ДЕЛО № 2а-1260/2021
50RS0046-01-2021-001378-20
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Ступино Московской области 10 июня 2021 года
Ступинский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Середенко С.И.., при секретаре Ефимовой М.А., с участием представителя административного истца Помориной О.В., представителя административного ответчика Морозовой Т.А. рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Помазунова Игоря Владимировича к администрации городского округа Ступино Московской области, о признании незаконным решения об отказе в предоставлении государственной услуги от ДД.ММ.ГГГГ №, и возложении обязанности предоставить земельный участок с КН <данные изъяты> в аренду без проведения торгов и заключить договор аренды на 49 лет,
УСТАНОВИЛ:
Помазунов И.В. обратился с административным иском к администрации городского округа Ступино Московской области, о признании незаконным решения об отказе в предоставлении государственной услуги от ДД.ММ.ГГГГ №№, и возложении обязанности предоставить земельный участок с КН <данные изъяты> в аренду без проведения торгов и заключить договор аренды на 49 лет.
Свои требования обосновывает тем, что №. Помазунов И. В. обратился в Администрацию городского округа Ступино Московской области за предоставлением Государственной услуги «Предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов» в отношении земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> площадью 510 м2, расположенным по адресу : <адрес> заявление №
Решением Ответчика от ДД.ММ.ГГГГ за № № в оказании государственной услуги, а именно в предоставлении земельного участка в аренду было отказано по следующим основаниям:
I. Торговый павильон, по мнению Ответчика, является нестационарным, поэтому земельный участок из государственной муниципальной собственности не может предоставляться в собственность или аренду, как земельный участок под сооружением в соответствии со ст. 39.36 Земельного кодекса РФ
Ответчик разъясняет возможность утверждения схемы размещения нестационарных объектов Истца, каковым по мнению Ответчика является здание
Ответчик должен взыскать неосновательное обогащение с Истца за пользование земельным участком с момента возникновения права собственности на объект.
С заявленными основаниями Отказа Истец не согласен в полном объеме по следующим основаниям.
Как видно из текста самого Отказа уже пункт 1 противоречит пункту 3, где объект недвижимости квалифицируется прямо противоположно.
В 1-ом пункте это нестационарный торговый павильон, однако в 3-ем пункте Отказа - это уже объект капитального строительства, права на который зарегистрированы.
Объект недвижимости, под которым находится испрашиваемый земельный участок, был построен в 1996 году согласно Акта рабочей комиссии по приемке в эксплуатацию от ДД.ММ.ГГГГ., и оформлен в собственность ООО «Интерросс» в 2018 году, что подтверждается Выпиской из Единого государственного реестра прав недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ., регистрационная запись №.
На основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ с ООО «Интерросс» Истец приобрел право собственности на здание. Ответчик является добросовестным приобретателем.
Объект представляет собой одноэтажное нежилое здание с функциональным назначением торговое, 1996 года постройки, общей площадью 73,7 кв.м.
Строительство было осуществлено на основании Разрешения на строительство № от 7ДД.ММ.ГГГГ. и введено в эксплуатацию Актом рабочей комиссии по приемке в эксплуатацию от ДД.ММ.ГГГГ.
В 1995-1999 годах прядок выдачи разрешений на строительство регулировался Приказом Минстроя РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 131 "О порядке выдачи разрешений на выполнение строительно - монтажных работ". В силу пункта 1 указанного Приказа Управление архитектуры и градостроительства <адрес> являлось уполномоченным органом по выдаче разрешений на проведение строительно-монтажных работ. В разрешении на строительство и Акте рабочей комиссии по приемке в эксплуатацию везде указан павильон, который не квалифицируется как временное нестационарное строение.
Объект поставлен на инвентарный и технический учет, как нежилое здание гражданского и производственного назначения.
Также в Разрешении на строительство указано, что для строительства предоставлен отвод земельного участка в соответствии с Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. за №п.
Следовательно, разрешение на строительство было выдано уполномоченным органом, объект строился с оформлением и согласованием, требуемыми в соответствии с действовавшим законодательством.
Земельно-правовые отношения на испрашиваемый земельный участок уже оформлялись предыдущим владельцем здания ООО «Интерросс».
Первоначально земельный участок площадью 380 м2 был предоставлен для установки павильона «Прием стеклотары» (Постановлением Администрации Ступинского района от ДД.ММ.ГГГГ. за №п), далее на этом же земельном участке было разрешено разместить выставочный зал на площади торгового павильона и оформить рекламу и благоустройство прилегающей территории (Постановление Администрации Ступинского района от ДД.ММ.ГГГГ за№п).
Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. за №п были утверждены границы земельного участка под торговым павильоном, и земельный участок был передан в аренду после постановки его на кадастровый учет. В данном постановлении не указано, что торговый павильон является временным, т.к. на тот момент уже был проведен технический учет здания, что отражено в документах технической инвентаризации БТИ.
Далее по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ. № в соответствии с Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. за №-п земельный участок предоставлялся сроком на 5 лет для размещения торгового павильона. В постановлении <адрес> от 6.ДД.ММ.ГГГГ. за №п указано, что в правоустанавливающих документах не установлено, что данный павильон является некапитальным зданием.
Таким образом, волеизъявление Сторон на протяжении 25 лет фактически было направлено на эксплуатацию объекта недвижимого имущества и земельного участка, на котором он располагается.
В процессе эксплуатации земельного участка видно, что объект недвижимости, принадлежащий истцу на праве собственности, менялся в соответствии с требованиями арендодателя и арендатора с 1999 года, имеет фундамент, все признаки здания, а также необходимые для обеспечения его деятельности коммуникации.
Право собственности зарегистрировано законно и обосновано.
Административный истец в судебное заседание не явился.
В судебном заседании представитель административного истца Поморина О.В.., действующая на основании доверенности, обстоятельства, изложенные в административном исковом заявлении, подтвердила, настаивала на его удовлетворении.
Представитель административного ответчика – администрации городского округа Ступино Московской области по доверенности Морозова Т.А. исковые требования не признала, просила в иске отказать. Просила применить последствия пропуска срока исковой давности.
Суд, выслушав объяснения и доводы представителя истца, представителя администрации городского округа Ступино Московской области, проверив и исследовав материалы гражданского дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, находит исковое заявление не подлежащим удовлетворению.
Согласно ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов, либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность.
Исходя из положений ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Статьёй 227 КАС РФ предусмотрено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
В силу пункта 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев изъятия земельных участков из оборота, установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков и резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 29.12.2020) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”
Органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами ( ст. 51).
Правом предоставления земельных участков из земель, находящихся в муниципальной собственности, наделены органы местного самоуправления, которые определяются нормативными актами местного самоуправления. Решение органа государственной власти или органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка является первым и основным юридически значимым действием при переходе права на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Статьей 11ЗК РФ установлено, Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Частью 2 ст. 15 ЗК РФ определено, что граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность.
В силу ст. 34 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.
В силу ст. 39.1 ЗК РФ Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование;
В силу ч. 1 ст. 39.20 ЗК РФ если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках
Аренда земельного участка прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством 9 ст. 46 ЗК РФ).
Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается: на срок от трех до сорока девяти лет в случае предоставления земельного участка для сельскохозяйственного производства, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом 12 настоящего пункта; на срок не более чем три года в случае предоставления земельного участка гражданину для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, ведения огородничества;
Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии со ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение 3-х месяцев, со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
ДД.ММ.ГГГГ. Помазунов И. В. обратился в Администрацию городского округа Ступино Московской области за предоставлением Государственной услуги «Предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов» в отношении земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> площадью 510 м2, расположенным по адресу : <адрес> заявление №
Решением Ответчика от ДД.ММ.ГГГГ за № № в оказании государственной услуги, а именно в предоставлении земельного участка в аренду было отказано по следующим основаниям:
I. Торговый павильон, по мнению Ответчика, является нестационарным, поэтому земельный участок из государственной муниципальной собственности не может предоставляться в собственность или аренду, как земельный участок под сооружением в соответствии со ст. 39.36 Земельного кодекса РФ
Ответчик разъясняет возможность утверждения схемы размещения нестационарных объектов Истца, каковым по мнению Ответчика является здание
Ответчик должен взыскать неосновательное обогащение с Истца за пользование земельным участком с момента возникновения права собственности на объект.
Исходя из представленных документов исковое заявление о признании незаконным решения решение ответчика в предоставлении государственной услуги должно быть подано в течение 3 месяцев, т.е до ДД.ММ.ГГГГ года
Помазунов И.В. обратился с иском в суд только ДД.ММ.ГГГГ, т.к спустя год после истечения срока, установленного законом. Ходатайства ля восстановления срока не подано
В силу ст. 94 КАС РФ Право на совершение процессуальных действий погашается с истечением установленного настоящим Кодексом или назначенного судом процессуального срока.
области от 24.07.2014 № 106/2014-ОЗ и № 107/2014-ОЗ от 24.07.2014 года предоставление органами местного самоуправления земельных участков осуществляется в соответствии с Земельным кодексом РФ, но после предварительного согласования с Министерством имущественных отношений Московской области.
Статьей 2 Закон Московской области от 24.07.2014 N 107/2014-ОЗ (ред. от 26.01.2021) "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области" установлено, что Органы местного самоуправления городских округов наделяются государственными полномочиями по:распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории городского округа, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности;
В соответствии со ст. 2 Закона Московской области от 24.07.2014 № 106/2014-03 «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области и органами государственной власти Московской области» Правительство Московской области или уполномоченные им исполнительные органы государственной власти Московской области осуществляют полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
Пунктом 6 части 1 статьи 2 Закона Московской области от 24.07.2014 № 107/2014-03 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области» установлено, что органы местного самоуправления муниципальных районов наделяются государственными полномочиями по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности. Реализация полномочий, предусмотренных частями 1 и 2 указанной выше статьи, за исключением направления уведомлений о соответствии или несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке на территории муниципального района, городского округа Московской области и направления уведомлений о соответствии или несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности, осуществляется при наличии согласия Правительства Московской области или уполномоченных им центральных исполнительных органов государственной власти Московской области, предоставляемого в порядке, установленном Правительством Московской области.
Согласно пп. 2 п. 3 постановления Правительства Московской области от ДД.ММ.ГГГГ №№ «Об уполномоченных центральных исполнительных органах государственной власти на предоставление согласия органам местного самоуправления муниципальных образований Московской области при реализации отдельных государственных полномочий» Министерство имущественных отношений Московской области является уполномоченным центральным органом государственной власти Московской области, предоставляющим согласие органам местного самоуправления муниципальных районов Московской области и городских округов Московской области по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории муниципального района, городского округа Московской области, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
После вступления в действие Законов Московской области от ДД.ММ.ГГГГ № № и № № с ДД.ММ.ГГГГ года предоставление органами местного самоуправления земельных участков осуществляется в соответствии с Земельным кодексом РФ, но после предварительного согласования с Министерством имущественных отношений Московской области.
Распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области от 19.01.2017 № 13ВР-44 утвержден Временный порядок направления на согласование в Министерство имущественных отношений Московской области проектов решений, принимаемых органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов муниципальных образований Московской области в рамках реализации исполнения отдельных государственных полномочий в области земельных отношений по предоставлению земельных участков, об установлении или изменении одного вида разрешенного использования земельного участка на другой вид такого использования, в том числе установлении соответствия между разрешенным использованием земельного участка и видом разрешенного использования земельных участков, установленным классификатором видов разрешенного использования земельных участков, и переводу земель из одной категории в другую.
Сводным заключением Министерства имущественных отношений <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-З п.261, карточку «Модуль МВК» <данные изъяты> установлено, что предоставление земельного участка не допускаетсяПри изложенном выше нормативном регулировании орган местного самоуправления городского округа лишен возможности распорядиться земельными участками неразграниченной госсобственности в отсутствие согласия уполномоченного органа субъекта РФ - Министерства имущественных отношений <адрес>
Решение данного органа не оспорено.
При наличии пропуска срока обращения с иском в суд, суд считает, заявленные требования подлежащими оставлению без удовлетворения.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Помазунова Игоря Владимировича к администрации городского округа Ступино Московской области, о признании незаконным решения об отказе в предоставлении государственной услуги от ДД.ММ.ГГГГ №№ и возложении обязанности предоставить земельный участок с КН <данные изъяты> в аренду без проведения торгов и заключить договор аренды на 49 лет, оставить без удовлетворения
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Ступинский городской суд Московской области в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
судья Середенко С.И.
В мотивированном виде решение суда изготовлено 17 июня 2021 года
Судья: Середенко С.И.