Решение по делу № 2а-444/2020 от 18.05.2020

дело №2а-444/2020

(26RS0026-01-2020-000750-56)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Нефтекумск                                                                                       09 июня 2020 года

Нефтекумский районный суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи – Апалькова А.В.,

при секретаре – Адамовой А.А.,

с участием представителя административного истца – помощника прокурора Нефтекумского района Ставропольского края М.,

представителя административного ответчика администрации Нефтекумского городского округа Ставропольского края – А., действующего по доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора Нефтекумского района Ставропольского края в интересах неопределенного круга лиц к администрации Нефтекумского городского округа Ставропольского края об оспаривании бездействия органа местного самоуправления,

УСТАНОВИЛ:

Заместитель прокурора Нефтекумского района Ставропольского края в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Нефтекумского городского округа Ставропольского края и просит признать незаконным бездействие администрации Нефтекумского городского округа Ставропольского края, выразившееся в не рассмотрении на заседании межведомственной комиссии вопроса о признании многоквартирного дома расположенного по адресу: Ставропольский край, г.Нефтекумск, микрорайон 1, аварийным и подлежащим сносу или реконструкции; возложить на администрацию Нефтекумского городского округа Ставропольского края обязанность в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу решения суда рассмотреть на заседании межведомственной комиссии вопроса о признании многоквартирного дома , расположенного по адресу: Ставропольский край, г.Нефтекумск, микрорайон 1, аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, мотивируя следующим.

Прокуратурой района на основании обращения С. в деятельности администрации Нефтекумского городского округа Ставропольского края выявлены нарушения требований Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Жилищного кодекса Российской Федерации. Администрацией Нефтекумского городского округа Ставропольского края принято постановление от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении административного регламента предоставления администрацией Нефтекумского городского округа Ставропольского края муниципальной услуги «Признание в установленном порядке помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» (далее – Административный регламент). Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в администрацию Нефтекумского городского округа Ставропольского края обратился А. с заявлением о признании многоквартирного <адрес>, расположенного в микр.1 в г.Нефтекумске, аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. К заявлению приложено экспертное заключение от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное Обществом с ограниченной ответственностью «Экспертно-строительное управление СКОО ОЗН», из которого усматривается, что многоквартирный жилой <адрес>, расположенный в 1 микрорайоне в г.Нефтекумске Ставропольского края имеет повреждения, создающие угрозу жизни и здоровью граждан, проживающих в указанном доме, что может свидетельствовать о его аварийности. Однако, должностные лица администрации Нефтекумского городского округа Ставропольского края фактически уклонились от исполнения возложенных на них обязанностей, заявление А. межведомственной комиссией по признанию в установленном порядке помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции не рассматривалось, комиссия в нарушение порядка, установленного п.42 Положения оценку соответствия строения, помещения установленным в Положении требованиям не произвела, решение в соответствии с п.47 Положения комиссией не принято. Аналогичные доводы о необходимости проведения обследования многоквартирного жилого <адрес>, расположенный в 1 микрорайоне в г.Нефтекумске Ставропольского края, содержатся в обращениях С.. Указанное положение вещей является недопустимым, поскольку не обеспечивает жильцам многоквартирного <адрес> 1 микрорайоне г.Нефтекумска безопасных и благоприятных условий проживания, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, дискредитирует деятельность государственных органов и муниципальных органов при реализации возложенных на них полномочий по обеспечению безопасных и благоприятных условий проживания граждан. В целях побуждения администрации Нефтекумского городского округа Ставропольского края рассмотреть на заседании межведомственной комиссии вопроса о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции ДД.ММ.ГГГГ. заместителем прокурора Нефтекумского района О. внесено представление об устранении нарушений закона, которое оставлено администрацией Нефтекумского городского округа Ставропольского края без удовлетворения. Произвольное переложение органов местного самоуправления своих полномочий, связанных с получением заключения о техническом состоянии дома, на граждан в связи с рассмотрением заявления о пригодности либо непригодности жилого помещения для проживания, фактически означает незаконное уклонение межведомственной комиссии Нефтекумского городского округа, поставленного перед ней вопроса, что дискредитирует деятельность муниципальных органов власти и не обеспечивает жильцам многоквартирного <адрес>, расположенный в 1 микрорайоне в г.Нефтекумске Ставропольского края, безопасных и благоприятных условий проживания.

В судебном заседании представитель административного истца М. поддержал доводы административного искового заявления и просил их удовлетворить.

В судебном заседании представитель административного ответчика по доверенности А. возражал против удовлетворения заявленных требований, поддержав ранее представленные письменные возражения, согласно которым ДД.ММ.ГГГГ в администрацию Нефтекумского городского округа Ставропольского края поступило заявление о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Письмом от 24.12.2019 года №6344 администрация уведомила заявителя об установлении факта отсутствия необходимых документов для принятия решения о предоставлении муниципальной услуги, то есть представленное заключение эксперта от ДД.ММ.ГГГГ , выданное ООО «Экспертно-строительное управление СКОО ОЗНЧ», не содержит результатов обследования технического состояния элементов ограждающих и несущих конструкций многоквартирного дома. Таким образом, администрацией Нефтекумского городского округа Ставропольского края была проведена определенная работа в соответствии с требованиями действующего законодательства, что уже доказывает факт отсутствия бездействия.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела в совокупности, суд пришел к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст.132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, также решают иные вопросы местного значения.

В соответствии со ст.218 КАС РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Согласно статье 39, части 4 статьи 218 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и охраняемых законом интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципальных образований.

Как следует из материалов дела, в рамках проведенной прокуратурой Нефтекумского района проверки установлено, что 20.12.2019г. в администрацию Нефтекумского городского округа Ставропольского края обратился А. с заявлением о признании многоквартирного <адрес>, расположенного в микр.1 в г.Нефтекумске, аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. К заявлению приложено экспертное заключение от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное Обществом с ограниченной ответственностью «Экспертно-строительное управление СКОО ОЗН», из которого усматривается, что многоквартирный жилой <адрес>, расположенный в 1 микрорайоне в г.Нефтекумске Ставропольского края имеет повреждения, создающие угрозу жизни и здоровью граждан, проживающих в указанном доме, что может свидетельствовать о его аварийности. Однако, должностные лица администрации Нефтекумского городского округа Ставропольского края фактически уклонились от исполнения возложенных на них обязанностей, заявление А. межведомственной комиссией по признанию в установленном порядке помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции не рассматривалось, комиссия в нарушение порядка, установленного п.42 Положения оценку соответствия строения, помещения установленным в Положении требованиям не произвела, решение в соответствии с п.47 Положения комиссией не принято. Аналогичные доводы о необходимости проведения обследования многоквартирного жилого <адрес>, расположенный в 1 микрорайоне в г.Нефтекумске Ставропольского края, содержатся в обращениях С..

Жилищный кодекс Российской Федерации (далее - ЖК РФ) предусматривает, что органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда; осуществляют в соответствии со своей компетенцией муниципальный жилищный контроль (статья 2). Жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных ЖК РФ, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают: из актов органов местного самоуправления, которые предусмотрены жилищным законодательством в качестве основания возникновения жилищных прав и обязанностей; вследствие действий (бездействия) участников жилищных отношений или наступления событий, с которыми федеральный закон или иной нормативный правовой акт связывает возникновение жилищных прав и обязанностей (статья 10). К полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся: признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания; осуществление муниципального жилищного контроля (статья 14). Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством РФ (статья 15). Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат (статья 57). Если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма (статья 87).

В соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года N 47, изданного во исполнение полномочий, предусмотренных статьями 12, 15 ЖК РФ, оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям. Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7(1) настоящего Положения.

В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления (пункт 7). Основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований (пункт 33).

Комиссия на основании заявления собственника помещения, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, правообладателя или гражданина (нанимателя), либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, либо на основании заключения экспертизы жилого помещения, проведенной в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21 августа 2019 г. N 1082 "Об утверждении Правил проведения экспертизы жилого помещения, которому причинен ущерб, подлежащий возмещению в рамках программы организации возмещения ущерба, причиненного расположенным на территориях субъектов Российской Федерации жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования, методики определения размера ущерба, подлежащего возмещению в рамках программы организации возмещения ущерба, причиненного расположенным на территориях субъектов Российской Федерации жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования за счет страхового возмещения и помощи, предоставляемой за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и о внесении изменений в Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом", проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и принимает решения в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения (пункт 42).

Процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям включает принятие соответствующим органом местного самоуправления решения по итогам работы комиссии (пункт 44). При этом для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным заявитель представляет в комиссию по месту нахождения жилого помещения документы в соответствии с пунктом 45 Положения.

По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в настоящем Положении требованиям, в частности, о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (пункт 47). На основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное абзацем 7 пункта 7 настоящего Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ (пункт 49).

Согласно экспертному заключению от ДД.ММ.ГГГГ <адрес>, расположенный в первом микрорайоне г.Нефтекумска имеет существенные повреждения, которые свидетельствуют о непригодности конструкций к эксплуатации и об опасности ее обрушения, что создает угрозу жизни и здоровью граждан, проживающих в указанном доме.

Постановлением администрации Нефтекумского городского округа Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ года утвержден административный регламент предоставления администрацией Нефтекумского городского округа Ставропольского края муниципальной услуги «Признание в установленном порядке помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».

Согласно п. 2.2.1 указанного Административного регламента исполнение муниципальной услуги «Признание в установленном порядке помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» возложено на отдел строительства, архитектуры и транспорта администрации Нефтекумского городского округа Ставропольского края совместно с межведомственной комиссией по признанию в установленном порядке помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Пункт 2.3 Административного регламента предусматривает результат предоставления муниципальной услуги в виде: выдачи решения о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания; направления уведомления об отказе в предоставлении муниципальной услуги.

Приложением 3 к указанному административному регламенту утверждена форма решения, а приложением 5 форма уведомления об отказе в предоставлении муниципальной услуги.

Пунктом 2.6.1 Административного регламента определен перечень документов, предоставляемых для получения решения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Пунктом 8 Положения о межведомственной комиссии по признанию в установленном порядке помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции предусматривается представление заявителем в межведомственную комиссию заключения проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения - в случае, если предоставление такого заключения является необходимым для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (несоответствующим) требованиям действующего законодательства.

Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ в администрацию Нефтекумского городского округа Ставропольского края обратился А. с заявлением о признании многоквартирного <адрес>, расположенного в микр.1 в г.Нефтекумске, аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, приложив к заявлению экспертное заключение от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное Обществом с ограниченной ответственностью «Экспертно-строительное управление СКОО ОЗН», из которого усматривается, что многоквартирный жилой <адрес>, расположенный в 1 микрорайоне в г.Нефтекумске Ставропольского края имеет повреждения, создающие угрозу жизни и здоровью граждан, проживающих в указанном доме, что может свидетельствовать о его аварийности. Аналогичные доводы о необходимости проведения обследования многоквартирного жилого дома №19, расположенный в 1 микрорайоне в г.Нефтекумске Ставропольского края, содержатся в обращениях С..

Прокуратурой Нефтекумского района в адрес главы Нефтекумского городского округа внесено представление об устранении выявленных нарушений.

Как следует из ответа администрации Нефтекумского городского округа Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ., считают, что сотрудники администрации Нефтекумского городского округа Ставропольского края действовали в соответствии с требованиями законодательства и в рамках своих служебных полномочий, и оснований для привлечения их к ответственности не имеется.

В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится, в том числе, признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.

В судебном заседании установлено, что администрацией Нефтекумского городского округа Ставропольского края до настоящего времени никакие меры не приняты, заявления граждан А., С., представление прокурора Нефтекумского района оставлено без удовлетворения.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что бездействие администрации Нефтекумского городского округа Ставропольского края приводит к тому, что права и законные интересы жильцов многоквартирного дома, расположенного по адресу: Ставропольский край, г.Нефтекумска, микрорайон 1, <адрес>, нарушаются и проживание в данном многоквартирном доме угрожает жизни и здоровью собственникам и нанимателям помещений в данном доме.

Довод администрации Нефтекумского городского округа, указанный в ответе от 20.03.2020г. о том, что гражданам, проживающим в многоквартирном доме разъяснялась процедура признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, а собственниками жилых и нежилых помещений необходимый пакет документов представлен не был, также нельзя признать правомерным.

Согласно выводам экспертного заключения от ДД.ММ.ГГГГ <адрес>, расположенный в первом микрорайоне г.Нефтекумска имеет существенные повреждения, которые свидетельствуют о непригодности конструкций к эксплуатации и об опасности ее обрушения, что создает угрозу жизни и здоровью граждан, проживающих в указанном доме.

При этом администрация Нефтекумского городского округа Ставропольского края на протяжении более пяти лет никаких мер по признанию данного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции не принимается.

При таких обстоятельствах, заявленные административные исковые требования подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.175-180, 218 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление заместителя прокурора Нефтекумского района Ставропольского края в интересах неопределенного круга лиц к администрации Нефтекумского городского округа Ставропольского края об оспаривании бездействия органа местного самоуправления – удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Нефтекумского городского округа Ставропольского края, выразившееся в не рассмотрении на заседании межведомственной комиссии вопроса о признании многоквартирного <адрес>, расположенного по адресу: Ставропольский край, г.Нефтекумск, микрорайон 1, аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Возложить на администрацию Нефтекумского городского округа Ставропольского края обязанность в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу решения суда рассмотреть на заседании межведомственной комиссии вопроса о признании многоквартирного <адрес>, расположенного по адресу: Ставропольский край, г.Нефтекумск, микрорайон 1, аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Мотивированное решение изготовлено 17.06.2020 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья

Нефтекумского районного суда                                                         Апальков А.В.

2а-444/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Миранов Р.Р
Ответчики
Администрация Нефтекуммского городского округа СК
Суд
Нефтекумский районный суд Ставропольского края
Судья
Апальков Андрей Васильевич
Дело на сайте суда
neftekumsky.stv.sudrf.ru
18.05.2020Регистрация административного искового заявления
18.05.2020Передача материалов судье
21.05.2020Решение вопроса о принятии к производству
21.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.05.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.06.2020Судебное заседание
17.06.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
31.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.06.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее