ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Дело № 33-4371/2023 судья-докладчик суда апелляционной инстанции Подлесная И.А
№ 2-233/2023 председательствующий судья суда первой инстанции Злотников В.Я.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
16 мая 2023 года гор. Симферополь
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего судьи: | Подлесной И.А. |
судей: | Бондарева Р.В., Матвиенко Н.О. |
при секретаре: | Андрейченко М.С. |
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Симферополе гражданское дело по иску ГКУ РК "Центр социальных выплат, модернизации и укрепления материально - технической базы учреждений социального обслуживания и занятости в Республике Крым" к Алиевой Айше Джеферовне, третье лицо: Департамент труда и социальной защиты населения администрации г. Симферополя Республики Крым о взыскании излишне выплаченной суммы социальных выплат, по встречному иску Алиевой Айше Джеферовны к Департаменту труда и социальной защиты населения администрации г. Симферополя Республики Крым, ГКУ РК "Центр социальных выплат, модернизации и укрепления материально - технической базы учреждений социального обслуживания и занятости в Республике Крым", Администрации г. Симферополя Республики Крым, Комиссии по взысканию и списанию излишне выплаченных сумм социальных выплат администрации г. Симферополя РК об отмене протокола заседания и решения, по апелляционной жалобе ГКУ РК "Центр социальных выплат, модернизации и укрепления материально - технической базы учреждений социального обслуживания и занятости в Республике Крым" на решение Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 24 января 2023 года
УСТАНОВИЛА:
ГКУ РК «Центр социальных выплат, модернизации и укрепления материально- технической базы учреждений социального обслуживания и занятости в Республике Крым» предъявил к Алиевой А.Д., третье лицо Департамент труда и социальной защиты населения администрации гор. Симферополя Республики Крым, иск о взыскании излишне выплаченной суммы МСП «государственная социальная помощь» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года; «ежемесячная денежная выплата для приобретения социально значимых сортов хлеба» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на общую сумму <данные изъяты>. Требования мотивированы тем, что ответчик при обращении с заявлением о назначении указанных выплат скрыла принадлежность на праве собственности двух автомашин, что в соответствии со ст. 9, 10 Закона № 10-ЗРК/2014 года, пункта 40 Порядка № 587 от 23.12.2014 года является основанием для отказа в назначении МСП.
Алиева А.Д., уточнив свои требования в ходе рассмотрения дела, предъявила к Департаменту труда и социальной защиты населения Администрации гор. Симферополя, ГКУ РК «Центр социальных выплат, модернизации и укрепления материально-технической базы учреждений социального обслуживания и занятости в Республике Крым» встречное исковое заявление об отмене протокола <данные изъяты> Комиссии по взысканию и списанию излишне выплаченных сумм социальных выплат Администрации гор. Симферополя РК и об отмене решений Департамента о прекращении выплат МСП, ссылаясь на то, что Департаментом отказано в назначении мер социальной поддержки на основании ее заявления от 8.10.2021года, поскольку установлено наличие в собственности члена ее семьи двух транспортных средств. Однако, в отношении автомобиля ВАЗ 21053 правомочия собственника по владению, пользованию и распоряжению имуществом не реализуются с 2018года, так как автомобиль числится в угоне; прекратить регистрацию транспортного средства по этой же причине невозможно (л.д. 73, 129).
Решением Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 24 января 2023 года в удовлетворении первоначального иска Государственного казенного учреждения Республики Крым "Центр социальных выплат, модернизации и укрепления материально - технической базы учреждений социального обслуживания и занятости в Республике Крым" к Алиевой Айше Джеферовне, третье лицо: Департамент труда и социальной защиты населения администрации г. Симферополя Республики Крым о взыскании излишне выплаченной суммы социальных выплат – отказано.
В удовлетворении встречного иска Алиевой Айше Джеферовны к Департаменту труда и социальной защиты населения администрации г. Симферополя Республики Крым, Государственному казенному учреждению Республики Крым "Центр социальных выплат, модернизации и укрепления материально - технической базы учреждений социального обслуживания и занятости в Республике Крым", Администрации г. Симферополя, Комиссии по взысканию и списанию излишне выплаченных сумм социальных выплат администрации г. Симферополя РК об отмене протокола заседания и решения – отказано.
В апелляционной жалобе ГКУ РК «Центр социальных выплат, модернизации и укрепления материально – технической базы учреждений социального обслуживания и занятости в Республике Крым» просит отменить решение суда первой инстанции и удовлетворить заявленные Центром требования в полном объеме. При рассмотрении дела истцом, на которого возлагается бремя доказывания презюмируемой добросовестности ответчика, были предоставлены доказательства, свидетельствующие о намеренном сокрытии Алиевой А.Д. сведений о принадлежности членам ее семьи двух транспортных средств, в частности: Алиева А.Д. подписала заявление-обязательство, указав о принадлежности одного автомобиля. Решение Комиссии по взысканию излишне выплаченных сумм социальных выплат Администрации гор. Симферополя РК от 16.12.2021года, действующей в соответствии с Порядком № 430 и являющейся административным органом, ответчик не обжаловала, в силу чего утратила право оспаривать установленный Комиссией факт безосновательного получения сумм МСП. Суд определил процессуальное положение Алиевой А.Д. как более слабой стороны в возникших правоотношениях, однако согласно абз. 9 п. 7 Постановления Совета министров РК от 23.12.2014года № 587 «Об утверждении Порядка предоставления государственной социальной помощи в виде социального пособия» заявители несут ответственность за достоверность и полноту информации, содержащейся в предоставляемых документах и сведениях, являющихся основанием для назначения пособий. Вывод суда о том, что в действиях истца, не истребовавшего своевременно необходимые документы о принадлежности ответчику Алиевой А.Д. и членам ее семьи имущества, усматривается недобросовестность, не соответствует положениям нормативно – правовых актов и фактическим обстоятельствам, указывающим, что Департамент обязан проводить лишь выборочную проверку заявителей, претендующих на получение пособия. Разрешая спор, суд первой инстанции принял во внимание пункт 40 Постановления Совета министров РК от 23.12.2014года №587 «Об утверждении Порядка предоставления государственной социальной помощи в виде социального пособия» в редакции после 30.04.2021 года, хотя на момент возникновения спорных правоотношения указанный пункт действовал в редакции до 30.04.2021 года.
В возражениях на апелляционную жалобу Алиева А.Д. изложила доводы о том, что в соответствии с Законом Республики Крым от 17.12.2014года № 34- ЗРК /2014 полномочиями по приему документов, назначению (отказа в назначении), перерасчету мер социальной поддержки наделены органы местного самоуправления в лице Департамента труда и социальной защиты населения Администрации города Симферополя РК. Согласно пп. «н,о,п,р» п. 1 ст. 1 указанного Закона органы местного самоуправления наделены полномочиями по проведению обследования материально-бытового состояния семьи, претендующей на назначение пособия малоимущим семьям, проведение проверки достоверности и полноты информации о доходах и имущественном состоянии граждан, обращающихся за назначением мер социальной поддержки, осуществление таких проверок в отношении лиц, которым меры социальной поддержки предоставляются. В действиях сотрудников Департамента по предоставлению государственной услуги по назначению и выплате ГСП в виде социального пособия усматриваются нарушения пунктов 33, 35, 40-59, 77-80 Административного регламента, утвержденного Приказом Министерства труда и социальной защиты РК от 13.06.2019 года № 324. Выплаченные ответчику денежные суммы не могут быть взысканы, поскольку являются средством к существованию; недобросовестность в действиях ответчика судом не установлена.
Исследовав материалы гражданского дела, выслушав пояснения представителя истца ГКУ РК «Центр социальных выплат, модернизации и укрепления материально- технической базы учреждений социального обслуживания и занятости в Республике Крым», ответчика Алиевой А.Д. и ее представителя, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия полагает жалобу не подлежащей удовлетворению.
В соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. В случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
Повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции (пункт 37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 г. № 16 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции").
Алиева А.Д. решение суда первой инстанции, в том числе в части отказа в удовлетворении встречного иска, не обжаловала.
При рассмотрении доводов апелляционной жалобы истца, судебная коллегия исходит из следующего.
В соответствии со ст. 1 Закона Республики Крым от 27.11.2014 N 10-ЗРК/2014 "О государственной социальной помощи в Республике Крым", государственная социальная помощь в соответствии с настоящим Законом предоставляется малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам, проживающим на территории Республики Крым.
Согласно ст. 6 названного закона (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений), регулирующей порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи, государственная социальная помощь назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо по месту пребывания получателя государственной социальной помощи в Республике Крым (часть 1). Государственная социальная помощь назначается на основании заявления гражданина в электронной либо письменной форме от себя лично (для малоимущих одиноко проживающих граждан) или от имени своей семьи, заявления в письменной форме опекуна, попечителя, другого законного представителя гражданина (за исключением случаев оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта) в органы социальной защиты населения либо через многофункциональный центр, в котором заявителем указываются сведения о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности (часть 2). При необходимости представленные заявителем сведения могут быть подтверждены посредством дополнительной проверки (комиссионного обследования), проводимой органом социальной защиты населения самостоятельно путем направления межведомственных запросов в органы государственной власти, органы местного самоуправления и подведомственные государственным органам или органам местного самоуправления организации, в распоряжении которых находятся соответствующие документы, копии документов, сведения, необходимые для принятия решения об оказании государственной социальной помощи (часть 3).
Пособие не назначается в случае, когда:
в собственности или владении малоимущей семьи (малоимущего одиноко проживающего гражданина) есть вторая квартира (дом) при условии, что общая площадь жилья превышает: 33 квадратных метра на одиноко проживающего гражданина, 21 квадратный метр на одного члена семьи в семье из двух человек и 18 квадратных метров на одного члена семьи в семье из трех и более человек, или больше одного транспортного средства (часть 4)
Согласно пунктов 6,7,9 Порядка предоставления государственной социальной помощи в виде социального пособия", утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от 23.12.2014 N 587, пособие назначается на основании заявления гражданина в письменной форме от себя лично (для малоимущих одиноко проживающих граждан), или от имени своей семьи (для малоимущей семьи), или опекуна, попечителя, другого законного представителя гражданина в орган социальной защиты населения (пункт 6).
В заявлении указываются:
фамилия, имя, отчество без сокращений в соответствии с документом, удостоверяющим личность;
сведения о документе, удостоверяющем личность (вид документа, удостоверяющего личность, серия и номер документа, кем выдан документ, дата его выдачи), в соответствии с реквизитами документа, удостоверяющего личность;
сведения о месте жительства указываются на основании записи в паспорте или ином документе, удостоверяющем личность (если предъявляется не паспорт), о месте пребывания на основании документа, подтверждающего регистрацию по месту пребывания;
сведения о месте фактического проживания (почтовый индекс, наименование региона, района, города, иного населенного пункта, улицы, номер дома, корпуса, квартиры);
способ получения пособия: через предприятие почтовой связи либо перечислением на личный счет лица, имеющего право на получение пособия, открытый в кредитной организации;
сведения о реквизитах счета, открытого лицом, имеющим право на получение пособия (наименование организации, в которую должно быть перечислено пособие, банковский идентификационный код (БИК), идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) и код причины постановки на учет (КПП), присвоенные при постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения организации, номер счета лица, имеющего право на получение пособия).
Указанные сведения подтверждаются подписью лица, подающего заявление, с проставлением даты заполнения заявления (пункт 7).
Для назначения и выплаты пособия к заявлению прилагаются следующие документы:
копия паспорта либо иного документа, удостоверяющего личность заявителя и подтверждающего его место жительства на территории Республики Крым;
копия страхового номера индивидуального лицевого счета (СНИЛС);
справка с места жительства заявителя о составе семьи;
документы, подтверждающие доходы семьи за расчетный период (пункт 9).
Согласно пунктов 40,41 Порядка, органы социальной защиты населения вправе произвести выборочную проверку правильности представленных заявителем документов, а также проверку доходов получателя пособия.
Получатель государственной социальной помощи обязан известить орган социальной защиты населения, назначивший государственную социальную помощь, об изменениях, являвшихся основанием для назначения либо продолжения оказания ему (его семье) государственной социальной помощи, сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности в течение двух недель со дня наступления указанных изменений.
Органы социальной защиты населения вправе запрашивать и безвозмездно получать необходимую информацию у получателей пособия, а также органов и организаций независимо от организационно-правовой формы, владеющих такой информацией.
В случае установления органом социальной защиты населения факта недостоверности предоставленных заявителем сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности или несвоевременности извещения об изменении указанных сведений выплата пособия прекращается, а получатель (его семья) может быть лишен (лишена) права на получение государственной социальной помощи на период, устанавливаемый органами социальной защиты населения, но не более чем на период, в течение которого указанная помощь получателю незаконно оказывалась (пункт 40).
Суммы пособия, выплаченные вследствие представления документов, содержащих заведомо недостоверные сведения, сокрытия данных, влияющих на право назначения пособия, возмещаются гражданами в добровольном порядке. При отказе от добровольного возврата суммы пособия взыскиваются в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 41).
Постановлением Совета министров Республики Крым от 25.08.2015 N 480 утвержден Порядок назначения и выплаты ежемесячной денежной выплаты для приобретения социально значимых сортов хлеба.
Согласно пункта 4 Порядка № 480, ежемесячная денежная выплата не назначается в случае, когда:
в собственности или владении малоимущей семьи (малоимущего одиноко проживающего гражданина) есть вторая квартира (дом) при условии, что общая площадь жилья превышает: 33 квадратных метра на одиноко проживающего гражданина, 21 квадратный метр на одного члена семьи в семье из двух человек и 18 квадратных метров на одного члена семьи в семье из трех и более человек, или больше одного автомобиля, транспортного средства (механизма);
в собственности или владении малоимущей семьи (кроме семей, которые состоят лишь из детей и лиц, достигших 65-летнего возраста или являющихся инвалидами I и II групп, и семей, в которых есть дети-инвалиды), малоимущего одиноко проживающего гражданина есть земельный участок площадью свыше 0,6 га;
Согласно пункта 7 Порядка № 480, заявление по форме согласно приложению 1 к настоящему Порядку подается в письменной форме от себя лично (для малоимущих одиноко проживающих граждан), или от имени своей семьи (для малоимущей семьи), или опекуна, попечителя, другого законного представителя гражданина в орган труда и социальной защиты населения. Заявление может быть направлено в форме электронного документа с использованием государственной информационной системы "Портал государственных и муниципальных услуг Республики Крым" после перевода данной государственной услуги в электронную форму в порядке, установленном действующим законодательством.
Приложение №1 к Постановлению Совета министров Республики Крым от 25.08.2015 N 480 "Об утверждении Порядка назначения и выплаты ежемесячной денежной выплаты для приобретения социально значимых сортов хлеба" представляет собой бланк заявления о назначении и выплате ежемесячной денежной выплаты для приобретения социально значимых сортов хлеба. В этом бланке отсутствует графа, где заявителю предлагается указать находящееся в его собственности недвижимое имущество, либо разъясняется необходимость указания такой информации.
В соответствии с пунктом 25 Порядка назначения и выплаты ежемесячной денежной выплаты для приобретения социально значимых сортов хлеба, суммы ежемесячной денежной выплаты, выплаченные вследствие представления документов, содержащих заведомо недостоверные сведения, сокрытия данных, влияющих на право назначения ежемесячной денежной выплаты, возмещаются гражданами в добровольном порядке. При отказе от добровольного возврата суммы ежемесячной денежной выплаты взыскиваются в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно статьи 12 Закона Республики Крым от 27.11.2014 N 10-ЗРК/2014 "О государственной социальной помощи в Республике Крым", выплата государственной социальной помощи, в том числе в виде пособия на основании социального контракта, осуществляется за счет средств бюджета Республики Крым.
Выплата ежемесячной денежной выплаты для приобретения социально значимых сортов хлеба осуществляется также за счет средств бюджета Республики Крым, предусмотренных на соответствующий финансовый год (пункт 26 Порядка № 480).
Согласно пункта 2.1 Устава Государственного казенного учреждения Республики Крым «Центр социальных выплат, модернизации и укрепления материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения в Республики Крым» предметом деятельности Казенного Учреждения является: предоставление гражданам государственных услуг и участие в предоставлении государственных услуг в части перечисления социальных выплат гражданам.
Согласно пункта 2.2, 2.2.1. Устава основными целями Казенного Учреждения является обеспечение реализации на территории Республики Крым прав граждан на получение в соответствии с действующим законодательством отдельных мер социальной поддержки населения по предоставлению государственных услуг и участия в предоставлении государственных услуг в части перечисления социальных выплат гражданам.
Согласно пункта 2.3., 2.3.1. для достижения основных целей Казенное Учреждение вправе осуществлять деятельность по выплате: компенсаций, пособий, ежемесячных денежных выплат семьям с детьми, малоимущим семьям и одиноким гражданам, в том числе государственного единовременного пособия. Согласно пункта 4.1. Устава источниками формирования имущества и финансовых ресурсов Казенного Учреждения являются средства, выделяемые из бюджета Республики Крым согласно бюджетной смете.
Осуществляя предоставленные ему полномочия, ГКУ РК «Центр социальных выплат, модернизации и укрепления материально – технической базы учреждений социального обслуживания и занятости в РК» предъявил к Алиевой А.Д. иск о возмещении неосновательно полученных денежных средств, предоставленных, в свою очередь, за счет бюджета Республики Крым государственному казенному учреждению для реализации функций по перечислению социальных выплат.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что Алиева А.Д. имеющая троих несовершеннолетних детей, зарегистрированная в <адрес>, обратилась ДД.ММ.ГГГГ, в Департамент с заявлением о назначении ГСП в виде социального пособия в соответствии с ЗРК от 27.11.2014 года № 10-ЗРК/2014 (л.д.8-9). Алиевой А.Д. был заполнен бланк заявления о назначении государственной социальной помощи как малоимущей семье, в которых вообще отсутствовала графа, в которой следовало указать сведения о наличии автотранспортных средств.
ДД.ММ.ГГГГ Алиева А.Д обратилась в Департамент с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты для приобретения социально значимых сортов хлеба (л.д.10).
По данным МВД по РК на имя Асанова Р.Ю. - супруга Асановой А.Д., зарегистрировано два транспортных средства: одна автомашина <данные изъяты> выпуска, приобретена в 2020 года, другая автомашина <данные изъяты> выпуска, приобретена в 2016 году и с 2018 года числится в угоне (л.д. 19, 20,58, 79-80,101).
ДД.ММ.ГГГГ Алиева А.Д. подписала заявление - обязательство о том, что в собственности семьи имеется один автомобиль <данные изъяты> года выпуска; приняла на себя обязательство извещать органы социальной защиты населения о наступлении обстоятельств, влекущих прекращение выплаты социального пособия (л.д.11).
Кроме того, при обращении в Департамент с указанными заявлениями о предоставлении МСП, Алиева А.Д. дала письменное согласие на обработку в установленном порядке Департаментом, Центром, Министерством труда и социальной защиты РК, ее персональных данных в целях назначения государственной помощи.
Таким образом, Алиева А.Д., являясь более слабой стороной в сложившихся правоотношениях, сообщила о себе и членах своей семьи требуемую информацию и не препятствовала органам, предоставляющим и участвующим в предоставлении мер социальной поддержки, проверить и истребовать иные сведения, относящиеся к ее персональным данным.
По итогам рассмотрения указанных заявлений Департаментом назначено ГСП (ежемесячно) на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; социальное пособие фактически выплачено; назначена ежемесячная денежная выплата для приобретения социально значимых сортов хлеба и фактически выплачена за период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 16, 17, 23-24).
ДД.ММ.ГГГГ Департаментом с целью проверки достоверности сообщенных Алиевой А.Д. сведений был сделан запрос о принадлежащих ей и членам ее семьи транспортных средствах и получен ответ о принадлежности Алиеву Р.Ю. двух автомобилей (л.д. 19).
Согласно протокола № от ДД.ММ.ГГГГ заседания Комиссии по взысканию и списанию излишне выплаченных сумм социальных выплат Администрации города Симферополя, предложено Алиевой А.Д. возместить неосновательно полученные суммы МСП (л.д. 25).
Из пояснений Алиевой А.Д. в судебном заседании суда первой инстанции следует, что при заполнении ею заявлений о предоставлении МСП работник Департамента на ее вопрос о необходимости указания о наличии ТС, находящегося в угоне, предоставила устную консультацию о том, что следует указать фактически используемые семьей транспортные средства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного кодекса.
Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения, в частности: заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (подпункт 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации).
По смыслу положений подпункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Закон устанавливает исключения из этого правила, а именно: излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.
При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных денежных сумм.
Суд первой инстанции, исследовав по правилам ст. 67 ГПК РФ совокупность предоставленных доказательств, и учитывая наличие обязанности доказать недобросовестность ответчика - на стороне истца, пришел к обоснованному выводу, что сумма выплаченных социальных пособий, являющаяся предметом заявленного иска, стала следствием не только действий Алиевой А.Д., но и результатом ненадлежащего исполнения своих функциональных обязанностей Департаментом.
Несмотря на то, что Алиева А.Д. обратилась с заявлением о предоставлении ГСП и ежемесячной денежной выплаты для приобретения социально значимых сортов хлеба» в январе 2021 года, Департаментом только ДД.ММ.ГГГГ, то есть спустя более 9-10 месяцев, был сделан запрос в территориальный орган МВД и получен ответ о наличии в собственности Алиева Р.Ю. двух автомашин.. (л.д.19).
Разрешая спор, суд первой инстанции с учетом положений ст. 1102, 1109 ГК РФ, правильно определил круг юридически значимых обстоятельств, к которым относится установление недобросовестных действий ответчика, направленных на получение мер социальной поддержки без установленных законом оснований, и факт надлежащего/ ненадлежащего исполнения органом местного самоуправления, уполномоченного действовать в интересах граждан, своих функциональных обязанностей.
Согласно правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 14 января 2016 г. N 1-П, принципы правовой определенности и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства гарантируют гражданам, что решения принимаются уполномоченными государством органами на основе строгого исполнения законодательных предписаний, а также внимательной и ответственной оценки фактических обстоятельств, с которыми закон связывает возникновение, изменение, прекращение прав.
В постановлении от 22 июня 2017 г. N 16-П Конституционный Суд Российской Федерации обратил внимание на существенное значение, которое при разрешении споров по искам публично-правовых образований имеет в том числе оценка действий (бездействия) органов, уполномоченных действовать в интересах граждан, в частности ненадлежащего исполнения ими своих обязанностей, совершения ошибок, разумности и осмотрительности в реализации ими своих правомочий.
Таким образом, приведенные нормативные положения в их взаимосвязи с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации о надлежащем исполнении органами государственной власти и органами местного самоуправления своих обязанностей при осуществлении ими своих полномочий и об ответственности этих органов и должностных лиц в случае ненадлежащего исполнения таких обязанностей не предполагают взыскания с физических лиц денежных средств в качестве неосновательного обогащения, если таковое было обусловлено ненадлежащим исполнением уполномоченными государственными органами своих должностных обязанностей.
Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (пункт 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации).
При этом, добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных сумм.
Суд первой инстанции, дав надлежащую оценку установленным обстоятельствам, пришел к правильному выводу о том, что истцом не предоставлены достаточные допустимые доказательства, опровергающие презумпцию д░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░/░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░. ░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ 2018 ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░; ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░; ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░.
░░░░░░ ░░ ░░, ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░ ░░ 23.12.2014 ░░░░ № 587, ░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░; ░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░- ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ 3 ░░░░░░ 1109 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░. ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ 26 ░░░░░░░ 2018 ░. N 10-░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░-░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, - ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░ ░░░░, ░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░ ░░ 12 ░░░░ 2007 ░. N 10-░, ░░ 13 ░░░░░░░ 2016 ░. N 28-░, ░░ 10 ░░░░░ 2017 ░. N 6-░, ░░ 11 ░░░░░░░ 2019 ░. N 9-░ ░ ░░.). ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ - ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ 3.2 ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ 14 ░░░░░░ 2020 ░. N 2-░).
░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ 3.2 ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ 14 ░░░░░░ 2020 ░. N 2-░).
░░░░░░ ░░░ ░░ ««░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░» ░ ░░░, ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░ ░░ ░░░░, ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░ 16.12.2021 ░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ (░.░. 25). ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░.
░░ ░░░░░░░░░ ░. 1 ░. 1 ░░. 328 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 328, ░░░░░░░░ 329, 330 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 24 ░░░░░░ 2023 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░ "░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░" – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░:
░░░░░: