как соответствующие нормам материального и процессуального права.

Так, в целях устранения барьеров перед инвалидами по получению образования, в том числе и среднему профессиональному, устанавливаются дополнительные гарантии, однако, такие гарантии не представляют собой безграничное право.

Смешение понятий «поддержка инвалидов в сфере образования» и «обучение по программам среднего специального образования» не допустимо, так как первая из названных категорий касается только создания предпосылок для реализации прав инвалидов на получение образования наравне с другими лицами, при условии, что инвалид по своим личным качествам способен пройти программу обучения и соответствует по способностям избираемой профессии и уровню подготовки в учебном заведении.

Урманом М.Б. было реализовано в 2023 году право на подачу документов для получения среднего профессионального образования на конкурсной основе в порядке, установленном действующим законодательством, в отношении конкретных специальностей, оснований для зачисления его на соответствующие специальности, как следует из материалов дела, не имелось, на иные специальности он документов не подавал.

В рамках поданных обращений ответы Урману М.Б. были даны, обращения с вышеуказанной просьбой от его имени к ответчикам не поступало. Кроме того, в полномочия ответчиков не входит обязанность разъяснения совершения конкретных действий, о которых указывает в поданном иске истец.

Доводы апелляционной жалобы истца дублируют доводы искового заявления, направлены на переоценку судом представленных по делу доказательств, являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции, были всесторонне рассмотрены судом первой инстанции, не опровергают правильность выводов суда, с которыми согласилась судебная коллегия, в связи с чем, не могут служить основанием к отмене постановленного по делу решения.

Таким образом, судом первой инстанции правильно определены юридически значимые обстоятельства по делу, дана надлежащая оценка представленным доказательствам, спор разрешен с соблюдением требований материального и процессуального законодательства и оснований для отмены решения суда не усматривается.

Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Балашихинского городского суда Московской области от 15 сентября 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Урмана М. Б. – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

33-12393/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Урман Марк Борисович
Ответчики
Министерство образования Московской области
Министерство социального развития Московской области
Правительство Московской области
Министерство образования РФ
Другие
УПЧ РФ
Суд
Московский областной суд
Судья
Волкова Эка Отаровна
Дело на сайте суда
oblsud.mo.sudrf.ru
03.04.2024Судебное заседание
19.04.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.04.2024Передано в экспедицию
03.04.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее