РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
05 апреля 2018 года Куйбышевский районный суд города Иркутска в составе председательствующего судьи Глуховой Т.Н.,
при секретаре Агеевой О.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Кустова Олега Александровича к Министерству имущественных отношений Иркутской области о признании отказа незаконным,
У С Т А Н О В И Л:
Кустов О.А. обратился в суд с настоящим административным иском, в обоснование иска указав, что на заявление от 14.12.2017, им 28 декабря 2017 был получен отказ Министерства имущественных отношений Иркутской области от 26.12.2017 №02-51-24959/17 в предоставлении в собственность бесплатно земельного участка, расположенного: Иркутская <адрес> площадью 1468 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов.
Причиной отказа по мнению ответчика послужило то, что испрашиваемый истцом участок расположенный: <адрес> расположен за границами земельного участка, составляющего территорию некоммерческого садоводческого товарищества «Родник» и не является образованным из данного участка.
Полагал, отказ незаконным, поскольку земельный участок был предоставлен НСТ "Родник" в пользование до вступления в законную силу ФЗ от 15.04.1998 года № 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", используемый истцом земельный участок в уставленном законном порядке включен в территорию НСТ "Родник", что подтверждается выпиской из ЕГРН, Кустов О.А. - является членом НСТ "Родник", а поэтому истец на законных основаниях владеет и пользуется спорным земельным участком, вследствие чего у органа местного самоуправления- имелись все предусмотренные п. 4. ст. 28 ФЗ № 66-ФЗ основания для передачи ему в собственность бесплатно занимаемого земельного участка.
Руководствуясь ст.ст. 218-227 КАС РФ просил признать отказ Министерства имущественных отношений Иркутской области от 26.12.2017 №02-51-24959/17 незаконным, возложить обязанности на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов.
Административный истец Кустов О.А. в судебном заседании доводы иска поддержал, настаивал на его удовлетворении.
Представитель административного ответчика Министерства имущественных отношений Иркутской области Ермаков А.Л., действующий на основании доверенности, просил в иске отказать, дал пояснения аналогичные мотивам отказа от 26.12.2017 №02-51-24959/17.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что Кустов О.А. является членом некоммерческого садоводческого товарищества "Родник", за ним закреплен земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>
Указанные обстоятельства подтверждается материалами дела: членской книжкой садовода НСТ "Родник"; выпиской из протокола общего собрания НСТ "Родник" от 21.09.2013 №3; описанием местоположения границ садового (огородного, дачного) земельного участка; выпиской из заключения правления НСТ "Родник" от 31.12.2017.
Границы указанного участка определены на местности, участок поставлен на кадастровый учет и ему был присвоен кадастровый номер <номер>.
Судом также установлено, что 13.12.2017г. Кустов О.А. обратился в Министерство имущественных отношений Иркутской области с заявлением о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка, расположенного: Иркутская область, <адрес> категория земель: земли населенных пунктов, для ведения садоводства.
Письмом от 26.12.2017 №02-51-24959/17 Министерство имущественных отношений Иркутской области отказало в предварительном согласовании предоставления испрашиваемого земельного участка. При этом мотивом отказа послужило то, что согласно государственному акту на право пользования землей А-1 №569791 от 20.05.1983 за эксплуатационно- линейным дорожным управлением Иркутского Горкомхоза закреплен в бессрочное и бесплатное пользование земельный участок площадью 28.24 га. Испрашиваемый земельный участок расположен за границами земельного участка, составляющего территорию НСТ «Родник», и не является образованным из данного участка. При этом административный ответчик сослался также на п.1 статьи 39.16 ЗК РФ, в соответствии с которым уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, в случае, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов.
Согласно заключению кадастрового инженера Золдак С.А., земельный участок с кадастровым номером 38:36:000017:2814, согласно кадастрового паспорта земельного участка от 04.04.2016 и полученным выпискам из ЕГРП от 28.11.2017, образован из земельного участка <адрес>
Решением Куйбышевского районного суда г.Иркутска от 26 января 2016 года, вступившим в законную силу, по гражданскому делу № 2-1/2016 в удовлетворении иска Министерства имущественных отношений Иркутской области о признании кадастровой ошибкой постановку на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером <номер> расположенного по адресу: <адрес> кв.м. категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для коллективного садоводства и снять данный земельный участок с кадастрового учета, отказано.
Согласно ч. 2 ст. 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному им гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
Решением Куйбышевского районного суда г.Иркутска от 26 января 2016 года установлено, что государственные акты А-I № 569791 от 20.05.1983 г. и А-I № 306863 от 17.08.1981 г., как документы подтверждающие право на земельные участки, являются правоустанавливающими документами, имеющими юридическую силу равную записям в ЕГРП. Было установлено, что НСТ «Родник» на основании указанных актов было предоставлено два различных земельных участка, которые в дальнейшем были поставлены на кадастровый учет за разными номерами.
В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с п. 1 ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.
По смыслу приведенных норм, требования административного истца могут быть удовлетворены лишь при условии доказанности нарушения оспариваемыми решениями, действиями (бездействием) его прав и законных интересов, при этом обязанность доказывания обстоятельств нарушения прав, свобод и законных интересов оспариваемыми решениями, действиями (бездействием) должностных лиц возлагается на лицо, обратившееся в суд (ч. 11 ст. 226 КАС РФ).
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Таким образом, признание незаконными действий и решений должностного лица возможно только при несоответствии обжалуемого действия (решения) нормам действующего законодательства, сопряженным с нарушением прав и законных интересов гражданина.
Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регулируется положениями главы V.1 (статьи 39.1 - 39.20) Земельного кодекса РФ.
Согласно пункту 2.7 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" до 31 декабря 2020 года члены садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан имеют право независимо от даты вступления в члены указанного объединения приобрести земельный участок, предназначенный для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, без проведения торгов в собственность бесплатно, если такой земельный участок соответствует в совокупности следующим условиям:
земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу настоящего Федерального закона для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства указанному объединению либо иной организации, при которой было создано или организовано указанное объединение;
по решению общего собрания членов указанного объединения (собрания уполномоченных) о распределении земельных участков между членами указанного объединения либо на основании другого устанавливающего распределение земельных участков в указанном объединении документа земельный участок распределен данному члену указанного объединения;
земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд.
Земельный участок, который образован из указанного в абзаце втором настоящего пункта земельного участка и относится к имуществу общего пользования, предоставляется в собственность садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан бесплатно (право на бесплатное предоставление земельного участка некоммерческой организации, относящегося к имуществу общего пользования, закреплено в подпункте 3 статьи 39.5 ЗК РФ).
В случае если указанные в абзаце втором или пятом настоящего пункта земельные участки являются зарезервированными для государственных или муниципальных нужд либо ограниченными в обороте, они предоставляются члену садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан или этому объединению в аренду без проведения торгов. При этом размер арендной платы за земельный участок определяется в размере, не превышающем размера земельного налога, установленного в отношении такого земельного участка.
Предоставление земельного участка в собственность бесплатно осуществляется на основании заявления гражданина либо его представителя (уполномоченного некоммерческим объединением лица), на основании решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления.
В соответствии с положениями п. 2.8 настоящей статьи в случае, предусмотренном п. 2.7 настоящей статьи, предоставление земельного участка в собственность гражданина осуществляется на основании решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных ст. 39.2 ЗК РФ, на основании заявления гражданина или его представителя. К указанному заявлению прилагаются: схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленная гражданином. Представление данной схемы не требуется при наличии утвержденного проекта межевания территории, в границах которой расположен земельный участок, проекта организации и застройки территории некоммерческого объединения граждан либо при наличии описания местоположения границ такого земельного участка в государственном кадастре недвижимости; протокол общего собрания членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан (собрания уполномоченных) о распределении земельных участков между членами указанного объединения, иной устанавливающий распределение земельных участков в этом объединении документ или выписка из указанного протокола или указанного документа.
В соответствии с п. 2.10 настоящей статьи исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 39.2 ЗК РФ, в течение четырнадцати дней с даты получения указанных в п. п. 2.8 или 2.9 настоящей статьи заявления и документов обязан принять решение о предоставлении в собственность указанного в п. 2.7 настоящей статьи земельного участка либо об отказе в его предоставлении.
Основания к отказу в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов определены в ст. 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 39.16 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов.
Оценивая представленные доказательства в их совокупности, суд считает, что спорный земельный участок с кадастровым номером <номер> находится в составе земель НСТ «Родник», земельный участок образован из земельного участка для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, предоставленному садоводческому товариществу до дня вступления в силу Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд, доказательств обратного в нарушение требований ч. 11 ст. 226 КАС РФ административным ответчиком не представлено.
Судом также указано, что административный истец является членом НСТ «Родник».
С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что Министерство имущественных отношений Иркутской области при рассмотрении вопроса о предоставлении указанного земельного участка не реализовало свои полномочия и не выполнило соответствующие обязанности по соблюдению процедуры предоставления земельного участка в собственность бесплатно.
Поскольку оспариваемый отказ Министерства имущественных отношений Иркутской области, изложенный в письме от 26.12.2017 №02-51-24959/17 не отвечает требованиям закона, суд приходит к выводу о признании его незаконным.
В соответствии с частью 3 пунктом 1 статьи 227 КАС РФ в резолютивной части решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) должны содержаться: указание на признание оспоренных решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, на удовлетворение заявленного требования полностью или в части со ссылками на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), и на существо оспоренных решения, действия (бездействия). В случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.
Поскольку судом установлена незаконность принятого отказа, на административного ответчика подлежит возложению обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов административного истца путем повторного рассмотрения заявления Кустова О.А. о предоставлении в собственность земельного участка, в течении пятнадцати дней, со дня вступления решения в законную силу.
Руководствуясь ст. ст. 175 –180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административный иск Кустова Олега Александровича удовлетворить.
Признать незаконным отказ Министерства имущественных отношений Иркутской области от 26.12.2017 №02-51-24959/17.
Обязать Министерство имущественных отношений Иркутской области устранить нарушение прав и свобод Кустова Олега Александровича, путем повторного рассмотрения заявления о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка с кадастровым номером <номер>, площадью 1468 кв.м., <адрес> в течении пятнадцати дней, с момента вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Куйбышевский районный суд города Иркутска в течение одного месяца со дня принятия мотивированного решения.
Судья Т.Н. Глухова
Решение изготовлено в окончательной форме
«___»______________2018 года.
Судья: Т.Н. Глухова
Подлинник находится в Куйбышевском районном суде г. Иркутска в материалах административного дела по административному иску Кустова Олега Александровича к Министерству имущественных отношений Иркутской области о признании отказа незаконным,
Секретарь судебного заседания: О.С.Агеева