Решение по делу № 33-1501/2023 от 01.03.2023

Судья Федина А.В. Дело № 2-1062/2022

УИД 35RS0027-01-2022-001785-03

ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 29 марта 2023 года № 33-1501/2023

г. Вологда

Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:

председательствующего Образцова О.В.,

судей Белозеровой Л.В., Вахониной А.М.,

при секретаре Рябининой А.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе администрации Череповецкого муниципального района на решение Череповецкого районного суда Вологодской области от 21 декабря 2022 года по иску главного государственного санитарного врача по городу Череповцу, Череповецкому, Шекснинскому, Кадуйскому, Устюженскому, Чагодощенскому, Бабаевскому районам Петровой Л.Ш. к администрации Череповецкого муниципального района, администрации сельского поселения Югское о возложении обязанности исполнить требования законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Образцова О.В., судебная коллегия

установила:

главный государственный санитарный врач по г. Череповцу, Череповецкому, Шекснинскому, Кадуйскому, Устюженскому, Чагодощенскому, Бабаевскому районам Петрова Л.Ш. обратилась в суд с иском к администрации Череповецкого муниципального района, администрации сельского поселения Югское, в котором с учетом уточнения просила возложить на ответчиков обязанность в срок до 01 июля 2023 года привести в соответствие с требованиями пункта 3 раздела II Санитарных правил и норм СанПин 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (далее СанПин 2.1.3684-21), утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года № 3, (площадку) накопления твердых коммунальных отходов (далее ТКО), расположенную на территории Югского сельского поселения: на въезде в <адрес> с координатами ..., путем обустройства подъездного пути и твердого (асфальтового, бетонного) покрытия с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждения, обеспечивающего предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.

Исковые требования мотивированы тем, что указанная контейнерная площадка не соответствует требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства в связи с отсутствием твердого (асфальтового, бетонного) покрытия с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, отсутствием ограждения, что свидетельствует о невыполнении администрациями требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Решением Череповецкого районного суда Вологодской области от 21 декабря 2022 года исковые требования главного государственного санитарного врача по г. Череповцу, Череповецкому, Шекснинскому, Кадуйскому, Устюженскому, Чагодощенскому, Бабаевскому районам Петровой Л.Ш. к администрации Череповецкого муниципального района удовлетворены.

На администрацию Череповецкого муниципального района возложена обязанность в срок до 01 июля 2023 года привести в соответствие с требованиями пункта 3 раздела II Санитарных правил и норм СанПин 2.1.3684-21 путем обустройства подъездного пути и твердого (асфальтового, бетонного) покрытия с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждения, обеспечивающего предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки, следующее место (площадку) накопления ТКО, расположенную на территории Югского сельского поселения: на въезде в <адрес> с координатами ....

В удовлетворении исковых требований главного государственного санитарного врача по г. Череповцу, Череповецкому, Шекснинскому, Кадуйскому, Устюженскому, Чагодощенскому, Бабаевскому районам Петровой Л.Ш. к администрации сельского поселения Югское о возложении обязанности исполнить требования законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения отказано.

В апелляционной жалобе администрация Череповецкого муниципального района просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска к администрации района. Указывает, что администрация сельского поселения осуществляет полномочия в области обращения с ТКО на территории сельского поселения, а также на межселенной территории, определяют схему размещения мест (площадок) накопления ТКО и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления ТКО в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации от 31 августа 2018 года № 1039.

В возражениях на апелляционную жалобу администрация сельского поселения Югское, Голубев А.В. просят оставить её без удовлетворения.

Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе с возражениями на нее, полагает, что решение принято судом в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства.

Разрешая спор, суд первой инстанции, установив, что обязанность по непосредственному созданию и содержанию мест (площадок) накопления ТКО относится к полномочиям муниципального района, в то время как за сельским поселением закреплены только полномочия по участию в организации деятельности по накоплению и транспортировке ТКО, принимая во внимание ненадлежащее выполнение ответчиком – администрацией Череповецкого муниципального района возложенных на нее полномочий по оборудованию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства, исходил из выводов об удовлетворении исковых требований к администрации Череповецкого муниципального района о возложении обязанности в срок до 01 июля 2023 года привести в соответствие с требованиями пункта 3 раздела II Санитарных правил и норм СанПин 2.1.3684-21 путем обустройства подъездного пути и твердого (асфальтового, бетонного) покрытия с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждения, обеспечивающего предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки, следующее место (площадку) накопления твердых коммунальных отходов, расположенную на территории Югского сельского поселения: на въезде в <адрес>.

Данный вывод суда, по мнению судебной коллегии, является верным, основанным на собранных по делу и правильно оцененных доказательствах, соответствует фактическим обстоятельствам по делу, требованиям законодательства.

В соответствии со статьями 42 и частью 1 статьи 45 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.

В силу положений части 1 статьи 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее Федеральный закон от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ) накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.

Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований (часть 3 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ).

Накопление твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации, и порядком накопления (в том числе раздельного накопления) твердых коммунальных отходов, утвержденным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (статья 6 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ).

Пунктом 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления ТКО и ведения их реестра, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 года № 1039, предусмотрено, что места (площадки) накопления ТКО создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.

Согласно пункту 10 Правил обращения с ТКО, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года № 1156, складирование ТКО в местах (площадках) накопления ТКО осуществляется потребителями следующими способами: а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы); б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках; в) в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.

Согласно пункту 3 СанПиН 2.1.3684-21 на территориях городских и сельских поселений в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления ТКО или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров (далее контейнерные площадки) и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов (далее специальные площадки).

Специальные площадки должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение с трех сторон высотой не менее 1 метра.

Из положений пункта 18 части 1, частей 3 и 4 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ) следует, что участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) ТКО является вопросом местного значения соответствующего муниципального района, если законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставами муниципального района и сельского поселения решение этого вопроса не закреплено за сельским поселением.

Статьей 1 Закона Вологодской области от 13 ноября 2014 года № 3474-ОЗ «О закреплении за сельскими поселениями области вопросов местного значения городских поселений» (далее Закон Вологодской области от 13 ноября 2014 года № 3474-ОЗ) предусмотрено, что вопрос местного значения, предусмотренный пунктом 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ, закреплен за сельскими поселениями Вологодской области.

Вместе с тем, пункт 18, предусматривающий такое полномочие органов местного самоуправления как участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию ТКО, не подразумевает под собой создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами относятся:

создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах;

определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов;

организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

В силу пункта 3 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.

Специальным законом, регулирующим спорные правоотношения, Федеральным законом от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ обязанность по созданию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов возложена на муниципальный район.

Закона Вологодской области, которым бы указанная обязанность была возложена на сельские поселения, не имеется.

Статья 1 Закона Вологодской области от 13 ноября 2014 года № 3474-ОЗ, в которой за сельскими поселениями закреплено участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов, не конкретизирует полномочия сельского поселения в указанном вопросе и не определяет объем финансовых обязательств.

Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия полагает обоснованными выводы суда о том, что обязанность по непосредственному созданию и содержанию мест (площадок) накопления ТКО относится к полномочиям муниципального района, в то время как за сельским поселением закреплены только полномочия по участию в организации деятельности по накоплению и транспортировке ТКО.

Как следует из материалов дела, 02 июня 2022 года в адрес Роспотребнадзора поступило обращение Голубева А.В. с жалобой на отсутствие у жителей <адрес> места накопления ТКО (л.д.52).

В связи с поступившим обращением гражданина Голубева А.В. начальником Территориального отдела Роспотребнадзора по г. Череповцу, Череповецкому, Шекснинскому, Кадуйскому, Устюженскому, Чагодощенскому, Бабаевскому районам было направлено письмо главе муниципального образования Югское о предоставлении информации в срок до 24 июня 2022 года каким образом осуществляется сбор и вывоз ТКО и КГО в <адрес> (л.д. 47).

22 июня 2022 года от главы сельского поселения поступил ответ, согласно которому на въезде в <адрес> установлены 2 контейнера объемом 1,1 кв.м для сбора ТКО, вывоз ТКО производится в соответствии с требованиями СанПин 42-1284690-88. Вывоз крупногабаритного мусора осуществляется с периодичностью один раз в неделю, что соответствует СанПин 2.1.3684-21. Администрацией сельского поселения Югское в первоочередном порядке устанавливаются контейнерные площади в крупных населенных пунктах, а также планируется закуп контейнеров для меньшего объема при наличии свободных денежных средств в бюджете. При соблюдении всех необходимых условий вопрос об установке контейнерной площадки для сбора ТКО на указанной Вами территории будет рассмотрен дополнительно. Место расположения контейнерной площадки будет определено в соответствии с требованиями СанПин (л.д.48).

Согласно докладной ведущего специалиста-эксперта от 12 июля 2022 года, ею был осуществлен выезд и осмотр территории, в ходе которого установлено, что на въезде в <адрес> обнаружена необустроенная контейнерная площадка для временного накопления отходов. Фактически 2 контейнера для ТВО установлены на грунт, а не на площадку, имеющую твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки. Крупногабаритные отходы размещаются также непосредственно на грунте, а не на специальной площадке, имеющей твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение с трех сторон высотой не менее 1 метра (л.д.49).

Об указанных обстоятельствах свидетельствует фототаблица, составленная при осмотре (л.д.50).

Наличие выявленного нарушения санитарно - эпидемиологических требований ответчиками не оспаривается.

При установленных по делу обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о наличии правовых оснований для возложения непосредственно на администрацию Череповецкого муниципального района обязанности в соответствие с требованиями пункта 3 раздела II Санитарных правил и норм СанПин 2.1.3684-21 обустройства подъездного пути и твердого (асфальтового, бетонного) покрытия с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждения, обеспечивающего предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.

Доводы апелляционной жалобы основанием для отмены решения суда не являются, поскольку основаны на иной оценке доказательств по делу, ином толковании норм материального права.

В силу статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Таким образом, юридически значимые обстоятельства судом установлены правильно, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения суда, не имеется.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Череповецкого районного суда Вологодской области от 21 декабря 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Череповецкого муниципального района – без удовлетворения.

Председательствующий    О.В. Образцов

Судьи:    Л.В. Белозерова

А.М. Вахонина

    Мотивированное апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 04 апреля 2023 года.

33-1501/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Главный государственный санитарный врач по городу Череповцу, Череповецкому, Шекснинскому, Кадуйскому, Устюженскому, Чагодощенскому, Бабаевскому районам Л.Ш. Петрова
Ответчики
Администрация Череповецкого муниципального района
Администрация сельского поселения Югское
Другие
Голубев Алексей Вячеславович
Суд
Вологодский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud.vld.sudrf.ru
02.03.2023Передача дела судье
29.03.2023Судебное заседание
12.05.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.05.2023Передано в экспедицию
29.03.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее