дело № 2 – 169/19
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
10 июня 2019 года Ширинский районный суд с. Шира
В составе: председательствующий – судья Ширинского районного суда Республики Хакасия Ячменев Ю.А., с участием:
представителя истца Карамашева Н.С.,
представителя ответчика МВД по РХ Гартвих Л.В.,
представителя ответчика ФКУЗ «МСЧ МВД РФ по РХ» Старцевой Е.М.,
прокурора – помощника прокурора Ширинского района Есауловой О.В.,
при секретаре Переясловой С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Волзмилова И.Н. к Министерству внутренних дел по Республике Хакасия (МВД по РХ) и к Федеральному казенному учреждению здравоохранения «Медико – санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации по Республике Хакасия» (ФКУЗ «МСЧ МВД РФ по РХ») о признании незаконным свидетельства о болезни и признании незаконным приказа об увольнении из органов внутренних дел,
УСТАНОВИЛ:
Истцом, в обоснование заявленных требований, указано в исковом заявлении, что он осуществлял службу в органах внутренних дел в качестве участкового уполномоченного полиции ОУУПиПДН ОМВД России по Ширинскому району. На основании приказа МВД по РХ № л/с от ДД.ММ.ГГГГ он был уволен из органов внутренних де по состоянию здоровья. Основанием для этого явилось свидетельство о болезни от ДД.ММ.ГГГГ № военно – врачебной комиссии ФКУЗ «МСЧ МВД по Республике Хакасия». Истец не согласен с указанным свидетельством, поскольку оно оформлено без соответствия нормативным актам. В свою очередь, правовым основанием для увольнения по состоянию здоровья должно являться заключение военно – врачебной комиссии, которое в данном случае отсутствует. В связи с изложенным, истец просит признать незаконным свидетельство о болезни от ДД.ММ.ГГГГ №, признать незаконным приказ МВД по РХ № л/с от ДД.ММ.ГГГГ, восстановить его в звании и должности лейтенанта полиции - участкового уполномоченного ОУУПиПДН ОМВД России по Ширинскому району.
В судебном заседании представитель истца заявленные исковые требования поддержал в полном объеме, дополнительно указав, что в оспариваемом свидетельстве не указано, какое основное заболевание препятствует истцу служить в органах внутренних дел. Также военно – врачебная комиссия вышла за пределы направления, указав в заключении, что истец не годен к службе в органах внутренних дел вообще, хотя был поставлен вопрос о годности его к службе в должности участкового уполномоченного полиции.
Со стороны ответчиков исковые требования не признаны.
Представитель ФКУЗ «МСЧ МВД РФ по РХ» в обоснование возражений указала, что обследование и освидетельствование истца данным учреждением проведено в соответствии с требованиями соответствующих нормативных актов. Вынесенное заключение о негодности истца к службе в органах внутренних дел законно и обосновано.
Представитель МВД по РХ пояснила, что поскольку истец в установленном порядке был признан негодным к службе в органах внутренних дел, то он должен быть уволен из органов внутренних дел. Данное увольнение и было произведено с соблюдением требований законодательства.
Участвующим в деле прокурором дано заключение об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, Возмилов И.Н. проходил службу в органах внутренних дел с 06 января 1994 года, на момент оспариваемого правоотношения – в должности участкового уполномоченного полиции ОУУП ОУУПиПДН ОМВД России по Ширинскому району.
Порядок и условия прохождения службы в органах внутренних дел урегулированы в Федеральном законе от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В соответствии с ч. 1 ст. 9 данного Федерального закона, в число квалификационных требований к должностям в органах внутренних дел, устанавливаемых в соответствии с составами должностей в органах внутренних дел, входят требования к состоянию здоровья сотрудников органов внутренних дел, необходимым для выполнения обязанностей по замещаемой должности.
Прохождение медицинского освидетельствования по направлению медицинского учреждения либо уполномоченного руководителя в силу п. 16 ч. 1 ст. 12 Федерального закона "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" входит в основные обязанности сотрудника органов внутренних дел.
В соответствии с ч. 3 ст. 65 Федерального закона от 30.11.2011 N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" если сотрудник органов внутренних дел был освобожден от выполнения служебных обязанностей в связи с временной нетрудоспособностью в общей сложности более четырех месяцев в течение двенадцати месяцев, он может быть направлен на медицинское освидетельствование (обследование) в военно-врачебную комиссию для решения вопроса о его годности к дальнейшему прохождению службы в органах внутренних дел либо о продолжении лечения. При этом сотрудник может быть зачислен в распоряжение федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Совокупность изложенных норм дает основания полагать, что специфика службы в органах внутренних дел Российской Федерации предусматривает особый правовой статус сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации. Определяя правовое положение сотрудников органов внутренних дел, порядок поступления на службу и ее прохождения, государство вправе устанавливать в этой сфере и особые правила, в частности, особые требования к состоянию здоровья при пребывании на службе в органах внутренних дел Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 г. N 565 утверждено Положение о военно-врачебной экспертизе.
В пункте 1 данного Положения о военно-врачебной экспертизе поименованы органы, организации и учреждения, на которые распространяется данное Положение, при этом установлено, что военно-врачебная экспертиза проводится в мирное и военное время, в том числе в органах внутренних дел Российской Федерации, в целях определения годности к службе.
Таким образом, в отношении сотрудников, проходящих службу в органах внутренних дел, проводится военно-врачебная экспертиза на условиях и в порядке, определенных Положением о военно-врачебной экспертизе.
Согласно пункту 2 Положения о военно-врачебной экспертизе от 4 июля 2013 г. N 565 для проведения военно-врачебной экспертизы в Вооруженных Силах, других войсках, воинских формированиях, органах и учреждениях создаются военно-врачебные комиссии.
Военно-врачебная экспертиза предусматривает проведение обследования и освидетельствования. При освидетельствовании проводятся изучение и оценка состояния здоровья и физического развития граждан на момент проведения экспертизы в целях определения их годности к военной службе (приравненной службе), обучению (военной службе) по конкретным военно-учетным специальностям, обучению (службе) по специальностям в соответствии с занимаемой должностью, решения других вопросов, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, этим Положением, нормативными правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (приравненная служба), с учетом результатов ранее проведенного обследования и с вынесением письменного заключения (абзацы первый, третий пункта 4 Положения о военно-врачебной экспертизе).
Согласно п. 6 Положения о военно-врачебной экспертизе годность к военной службе граждан при первоначальной постановке на воинский учет, при призыве на военную службу, граждан, призываемых на военные сборы, граждан, проходящих военные сборы, граждан, поступающих на военную службу по контракту, граждан, поступающих в мобилизационный людской резерв, пребывающих в мобилизационном людском резерве, граждан, поступающих в военно-учебные заведения, военнослужащих и лиц, пребывающих в запасе Вооруженных Сил, определяется в соответствии с требованиями к состоянию здоровья согласно приложению.
При этом гражданин может обжаловать вынесенное военно-врачебной комиссией в отношении его заключение в вышестоящую военно-врачебную комиссию или в суд (абзац первый п. 8 Положения о военно-врачебной экспертизе).
В соответствии со ст.56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Часть первая ст.57 ГПК РФ предусматривает, что доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.
Согласно материалов дела, 19 сентября 2018 года руководителем ФКУЗ «МСЧ МВД РФ по РХ» в адрес министра внутренних дел по Республике Хакасия направлена рекомендация о направлении Возмилова И.Н. на ВВК, в связи с выявленным заболеванием, для определения годности к дальнейшей службе.
24 сентября 2018 года министром внутренних дел по Республике Хакасия Возмилов И.Н. направлен на медицинское освидетельствование в военно – врачебную комиссию ФКУЗ «МСЧ МВД РФ по РХ» для определения по состоянию здоровья годности к службе в должности участкового уполномоченного полиции отделения участковых уполномоченных полиции.
По мнению суда, данное направление соответствует положениям Федерального закона "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и Приказа МВД России от 02.04.2018 N 190 "О требованиях к состоянию здоровья граждан, поступающих на службу в органы внутренних дел Российской Федерации, и сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, перечнях дополнительных обязательных диагностических исследований, проводимых до начала медицинского освидетельствования, формах документации, необходимых для деятельности военно-врачебных комиссий, порядке проведения контрольного обследования и повторного освидетельствования и о признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов".
Военно – врачебной комиссией ФКУЗ «МСЧ МВД РФ по РХ», имеющей надлежащие полномочия, в период с 28 сентября 2018 года по 11 декабря 2018 года, проведены медицинские обследование и освидетельствование истца, что подтверждается исследованными в судебном заседании актом медицинского освидетельствования № 2 и свидетельством о болезни № 2.
Согласно заключения, изложенного в свидетельстве о болезни, Возмилов И.Н., на основании ст.ст. 43а, 44а, 71в, 57г, 59в, 13д графы III расписания болезней и графы ТДТ (приложение № 1 к Инструкции, утвержденной приказом МВД России от 02 апреля 2018 года № 190) Д – не годен к службе в органах внутренних дел Российской Федерации.
Нарушений порядка проведения освидетельствования и оформления его результатов, установленных вышеуказанной Инструкцией, а также Инструкцией по организации деятельности военно-врачебных комиссий в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденной Приказом МВД России от 14.06.2018 N 370, суд в данном случае, не усматривает.
На основании ст.12 ГПК РФ, правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
В свою очередь, на основании ч.2 ст.56 ГПК РФ, суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
В силу п.1 ст.79 ГПК РФ, при возникновении в процессе рассмотрения дела вопросов, требующих специальных знаний в различных областях науки, техники, искусства, ремесла, суд назначает экспертизу.
Определением суда по делу назначена судебная военно – врачебная экспертиза, производство которой поручено ООО «Медицинская Практика».
Согласно выводов этой экспертизы (заключение № 08 от 26 апреля 2019 года), у Возмилова И.Н., по результатам обследования установлен экспертный диагноз: <данные изъяты>
Диагноз, выставленный в заключении от 11 декабря 2018 года № 2 ВВК ФКУЗ «МСЧ России по Республике Хакасия» Возмилову И. Н. - <данные изъяты> соответствует его состоянию здоровья на настоящий момент.
Указанные в заключении № 2 заболевания имелись у истца на момент освидетельствования военно-врачебной комиссией 11 декабря 2018 года.
Категория годности к службе в органах внутренних Российской Федерации истца по состоянию здоровья в соответствии с Расписанием болезней (приложение №1 к приказу МВД России от 02 апреля 2018 г. №190) по состоянию здоровья на 11 декабря 2018 года и на настоящий момент - Д - не годен к службе в органах внутренних дел Российской Федерации. Показатель степени ограничения, при вынесении этой категории годности, не устанавливается.
Данная экспертиза проведена уполномоченным на проведение подобного рода экспертиз экспертным учреждением, квалифицированными экспертами в полном соответствии с требованиями гражданского процессуального законодательства и Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Положением о независимой военно-врачебной экспертизе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2008 года N 574. Согласно лицензии серии № ЛО-42-01-005221 от 30 ноября 2017 года, выданной Управлением лицензирования медико – фармацевтических видов деятельности Кемеровской области, ООО "Медицинская Практика" имеет право на проведение военно-врачебных экспертиз.
Содержание заключения научно обоснованно, выводы ясны, конкретны, однозначны и не противоречивы, согласуются между собой и с другими материалами дела. Заключение экспертов содержит подробное описание проведенного исследования, в результате их сделаны выводы на поставленные судом вопросы. Исследования отвечают требованиям объективности, в пределах соответствующей специальности, всесторонне и в полном объеме.
В соответствии с ч. 2 ст. 187 ГПК РФ заключение эксперта исследуется в судебном заседании, оценивается судом наряду с другими доказательствами и не имеет для суда заранее установленной силы.
Вместе с тем, в данном случае, у суда отсутствуют основания для критической оценки выводов проведенной экспертизы, поскольку компетенция, образование и профессионализм экспертов сомнений не вызывает. Заинтересованность экспертов в исходе дела также не прослеживается. Заключение соответствует требованиям ст.86 ГПК РФ, содержит ход проведенных исследований и обоснование результатов обследования, не согласиться с которыми оснований не имеется.
Оснований полагать, что при проведении экспертизы не были соблюдены права сторон, не имеется.
В свою очередь, стороною ответчика каких – либо доказательств в опровержение выводов экспертизы не представлено и не заявлено ходатайств для оказания содействия в сборе подобных доказательств.
Таким образом, исследовав и оценив представленные доказательства в их совокупности в порядке, предусмотренном ч.ч. 1 – 3 ст.67 ГПК РФ, суд находит установленным обстоятельство, согласно фактическое состояние здоровья истца, а также вытекающая из этого невозможность прохождения службы в органах внутренних дел, соответствует выводам заключения военно – врачебной комиссии ФКУЗ «МСЧ МВД России по Республике Хакасия» от 11 декабря 2018 года.
Изложенное дает основания для отказа в удовлетворении требований истца о признании недействительным свидетельства о болезни № от 11 декабря 2018 года, содержащего указанное заключение.
Пунктом 1 ч. 3 ст. 82 Федерального закона от 30.11.2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что контракт подлежит расторжению, а сотрудник органов внутренних дел увольнению со службы в органах внутренних дел в связи с болезнью - на основании заключения военно-врачебной комиссии о негодности к службе в органах внутренних дел.
Приказ Министра внутренних дел по Республике Хакасия № 1640л/с от 28 декабря 2018 года, об увольнении Возмилова И.Н. из органов внутренних дел в связи с болезнью, по п.1 ч.3 ст.82 вышеуказанного Федерального закона, основан на заключении военно – врачебной комиссии, содержащимся в свидетельстве о болезни № 2 от 11 декабря 2018 года, правомерность которого установлена судом, а потому также нет оснований полагать о незаконности приказа № 1640 л/с.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что увольнение истца из органов внутренних дел произведено законно и обосновано, а потому оснований для удовлетворения его требований о признании незаконности приказа, восстановления в должности участкового уполномоченного полиции ОУУП ОУУПиПДН ОМВД России по Ширинскому району, взыскании денежного содержания за время вынужденного прогула, также не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░ – ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ № 2 ░░ 11 ░░░░░░░ 2018 ░░░░ ░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ № 1640░/░ ░░ 28 ░░░░░░░ 2018 ░░░░ – ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░.
░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░.░. ░ 15 ░░░░ 2019 ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░:
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░