Дело №
№
Заочное РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 июня 2024 года Рыбинский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи – Гаджиевой Л.Ф.,
с участием процессуального истца – старшего помощника Рыбинского межрайонного прокурора Костицкой О.И.,
представителей материальных истцов, третьих лиц:
– администрации Бородинского сельсовета Рыбинского района Грушкина В.А.,
– администрации Налобинского сельсовета Рыбинского района Близниченко М.В.,
– администрации Александровского сельсовета Рыбинского района Мельник В.С.,
при секретаре – Нажаловой Е.И.,
рассмотрев в судебном заседании исковое заявление Рыбинского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, муниципальных образований - Александровского сельсовета Рыбинского района Красноярского края, Бородинского сельсовета Рыбинского района Красноярского края, Двуреченского сельсовета Рыбинского района Красноярского края, Красногорьевского сельсовета Рыбинского района Красноярского края, Налобинского сельсовета Рыбинского района Красноярского края, Новокамалинского сельсовета Рыбинского района Красноярского края, Новосолянского сельсовета Рыбинского района Красноярского края, Рыбинского сельсовета Рыбинского района Красноярского края, Большеключинского сельсовета Рыбинского района Красноярского края к администрации Рыбинского района Красноярского края возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Рыбинский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц, муниципальных образований - Александровского сельсовета Рыбинского района Красноярского края, Бородинского сельсовета Рыбинского района Красноярского края, Двуреченского сельсовета Рыбинского района Красноярского края, Красногорьевского сельсовета Рыбинского района Красноярского края, Налобинского сельсовета Рыбинского района Красноярского края, Новокамалинского сельсовета Рыбинского района Красноярского края, Новосолянского сельсовета Рыбинского района Красноярского края, Рыбинского сельсовета Рыбинского района Красноярского края, Большеключинского сельсовета Рыбинского района Красноярского края обратился в суд с исковым заявлением к администрации Рыбинского района Красноярского края возложении обязанности, мотивируя свои требования тем, что на основании решения о расширении предмета проверки от ДД.ММ.ГГГГ № в администрации Рыбинского района Красноярского края проведена проверка соблюдения требований законодательства об охране окружающей среды, об отходах производства и потребления и в сфере ЖКХ в части создания на территориях сельских поселений Рыбинского района Красноярского края мест (площадок) для накопления твердых коммунальных отходов, в ходе которой были выявлены нарушения, требующие устранения. Так, в Рыбинском районе находятся 48 населенных пунктов, которые в целях организации и осуществления деятельности по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению отходов па территории Красноярского края включены в территориальную схему обращения с отходами, утвержденную приказом министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ N №. Из них, 44 населенных пункта находятся на территориях сельских поселений и только в одном из них (<данные изъяты>) не образуются твердые коммунальные отходы в виду отсутствия жилых помещений. В ряде населенных пунктов района из числа сельских поселений, таких как - <адрес> места (площадки) для накопления твердых коммунальных отходов, образующиеся в жилых помещениях, не созданы, в реестре мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, ведение которого обеспечивается администрацией Рыбинского района, сведения о таковых отсутствуют. Однако, администрацией Рыбинского района Красноярского края в указанных населенных пунктах обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах, образующихся в жилых помещениях, не исполнена. Доводы об отсутствии финансовой возможности не являются состоятельными. ДД.ММ.ГГГГ межрайонной прокуратурой главе Рыбинского района было внесено представление о принятии конкретных мер к устранению допущенных нарушений закона, однако, нарушения устранены не были. Несмотря на то, что допустим бестарный способ накопления ТКО, однако существенными условиями договора на предоставление жилищно-коммунальной услуги по обращению с ТКО являются не только периодичность и время вывоза, но и места приема и передачи ТКО. Отсутствие четкого определения и создания мест (площадок) накопления ГКО в указанных населенных пунктах является одним из препятствий к получению потребителями коммунальной услуги в надлежащем качестве, с предусмотренных санитарным и жилищным законодательством мест (площадок) для накопления ТКО и периодичностью вывоза с них ТКО региональным оператором. Негативным последствием отсутствия мест (площадок) накопления ТКО является недостаточная степень качества предоставления жилищно-коммунальных услуг по обращению с ТКО региональным оператором, что состоит в причинно-следственной связи с качеством получения услуг потребителями из числа неопределенного круга лиц.
Просит обязать администрацию Рыбинского района Красноярского края в срок до 31.12.2024 года создать места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, образующиеся в жилых помещениях, на территориях населенных пунктов - <адрес>, соответствующие требованиям, утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 3 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» и включить их в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории сельских поселений Рыбинского района Красноярского края, ведение которого обеспечено администрацией Рыбинского района.
В судебном заседании представитель процессуального истца – старший помощник Рыбинского межрайонного прокурора Костицкая О.И. исковые требования к администрации Рыбинского района Красноярского края поддержала по изложенным в исковом заявлении доводам.
Представители материальных истцов, третьих лиц – администрации Бородинского сельсовета Рыбинского района Грушкин В.А., администрации Налобинского сельсовета Рыбинского района Близниченко М.В., администрации Александровского сельсовета Рыбинского района Мельник В.С. исковые требования поддержали, пояснили, что ежегодно подают заявки на оборудование площадок, площадки оборудуются, но не в достаточном количестве.
Представитель ответчика – администрации Рыбинского района Красноярского края в судебное заседание не явился, о дате и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представитель третьего лица - Новокамалинского сельсовета Рыбинского района Красноярского края в судебное заседание не явился, о дате и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представители третьих лиц - Двуреченского сельсовета Рыбинского района Красноярского края, Красногорьевского сельсовета Рыбинского района Красноярского края, Новосолянского сельсовета Рыбинского района Красноярского края, Рыбинского сельсовета Рыбинского района Красноярского края, Большеключинского сельсовета Рыбинского района Красноярского края в судебное заседание не явились, о дате и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Судом принято решение о рассмотрении дела в порядке заочного производства в соответствии с главой 22 ГПК РФ.
Суд, заслушав пояснения представителя истца, представителей материальных истцов, третьих лиц – администрации Бородинского сельсовета Рыбинского района, администрации Налобинского сельсовета Рыбинского района, администрации Александровского сельсовета Рыбинского района представителей, исследовав материалы дела, считает исковые требования истца подлежащими удовлетворению.
Отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, в той мере, в какой это необходимо для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, регулируются законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и законодательством об охране здоровья, иным направленным на обеспечение благоприятной для человека окружающей среды законодательством (пункт 6 статьи 2 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 года «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
В силу абзаца 4 пункта 1 статьи 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» к видам негативного воздействия на окружающую среду относится, в частности, хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).
Правовое регулирование в области обращения с отходами согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» осуществляется данным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.
В соответствии с п. 2 ст. 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относится: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами, предусмотренные п. 1 данной статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории (п. 3 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ).
В соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения отнесено участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов;
Согласно положениям ч. 3 ст. 14 Федерального закона N 131-ФЗ, к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (в части принятия в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствии с установленными требованиями), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи.
На основании статьи 13.4 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 года «Об отходах производства и потребления» накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации (п.1). Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований (п.3).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 г. № 1039 утверждены Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра (далее - Правила № 1039).
Согласно п. 3 Правил № 1039 места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Как установлено материалами дела и в судебном заседании, на основании решения о расширении предмета проверки от ДД.ММ.ГГГГ № в администрации Рыбинского района Красноярского края Рыбинской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований законодательства об охране окружающей среды, об отходах производства и потребления и в сфере ЖКХ в части создания на территориях сельских поселений Рыбинского района Красноярского края мест (площадок) для накопления твердых коммунальных отходов.
В ходе проверки были выявлены нарушения в сфере законодательства. Так, в Рыбинском районе находятся 48 населенных пунктов, которые в целях организации и осуществления деятельности по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению отходов па территории Красноярского края включены в территориальную схему обращения с отходами, утвержденную приказом министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ №. Из них, 44 населенных пункта находятся на территориях сельских поселений и только в одном из них (<адрес>) не образуются твердые коммунальные отходы в виду отсутствия жилых помещений. В ряде населенных пунктов района из числа сельских поселений, таких как - <адрес> места (площадки) для накопления твердых коммунальных отходов, образующиеся в жилых помещениях, не созданы, в реестре мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, ведение которого обеспечивается администрацией Рыбинского района, сведения о таковых отсутствуют.
ДД.ММ.ГГГГ Рыбинской межрайонной прокуратурой в адрес главы Рыбинского района Красноярского края внесено представление об устранении нарушений законодательства.
Согласно ответу на представление Рыбинской межрайонной прокуратуры, в 2023 году за счет средств краевого бюджета в виде иного межбюджетного трансферта из краевого бюджета на обустройство мест (площадок) накопления отходов потребления, в том числе приобретение контейнерного оборудования для населенных пунктов приобретено 63 ед. контейнерного оборудования и размещено в сельских населенных пунктах, <данные изъяты> В связи с дотационностью районного бюджета (более 50 процентов) у администрации района отсутствует возможность установить контейнерное оборудование за счет средств местного бюджета в необходимом количестве, исходя из учета количества жителей, проживающих в сельских населенных пунктах.
ДД.ММ.ГГГГ Рыбинской межрайонной прокуратурой в адрес главы Рыбинского района Красноярского края направлен запрос о предоставлении сведений по представлению ДД.ММ.ГГГГ
Из ответа администрации Рыбинского района Красноярского края следует, что для продолжения работы по обустройству мест (площадок) накопления отходов потребления, в том числе приобретение контейнерного оборудования для населенных пунктов Рыбинского района подана заявка в министерство экологии Красноярского края на выделение краевых средств. Администрацией района будет обеспечено софинансирование за счет средств местного бюджета, в случае выделения субсидии из краевого бюджета.
Доказательств устранения нарушений законодательства об охране окружающей среды, об отходах производства и потребления и в сфере ЖКХ в части создания на территориях сельских поселений Рыбинского района Красноярского края мест (площадок) для накопления твердых коммунальных отходов ответчиком не представлено.
При установленных обстоятельствах, учитывая, что отсутствие мест (площадок) накопления ТКО на территориях указанных населенных пунктов негативно влияет на обеспечение санитарной очистки территорий населенных пунктов, что приводит к загрязнению окружающей среды, создает угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения, принимая во внимание, что в силу положений пунктов 2 и 3 статьи 8 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 года «Об отходах производства и потребления», пункта 18 части 1 и части 3 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочиями по созданию и оборудованию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории сельских поселений наделена администрация Рыбинского муниципального района Красноярского края, суд приходит к выводу, что требования о возложении обязанности на ответчика создать места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, образующиеся в жилых помещениях, на территориях указанных населенных пунктов Рыбинского района, являются обоснованным и подлежащими удовлетворению.
При таких обстоятельствах, исковые требования Рыбинского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, муниципальных образований - Александровского сельсовета Рыбинского района Красноярского края, Бородинского сельсовета Рыбинского района Красноярского края, Двуреченского сельсовета Рыбинского района Красноярского края, Красногорьевского сельсовета Рыбинского района Красноярского края, Налобинского сельсовета Рыбинского района Красноярского края, Новокамалинского сельсовета Рыбинского района Красноярского края, Новосолянского сельсовета Рыбинского района Красноярского края, Рыбинского сельсовета Рыбинского района Красноярского края, Большеключинского сельсовета Рыбинского района Красноярского края к администрации Рыбинского района Красноярского края возложении обязанности надлежит удовлетворить.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования Рыбинского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, муниципальных образований - Александровского сельсовета Рыбинского района Красноярского края, Бородинского сельсовета Рыбинского района Красноярского края, Двуреченского сельсовета Рыбинского района Красноярского края, Красногорьевского сельсовета Рыбинского района Красноярского края, Налобинского сельсовета Рыбинского района Красноярского края, Новокамалинского сельсовета Рыбинского района Красноярского края, Новосолянского сельсовета Рыбинского района Красноярского края, Рыбинского сельсовета Рыбинского района Красноярского края, Большеключинского сельсовета Рыбинского района Красноярского края к администрации Рыбинского района Красноярского края возложении обязанности удовлетворить.
Возложить обязанность на администрацию Рыбинского района Красноярского края в срок до 31.12.2024 года создать места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, образующиеся в жилых помещениях, на территориях населенных пунктов - <адрес> Рыбинского района Красноярского края, соответствующие требованиям, утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 3 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» и включить их в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории сельских поселений Рыбинского района Красноярского края, ведение которого обеспечено администрацией Рыбинского района.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий Л.Ф. Гаджиева
<данные изъяты>