Дело № 2-595/2021
42RS0001-01-2021-000977-25
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Анжеро-Судженский городской суд Кемеровской области в составе:
председательствующего Логвиновой О.В.,
при секретаре Петерс С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Анжеро-Судженск Кемеровской области
18 мая 2021 года
гражданское дело по иску Шиловой Натальи Михайловны к Администрации Анжеро-Судженского городского округа о включении в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ, предоставлении социальной выплаты,
установил:
Истец Шилова Н.М. обратилась в суд с иском к ответчику о включении ее в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, расположенного по адресу: <адрес>, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидированной ОАО «Шахтоуправление «Анжерское» непригодным для проживания, и предоставлении социальной выплаты из расчета 33 кв.м. на одиноко проживающего для приобретения жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, из расчета средней рыночной стоимости одного квадратного метра жилья на дату фактического предоставления социальной выплаты. Свои требования мотивирует следующим.
Истец является собственником жилого дома по адресу: <адрес>, на основании решения Анжеро-Судженского городского суда <адрес> от <дата> №.
Согласно заключению СФ АО «Научно-исследовательский институт горной геомеханики и маркшейдерского дела-межотраслевой научный центр ВНИМИ» от <дата> дом по <адрес>, расположен на горном отводе ликвидированного ОАО «Шахтоуправление «Анжерское» и рекомендуется к сносу как жилье, ставшее ветхим и непригодным для проживания в результате ведения горных работ, так как суммарные горизональные деформации земной поверхности превышают допустимые значения. Это единственное и постоянное место жительства истца, другого жилья у нее нет.
Администрацией Анжеро-Судженского городского округа истцу было отказано во включении в списки граждан, подлежащих переселению, вопрос о включении в список граждан на переселение предложено решать в судебном порядке.
Считает, что своим отказом, не включив истца в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, непригодного для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ, ответчик нарушает его права.
Истец просила суд обязать Администрацию Анжеро-Судженского городского округа включить ее в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным по критериям безопасности для проживания в результате ведения горных работ на ликвидированном ОАО «Шахтоуправление «Анжерское», и предоставить ей социальную выплату из расчета 33 кв. метров на одиноко проживающего, исходя из средней рыночной стоимости одного квадратного метра жилья на момент исполнения решения суда.
В судебном заседании истец требования и доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержала, кроме того, пояснила, что после смерти супруга при оформлении документов выяснилось, что фактическая площадь дома не совпадает с площадью, указанной в документах. Истец зарегистрирована в указанном доме с <дата> года, фактически проживает с <дата> года по настоящее время. В собственности другого жилья у истца не имеется.
Представители ответчика Администрации Анжеро-Судженского городского округа, третьего лица Министерства энергетики РФ, привлеченного к участию в деле определением Анжеро-Судженского городского суда, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежаще.
В своем отзыве на исковое заявление представитель ответчика просил дело рассмотреть в его отсутствие, также указал, что жилой дом по <адрес>, расположен на горном отводе ликвидированного ОАО «Шахтоуправление «Анжерское», согласно заключению СФ ОАО ВНИМИ от <дата> № подработан с малым деформациями, неветхий, сносу не подлежит. Заключению СФ АО «Научно-исследовательский институт горной геомеханики и маркшейдерского дела-межотраслевой научный центр ВНИМИ», проведенное по заявлению истца, которым установлено, что дом расположен на горном отводе ликвидированного ОАО «Шахтоуправление «Анжерское», является ветхим и подлежит сносу, не оспаривает.
Суд определил рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчика и третьего лица.
Выслушав истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Ст. 2 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе, используют бюджетные средства и иные не запрещенные законодательством источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан.
В соответствии с ч.ч. 2, 3 ст. 5 Федерального закона от 20.06.1996 № 81-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности», финансирование мероприятий по реструктуризации угольной промышленности осуществляется за счет средств федерального бюджета в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также собственных средств организаций по добыче (переработке) угля (горючих сланцев). Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядок их финансирования определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 13 июля 2005 года № 428 (ред. от 10.05.2018) «О порядке предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков» утверждены Правила предоставления из федерального бюджета иных межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков (далее по тексту - Правила), которые устанавливают порядок и условия предоставления из федерального бюджета иных межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков (далее – иные межбюджетные трансферты).
Согласно п. 2 и 3 Правил, предоставление иных межбюджетных трансфертов осуществляется в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных до Министерства энергетики Российской Федерации как получателя средств федерального бюджета, на реализацию мероприятий, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил. Иные межбюджетные трансферты предоставляются местным бюджетам шахтерских городов и поселков на ряде условий, в числе которых входят: использование иных межбюджетных трансфертов органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков в целях финансового обеспечения реализации мероприятий, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил; представление органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков Министерству энергетики Российской Федерации сведений о количестве переселяемых семей высвобожденных работников ликвидируемых организаций угольной промышленности.
Согласно п. 6 Правил Размер иных межбюджетных трансфертов, направляемых на реализацию мероприятий, предусмотренных подпунктами "а" - "в" и "е" пункта 5 настоящих Правил, определяется Министерством энергетики Российской Федерации по каждому шахтерскому городу и поселку на основании утвержденных в установленном порядке проектов ликвидации угольных (сланцевых) шахт и разрезов, списков граждан, подлежащих переселению, а также списков граждан, подлежащих переселению в гг. Прокопьевске, Киселевске и Анжеро-Судженске (Кемеровская область).
Размер иных межбюджетных трансфертов, направляемых на реализацию мероприятия, предусмотренного подпунктом "г" пункта 5 настоящих Правил, определяется Министерством энергетики Российской Федерации по каждому шахтерскому городу и поселку на основании проектной документации, положительного заключения государственной экспертизы проектной документации и заключения о достоверности определения сметной стоимости объекта капитального строительства.
Пунктом 8 Правил предусмотрено, что содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, а также выезжающим гражданам - в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решений о ликвидации организаций угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики Российской Федерации. Основаниями для уточнения списков граждан, подлежащих переселению, являются: рождение (усыновление) детей и их регистрация по месту жительства в ветхом жилье родителями (родителем), включенными (включенным) в список граждан, подлежащих переселению, и проживавшими (проживавшим) в ветхом жилье на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности; государственная регистрация смерти или объявление умершим гражданина, включенного в список граждан, подлежащих переселению; снятие гражданина, включенного в список граждан, подлежащих переселению, с регистрационного учета по месту жительства в ветхом жилье.
Согласно п. 9 размер социальной выплаты, предоставляемой гражданину в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил, определяется из расчета стоимости жилья, приобретаемого по норме площади жилья в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил, и средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья на территории субъекта Российской Федерации по месту проживания (для граждан, переселяемых из ветхого жилья) или на территории субъекта Российской Федерации, избранного для постоянного проживания, но не выше средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по Российской Федерации, определяемой уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (для выезжающих граждан).
Согласно п. 10 Правил, норма общей площади жилого помещения, применяемая при расчете размера социальной выплаты, составляет: 33 кв. метра - для одиноких граждан; 42 кв. метра - на семью из 2 человек, 18 кв. метров - на каждого члена семьи, состоящей из 3 человек и более.
В силу абз. 2 п. 11 Правил социальные выплаты предоставляются при условии, что гражданин, проживающий в жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам его семьи на праве собственности и не имеющем обременении, принимает обязательство о безвозмездной передаче этого жилого помещения органу местного самоуправления по договору в месячный срок после приобретения жилья за счет средств предоставленной ему социальной выплаты. Указанные обязательства принимаются и подписываются всеми совершеннолетними членами семьи гражданина.
Абзацем вторым п. 13 Правил установлено, что приобретенное за счет средств социальной выплаты жилое помещение оформляется в общую собственность всех членов семьи, указанных в договоре о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков.
Из приведенных положений в их взаимосвязи следует, что, решая вопрос о ликвидации угольной промышленности, Правительство Российской Федерации предусмотрело меры социальной поддержки лиц, постоянно проживающих в домах, на момент принятия решения о ликвидации шахты, которые стали ветхими из-за вредного влияния горных работ на ликвидируемой шахте путем содействия данным гражданам в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего непригодным по критериям безопасности.
Согласно п. 2.12.2 Эталона проекта ликвидации шахты (разреза), утвержденного Приказом Минэнерго России от 01.11.2001 N 308, переселению подлежат жители ветхих домов (независимо от форм собственности), являющихся непригодными для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ.
Таким образом, из анализа вышеуказанных норм права, следует, что предоставление социальных выплат возможно при наличии следующих условий: признание жилья ветхим и непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах, наличие права на данное жилое помещение на день принятия решения о ликвидации предприятия угольной промышленности и нуждаемость граждан, проживающих в этом жилье, в переселении, то есть необеспеченность их иным жильем.
Судом установлено, что как следует из свидетельства о государственной регистрации права (л.д.8) за истцом <дата> зарегистрировано право собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, на основании решения Анжеро-Судженского городского суда Кемеровской области от <дата> № (л.д.4-7).
Как следует из указанного решения, жилой дом по <адрес>, на основании типового договора о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка под строительство индивидуального жилого дома на праве личной собственности от <дата> принадлежал супругу истца, после смерти которого истец приняла наследство.
Согласно справке ООО «Управляющая компания Анжерская» (л.д. 9) истец зарегистрирован по адресу: <адрес>, с <дата> по настоящее время.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц ОАО «Шахтоуправление «Анжерское» создано <дата> для осуществления деятельности, в том числе по добыче антрацита, коксующегося угля подземным способом, находится в стадии ликвидации.
Решением Арбитражного суда ОАО «Шахтоуправление «Анжерское» <дата> признано несостоятельным (банкротом), открыто конкурсное производство.
Заключением СФ ОАО «ВНИМИ" от <дата> № установлено, что дом по <адрес>, расположен на горном отводе ОАО «Шахтоуправление «Анжерское», имеет отметку МПН – подработанные с малыми деформациями неветхие (л.д.26).
Заключением СФ АО «Научно-исследовательский институт горной геомеханики и маркшейдерского дела-межотраслевой научный центр ВНИМИ» от <дата> №, составленным по заявлению истца, установлено, что жилой дом по <адрес>, является ветхим, основной причиной ветхого состояния дома являются подземные работы ОАО «Шахтоуправление «Анжерское», так как суммарные горизонтальные деформации земной поверхности превышают допустимые значения. Жилой дом рекомендуется к сносу, как ставший непригодным для проживания по критериям безопасности, в результате ведения горных работ ОАО «Шахтоуправление «Анжерское» (л.д.10-21).
По сведениям филиала № БТИ <адрес> и Росреестра за истцом права на имевшиеся объекты недвижимого имущества, кроме спорного дома, не зарегистрированы.
Разрешая требования истца о включении ее в список граждан, подлежащих переселению из жилья, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ ОАО «Шахтоуправление «Анжерское», и предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья в размере из расчета стоимости 33 кв.м. на одиноких граждан, оценивая доводы и возражения сторон, представленные доказательства в их совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу о наличии законных оснований к их удовлетворению.
Как установлено судом и подтверждается собранными по делу доказательствами, истцу на праве собственности принадлежит жилой дом по <адрес>, на основании решения Анжеро-Судженского городского суда <адрес> от <дата>. Истец фактически проживает в доме с 1972 года, зарегистрирована в нем с 1973 года.
Истец не была включена ответчиком в список граждан на переселение и получение социальной выплаты в связи с тем, что заключением СФ ОАО ВНИМИ от <дата> дом по <адрес>, отнесен к категории домов «подработанных с малыми деформациями неветхих». Заключением СФ АО ВНИМИ от <дата> установлено, что дом подлежит сносу по условию подработки. Данное заключение ответчик не оспаривает.
ОАО «Шахтоуправление «Анжерское» <дата> признано несостоятельным (банкротом), открыто конкурсное производство, находится в стадии ликвидации. То есть, ОАО «Шахтоуправление «Анжерское» моментом принятия решения о ликвидации шахты является <дата>, и как установлено судом, истец на указанную дату фактически проживала в доме.
До настоящего времени жилой дом по <адрес>, является единственным жильём для истца, иного жилья для проживания ни на праве собственности, ни на ином праве у нее нет.
Установленные судом выше обстоятельства в их совокупности дают право истцу на получение социальной выплаты для граждан, подлежащих переселению из жилых помещений, ставших в результате ведения горных работ на ликвидируемых предприятиях горной промышленности непригодными для проживания по критериям безопасности, предусмотренной постановлением Правительства РФ от 13 июля 2005 года № 428.
Таким образом, суд удовлетворяет исковые требования истца о включении его в списки граждан, подлежащих переселению из жилья, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ, и предоставлении социальной выплаты на приобретение другого жилья.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░:
- ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, <░░░░> ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░»;
- ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ 33 ░░. ░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░:
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ 25.05.2021.