Решение от 06.12.2019 по делу № 2-2604/2019 от 09.10.2019

№ 2-2604/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Омский районный суд Омской области

в составе судьи Дьяченко Т.А.,

при секретаре судебного заседания Зайцевой А.О.,

помощнике судьи Лисицыной Е.В.

рассмотрел в г. Омске в открытом судебном заседании 06 декабря 2019 года гражданское дело по иску Администрации Омского муниципального района Омской области к Администрации Пушкинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области, Машталир Д.З. о признании постановления администрации, договора аренды земельного участка, соглашения к договору аренды земельного участка, разрешения на строительство недействительными, сносе строения,

УСТАНОВИЛ:

Администрация ОМР Омской области обратилась в суд к Администрации Пушкинского СП ОМР Омской области, Машталир Д.З. с требованиями о признании незаконным постановление Администрации Пушкинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области от 27.01.2017 «О предоставлении земельного участка, местоположение: <адрес> Мащенко Е.А.»; признании недействительным договор аренды земельного участка от 27.01.2017, заключенный между Администрацией Пушкинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области и Мащенко Е.А.; признании недействительным соглашение от 19.06.2018 о переуступке прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от 27.01.2017, заключенное Машталир Д.З. и Мащенко Е.А.; признании незаконным разрешение на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке с кадастровым номером от 25.04.2017 , выданное Администрацией Пушкинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области; обязании Машталира Д.З. освободить земельный участок с кадастровым номером путем сноса самовольно возведенного объекта - фундамент.

В обоснование заявленных требований указано, что 19.07.2019 в Администрацию Омского муниципального района Омской области поступило обращение Акционерного общества «Транснефть-Западная Сибирь», в процессе рассмотрения которого Администрацией Омского муниципального района Омской области был выявлен ряд нарушений действующего законодательства. В уведомлении от 20.06.2016 Администрации Пушкинского СП ОМР Омской области, приложенного к обращению, указано о выявлении факта нарушения охранной зоны магистрального нефтепровода высокого давления МНПП «Омск-Сокур». Актом обследования земельного участка с кадастровым номером от 19.06.2019, подготовленного Администрацией Пушкинского сельского поселения, установлено, что на земельном участке расположен фундамент, ограждения отсутствуют. Данный земельный участок расположен в охранной зоне магистрального нефтепровода высокого давления МНПП «Омск-Сокур». Отсутствие сведений в ЕГРН не означает, что охранная зона трубопровода не установлена. Согласно Своду правил СП 36.13330.2012 «Магистральные трубопроводы» (актуализированная редакция СНиП 2.05.06-85*) ближе 150 м от нефтепровода или нефтепродуктопровода запрещается возводить любые постройки и сооружения. Земельный участок с кадастровым номером был предоставлен Мащенко Е.А. по договору аренды земельного участка от 27.01.2017 на основании Постановления Администрации Пушкинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области от 27.01.2017. В соответствии с п. 1.1 договора цель предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства, вид разрешенного пользования: индивидуальные жилые дома с прилегающими земельными участками - не выше 3-х этажей. В соответствии с выпиской из ЕГРН от 20.08.2019 арендатором земельного участка с кадастровым номером , местоположение <адрес>, является Машталир Д.З., на основании Соглашения о переуступке прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от 27.01.2017. Таким образом, земельный участок с кадастровым номером расположен в пределах охранной зоны магистрального нефтепровода высокого давления МНПП «Омск-Сокур». В связи с несоблюдением минимального безопасного расстояния расположения земельного участка к объекту повышенного риска, формирование и образование земельного участка с кадастровым номером под индивидуальное жилищное строительство в непосредственной близости к магистральному нефтепроводу «Омск-Сокур» Ду 500, являющимся источником повышенной опасности, создаёт угрозу жизни и здоровью граждан. Образование земельного участка с кадастровым номером было произведено с нарушением законодательных требований относительно запрета на возведение объектов капитального строительства в зоне минимально допустимых расстояний от магистрального трубопровода в отсутствие согласия на то организации, АО «Транснефть-Западная Сибирь», эксплуатирующей такой магистральный трубопровод. Дополнительно Администрация сообщает, что арендные платежи Машталир Д.З. не вносились ни разу с момента заключения соглашения к договору аренды, что подтверждается расчетом, приложенным к исковому заявлению. Возможность возведения объекта капитального строительства должно согласовываться с собственником указанного магистрального трубопровода.

Администрацией поселения выдано разрешение на строительство от 25.04.2017 индивидуального жилого дома на земельном участке с кадастровым номером . Фундамент, возведенный при наличии разрешения на строительство, но с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, является самовольной постройкой и подлежит сносу. Выдача органами местного самоуправления разрешения на строительство объекта на земельном участке, на котором невозможно его возведение, не устраняет установленный законами, градостроительными и строительными нормами и правилами запрет на такое строительство.

В судебном заседании представитель истца Администрации ОМР Омской области по доверенности Вождаева Е.А. поддержала заявленные исковые требования по основаниям, изложенным в иске. Дополнительно пояснила, что по территории Омского муниципального района Омской области проходят магистральные нефтепроводы «Омск-Павлодар» (условный диаметр 1000 мм), «Омск-Иркутск» (условный диаметр 700 мм) и магистральный нефтепродуктопровод «Омск-Сокур» (условный диаметр 500 мм), принадлежащие АО «Транснефть - Западная Сибирь» на праве собственности. Данные объекты включены в Государственный реестр опасных производственных объектов. Ближайшим нефтепроводом, расположенным к Пушкинскому сельскому поселению, является магистральный нефтепровод «Омск - Павлодар». Диаметр МН «Омск - Павлодар», проходящего по территории <адрес>, составляет 1000 мм, соответственно минимальное расстояние до зданий, жилых домов, каких-либо сооружений до нефтепровода должно составлять не менее 150 метров. Земельный участок с кадастровым номером находится в границах охранной зоны частично и в границах минимально-допустимых расстояний от оси МН «Омск - Павлодар», а именно: расстояние от оси ближайшего магистрального нефтепровода до границы участка с кадастровым номером составляет 20 метров, и возведение возможных строений, построек и сооружений в границах данного участка может повлечь нарушение СП 36.13330.2012.

Ответчик Машталир Д.З. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.

В судебном заседании представитель ответчика Машталира Д.З. по ордеру Бородина Т.С. возражала против заявленных требований. Пояснила, что истцом не подтвержден факт нахождения фундамента в охранной зоне. Фундамент находится в зоне более 150 м от трубопровода. В настоящее время действует приказ от 03.04.2018 об утверждении проекта планировки о переносе нефтепровода на другую территорию, на основании которого отпадает необходимость сноса фундамента. При этом имеется информация, что данный нефтепровод не функционирует и нефть по нему не идет.

Представитель ответчика Администрации Пушкинского СП ОМР Омской области по доверенности Афанасьева А.Н. возражала против заявленных требований. Пояснила, что земельный участок располагается в функциональной зоне - Ж1с (Зона существующей индивидуальной жилой застройки). Одним из основных видов разрешенного использования для данной территориальной зоны является вид - для индивидуальной жилой застройки. В соответствии с пп.3 п.1 ст. 11.3, а также п.2 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ при формировании данного земельного участка Администрация брала во внимание утвержденные документы территориального планирования и правила землепользования и застройки (действовавшие на момент образования земельного участка) на основании которых и утверждалась схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Акционерным Обществом «Транснефть Западная Сибирь» в 2018 году в Администрацию ПСП был представлен Приказ Министерства энергетики Российской Федерации от 03.04.2018 №240 «Об утверждении документации по планировке территории для размещения объекта трубопроводного транспорта федерального значения «МН «Омск-Павлодар» 1000 ДУ. Участок 0-215 км Омск-Прииртышск (Омь). 15,16 км -16,26 км. Омское РНУ. Реконструкция», где в соответствии со схемой расположения объектов демонтируемый участок магистрального нефтепровода «Омск-Павлодар» проектируется за границей населенного пункта <адрес>. Данные документы так же были использованы при формировании земельного участка с кадастровым номером . В настоящее время Администрации не известно об исполнении, либо не исполнении данного приказа. Администрацией Пушкинского СП был заключен договор с ООО <данные изъяты> о разработке документации - Генеральный план поселения. В разработанном проекте Генерального плана земельный участок располагается на территории с особыми условиями использования. На данный момент это только проект и не возможно точно сказать о том, что в каком виде он утвердится, так как еще не проходила процедура публичных слушаний. На основании одобренных предложений по внесению изменений в проект Генерального плана возможны внесения изменений.

Представитель третьего лица АО «Транснефть – Западная Сибирь» по доверенности Тыликова М.Ю. поддержала исковые требования. Пояснила, что по территории Омского муниципального района Омской области проходят магистральные нефтепроводы (МН) «Омск-Павлодар», «Омск-Иркутск» и магистральный нефтепродуктопровод (МНПП) «Омск-Сокур», принадлежащие АО «Транснефть – Западная Сибирь» на праве собственности. Магистральные нефтепроводы (МН) «Омск-Павлодар» (Ду 1000 мм), «Омск-Иркутск» (Ду 700 мм) и магистральный нефтепродуктопровод (МНПП) «Омск-Сокур» (Ду 500) включены в Государственный реестр опасных производственных объектов в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». Земельный участок с кадастровым номером находится в границах охранной зоны частично в границах минимально-допустимых расстояний от оси МН «Омск - Павлодар», а именно: расстояние от оси ближайшего магистрального нефтепровода до границы участка с кадастровым номером составляет 20 метров, и возведение возможных строений, построек и сооружений в границах данного участка может повлечь нарушение Свода правил СП 36.13330.2012 «СНиП 2.05.06-85*. Магистральные трубопроводы» Актуазированная редакция СНиП 2.05.06-85*. Ближайшим трубопроводом по отношению к рассматриваемому земельному участку является магистрального нефтепровода «Омск - Павлодар», который проходит на 10 метров ближе к участку. Таким образом, фундамент на земельном участке с кадастровым номером находится в границах охранной зоны частично и в границах минимально-допустимых расстояний от оси МН «Омск-Павлодар». Сам факт нахождения любых построек или сооружений в зоне минимально допустимых расстояний магистральных трубопроводов и охранной зоне магистрального трубопровода создает угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, имущественным правам и интересам собственников трубопроводов и третьих лиц, привлекаемых для обслуживания, ремонта и реконструкции трубопроводов. Диаметр МН «Омск - Павлодар», проходящего по территории <адрес>, составляет 1000 мм, соответственно минимальное расстояние до зданий, жилых домов, каких-либо сооружений до нефтепровода должно составлять не менее 150 метров. Так как указанный земельный участок, находится на расстоянии 20 метров от оси магистрального нефтепровода «Омск - Павлодар» Ду1000 и строительство зданий и жилых домов на таком расстоянии от магистрального нефтепровода запрещено. СП 125.1330.2012 Магистральные трубопроводы в данном случае применен быть не может.

