Дело № 2а-2-1268/2021

УИД 18RS0011-01-2021-002115-76

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

пос. Яр УР                                                    31 мая 2021 года

Глазовский районный суд Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи Кротовой Е. В.,

при секретаре Веретенниковой Н. В.,

с участием административного истца помощника прокурора Ярского района УР Семакиной Е. С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление прокурора Ярского района УР в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Муниципального образования «Еловское» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности по постановке объекта культурного наследия на учет в качестве бесхозяйного,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Ярского района УР в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к Администрации муниципального образования «Еловское» (далее по тексту – Администрация МО «Еловское») о признании бездействия незаконным, возложении обязанности по постановке объекта культурного наследия на учет в качестве бесхозяйного.

Исковые требования прокурор мотивировал тем, что прокуратурой района в ходе проверки выявлен объект культурного наследия, обладающий признаками бесхозяйного имущества, находящийся на территории МО «Еловское».

<данные изъяты>) постановлением Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 года № 1327 прил.2 «О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР» отнесена к числу объектов культурного наследия регионального (Удмуртской Республики) значения. Исходя из сведений, предоставленных ответчиком, на территории МО «Еловское» находится <данные изъяты>, данный объект недвижимости не находится в собственности муниципального образования, заявление о его постановке ан учет в качестве бесхозяйного не подавалось. Объект культурного наследия – Троицкая церковь 1795 года постройки, расположенный по адресу: <адрес>, отвечает признакам бесхозяйного имущества. Однако, Администрация МО «Еловское» с заявлением в Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике о принятии бесхозяйного имущества – объекта культурного наследия – <данные изъяты>, расположенной по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>, не обращалась. До настоящего времени собственник указанного объекта и эксплуатирующая организация не определены. Ссылаясь на положения ст. ст. 130, 225 ГК РФ, Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации) прокурор просит: признать незаконным бездействие Администрации МО «Еловское», выразившееся в не направлении заявления о постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества – объекта культурного наследия <данные изъяты>. Обязать Администрацию МО «Еловское» обратиться с заявлением о постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества – объекта культурного наследия <данные изъяты>, расположенного по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>, в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании административный истец Семакина Е. С. административные исковые требования поддержала по доводам, изложенным в административном иске, просила удовлетворить.

В судебное заседание представитель административного ответчика Администрации МО «Еловское» не явился, извещен надлежащим образом о дне и месте рассмотрения административного дела. Дело в порядке ст. 150 КАС РФ рассмотрено без участия представителя административного ответчика.

Суд, выслушав пояснения представителя административного истца, исследовав письменные доказательства, пришел к следующим выводам.

Согласно ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно п. 13 ч. 1 ст. 14 Федерального закона 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" К вопросам местного значения городского поселения относятся сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения. 3. К вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (в части принятия в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи). ( ч. 3 ст. 14 указанного федерального закона).

Согласно ст. 7. 4 Закон УР от 13.07.2005 N 42-РЗ (ред. от 27.12.2019) "О местном самоуправлении в Удмуртской Республике" к вопросам местного значения сельского поселения, кроме предусмотренных частью 3 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", относятся вопросы, предусмотренные пунктами 4 (за исключением организации в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения), 6 (за исключением создания условий для жилищного строительства), 7, 7.1, 7.2, 8, 13, 13.1, 15, 18, 19 (в части использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (за исключением осуществления муниципального земельного контроля в границах поселения), 22, 24, 27, 31, 32, 33.1, 33.2, 34, 37, 38, 39 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

В соответствии с Уставом МО «Еловское», утвержденный решением Совета депутатов муниципального образования «Еловское» от 05 декабря 2005 года № 12 следует, что к вопросам местного значения муниципального образования относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района; сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности муниципального образования, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории муниципального образования (п. 5 Устава).

В силу ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

Согласно ст. 3 Федеральный закон от 25.06.2002 N 73-ФЗ (ред. от 30.04.2021) "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

К объектам культурного наследия в соответствии с настоящим Федеральным законом относятся памятники - отдельные постройки, здания и сооружения с исторически сложившимися территориями (в том числе памятники религиозного назначения, относящиеся в соответствии с Федеральным законом от 30 ноября 2010 года N 327-ФЗ "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности" к имуществу религиозного назначения); мемориальные квартиры; мавзолеи, отдельные захоронения; произведения монументального искусства; объекты науки и техники, включая военные; объекты археологического наследия.

