Дело № 2а-4256/2021
25RS0001-01-2021-005509-46
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
27 июля 2021 года
Ленинский районный суд г.Владивостока в составе:
председательствующего судьи Н.А. Ярошевой
при секретаре Д.И.Новосёловой,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Сустова Александра Геннадьевича к заместителю главы администрации г.Владивостока, администрации г.Владивостока о признании решения незаконным,
УСТАНОВИЛ:
Сустов А.Г. обратился в суд с названным административным иском, в обоснование заявленных требований указав, что 21.06.2021 им в администрацию г.Владивостока было подано уведомление о проведении публичного мероприятия в форме пикета, с участием 1 человека, с целью – агитация КПРФ на выборах в Законодательное собрание Приморского края, Государственную Думу, которые пройдут 19.09.2021 года, в соответствии с Указом Президента РФ № 367 от 17.06.2021 года. 22.06.2021 им был получен отказ административного ответчика в согласовании проведения одиночного пикета (письмо исх. № 12-мп от 22.06.2021). В обоснование отказа административный ответчик сослался на Постановление Губернатора Приморского края № 21-пг от 18.03.2020 (с изменениями и дополнениями), согласно которому на территории Приморского края приостановлено проведение мероприятий с очным присутствием граждан. С отказом административного ответчика он не согласен, полагает, что нарушены его права на проведение публичного мероприятия в форме пикета, право на агитацию, а также отказ не соответствует действующему законодательству. С учетом положений Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ст. 31 Конституции РФ, ст.ст. 2, 7, 12, ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" полагает, что ссылка ответчика на Постановление Губернатора Приморского края от 18.03.2020 № 21-пг (с изменениями и дополнениями) является не состоятельной, так как Постановление не содержит запрета на проведение публичного мероприятия в форме пикета, а носит, в данной части, рекомендательный характер. Более того, Постановление Губернатора не является законом субъекта РФ (Приморского края), а является локальным региональным актом. Своим отказом ответчик ограничил его право на проведение агитации КПРФ, в соответствии с Указом Президента РФ № 367 от 17.06.2021. Просит признать незаконным решение администрации г.Владивостока от 22.06.2021 об отказе ему в проведении публичного мероприятия в форме пикета 26.06.2021 по адресу: <адрес>
Представитель административного истца, действующий по устному ходатайству Михальченко Н.Г., в судебном заседании настаивал на удовлетворении требований по изложенным в административном иске доводам и основаниям, дополнительно пояснил, что решение администрации г.Владивостока не соответствует требованиям действующего законодательства, указанным решением нарушены права административного истца. Исходя из возражений на административное исковое заявление и материалов дела, административным ответчиком не доказано то, что заявленное Сустовым А.Г. место проведения публичного мероприятия внесено в те места, в которых проведение публичных мероприятий невозможно. Краевым законом, иными нормативно-правовыми актами не установлен перечень мест для таких мероприятий, а пикет может не предполагать скопление граждан, в связи с чем, доводы оспариваемого решения являются не убедительными.
Административный истец в судебном заседании настаивал на удовлетворении требований, поддержал доводы, изложенные его представителем, считает отказ незаконным, т.к. предполагалось участие в мероприятии 1 человека, Постановление Губернатора носит рекомендательный характер, ему не предложили альтернативную дату и место проведения пикета в соответствии с требованиями ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", кроме того, в указанном Федеральном законе отсутствует такое основание для отказа как коронавирус.
Представитель административных ответчиков, действующий на основании доверенности Шевченко А.В., в судебном заседании требования не признал, поддержал основания и доводы, изложенные в возражениях на административное исковое заявление, пояснил, что Постановлением Губернатора Приморского края № 21-пг от 18.03.2020 на территории Приморского края приостановлено проведение публичных мероприятий с очным присутствием граждан, то есть любых мероприятий, в том числе с участием одного человека. Пикет – это форма публичного мероприятия, которое предполагает общение с гражданами, что создает угрозу безопасности участников данного публичного мероприятия. Про какие-либо барьерные защитные конструкции истцом заявлено не было.
Должностное лицо в судебное заседание не явилось, о времени и месте слушания уведомлено надлежащим образом, причины неявки суду неизвестны.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, оценивая доказательства в их совокупности, находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статье 3 Федерального закона от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" одним из принципов, на которых основывается проведение публичного мероприятия, является принцип законности - соблюдения положений Конституции Российской Федерации, названного Федерального закона, иных законодательных актов Российской Федерации.
Федеральным законом от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ установлен уведомительный порядок организации и проведения публичных мероприятий.
В силу части 4 статьи 5 данного Федерального закона обязанность подать уведомление о проведении публичного мероприятия в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления возложена на организатора публичного мероприятия.
Уведомление о проведении публичного мероприятия осуществляется в порядке, установленном статьей 7 Федерального закона от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ.
В Приморском крае порядок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия регламентируется Законом Приморского края от 25.02.2011 г. N 742-КЗ "О публичных мероприятиях в Приморском крае", в соответствии со ст. 3 которого уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением публичного мероприятия, проводимого депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти, депутатом представительного органа муниципального образования в целях информирования избирателей о своей деятельности при встрече с избирателями, а также собрания и пикетирования, проводимого одним участником без использования быстровозводимой сборно-разборной конструкции) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти Приморского края, уполномоченный Правительством Приморского края (далее - орган исполнительной власти Приморского края), или администрацию муниципального образования Приморского края, на территории которого планируется его проведение, в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия. При проведении пикетирования группой лиц либо пикетирования, осуществляемого одним участником с использованием быстровозводимой сборно-разборной конструкции, создающей препятствия для движения пешеходов и транспортных средств, уведомление о проведении публичного мероприятия может подаваться в срок не позднее трех дней до дня его проведения, а если указанные дни совпадают с воскресеньем и (или) нерабочим праздничным днем (нерабочими праздничными днями), - не позднее четырех дней до дня его проведения. Если срок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия полностью совпадает с нерабочими праздничными днями, уведомление может быть подано в последний рабочий день, предшествующий нерабочим праздничным дням.
Из материалов дела следует, что 21.06.2021 в администрацию г.Владивостока поступило уведомление о проведении 26 июня 2021 с 16:00 до 20:00 местного времени публичного мероприятия в форме пикета с использованием быстровозводимой сборно-разборной конструкции, участник пикета – 1 человек, место проведения пикета: <адрес>, организатором мероприятия является Сустов А.Г., распорядителем - ФИО5
Согласно ответа администрации г.Владивостока от 22.06.2021 № 12-мп, подписанного заместителем главы администрации г.Владивостока М.И. Акульшиным, в соответствии с пунктом 1.6 постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 13.03.2020 № 6 «О дополнительных мерах по снижению рисков распространения COVID-2019» массовые мероприятия ограничены с учетом действия на территории Российской Федерации неблагополучной санитарно-эпидемиологической обстановки, сложившейся в связи с распространением новой коронавирусной инфекции. Постановлением Губернатора Приморского края от 18.03.2020 № 21-пг «О мерах по предотвращению распространения на территории Приморского края новой коронавирусной инфекции (COVID-2019)» на территории Приморского края введен режим повышенной готовности и приняты меры по противодействию распространения коронавирусной инфекции, а именно: приостановлено проведение досуговых, развлекательных, зрелищных, культурных, физкультурных, спортивных, выставочных, просветительских, рекламных и иных аналогичных мероприятий с очным присутствием граждан. Организатору публичного мероприятия разъяснено о необходимости соблюдения требований и рекомендаций, указанных в постановлении Губернатора Приморского края от 18.03.2020 № 21-пг, предложено подать уведомление после снятия режима повышенной готовности, указано, что в случае нарушения порядка проведения и не соблюдения мер безопасности при проведении публичного мероприятия организатор и иные участники мероприятия могут быть привлечены к административной и иной ответственности в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
В силу п.1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями…, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии со ст.31 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
Статьей 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод гарантировано право на свободу мирных собраний, как неподлежащее никаким ограничениям, кроме тех, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
Согласно части 1 статьи 8 Федеральный закон от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия.
В силу пункта 2 части 1 статьи 12 названного Федерального закона орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его проведения - в день его получения) обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия с указанием конкретных места и (или) времени, предлагаемых организатору публичного мероприятия для его проведения (а в случае получения уведомления о проведении публичного мероприятия, сочетающего различные его формы, также обоснованное предложение о выборе одной из форм проведения публичного мероприятия, заявляемых его организатором), а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям настоящего Федерального закона.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 июня 2018 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях", при рассмотрении административных дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов публичной власти судам надлежит учитывать, что в соответствии с частью 2.1 статьи 8, частью 3 статьи 12 Закона о публичных мероприятиях органы публичной власти вправе отказать в согласовании проведения публичного мероприятия только в случаях, когда уведомление о его проведении подано лицом, которое в соответствии с указанным законом не вправе быть организатором публичного мероприятия, либо если в уведомлении в качестве места проведения публичного мероприятия указано место, в котором в соответствии с названным законом или законом субъекта Российской Федерации проведение публичного мероприятия запрещается.
Согласно пункту 12 указанного Постановления, предложение органа публичной власти об изменении места и (или) времени начала и окончания проведения публичного мероприятия не может быть произвольным, немотивированным и должно содержать конкретные данные, свидетельствующие об очевидной невозможности проведения этого мероприятия в заявленном месте и (или) в заявленное время в связи с необходимостью защиты публичных интересов (пункт 2 части 1 статьи 12 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ). К таким интересам могут быть, в частности, отнесено обеспечение безопасности граждан (как участников публичного мероприятия, так и лиц, которые могут находиться в месте его проведения в определенное для этого время, (часть 2.2 статьи 8 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ). Судам необходимо учитывать, что неудобства, вызываемые проведением публичного мероприятия, для граждан, не участвующих в нем, а также предположения органа публичной власти о возможности возникновения указанных неудобств сами по себе не могут являться уважительной причиной для изменения места и (или) времени проведения публичного мероприятия.
Согласно правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, выраженной в официально опубликованном определении от 2 апреля 2009 года N 484-О-П "По жалобе граждан Л., Ш.Д. и Ш.С. на нарушение их конституционных прав положением части 5 статьи 5 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" гарантированное Конституцией Российской Федерации, ее статьей 31, право граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование является одним из основополагающих и неотъемлемых элементов правового статуса личности в Российской Федерации как демократическом правовом государстве (статьи 1 и 64 Конституции Российской Федерации) и может быть ограничено федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (статья 55, часть 3, Конституции Российской Федерации). Данные конституционные требования, как и требование о том, что осуществление названного права не должно нарушать права и свободы других лиц (статья 17, часть 3), по их смыслу во взаимосвязи с предписаниями статьи 18 Конституции Российской Федерации обращены не только к законодателю, но и к правоприменителям, в том числе судам.
Такой подход согласуется с общепризнанными принципами и нормами международного права, закрепленными в ряде международно-правовых документов, включая Всеобщую декларацию прав человека (пункт 1 статьи 20), а также Международный пакт о гражданских и политических правах, статья 21 которого допускает введение тех обоснованных ограничений права на мирные собрания, которые налагаются в соответствии с законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц.
Право на свободу собраний закреплено также в статье 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Данное право, как указывал Европейский Суд по правам человека, являясь основополагающим правом в демократическом обществе, тем не менее, в силу пункта 2 статьи 11 названной Конвенции может подлежать ограничениям, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц (Постановления от 26 июля 2007 года по делу "М. против Российской Федерации", от 14 февраля 2006 года по делу "Христианско-демократическая народная партия против Молдовы" и от 20 февраля 2003 года по делу "Джавит Ан (Djavit An) против Турции").
В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" охрана здоровья граждан - система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического) характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 г. N 66 коронавирусная инфекция (2019-nCoV) внесена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
Исходя из положений пунктов "а", "м", "у", "ф" части 1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения, во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подпунктом "а.2" пункта "а" статьи 10 названного Федерального закона, могут предусматривать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
В связи с угрозой распространения на территории Приморского края новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) и в соответствии с вышеназванными положениями Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Указа Президента Российской Федерации от 2 апреля 2020 года N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", постановлением Губернатора Приморского края от 18.03.2020 № 21-пг «О мерах по предотвращению распространения на территории Приморского края новой коронавирусной инфекции (COVID-2019)» на территории Приморского края введен режим повышенной готовности и приняты меры по противодействию распространения коронавирусной инфекции.
Согласно п.1.1 указанного Постановления, временно приостановлено на период режима повышенной готовности на территории Приморского края проведение досуговых, развлекательных, зрелищных, культурных, физкультурных, спортивных, выставочных, просветительских, рекламных и иных аналогичных мероприятий с очным присутствием граждан.
Статьей 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" предусмотрено, что граждане Российской Федерации обязаны соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, выполнять установленные правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Довод истца о том, что в мероприятии предполагалось участие только одного человека, суд признает несостоятельным, поскольку согласно п.1 ст. 2 ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" публичным мероприятием признается открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики. В соответствии с пунктом 6 данной статьи пикетирование - это форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации.
Из чего следует, что пикет является публичным мероприятием, о чем указано в уведомлении Сустова А.Г., целью мероприятия является агитация, что предполагает общение с гражданами и создает угрозу распространения новой коронавирусной инфекции.
Таким образом, суд приходит к выводу, что оспариваемое решение администрации г.Владивостока от 22.06.2021 о невозможности проведения публичного мероприятия пока сохраняется угроза распространения новой коронавирусной инфекции, направлен на соблюдение социально значимых интересов неопределенного круга лиц и не исключает возможности проведения административным истцом публичного мероприятия после отмены ограничений, при этом, поскольку срок сохранения ограничений, введенных в связи с угрозой распространения на территории Приморского края новой коронавирусной инфекции, неизвестен, администрация г. Владивостока не имела возможности предложить Сустову А.Г. иное время проведения публичного мероприятия, оспариваемое решение принято уполномоченным органом, порядок его принятия соблюден, основания для его принятия имелись, содержание соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные административные правоотношения.
В связи с чем, оснований для удовлетворения требований Сустова А.Г. о признании решения администрации г.Владивостока от 22.06.2021 незаконным не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ,
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░.░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░.░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░
░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 05.08.2021