Третье лицо Мащенко Е.А. возражала против заявленных требований. Пояснила, что земельный участок с кадастровым номером , находящийся на праве аренды у Машталир Д.З. не входит в границы охранной зоны магистрального нефтепровода «Омск-Сокур». Земельный участок предоставлен, а фундамент возведен в соответствии в соответствии с градостроительным планом. Свод правил 36.13330.2012 Магистральные трубопроводы не распространяется на проектирование трубопроводов, прокладываемых на территории городов и других населенных пунктов. Проектирование нефтепродуктопроводов предусматриваемых для прокладки на территории населенных пунктов или отдельных организаций, следует выполнять в соответствии с требованиями СП 125.3330, технических регламентов, стандартов и других нормативных документов в области технического регулирования, согласно которого минимальное расстояние от трассы нефтепроводов до жилых зданий 1-2 этажных составляет 20 метров. Расстояние от фундамента до трассы нефтепровода «Омск-Павлодар» 61,4 м., до трассы нефтепровода «Омск-Иркутск» 67,6 м., до трассы нефтепровода «Омск-Сокур» 82,9 м., следовательно, нарушений нет. Если руководствоваться СП 125.1330.2012 Магистральные трубопроводы, и не брать во внимание что земельный участок, фундамент и нефтепроводы расположены в черте населенного пункта, то применяется минимальное расстояние от оси нефтепровода до отдельно стоящего 1-2 этажного здания 75 м. Согласно Примечанию к таблице 4 п.7 СП 36.13330.2012 «При расположении зданий и сооружений на отметках выше отметок нефтепроводом и нефтепродуктопроводов допускается уменьшение указанных расстояний на 25 % при условии, что принятые расстояния должны быть не менее 50 м. Минимальное расстояние от трассы нефтепровода до отдельно стоящего 1-2 этажного здания составляет 56,25 м.

Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Частью 2 ст. 11 Федерального закона от 23.06.2014 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» были внесены изменения в ч. 2 ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», согласно которым распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется:

органом местного самоуправления поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом;

органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, входящего в состав этого муниципального района, при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, а также в отношении земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района.

В соответствии с ч. 2 ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» в действующей редакции предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется:

органом местного самоуправления городского поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории такого поселения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом;

органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.

Частью 2 ст. 264 ГК РФ установлено, что лицо, не являющееся собственником земельного участка, осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования участком на условиях и в пределах, установленных законом или договором с собственником.

В силу ст. 606 ГК РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.

В соответствии со ст. 607 ГК РФ в аренду могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты, предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования (непотребляемые вещи). В договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды. При отсутствии этих данных в договоре условие об объекте, подлежащем передаче в аренду, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным.

В силу ч. 1 ст. 611 ГК РФ арендодатель обязан предоставить арендатору имущество в состоянии, соответствующем условиям договора аренды и назначению имущества.

В соответствии с ч. 1 ст. 615 ГК РФ арендатор обязан пользоваться арендованным имуществом в соответствии с условиями договора аренды, а если такие условия в договоре не определены, в соответствии с назначением имущества.

Частью 2 ст. 615 ГК РФ предусмотрено, что арендатор вправе с согласия арендодателя сдавать арендованное имущество в субаренду (поднаем) и передавать свои права и обязанности по договору аренды другому лицу (перенаем), предоставлять арендованное имущество в безвозмездное пользование, а также отдавать арендные права в залог и вносить их в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных товариществ и обществ или паевого взноса в производственный кооператив, если иное не установлено настоящим Кодексом, другим законом или иными правовыми актами. В указанных случаях, за исключением перенайма, ответственным по договору перед арендодателем остается арендатор. Договор субаренды не может быть заключен на срок, превышающий срок договора аренды.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду.

В соответствии п. 3 ч. 1 ст. 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.

Частью 4 ст. 11.9 ЗК РФ предусмотрено, что не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости.

В силу ч. 6 ст. 11.9 ЗК РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

В судебном заседании установлено, что на основании постановления Администрации Пушкинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области от 27.01.2017 «О предоставлении земельного участка, местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир жилой дом. Участок находится примерно в 272 м. от ориентира по направлению на юго-восток. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, Мащенко Е.А.» между Администрацией Пушкинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области и Мащенко Е.В. 27.01.2017 был заключен договор аренды земельного участка, согласно которому Арендодатель передает, а Арендатор принимает в аренду земельный участок площадью 1500 кв.м. в границах Пушкинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области, местоположение <адрес> с кадастровым номером , из состава земель населенных пунктов, разрешенное использование: индивидуальные жилые дома с прилегающими земельными участками – не выше 3-х этажей. Срок аренды участка составляет 20 лет.

Согласно п. 4 Договора аренды Арендатор обязан использовать участок в соответствии с целями и условиями его предоставления; возвести на участке индивидуальный жилой дом в соответствии с целевым назначением участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований жилищного и градостроительного законодательства, градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и норм.

Договор аренды земельного участка от 27.01.2017 был зарегистрирован в Управлении Федеральной регистрационной службы Омской области 16.02.2017.

19.06.2018 между Мащенко Е.А. и Машталир Д.З. было заключено соглашение по договору аренды земельного участка от 27.01.2017, по которому все права выбывшего арендатора Мащенко Е.А., предусмотренные договором аренды земельного участка от 27.01.2017 в отношении земельного участка площадью 1500 кв.м. с кадастровым номером в границах Пушкинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области, местоположение <адрес> перешли к вступающему арендатору Машталир Д.З.

Данное соглашение было зарегистрировано в Управлении Федеральной регистрационной службы Омской области 03.07.2018.

Согласно выписке из ЕГРН от 17.10.2019 земельный участок с кадастровым номером площадью 1500 кв.м., местоположение <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенной использование: индивидуальные жилые дома с прилегающими земельными участками – не выше 3х этажей, находится в аренде у Машталира Д.З. на срок с 03.07.2018 по 16.02.2037 на основании договора аренды земельного участка от 27.01.2017, соглашения от 19.06.2018 по договору аренды земельного участка от 27.01.2017. Дата государственной регистрации аренды: 03.07.2018, номер государственной регистрации: . Право собственности на земельный участок не зарегистрировано.

Частью 1 ст. 263 ГК РФ предусмотрено, что собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260).

24.03.2017 Администрацией Пушкинского СП ОМР Омской области был утвержден градостроительный план земельного участка местоположение <адрес> для строительства объекта капитального строительства: индивидуальный жилой дом .

Администрацией Пушкинского СП ОМР Омской области 25.04.2017 Мащенко Е.А. выдано разрешение на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке с кадастровым номером площадью 1500 кв.м., площадь застройки 100 кв.м.

Согласно акту обследования земельного участка с кадастровым номером от 19.06.2019, составленному Администрацией Пушкинского СП ОМР Омской области осмотром установлено, что на земельном участке расположен фундамент, земельный участок не огорожен, других объектов не имеется.

На основании данного акта Администрацией Пушкинского СП ОМР Омской области 20.06.2019 в адрес АО «Транснефть – Западная Сибирь» направлено сообщение о выявлении факта нарушения охранной зоны магистрального нефтепровода высокого давления МНПП «Омск-Сокур».

В судебном заседании ответчиком Машталир Д.З. не оспаривался факт возведения на земельном участке с кадастровым номером фундамента под строительство дома.

Из акта обследования охранной зоны и зоны минимального допустимых расстояний на участках: 15,0 – 16,0 кв.м. МН «Омск-Павлодар» Ду1000, МН «Омск-Иркутск» Ду700, МНПП «Омск-Сокур» Ду500, проходящих в одном техническом коридоре от 22.06.2017, составленного АО «Траснснефть – Западная Сибирь» следует, что 21.06.2017 проведено обследование охранной зоны 25 м. от осей нефтепровода, нефтепродуктопровода и зоны минимально допустимых расстояний 150 м. от осей нефтепровода, нефтепродуктопровода согласно Свода правил СП.36.13330.2012 «Магистральные трубопроводы», путем определения фактического местоположения осей магистрального нефтепровода (МН), магистрального нефтепродуктопровода (МНПП). Обследование проведено на участке 15,0 – 16,0 км. технического коридора. В технический коридор входят (слева направо по ходу нефти, нефтепродукта): ВЛ, МН «Омск – Павлодар» Ду1000, МН «Омск – Иркутск» Ду700, МНПП «Омск – Сокур» Ду500, кабели связи АО «Связьтранснефть». На данном участке слева от технического коридора расположено Пушкинское сельское поселение Омского муниципального района Омской области. Ближайшим нефтепроводом расположенным к Пушкинскому сельскому поселению является МН «Омск – Павлодар» Ду1000, замеры проведены от его оси. В результате обследования установлены нарушения зоны минимально допустимых расстояний на земельном участке с кадастровым номером в районе 15,95 км. по трассе магистрального трубопровода, расстояние от оси ближайшего магистрального трубопровода до границы участка – 20 м.

Согласно техническому паспорту на сооружение – магистральный нефтепровод Омск-Иркутск Ду 700 мм 00,00-667,550 км. общей протяженностью 667550,00 м, диаметр – 700 мм., адрес: <адрес>, изготовленному ФГУП <данные изъяты> по состоянию на 01.11.2007, указанный магистральный нефтепровод введен в эксплуатацию в 1959 году. Право собственности зарегистрировано за ОАО «Транссибирские магистральные нефтепроводы» (свидетельство АА от 21.03.2008).

Согласно техническому паспорту на сооружение – магистральный нефтепровод Омск-Павлодар Ду 1000 мм 00,00-215,063 км. общей протяженностью 215063,00 м, диаметр – 1000 мм., адрес: <адрес>, изготовленному ФГУП <данные изъяты> по состоянию на 22.11.2007, указанный магистральный нефтепровод введен в эксплуатацию в 1978 году. Право собственности зарегистрировано за ОАО «Транссибирские магистральные нефтепроводы» (свидетельство 55АВ от 15.01.2008).

В соответствии с выпиской из ЕГРН сооружение нефтеперерабатывающей промышленности – МНПП «Омск-Сокур» протяженностью 614700 м. с кадастровым номером , адрес: <адрес> построен (год завершения строительства) – 1957 год. Право собственности зарегистрировано за ОАО «Транссибирские магистральные нефтепроводы» (свидетельство 55-АБ от 25.09.2014).

Исходя из положений ст. 56 Земельного Кодекса РФ права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами. Могут устанавливаться ограничения использования земельных участков в зонах с особыми условиями использования территорий.

Статьей 105 ЗК РФ предусмотрено, что может быть установлена зона с особыми условиями использования территорий - охранная зона трубопроводов (газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов).

Министерством топлива и энергетики России от 29.04.1992 и постановлением Госгортехнадзора России от 22.04.1992 № 9 утверждены Правилами охраны магистральных трубопроводов.

Согласно п. 4.1 Правил охраны магистральных трубопроводов для исключения возможности повреждения трубопроводов (при любом виде их прокладки) устанавливаются охранные зоны вдоль трасс трубопроводов, транспортирующих нефть, природный газ, нефтепродукты, нефтяной и искусственный углеводородные газы, - в виде участка земли, ограниченного условными линиями, проходящими в 25 метрах от оси трубопровода с каждой стороны.

В соответствии с п. 4.2 Правил охраны магистральных трубопроводов земельные участки, входящие в охранные зоны трубопроводов, не изымаются у землепользователей и используются ими для проведения сельскохозяйственных и иных работ с обязательным соблюдением требований настоящих Правил.

Согласно подпункту «а» п. 4.4 Правил охраны магистральных трубопроводов в охранных зонах трубопроводов без письменного разрешения предприятий трубопроводного транспорта запрещается возводить любые постройки и сооружения.

В соответствии с п. 5.1 Правилами охраны магистральных трубопроводов любые работы и действия, производимые в охранных зонах трубопроводов, кроме ремонтно - восстановительных и сельскохозяйственных работ, могут выполняться только по получении "Разрешения на производство работ в охранной зоне магистрального трубопровода" от предприятия трубопроводного транспорта.

Разрешение на производство работ может быть выдано только при условии наличия у производителя работ проектной и исполнительной документации, на которой нанесены действующие трубопроводы.

Согласно акту обследования зоны минимально допустимых расстояний на участке 15,95 км. МН «Омск – Павлодар» Ду1000, МН «Омск-Иркутск» Ду700, МНПП «Омск-Сокур» Ду 500, проходящих в одном техническом коридоре от 28.11.2019, составленного Омским РНУ АО «Транснефть – Западная Сибирь», обследование проведено на территории земельного участка с кадастровым номером , а также за его пределами, путем определения фактического местоположения осей магистрального нефтепровода, магистрального нефтепродуктопровода. В результате обследования установлено нарушение зоны минимально допустимых расстояний на земельном участке с кадастровым номером на 15,95 кв.м. по трассе, на земельном участке расположен фундамент. Расстояние от оси магистрального нефтепровода «Омск-Павлодар» до сооружения – 60,8 м., расстояние от оси магистрального нефтепровода «Омск-Иркутск» до сооружения – 68,8 м., расстояние от оси магистрального нефтепродуктопровода «Омск-Сокур» до сооружения – 82,8 м.

Приказом Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 25.12.2012 утвержден Свод правил СП 36.13330.2012 «СНиП 2.05.06-85*. Магистральные трубопроводы».

Согласно п. 3.16 СП 36.13330.2012 СНиП 2.05.06-85* «Магистральные трубопроводы», расстояние от оси подземных и наземных (в насыпи) трубопроводов до населенных пунктов, отдельных промышленных и сельскохозяйственных предприятий, зданий и сооружений должны приниматься в зависимости от класса и диаметра трубопроводов, степени ответственности объектов и необходимости обеспечения их безопасности, но не менее значений, указанных в таблице 4.

Согласно таблице 4 СП 36.13330.2012 минимальные расстояния от оси нефтепроводов и нефтепродуктопроводов до объектов, зданий, сооружений составляют: для нефтепроводов с диаметром трубы свыше 300 мм до 500 мм - 100 метров, свыше 500 мм до 1000 мм - 150 метров, а с диаметром трубы свыше 1000 мм до 1200 мм - 200 метров.

Поскольку диаметр МН «Омск-Павлодар» составляет 1000 мм, диаметр МН «Омск-Иркутск» составляет 700 мм, МНПП «Омск-Сокур» составляет 500 мм., следовательно, минимальное расстояние до объектов, зданий, сооружений, в том числе до фундамента, находящегося на земельном участке с кадастровым номером должно составлять не менее 150 метров.

В соответствии с п. 1.4 Правилами охраны магистральных трубопроводов Материалы фактического положения трубопровода (исполнительная съемка), с привязкой охранных зон входящих в его состав коммуникаций и объектов, должны быть переданы в соответствующие местные органы власти и управления для нанесения их на районные карты землепользований.

Местные органы власти и управления выдают сведения о местонахождении трубопровода заинтересованным предприятиям, организациям и учреждениям по их просьбам.

Предприятия трубопроводного транспорта должны регулярно (не реже 1 раза в квартал) давать информацию через местное радио и печать о местах прохождения трубопроводов.

По смыслу ст. 2 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997 № 116-ФЗ и приложения № 1 к нему, магистральный нефтепровод является опасным производственным объектом.

В соответствии с подп. «в» п.1 приложения 1 к Федеральному закону от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» к категории опасных производственных объектов относятся, в числе прочих, объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются горючие вещества – жидкости, газы, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления.

Согласно положений ст. 3 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» требования промышленной безопасности – условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем Федеральном законе, других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, нормативных актах Правительства Российской Федерации, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности.

Данные требования должны соответствовать нормам в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охраны окружающей среды, экологической безопасности, пожарной безопасности, охраны труда, строительства, а также обязательным требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ о техническом регулировании.

Таким образом, действующим законодательством Российской Федерации установлен запрет на возведение зданий, строений, сооружений в пределах охранной зоны и зоны минимально допустимых расстояний до магистрального нефтепровода.

Факт нахождения любых построек или сооружений в охранной зоне и зоне минимально допустимых расстояний трубопроводов создает угрозу жизни и здоровью находящихся в постройках граждан, имущественным правам и интересам собственников трубопроводов, а также правам третьих лиц, привлекаемых для обслуживания, ремонта и реконструкции трубопроводов, препятствует локализации и уменьшению последствий возможных аварий и катастроф.

Возражая против заявленных требований, ответчики и третье лицо Мащенко Е.А., указывают на необходимость применения СП 125.13330.2012 «СНиП 2.05.13-90. Нефтепродуктопроводы, прокладываемые на территории городов и других населенных пунктов».

Согласно п. 1.1 СП 125.13330.2012, данный свод правил распространяется на проектирование новых, реконструкцию и техническое перевооружение действующих нефтепродуктопроводов номинальным диаметром до DN 200 включительно с рабочим давлением не более 2,5 МПа, прокладываемых на территории городов и других населенных пунктов и предназначенных для транспортирования нефтепродуктов (дизельного топлива, автомобильных бензинов, авиационного топлива) от предприятий поставщика или до предприятий потребителя, расположенных в этих городах или других населенных пунктах.

Следовательно, СП 125.13330.2012 «СНиП 2.05.13-90. Нефтепродуктопроводы, прокладываемые на территории городов и других населенных пунктов» не могут применятся к спорным нефтепроводам, и нефтепродуктопроводу «Омск-Сокур», так как его диаметр более 200 мм.

Заключение кадастрового инженера ООО <данные изъяты> по вопросу расстояния земельного участка и постороннего объекта недвижимости относительно нефтепроводов «Омск-Иркутск», «Омск-Павлодар», «Омск-Сокур» не может быть принято в качестве надлежащего доказательства, поскольку директором ООО <данные изъяты> является Мащенко Е.А., выступающая по данному делу в качестве третьего лица на стороне ответчиков, следовательно, является, заинтересованным лицом в исходе дела в пользу ответчиков.

В соответствии с разделом 2 Правил охраны магистральных трубопроводов, Трубопроводы, на которые распространяется действие настоящих Правил, относятся к объектам повышенного риска. Их опасность определяется совокупностью опасных производственных факторов процесса перекачки и опасных свойств перекачиваемой среды.

Опасными производственными факторами трубопроводов являются:

разрушение трубопровода или его элементов, сопровождающееся разлетом осколков металла и грунта;

возгорание продукта при разрушении трубопровода, открытый огонь и термическое воздействие пожара;

взрыв газовоздушной смеси;

обрушение и повреждение зданий, сооружений, установок;

пониженная концентрация кислорода;

дым;

токсичность продукции.

В силу ст. 32 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» здания, строения и сооружения, построенные ближе установленных строительными нормами и правилами минимальных расстояний до объектов систем газоснабжения, подлежат сносу за счет средств юридических и физических лиц, допустивших нарушения.

Следовательно, строительство зданий, строений, сооружений вблизи объектов систем газоснабжения необходимо осуществлять в соответствии с установленными строительными нормами и правилами, при согласовании с организацией - собственником системы газоснабжения или уполномоченной ею организацией. Учет установленных минимальных расстояний при формировании земельных участков органами местного самоуправления для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства является обязательным и необходимым условием с целью дальнейшего предотвращения негативных последствий.

Суд полагает, что законодательство, регулирующее вопросы охранных зон нефтяных магистральных трубопроводов и газовых магистральных трубопроводов, является одинаковым, поскольку опасные производственные факторы, определяющие их опасность, одни и те же. Отличие заключается только в конкретных минимально допустимых расстояниях, установленных строительными нормами и правилами (СНиП), от осей нефтяных и газовых магистральных трубопроводов различного диаметра до любых видов построек.

Согласно ч. 1 ст. 90 ЗК РФ землями транспорта признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов автомобильного, морского, внутреннего водного, железнодорожного, воздушного, трубопроводного и иных видов транспорта и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Частями 6, 8 ЗК РФ предусмотрено, что в целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов трубопроводного транспорта могут предоставляться земельные участки для:

1) размещения наземных объектов системы нефтепроводов, газопроводов, иных трубопроводов;

2) размещения наземных объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта наземных и подземных зданий, сооружений, устройств и других объектов трубопроводного транспорта;

Земельные участки, предоставленные под строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов трубопроводного транспорта, из состава земель других категорий не подлежат переводу в категорию земель транспорта и предоставляются на период осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта таких объектов. На земельные участки, где размещены подземные объекты трубопроводного транспорта, относящиеся к линейным объектам, оформление прав собственников объектов трубопроводного транспорта в порядке, установленном настоящим Кодексом, не требуется. У собственников земельных участков возникают ограничения прав в связи с установлением охранных зон таких объектов.

Земельный участок с кадастровым номером расположен на расстоянии 20 метров от оси МН «Омск-Павлодар» Ду 1000, который в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» является опасным производственным объектом. Строительство зданий и жилых домов на таком расстоянии от магистрального нефтепровода запрещено.

Как видно из представленных в материалы дела документов, строительство и сдача в эксплуатацию нефтепровода были осуществлены до образования земельного участка, предоставленного в аренду третьему лицу Мащенко Е.А.

В судебном заседании стороны, третьи лица не оспаривали установленные расстояния от оси ближайшего магистрального трубопровода до границы земельного участка – 20 м.; расстояния от оси МН «Омск-Павлодар» до сооружения – 60,8 м., от оси МН «Омск-Иркутск» до сооружения – 68,8 м., от оси МНПП «Омск-Сокур» до сооружения – 82,8 м.

В силу ч. 1 ст. 166 ГК РФ, сделка недействительна по основаниям, установленным Гражданским кодексом РФ, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).

В соответствии со ст. 168 ГК РФ за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

Существование предусмотренных законом требований в части установления для опасных производственных объектов зон минимально допустимых расстояний, недопустимости осуществления в их пределах строительства без письменного разрешения организаций, эксплуатирующих такие объекты, свидетельствует о наличии реальной угрозы нарушения таких прав, возникновения общественно опасных последствий самим возведением спорных объектов в пределах таких зон.

Принимая во внимание, что минимальное безопасное расстояние расположения земельных участков к объекту повышенного риска не соблюдено, формирование и образование земельного участка с кадастровым номером , под индивидуальное жилищное строительство, в непосредственной близости к магистральным нефтепроводам «Омск-Павлодар» Ду 1000, «Омск-Иркутск» Ду 700, «Омск-Сокур» Ду 500, проходящих в одном технологическом коридоре, являющимися источниками повышенной опасности, создает угрозу жизни и здоровью граждан.

АО «Транснефть - Западная Сибирь» с 2012 года неоднократно направляло в Администрацию Пушкинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области письма и предупреждения о недопустимости нарушений охранных зон и зон минимально допустимых расстояний до магистральных трубопроводов, которые создают угрозу как обеспечению сохранности и нормальной эксплуатации самих магистральных трубопроводов, так и жизни и здоровью граждан в результате возможных аварий и инцидентов на опасных производственных объектах. Также неоднократно направлялись письма разъясняющие порядок применения вышеуказанных нормативных документов, в том числе и СП 36.13330.2012.

Наличие в Едином государственном реестре недвижимости сведений об установлении охранных зон МН и МНПП подтверждается письмами филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Омской области от 26.03.2012 и от 18.10.2013 .

Отсутствие в Едином государственном реестре недвижимости сведений о зонах минимально-допустимых расстояний магистрального нефтепровода, не освобождают от обязанности соблюдения такой зоны. Более того, обязанность организаций, эксплуатирующих магистральные трубопроводы, устанавливать границы таких зон в ЕГРН, законодательно не урегулирована.

Таким образом, органу местного самоуправления – Администрации Пушкинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области при предоставлении земельного участка с кадастровым номером в аренду, утверждения градостроительного плана данного земельного участка, выдачи разрешения на строительство на земельном участке с кадастровым номером , было достоверно известно о прохождении магистральных нефтепроводов и магистрального нефтепродуктопровода в непосредственной близости к образуемому земельному участку, о необходимости соблюдения требований законодательства о недопустимости нарушения, как охранной зоны магистрального нефтепровода, так и зоны минимально допустимых расстояний до магистрального нефтепровода.

Материалами дела подтверждается факт образования земельного участка с кадастровым номером с нарушением законодательных требований относительно запрета на возведение объектов капительного строительства в зоне минимально допустимых расстояний от магистрального трубопровода без согласия на то организации, эксплуатирующей такой магистральный трубопровод.

Такого согласия АО «Транснефть-Западная Сибирь» не давало. Доказательств обратного ответчиками не представлено.

Оценка представленных в материалы дела третьим лицом АО «Транснефть-Западная Сибирь» документов относительно планируемых реконструкции магистральных нефтепроводов с выносом их от населенного пункта <адрес>, не свидетельствует о даче АО «Транснефть-Западная Сибирь» согласия на размещение в зоне минимально допустимых расстояний от магистральных нефтепроводом объектов индивидуального жилищного строительства. Как указал представитель АО «Транснефть-Западная Сибирь» данные мероприятия находятся еще в проекте, сроки их реализации не установлены.

Исходя из изложенного, принимая во внимание порочный характер образования спорного земельного участка, суд считает подлежащими удовлетворению исковые требования о признании договора аренды земельного участка с кадастровым номером недействительным с момента его заключения с последующей переуступкой прав и обязанностей по договору аренды земельного участка Машталиру Д.З.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п.п. 73-75 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, по общему правилу является оспоримой (пункт 1 статьи 168 ГК РФ).

В силу пункта 5 статьи 426 ГК РФ условия публичного договора, не соответствующие требованиям, установленным пунктами 2 и 4 этой статьи, являются ничтожными.

В силу прямого указания закона к ничтожным сделкам, в частности, относятся: соглашение об устранении или ограничении ответственности лица, указанного в пункте 3 статьи 53.1 ГК РФ (пункт 5 статьи 53.1 ГК РФ); соглашение участников товарищества об ограничении или устранении ответственности, предусмотренной в статье 75 ГК РФ (пункт 3 статьи 75 ГК РФ); сделка, совершенная с целью, заведомо противной основам правопорядка или нравственности (статья 169 ГК РФ); мнимая или притворная сделка (статья 170 ГК РФ); сделка, совершенная гражданином, признанным недееспособным вследствие психического расстройства (пункт 1 статьи 171 ГК РФ); соглашение о переводе должником своего долга на другое лицо при отсутствии согласия кредитора (пункт 2 статьи 391 ГК РФ); заключенное заранее соглашение об устранении или ограничении ответственности за умышленное нарушение обязательства (пункт 4 статьи 401 ГК РФ); договор, предусматривающий передачу дара одаряемому после смерти дарителя (пункт 3 статьи 572 ГК РФ); договор, устанавливающий пожизненную ренту в пользу гражданина, который умер к моменту его заключения (пункт 3 статьи 596 ГК РФ); кредитный договор или договор банковского вклада, заключенный с нарушением требования о его письменной форме (статья 820 ГК РФ, пункт 2 статьи 836 ГК РФ).

Также ничтожной является сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц. Вне зависимости от указанных обстоятельств законом может быть установлено, что такая сделка оспорима, а не ничтожна, или к ней должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (пункт 2 статьи 168 ГК РФ).

Договор, условия которого противоречат существу законодательного регулирования соответствующего вида обязательства, может быть квалифицирован как ничтожный полностью или в соответствующей части, даже если в законе не содержится прямого указания на его ничтожность.

Применительно к статьям 166 и 168 ГК РФ под публичными интересами, в частности, следует понимать интересы неопределенного круга лиц, обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, а также обороны и безопасности государства, охраны окружающей природной среды. Сделка, при совершении которой был нарушен явно выраженный запрет, установленный законом, является ничтожной как посягающая на публичные интересы.

Принимая во внимание приведенные законоположения, а также разъяснения по их применению, учитывая установленные по делу обстоятельства образования земельного участка с нарушением установленных зон минимально допустимых расстояний от магистрального нефтепровода, а также существование совокупности опасных производственных факторов, суд приходит к выводу о том, что договор аренды земельного участка от 27.01.2017, соглашения от 19.06.2018 о переуступки прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от 27.01.2017 подлежат признанию недействительными в силу их ничтожности.

Поскольку постановление Администрации Пушкинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области от 27.01.2017 «О предоставлении земельного участка, местоположение <адрес> Мащенко Е.А.» принято в нарушение законодательства, оно подлежало отмене либо признанию его незаконным.

Согласно ч. 1 ст. 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Поскольку, на земельном участке с кадастровым номером не допускается строительство объектов недвижимости, договор аренды земельного участка и соглашение по договору аренды земельного участка данного земельного участка признаны судом недействительными, разрешение от 25.04.2017 на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке с кадастровым номером , выданное Администрацией Пушкинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области, также подлежит признанию недействительным.

Как неоднократно указывал Конституционный суд РФ в своих решениях, закрепленные в ст. 35 Конституции РФ гарантии права собственности предоставляются лишь в отношении права, возникшего на законных основаниях.

Статьей 222 ГК РФ предусмотрено, что самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.

Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.

Использование самовольной постройки не допускается.

Самовольная постройка подлежит сносу или приведению в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом (далее - установленные требования), осуществившим ее лицом либо за его счет, а при отсутствии сведений о нем лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором возведена или создана самовольная постройка, или лицом, которому такой земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен во временное владение и пользование, либо за счет соответствующего лица, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи, и случаев, если снос самовольной постройки или ее приведение в соответствие с установленными требованиями осуществляется в соответствии с законом органом местного самоуправления.

Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий:

если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта;

если на день обращения в суд постройка соответствует установленным требованиям;

если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.

Из разъяснений, содержащихся в пункте 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», следует, что ответчиком по иску о сносе самовольной постройки является лицо, осуществившее самовольное строительство. В случае нахождения самовольной постройки во владении лица, не осуществлявшего самовольного строительства, ответчиком по иску о сносе самовольной постройки является лицо, которое стало собственником. В случае отчуждения самовольной постройки - ее приобретатель. Если ответчик, против которого принято решение о сносе самовольной постройки, не осуществлял ее строительство, он вправе обратиться в суд с иском о возмещении убытков к лицу, осуществившему самовольную постройку.

Исходя из совокупности установленных в процессе судебного разбирательства обстоятельств и представленных в дело доказательств, судом установлено, что земельный участок кадастровым номером 55:20:190101:6195 с возведенным на нем объектом – фундамент под жилой дом, расположены в нарушение требований зоны минимально-допустимых расстояний (150 м) от оси магистральных нефтепроводов, нефтепродуктопровода, возведение строений в которой запрещено в целях безопасности и нормальных условий эксплуатации нефтепровода; данный фундамент возведен без согласования с собственником магистрального нефтепровода, его сохранение нарушает права и законные интересы АО «Транснефть - Западная Сибирь», являющегося собственником опасного производственного объекта, так как представляют потенциальную угрозу безопасной эксплуатации нефтепровода, безопасности самих построек и неопределенного круга лиц, находящих в непосредственной близости таких строений; в случае возникновения чрезвычайной ситуации строения будут являться препятствием в локализации и уменьшении последствий возможных аварий и катастроф.

Как бесспорно установлено судом, нефтепроводы были построены и введены в эксплуатацию задолго до приобретения ответчиком Машталир Д.З. прав на земельный участок с целью строительства дома на этом участке.

Каких-либо доказательств, свидетельствующих о несоответствии магистральных нефтепроводов, нефтепродуктопровода на момент его строительства действующему в тот период земельному, градостроительному законодательству, правилам землепользования и застройки населенного пункта, в дело не представлено и судом не установлено. Предоставление земельного участка для строительства и эксплуатации нефтепровода было осуществлено до получения в аренду земельного участка ответчиком Машталир Д.З., до начала возведения фундамента на нем.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что фундамент на земельном участке возведен с нарушением ст. 222 ГК РФ, ст. 51 Градостроительного кодекса РФ и является самовольной постройкой, так как возведен без оформления разрешительной документации со стороны собственника магистрального нефтепровода, находится в охранной зоне минимально-допустимого (150) м. расстояния нефтепровода, в пределах которого расположение объектов жилищного назначения в соответствии со СНиП 2.05.06-85* запрещено, и подлежит сносу за счет ответчика Машталир Д.З. Сохранение фундамента на указанном участке представляет потенциальную угрозу безопасной эксплуатации нефтепровода, безопасности самой постройки и неопределенного круга лиц, находящих в непосредственной близости таких строений; в случае возникновения чрезвычайной ситуации строения будут являться препятствием в локализации и уменьшении последствий возможных аварий и катастроф.

Таким образом, исковые требований Администрации Омского муниципального района Омской области подлежат удовлетворению в полном объеме.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ, ст. 333.19 Налогового кодекса РФ, с ответчика Машталира Д.З. следует взыскать государственную пошлину в местный бюджет в размере 600 рублей.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 27.01.2017 «░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░ ░.░.», ░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 27.01.2017, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ 19.06.2018 ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 27.01.2017 ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░.░.░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ 25.04.2017 ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ , ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ – ░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 600 ░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 1 ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░:

░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░: 13.12.2019.

2-2604/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Администрация ОМР Омской области
Ответчики
Машталир Дмитрий Зенонович
Администрация Пушкинского СП ОМР Омской области
Другие
Бородина Татьяна Сергеевна
Мащенко Елена Александровна
АО "Транснефть-Западная Сибирь"
Суд
Омский районный суд Омской области
Судья
Дьяченко Тамара Александровна
Дело на сайте суда
omskiycourt.oms.sudrf.ru
17.06.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.06.2020Передача материалов судье
17.06.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.06.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.06.2020Подготовка дела (собеседование)
17.06.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.06.2020Судебное заседание
17.06.2020Судебное заседание
26.11.2019Судебное заседание
05.12.2019Судебное заседание
13.12.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.12.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.12.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее