Решение по делу № 2-424/2022 от 30.05.2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

09 августа 2022 года                    г. Сызрань

Сызранский районный суд Самарской области в составе:

председательствующего судьи Бормотовой И.Е.

при секретаре судебного заседания Осыко Д.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-424/2022 по иску Областного государственного казенного учреждения «Кадровый центр Ульяновской области» к Макарову С.В. о возмещении незаконно полученного пособия по безработице,

у с т а н о в и л:

Областное государственное казенное учреждение «Кадровый центр Ульяновской области» обратилось в суд с иском к Макарову С.В. о возмещении незаконно полученного пособия по безработице.

В обоснование заявленных требований указало, что 27.04.2020 Макаров С.В. обратился в филиал ОГКУ «Кадровый центр Ульяновской области» в Ленинском районе г. Ульяновск через портал «Госуслуги» с электронным заявлением о признании безработным и получении пособия по безработице. Согласно п.4 Временных правил Центры занятости населения запрашивают у Пенсионного фонда РФ сведения о заработке (доходе) обратившегося гражданина, на который начислялись страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, за 3 месяца, предшествующих календарному кварталу перед месяцем подачи заявления, о страховом стаже, последнем месте работы, а также другие сведения, находящиеся в распоряжении Пенсионного фонда РФ. Указанные сведения о заработке (доходе) гражданина приравниваются к сведениям, содержащимся в справке о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месяцу работы (службы). По сведениям из Пенсионного фонда ответчик состоял в трудовых отношениях с Местной религиозной организацией <данные изъяты> с апреля 2019 г. по 22.04.2020, уволен по ст.77.3 ТК РФ. Приказом филиала Ленинского района от ДД.ММ.ГГГГ Макаров С.В. признан безработным с 27.04.2020 с назначением максимального размера пособия по безработице в сумме 15130 рублей с увеличением максимального размера пособия на 3000 рублей за одного ребёнка до 18 лет с 27.04.2020    по 30.06.2020. Приказами от ДД.ММ.ГГГГ и Макарову С.В. изменён период выплаты пособия по безработице с 27.04.2020 по 08.08.2020 в размере 15130 рублей в месяц и с 09.08.2020 по 31.08.2020 в размере 12130 рублей в месяц и с 01.09.2020 по 26.10.2020 установлен размер пособия по безработице в процентном соотношении от средней зарплаты гражданина, но не выше максимального размера пособия по безработице в сумме 7200 рублей в месяц. Филиалом Ленинского района при очередной перерегистрации Макарова С.В. 09.12.2020 из     ФНС России получены сведения, что Макаров С.В. являлся самозанятым по состоянию на 27.04.2020 года (на момент подачи заявления в электронном виде). Согласно п.2 ст.35 Закона о занятости выплата пособия прекращается с одновременным снятием с учета в качестве безработного в случаях признания гражданина занятым по основаниям, предусмотренным ст.2 Закона о занятости. Поскольку ответчик на дату признания безработным 27.04.2020 года считался занятым, то он не имел права быть безработным, поэтому пособие по безработице за период с 27.04.2020 по 26.10.2020 в сумме 73550,23 рублей получено ответчиком незаконно и является неосновательным обогащением, которое должно быть возвращено в связи с недобросовестным поведением обогатившегося лица. ОМВД России по Ленинскому району г. Ульяновска отказано в возбуждении уголовного дела в отношении ответчика, предусмотренного ст.159 УК РФ. 30.12.2020 ответчику направлено письмо с требованием вернуть незаконно полученные денежные средства, которое оставлено ответчиком без исполнения, в связи с чем просит взыскать с Макарова С.В. незаконно полученное пособие по безработице в сумме 73550,23 рублей.

            Представитель истца ОГКУ «Кадровый центр Ульяновской области» – Орлова В.Н., действующая на основании доверенности от 09.08.2022 (л.д.168), в судебном заседании исковые требования поддержала, сославшись на доводы искового заявления, дополнила, что Временные правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных введены Постановлением Правительства РФ № 460 и вступили в действие с 09.04.2020. Постановление Правительства РФ приняли 08.04.2020 и оно начало действовать на всей территории РФ. В пункте 3 данного Постановления речь идет о том, что по настоящее время правила действуют на территории одного субъекта РФ - г. Москва, а субъекты, которые перечислены в этом же пункте постановления работали по временным правилам в период с 02.11.2021 по 31.12.2021, все остальные субъекты РФ перешли на новый порядок работы, который был утвержден Постановлением Правительства РФ 02.11.2021 № 1901. Это переходное положение. Пункта 3 в Постановлении Правительства РФ до 02.11.2021 не было, в данном постановлении было только два пункта.

    Пункт 4.2 Временных правил, согласно которым центр занятости должен проверять достоверность представленных гражданами сведений, введен в действие Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 г. № 634 и вступил в силу с 03.05.2020. На 27.04.2022, то есть на момент подачи Макаровым С.В. заявления, п. 4.2 Временных правил не действовал. При подаче заявления существует общая форма, т.е граждане подтверждают, что они не относятся к категории занятых граждан. То, что на 27.04.2022 самозанятые не могут подавать заявление в Центр занятости предусмотрено на момент подачи Макаровым С.В. заявления только Законом РФ «О занятости населения в РФ», где в ст.2 кроме как категории выполняющие работу по договорам гражданско-правового характера, предметами которых являются выполнение работ и оказание услуг, больше нет ничего, что подходило под самозанятых граждан. Условия о том, что самозанятый не может подавать заявление о постановке на учет в качестве безработного, появились после внесения изменений в Постановление Правительства РФ 30.04.2020. На 30.04.2020 Макаров С.В. уже подал заявление. На момент принятия решения о признании Макарова С.В. безработным, то есть на 07.05.2020, нормативно-правовой акт вступил в действие. Недобросовестность Макарова С.В. выражена в том, что на дату признания Макарова С.В. безработным действовал нормативно-правовой акт, говорящий о том, что граждане, которые зарегистрированы и участвуют как самозанятые на персональный доход, не могут быть признаны безработными. Согласно Закону Ульяновской области о введении в действие на территории Ульяновской области специального налогового режима «Налог на профессиональный доход», в котором речь идет о том, что они не могли проверить Макарова С.В. на предмет самозанятого, потому что этот ресурс фактически заработал только с июля 2020 г.    Фактически по федеральному законодательству требования о проверке сведений по самозанятым при подаче гражданами заявлений у центра занятости возникли с 03.05.2020, в том числе должны были проверить тех граждан, которые уже подали заявления, потому что начиная с 03.05.2020, граждане, которые состояли на учете в качестве безработных и параллельно имели статус самозанятых, фактически утрачивали право на получение пособия по безработице. Если выявляли данное нарушение, то снимали их с учета как безработных. На период подачи Макаровым С.В. заявления, то есть на 27.04.2020, центр занятости не должен был проверять, является ли он самозанятым. Они должны были только проверить сведения о регистрации его в качестве индивидуального предпринимателя. Со стороны центра занятости на 27.04.2020 все сделано правильно, Макаров С.В. на 27.04.2020 также все правильно сделал. При издании приказа о признании безработным Макарова С.В. центр занятости должен был проверить Макарова С.В. на самозанятость,    но не сделал    этого. Центр занятости    должен проверять граждан на самозанятость каждый месяц при прохождении перерегистрации. В мае они не смогли бы проверить всех на самозанятость, потому что у них не был запущен сервис. Это не вина граждан. Макаров С.В. дистанционно подал им заявление о постановке на учет. В данном заявлении нет графы о самозанятости, эта графа добавлена с ноября 2021 г.     На 27.04.2020 в их полномочия не входило разъяснять гражданам о том, что невозможно самозанятому получать пособие по безработице. Таким образом, на 27.04.2020 не было требований о проведении проверки службой занятости населения в отношении граждан на их самозанятость. Однако 30.04.2020 во Временные привила внесены изменения, вступившие в силу 03.05.2020, в которых говорится    о том, что граждане, которые зарегистрированы в качестве самозанятого и плательщиков налогов на профессиональный доход не имеют право на получение пособия по безработице. Начиная с 03.05.2020 Правительство РФ приняло нормативно-правовой акт, в редакции Постановления № 634, которым установлено ограничение для граждан, зарегистрированных в качестве самозанятых, на получение пособия по безработице и на получение статуса безработного гражданина. У Макарова С.В. изменился правовой статус, он стал самозанятым гражданином. Просила иск удовлетворить.

Ответчик Макаров С.В. в судебном заседании исковые требования не признал и пояснил, что С 2007 г. по 22.04.2020 г. он состоял в трудовых отношениях с Местной религиозной организацией <данные изъяты>. Он подал заявление в Центр занятости через портал «Госуслуг» 27.04.2020. В январе 2020 г. он зарегистрировался в качестве самозанятого с целью осуществления деятельности в такси на личном транспортном средстве. С января 2020 г. по 08.02.2020 он осуществлял свою деятельность, пока не произошло ДТП, в результате которого автомобиль получил механические повреждения, восстановлению не подлежал, поэтому после ДТП заниматься таким видом деятельности уже было не на чем. В результате ДТП он получил телесные повреждения и находился 3 недели на лечении. После ДТП он не снялся с учета как самозанятый, потому что не придал этому значение, так как деятельность прекратилась, дохода у него нет. На сайте при заполнении заявления он не видел никакой информации о самозанятых. До него не доводилась информация центром занятости о том, что самозанятый не может быть признан безработным. Он никого не обманывал, подавая заявление в центр занятости населения. Пособие по безработице он получал в период с апреля 2020 г. по октябрь 2020 г. Он не выяснял почему прекратились выплаты. Если бы в период выплаты пособия он осуществлял деятельность как самозанятый, то признал бы, что он не прав.    Самозанятость подразумевает деятельность, приносящую доход, облагающуюся налогом, а его деятельность в качестве самозанятого была прекращена за несколько месяцев до подачи заявления. Ему не было известно о том, что 07.05.2020 вступили в действие новые Временные правила и о том, что самозанятый не может подавать заявление. Пособие, которое он получал как безработный, было единственным источником существования, он с женой жил на эти деньги.

Заслушав стороны, проверив и исследовав письменные материалы дела, обозрев материал проверки КУСП от 18.01.2021, суд приходит к выводу, что исковые требования Областного государственного казенного учреждения «Кадровый центр Ульяновской области» не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В статье 37 Конституции РФ закреплено право каждого на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

Правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы определяет Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации»).

Согласно ст. 3 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.

В силу абз. 8 ч. 3 ст. 3 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» безработными не могут быть признаны граждане, перечисленные в статье 2 настоящего Закона.

Статьей 2 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» установлено, что занятыми считаются граждане: - работающие по трудовому договору, в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы, за исключением общественных работ (кроме граждан, участвующих в общественных работах и указанных в пункте 3 статьи 4 настоящего Закона) и осуществления полномочий членов избирательных комиссий, комиссий референдума с зарегистрированные в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей, а также нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, и иные лица, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию (далее - индивидуальные предприниматели); - занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам; выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера, предметами которых являются выполнение работ и оказание услуг, авторским договорам, а также являющиеся членами производственных кооперативов (артелей); - избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность; - проходящие военную службу, альтернативную гражданскую службу, а также службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации; - обучающиеся по очной форме обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, включая обучение по направлению государственной службы занятости населения (далее - органы службы занятости); -временно отсутствующие на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой, призывом на военные сборы, привлечением к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе (альтернативной гражданской службе), исполнением других государственных обязанностей или иными уважительными причинами; - являющиеся учредителями (участниками) организаций, за исключением учредителей (участников) некоммерческих организаций, организационно-правовая форма которых не предполагает права учредителей (участников) на получение дохода от деятельности этих организаций, включая членов товариществ собственников жилья, а также членов жилищных, жилищно-строительных, гаражных кооперативов и иных специализированных потребительских кооперативов, создаваемых в целях удовлетворения потребностей граждан, которые не получают доход от их деятельности; - являющиеся членами крестьянского (фермерского) хозяйства.

В силу ч. 3 ст. 3 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» безработными не могут быть признаны граждане представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также представившие другие недостоверные данные для признания их безработными.

В соответствии с ч. 1 ст. 31 указанного Закона гражданам, признанным в установленном порядке безработными, выплачивается пособие.

Порядок регистрации безработных граждан, порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы устанавливаются Правительством Российской Федерации (абз. 2 ч. 1 ст. 3 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации").

Пунктом 20 Правил регистрации безработных граждан, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2012 года N 891 "О порядке регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан и требованиях, к подбору подходящей работы", установлено, что снятие с регистрационного учета безработных граждан осуществляется государственными учреждениями службы занятости населения в следующих случаях: а) признание гражданина занятым по основаниям, предусмотренным статьей 2 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации"; д) попытка получения либо получение пособия по безработице обманным путем.

Постановлением Правительства РФ от 08.04.2020 N 460 утверждены Временные правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, которыми устанавливается порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, в период действия на территориях субъектов Российской Федерации режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции.

В целях поиска подходящей работы граждане обращаются в государственные учреждения службы занятости населения в дистанционной форме в период действия на территориях субъектов Российской Федерации режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (абзац 2 пункта 1 Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных).

Регистрации в целях поиска подходящей работы подлежат граждане, представившие в электронной форме в центр занятости населения заявление о предоставлении им государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы независимо от места их жительства в Российской Федерации, а также пребывания на территории Российской Федерации (далее - заявление в электронной форме) (абзац 1 пункта 2 Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных).

Заявление в электронной форме заполняется гражданином в личном кабинете информационно-аналитической системы Общероссийская база вакансий "Работа в России" либо в личном кабинете федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" по форме, утвержденной Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (абзац 2 пункта 2 Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных).

Согласно п. 4 Временных правил центры занятости населения запрашивают с использованием информационно-аналитической системы через единую систему межведомственного электронного взаимодействия у Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о заработке (доходе) гражданина, заполнившего заявление в электронной форме, на который начислялись страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, о страховом стаже, последнем месте работы, а также другие сведения, необходимые для предоставления государственных услуг в области содействия занятости населения, назначения и начисления социальных выплат гражданам, признанных в установленном порядке безработными.

Достоверность сведений о регистрации гражданина, заполнившего заявление в электронной форме, в качестве самозанятого определяется центрами занятости населения посредством сравнения таких сведений с данными, содержащимися на официальном сайте ФНС России (п.4(2) Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных).

Решение о назначении пособия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным. Граждане в электронной форме с использованием информационно-аналитической системы либо единого портала уведомляются о размере и сроках выплаты пособия по безработице (пункт 11 Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных).

Пунктом 19 Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных установлено, что в случае получения гражданином обманным путем пособия по безработице (стипендии) сумма пособия по безработице (стипендии) подлежит возврату в добровольном или судебном порядке.

В случае получения органами службы занятости сведений о наличии фактов трудовой или иной деятельности, совпадающей с периодом получения гражданином пособия по безработице, осуществляется возврат указанным гражданином полученного пособия по безработице за соответствующий период трудовой или иной деятельности в добровольном или судебном порядке (абзац 2 пункта 19 Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных).

В силу ч. 2 ст. 35 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» выплата пособия по безработице прекращается с одновременным снятием с учета в качестве безработного, в том числе в случаях признания гражданина занятым по основаниям, предусмотренным в статье 2 настоящего Закона.

Нормы, регулирующие обязательства вследствие неосновательного обогащения, установлены главой 60 Гражданского кодекса РФ.

В силу ч. 1 ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст. 1109 настоящего Кодекса.

Согласно ч. 3 ст. 1109 ГК РФ, не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.

При этом, следует исходить из того, что неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которые лицо приобрело (сберегло) за счет другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой. Неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого лица произведено в отсутствие правовых оснований, то есть не основано ни на законе, ни на иных правовых актах, ни на сделке.

По смыслу положений ч. 3 ст. 1109 Гражданского ГК РФ не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату в качестве такового денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение.

Вместе с тем закон устанавливает и исключения из этого правила, а именно: излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки. При этом, добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных сумм.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что 27.04.2020 Макаров С.В. через портал «Работа в России», заполнив установленную форму, обратился в Ленинский районный отдел филиала ОГКУ «Кадровый центр Ульяновской области» в г.Ульяновске с заявлением о назначении пособия по безработице, указав, что 22.04.2020 уволился по собственному желанию из <данные изъяты> г.Ульяновск (л.д.16-19), в связи с чем в отношении Макарова С.В. оформлена карточка персонального учета (л.д.11-12).

При этом, согласно официальной инструкции с портала «Работа России» при заполнении формы заявления о предоставлении государственной услуги содействия в поиске работы и постановке на учёт в качестве безработного, ответчик подтвердил отсутствие оплачиваемой работы и заработка на момент обращения в Ленинский районный отдел филиала ОГКУ «Кадровый центр Ульяновской области», был предупрежден о том, что при предоставлении недостоверных сведений, центр занятости населения имеет право взыскать незаконно полученные денежные средства, о чем им была проставлена соответствующая отметка в форме заявления, иначе он бы не смог зарегистрироваться в качестве гражданина, ищущего работу (л.д.158-163).

В соответствии с пунктом 1.1 Постановления Правительства РФ от 27.03.2020 № 346 «О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2020 год» установлено, что гражданам, уволенным и признанным в установленном порядке безработными начиная с 01.03.2020, за исключением граждан, уволенных за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации, пособие по безработице в апреле — июне 2020 г. устанавливается в размере 12 130 рублей (без учета районного коэффициента).

Гражданам, признанным в установленном порядке безработными и имеющим детей в возрасте до 18 лет, размер пособия по безработице в июне - сентябре 2020 г. увеличивается пропорционально количеству таких детей из расчета 3000 рублей за каждого ребенка одному из родителей.

В целях проверки сведений о трудовой деятельности Макарова С.В. и получении им доходов, Ленинским районным отделом филиала ОГКУ «Кадровый центр Ульяновской области» в г.Ульяновске сделаны запросы в Пенсионный фонд РФ и Управление федеральной налоговой службы РФ и получены сведения о том, что Макаров С.В. в апреле 2020 г. не работал (л.д.20-22), в ЕГРИП отсутствуют данные о регистрации Макарова С.В. в качестве индивидуального предпринимателя (л.д.24).

На основании приказа Ленинского районного отдела филиала ОГКУ «Кадровый центр Ульяновской области» в г.Ульяновске от ДД.ММ.ГГГГ Макаров С.В. признан безработным с 27.04.2020 и ему назначено пособие по безработице на период с 27.04.2020 по 30.06.2020 в размере 15130 рублей (л.д.26), с учетом наличия у Макарова С.В. несовершеннолетней дочери ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д.25).

Приказами от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ изменен приказ о назначении Макарову С.В. пособия по безработице, установлены сроки и размеры выплаты пособия: в период с 27.04.2020 по 08.08.2020 в размере 15130 рублей в месяц, в период с 09.08.2020 по 31.08.2020 – в размере 12130 рублей в месяц, в период с 01.09.2020 по 26.10.2020 – в размере 60% средней заработной платы гражданина (12000 рублей) – в размере 7200 рублей в месяц (л.д.27-29).

В связи с получением сведений с официального сайта ФНС России установлено, что Макаров С.В. на 27.04.2020 являлся плательщиком налога на профессиональный доход. На основании данных сведений ДД.ММ.ГГГГ в отношении Макарова С.В. издан приказ «О снятии с регистрационного учета в целях поиска подходящей работы (в качестве безработного» в связи с получением пособия по безработице обманным путем (л.д.31), а также издан приказ «Об исключении из начислений пособия по безработице» (л.д.32).

Из справки от 04.04.2022 о постановке на учет (снятии с учета) физического лица в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход за 2020 г. следует, что Макаров С.В. 15.01.2020 поставлен на учет в Межрайонной ИФНС № 3 по Самарской области в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход. На момент выдачи справки с учета не снят (л.д.81).

Согласно расчету, сумма ущерба, причиненного Макаровым С.В. в связи с неправомерным получением пособия в период с 27.04.2020 по 26.10.2020 составила 73550, 23 рублей (л.д.10, 34).

30.12.2020 Ленинским районным отделом филиала ОГКУ «Кадровый центр Ульяновской области» в г.Ульяновске было направлено письмо Макарову С.В. с предложением добровольно вернуть незаконно полученное пособие по безработице (л.д.35).

Одновременно с указанным письмом было подано заявление в ОМВД России по Ленинскому району г.Ульяновска о проверке правомерности получения пособия по безработице Макаровым С.В. (л.д.36).

Постановлением УУП ОУУП и ПДН ОМВД России по Ленинскому району г.Ульяновск от 17.02.2021, отказано в возбуждении уголовного дела в отношении Макарова С.В. на основании п.1 ч.1 ст.24 УПК РФ (л.д.8 материала КУСП от 18.01.2021).

Таким образом, судом установлено и не отрицается сторонами, что Макаров С.В. при обращении в Ленинский районный отдел филиала ОГКУ «Кадровый центр Ульяновской области» в г.Ульяновске с заявлением о признании безработным и получении пособия по безработице был уволен из Местной религиозной организации <данные изъяты> и состоял на регистрационном учете в качестве самозанятого в Межрайонной ИФНС № 3 по Самарской области в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход. Также сторонами не оспаривается факт получения Макаровым С.В. суммы пособия по безработице в размере 73550,23 рублей.

Истец указывает, что в соответствии с Федеральным законом от 27.11.2018 № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход», а также в соответствии с Законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации» занятыми считаются граждане, поставленные на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика на профессиональный доход. Поэтому в связи с указанными положениями законов, Макаров С.В. на момент подачи заявления являлся занятым и не имел права на получение пособия по безработице, предоставив в Центр занятости населения недостоверные сведения и получив неосновательное обогащение в сумме 73550,23 рублей.

Суд не может принять указанные доводы истца в связи с тем, что Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» и Временными правилами регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных на момент подачи Макаровым С.В. заявления в Центр занятости населения не был определен порядок действий получателя пособия по безработице, форма, вид и способ уведомления органа службы занятности об осуществлении им трудовой деятельности. Электронная форма заявления о предоставлении государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы, введенная именно в связи с необходимостью реализации мер, направленных на предотвращение распространения новой коронавирусной инфекции, не содержала информацию о предоставлении сведений о том, что заявитель зарегистрирован в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход (самозанятый).

Пункт 4(2) Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, указывающий на то, что достоверность сведений о регистрации гражданина, заполнившего заявление в электронной форме, в качестве самозанятого определяется центрами занятости населения посредством сравнения таких сведений с данными, содержащимися на официальном сайте ФНС России, введен в действие Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 № 634 "О внесении изменений во Временные правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными" и вступил в силу 03.05.2020.

Из указанных положений следует, что на 27.04.2020 не была предусмотрена обязанность Макарова С.В. при подаче заявления в электронном виде о признании его безработным, указывать о регистрации его в качестве самозанятого. Центры занятости населения, до момента вступления в законную силу указанного Постановления Правительства РФ, также не имели права проверять факт постановки заявителей на учет в налоговом органе в качестве самозанятого.

Законом Ульяновской области от 04.06.2020 №52-ЗО «О введении в действие на территории Ульяновской области специального налогового режима «Налог на профессиональный доход», вступившим в силу с 09.07.2020, на территории Ульяновской области с 09.07.2020 введен специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход». В связи с этим, с июля 2020 г. в Ленинском районном отделе филиала ОГКУ «Кадровый центр Ульяновской области» в г.Ульяновске была организована работа по выявлению лиц, состоящих на учете в налоговых органах в качестве плательщиков налога на профессиональный доход.

Оценив представленные сторонами доказательства, суд установил, что на момент издания приказа о признании гражданина безработным и назначении ему пособия по безработице Макаров С.В. был уже зарегистрирован в качестве плательщика налога на профессиональный доход, однако форма заявления при обращении Макарова С.В. в службу занятости не содержала сведений о наличии статуса самозанятого гражданина в силу закона, а истцом возложенных законом действий по выявлению факта регистрации ответчика в качестве самозанятого, а также в последующий период получения пособия по безработице вплоть до 08.12.2020, не предпринималось, следовательно недобросовестность Макарова С.В. при получении пособия по безработице за период с 27.04.2020 по 26.10.2020 не установлена и не доказана.

Доводы истца о том, что Макаров С.В. при обращении за получением пособия по безработице скрыл информацию о том, что является самозанятым, подлежат отклонению, поскольку добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных денежных сумм.

При указанных обстоятельствах, принимая во внимание, что при обращении Макарова С.В. в Ленинский районный отдел филиала ОГКУ «Кадровый центр Ульяновской области» в г.Ульяновске форма заявления не предусматривала указание гражданина о регистрации его в качестве самозанятого, суд приходит к выводу об отсутствии в действиях Макарова С.В. недобросовестности при получении пособия и об отказе в удовлетворении заявленных истцом требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-197 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

          В удовлетворении исковых требований Областного государственного казенного учреждения «Кадровый центр Ульяновской области» к Макарову С.В. о возмещении незаконно полученного пособия по безработице за период с 27.04.2020 по 26.10.2020 в сумме 73550,23 рублей отказать.

         Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Сызранский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 16.08.2022.

     Судья

2-424/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Областное государственное казенное учреждение "Кадровый центр Ульяновской области"
Ответчики
Макаров Сергей Владимирович
Суд
Сызранский районный суд Самарской области
Судья
Бормотова И.Е.
Дело на сайте суда
sizransky.sam.sudrf.ru
30.05.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
31.05.2022Передача материалов судье
06.06.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.06.2022Подготовка дела (собеседование)
29.06.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.07.2022Судебное заседание
18.07.2022Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
09.08.2022Судебное заседание
16.08.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.08.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.09.2022Дело оформлено
09.08.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее