Решение по делу № 33-10345/2024 от 11.11.2024

Судья – Климовский А.Н.                                           Стр.158 г, г/п 15000 руб.

Докладчик – Романова Н.В.           №33-10345/2024           19 декабря 2024 г.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

    Судебная коллегия по гражданским делам Архангельского областного суда в составе председательствующего Мананниковой Т.А.,

    судей Романовой Н.В., Сараевой Н.Е.,

    при секретаре Звереве И.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Архангельске гражданское дело по иску прокурора Вельского района Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Профреал» о возложении обязанности по устранению нарушений требований природоохранного законодательства по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью «Профреал» на решение Вельского районного суда Архангельской области от 27 августа 2024 г.

Заслушав доклад судьи Романовой Н.В., судебная коллегия

установила:

прокурор Вельского района Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ООО «Профреал» о возложении обязанности в срок до 1 июня 2025 г. устранить нарушения требований природоохранного законодательства, а именно: обеспечить разработку документации на свалку твердых бытовых отходов (полигон) ООО «Профреал», расположенный по адресу: <адрес>; направить сведения в Северное межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования для актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействий на окружающую среду свалки твердых бытовых отходов (полигон) ООО «Профреал», расположенный по адресу: <адрес> об объемах захороненных на нем отходов IV и V классов опасности, включая твердые коммунальные отходы в соответствии с п. 21 Правил создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 7 мая 2022 г. №830, обосновывая требования тем, что при проверке исполнения природоохранного законодательства, были установлены нарушения требований законодательства в указанной сфере, допущенные ООО «Профреал». Так, установлено, что между КУМИ Вельского муниципального района Архангельской области и ООО «Профреал»                 27 сентября 2023 г. заключен договор аренды объекта муниципальной собственности – свалки бытовых отходов, площадью 50000 кв.м, расположенной по адресу: <адрес> ООО «Профреал» Северным межрегиональным управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования выдано свидетельство о постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду – свалку ТБО, расположенную по адресу: <адрес> Объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, присвоен код -П и II категория негативного воздействия на окружающую среду. Вместе с тем, на момент проведения проверки выявлено, что в нарушении ст. 12 Закона № 89-ФЗ отсутствует проектная документация на строительство объекта размещения отходов. Данная документация отсутствует также у Северного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и у арендодателя – КУМИ Вельского муниципального района Архангельской области. Критерии, на основании которых осуществляется отнесение объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III, IV категории, устанавливаются Правительством РФ, при этом категория может быть изменена при актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду. За 2022 г., а также истекший период 2023 г. имеется тенденция превышения транспортируемых отходов на свалку ТБО ООО «Профреал», что свидетельствует о необходимости рассмотрения вопроса о пересмотре категории объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду. Прокурором Вельского района 6 декабря 2023 г. руководителю ООО «Профреал» было внесено представление об устранении допущенных нарушений закона, требования которого в настоящее время не исполнены. Более того, ООО «Профреал», в связи с несогласием с представлением прокуратуры района, направлено заявление в Арбитражный суд Архангельской области о признании представления прокурора района недействительным, решением по которому заявителю отказано в удовлетворении требований. Таким образом, осуществление деятельности объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, без соответствующей проектной документации, не отвечает требованиям действующего законодательства, может создать угрозу причинения вреда окружающей среде.

В судебном заседании старший помощник прокурора Вельского района Хораблев В.В. заявленные исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика ООО «Профреал» по доверенности      Тикуш М.Е. в судебном заседании не согласилась с заявленными требованиями.

Представители третьих лиц администрации Вельского муниципального района Архангельской области, Северного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, ООО «ЭкоИнтегратор», КУМИ Вельского муниципального района Архангельской области на судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Решением суда исковые требования прокурора Вельского района Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Профреал» удовлетворены.

На ООО «Профреал» возложена обязанность в срок до 1 июня       2025 г. разработать проектную документацию на объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, - свалку бытовых отходов, кадастровый , площадью 50000 кв.м, расположенную по адресу: <адрес> направить сведения и документы в Северное межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования для актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействий на окружающую среду, - свалка бытовых отходов, кадастровый , площадью 50000 кв.м, расположенная по адресу: <адрес> об объемах захороненных на объекте отходов IV и V классов опасности, включая твердые коммунальные отходы, в соответствии с п. 21 Правил создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от     7 мая 2022 г. № 830.

С ООО «Профреал» в доход бюджета Вельского муниципального района Архангельской области взыскана государственная пошлина в размере 300 руб. 00 коп.

ООО «Профреал» с решением суда не согласилось, подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить полностью, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.

В обоснование доводов жалобы ссылается на нарушение судом норм материального права. Указывает, что фактическая мощность объекта за период эксплуатации (7,7 тыс. т.) соответствует критериям отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам II категории. Собственником объекта размещения отходов является администрация Вельского муниципального района. Свалка ТБО принадлежит ООО «Профреал» на праве аренды. При передаче Свалки ТБО обществом был получен документ, который имеет данные из проектной документации - Акт государственной приемочной комиссии о приемке в эксплуатацию законченного строительства от 29 октября 1994 г., который также предоставлялся для внесения полигона в ГРОРО и для постановки на учет как объекта негативного воздействия. Непосредственно сама проектная документация обществу администрацией Вельского муниципального района не предоставлялась. Проектная мощность объекта 93000 куб.м/год при плотности 200 кг/кубометр при переводе из объемных в весовые значения составляет 18600 т/год, что соответствует критериям отнесения объекта ко 2 категории (менее 20 тыс.т в год). Основания для пересмотра категории у общества отсутствуют. Судом не дана оценка приобщенному к материалам дела Акту наблюдения за соблюдением обязательных требований от 26 июня 2024 г. в котором Северное межрегиональное управление Росприроднадзора приходит к выводу, что актуализация сведений об объекте НВОС не требуется. Собственник объекта в судебном заседании не присутствовал, его мнение до ООО «Профреал» не доведено. Суд не дал оценку тому, что в Арбитражном суде Архангельской области рассматривается дело о признании недействительным представления прокуратуры, которое на сегодняшний день не вступило в законную силу.

В возражениях на апелляционную жалобу и.о. прокурора Вельского района Е.Н. Ермошко считает решение суда законным и обоснованным. Указывает, что решением Арбитражного суда Архангельской области от           2 июня 2024 г. в удовлетворении требований ООО «Профреал» о признании представления прокуратуры района недействительным было отказано. За 2022-2023 г. установлены факты превышения объема транспортируемых отходов на свалку бытовых отходов ООО «Профреал», что свидетельствует о необходимости рассмотрения вопроса о пересмотре категории объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду. В соответствии с п. 5.2.12, 5.2.13 договора аренды объекта муниципальной собственности, заключенного 27 сентября 2023 г., арендатор обязан использовать и эксплуатировать свалку бытовых отходов в соответствии с нормами СанПин, выполнять все распоряжения и предписания государственных надзорных и контролирующих органов, касающиеся эксплуатации переданного в пользование имущества.

Заслушав представителя ответчика, поддержавшую доводы апелляционной жалобы, прокурора Мошникову З.Н., возражавшую против доводов апелляционной жалобы, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, проверив решение суда, судебная коллегия приходит к следующему.

Требования к объектам размещения отходов установлены Федеральным законом от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральным законом № 89-ФЗ).

В соответствии с п. 2 ст. 12 Федерального закона № 89-ФЗ определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

На территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией (ч. 3 ст. 12 Федерального закона №89-ФЗ).

В силу пп. 7.2 п. 7 ст. 11 Федерального закона от 23 ноября 1995 г. №174-ФЗ «Об экологической экспертизе» проектная документация объектов, используемых для размещения и (или) обезвреживания отходов I-V классов опасности, в том числе проектная документация на строительство, реконструкцию объектов, используемых для обезвреживания и (или) размещения отходов I-V классов опасности, а также проекты вывода из эксплуатации указанных объектов, проекты рекультивации земель, нарушенных при размещении отходов I-V классов опасности, и земель, используемых, но не предназначенных для размещения отходов I-V классов опасности, является объектом государственной экологической экспертизы федерального уровня.

В соответствии с ч. 3 ст. 10 Федерального закона № 89-ФЗ единые требования к объектам обработки, утилизации, обезвреживания, размещения твердых коммунальных отходов, в том числе в отношении выбора мест размещения таких объектов, используемых материалов и технологических решений, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно п. 1 ст. 69 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрен государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в целях получения достоверной информации об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, определения областей применения наилучших доступных технологий, применения программно-целевых методов планирования, а также в целях планирования осуществления государственного экологического надзора.

Пунктом 1 статьи 4.3 Федерального закона № 7-ФЗ определено, что объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в зависимости от уровня такого воздействия подразделяются на четыре категории: объекты, оказывающие значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий, - объекты I категории; объекты, оказывающие умеренное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты II категории; объекты, оказывающие незначительное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты III категории; объекты, оказывающие минимальное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты IV категории.

Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2020 г. № 2398 утверждены критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий (далее – Критерии).

В соответствии с п. 23 ч. 2 Критериев объекты, на которых происходит захоронение отходов IV и V классов опасности, включая ТКО (с проектной мощностью менее 20 тыс.тонн в год), относятся к объектам II категории, оказывающих умеренное негативное воздействие на окружающую среду.

Подп. 14 п. 1 ч. 1 Критериев определено, что осуществление на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, хозяйственной и (или) иной деятельности по обращению с отходами производства и потребления в части, касающейся захоронения отходов IV и V классов опасности, включая твердые коммунальные отходы (с проектной мощностью более 20 тыс.тонн в год), относятся к объектам I категории объектов, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду.

В соответствии с п. 6 ст. 69.2 Федерального закона № 7-ФЗ сведения об объектах НВОС подлежат актуализации в связи с представлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями сведений об изменении характеристик технологических процессов основных производств, источников загрязнения окружающей среды.

В силу п. 9 ст. 69.2 Федерального закона № 7-ФЗ при актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, осуществляющим хозяйственную и (или) иную деятельность на таком объекте, выдается свидетельство об актуализации учетных сведений.

Пунктом 38 Правил создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 7 мая 2022 г. № 830 (далее – Правил) определено, что при актуализации учетных сведений об объекте на основании поступивших заявления об актуализации учетных сведений об объекте, сведений, указанных в п. 6 ст. 69.2 Федерального закона «Об охране окружающей среды», территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, Федеральной службой безопасности Российской Федерации или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации может быть изменена категория объекта в зависимости от уровня негативного воздействия на окружающую среду и (или) может быть принято решение об исключении сведений об объекте из федерального государственного реестра или региональных государственных реестров.

Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации согласно их компетенции актуализируют учетные сведения об объекте в федеральном государственном реестре или региональных государственных реестрах в течение 5 рабочих дней со дня получения документов, подтверждающих необходимость актуализации учетных сведений об объекте, и выдает юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю свидетельство об актуализации учетных сведений об объекте в форме выписки из государственного реестра (п. 40 Правил).

Судом установлено и это подтверждается материалами дела, что ООО «Профреал» является действующим юридическим лицом с 12 января 2009 г., основным видом деятельности которого является обработка и утилизация неопасных отходов.

На основании распоряжения КУМИ Вельского муниципального района Архангельской области от 18 сентября 2023 г. № 253 между КУМИ Вельского муниципального района и ООО «Профреал» заключен договор от 27 сентября 2023 г. аренды объекта муниципальной собственности, в соответствии с которым арендодатель передал арендатору во временное владение и пользование за плату свалку бытовых отходов, площадью 50000 кв.м, расположенную по адресу: <адрес> кадастровый .

Из выписок филиала ППК «Роскадастра» по Архангельской области и Ненецкому автономному округу от 9 августа 2024 г. следует, что собственником объектов недвижимости: свалки бытовых отходов, кадастровый , площадью 50000 кв.м, расположенной по адресу: <адрес>, а также земельного участка под ней, кадастровый , площадью 50000 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> значится муниципальное образование «Вельский муниципальный район», при этом на указанные объекты недвижимости зарегистрировано обременение в виде аренды с 27 августа 2023 г. на земельный участок и с 27 сентября 2023 г. на свалку сроком на три года в пользу ООО «Профреал».

В соответствии с п.п. 5.2.12, 5.2.13 договора от 27 сентября 2023 г. аренды объекта муниципальной собственности арендатор обязан использовать и эксплуатировать свалку бытовых отходов в соответствии с нормами СанПин, арендатор обязан выполнять все распоряжения и предписания государственных надзорных и контрольных органов, в частности, пожарной охраны, санитарного надзора, ветеринарного надзора, охраны труда и других, касающихся эксплуатации переданного в пользование имущества.

При проверке исполнения природоохранного законодательства, прокуратурой Вельского района были установлены нарушения требований законодательства в указанной сфере, допущенные ООО «Профреал».

Так, установлено, что Северным межрегиональным управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ООО «Профреал» выдано свидетельство о постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду – свалки ТБО, расположенной по адресу: <адрес>

Объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, присвоен код -П и II категория негативного воздействия на окружающую среду.

По данным Северного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в результате плановых выездных проверок установлено, что у ООО «Профреал» отсутствует проектная документация на объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду – свалку, расположенную по адресу: <адрес> в связи с ее утерей при пожаре.

Указанная документация также отсутствует и у собственника объекта – администрации Вельского муниципального района Архангельской области.

Кроме того, согласно Территориальной схеме обращения с отходами, в том числе с твердыми отходами, на территории Архангельской области утвержденной постановлением Правительства Архангельской области от 11 апреля 2017 г. -пп, проектная мощность полигона ООО «Профреал» составляет 88400 тонн в год.

В соответствии с актом государственной приемочной комиссии о приемке в эксплуатацию законченного строительством объекта от                   29 октября 1994 г., мощность составляет 93000 куб.м. в год.

В ходе проверки установлено, что в 2022 г. объем транспортируемых отходов составил 21646,94 тонн.

В соответствии с актом наблюдения за соблюдением обязательным требований от 26 июня 2024 года , составленным Северным межрегиональным управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, в 2023 г. объем транспортируемых отходов составил 29538,7 тонн.

Удовлетворяя требования прокурора, суд исходил из того, что ООО «Профреал» эксплуатирует объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, в целях получения экономической выгоды, при отсутствии проектной документации в связи с ее утратой, при этом в        2022 и 2023 годах превышается количество размещенных отходов по сравнению с предельной массой, разрешенной для объекта II категории.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда в части удовлетворения требования об обязании ответчика направить сведения и документы в Северное межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования для актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействий на окружающую среду, поскольку представленными в дело доказательствами подтверждается факт превышения в 2022, 2023 г.г. транспортируемых расходов на свалку, что свидетельствует о необходимости пересмотра категории объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду.

Довод апеллянта о том, что превышение носило разовый характер и необходимости актуализации сведений не требуется, является несостоятельным, поскольку факт размещения более 20 тыс.тонн отходов зафиксирован как в 2022 г., так и в 2023 г.

Также суд отклоняет довод ответчика, что с учетом проектной мощности объекта он соответствует 2 категории, так как фактически в 2022-2023 г. установлено превышение установленной 2 категории объекта.

Поскольку постановка на учет объекта ОНВ производится лицами, осуществляющими хозяйственную деятельность на указанных объектах, суд обоснованно возложил обязанность направить актуальные сведения именно на ответчика.

В то же время, обязывая ответчика разработать проектную документацию на арендуемый объект, суд не указал правовых оснований для этого. Не указывает правового обоснования возложения обязанности разработать проект строительства объекта недвижимого имущества на арендатора данного имущества и сам истец.

Действительно, как указано в иске и установлено решением Арбитражного суда АО от 2 июня 2024 г., арендатор обязан использовать и эксплуатировать свалку бытовых отходов в соответствии с нормами СанПин, арендатор обязан выполнять все распоряжения и предписания государственных надзорных и контрольных органов, в частности, пожарной охраны, санитарного надзора, ветеринарного надзора, охраны труда и других, касающихся эксплуатации переданного в пользование имущества. При эксплуатации спорного объекта необходимо наличие проектной документации на полигон и соответствие категории объекта НВОС объемам транспортируемых отходов.

Между тем, ответчик не осуществлял проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта недвижимости, находящего у него в аренде.

Согласно акту государственной приемочной комиссии о приемке в эксплуатацию законченного строительством объекта от 29 октября 1994 г. спорный объект сдан в эксплуатацию задолго до возникновения арендных правоотношений. Из акта от 29 октября 1994 г. видно, что проектно-сметная документация объекта была разработана и утверждена, предоставлена государственной приемочной комиссии, приложена к акту. В акте указаны основные характеристики объекта, в том числе мощность.

Также установлено, что проектная документация на строительство объекта недвижимости ответчику не передавалась, утрачена собственником при пожаре.

Поскольку правовых оснований для возложения на ответчика разработать проектную документацию на строительство свалки бытовых отходов, кадастровый , не имеется, решение суда в указанной части является незаконным и подлежит отмене.

В остальной части решение Вельского районного суда Архангельской области от 27 августа 2024 г. отмене либо изменению не подлежит.

Руководствуясь ст. ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Вельского районного суда Архангельской области от 27 августа 2024 г. отменить в части удовлетворения исковых требований обеспечить разработку документации на свалку твердых бытовых отходов, в указанной части принять новое решение, которым

          В удовлетворении исковых требований прокурора Вельского района Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Профреал» об обязании обеспечить разработку проектной документации на свалку бытовых отходов, кадастровый , площадью 50000 кв.м, расположенную по адресу: <адрес> - отказать.

        В остальной части решение Вельского районного суда Архангельской области от 27 августа 2024 г. оставить без изменения.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено                    20 декабря 2024 г.

Председательствующий                                                  Т.А. Мананникова

Судьи                                                                                Н.В. Романова

                                                                                          Н.Е. Сараева

33-10345/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокуратура Вельского района Архангельской области
Ответчики
ООО Профреал
Другие
ООО ЭкоИнтегратор
Северное межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования
Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами администрации Вельского муниципального района Архангельской области
Администрация Вельского муниципального района Архангельской области
Суд
Архангельский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud.arh.sudrf.ru
11.11.2024Передача дела судье
12.12.2024Судебное заседание
19.12.2024Судебное заседание
19.12.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее