ВОЛГОГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
(УИД 34RS0001-01-2024-001673-28)
от 13 ноября 2024 года по делу № 33-11585/2024
Судья Кузнецова М.В. г.Волгоград
13 ноября 2024 года судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего Станковой Е.А.,
судей Колгановой В.М. и Марчукова А.В.,
при секретаре Антюфеевой Т.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело №2-1401/2024 по исковому заявлению Козырева Павла Михайловича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Волгоградской области о признании решения незаконным, возложении обязанности,
по апелляционной жалобе Козырева Павла Михайловича
на решение Ворошиловского районного суда г.Волгограда от 18 июня 2024 года, которым истцу было отказано в удовлетворении исковых требований.
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суд Колгановой В.М., выслушав лиц, участвующих в деле, судебная коллегия
установила:
Козырев П.М. обратился в суд с иском к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области (далее – ОСФР по Волгоградской области) о признании решения незаконным, возложении обязанности.
Требования мотивированы тем, что он обратился в ОСФР по Волгоградской области с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии, в связи с наличием длительного страхового стажа.
Решением ОСФР по Волгоградской области от 1 марта 2024 года Козыреву П.М. отказано в назначении досрочной пенсии по старости, в связи с отсутствием необходимой продолжительности страхового стажа.
Ссылаясь на незаконность оспариваемого решения, истец просил суд признать незаконным решения ОСФР по Волгоградской области № 9320/24 от 1 марта 2024 года обязать ОСФР по Волгоградской области включить в страховой стаж периоды работы с период работы с 1 сентября 1995 года по 20 декабря 1999 года, назначить истцу пенсию по старости с даты определения права – с 29 января 2024 года, взыскать расходы по оплате юридических услуг в размере 50 000 рублей.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Козырева Павла Михайловича ставится вопрос об отмене решения суда ввиду его незаконности, принятии по делу нового решения об удовлетворении требований в части зачета в специальный стаж периода работы с 1 сентября 1995 года по 20 декабря 1999 года и назначения пенсии с 29 января 2024 года.
Проверив материалы дела, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, в соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ст. 8 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (в редакции на момент обращения истца с заявлением 17.08.2018) Право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Козырев П.М., 29 января 1962 года рождения, достиг возраста 62 лет (на дату подачи искового заявления).
5 апреля 2000 года Козырев П.М. зарегистрирован в системе персонифицированного учета.
10 января 2024 года Козырев П.М. обратился в ОСФР по Волгоградской области с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с ч. 1.2 ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением ОСФР по Волгоградской области № 9320/24 от 1 марта 2024 года Козыреву П.М. отказано в назначении страховой пенсии по старости, поскольку его страховой стаж на момент обращения составил 38 лет 06 месяцев 21 день, что недостаточно для назначения страховой пенсии по указанным основаниям, при требуемом стаже 42 года.
В страховой стаж Козырева П.М. не были включены следующие периоды:
- с 1 сентября 1977 года по 31 мая 1979 года, с 13 июня 1979 года по 30 июня 1979 года, с 16 июля 1979 года по 31 июля 1979 года, с 29 августа 1979 года по 31 мая 1980 года, с 10 июня 1980 года по 30 июня 1980 года, с 12 июля 1980 года по 31 июля 1980 года, с 22 августа 1980 года по 31 августа 1980 года, с 12 сентября 1980 года по 30 сентября 1980 года, с 25 октября 1980 года по 31 октября 1980 года, с 24 ноября 1980 года по 26 февраля 1981 года – период обучения в Серафимовичском техникуме механизации сельского хозяйства, поскольку данные периоды не предусмотрены закрытым перечнем периодов, подлежащих включению в страховой стаж по правилам ч.1.2 ст. 8 Закона № 400-ФЗ;
- с 1 сентября 1995 года по 20 декабря 1999 года – период работы в МП «Киквидзенское бюро технической инвентаризации и приватизации жилья Волгоградской области», поскольку согласно акту документальной проверки № 2 от 21 февраля 2024 года в расчетно-платежных ведомостях Козырев П.М. не значится, сведения о начислении или уплате страховых взносов в Фонд пенсионного и социального страхования РФ. Кроме того, приказ об увольнении № 5 от 20 декабря 1999 года, указанный в трудовой книжке истца, в архивных документах не обнаружен, а в приказе № 5 от 10 марта 2000 года не содержится информация об увольнении Козырева П.М.
Приходя к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований в части включения в страховой стаж истца спорного периода с 1 сентября 1995 года по 20 декабря 1999 года, руководствуясь положениями Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», Федерального закона от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года № 1015, установив, что согласно записям в трудовой книжке истец работал в спорные периоды в МП «Киквидзенское бюро технической инвентаризации и приватизации жилья Волгоградской области», суд пришел к выводу, что данный период не подлежат включению в страховой стаж, поскольку отсутствуют сведения об уплате страховых взносов за указанный период.
Суд апелляционной инстанции не соглашается с выводами суда об отсутствии оснований для включения спорного периода работы в страховой стаж для назначения пенсии в соответствии с п. 1.2 ст. 8 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», исходя из следующего.
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1). Законодатель, обеспечивая конституционное право каждого на получение пенсии, вправе, как это вытекает из статьи 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации, определять механизм его реализации, включая закрепление в законе правовых оснований назначения пенсий, их размеров, правил подсчета страхового стажа, особенностей приобретения права на пенсию отдельными категориями граждан.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона № 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону). Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа.
Вступившим в силу с 1 января 2019 года Федеральным законом от 3 октября 2018 года № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» предусмотрено поэтапное повышение на 5 лет общеустановленного пенсионного возраста до 65 лет для мужчин, по достижении которого при наличии требуемого страхового стажа не менее 15 лет и индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 может быть назначена страховая пенсия по старости на общих основаниях.
В силу приложения № 6 к Федеральному закону № 400-ФЗ при достижении в 2021 г. возраста, установленного ч. 1.1 ст. 8 названного закона, право на страховую пенсию возникает не ранее, чем через 26 месяцев с момента достижения указанного возраста.
Реализуя указанные полномочия, законодатель в части 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» предусмотрел, что лицам, имеющим страховой стаж не менее 42 и 37 лет (соответственно мужчины и женщины), страховая пенсия по старости может назначаться на 24 месяца ранее достижения возраста, предусмотренного частями 1 и 11 настоящей статьи, но не ранее достижения возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), а также в части 9 статьи 13 данного Федерального закона закрепил особый порядок исчисления продолжительности такого страхового стажа.
В силу ч. 9 ст. 13 Федерального закона № 400-ФЗ при исчислении страхового стажа лиц, указанных в части 1.2 статьи 8 настоящего Федерального закона, в целях определения их права на страховую пенсию по старости в страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные частью 1 статьи 11 настоящего Федерального закона, а также периоды, предусмотренные пунктом 2 части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона. При этом указанные периоды включаются (засчитываются) без применения положений части 8 настоящей статьи, согласно которой при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
В соответствии с ч. 1 ст. 11 и п. 2 ч. 1 ст. 12 Федерального закона № 400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, а также периоды получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности.
Согласно части 2 статьи 14 Федерального закона «О страховых пенсиях» при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 данного закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Пунктом 43 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Статьей 3 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» установлено, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются создание условий для назначения страховых и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении.
В соответствии со статьями 8, 11 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» страхователи представляют о каждом работающем у них застрахованном лице в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения для индивидуального (персонифицированного) учета, в том числе сведения о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, а также документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости. Указанные сведения представляются на основании первичных сведений кадрового и бухгалтерского учета.
Исходя из положений статьи 28 Федерального закона «О страховых пенсиях» работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
В пункте 3 статьи 11 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» определено, что при ликвидации страхователя - юридического лица (прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя) в случае применения процедуры банкротства указанные сведения представляются до представления в арбитражный суд отчета конкурсного управляющего о результатах проведения конкурсного производства в соответствии с Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)».
Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года № 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.
Согласно пункту 11 данных Правил документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 года № 258н «Об утверждении порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости» подтверждению подлежат, в частности, периоды работы с тяжелыми условиями труда.
Согласно частью 1 статьи 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Исходя из изложенного, по общему правилу периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (например архивными данными, справками работодателя, уточняющими занятость работника в соответствующих должностях и учреждениях, которые засчитываются в специальный стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости). Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. При этом работодатели несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, а также несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
В силу подпункта 2 пункта 2 статьи 14 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 67-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, а также вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный бюджет.
При отсутствии в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, их противоречивости, оспаривания достоверности таких сведений гражданином, претендующим на досрочное назначение страховой пенсии по старости, выполнение им такой работы и, как следствие, недостоверность сведений индивидуального (персонифицированного) учета могут быть подтверждены в судебном порядке путем представления гражданином письменных доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации об относимости и допустимости доказательств.
В трудовой книжке серии АТ-II №1537907 на имя Козырева П.М. имеется запись о том, что в период с 15 мая 1992 года по 20 декабря 1999 года он работал в администрации Киквидзенского района в должности техника измерителя (л.д.23-24).
Аналогичные сведения содержатся в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица Козырева П.М..
Архивными справками Администрации Киквидзенского муниципального района от 17 ноября 2023 года от 14 февраля 2024 года подтверждается факт работы Козырева П.М. в МУ «Киквидзенское бюро технической инвентаризации и приватизации», реорганизованное в последующем в МУ «Киквидзенское бюро технической инвентаризации и приватизации жилья Волгоградской области» (л.д. 59-60).
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 10 июля 2007 года № 9-П, обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, за счет которых финансируется страховая и накопительная части трудовой пенсии, в Пенсионный фонд Российской Федерации в пользу граждан, работающих по трудовому договору, как лиц, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование, Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» возлагается на страхователя (работодателя), который обязан своевременно и в полном объеме производить соответствующие платежи.
Неуплата страхователем в установленный срок или уплата не в полном объеме страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в пользу работающих у него по трудовому договору застрахованных лиц в силу природы и предназначения обязательного пенсионного страхования, необходимости обеспечения прав этих лиц не должна препятствовать реализации ими права своевременно и в полном объеме получить трудовую пенсию. Соответствующие взносы должны быть уплачены, а их уплата - исходя из публично-правового характера отношений между государством и Пенсионным фондом Российской Федерации и особенностей отношений между государством, страхователями и застрахованными лицами - должна быть обеспечена, в том числе в порядке принудительного взыскания. В противном случае искажалось бы существо обязанности государства по гарантированию права застрахованных лиц на трудовую пенсию.
Между тем, установив такой механизм определения права на трудовую пенсию по обязательному пенсионному страхованию, при котором приобретение страхового стажа и формирование расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, по существу, зависят от исполнения страхователем (работодателем) обязанности по уплате страховых взносов и от эффективности действий налоговых органов и страховщика, федеральный законодатель не предусмотрел в рамках данного механизма достаточные гарантии обеспечения прав застрахованных лиц на случай неуплаты страхователем страховых взносов или уплаты их не в полном объеме. В результате в страховой стаж граждан, надлежащим образом выполнявших работу по трудовому договору и в силу закона признанных застрахованными лицами, не засчитываются периоды работы, за которые страховые взносы начислялись, но не уплачивались.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 29 января 2004 года № 2-П, принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, в том числе права на социальное обеспечение (в частности, пенсионное обеспечение), по смыслу статей 1, 2, 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения. Это необходимо для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты.
Придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями статей 1 (часть 1), 2, 18, 54 (часть 1), 55 (часть 2) и 57 Конституции Российской Федерации, поскольку, по смыслу указанных конституционных положений, изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства.
В названном постановлении Конституционный Суд Российской Федерации отметил, что вносимые законодателем изменения не должны приводить к снижению уровня пенсионного обеспечения граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования. У таких граждан сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
Пунктом 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» предусмотрено, что согласно пункту 1 статьи 9 Федерального закона от 16 июля 1999 года № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» лица, работающие по трудовому договору, подлежат обязательному социальному страхованию (включая пенсионное) с момента заключения трудового договора с работодателем. Уплата страховых взносов является обязанностью каждого работодателя как субъекта отношения по обязательному социальному страхованию (статьи 1 и 22 Трудового кодекса Российской Федерации). Невыполнение этой обязанности не может служить основанием для того, чтобы не включать периоды работы, за которые не были уплачены полностью или в части страховые взносы, в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию.
Факт отсутствия данных персонифицированного учета при наличии соответствующих записей в трудовой книжке не может являться безусловным основанием, для отказа включить периоды трудовой деятельности истца в страховой стаж.
Судебная коллегия приходит к выводу, что отсутствие сведений на лицевом счете истца о производимых отчислениях в спорный период само по себе не может повлечь нарушение пенсионных прав истца. Поскольку истцом представлены документы, подтверждающие факт работы в спорные периоды, таковые периоды подлежат включению в страховой стаж истца.
Руководствуясь Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 года № 2-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», судебная коллегия исходит из того, что поскольку спорные периоды работы имели место до 1 января 2002 года, то есть до вступления в законную силу Федерального закона 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а Положение о порядке подтверждения трудового стажа для назначений пенсий в РСФСР, утвержденное Приказом Минсоцобеспечения РСФСР от 4 октября 1991 года № 190, не содержало требования о подтверждении факта уплаты страховых взносов за периоды осуществления трудовой деятельности, с учетом того, что истцом доказан факта работы с 1 сентября 1995 года по 20 декабря 2024 года в МУ «Киквидзенское бюро технической инвентаризации и приватизации», то требования истца о возложении на пенсионный орган обязанности включить в страховой стаж спорных периодов работы являются обоснованными, в связи с чем решение суда в указанной части подлежит отмене с вынесением нового решения об удовлетворении требований в оспариваемой части.
При этом, судебная коллегия полагает, что не имеет правового значения отсутствие доказательств того, что в спорный период времени истцу не начислялась заработная плата, поскольку в соответствии с пункта 1.1 Положения о порядке подтверждения трудового стажа для назначений пенсий в РСФСР, утвержденного Приказом Минсоцобеспечения РСФСР от 4 октября 1991 года № 190, основным документом, подтверждающим стаж работы, является трудовая книжка. Трудовая книжка Козырева П.М. содержит записи о спорных периодах его трудовой деятельности, а период до 15 мая 1992 года по 31 августа 1995 года включен ответчиком в страховой стаж истца бесспорно.
Судебная коллегия приходит к выводу, что истец имеет право на назначение пенсии в соответствии с пунктом 1.2 части 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», поскольку с учетом включения спорных периодов, размер его страхового стажа составит более 42 лет, что является достаточным для назначения пенсии по ч. 1.2 ст. 8 Федерального закона; 400-ФЗ с даты подачи заявления с 29 января 2024 года, в связи с чем в данной части требования истца также подлежали удовлетворению.
Подлежит отклонению довод стороны истца в суде первой инстанции, о том, что сведения о периодах работы внесены в трудовую книжку с нарушением Постановления СМ СССР, ВЦСПС от 6 сентября 1973 года № 656 «О трудовых книжках рабочих и служащих», при этом дополнительных документов, подтверждающих факт работы, не представлены, поскольку нарушение правил оформления трудовой книжки не зависит от воли истца и не является его виной, не может являться основанием для отказа в назначении пенсии, так как неправильное оформление работодателем трудовой книжки не должно ущемлять прав и законных интересов истца.
Согласно ч. 1 ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.
Истец просил суд расходы на оплату услуг представителя в размере 50 000 рублей.
Факт оказания услуг представителем истцу подтверждается материалами дела, а именно, договором об оказание юридических услуг в соответствии с которым стоимость услуг составила 50 000 рублей (л.д.101-103)
Закрепляя правило о возмещении стороне понесенных расходов на оплату услуг представителя, процессуальный закон исходит из разумности таких расходов (статья 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Разумными следует считать такие расходы на оплату услуг представителя, которые при сравнимых обстоятельствах обычно взимаются за аналогичные услуги. При определении разумности могут учитываться объем заявленных требований, цена иска, сложность дела, объем оказанных представителем услуг, время, необходимое на подготовку им процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела и другие обстоятельств (пункт 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2016 года № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела».).
Для установления разумности рассматриваемых судебных расходов судебная коллегия оценивает их соразмерность применительно к условиям договора на оказание услуг и характера услуг, оказанных в рамках этого договора, их необходимости и разумности для целей восстановления нарушенного права.
Судебная коллегия принимает во внимание объем оказанной представителем юридической помощи (подготовка искового заявления, иных процессуальных документов, участие представителя в судебном заседании в суде первой инстанции), характер спора, сложность дела, длительность его рассмотрения судом, мотивированные возражения ответчика относительно заявленной суммы судебных расходов, учитывая требования разумности и справедливости, суд полагает, что разумными в данном случае и подлежащими взысканию являются понесенные расходы в размере 20 000 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Ворошиловского районного суда г.Волгограда 18 июня 2024 года отменить и постановить по делу новое решение.
Признать незаконным решение № 9320 от 1 марта 2024 год Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Волгоградской области об отказе Козыреву Павлу Михайловичу во включении в страховой стаж периода работы с 1 сентября 1995 года по 20 декабря 1999 года.
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Волгоградской области в страховой стаж Козыреву Павлу Михайловичу период работы с 1 сентября 1995 года по 20 декабря 1999 года для назначения страховой пенсии по старости в соответствии с ч.1.2 ст. 8 Закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Назначить Козыреву Павлу Михайловичу страховую пенсию с 29 января 2024 года.
Взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Волгоградской области в пользу Козырева Павла Михайловича расходы на оплату услуг представителя в размере 20 000 рублей, отказав в остальной части иска.
Мотивированный текст апелляционного определения изготовлен 18 ноября 2024 года.
Председательствующий -
Судьи -