Гражданское дело 2-4916/2022
54RS0№...-48
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 декабря 2022 г. г. Новосибирск
Новосибирский районный суд Новосибирской области в составе судьи Руденской Е.С., при секретаре Бендюковой Р.А., с участием представителя истца Коваленко А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Опанасюк Г. А., Опанасюк Т. П. к Министерству обороны Российской Федерации, Департаменту военного имущества Министерства обороны Российской Федерации, Департаменту жилищного обеспечения и управления жилищным фондом Министерства обороны Российской Федерации, ФГАУ «Росжилкомплекс», ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства Российской Федерации, ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации,
установил:
Опанасюк Г.А., Опанасюк Т.П. обратились в суд с вышеуказанным иском, в обоснование которого указали, что проживают и зарегистрированы по месту жительства по адресу: <адрес> <адрес>. Согласно техническому паспорту данное помещение представляет собой 2-комнатную квартиру, расположенную на 5 этаже, общей площадью 48,3 кв.м, в том числе жилой 28,4 кв.м. Истцы вселились в данную квартиру на основании ордера № 318 от 27.12.1991, выданного исполнительным комитетом Ярковского сельского совета народных депутатов, которым предоставлено жилое помещение по адресу: <адрес>. Постановлением администрации Ярковского сельсовета № 21 от 15.02.2016 указанному многоквартирному дому присвоен адрес: <адрес>. В ЕГРН сведения о зарегистрированных правах на данный объект недвижимости отсутствуют, в реестре муниципальной собственности не числится и не принимался на баланс (уведомление об отсутствии в ЕГРН сведений, справка от 18.01.2022 № 1). В спорной квартире истцы зарегистрированы с 10.01.1991. Право на приватизацию ранее не использовали, что следует из ответа администрации Ярковского сельсовета от 09.02.2022, справок (сведений) ГБУ НСО «ЦКО и БТИ». Согласие проживающего в квартире, но не участвующего в приватизации, Опанасюка Д.Г. выражено в письменной форме и удостоверено нотариально. В соответствии с П. М. обороны РФ от 18.11.2010 № 1550 Департамент военного имущества Министерства обороны Российской Федерации организует передачу жилых помещений, в отношении которых заключены с военнослужащими договоры социального найма, из федеральной собственности в муниципальную собственность. Однако, до настоящего времени спорное жилое помещение в муниципальную собственность не передано. В соответствии с приказом Министра обороны РФ от 29.12.2020 № 744 вопрос о признании права собственности в порядке приватизации на жилые помещения, предоставленные гражданам, уволенным с военной службы, относится к компетенции Департамента жилищного обеспечения и управления жилищным фондом. Согласно Приказу Министра обороны Российской Федерации от 29.12.2020 № 742, ФГАУ «Росжилкомплекс» является уполномоченной организацией по решению о выделении жилых помещений военнослужащим. Ранее данными полномочиями были наделены РУЖО Департамента жилищного обеспечения и управления жилищным фондом. С указанной даты ФГАУ «Росжилкомплекс» является правопреемником: ФГКУ «Центррегионжилье» Минобороны России. Однако полномочиями по передаче жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, в собственность в порядке приватизации указанные учреждения не наделены, что в частности указывается в ответах на соответствующие обращения истца. Таким образом, истцы не могут воспользоваться своим правом на бесплатную приватизацию вследствие того, что относительно жилых помещений, находящихся в собственности Российской Федерации, отсутствует механизм реализации указанного права, а в муниципальную собственность спорная квартира не передана.
Просят признать за Опанасюком Г.А. и Опанасюк Т.П. право собственности в порядке приватизации в равных долях (по одной второй) на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>
В судебное заседание истцы не явились, извещены надлежащим образом, обеспечили явку своего представителя.
Представитель истцов заявленные исковые требования поддержала, просила их удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика Министерства обороны Российской Федерации в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, согласно письменным возражениям просит исключить Департамент из лиц, участвующих в деле в качестве ответчика. Указывает, что Приказом директора Департамента от 29.04.2022 № 1191 спорное жилое помещение закреплено на праве оперативного управления за федеральным государственным автономным учреждением «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктур (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации. Согласно Положению о Департаменте, утвержденному приказов Министра обороны Российской Федерации от 03.09.2020 № 444 (в ред. приказа Министра обороны Российской Федерации от 30.03.2022 № 182) «Об утверждении Положения о Департаменте военного имущества Министерства обороны Российской Федерации», Департамент является структурным подразделением Министерства обороны Российской Федерации, не является юридическим лицом и не обладает процессуальной правоспособностью, предусмотренной ст. 36 ГПК РФ. Договор найма служебного жилого помещения является разновидностью договора найма жилого помещения, что обусловлено специальным назначением служебного жилья – оно подлежало предоставлению гражданам для проживания по месту работы (службы). Жилье предоставлялось на территории закрытого военного городка, исключение военного городка из числа закрытых военных городков не влечет за собой снятие с жилых помещений статуса служебные. Не представлено доказательств, что жилое помещение предоставлялось истцам в порядке очередности, как лицам, состоящим на учете нуждающихся в жилых помещениях, равно как и отсутствуют сведения, что семья когда-либо состояла на таком учете. Спорное жилое помещение находится в федеральной собственности и право распоряжаться им предоставлено собственнику – Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации, которое не давало согласие на передачу объекта недвижимости истцам.
Представитель ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства Российской Федерации в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, просил рассмотреть дело в его отсутствие. Согласно ранее поданным письменным возражениям на иск требования не обоснованные и удовлетворению не подлежат. Учреждение является ненадлежащим ответчиком. Спорное жилое помещение принадлежит на праве собственности Российской Федерации. Приказом директора Департамента военного имущества Министерства обороны РФ № 1191 от 29.04.2022 право оперативного управления за ФГКУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России прекращено с одновременным закреплением на праве оперативного управления за ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны РФ, что подтверждается передаточным актом от 01.06.2022. Полномочия по передаче в собственность жилых помещений гражданам Министерству обороны РФ не делегировано. Согласно Положению о Департаменте жилищного обеспечения и управления жилищным фондом Минобороны России, утвержденным приказом Министра обороны Российской Федерации от 29.12.2020 № 744 полномочия по рассмотрению вопроса предоставления жилья гражданам, находящихся в служебных отношениях с Министерством обороны Российской Федерации возложены на Департамент жилищного обеспечения и управления жилищным фондом Министерства обороны Российской Федерации и находящееся у него в подчинении ФГДУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации» (ФГАУ «Росжилкомплекс»). ФГАУ «Росжилкомплекс» является некоммерческой организацией, обладающей специальной правоспособностью, которая создана для выполнения целей, определенных в ее Уставе. Основной целью деятельности ФГЛУ «Росжилкомплекс» является выполнение работ, оказание услуг для обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочия Министерства обороны Российской Федерации в сфере социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил, иных граждан, членов их семей в части реализации их жилищных прав, в том числе при предоставлении жилых помещений и проживании в жилищном фонде, создания условий их жизни и деятельности, соответствующих характеру военной службы и ее роли в обществе (п.17 Устава). Согласно п. 19 Устава основным видом деятельности ФГАУ «Росжилкомплекс» является предоставление гражданам, состоящим на учете нуждающихся, жилых помещений (в том числе принятие решений о предоставлении жилых помещений в собственность и выдача выписок из указанных решений); принятие решений о заключении договоров социального найма жилого помещения и заключение договоров социального найма жилого помещения; принятие решений о предоставлении субсидии для приобретения или строительства жилого помещения и направление указанных решений в финансовые органы; предоставление жилых помещений из специализированного жилищного фонда Министерства обороны (в том числе принятие решений о предоставлении (отказе в предоставлении) жилых помещений специализированного жилищною фонда заключение договоров найма специализированных жилых помещений); заключение с нанимателями жилых помещений договоров передачи жилых помещений в собственность. Согласно п.46 Устава ФГАУ «Росжилкомплекс» Учреждение в отношении жилых помещений, является управомоченным лицом (наймодателем) и осуществляет нрава и обязанности Министерства обороны в отношении жилищного фонда, закрепленного за Министерством обороны, в том числе: принимает решения о предоставлении жилых помещений жилищного фонда, находящегося в ведении Министерства обороны, и собственность бесплатно, которые являются основанием для государственной регистрации права собственности на предоставленные в собственность бесплатно жилые помещения; государственной регистрации прекращения права собственности Российский Федерации и права оперативного управления Министерства обороны, либо подведомственного ему учреждения или казенного предприятия на предоставленное в собственность бесплатно жилое помещение. Кроме того, жилые помещения жилого фонда Вооруженных Сил Российской Федерации предназначены исключительно для обеспечения жильем (служебным иди постоянным - по избранному месту жительства) военнослужащих. Обеспечение жилыми помещениями лиц гражданского персонала, иных граждан, не имеющих связи с Министерством обороны Российской Федерации, не является обязанностью Министерства обороны Российской Федерации, и такие граждане не имеют права проживать в жилых помещениях жилого фонда Вооруженных Сил Российской Федерации, за исключением случаев, когда жилые помещения предоставляются на основании договоров служебного найма на период работы в воинских частях и организациях вооруженных сил Российской Федерации. Условия и порядок обеспечения жилыми помещениями военнослужащих определен Федеральным законом № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», в соответствии с которым, военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 ЖК РФ, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянном) месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 Федерального закона 76-ФЗ. Согласно п. 3 ч. 1 Инструкции «О порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации», утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 15.02.2000 № 80 в закрытых военных городках военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей на весь срок военной службы предоставляются служебные жилые помещении, а гражданскому персоналу только служебные жилые помещения. Жилые помещения жилого фонда Вооруженных Сил Российской Федерации предназначены исключительно для обеспечения жильем (служебным или постоянным - по избранному месту жительства) военнослужащих. Обеспечение жилыми помещениями лиц гражданского персонала, иных граждан, не имеющих связи с Министерством обороны Российской Федерации, не является обязанностью Министерства обороны Российской Федерации, и такие граждане не имеют права проживать в жилых помещениях жилого фонда Вооруженных Сил Российской Федерации, за исключением случаев, когда жилые помещения предоставляются на основании договоров служебного найма на период работы в воинских частях и организациях вооруженных сил Российской Федерации. Кроме того, согласно Указаниям Министра обороны Российской Федерации №205/2/709 от 15.10.2009 в целях безусловного выполнения поручений Президента Российской Федерации о формировании к 2012 году фонда служебных жилых помещений, исключение жилых помещения из специализированного жилищного фонда запрещено. Нарушение правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду не является основанием им признания права собственности в порядке приватизации. Служебные жилые помещения приватизации не подлежат.
Представители ответчиков Департамента военного имущества Министерства обороны Российской Федерации, Департамента жилищного обеспечения и управления жилищным фондом Министерства обороны Российской Федерации, ФГАУ «Росжилкомплекс», ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» в судебное заседание не явились, извещены надлежаще, причины неявки суду не сообщили.
Третье лицо Опанасюк Д.Г. в судебное заседание не явился, извещен, причины неявки суду не сообщил.
Суд, выслушав представителя истцов, исследовав материалы дела, находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии со ст. 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственник, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
При разрешении настоящего гражданского дела суд руководствуется, в том числе, нормами ЖК РСФСР, поскольку рассматриваемые отношения частично возникли в период его действия (ст. 5 ФЗ «О введение в действие Жилищного кодекса Российской Федерации»).
Статьей 53 ЖК РСФСР было установлено, что члены семьи нанимателя, проживающие совместно с ним, пользуются наравне с нанимателем всеми правами и несут все обязанности, вытекающие из договора найма жилого помещения. К членам семьи нанимателя относятся супруг нанимателя, их дети и родители. Аналогичная норма содержится и в ст. ст. 67, 69 ЖК РФ. Как следует из приведенной нормы, а также ст. 54 ЖК РСФСР и ст. 672 ГК РФ, право пользования жилым помещением возникает у гражданина, вселившегося в него в качестве нанимателя или члена его семьи (с согласия нанимателя и совершеннолетних членов его семьи) и проживающего в нем в качестве нанимателя или члена его семьи.
Согласно п. 1 ст. 60 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.
Судом установлено, что на основании ордера № 768 от 28.11.1991, выданного Исполнительным комитетом Ярковского сельского совета народных депутатов Опанасюку Г.А. предоставлена квартира, расположенная по адресу<адрес>, что подтверждается контрольным талоном к ордеру на жилое помещение № 318 от 27.12.1991. В составе семьи Опанасюка Г.А., вселенной в данное жилое помещения указаны: Опанасюк Т.П. – жена, Опанасюк В.Г. – дочь (л.д. 9).
Согласно Постановлению администрации Ярковского сельсовета № 21 от 15.02.2016 в связи с инвентаризацией адресного хозяйства дому <адрес> присвоен адрес: <адрес> (л.д.24).
Согласно выписке из домовой книги, в настоящее время в спорном жилом помещении зарегистрированы по месту жительства: Опанасюк Г.А. – квартиросъемщик с 10.01.1991, Опанасюк Т.П. – жена с 10.01.1991, Опанасюк Д.Г (ДД.ММ.ГГГГ года рождения) - сын с 08.06.1993 (л.д. 35).
Таким образом, истцы вселены в квартиру с момента ее предоставления Опанасюку Г.А., Опанасюк Д.Г. в качестве члена его семьи – сына, фактически с рождения.
Согласно выписке из ЕГРН квартира имеет кадастровый номер №..., расположена по адресу: <адрес> <адрес>, общая площадь составляет 47,5 кв.м, сведения о правообладателе отсутствуют (л.д. 67-69).
Приказом директора Департамента военного имущества Министерства обороны РФ № 1191 от 29.04.2022 право оперативного управления за ФГКУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России прекращено. Право оперативного управления закреплено за ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны РФ (л.д.62-63).
Указанное подтверждается также передаточным актом № 3/1191 от 01.06.2022 (л.д.59-62).
Сведения о наличии у жилого помещения по адресу: <адрес>, <адрес> статуса служебного жилья отсутствуют.
Распоряжение Правительства РФ от 02.08.2001 № 1035-р «О внесении изменений и дополнений в Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации, Пограничной службы Российской Федерации и органов ФСБ России» п. Шилово исключен из перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков вооруженных сил Российской Федерации, пограничной службы Российской Федерации и органов ФСБ России.
В соответствии со справкой администрации Ярковского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области № 1 от 18.01.2022 спорный дом в реестре муниципальной собственности Ярковского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области не числится и не принимался на баланс (л.д.27).
В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Из указанной нормы следует, что жилое помещение передается в собственность в порядке приватизации лицам, проживающим в нем на условиях социального найма.
К таким лицам на момент рассмотрения спора относятся истцы, поскольку были вселены в спорное жилое помещение и имеют право на пользование спорной квартирой.
Член семьи Опанасюка Г.А. - сын Опанасюк Д.Г. дал удостоверенное нотариусом Калининой Н.В. согласие, которым отказался от участия в приватизации спорной квартиры и выразил свое согласие на приватизацию жилого помещения истцами (л.д. 26).
Также справками ГБУ НСО «ЦКО и БТИ» №... и №... от 15.03.2022 подтверждается, что Опанасюк Г.А. и Опанасюк Т.П. не использовали ранее право приватизации жилья на территории Новосибирского района Новосибирской области (л.д. 28-29).
Согласно ст. 6 Закона РФ от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
В соответствии со ст. 11 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования только один раз.
Из представленных доказательств, следует, что Опанасюку Г.А., Опанасюк Т.П. спорное жилое помещение предоставлено в установленном законом порядке; они были вселены в качестве квартиросъемщика и члена семьи нанимателя Опанасюка Г.А., которому жилое помещение было представлено на основании ордера, истцы зарегистрированы и проживают с ДД.ММ.ГГГГ в спорном жилом помещении; не использовали ранее свое право приватизации жилья на территории Новосибирской области.
Спорное жилое помещение относится к государственному жилищному фонду и находится в оперативном управлении ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации, что подтверждено.
Между тем, отсутствие регистрации муниципальной или государственной собственности на спорное жилое помещение не может препятствовать осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления указанных документов. По смыслу указанного выше Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда предполагает создание гражданам равных правовых условий для реализации данного права. Поэтому, независимо от того, были и не были переданы в муниципальную собственность занимаемые гражданами жилые помещения, граждане могут воспользоваться своим правом на их приобретение в собственность в порядке приватизации, иное положение противоречило бы положениям статьи 35 Конституции РФ и статьи 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».
Согласно разъяснениям, изложенным в п. 5,8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.08.1993 № 8 «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан, так как статья 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» наделила граждан, занимающих жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договору социального найма, правом с согласия всех проживающих совершеннолетних членов семьи и проживающих с ними несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в общую собственность (долевую или совместную).
Таким образом, гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных законом условиях, если они обратились с таким требованием.
При таких обстоятельствах, требования истцов являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. 194,198 ГПК РФ,
решил:
иск Опанасюка Г. А., Опанасюк Т. П. удовлетворить.
Признать за Опанасюком Г. А., Опанасюк Т. П. право собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, общей площадью №..., в порядке приватизации, в равных долях, по 1/2 доли за каждым.
Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Новосибирский районный суд Новосибирской области.
Решение в окончательной форме изготовлено 19.12.2022.
Судья «подпись»
Секретарь с/з Р.А. Бендюкова
Подлинник решения находится в гражданском деле № 2-4916/2022 в Новосибирском районном суде Новосибирской области.