Согласно ст. 48 Федерального закона от 25.06.2002 года N 73-ФЗ (ред. от 30.04.2021) "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом.

Согласно ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Пунктом 6 статья 2 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ (ред. от 30.04.2021) "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" предусмотрено, что оформление права собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований на объекты недвижимого имущества, отнесенные к недвижимым памятникам истории и культуры республиканского значения, недвижимым памятникам истории и культуры федерального (общероссийского) значения либо к объектам исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения после 27 декабря 1991 года, осуществляется по основаниям, не связанным с отнесением указанных объектов недвижимого имущества к объектам исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения.

Согласно п. п. 3, 5 Приказа Минэкономразвития России от 10.12.2015 N 931 "Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей" на учет принимаются здания, сооружения, помещения (далее - объекты недвижимого имущества), которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались. Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления сельских поселений.

В судебном заседании установлено, что согласно выписке из публичной кадастровой карты по адресу: Удмуртская Республика, <адрес> находится <данные изъяты> постройки, номер в реестре – , вид объекта – памятник, общая видовая принадлежность – памятник градостроительства и архитектуры. Документы о постановке на охрану - Постановление совета Министров РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ прил. 2 «О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР».

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости, сведения о характеристиках объекта недвижимости по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>, находится объект недвижимости – <данные изъяты>, объекту недвижимости присвоен кадастровый . Сведения о собственниках отсутствуют.

Из информации предоставленной Администрацией МО «Еловское» ДД.ММ.ГГГГ следует, что на территории МО «Еловское» находится объект культурного наследия – <данные изъяты> постройки. В ДД.ММ.ГГГГ году Администрация провела кадастровые работы. В июне планируется признать бесхозной по суду, оформит в муниципальную собственность.

Из технического плана на нежилое здание по адресу: Удмуртская Республика, <адрес> следует, что правообладатель объекта недвижимости отсутствует. Объект недвижимости в реестре муниципального имущества МО «Ярский район» отсутствует, в реестре муниципальной казны МО «Еловское» не числится.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что объект недвижимости – <данные изъяты>, расположенный по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>, <адрес>, <адрес> в реестре муниципальной имущественной казны не числится, не имеет собственника, не зарегистрирован в Управлении Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Удмуртской Республике как бесхозяйное, в связи с чем исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.

Согласно ст. 39, ч. 4 ст. 218 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и охраняемых законом интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

С силу ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Исходя из положений п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ, действия (бездействия) органа, организации, наделенных государственными или иными публичными полномочиями могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствие действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение таким действием (бездействием) прав и законных интересов административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.

В судебном заседании установлено, что до настоящего времени Администрацией МО «Еловское» не принято мер по постановке на учет объекта недвижимости как бесхозяйного.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о незаконности бездействия административного ответчика, выражающегося в в не направлении заявления о постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества – объекта культурного наследия <данные изъяты>.

С учетом вышеизложенного, требования прокурора являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.

Срок для устранения нарушений прав и законных интересов неопределенного круга лиц, в интересах которых заявлен административный иск, должен быть разумным и достаточным для совершения административным ответчиком определенных действий, устранения допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Учитывая объем заявленных административным истцом исковых требований, срок устранения допущенного нарушения, который прокурор просит предоставить административному ответчику – в срок в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу, по мнению суда, является достаточным.

В силу положений п. 3 ст. 227 КАС РФ об исполнении решения суда административный ответчик обязан сообщить в Глазовский районный суд УР и прокурору <адрес> УР в течение одного месяца со дня истечения срока исполнения, установленного решением суда.

В соответствии со ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

В соответствии с подп. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ оснований для взыскания с административного ответчика судебных расходов, связанных с уплатой государственной пошлины, не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

Решил:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ «░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ – ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ «░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ – ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, <░░░░░>, ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░. ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░ ░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.

░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ (░░░) ░░ ░░ ░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.

░░░░░                                                                     ░. ░. ░░░░░░░

2а-1268/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Ярского района УР
Ответчики
Администрация МО "Еловское"
Суд
Глазовский районный суд Удмуртской Республики
Судья
Кротова Елена Валерьевна
Дело на сайте суда
glazovskiygor.udm.sudrf.ru
06.05.2021Регистрация административного искового заявления
07.05.2021Передача материалов судье
07.05.2021Решение вопроса о принятии к производству
07.05.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.05.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
31.05.2021Судебное заседание
31.05.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее