РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ город Курган
Курганский городской суд Курганской области в составе:
председательствующего судьи - Алексеевой О.В.
при секретаре - Адамовой К.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора города Кургана в интересах лица из числа детей сирот Григорьева Семена Владимировича к Администрации города Кургана, Правительству Курганской области о предоставлении жилья,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Кургана в интересах лица из числа детей-сирот Григорьева С.В. обратился в суд с иском к Администрации города Кургана, Правительству Курганской области о предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда. В обоснование иска указано, что в ходе проведения проверки установлено, что мать Григорьева С.В. - Григорьева Н.В. умерла ДД.ММ.ГГГГ отец - Григорьев В.Н. умер ДД.ММ.ГГГГ Григорьев С.В. определен на опеку к дяде Дееву А.В. При определении ребенка под опеку закрепление жилого помещения не проводилось.
Проживая с опекуном в г. Кургане Григорьев С.В. окончил общеобразовательное учреждение, в ДД.ММ.ГГГГ году попечительство над ним прекращено. В ДД.ММ.ГГГГ окончил <данные изъяты> <данные изъяты>
Согласно постановлению Администрации города Кургана от ДД.ММ.ГГГГ № Григорьев принят на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения как сирота, однако жилое помещение ему до сих пор не предоставлено.
Григорьев СВ. собственного жилья не имеет, и никогда не имел, вынужден проживать по устной договоренности у бывшего опекуна, где в настоящее время и зарегистрирован.
Анализ приведенных выше обстоятельств позволяет сделать вывод о том, что основаниями для возникновения права на внеочередное получение жилья у Григорьева СВ. является его нуждаемость в жилом помещении.
Просят суд обязать Администрацию города Кургана предоставить Григорьеву Семену Владимировичу, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, расположенное в границах города Кургана, по договору найма специализированного жилого помещения, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, соответствующее социальным и санитарно - техническим требованиям, общей площадью не менее 15 кв.м. Обязать Правительство Курганской области выделить денежные средства на приобретение Григорьеву Семену Владимировичу, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда, расположенного в границах города Кургана, по договору найма специализированного жилого помещения, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, соответствующего социальным и санитарно - техническим требованиям, общей площадью не менее 15 кв.м.
Представитель истца Прокурора города Кургана Киселева А.В. в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настаивала, доводы, изложенные в иске, поддержала.
Истец Григорьев С.В. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, в письменном заявлении просил рассмотреть дело без его участия.
Представитель ответчика Администрации г. Кургана по доверенности Митина Т.В., с иском не согласилась. Пояснила, что статус сироты и право истца на получение жилья не оспаривает. Согласно материалов учетного дела Григорьев С.В. имеет <данные изъяты> очередь в общей очереди лиц, нуждающихся в жилье. Детям сиротам не предусмотрено внеочередное предоставление жилья, постановка на очередь носит заявительный характер.
Представитель ответчика Правительства Курганской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие. Исковые требования не признал, по доводам, изложенным в письменном отзыве на иск.
Представитель третьего лица Главного управления образования Курганской области в судебное заседание не явилась, в письменном заявлении просила рассмотреть дело в ее отсутствие, в письменном отзыве указала, что законом Курганской области от ДД.ММ.ГГГГ № органы местного самоуправления наделены государственными полномочиями по обеспечению лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из бюджета Курганской области. Законом Курганской области от ДД.ММ.ГГГГ № «Об областном бюджете на 2013 год и на плановый 2014 и 2015 годов» на однократное предоставление детям- сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, благоустроенных жилым помещением специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений на ДД.ММ.ГГГГ предусмотрены субвенции областного бюджета в размере <данные изъяты>., в том числе для Администрации г. Кургана <данные изъяты>. Лимит объема субвенций на обеспечение жилым помещением детей- сирот в ДД.ММ.ГГГГ доведен в установленном порядке до Администрации г Кургана. Фактически на данные цели в ДД.ММ.ГГГГ году в Администрацию г. Кургана направлены средства размером <данные изъяты>
Суд определил рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Суд, заслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему выводу.
Установлено, что Григорьев Семен Владимирович, ДД.ММ.ГГГГ года рождения является сыном Григорьева В.Н. и Григорьевой Н.В., что подтверждается свидетельством о рождении № № от ДД.ММ.ГГГГ, где в графе «отец» указан Григорьев Владимир Николаевич, в графе «мать» Григорьева Надежда Викторовна.
Григорьева Надежда Викторовна, ДД.ММ.ГГГГ г.р. умерла ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти № № от ДД.ММ.ГГГГ.
Григорьев Владимир Николаевич, ДД.ММ.ГГГГ г.р. умер ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти I№ № от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ Распоряжением Администрации Далматовского района № № Деев Андрей Владимирович назначен попечителем над несовершеннолетним племянником Григорьевым Семеном Владимировичем. Закрепление за несовершеннолетним Григорьевым С.В. жилого помещения не представляется возможным по причине непригодности жилого помещения вследствие пожара.
Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ, выданной начальником МУП «УК «Жилищник», Григорьев Семен Владимирович, ДД.ММ.ГГГГ г.р. проживает по адресу: <адрес>, где основным квартиросъемщиком является Деева Галина Алексеевна.
Деева Галина Алексеевна является собственником № доли жилого бревенчатого дома, расположенного на земельном участке размером № кв.м., по адресу: <адрес>, полезная площадь дома № кв.м., жилая площадь дома № к.м., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права <адрес>.
Согласно справке, выданной ГУП «Кургантехинвентаризация» на ДД.ММ.ГГГГ Григорьев Семен Владимирович собственником недвижимого имущества в <адрес> не значится.
В соответствии с сообщением Управления по делам образования, культуры, молодежи и спорта администрации <адрес> Григорьев С.В. в администрацию <адрес> по вопросу предоставления жилья не обращался.
ДД.ММ.ГГГГ Григорьев Семен Владимирович обратился в Администрацию г. Кургана с заявлением о принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Постановлением Администрации г. Кургана № от ДД.ММ.ГГГГ Григорьев Семен Владимирович поставлен в очередь на получение жилья как лицо из числа детей-сирот. В ДД.ММ.ГГГГ году Григорьев Семен Владимирович окончил <данные изъяты> что подтверждается копией диплома о начальном профессиональном образовании №, выданным ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно сведениям управления опеки и попечительства Департамента социальной политики Администрации г. Кургана от ДД.ММ.ГГГГ № № за Григорьевым Семеном Владимировичем, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жилое помещение не закреплялось.
Согласно данным Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области от ДД.ММ.ГГГГ Григорьев С.В. в собственности жилья не имеет. В настоящее время Григорьев С.В. проживает и зарегистрирован в доме по <адрес> вместе с семьей своего опекуна.
ДД.ММ.ГГГГ Григорьев С.В. обратился в прокуратуру города Кургана с заявлением о защите своих жилищных прав, в котором указал, что он встал на очередь на получение жилья в ДД.ММ.ГГГГ, как лицо, оставшееся без попечения родителей. Собственного жилья до настоящего времени не имеет, проживать негде. Жилье им не приобреталось, не приватизировалось, в дар и в порядке наследования жилье не получал.
В соответствии со ст.148 Семейного кодекса Российской Федерации дети, находящиеся под опекой (попечительством), имеют право на сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением, а при отсутствии жилого помещения имеют право на получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.
Конституция Российской Федерации обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (ст. 40). Тем самым разрешение вопроса об определении круга лиц, имеющих право на бесплатное предоставление жилого помещения, отнесено к компетенции законодателя.
П.п. «ж», «к» ст. 72 Конституции Российской Федерации защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу ст.1 Федерального Закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» истец относится к категории лиц из числа детей, находящихся под опекой.
Федеральным законом от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», вступившим в силу с 1 января 2013 года, внесены изменения в статью 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в пункт 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», в статьи 57, 92, 103, главы 9 и 10 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В силу ч.1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Таким образом, с 1 января 2013 года обязанность по обеспечению гарантий прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение возложена на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с Законом Курганской области от 25 декабря 2012 года № 83 «О внесении изменений в некоторые законы Курганской области» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, исполнительным органом государственной власти Курганской области, определенным Правительством Курганской области, в порядке, установленном законодательством Курганской области, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (статья 2).
Порядок, в соответствии с которым дети-сироты подлежат обеспечению жилыми помещениями, утвержден постановлением Правительства Курганской области от 24 декабря 2012 года № 659 «Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Согласно указанному порядку органом, исполняющим переданные государственные полномочия Курганской области по опеке и попечительству является орган местного самоуправления муниципального района или городского округа Курганской области (далее-орган местного самоуправления), на который данным актом возложены, в том числе, обязанности по предоставлению вышеперечисленной категории граждан жилых помещений по договору специализированного (в последующем - социального) найма.
Таким образом, на органы местного самоуправления Курганской области вновь возложены обязанности по осуществлению государственных полномочий Курганской области по реализации гарантий прав лиц указанной категории на жилое помещение.
В соответствии с частью 2 статьи 132 Конституции Российской Федерации, частями 1, 2, 5 статьи 19 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.
Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации.
Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
Согласно части 3 статьи 20 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
Из правового анализа приведенного выше федерального законодательства следует, что органам местного самоуправления могут быть делегированы на основании закона субъекта Российской Федерации отдельные государственные полномочии с обязательным предоставлением на их реализацию материальных ресурсов и финансовых средств.
Порядок расходования субвенций на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержден постановлением Правительства Курганской области от 24 декабря 2007 года (в редакции от 12 ноября 2012 года).
Согласно указанному постановлению субвенции местным бюджетам предоставляются Главным управлением образования Курганской области в соответствии со сводной бюджетной росписью областного бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств ежемесячно в срок до 10-го числа в размере 1/12 годового объема субвенций. В целях формирования областного бюджета на очередной финансовый год Главное управление образования Курганской области не позднее 1 мая текущего года представляет в Финансовое управление Курганской области информацию по состоянию на 1 января текущего года о численности категорий граждан, определенных Методикой расчета для определения объема субвенций на исполнение государственных полномочий по содержанию органов опеки и попечительства, представленную органами местного самоуправления.
Объем субвенций, предоставляемых местным бюджетам из бюджета Курганской области на исполнение государственных полномочий по содержанию органов опеки и попечительства, рассчитывается по формуле, учитывая численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на 1 января текущего года.
В соответствии с предоставленной ДД.ММ.ГГГГ информацией об исполнении решений о предоставлении жилых помещений для детей-сирот в Курганский городской суд Департаментом финансов Администрации г. Кургана, на ДД.ММ.ГГГГ и на плановый период ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ на однократное предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений на ДД.ММ.ГГГГ предусмотрены субвенции областного бюджета в размере <данные изъяты>., в том числе для Администрации города Кургана <данные изъяты> тыс. руб., однако по состоянию на текущую дату в бюджет города получено <данные изъяты>.. Таким образом, недостаток ассигнований, предусмотренных на ДД.ММ.ГГГГ бюджету города из областного бюджета составляет более <данные изъяты>.
Как пояснила представитель ответчика в судебном заседании истец был включен в список лиц, нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма. С заявлением о включении его в список на предоставление жиля по договору специализированного найма не обращался, но поскольку он ранее состоял в списке лиц нуждающихся в жилом помещении, он автоматически будет включен в новый список. В отношении истца денежные средства на приобретение жилого помещения в ДД.ММ.ГГГГ не выделены.
Как усматривается из отзывов Правительства Курганской области и Главного управления образования Курганской области ассигнований бюджету города из областного бюджета на вышеуказанные цели выделено недостаточно.
Таким образом, в связи с недостаточным финансированием на Правительство Курганской области, как на субъект, расходным обязательством которого является обеспечение жильем детей-сирот и лиц, из числа детей-сирот, должна быть возложена обязанность по покрытию расходов органа местного самоуправления в связи с предоставлением истцу жилого помещения.
Согласно ч.7 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
В силу ч.2 ст. 50 Жилищного кодекса Российской Федерации норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
Решением Курганской городской Думы от 02.11.2005 № 250 норма предоставления жилого помещения по договору социального найма лицам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, установлена в размере не менее 15 квадратных метров общей площади жилого помещения на каждого члена семьи.
С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу о наличии оснований для возложения на Администрацию г. Кургана обязанности предоставить истцу благоустроенное жилое помещение по договору специализированного найма общей площадью не менее 15 кв.м.
Поскольку органы местного самоуправления не в полном объеме профинансированы на предоставление жилья данной категории лиц, для истца денежные средства не выделены, в связи с чем, на Правительство Курганской области должна быть возложена обязанность по финансированию предоставления жилого помещения истцу.
Доводы представителя ответчика Администрации г. Кургана о том, что в связи с внесением изменений в законодательство, не предусмотрено внеочередное предоставление жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, суд не принимает, поскольку ч. 1 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ установлено, что жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет.
Поскольку Григорьев С.В. относящийся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достиг возраста 18 лет, ему должно быть предоставлено жилое помещение.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░- ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ 15 ░░.░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░.