КОПИЯ
56RS0009-01-2022-002276-26
№2-2050/2022
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
23 мая 2022 года г. Оренбург
Дзержинский районный суд г. Оренбурга в составе председательствующего судьи Федулаевой Н.А.,
при секретаре Урясовой Н.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Дзержинского района г. Оренбурга, действующего в интересах Симаковой Алины Рашитовны и ее несовершеннолетних детей Симаковой <ФИО>15 и Симаковой <ФИО>16, к Государственному казенному учреждению Оренбургской области «Центр социальной поддержки населения» о признании решения об отказе в назначении ежемесячной денежной выплаты на детей в возрасте от трех до семи лет незаконным,
УСТАНОВИЛ:
прокурор Дзержинского района г. Оренбурга обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением, мотивируя требования тем, что прокуратурой Дзержинского района г. Оренбурга по обращению Симаковой А.Р. проведена проверка по вопросу назначения ей ежемесячной денежной выплаты на детей в возрасте от 3 до 7 лет включительно. Проверкой установлено, что Симакова А.Р. является матерью двоих несовершеннолетних детей <ФИО>1, <Дата обезличена> года рождения и <ФИО>2, <Дата обезличена> года рождения. 27.06.2021 Симакова А.Р. обратилась с заявлением о предоставлении государственной услуги «Ежемесячная денежная выплата на детей в возрасте от трех до семи лет на детей <Дата обезличена> и <Дата обезличена> годов рождения, в филиал ГКУ «Центр социальной поддержки населения» в Дзержинском районе г. Оренбурга. В назначении выплаты ей было отказано.
Основанием для отказа послужило то, что в собственности семьи Симаковых 2 «жилых помещения», при этом суммарная площадь помещений больше произведения норматива площади, установленной в размере 24 кв. метров в расчете на одного человека.
Полагает, что при принятии решения не учтены следующие обстоятельства. Согласно выписке Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости в собственности у семьи Симаковых имеется одно помещение с назначением «жилое помещение», площадью <Номер обезличен> кв.м. (вид жилого помещения - квартира), которое расположено по адресу: <...> <...>. кадастровый <Номер обезличен>, и одно здание с назначением «жилой дом», расположенное по адресу: <...>, площадь дома <Номер обезличен> кв.м., кадастровый <Номер обезличен>.
Фактически семья Симаковых проживает в квартире г. Оренбурге по адресу <...>, общей площадью <Номер обезличен> кв., метров, площадь которой на одного члена семьи составляет 17 кв. метров, что не превышает установленный - законом норматив площади на одного члена семьи.
Расчет суммарной площади, зданий с назначением «жилое» и «жилое строение», помещений с назначением «жилое» и «жилое помещение», произведенный ответчиком, не учитывает сведения, неоднократно предоставляемые Симаковой А.Р. в адрес Министерства социального развития Оренбургской области при обжаловании действий филиала ГКУ «Центр социальной поддержки населения» в Дзержинском районе г. Оренбурга, о том, что находящееся в ее собственности здание относится к категории «жилой дом», поэтому норматив площади в расчете на одного человека должен составлять 40 кв. метров.
Прокурор Дзержинского района г. Оренбурга просил суд признать за Симаковой Алиной Рашитовной право на меру социальной поддержки в виде предоставления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет.
Обязать филиал государственное казенное учреждение Оренбургской области «Центр Социальной поддержки населения» назначить ежемесячную денежную выплату Симаковой Алине Рашитовне на детей в возрасте от трех до семи лет включительно с 27.06.2021 и произвести указанную выплату.
В судебном заседании представитель истца – старший помощник прокурора Дзержинского района г. Оренбурга Киреева Ю.П. исковые требования поддержала.
Симакова А.Р. в судебном заседании исковые требования поддержала, просила удовлетворить.
Представители ответчика ГКУ Оренбургской области «Центр социальной поддержки населения» Калиев А.К., Костылева О.Н., Сукманюк О.Г. в судебном заседании просили отказать в удовлетворении иска по основаниям, изложенным в возражениях на иск. Указали, что при принятии решения руководствовались законодательством.
Представитель третьего лица - Министерства социального развития Оренбургской области Евграфова О.Н. в судебном заседании возражала против исковых требований, просила в иске отказать.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7 Конституции Российской Федерации).
Материнство и детство, семья находятся под защитой государства (часть 1 статьи 38 Конституции Российской Федерации).
Статьей 67.1 Конституции Российской Федерации установлено, что дети являются важнейшим приоритетом государственной политики России. Государство создает условия, способствующие всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей, воспитанию в них патриотизма, гражданственности и уважения к старшим. Государство, обеспечивая приоритет семейного воспитания, берет на себя обязанности родителей в отношении детей, оставшихся без попечения (часть 4).
Согласно пункту «ж.1» части 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся, в том числе, защита семьи, материнства, отцовства и детства.
Основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, в целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка установлены Федеральным законом от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (далее также - Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»).
Названный закон среди приоритетных целей государственной политики в интересах детей называет осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушения (часть 1 статьи 4 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»).
Одним из принципов государственной политики в интересах детей является ответственность юридических лиц, должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда (абзац четвертый части 2 статьи 4 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»).
К числу основных направлений обеспечения прав ребенка в Российской Федерации Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» относит защиту прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Федеральный закон от 19.05.1995 № 81–ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» устанавливает единую систему государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением, воспитанием, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства.
Судом установлено, что Симакова А.Р. и Симаков Ш.Г. являются родителями <ФИО>1, <Дата обезличена> года рождения, и <ФИО>2, <Дата обезличена> года рождения.
27.06.2021 года Симакова А.Р. через портал федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг» обратилась в Государственное Казенное учреждение Оренбургской области «Центр социальной поддержки населения» (Филиал ГКУ «Центр социальной поддержки населения» в Дзержинском районе г.Оренбурга) Министерства РФ социального развития Оренбургской области с заявлением о назначении и осуществлении денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет.
ГКУ «Центр социальной поддержки населения» в Дзержинском районе г. Оренбурга Министерства РФ социального развития Оренбургской области Симаковой А.Р. было отказано в предоставлении государственной услуги «Ежемесячная денежная выплата на детей в возрасте от трех до семи лет включительно» со ссылкой на абз. 1 п.п. «г» п.19 Порядка назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на детей в возрасте от трех до семи лет включительно, утвержденного постановлением Правительства Оренбургской области от 29.04.2020 № 368-пп, по причине наличие в собственности заявителя и членов его семьи двух зданий с назначением «жилое» и «жилое строение» помещений с назначением «жилое» и «жилое помещение», площадь которых на одного члена семьи превышает норматив площади 24 кв.м.
По заявлению Симаковой А.Р. Министерством социального развития Оренбургской области проведена проверка представленных заявителем сведений, и при оценке имущественного положения для предоставления социальной поддержки малообеспеченным семьям было установлено, что по поступившим из Росреестра сведениям у семьи Симаковых имеется в собственности здание с назначением «жилое» в <...> общей площадью <Номер обезличен> кв. метров и («жилое помещение» в г. Оренбурге, общей площадью <Номер обезличен> кв.м., площадь которых на 1 члена семьи составляет более 24 кв. м.
Не согласившись с отказом в предоставлении ежемесячной денежной выплаты на детей, Симакова А.Р. обратилась в прокуратуру Дзержинского района г. Оренбурга.
В силу положений ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан при обращении к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
Учитывая факт обращения Симаковой А.Р. к прокурору с заявлением о защите ее прав и прав ее детей в сфере семьи, материнства, отцовства и детства, прокурор Дзержинского района г. Оренбурга является надлежащим истцом по делу.
Оценивая доводы сторон относительно обоснованности заявленных требований, суд приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 3 Конвенции о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г., вступила в силу для СССР 15 сентября 1990 г.) во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка.
Государства-участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры (часть 2 статьи 3 Конвенции о правах ребенка).
Государства-участники признают за каждым ребенком право пользоваться благами социального обеспечения, включая социальное страхование, и принимают необходимые меры для достижения полного осуществления этого права в соответствии с их национальным законодательством (часть 1 статьи 26 Конвенции о правах ребенка).
Эти блага по мере необходимости предоставляются с учетом имеющихся ресурсов и возможностей ребенка и лиц, несущих ответственность за содержание ребенка, а также от любых соображений, связанных с получением благ ребенком от его имени (часть 2 статьи 26 Конвенции о правах ребенка).
Государства-участники признают право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка (часть 1 статьи 27 Конвенции о правах ребенка).
Родитель(и) или другие лица, воспитывающие ребенка, несут основную ответственность за обеспечение в пределах своих способностей и финансовых возможностей условий жизни, необходимых для развития ребенка (часть 2 статьи 27 Конвенции о правах ребенка).
Указом Президента Российской Федерации от 20 марта 2020 года № 199 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» в целях повышения доходов семей, имеющих детей, с 1 января 2020 года установлена ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно, предоставляемая в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации. Ежемесячная выплата предоставляется, в случае если размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 года № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением ежемесячной выплаты (пункт 1, подпункт «а» пункта 3 данного Указа).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.04.2020 № 368-пп «Об утверждении порядка назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на детей в возрасте от трех до семи лет включительно» утверждены основные требования к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно.
Согласно ст.1 Закона Оренбургской области от 09.04.2020г. №2177/580-VI-ОЗ «О ежемесячных денежных выплат на детей в возрасте от трех до семи лет» право на получение ежемесячной денежной выплаты имеют граждане Российской Федерации, проживающие на территории Оренбургской области, воспитывающие детей в возрасте от трех до семи лет включительно, являющихся гражданами Российской Федерации, если размер среднедушевого дохода семьи не превышает величины прожиточного минимума на душу населения, установленной в Оренбургской области на дату обращения за назначением указанной выплаты.
В силу абз. 1 подпункта «г» пункта 19 Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.04.2020 № 368-пп «Об утверждении порядка назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на детей в возрасте от трех до семи лет включительно» (в редакции на дату обращения с заявлением - 26.04.2021) основаниями для отказа в назначении или перерасчете ежемесячной выплаты являются наличие в собственности у заявителя и (или) членов его семьи:
2 и более зданий с назначением "жилое" и "жилое строение", помещений с назначением "жилое" и "жилое помещение", суммарная площадь которых больше произведения норматива площади, установленной в размере 24 кв. метров в расчете на одного человека, на количество членов семьи (за исключением зданий с назначением "жилое" и "жилое строение", помещений с назначением "жилое" и "жилое помещение", предоставленных в рамках социальной поддержки многодетной семьи уполномоченным органом субъекта Российской Федерации или муниципального образования; долей в праве общей долевой собственности на жилое помещение, равных в сумме не более одной трети от общей площади жилого помещения; жилого помещения (части квартиры, комнаты), занимаемого заявителем и (или) членом его семьи, страдающим тяжелой формой хронического заболевания, предусмотренного перечнем тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, установленным в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; жилого помещения, признанного в установленном порядке непригодным для проживания);
2 и более зданий с назначением "жилой дом", суммарная площадь которых больше произведения норматива площади, установленной в размере 40 кв. метров в расчете на одного человека, на количество членов семьи (за исключением здания с назначением "жилой дом", предоставленного в рамках социальной поддержки многодетной семьи уполномоченным органом субъекта Российской Федерации или муниципального образования; долей в праве общей долевой собственности на жилое помещение, равных в сумме не более одной трети от общей площади жилого помещения; жилого помещения (части квартиры, комнаты), занимаемого заявителем и (или) членом его семьи, страдающим тяжелой формой хронического заболевания, предусмотренного перечнем тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, установленным в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; жилого помещения, признанного в установленном порядке непригодным для проживания).
Согласно представленной в материалы дела выписке из ЕГРН в собственности семьи Симаковых имеется одно помещение с назначением «жилое помещение», площадью <Номер обезличен> кв.м. (вид жилого помещения - квартира), которое расположено по адресу: <...> <...>. кадастровый <Номер обезличен>. Факт наличия, а также вид данного жилого помещения сторонами не оспаривается.
Также к собственности Симаковой А.Р. имеется здание с назначением «жилой дом», расположенное по адресу: <...>, площадь дома <Номер обезличен> кв.м., кадастровый <Номер обезличен>.
Согласно правоустанавливающим документам – договору от 20 ноября 1984 года, здание по адресу: <...>, полезной площадью <Номер обезличен> кв.м., жилой площадью – <Номер обезличен> кв.м. является жилым домом.
Таким образом, расчет суммарной площади зданий с назначением «жилое» и «жилое строение», помещений с назначением «жилое» и «жилое помещение», произведенный ответчиком, не учитывает, что находящееся в собственности семьи Симаковых здание, расположенное по адресу: <...>, площадь дома <Номер обезличен> кв.м., кадастровый <Номер обезличен> относится к категории «жилой дом», соответственно норматив минимальной площади на человека составляет не 24 кв.м., как указано ответчиком, а 40 кв.м.
Действующий порядок различает категории недвижимого имущества: здания с назначением «жилое» и «жилое строение» и здания с назначением «жилой дом», а поскольку одно из имеющихся в собственности истца жилых помещений является жилым домом, что нашло подтверждение в ходе судебного разбирательства, суд приходит к выводу, что суммарная площадь жилых помещений не должна превышать 40 кв. метров в расчете на одного человека.
А поскольку в семье Симаковых суммарная площадь жилых помещений не превышает 40 кв., на иные обстоятельства, являющиеся препятствием для назначения истцу выплаты ответчик не ссылался, оснований для отказа в назначении ей выплаты у ответчика не имелось.
При таких обстоятельствах суд полагает решение государственного казенного учреждения «Центр социальной поддержки населения» об отказе Симаковой А.Р. в назначении ежемесячной денежной выплаты на детей в возрасте от трех до семи лет незаконным, в связи с чем признает за Симаковой А.Р. право на меру социальной поддержки в виде предоставления ежемесячной денежной выплаты на детей в возрасте от трех до семи лет и возлагает на ответчика обязанность назначить и произвести Симаковой А.Р. ежемесячную денежную выплату на детей в возрасте от трех до семи лет, выплачиваемых на несовершеннолетних детей <ФИО>1 и <ФИО>2, с 27 июня 2021 года
Таким образом, исковые требования прокурора Дзержинского района г. Оренбурга подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Дзержинского района г. Оренбурга, действующего в интересах Симаковой Алины Рашитовны и ее несовершеннолетних детей <ФИО>1 и <ФИО>2, к Государственному казенному учреждению Оренбургской области «Центр социальной поддержки населения» о признании решения об отказе в назначении ежемесячной денежной выплаты на детей в возрасте от трех до семи лет незаконным удовлетворить.
Признать за Симаковой Алиной Рашитовной право на меру социальной поддержки в виде предоставления ежемесячной денежной выплаты на детей в возрасте от трех до семи лет.
Обязать государственное казенное учреждение Оренбургской области «Центр социальной поддержки населения» назначить и произвести Симаковой Алине Рашитовне ежемесячную денежную выплату на детей в возрасте от трех до семи лет, выплачиваемых на несовершеннолетних детей <ФИО>1 и <ФИО>2, с 27 июня 2021 года.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Оренбургский областной суд через Дзержинский районный суд города Оренбурга в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.
Судья подпись Федулаева Н.А.
В окончательной форме решение принято 30.05.2022 года