Решение по делу № 2-2050/2022 от 27.04.2022

КОПИЯ

56RS0009-01-2022-002276-26

№2-2050/2022

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

    23 мая 2022 года                             г. Оренбург

    Дзержинский районный суд г. Оренбурга в составе председательствующего судьи Федулаевой Н.А.,

    при секретаре Урясовой Н.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Дзержинского района г. Оренбурга, действующего в интересах Симаковой Алины Рашитовны и ее несовершеннолетних детей Симаковой <ФИО>15 и Симаковой <ФИО>16, к Государственному казенному учреждению Оренбургской области «Центр социальной поддержки населения» о признании решения об отказе в назначении ежемесячной денежной выплаты на детей в возрасте от трех до семи лет незаконным,

УСТАНОВИЛ:

прокурор Дзержинского района г. Оренбурга обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением, мотивируя требования тем, что прокуратурой Дзержинского района г. Оренбурга по обращению Симаковой А.Р. проведена проверка по вопросу назначения ей ежемесячной денежной выплаты на детей в возрасте от 3 до 7 лет включительно. Проверкой установлено, что Симакова А.Р. является матерью двоих несовершеннолетних детей <ФИО>1, <Дата обезличена> года рождения и <ФИО>2, <Дата обезличена> года рождения. 27.06.2021 Симакова А.Р. обратилась с заявлением о предоставлении государственной услуги «Ежемесячная денежная выплата на детей в возрасте от трех до семи лет на детей <Дата обезличена> и <Дата обезличена> годов рождения, в филиал ГКУ «Центр социальной поддержки населения» в Дзержинском районе г. Оренбурга. В назначении выплаты ей было отказано.

Основанием для отказа послужило то, что в собственности семьи Симаковых 2 «жилых помещения», при этом суммарная площадь помещений больше произведения норматива площади, установленной в размере 24 кв. метров в расчете на одного человека.

Полагает, что при принятии решения не учтены следующие обстоятельства. Согласно выписке Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости в собственности у семьи Симаковых имеется одно помещение с назначением «жилое помещение», площадью <Номер обезличен> кв.м. (вид жилого помещения - квартира), которое расположено по адресу: <...> <...>. кадастровый <Номер обезличен>, и одно здание с назначением «жилой дом», расположенное по адресу: <...>, площадь дома <Номер обезличен> кв.м., кадастровый <Номер обезличен>.

Фактически семья Симаковых проживает в квартире г. Оренбурге по адресу <...>, общей площадью <Номер обезличен> кв., метров, площадь которой на одного члена семьи составляет 17 кв. метров, что не превышает установленный - законом норматив площади на одного члена семьи.

Расчет суммарной площади, зданий с назначением «жилое» и «жилое строение», помещений с назначением «жилое» и «жилое помещение», произведенный ответчиком, не учитывает сведения, неоднократно предоставляемые Симаковой А.Р. в адрес Министерства социального развития Оренбургской области при обжаловании действий филиала ГКУ «Центр социальной поддержки населения» в Дзержинском районе г. Оренбурга, о том, что находящееся в ее собственности здание относится к категории «жилой дом», поэтому норматив площади в расчете на одного человека должен составлять 40 кв. метров.

Прокурор Дзержинского района г. Оренбурга просил суд признать за Симаковой Алиной Рашитовной право на меру социальной поддержки в виде предоставления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет.

Обязать филиал государственное казенное учреждение Оренбургской области «Центр Социальной поддержки населения» назначить ежемесячную денежную выплату Симаковой Алине Рашитовне на детей в возрасте от трех до семи лет включительно с 27.06.2021 и произвести указанную выплату.

В судебном заседании представитель истца – старший помощник прокурора Дзержинского района г. Оренбурга Киреева Ю.П. исковые требования поддержала.

Симакова А.Р. в судебном заседании исковые требования поддержала, просила удовлетворить.

Представители ответчика ГКУ Оренбургской области «Центр социальной поддержки населения» Калиев А.К., Костылева О.Н., Сукманюк О.Г. в судебном заседании просили отказать в удовлетворении иска по основаниям, изложенным в возражениях на иск. Указали, что при принятии решения руководствовались законодательством.

