ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
УИД 04RS0020-01-2023-001025-50
судья Рабдаева Н.Г.
дело поступило 28.11.2023 г. № 33-4467/2023
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
18 декабря 2023 г. г.Улан-Удэ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Ивановой В.А., судей коллегии Хаыковой И.К., Холонгуевой О.Р. при секретаре Эрдынеевой О.Ж. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Северобайкальского межрайонного прокурора в интересах Магницкого А.А. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Республике Бурятия о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости, понуждении назначить страховую пенсию
по апелляционной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Республике Бурятия на решение Северобайкальского городского суда Республики Бурятия от 28 сентября 2023 г., которым постановлено:
исковые требования Северобайкальского межрайонного прокурора в интересах Магницкого А.А. удовлетворить.
Признать за Магницким А.А. , ... рождения, уроженцем <...>, право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие аварии на Чернобыльской АЭС.
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Бурятия назначить Магницкому А.А. страховую пенсию по старости с ....
Заслушав доклад судьи Хаыковой И.К., выслушав объяснения представителя Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Республике Бурятия Монхоровой А.Е., Магницкого А.А., прокурора Хорошевой О.Я., ознакомившись с материалами дела, доводами апелляционной жалобы, возражений на жалобу, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
обращаясь в суд с иском, Северобайкальский межрайонный прокурор, действуя в интересах Магницкого А.А., просил признать право истца на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие аварии на Чернобыльской АЭС и обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Республике Бурятия назначить Магницкому А.А. страховую пенсию по старости с ...
В обоснование заявленных требований указано на то, что ... Магницкий А.А. обратился в пенсионный орган с заявлением об установлении страховой пенсии о старости в соответствии с Законом РФ от 15.05.1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с приложением документов, подтверждающих, что в период с ... по ... Магницкий А.А. проходил срочную военную службу в войсковой части ..., дислоцировавшейся в п.Мышанка Петриковского района Гомельской области. ... пенсионный органом принято решение об отказе в установлении страховой пенсии по старости в связи с не предоставлением документов, необходимых для назначения пенсии, и не подтверждением условий назначения пенсии по старости.
В заседании суда первой инстанции Магницкий А.А. и прокурор Сотникова Е.А. исковые требования поддержали в полном объеме.
Представитель Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Республике Бурятия не явился, ходатайствуя о рассмотрении дела в отсутствие ответчика.
Районным судом постановлено вышеуказанное решение об удовлетворении исковых требований, с которым не согласилось Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Республике Бурятия, поставив в апелляционной жалобе вопрос об отмене решения суда первой инстанции и принятии по делу нового решения суда об отказе в удовлетворении иска, ссылаясь на то, что Магницкий А.А. обратился в пенсионный орган ... с заявлением об установлении страховой пенсии по старости, решением пенсионного органа от ... ему было обоснованно отказано в назначении страховой пенсии по старости ввиду не предоставления необходимых документов для назначения пенсии.
Представитель Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Республике Бурятия Монхорова А.Е. в заседании суда апелляционной инстанции доводы апелляционной жалобы поддержала.
Магницкий А.А. и прокурор Хорошева О.Я. возражали против удовлетворения апелляционной жалобы.
Изучив материалы гражданского дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на жалобу, проверив законность решения суда в соответствии с положениями части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ в пределах доводов жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившим в силу с 1 января 2015 г.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
В силу пунктов 8 и 12 части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее - Закон № 1244-1) к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие Закона № 1244-1, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, а также военнослужащие, проходящие (проходившие) военную службу (службу) в зоне с таким статусом.
Согласно статье 34 Закона № 1244-1 названным гражданам пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, предусмотренного частью 2 статьи 28.1 Закона № 1244-1, на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
Как следует из примечания к статье 35 Закона №1244-1, первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьей 34 Закона № 1244-1, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.
Согласно статье 28.1 Закона № 1244-1 гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Закон № 400-ФЗ) по состоянию на 31.12.2018, в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 настоящего закона.
В силу статьи 49 Закона № 1244-1 гражданам, пострадавшим от катастрофы на Чернобыльской АЭС, и участникам ликвидации ее последствий, переселившимся с территории Украины, Республики Беларусь и других государств на территории Российской Федерации для постоянного проживания, гарантируются меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом.
Судом установлено и из материалов дела следует, что ... Магницкий А.А. обратился в пенсионный орган с заявлением об установлении страховой пенсии по старости в соответствии с Законом Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», которое решением Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Республике Бурятия от ... ... оставлено без удовлетворения, поскольку Магницким А.А. не представлены документы, необходимые для назначения пенсии.
В период с ... по ... Магницкий А.А. проходил срочную военную службу в войсковой части ..., дислоцировавшейся в п.Мышанка Петриковского района Гомельской области, что подтверждается архивными справками.
Из справки филиала «Гомельский областной центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» от ... ... следует, что с ... по ... территория военной части ... в д.Мышанка Мышанского с/с Петриковского района Гомельской области соответствовала зоне проживания с периодическим радиационным контролем.
Согласно ответу РГУ «Центр социальной поддержки населения» Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия от ... ... на основании пункта 12 части первой статьи 13 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие Закона, относятся военнослужащие, лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, проходящие (проходившие) военную службу в зоне отчуждения, зоне отселения, зоне проживания с правом на отселение и зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Границы зон радиоактивного заражения и перечень населенных пунктов, находящихся в них, устанавливаются и пересматриваются Правительством РФ не реже чем один раз в пять лет.
Разрешая возникший между сторонами спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что Магницкий А.А. проходил военную службу и постоянно проживал в период с ... по ... в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, по состоянию на ... величина индивидуального пенсионного коэффициента Магницкого А.А. составляла ..., а стаж, учитываемый для целей назначения страховой пенсии по старости, составил <...>.
Судебная коллегия полагает, что выводы суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований Северобайкальского межрайонного прокурора в интересах Магницкого А.А. основаны на неправильном толковании норм материального права, регулирующих спорные правовые отношения.
В соответствии со статьей 13 вышеуказанного Закона № 1244-1 к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся, в частности, граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом (пункт 8 части 1), а также военнослужащие, лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, проходящие (проходившие) военную службу (службу) <*> в зоне отчуждения, зоне отселения, зоне проживания с правом на отселение и зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом (пункт 12 части 1).
При этом согласно примечанию к лицам, проходящим (проходившим) военную службу (службу), относятся: офицерский состав, прапорщики, мичманы, военнослужащие сверхсрочной службы, военнослужащие женского пола, сержантский и рядовой состав, находящийся на действительной срочной военной службе в Вооруженных Силах, войсках и органах государственной безопасности, внутренних войсках, железнодорожных войсках и других воинских формированиях, а также лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы.
В силу статьи 28.1 Закона № 1244-1 отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, регулируются настоящим Законом и другими федеральными законами.
Гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон "О страховых пенсиях") по состоянию на 31 декабря 2018 года, в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 настоящего Закона. При этом гражданам из числа лиц, указанных в части 1.1 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях", пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного приложением 5 к Федеральному закону "О страховых пенсиях". Пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях" при наличии страхового стажа не менее 15 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30, определяемых с применением положений статьи 35 Федерального закона "О страховых пенсиях", или Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации") при наличии трудового стажа не менее 5 лет.
Согласно статьям 30-37 Закона № 1244-1 особый порядок пенсионного обеспечения предусмотрен для граждан, указанных в пунктах 3-11 части первой статьи 13 настоящего Закона.
В исковом заявлении, предъявленном в интересах Магницкого А.А., прокурором указано на то, что он имеет право на досрочное пенсионное обеспечение, поскольку в вышеуказанный период проходил срочную военную службу в войсковой части ..., дислоцировавшейся в п.Мышанка Петриковского района Гомельской области, расположенном в зоне проживания с периодическим радиационным контролем, поэтому как лицо, проживавшее на территории, отнесенной к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, он имеет право на назначение страховой пенсии по старости с уменьшением установленного пенсионного возраста.
Однако такое толкование закона не соответствует приведенным нормативным положениям, регулирующим спорные правоотношения по поводу льготного пенсионного обеспечения лиц, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы.
Как следует из статей 30-37 Закона № 1244-1 пенсия по старости с уменьшением пенсионного возраста и особый порядок назначения пенсии устанавливается участникам ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения; гражданам, занятым на эксплуатации Чернобыльской АЭС и на работах в зоне отчуждения; гражданам, эвакуированным из зоны отчуждения и переселенным из зоны отселения; гражданам, постоянно проживающим на территории зоны проживания с правом на отселение; гражданам, постоянно проживающим на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом; гражданам, постоянно проживающим в зоне отселения до их переселения в другие районы; гражданам, занятым на работах в зоне отселения; гражданам, выехавшим в добровольном порядке на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение.
Таким образом, льготное пенсионное обеспечение предусмотрено для лиц, непосредственно занятых на работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и на эксплуатации Чернобыльской АЭС, а также лиц, которые в связи с чернобыльской катастрофой были эвакуированы, выехали добровольно из зоны отселения, т.е. с места постоянного проживания, либо постоянно проживают на территории зон, имеющих особый статус, но имеют право на отселение.
Между тем, Магницкий А.А. к указанным категориям граждан не относится, поскольку он не был занят на работах по ликвидации последствий катастрофы, по эксплуатации Чернобыльской АЭС и не является лицом, постоянно проживавшим на территориях зон с особым статусом.
Сам по себе факт прохождения срочной военной службы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом не дает право на льготное пенсионное обеспечение, так как он находился на данной территории временно, только в период прохождения срочной военной службы с 17.05.1986 г. по 31.10.1986 г., не проживал там на постоянной основе, не был зарегистрирован по месту жительства на данной территории, не обучался, не работал в зонах с особым статусом, поэтому от не может быть отнесен к числу граждан, постоянно проживающих (работающих) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, для которых статьей 34 Закона № 1244-1 предусмотрена возможность назначения пенсии по старости с уменьшением установленного возраста.
Содержащееся в статье 13 приведенного Закона № 1244-1 указание в числе категорий граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, военнослужащих и лиц, проходящих (проходивших) военную службу в зоне отчуждения, зоне отселения, зоне проживания с правом на отселение и зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, свидетельствует о том, что на данных граждан распространяется действие Закона № 1244-1, однако права на досрочное пенсионное обеспечение указанным лицам закон не предоставляет.
Вышеуказанное подтверждается и тем обстоятельством, что при установлении категорий граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие Закона № 1244-1, законодателем выделены отдельно две самостоятельные категории граждан: постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом и военнослужащие, проходящие (проходившие) военную службу (службу) в зоне с таким статусом.
Соответственно, лица, проходившие военную службу в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, не могут быть отнесены к постоянно проживающим (работающим) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом в целях предоставления льготного пенсионного обеспечения.
При этом ссылка прокурора на примечание, содержащееся в статье 35 Закона № 1244-1, также не является основанием для распространения на истца льгот по пенсионному обеспечению, поскольку в данном примечании указано на то, что первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32-35 настоящего Закона, предусмотрена для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнения, в период от момента катастрофы по 30.06.1986 г., независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда).
Таким образом, положения данного примечания относятся только к тем категориям граждан, которые предусмотрены статьями 32-35 Закона № 1244-1, т.е. имеются ввиду такие граждане, которые постоянно проживали на территориях зон с особым статусом: это граждане, эвакуированные из зоны отчуждения и переселенные из зоны отселения; граждане, постоянно проживающие на территории зоны проживания с правом на отселение; граждане, постоянно проживающие на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом; граждане, постоянно проживающие в зоне отселения.
Однако Магницкий А.А., проходивший на территории, относящейся к зоне с льготным социально-экономическим статусом, военную службу как особый вид государственной службы, не может быть признан лицом, постоянно проживавшим на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, и потому на него положения закона о льготном пенсионном обеспечении не распространяются.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции об удовлетворении иска подлежит отмене с принятием нового решения суда об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Северобайкальского городского суда Республики Бурятия от 28 сентября 2023 г. отменить и принять по делу новое решение, которым исковые требования Северобайкальского межрайонного прокурора в интересах Магницкого А.А. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Республике Бурятия о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости, понуждении назначить страховую пенсию оставить без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, расположенный в г.Кемерово, в течение трех месяцев со дня принятия апелляционного определения путем подачи кассационной жалобы через суд, рассмотревший дело в качестве суда первой инстанции.
Председательствующий
Судьи