Дело № 33-3-1868/2024
26RS0008-01-2023-002680-21
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Ставрополь 28 февраля 2024 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего Меньшова С.В.,
судей Гукосьянца Г.А., Кононовой Л.И.,
с участием секретаря судебного заседания Латышева Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ставропольскому краю по доверенности Степанова Р.А. на решение Будённовского городского суда от 07 ноября 2023 года по иску Шевченко С.В. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ставропольскому краю о включении в специальный трудовой стаж периодов работы,
заслушав доклад судьи Меньшова С.В.,
УСТАНОВИЛА:
Шевченко С.В. обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ставропольскому краю о включении в специальный трудовой стаж периодов работы, указав в его обоснование, что 23 августа 2023 года она обратилась к ответчику с заявлением о назначении ей пенсии, в связи с особыми условиями труда. Однако при подсчёте льготного стажа ответчиком не были учтены периоды её работы в должности учителя-логопеда в ДОУ № 3 «Родничок» г.Будённовска с 23 сентября 1998 года по 20 октября 1999 года, а также нерабочие (праздничные) дни поминовения усопших (Радоница) - 17 апреля 2018 года, 07 мая 2019 года, 28 апреля 2020 года, 11 мая 2021 года и 25 апреля 2023 года.
Истица Шевченко С.В. не согласна с действиями ответчика по исключению из льготного стажа указанных периодов работы в должности учителя-логопеда в детском саду № 3 г. Будённовска, а также нерабочих (праздничных) дни поминовения усопших (Радоница).
Обжалуемым решением Будённовского городского суда Ставропольского края от 07 ноября 2023 года исковые требования удовлетворены в полном объёме.
В апелляционной жалобе представитель ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ставропольскому краю по доверенности Степанов Р.А. просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, вынесенное с нарушением норм материального и процессуального права, ссылаясь на неправильность произведённой судом первой инстанции правовой оценки обстоятельств дела.
В возражениях по доводам апелляционной жалобы истец Шевченко С.В. просит решение суда оставить без изменений, а доводы апелляционной жалобы без удовлетворения, ввиду их несостоятельности.
Судебная коллегия в соответствии со статьёй 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предприняла все зависящие от неё меры по извещению сторон о судебном разбирательстве.
Так, согласно сведениям, содержащимся в сети Интернет на сайте Почты России, судебные извещения, направленные сторонам, получены адресатами, в связи с чем, разрешая вопрос о возможности рассмотрения дела по существу в судебном заседании, судебная коллегия исходит из того, что стороны надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания и находит возможным рассмотреть жалобу в порядке, предусмотренном статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствие истца, с участием представителя ответчика, по имеющимся в деле материалам.
Исследовав материалы гражданского дела, заслушав присутствующих в судебном заседании лиц, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и возражениях, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований к их удовлетворению не нашла.
Из материалов дела следует, что согласно представленной справке истица Шевченко С.В. в период с 21 января 1998 года по 20 июля 2002 года работала в муниципальном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад комбинированного вида № 3 «Родничок» г. Будённовска.
В период с 01 октября 1992 года по 22 сентября 1998 года указанный детский сад являлся структурным подразделением городского отдела народного образования.
С 23 сентября 1998 года детский сад был переименован в муниципальное дошкольное учреждение № 3 «Родничок».
С 21 октября 1999 года муниципальное дошкольное учреждение № 3 «Родничок» переименовано в муниципальное дошкольное учреждение - детский сад комбинированного вида № 3 «Родничок».
Указанные обстоятельства правильно установлены судом первой инстанции, не оспариваются сторонами и подтверждаются надлежащими доказательствами по делу.
Разрешая заявленные исковые требования о включения в стаж работы истца периодов её работы в должности учителя-логопеда в ДОУ № 3 «Родничок» г. Будённовска с 23 сентября 1998 года по 20 октября 1999 года, суд первой инстанции, ссылаясь на положения Федерального закона от 28декабря 2001 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», статью 29 Федерального закона от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», установив соответствие характера трудовой деятельности Шевченко С.В. требованиям пенсионного законодательства, а также факт уплаты за спорные периоды страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение, пришёл к выводу о наличии правовых основания для удовлетворении указанных исковых требований.
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда первой инстанции, поскольку он сделан с учётом представленных сторонами доказательств, оцененных судом по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при правильном применении норм материального права.
Исходя из смысла норм статьи 39 Конституции Российской Федерации, право на социальное обеспечение по возрасту относится к числу основных прав гражданина, гарантированных Конституцией Российской Федерации
Положениями части 6 статьи 75 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что в Российской Федерации формируется система пенсионного обеспечения граждан на основе принципов всеобщности, справедливости и солидарности поколений и поддерживается ее эффективное функционирование, а также осуществляется индексация пенсий не реже одного раза в год в порядке, установленном федеральным законом.
В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьёй 8 данного Федерального закона, при наличии определённой величины индивидуального пенсионного коэффициента лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 данной статьи.
Частью 1.1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ установлено, что страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на её получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19-21 части 1 данной статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к данному Федеральному закону.
Назначение страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на её получение по достижении соответствующего возраста в соответствии с пунктом 21 части 1 данной статьи, осуществляется при достижении ими возраста, указанного в приложении 6 к данному Федеральному закону.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учётом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 30).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу данного Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу данного Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть4 статьи 30).
Подпунктом «м» пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года № 665 установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьёй 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются:
- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утверждённый постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учётом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьёй 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьёй 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;
- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утверждённый постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999года № 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», с применением положений абзаца 3 пункта 3 указанного постановления - для учёта соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно;
- Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей даёт право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утверждённого постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 463 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учёта соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно;
- Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учёта периодов педагогической деятельности, имевшей место до 01 января 1992 года.
В соответствии с положениями пункта 11 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьёй 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», согласно которому работа в должностях социального педагога, педагога-психолога и инструктора по труду засчитывается в стаж работы в образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указанных в пункте 1.3 раздела «Наименование учреждений» списка, в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся (воспитанников) с отклонениями в развитии, указанных в пункте 1.5 раздела «Наименование учреждений» списка, в специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа, указанных в пункте 1.6 раздела «Наименование учреждений» списка, в образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, указанных в пункте1.11 раздела «Наименование учреждений» списка, и в учреждениях социального обслуживания, указанных в пункте 1.13 раздела «Наименование учреждений» списка.
Как правильно указано судом, дошкольное образовательное учреждение, в котором работал истец, в указанном перечне учреждений не поименовано.
Однако, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в своём Определении от 15 июля 2010 года № 1012-О-О и в Определении от 20 ноября 2008 года № 869-О-О, в действующей системе пенсионного обеспечения установление для лиц, осуществлявших педагогическую деятельность, льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста. Поэтому, право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой, а лишь с такой, при выполнении которой организм работника подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером профессиональной деятельности; при этом учитываются также и различия в характере труда, функциональных обязанностях лиц, работающих на одних и тех же должностях, но в разных по профилю и задачам деятельности учреждениях и организациях.
В оспариваемый период работы истицы в МДОУ № 3 «Родничок» до 01ноября 1999 года применялся Список профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей даёт право на пенсию за выслугу лет, утверждённый Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 463.
В соответствии с этим Списком право на досрочное назначение страховой пенсии имеют воспитатели в «детских дошкольных учреждениях всех типов».
Тот факт, что муниципальное дошкольное образовательное учреждение прямо не предусмотрено Списком профессий и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, не является основанием для исключения работы в детском комбинате из специального педагогического стажа работника. Специальный стаж педагогическим работникам в спорный период определяется в зависимости от вида деятельности в школах и других учреждениях для де от номенклатуры данного учреждения и правового статуса учреждения и организации, с которыми они состояли в трудовых отношениях.
Таким образом, суд первой инстанции пришёл к обоснованным выводам о необоснованном отказе ответчика во включении в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей периодов работы истца в должности учителя-логопеда в ДОУ №3 «Родничок» г. Будённовска с 23 сентября 1998года по 20 октября 1999 года, в связи с чем доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что муниципальное дошкольное образовательное учреждение № 3 «Родничок» в Списке № 781 не предусмотрено, судебной коллегией отклоняются как необоснованные.
Разрешая заявленные исковые требования о включения в стаж работы истца Шевченко С.В. нерабочих (праздничных) дней поминовения усопших (Радоница) 17 апреля 2018 года, 07 мая 2019 года, 28 апреля 2020 года, 11 мая 2021 года и 25 апреля 2023 года, суд первой инстанции также посчитал их подлежащими удовлетворению, с чем судебная коллегия соглашается, по следующим основаниям.
Пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 11июля 2002 года № 516 предусмотрено, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Прямого указания о порядке включения в «специальный» стаж праздничных дней в Правилах нет, однако на практике нерабочие праздничные дни, предусмотренные Трудовым кодексом Российской Федерации, по умолчанию включаются в стаж работы, дающей право на назначение досрочной пенсии.
Перечень нерабочих праздничных дней установлен статьёй 112 Трудового кодекса Российской Федерации. При этом в статье 5 Трудового кодекса Российской Федерации указано, что трудовые и непосредственно связанные с ними отношения регулируются, в том числе региональными законами, содержащими нормы трудового права.
Статья 6 Трудового кодекса Российской Федерации, разграничивающая полномочия федеральной власти и властей субъектов Российской Федерации, не относит установление дополнительных нерабочих праздничных дней, а также дополнительных отпусков отдельным категориям работников к исключительному ведению федеральной власти.
В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Федерального закона от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» соответствующие органы государственной власти в Российской Федерации вправе по просьбам религиозных организаций объявлять религиозные праздники нерабочими (праздничными) днями на определённых территориях.
Такое право субъектов Российской Федерации устанавливать в своём регионе дополнительные нерабочие праздничные дни подтверждено в Постановлении Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 21декабря 2011 года № 20.
С учётом вышеизложенного, принимая во внимание приведённые законоположения с учётом разъяснений по их применению, судебная коллегия приходит к выводам о том, что позиция суда первой инстанции о правомерности включения в стаж работы истца, дающий право на пенсию, нерабочих (праздничных) дней - Дней Радоницы, являются правильными.
Доводы апелляционной жалобы ответчика не содержат правовых оснований к отмене решения суда, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, а также к выражению несогласия с произведённой судом оценкой представленных по делу доказательств, не содержат фактов, не проверенных и не учтённых судом первой инстанции при рассмотрении дела и имеющих юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияющих на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергающих выводы суда первой инстанции, в связи с чем являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены законного и обоснованного решения суда.
Руководствуясь статьями 327-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Будённовского городского суда от 07 ноября 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ставропольскому краю по доверенности Степанова Р.А. без удовлетворения.
Апелляционное определение судебной коллегии вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий трёх месяцев со дня его вступления в законную силу в кассационном порядке в Пятый кассационный суд общей юрисдикции (г. Пятигорск) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через суд первой инстанции.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 29 февраля 2024 года.
Председательствующий
Судьи