Представитель третьего лица - Министерства социального развития Оренбургской области Евграфова О.Н. в судебном заседании возражала против исковых требований, просила в иске отказать.

Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7 Конституции Российской Федерации).

Материнство и детство, семья находятся под защитой государства (часть 1 статьи 38 Конституции Российской Федерации).

Статьей 67.1 Конституции Российской Федерации установлено, что дети являются важнейшим приоритетом государственной политики России. Государство создает условия, способствующие всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей, воспитанию в них патриотизма, гражданственности и уважения к старшим. Государство, обеспечивая приоритет семейного воспитания, берет на себя обязанности родителей в отношении детей, оставшихся без попечения (часть 4).

Согласно пункту «ж.1» части 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся, в том числе, защита семьи, материнства, отцовства и детства.

Основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, в целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка установлены Федеральным законом от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (далее также - Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»).

Названный закон среди приоритетных целей государственной политики в интересах детей называет осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушения (часть 1 статьи 4 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»).

Одним из принципов государственной политики в интересах детей является ответственность юридических лиц, должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда (абзац четвертый части 2 статьи 4 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»).

К числу основных направлений обеспечения прав ребенка в Российской Федерации Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» относит защиту прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Федеральный закон от 19.05.1995 № 81–ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» устанавливает единую систему государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением, воспитанием, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства.

Судом установлено, что Симакова А.Р. и Симаков Ш.Г. являются родителями <ФИО>1, <Дата обезличена> года рождения, и <ФИО>2, <Дата обезличена> года рождения.

27.06.2021 года Симакова А.Р. через портал федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг» обратилась в Государственное Казенное учреждение Оренбургской области «Центр социальной поддержки населения» (Филиал ГКУ «Центр социальной поддержки населения» в Дзержинском районе г.Оренбурга) Министерства РФ социального развития Оренбургской области с заявлением о назначении и осуществлении денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет.

ГКУ «Центр социальной поддержки населения» в Дзержинском районе г. Оренбурга Министерства РФ социального развития Оренбургской области Симаковой А.Р. было отказано в предоставлении государственной услуги «Ежемесячная денежная выплата на детей в возрасте от трех до семи лет включительно» со ссылкой на абз. 1 п.п. «г» п.19 Порядка назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на детей в возрасте от трех до семи лет включительно, утвержденного постановлением Правительства Оренбургской области от 29.04.2020 № 368-пп, по причине наличие в собственности заявителя и членов его семьи двух зданий с назначением «жилое» и «жилое строение» помещений с назначением «жилое» и «жилое помещение», площадь которых на одного члена семьи превышает норматив площади 24 кв.м.

По заявлению Симаковой А.Р. Министерством социального развития Оренбургской области проведена проверка представленных заявителем сведений, и при оценке имущественного положения для предоставления социальной поддержки малообеспеченным семьям было установлено, что по поступившим из Росреестра сведениям у семьи Симаковых имеется в собственности здание с назначением «жилое» в <...> общей площадью <Номер обезличен> кв. метров и («жилое помещение» в г. Оренбурге, общей площадью <Номер обезличен> кв.м., площадь которых на 1 члена семьи составляет более 24 кв. м.

Не согласившись с отказом в предоставлении ежемесячной денежной выплаты на детей, Симакова А.Р. обратилась в прокуратуру Дзержинского района г. Оренбурга.

В силу положений ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан при обращении к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

Учитывая факт обращения Симаковой А.Р. к прокурору с заявлением о защите ее прав и прав ее детей в сфере семьи, материнства, отцовства и детства, прокурор Дзержинского района г. Оренбурга является надлежащим истцом по делу.

Оценивая доводы сторон относительно обоснованности заявленных требований, суд приходит к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 3 Конвенции о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г., вступила в силу для СССР 15 сентября 1990 г.) во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка.

Государства-участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры (часть 2 статьи 3 Конвенции о правах ребенка).

Государства-участники признают за каждым ребенком право пользоваться благами социального обеспечения, включая социальное страхование, и принимают необходимые меры для достижения полного осуществления этого права в соответствии с их национальным законодательством (часть 1 статьи 26 Конвенции о правах ребенка).

Эти блага по мере необходимости предоставляются с учетом имеющихся ресурсов и возможностей ребенка и лиц, несущих ответственность за содержание ребенка, а также от любых соображений, связанных с получением благ ребенком от его имени (часть 2 статьи 26 Конвенции о правах ребенка).

Государства-участники признают право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка (часть 1 статьи 27 Конвенции о правах ребенка).

Родитель(и) или другие лица, воспитывающие ребенка, несут основную ответственность за обеспечение в пределах своих способностей и финансовых возможностей условий жизни, необходимых для развития ребенка (часть 2 статьи 27 Конвенции о правах ребенка).

Указом Президента Российской Федерации от 20 марта 2020 года № 199 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» в целях повышения доходов семей, имеющих детей, с 1 января 2020 года установлена ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно, предоставляемая в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации. Ежемесячная выплата предоставляется, в случае если размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 года № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением ежемесячной выплаты (пункт 1, подпункт «а» пункта 3 данного Указа).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.04.2020 № 368-пп «Об утверждении порядка назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на детей в возрасте от трех до семи лет включительно» утверждены основные требования к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно.

Согласно ст.1 Закона Оренбургской области от 09.04.2020г. №2177/580-VI-ОЗ «О ежемесячных денежных выплат на детей в возрасте от трех до семи лет» право на получение ежемесячной денежной выплаты имеют граждане Российской Федерации, проживающие на территории Оренбургской области, воспитывающие детей в возрасте от трех до семи лет включительно, являющихся гражданами Российской Федерации, если размер среднедушевого дохода семьи не превышает величины прожиточного минимума на душу населения, установленной в Оренбургской области на дату обращения за назначением указанной выплаты.

В силу абз. 1 подпункта «г» пункта 19 Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.04.2020 № 368-пп «Об утверждении порядка назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на детей в возрасте от трех до семи лет включительно» (в редакции на дату обращения с заявлением - 26.04.2021) основаниями для отказа в назначении или перерасчете ежемесячной выплаты являются наличие в собственности у заявителя и (или) членов его семьи:

2 и более зданий с назначением "жилое" и "жилое строение", помещений с назначением "жилое" и "жилое помещение", суммарная площадь которых больше произведения норматива площади, установленной в размере 24 кв. метров в расчете на одного человека, на количество членов семьи (за исключением зданий с назначением "жилое" и "жилое строение", помещений с назначением "жилое" и "жилое помещение", предоставленных в рамках социальной поддержки многодетной семьи уполномоченным органом субъекта Российской Федерации или муниципального образования; долей в праве общей долевой собственности на жилое помещение, равных в сумме не более одной трети от общей площади жилого помещения; жилого помещения (части квартиры, комнаты), занимаемого заявителем и (или) членом его семьи, страдающим тяжелой формой хронического заболевания, предусмотренного перечнем тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, установленным в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; жилого помещения, признанного в установленном порядке непригодным для проживания);

2 и более зданий с назначением "жилой дом", суммарная площадь которых больше произведения норматива площади, установленной в размере 40 кв. метров в расчете на одного человека, на количество членов семьи (за исключением здания с назначением "жилой дом", предоставленного в рамках социальной поддержки многодетной семьи уполномоченным органом субъекта Российской Федерации или муниципального образования; долей в праве общей долевой собственности на жилое помещение, равных в сумме не более одной трети от общей площади жилого помещения; жилого помещения (части квартиры, комнаты), занимаемого заявителем и (или) членом его семьи, страдающим тяжелой формой хронического заболевания, предусмотренного перечнем тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, установленным в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; жилого помещения, признанного в установленном порядке непригодным для проживания).

Согласно представленной в материалы дела выписке из ЕГРН в собственности семьи Симаковых имеется одно помещение с назначением «жилое помещение», площадью <Номер обезличен> кв.м. (вид жилого помещения - квартира), которое расположено по адресу: <...> <...>. кадастровый <Номер обезличен>. Факт наличия, а также вид данного жилого помещения сторонами не оспаривается.

Также к собственности Симаковой А.Р. имеется здание с назначением «жилой дом», расположенное по адресу: <...>, площадь дома <Номер обезличен> кв.м., кадастровый <Номер обезличен>.

Согласно правоустанавливающим документам – договору от 20 ноября 1984 года, здание по адресу: <...>, полезной площадью <Номер обезличен> кв.м., жилой площадью – <Номер обезличен> кв.м. является жилым домом.

Таким образом, расчет суммарной площади зданий с назначением «жилое» и «жилое строение», помещений с назначением «жилое» и «жилое помещение», произведенный ответчиком, не учитывает, что находящееся в собственности семьи Симаковых здание, расположенное по адресу: <...>, площадь дома <Номер обезличен> кв.м., кадастровый <Номер обезличен> относится к категории «жилой дом», соответственно норматив минимальной площади на человека составляет не 24 кв.м., как указано ответчиком, а 40 кв.м.

Действующий порядок различает категории недвижимого имущества: здания с назначением «жилое» и «жилое строение» и здания с назначением «жилой дом», а поскольку одно из имеющихся в собственности истца жилых помещений является жилым домом, что нашло подтверждение в ходе судебного разбирательства, суд приходит к выводу, что суммарная площадь жилых помещений не должна превышать 40 кв. метров в расчете на одного человека.

А поскольку в семье Симаковых суммарная площадь жилых помещений не превышает 40 кв., на иные обстоятельства, являющиеся препятствием для назначения истцу выплаты ответчик не ссылался, оснований для отказа в назначении ей выплаты у ответчика не имелось.

При таких обстоятельствах суд полагает решение государственного казенного учреждения «Центр социальной поддержки населения» об отказе Симаковой А.Р. в назначении ежемесячной денежной выплаты на детей в возрасте от трех до семи лет незаконным, в связи с чем признает за Симаковой А.Р. право на меру социальной поддержки в виде предоставления ежемесячной денежной выплаты на детей в возрасте от трех до семи лет и возлагает на ответчика обязанность назначить и произвести Симаковой А.Р. ежемесячную денежную выплату на детей в возрасте от трех до семи лет, выплачиваемых на несовершеннолетних детей <ФИО>1 и <ФИО>2, с 27 июня 2021 года

Таким образом, исковые требования прокурора Дзержинского района г. Оренбурга подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Дзержинского района г. Оренбурга, действующего в интересах Симаковой Алины Рашитовны и ее несовершеннолетних детей <ФИО>1 и <ФИО>2, к Государственному казенному учреждению Оренбургской области «Центр социальной поддержки населения» о признании решения об отказе в назначении ежемесячной денежной выплаты на детей в возрасте от трех до семи лет незаконным удовлетворить.

Признать за Симаковой Алиной Рашитовной право на меру социальной поддержки в виде предоставления ежемесячной денежной выплаты на детей в возрасте от трех до семи лет.

Обязать государственное казенное учреждение Оренбургской области «Центр социальной поддержки населения» назначить и произвести Симаковой Алине Рашитовне ежемесячную денежную выплату на детей в возрасте от трех до семи лет, выплачиваемых на несовершеннолетних детей <ФИО>1 и <ФИО>2, с 27 июня 2021 года.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Оренбургский областной суд через Дзержинский районный суд города Оренбурга в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.

Судья                                   подпись                                        Федулаева Н.А.

В окончательной форме решение принято 30.05.2022 года

2-2050/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Дзержинского района г.Оренбурга
Симакова Алина Рашитовна действующая в своих инт. и несовершеннолетних Симаковой А.Ш., Симаковой Э.И.
Ответчики
ГКУ " Центр социальной поддержки населения"
Другие
Симаков Шамиль Галиуллович
Информация скрыта
Министерство социального развития Оренбургской области
Суд
Дзержинский районный суд г. Оренбург
Судья
Федулаева Наталья Альбертовна
Дело на сайте суда
dzerzhinsky.orb.sudrf.ru
27.04.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
28.04.2022Передача материалов судье
28.04.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
28.04.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.05.2022Подготовка дела (собеседование)
06.05.2022Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
13.05.2022Предварительное судебное заседание
23.05.2022Судебное заседание
30.05.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.06.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.10.2022Дело оформлено
03.10.2022Дело передано в архив
23.05.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее