УИД 58RS0018-01-2022-005140-25 1 инстанция №2-2794/2022
Судья Ирушкина С.П. 2 инстанция №33-185/2023
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
17 января 2023 г. г. Пенза
Судебная коллегия по гражданским делам Пензенского областного суда в составе:
председательствующего Бурдюговского О.В.,
судей Мананниковой В.Н., Титовой Н.С.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Канищевым Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании Пензенского областного суда по докладу судьи Мананниковой В.Н. гражданское дело по исковому заявлению Огуло Н. Н. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Пензенской области (ОСФР по Пензенской области) о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии, включении периодов работы, повышения квалификации в специальный стаж, назначении досрочной страховой пенсии по старости по апелляционной жалобе Огуло Н. Н. на решение Ленинского районного суда г. Пензы от 20 октября 2022 г., которым постановлено:
Исковые требования Огуло Н. Н. к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда РФ по Пензенской области о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии, включении периодов работы, повышения квалификации в специальный стаж, назначении досрочной страховой пенсии по старости удовлетворить частично.
Признать решение ГУ - ОПФР по Пензенской области от 1 июля 2022 г. № об отказе Огуло Н. Н. в назначении досрочной страховой пенсии незаконным в части не включения в специальный стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации с 8 октября 1998 г. по 8 декабря 1998 г. (1:1,3), с 8 февраля 2005 г. по 8 апреля 2005 г. (1:1) в должности медицинской сестры кабинета функциональной диагностики поликлиники в Колышлейской центральной районной больнице.
Обязать ГУ - ОПФР по Пензенской области включить в специальный стаж Огуло Н. Н. периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 8 октября 1998 г. по 8 декабря 1998 г. (1:1,3), с 8 февраля 2005 г. по 8 апреля 2005 г. (1:1) в должности медицинской сестры кабинета функциональной диагностики поликлиники в Колышлейской центральной районной больнице.
В остальной части исковые требования к ГУ - ОПФР по Пензенской области оставить без удовлетворения,
у с т а н о в и л а:
Огуло Н.Н. обратилась в суд с иском к ГУ - ОПФР по Пензенской области (ОПФР по Пензенской области) о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии, включении периодов работы, повышения квалификации в специальный стаж, назначении досрочной страховой пенсии по старости, указав, что 27 июня 2022 г. обратилась к ответчику с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа. Решением комиссии ГУ ОПФР по Пензенской области 1 июля 2022 г. № ей было отказано в назначении указанной пенсии по причине недостаточности стажа на соответствующих видах работ; не учтены периоды работы в ООО Санаторий «Хопровские зори» с 24 февраля 2006 г. по настоящее время, поскольку санаторий не является профильным и не входит в перечень, утвержденный Списками № и №. Кроме того, не вошли периоды нахождения на курсах повышения квалификации; всего в специальный стаж ответчик включил 9 лет 7 месяцев 24 дня. С данный решением истица не согласна, считает его незаконным, поскольку у ООО Санаторий «Хопровские зори» имеется лицензия на медицинскую деятельность. Виды деятельности, указанные в лицензии в разделе санаторно-курортной помощи, определяют профиль деятельности учреждения. При наличии в лицензии права на осуществление медицинской деятельности, вида работ и услуг по оказанию санаторно-курортной помощи по травматологии и ортопедии санаторий имеет право осуществлять лечение больных с нарушением опорно-двигательного аппарата. Работа истицы с 24 февраля 2006 г. по настоящее время в должности медицинской сестры по массажу в санатории «Хопровские зори», в котором осуществляется лечение больных с нарушением опорно-двигательного аппарата, то есть по профилю, указанному в разделе «Наименование учреждений» списка от 29 октября 2002 г. №781, дает право на назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения досрочно. Должность «медицинская сестра по массажу» в учреждении – санаторий для лечения больных с нарушением опорно-двигательного аппарата, имеется в указанном Списке. Повышение квалификации она проходила согласно установленному графику и расписанию с установленным количеством часов обучения, непрерывно, после чего возвращалась на работу. Периоды нахождения на курсах повышения квалификации являются периодами работы с сохранением заработной платы, с которой работодатель производил отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, в связи с чем отказ во включении в стаж работы периодов нахождения на курсах повышения квалификации считает незаконным.
С учетом уточнения исковых требований Огуло Н.Н. просила признать решение ОПФР по Пензенской области от 1 июля 2022 г. № незаконным в части исключения из стажа периодов нахождения на курсах повышения квалификации с 8 октября 1998 г. по 8 декабря 1998 г. в льготном исчислении (1:1,3); с 8 февраля 2005 г. по 8 апреля 2005 г. в календарном исчислении (1:1); период работы в ООО Санаторий «Хопровские зори» с 24 февраля 2006 г. по 27 июня 2022 г. в календарном исчислении (1:1); обязать ответчика включить в стаж работы, дающей право на досрочную страховую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, указанные периоды нахождения на курсах повышения квалификации, период работы в ООО Санаторий «Хопровские зори» с 24 февраля 2006 г. по 27 июня 2022 г. в календарном исчислении (1:1).
В судебном заседании истица уточненные исковые требования поддержала, сославшись на доводы, изложенные в иске, дополнив, что одним из основных профилей санатория является лечение больных с нарушением опорно-двигательного аппарата; лечение таких больных предусмотрено в лицензиях. Требования к образованию, квалификации, а также ответственность медицинских работников санатория такие же, как для медиков учреждений здравоохранения. Каждые пять лет она проходила учебу и повышала квалификацию. Полагает, что то, в чьем ведении находится организация и кому принадлежит имущество, не может предопределять различий в условиях, характере профессиональной деятельности медицинских работников и не свидетельствует о существовании таких различий.
Представитель ответчика ГУ - ОПФР по Пензенской области Тимербулатова А.А., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, указав об обоснованности вынесенного решения ОПФР по Пензенской области с учетом указанных в нем оснований.
Ленинский районный суд г. Пензы, рассмотрев исковое заявление Огуло Н.Н., постановил вышеуказанное решение, об отмене которого в части отказа во включении в специальный стаж работы периода с 24 февраля 2006 г. по 27 июня 2022 г. в ООО Санаторий «Хопровские зори» просит истец.
В апелляционной жалобе указывает на неправильное применение норм материального права.
Так, отмечает, что должность «медицинская сестра по массажу» в «санатории для лечения больных с нарушением опорно-двигательного аппарата» имеется в Списках от 22 сентября 1999 г. №1066 и от 29 октября 2002 г. №781. При этом в лицензиях, выданных ООО Санаторий «Хопровские зори» на осуществление медицинской деятельности, лечение больных с нарушением опорно-двигательного аппарата предусмотрено, как работа по специальности травматология и ортопедия. Количество больных, прошедших лечение в санатории, с болезнями опорно-двигательного аппарата составляет с 2003г. по 2021 г. около 80% от общего количества больных, что доказывает, по мнению заявителя, что основным профилем деятельности является лечение больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Полагает также, что действующее законодательство не предусматривает различий в пенсионном обеспечении лиц, осуществляющих лечебную и иную деятельность по охране здоровья в государственных (муниципальных) учреждениях и учреждениях (организациях) иной формы собственности. С учетом Постановления Конституционного Суда РФ от 3 июня 2004 г. №11-П считает, что понятием «учреждение здравоохранения» в Федеральном законе «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» охватывается, в том числе субъект частной системы здравоохранения независимо от его организационно-правовой формы.
Указывает, что в санатории работают медицинские работники, требования к образованию и квалификации которых, а также их ответственность аналогичны статусу медицинских работников государственных и муниципальных учреждений.
Просит в оспариваемой части отменить решение суда, и удовлетворить ее требования полностью.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Пензенского областного суда от 17 января 2023 г. в соответствии со ст. 44 ГПК РФ произведена замена ответчика – ГУ – Отделения Пенсионного Фонда РФ по Пензенской области (ОПФР по Пензенской области) на правопреемника Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Пензенской области (ОСФР по Пензенской области) в связи с его реорганизацией.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец Огуло Н.Н. доводы апелляционной жалобы поддержала, настаивала на ее удовлетворении.
Представитель ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Пензенской области (ОСФР по Пензенской области), третьего лица – ООО Санаторий «Хопровские зори» в судебное заседание не явились, о слушании дела извещены надлежаще, в связи с чем и в соответствии со ст. ст. 167, 327 ГПК РФ дело рассмотрено в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения истца, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами и требованиями закона.
Как следует из материалов дела и установлено районным судом, Огуло Н.Н. 27 июня 2022 г. обратилась в ГУ - ОПФ РФ по Пензенской области с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости.
Решением ГУ - ОПФ РФ по Пензенской области от 1 июля 2022 г. № Огуло Н.Н. не засчитаны в стаж медицинской деятельности периоды:
- с 9 октября 1996 г. по 7 декабря 1997 г. и с 19 января 1998 г. по 1 февраля 1998 г. – периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком;
- с 8 октября 1998 г. по 8 декабря 1998 г. – период, отраженный в выписке по ИЛС без кода льготной работы;
- с 24 февраля 2006 г. по 31 декабря 2021 г. – период работы в должностях медицинской сестры в ООО Санаторий «Хопровские зори», так как право на досрочную страховую пенсию по старости предоставлено врачам и среднему персоналу, занятым исключительно в учреждениях любой формы собственности. Иные организационно-правовые формы законодателем не предусмотрены.
По результатам рассмотрения заявления Огуло Н.Н. было отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости ввиду отсутствия необходимого стажа лечебной деятельности не менее 25 лет в сельской местности или поселках городского типа; ее стаж медицинской деятельности составил 9 лет 7 месяцев 24 дня.
Отказывая в удовлетворении иска Огуло Н.Н. о включении в специальный стаж спорного периода ее работы медицинской сестрой по массажу в ООО Санатории «Хопровские зори» суд первой инстанции исходил из того, что указанная организация не может быть отнесена к учреждению здравоохранения, является коммерческой организацией; в соответствии с законодательством коммерческие организации и учреждения имеют разную юридическую природу и создаются для осуществления различных целей. Кроме того, суд указал, что в связи с изменением с 1 ноября 1999 г. правового регулирования вопросов пенсионного обеспечения работа медицинских работников в санатории (курорте) подлежит зачету в стаж, дающий право на назначение пенсии по старости досрочно, только при условии, что санаторий (курорт) имеет определенный профиль деятельности, указанный в соответствующих Списках, в то время как ООО Санаторий «Хопровские зори» относится к категории многопрофильных санаториев, по профилям, указанным в Списке, деятельность не осуществляет.
Судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения по изложенным в апелляционной жалобе доводам.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившего в силу с 1 января 2015 г., право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа.
Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
Согласно п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона РФ от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с ч. 1 ст. 30 названного закона, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 30).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (ч. 3 ст. 30).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч. 4 ст. 30).
Постановлением Правительства РФ от 16 июля 2014 г. №665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» определены подлежащие применению при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ Списки работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и Правила исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение.
Пунктами 1 (подп. «н») и 3 (подп. «в») постановления Правительства РФ от 16 июля 2014 г. №665 ко всем периодам работы, независимо от времени выполнения, предусмотрено применение Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденного постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. №781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее Список №781), а также Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. №781 (далее Правила №781).
Кроме того, в силу ч. ч. 3 и 4 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ и в соответствии с подп. «н» п. 1, подп. «в» п. 3 постановления Правительства РФ от 16 июля 2014 г. №665 при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются:
- постановление Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. №464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет» - для учета и исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
- постановление Правительства РФ от 22 сентября 1999 г №1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», - для учета и исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно.
К спорным периодам работы истца в обжалуемой части решения подлежит применению Список №781 и Правила №781, однако этот список не предусматривает возможности зачета в специальный стаж работы в организациях, не являющихся учреждениями здравоохранения, и имеющих организационно-правовую форму общества с ограниченной ответственностью, как и списки, применяемые для учета и исчисления периодов соответствующей деятельности по 31 декабря 2001 г. включительно.
В соответствии с п. 1 ст. 120 ГК РФ (действовавшей до 1 сентября 2014 г.) установлено, что учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
Учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение) (п. 2 ст. 120 ГК РФ, действовавшей до 1 сентября 2014 г.).
Аналогичные нормы об учреждениях содержатся в п. п. 1 и 2 ст. 123.21 ГК РФ, действующей с 1 сентября 2014 г.
В то же время согласно ст. 66 ГК РФ (как в редакции до 1 сентября 2014 г., так и в редакции после указанной даты) акционерные общества и общества с ограниченной ответственностью являются коммерческими организациями.
Таким образом, ООО Санаторий «Хопровские зори» не может быть отнесен к учреждениям здравоохранения, работа в которых подлежит зачету в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Доводы истца, приведенные в апелляционной жалобе, о том, что ООО Санаторий «Хопровские зори» хотя и не является учреждением здравоохранения, но имеет лицензию на осуществление медицинской деятельности, что право на получение пенсии досрочно не может быть поставлено в зависимость от организационно-правовой формы организации, в которой осуществляется лечебная деятельность, поскольку при таких условиях нарушается конституционное право граждан (медицинских работников) на равный доступ к пенсионному обеспечению, судебная коллегия отклоняет, исходя из следующего.
В основу дифференциации досрочного пенсионного обеспечения по старости законодателем положены не только специфика профессиональной деятельности лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, но и особенности функционирования учреждений здравоохранения, организация труда в которых предполагает соблюдение специальных условий и выполнение определенной нагрузки.
Осуществляемая индивидуальными предпринимателями и коммерческими организациями профессиональная деятельность, в том числе, в медицинской сфере, организуется ими по своему усмотрению и не охватывается требованиями действующего законодательства, предъявляемыми к продолжительности и интенсивности работы в тех или иных должностях.
В связи с этим выполняемая ими профессиональная деятельность существенно отличается от жестко регламентируемой деятельности работников учреждений здравоохранения, а потому установленные законодателем различия в условиях досрочного пенсионного обеспечения по старости, основанные на таких объективных критериях, как условия, режим и интенсивность работы, не могут рассматриваться как нарушающие конституционный принцип равенства при реализации права на пенсионное обеспечение, гарантированного ч. 1 ст. 39 (часть 1) Конституции РФ.
Не свидетельствуют о наличии оснований к отмене обжалуемого решения и доводы апеллянта о том, что санатории (курорты) предусмотрены в разделах «Наименование учреждений» Списка №1066 и Списка №781, а лицензии на осуществление медицинской деятельности, выданные ООО Санаторий «Хопровские зори» предусматривают осуществление деятельности по нескольким профилям, в том числе травматологии и ортопедии, что предполагает лечение и реабилитацию больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата, указанным в названных Списках.
С 1 ноября 1999 г. изменилось правовое регулирование пенсионного обеспечения медицинских работников санаториев (курортов), которое стало предусматривать включение в стаж, дающий право на назначение пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, работу в санаториях (курортах) только определенного профиля - для лечения туберкулеза всех форм, для больных с последствиями полиомиелита, для гематологических больных, для лечения больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата, для больных ревматизмом, психоневрологических больных (п. 21 разделов «Наименование учреждений» Списка №1066 и Списка №781). Работа по медицинским специальностям в санаториях (курортах) иных, помимо перечисленных в указанном перечне профилей, после принятия постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. №1066, а именно после 1 ноября 1999 г., не включается в стаж, дающий право на назначение пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения.
В соответствии с пунктом 5.2.11.15 приложения к приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 6 августа 2007 г. №522 «О ведении государственного реестра курортного фонда Российской Федерации» медицинская специализация (профиль) санатория определяется в соответствии с приложением к лицензии на медицинскую деятельность.
Это означает, что для включения периодов работы истца в санатории-профилактории в льготный стаж, необходимо установить, что она осуществляла лечебную деятельность в профильном санатории либо в многопрофильном, но работала по определенному профилю или нескольким определенным профилям, указанным в Списке.
По общему правилу в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня (п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации №516 от 11 июля 2002 г.). Каких-либо исключений из указанного правила для лиц, осуществляющих лечебную деятельность, законом не предусмотрено.
Между тем, суду не представлено бесспорных доказательств, подтверждающих, что истец, работая в должности медицинской сестры по массажу, осуществляла лечебную деятельность только по профилю или нескольким профилям, указанным в Списке №781, в течение полного рабочего дня. Справка ООО Санаторий «Хопровские зори» от 20 сентября 2022 г. №1407 о процентном составе пролеченных больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата, которые составляют с 2003 по 2021 г. г. в процентном соотношении ко всем больным, прошедшим лечение в санатории, от 63,7% до 89%, таким доказательством не является, поскольку при наличии нескольких должностей медицинских сестер по массажу не свидетельствует об осуществлении Огуло Н.Н. деятельности по необходимому профилю.
Кроме того, истец является застрахованным лицом в системе обязательного пенсионного страхования с 3 октября 1997 г. Согласно выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица спорный указанный период не подтвержден кодом льготной профессии.
В справке ООО Санаторий «Хопровские зори», уточняющей работу в должностях, дающих право на пенсию в связи с лечебной или иной работой по охране здоровья от 27 июня 2022 г. №996, указано, что Огуло Н.Н. работала с 24 февраля 2006 г. в должности медицинской сестры в медицинской службе; с 1 июля 2006 г. - в должности медицинской сестры по массажу в медицинской службе; с 16 февраля 2021 г. - в должности медицинской сестры по массажу в отделении медицинской реабилитации. Также указаны периоды отпусков без сохранения заработной платы, учебные отпуска.
По информации ООО Санаторий «Хопровские зори» код льготной деятельности Огуло Н.Н. не выставлялся, так как согласно карте № специальной оценки условий труда работников вредные условия труда отсутствуют.
В пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 г. №30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» указано, что, рассматривая требования, связанные с порядком подтверждения страхового стажа (в том числе стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости), судам следует различать периоды, имевшие место до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», и после такой регистрации.
Периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (к примеру, архивными). Если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами), а также по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин), не связанным с виной работника, и восстановить их невозможно, то такие периоды работы могут быть установлены на основании показаний двух или более свидетелей. При этом характер работы показаниями свидетелей не подтверждается (п. 3 ст. 13 Федерального закона №173-ФЗ).
Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в силу п. 2 ст. 13 Федерального закона №173-ФЗ подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
В отношении истца данные об особых условиях работы в ООО Санаторий «Хопровские зори» не подавались, к моменту рассмотрения дела судом не исправлены работодателем, при том условии, что данный санаторий по настоящее время осуществляет свою деятельность.
На основании изложенного, районный суд не нашел оснований для включения в специальный стаж работы истца периода работы в должности медицинской сестры по массажу в ООО Санаторий «Хопровские зори» с 24 февраля2006 г. по 27 июня 2022 г. Поскольку с учетом зачтенных судом первой инстанции периодов работы и периодов зачтенных пенсионным органом специальный стаж истца составил менее 25 лет, то соответственно при таком положении суд первой инстанции правильно отказал истцу в удовлетворении требования об обязании досрочно назначить страховую пенсию по старости, так как на день обращения истца в пенсионный орган с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости у нее такого права не возникло.
По иным доводам решение районного суда истцом не обжаловалось, и судебной коллегией не проверяется.
Иные доводы апелляционной жалобы дублируют позицию истца, высказанную в суде первой инстанции, по существу не опровергают выводы суда, сводятся лишь к несогласию с ними и субъективной оценке установленных обстоятельств, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, влияли на его обоснованность и законность, поэтому не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения суда.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судебной коллегией не установлено.
При таком положении судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции является законным, обоснованным, оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ не усматривает.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
О п р е д е л и л а:
Решение Ленинского районного суда г. Пензы от 20 октября 2022 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Огуло Н. Н. – без удовлетворения.
Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 18 января 2023 г.
Председательствующий:
Судьи: