Дело № 2а-1830/2021
УИД: 42RS0009-01-2021-002658-87
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Центральный районный суд города Кемерово в составе:
председательствующего судьи Курилова М.К.,
при секретаре Сячине И.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кемерово
21 апреля 2021 года
административное дело по административному исковому заявлению Алфёрова М.Е. к Кемеровскому городскому Совету народных депутатов о признании незаконным проведения публичных слушаний по вопросу бюджета г.Кемерово на 2021 г.,
УСТАНОВИЛ:
Алфёров М.Е. обратился в суд с административным исковым заявлением к Кемеровскому городскому Совету народных депутатов о признании незаконным проведение публичных слушаний по вопросу бюджета г.Кемерово на 2021 г.
Административное исковое заявление мотивировано тем, что **.**.**** в 17:00 в здании администрации города Кемерово административный истец записался на публичные слушания по вопросу бюджета города Кемерово.
**.**.**** Алфёров М.Е. был незаконно задержан сотрудниками УМВД РФ по городу Кемерово и доставлен в ОП Центральный для составления протокола по делу об АП ст### КРФ об АП и не мог явиться на публичные слушания.
**.**.**** глава города Кемерово не обеспечил административного истца средствами индивидуальной защиты от корона вирусной инфекции, не выдали маску при посещении здания администрации города Кемерово в соответствии с постановлением правительства РФ №417 от 02.04.2020 года, постановлением главного санитарного врача РФ №31 от 16.10.2020 года, распоряжения губернатора Кемеровской области-Кузбасса от 11.05.2020 № 62-рг «и внесении изменения в распоряжения губернатора Кемеровской области — Кузбасса от 14.03.2020 № 21-рг.
Административный истец считает, что с целью воспрепятствования моему участию в публичных слушаниях 23.12.2020 года, **.**.**** глава города Кемерово в лице работника администрации города Кемерово оговорил его в совершении административного правонарушения а именно сообщил сотрудникам ЦПЭ ГУ МВД РФ о том, что он находился **.**.**** в помещении администрации города Кемерово без маски.
Административный истец считает, что само по себе задержание и доставление является незаконными. В материалах КУСП ... по Кемеровской области Кузбассу отсутствуют сведения о наличии события административного правонарушения ### КРФ об АП, дело об АП возбужденно незаконно в нарушение ст.28.1 КРФ об АП.
23.12.2020 года присутствовавший на публичных слушаниях житель города Кемерово ЛИЦО_3 сообщил о задержании административного истца и невозможности принять участие в проведении публичных слушаний. Заслушав ЛИЦО_3, председатель совета народных депутатов города Кемерово заявил о том, что претензии по факту моего задержания следует направлять в правоохранительные органы. Административный истец полагает, что узнав о намерении Алфёрова М.Е. участвовать в проведении публичных слушаний 23.12.2020 года его незаконно задержали.
Считает, что в связи с изложенным, нарушено его право на участие в местом самоуправлении.
На основании изложенного, административный истец просит суд признать незаконным проведение публичных слушаний, по вопросу бюджета города Кемерово на 2021 во временном промежутке 12:00 - 15:00 незаконным.
В судебном заседании представитель административного ответчика Аймаутова Е.А., действующая на основании доверенности от **.**.****, административные исковые требования не признала.
Административный истец Алфёров М.Е. в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о чем в материалах дела имеется расписка, причины неявки суду неизвестны.
С учетом положений ст. 150 КАС РФ, мнения представителя административного ответчика, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии административного истца, извещенного о слушании дела надлежащим образом. Основания для отложения судебного разбирательства не установлены.
Выслушав доводы представителя административного ответчика, изучив письменные материалы дела и материалы дела ### Центрального районного суда г.Кемерово об административному правонарушении, суд приходит к следующим выводам.
Согласно п. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
По смыслу п. 1, 2 ст. 227 КАС РФ, суд принимает решение о признании оспариваемого решения органа, наделенного государственными или иными публичными полномочиями незаконным при одновременном наличии двух условий: противоречии их закону и нарушении прав и законных интересов административного истца.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (часть 11 статьи 226 КАС РФ).
Конституция Российской Федерации устанавливает, что в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление (статья 12), оно обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения (ч. 1 статьи 130) и осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления (ч. 2 статьи 130).
Одновременно Конституция Российской Федерации исходит из того, что местное самоуправление должно осуществляться в соответствии с общими принципами его организации, установление которых относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации ( п. «н» ч. 1 статьи 72).
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" граждане Российской Федерации осуществляют местное самоуправление посредством участия в местных референдумах, муниципальных выборах, посредством иных форм прямого волеизъявления, а также через выборные и иные органы местного самоуправления.
В соответствии со статьями 22-32 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" формами непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления являются местный референдум, муниципальные выборы, правотворческая инициатива граждан, инициативные проекты, территориальное общественное самоуправление, собрание и конференция граждан, опрос граждан, обращения граждан в органы местного самоуправления, публичные слушания, общественные обсуждения и другие формы.
В соответствии с частями 1-2 статьи 28 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования могут проводиться публичные слушания; публичные слушания, проводимые по инициативе представительного органа муниципального образования, назначаются представительным органом муниципального образования.
В силу п. 2 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» на публичные слушания должен выноситься проект местного бюджета и отчет о его исполнении.
Частью 4 статьи 28 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний, включая мотивированное обоснование принятых решений.
Статьей 21 Устава г. Кемерово предусмотрено, что для обсуждения проектов правовых актов, принимаемых органами городского самоуправления по вопросам городского значения, с участием жителей города городским Советом, Главой города могут проводиться публичные слушания (ч. 1), публичные слушания, проводимые по инициативе населения города или городского Совета, назначаются городским Советом (ч. 2), на публичные слушания выносятся проект городского бюджета и отчет о его исполнении (п. 2 ч. 3), порядок организации и проведения публичных слушаний устанавливается нормативными правовыми актами городского Совета.
Порядок организации и проведения публичных слушаний в городе Кемерово утвержден постановлением Кемеровского городского Совета народных депутатов от 28.10.2005 № 276 (в редакции, действующей на момент проведения публичных слушаний).
Согласно п. 1.2 вышеуказанного постановления под публичными слушаниями в настоящем Порядке понимается обсуждение проектов правовых актов органов городского самоуправления по вопросам городского значения с участием жителей города. Результаты публичных слушаний носят для органов городского самоуправления рекомендательный характер.
Разделом 2 указанного Постановления Кемеровского городского Совета народных депутатов от 28.10.2005 № 276 предусмотрен порядок назначения публичных слушаний.
Пунктами 4.1 – 4.12 Постановления Кемеровского городского Совета народных депутатов от 28.10.2005 № 276 (в редакции, действующей на момент проведения публичных слушаний) установлено:
4.1. Под слушаниями в органе городского самоуправления понимается обсуждение депутатами городского Совета или работниками Администрации города проектов правовых актов органов городского самоуправления с участием представителей общественности.
4.2. Информация о времени, месте и теме публичных слушаний, месте размещения и контактных телефонах комиссии, а также проект правового акта органа городского самоуправления, предлагаемый к обсуждению на публичных слушаниях, подлежит обязательному опубликованию (обнародованию) в средствах массовой информации не позднее чем за десять дней до проведения публичных слушаний.
4.3. Любой желающий вправе представить в комиссию свои предложения и замечания для включения их в протокол публичных слушаний.
4.4. Предварительный состав участников публичных слушаний определяется комиссией. Приглашенным на публичные слушания лицам заблаговременно рассылаются уведомления о проведении публичных слушаний.
Жители города, желающие принять участие в публичных слушаниях и выступить на них, должны не менее чем за три рабочих дня до даты проведения публичных слушаний направить в комиссию письменное извещение.
4.5. Информационные материалы к публичным слушаниям, проекты рекомендаций и иных документов, которые предполагается принять по результатам публичных слушаний, готовятся комиссией.
Для подготовки проектов указанных документов могут быть привлечены независимые эксперты.
4.6. Председательствующим на публичных слушаниях может быть соответственно председатель городского Совета, Глава города либо уполномоченное лицо.
4.7. Публичные слушания начинаются вступительным словом председательствующего, который информирует о существе обсуждаемого вопроса, его значимости, порядке проведения слушаний, участниках слушаний. Затем слово предоставляется уполномоченному представителю комиссии для доклада по обсуждаемому вопросу, после чего следуют вопросы участников слушаний, которые могут быть заданы как в устной, так и в письменной формах. Затем слово для выступлений предоставляется участникам слушаний.
4.8. В первоочередном порядке слово для выступления предоставляется приглашенным на публичные слушания лицам, заблаговременно уведомившим комиссию о желании выступить по обсуждаемому вопросу, а также лицам, направившим в комиссию соответствующее письменное извещение.
По решению председательствующего слово для выступления может быть предоставлено иным участникам публичных слушаний.
4.9. Продолжительность публичных слушаний определяется характером обсуждаемых вопросов. Председательствующий на публичных слушаниях вправе принять решение о перерыве в публичных слушаниях и об их продолжении в другое время.
4.10. Во время проведения публичных слушаний секретарем комиссии ведется протокол.
4.11. Протокол публичных слушаний, принятые участниками публичных слушаний рекомендации и иные документы направляются в орган городского самоуправления, принявший решение о назначении публичных слушаний.
4.12. В течение десяти дней со дня проведения публичных слушаний комиссия публикует (обнародует) в средствах массовой информации обобщенные результаты публичных слушаний с указанием позиций и мнений, высказанных их участниками.
Судом установлено, что Кемеровским городским Советом принято решение от 27.11.2020 № 360 «О назначении публичных слушаний по проекту решения Кемеровского городского Совета народных депутатов «О бюджете города Кемерово на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов».
Указанным решением назначены публичные слушания по проекту решения Кемеровского городского Совета народных депутатов «О бюджете города Кемерово на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов» на 23.12.2020 г., время проведения публичных слушаний – 12 – 00 час., а также указано место проведения публичных слушаний, создана комиссия по организации и проведению публичных слушаний и учету предложений.
Во исполнение п. 4.2. Порядка организации и проведения публичных слушаний в городе Кемерово решение от 27.11.2020 № 360 «О назначении публичных слушаний по проекту решения Кемеровского городского Совета народных депутатов «О бюджете города Кемерово на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов» и проект решения Кемеровского городского Совета «О бюджете города Кемерово на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов» были опубликованы в газете «Кемерово» от 01.12.2020 г. №93 и на сайте «Электронный бюллетень органов местного самоуправления города Кемерово».
В соответствии с п. 1.9, 1.10 Порядка организации и проведения публичных слушаний в городе Кемерово участие в публичных слушаниях является свободным и добровольным. В публичных слушаниях вправе участвовать представители общественности: жители города, обладающие избирательным правом, представители политических партий и иных общественных объединений, а также организаций, осуществляющих свою деятельность на территории города, по вопросам, затрагивающим их интересы.
**.**.**** в Кемеровский городской совет народных депутатов поступило заявление Алфёрова М.Е. за ### о намерении принять участие в проведении публичных слушаний по проекту решения Кемеровского городского Совета народных депутатов «О бюджете города Кемерово на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов» 23.12.2020 г. в 12-00 час.
Согласно пояснениям представителя административного ответчика Аймаутовой Е.А., данных в судебном заседании, истец был включен в список участников публичных слушаний, о чем ему было сообщено по телефону, что также подтверждается детализацией телефонных звонков за декабрь 2020г.
Согласно протоколу публичных слушаний по проекту решения Кемеровского городского Совета народных депутатов «О бюджете города Кемерово на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов» от 23.12.2020 г. перед началом публичных слушаний выступил председательствующий ЛИЦО_10 который сообщил общее количество участников публичных слушаний, озвучил регламент публичных слушаний, огласил список зарегистрированных для выступления участников.
Как указывает административный истец, присутствовать на публичных слушаниях 23.12.2020 г. он не мог, поскольку был задержан сотрудниками УМВД РФ по г. Кемерово.
Факт отсутствия Алфёрова М.Е. на публичных слушаниях по проекту решения Кемеровского городского Совета народных депутатов «О бюджете города Кемерово на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов» отражен в протоколе публичных слушаний от 23.12.2020 г.
Так, согласно материалам дела ### об административном правонарушении, **.**.**** в отношении Алфёрова М.Е. действительно составлен протокол ### об административном правонарушении по ч. 2 ст. ### КоАП РФ. Постановлением Центрального районного суда г.Кемерово от **.**.**** Алфёров М.Е. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. ### КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 35000 руб. Решением судьи Кемеровского областного суда от **.**.**** постановление судьи Центрального районного суда г.Кемерово от **.**.**** оставлено без изменения, апелляционная жалоба – без удовлетворения.
Вместе с тем, невозможность участия Алфёрова М.Е. в публичных слушаниях 23.12.2020 г. в виду его задержания сотрудником ОП «Центральный» УМВД России по г.Кемерово само по себе не может являться основанием для признания публичных слушаний по проекту решения Кемеровского городского Совета народных депутатов «О бюджете города Кемерово на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов» незаконными.
В данном случае, исходя из письменных материалов дела, административным ответчиком были приняты все меры для обеспечения участия административного истца в публичных слушаниях.
При этом суд учитывает, что оценка законности задержания Алфёрова М.Е. **.**.**** в настоящем судебном процессе рассматриваться не может.
В силу ч. 1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
В данном случае, административным истцом в нарушение ст. 62 КАС РФ не доказаны обстоятельства, на которые он ссылается в своем административном исковом заявлении, в том числе факт воспрепятствования административным ответчиком участия Алфёрова М.Е. 23.12.2020 г. в публичных слушаниях по проекту решения Кемеровского городского Совета народных депутатов «О бюджете города Кемерово на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов».
То обстоятельство, что присутствующий на публичных слушаниях ЛИЦО_3 сообщил председательствующему ЛИЦО_9 о неявке Алфёрова М.Е. в связи с его задержанием сотрудником ОП «Центральный» УМВД России по г.Кемерово не является основанием для признания публичных слушаний не законными. Постановлением Кемеровского городского Совета народных депутатов от 28.10.2005 N 276 "О порядке организации и проведения публичных слушаний в городе Кемерово" не предусмотрена возможность отложения публичных слушаний в связи с неявкой кого-либо из жителей города. Кроме того, Совет народных депутатов не обладает полномочиями по оценке действий правоохранительных органов, в том числе несогласие с действиями сотрудников таких органов рассматривается в установленном законом порядке.
В соответствии со ст. 226 КАС РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:
-
об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;
-
об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Таким образом, для признания незаконными действий (решений) соответствующего органа государственной власти необходимо одновременно наличие двух условий:
- несоответствие оспариваемого акта (действия) закону;
- установление факта нарушения прав и законных интересов заявителя оспариваемым актом (действием).
Таких условий по делу судом не установлено.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что административное исковое заявление Алфёрова М.Е. к Кемеровскому городскому Совету народных депутатов о признании незаконным проведения публичных слушаний по вопросу бюджета г.Кемерово на 2021 г. удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Алфёрова М.Е. к Кемеровскому городскому Совету народных депутатов о признании незаконным проведения публичных слушаний по проекту решения Кемеровского городского Совета народных депутатов «О бюджете города Кемерово на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов» - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд г. Кемерово в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: М.К. Курилов
В окончательной форме решение изготовлено 23.04.2021 года.