УИД 65RS0001-01-2021-005340-38
Дело № 2-1866/2022
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 июня 2022 года г. Южно-Сахалинск
Южно-Сахалинский городской суд Сахалинской области в составе: председательствующего судьи Плесковой В.А., при ведении протокола помощником судьи Ли З.М.,
с участием помощника прокурора ФИО, представителя ответчика ФИО. – ФИО, представителя Сахминсельхозторг ФИО
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора города Южно-Сахалинска в интересах неопределенного круга лиц к ФИО, обществу с ограниченной ответственностью «Техно-Люкс» о признании бездействия по необеспечению надлежащей антитеррористической защищенности незаконным, возложении обязанности разработать и согласовать паспорт безопасности торгового объекта,
установил:
17 декабря 2021 года прокурор города Южно-Сахалинска обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к ФИО. о признании бездействия по необеспечению надлежащей антитеррористической защищенности торгового объекта незаконным, возложении обязанности в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу провести в порядке, установленном Требованиями антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 19 октября 2017 года № 1273, обследование и категорирование торгового объекта – торговый центр «<адрес>, и в случае присвоения указанному торговому объекту соответствующей категории, разработать и согласовать паспорт безопасности в порядке, установленном Требованиями антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 19 октября 2017 года № 1273.
В обоснование требований указано, что прокуратурой г. Южно-Сахалинска проведена проверка по информации Министерства торговли и продовольствия Сахалинской области о нарушении ответчиком антитеррористической защищенности торговых объектов. В ходе проведенной проверки установлено, что ответчик является собственником указанного объекта, при этом, в нарушение антитеррористического законодательства до настоящего времени не разработан и не согласован в установленном порядке паспорт безопасности торгового объекта.
Протокольным определением Южно-Сахалинского городского суда от 22 марта 2022 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено ООО «Техно-Люкс».
30 марта 2022 года прокурором представлено уточнение к иску, в котором он заявляет исковые требования к ответчикам: ФИО. и ООО «Техно-Люкс».
В судебном заседании помощник прокурора ФИО представила уточненное исковое заявление, в котором просит признать бездействия ФИО., ООО «Техно-Люкс» по необеспечению надлежащей антитеррористической защищенности торгового объекта незаконным, возложить обязанность на ФИО., ООО «Техно-Люкс» разработать и согласовать паспорт безопасности торгового объекта – торговый центр «<адрес>, в порядке, установленном Требованиями антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 19 октября 2017 года № 1273.
В части требований о возложении обязанности провести обследование и категорирование торгового объекта представлено заявление об отказе от иска в части.
Определением Южно-Сахалинского городского суда от 17 июня 2022 года производство по настоящему делу прекращено в части исковых требований о возложении обязанности провести обследование и категорирование торгового объекта.
Уточненные исковые требования помощник прокурора ФИО поддержала.
Ответчик ФИО. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежаще. Ее представитель ФИО, действующая на основании доверенности, с иском не согласилась, представила акт обследования и категорирования торгового объекта.
Представитель ООО «Техно-Люкс» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены.
Представитель Сахминсельхозторг ФИО., действующая на основании доверенности, иск прокурора поддержала.
Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно положениям статьи 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» одними из основополагающих принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, а также приоритет мер предупреждения терроризма.
В статье 3 указанного Федерального закона содержится понятие антитеррористической защищенности объекта (территории), которая представляет собой состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.
Частью 3.1 статьи 5 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» установлено, что физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица либо использующие принадлежащее им имущество в социальных, благотворительных, культурных, образовательных или иных общественно полезных целях, не связанных с извлечением прибыли, выполняют требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), используемых для осуществления указанных видов деятельности и находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании. Юридические лица обеспечивают выполнение указанных требований в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.10.2017 № 1273 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий) и формы паспорта безопасности торгового объекта (территории)» утвержден комплекс мероприятий, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий), а также порядок организации и проведения работ в области обеспечения антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий), включая вопросы инженерно-технической укрепленности торговых объектов (территорий), их категорирования, контроля за выполнением настоящих требований и разработки паспорта безопасности торговых объектов (территорий).
При этом пунктом 2 указанного Постановления определено понятие торгового объекта, согласно которому под торговым объектом (территорией) понимаются земельный участок, комплекс технологически и технически связанных между собой зданий (строений, сооружений) и систем, отдельное здание (строение, сооружение) или часть здания (строения, сооружения), специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров.
В соответствии с пунктом 3 постановления Правительства РФ от 19.10.2017 № 1273 ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий) возлагается на юридических и физических лиц, владеющих на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления земельными участками, зданиями, строениями, сооружениями и помещениями, используемыми для размещения торговых объектов (территорий), или использующих земельные участки, здания, строения, сооружения и помещения для размещения торговых объектов (территорий) на ином законном основании, а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников торговых объектов (территорий).
Согласно пункту 10 постановления Правительства РФ от 19.10.2017 № 1273 в целях установления дифференцированных требований к обеспечению антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий) с учетом степени угрозы совершения на них террористического акта и масштаба возможных последствий совершения на них террористического акта осуществляется категорирование торговых объектов (территорий).
Пунктами 5-7 данного Постановления установлено, что перечень торговых объектов (территорий), расположенных в пределах территории субъекта Российской Федерации и подлежащих категорированию в интересах их антитеррористической защиты, определяется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) (далее - уполномоченный орган субъекта Российской Федерации), по согласованию с территориальным органом безопасности, территориальным органом Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, территориальным органом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Указанный перечень формируется по форме, утвержденной Министерством промышленности и торговли Российской Федерации, и утверждается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
Указанный перечень является документом, содержащим служебную информацию ограниченного распространения, и имеет пометку «Для служебного пользования».
Решение о включении торгового объекта (территории) в перечень, предусмотренный пунктом 5 настоящих требований, принимается:
а) в отношении функционирующих (эксплуатируемых) торговых объектов (территорий) - в течение 30 дней со дня утверждения Министерством промышленности и торговли Российской Федерации формы перечня, предусмотренного пунктом 5 настоящих требований;
б) при вводе в эксплуатацию нового торгового объекта (территории) - в течение 30 дней со дня окончания необходимых мероприятий по его вводу в эксплуатацию.
Уполномоченный орган субъекта Российской Федерации в течение 1 месяца после утверждения перечня, предусмотренного пунктом 5 настоящих требований, письменно уведомляет соответствующих правообладателей торговых объектов (территорий) о включении торговых объектов (территорий) в указанный перечень.
В соответствии с пунктами 14 и 17 Требований к антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий) и формы паспорта безопасности торгового объекта (территории) для проведения категорирования торгового объекта (территории) решением правообладателя торгового объекта (территории) создается комиссия по обследованию и категорированию торгового объекта (территории) (далее - комиссия) в течение 1 месяца со дня получения уведомления о включении этого торгового объекта (территории) в перечень, предусмотренный пунктом 5 настоящих требований.
Срок работы комиссии составляет 30 рабочих дней.
В ходе своей работы комиссия:
а) осуществляет сбор и анализ исходных данных о торговом объекте (территории);
б) изучает конструктивные и технические характеристики торгового объекта (территории), организацию его функционирования, действующие меры по обеспечению безопасного функционирования торгового объекта (территории);
в) определяет степень угрозы совершения террористического акта на торговом объекте (территории) и возможные последствия его совершения;
г) выявляет потенциально опасные участки торгового объекта (территории) и (или) его критические элементы;
д) определяет категорию торгового объекта (территории) или подтверждает (изменяет) ранее присвоенную категорию либо рекомендует исключить торговый объект (территорию) из перечня, предусмотренного пунктом 5 настоящих требований, при отсутствии у торгового объекта (территории) признаков, позволяющих его отнести к определенной категории;
е) проводит обследование торгового объекта (территории) на предмет состояния его антитеррористической защищенности;
ж) определяет с учетом категории торгового объекта (территории) и оценки состояния его антитеррористической защищенности необходимые мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности торгового объекта (территории), а также сроки осуществления указанных мероприятий с учетом объема планируемых работ, прогнозного объема расходов на выполнение соответствующих мероприятий и источников финансирования.
Результаты работы комиссии оформляются актом обследования и категорирования торгового объекта (территории), который составляется в произвольной форме и содержит сведения, подтверждающие принятие комиссией решения о присвоении торговому объекту (территории) соответствующей категории, выводы об эффективности существующей антитеррористической защищенности торгового объекта (территории), а также рекомендации и перечень мер по приведению его антитеррористической защищенности в соответствие с настоящими требованиями (пункт 18 постановления Правительства Российской Федерации от 19.10.2017 № 1273).
Согласно пункту 19 постановления Правительства Российской Федерации от 19.10.2017 № 1273 по решению правообладателя торгового объекта (территории) в соответствии с актом обследования и категорирования торгового объекта (территории) разрабатывается перечень мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности торгового объекта (территории) с учетом степени его потенциальной опасности и угрозы совершения террористических актов, а также прогнозного объема расходов на выполнение соответствующих мероприятий и источников финансирования.
Из материалов дела следует, что ФИО является собственником нежилого здания универсам, расположенного по <адрес>, кадастровый №.
Указанный торговый объект – торговый центр <данные изъяты>», распоряжением Губернатора Сахалинской области от 12.12.2018 №-р, включен в Перечень торговых объектов (территорий), расположенных в пределах Сахалинской области и подлежащих категорированию в интересах их антитеррористической защиты (далее Перечень объектов).
Таким образом, на ответчика возлагается обязанность по обеспечению на торговом объекте антитеррористической защищенности.
В ходе рассмотрения дела установлено, что акт обследования и категорирования объекта составлен, объекту присвоена 1 категория.
Между тем, паспорт безопасности до настоящего времени не разработан и не согласован.
При изложенных обстоятельствах, учитывая, что выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) является обязательным для физических и юридических лиц в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании, невыполнение данных требований нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, ежедневно посещающих данный торговый объект, суд находит требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению к ФИО, как собственнику торгового объекта, с установлением 3-хмесячного срока с момента вступления настоящего решения суда в законную силу.
Оснований для возложения обязанности по выполнению требований антитеррористической защищенности объекта на ООО «Техно-Люкс» не усматривается.
Как видно из материалов дела, и сторонами не оспаривалось, торговый объект передан собственником – ФИО. в аренду ООО «Техно-Люкс» по договору от 01 июля 2019 года №
Обязанность по выполнению требований антитеррористической защищенности указанным договором на Арендатора ООО «Техно-Люкс» не возложена.
Согласно условиям договора Арендодатель – ФИО. несет ответственность перед контролирующими органами за состоянием площадей и прилегающих территорий в соответствии с требованиями СЭС, государственного пожарного надзора и других контролирующих органов и оплачивает все вытекающие штрафные санкции за нарушение этих требований (п. 2.1.6. Договора аренды).
В связи с чем, в удовлетворении требований к ООО «Техно-Люкс» суд отказывает.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса РФ с ФИО. подлежит взысканию в местный бюджет государственная пошлина в размере 300 рублей, от уплаты которой истец освобожден в силу закона.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л :
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ – ░░░░░░░░ ░░░░░ «<░░░░░>, ░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░), ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ 19 ░░░░░░░ 2017 ░░░░ № 1273.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░░░░-░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░-░░░░» ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░ ░░░░-░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 300 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.