Решение по делу № 33а-8103/2018 от 22.10.2018

Дело № 33а-8103/2018 город Хабаровск

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда в составе     председательствующего     Коноплевой И.А.,

судей         Поздняковой О.Ю., Романовой И.А.

при секретаре     Павловой Е.В.,

рассмотрев в судебном заседании 21 ноября 2018 года административное дело по административному иску администрации Солнечного муниципального района Хабаровского края к прокурору Солнечного района Хабаровского края о признании незаконным в части представления об устранении нарушений требований законодательства, по апелляционной жалобе администрации Солнечного муниципального района Хабаровского края на решение Солнечного районного суда г. Хабаровска от 07 сентября 2018 года,

    заслушав доклад судьи Поздняковой О.Ю., пояснения прокурора отдела прокуратуры Хабаровского края Криковцовой Е.Г.,

УСТАНОВИЛА:

Администрация Солнечного муниципального района Хабаровского края обратилась в суд с административным исковым заявлением к прокурору Солнечного района Хабаровского края о признании незаконным представления от 28.06.2018 в части указания на устранение нарушений требования законодательства о распоряжении имуществом, находящимся в муниципальной собственности, мотивируя свои требования тем, что указанным представлением на администрацию Солнечного муниципального района Хабаровского края возложена обязанность принять конкретные меры к устранению выявленных нарушений закона, их причин и условий, рассмотреть вопрос о привлечении лиц, виновных в допущенных нарушениях, к дисциплинарной ответственности, о результатах рассмотрения представления, принятых мерах сообщить в прокуратуру. При этом прокурор указывает на нарушение администрацией Федеральных законов РФ №190-ФЗ «О теплоснабжении» и 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», поскольку (объекты) имущество жилищно-коммунального хозяйства передано ООО «Теплоэнергия» и ООО «БАМСЕРВИС» по договорам аренды, а не в виде концессионных соглашений. Между тем Администрацией Солнечного муниципального района работа по заключению концессионных соглашений в отношении объектов жилищно-коммунальной сферы проводилась, однако ни одна заявка для участия в конкурсе не была подана. Поскольку невозможность реализации предусмотренного законодательством о теплоснабжении, водоснабжении и водоотведении способа передачи объектов жилищно-коммунальной сферы не должно приводить к срыву отопительного сезона, вышеуказанные объекты были переданы для эксплуатации в рамках положений п.4 ч.3 ст.19 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», которым регулируется порядок предоставления муниципальных преференций. Постановлением администрации Солнечного муниципального района от 10.03.2016 на территории района утверждена муниципальная программа «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Солнечном муниципальном районе на 2016-2020 годы». Также принят ряд правовых актов в целях реализации указанной программы, в рамках которых 11.08.2017 в администрацию муниципального района обратились ООО «Теплоэнергия» и ООО «БАМСЕРВИС» с заявлениями о предоставлении муниципальной преференции. Поскольку указанные организации относятся к субъектам малого и среднего предпринимательства, было принято решение о предоставлении им муниципальной преференции. А 14.08.2017 с ООО «Теплоэнергия» заключен договор аренды объектов теплоснабжения, а с ООО «БАМСЕРВИС» - договоры аренды объектов водоснабжения и водоотведения. Таким образом, администрацией района организовано теплоснабжение, водоснабжение и водоотведение для населения в границах сельских поселений муниципального района, чем обеспечено исполнение полномочий муниципального района, предусмотренных п.4 ч.1 ст.14 во взаимосвязи с частями 3, 4 данной статьи Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131-ФЗ. Просила признать незаконным представление прокурора в той части, которой администрации Солнечного муниципального района вменяется заключение договоров аренды объектов жилищно-коммунального хозяйства (муниципального имущества) с ООО «Теплоэнергия» и ООО «БАМСЕРВИС» как заключенных в нарушение Федеральных законов РФ № 190-ФЗ «О теплоснабжении» и № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».

Решением Солнечного районного суда Хабаровского края от 07.09.2018 года требования удовлетворены частично. Представление от 28.06.2018 года признано незаконным в части возложения на администрацию муниципального района обязанности рассмотреть вопрос о привлечении лиц, виновных в допущении нарушений, к дисциплинарной ответственности. В остальной части в удовлетворении требований отказано.

В апелляционной жалобе представитель администрации Солнечного муниципального района Соловьева Т.В. просит решение суда в части отказа в удовлетворении требований о признании незаконным представления прокурора об указании на устранение нарушений требования законодательства о распоряжении имуществом, находящимся в муниципальной собственности отменить и принять в этой части новое решение, которым требования удовлетворить. Указывает, что законами о теплоснабжении, водоснабжении и водоотведении предусмотрено, что в случаях, если такие объекты введены эксплуатацию более чем пять лет назад, то передача их осуществляется только по концессионным соглашениям. Администрацией были проведены конкурсы, которые на основании отсутствия заявок не состоялись. В связи с чем в целях недопущения прекращения предоставления населению коммунальных услуг, срыва отопительного сезона в муниципальном районе до заключения концессионных соглашений, администрация муниципального района была вынуждена принять решение о предоставлении объектов коммунального хозяйства ООО «Теплоэнергия» и ООО «Бамсервис» по договорам аренды, которые заключены в соответствии с требованиями гражданского и антимонопольного законодательства Российской Федерации.

Административный истец и заинтересованные лица в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились,, о его времени и месте извещены, сведения о причинах неявки не представили. На основании ст.150 КАС РФ судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с правилами ч.1 ст.308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с п.3 ст.22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 № 2202-1 прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона вносит представление об устранении нарушения закона.

Согласно п.1 ст.24 Закона о прокуратуре, представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

Из материалов дела следует, что 08.11.2016 года администрацией муниципального района принято решение о заключении концессионных соглашений в отношении объектов водоснабжения и водоотведения сельских поселений Солнечного муниципального района, в связи с чем, приняты распоряжения .

15.11.2016 года объявлены конкурсы на направо заключения концессионных соглашений в отношении данных объектов, о чем на официальных сайтах администрации муниципального района размещена информация.

Прием заявок осуществлялся с ноября 2016 по март 2017 года. Однако, ни одной заявки не поступило.

Конкурс на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов теплоснабжения сельских поселений района на основании распоряжения администрации муниципального района от 27.03.2017 объявлен в марте 2017 года. Конкурсная документация размещена на официальном сайте администрации муниципального района.

В связи с поступившим разъяснением Управления ФАС по Хабаровскому краю от 24.04.2017 года указанный конкурс отменен по распоряжению администрации муниципального района от 19.05.2017 . Однако, за период времени с даты объявления конкурса до даты принятия решения о его отмене также ни одной заявки на участие в конкурсе не поступило.

Постановлением администрации Солнечного муниципального района от 10.03.2016 года на территории района утверждена муниципальная программа «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Солнечном муниципальном районе на 2016-2020 годы».

Постановлением администрации муниципального района от 31.07.2017 в целях повышения эффективности оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства района, а также расширения перечня мероприятий предоставления имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, в муниципальную программу внесены изменения.

Комиссией по предоставлению муниципальной преференции при администрации района 11.08.2017 года рассмотрены заявления и документы, проверен статус организаций, в результате чего принято решение о предоставлении обществам муниципальной преференции.

Принятое решение явилось основанием для подготовки распоряжения администрацией муниципального района от 11.08.2017 года о предоставлении обществам ООО «Теплоэнергия» и ООО «Бамсервис» муниципальной преференции в виде заключения договоров аренды в отношении муниципального имущества по перечню согласно приложения к данному распоряжению без проведения конкурса или аукциона на право заключения такого договора.

По договору аренды от 14.08.2017 ООО «Теплоэнергия» предоставлены объекты теплоснабжения. ООО «Бамсервис» по договорам от 14.08.2017 предоставлены объекты водоснабжения, -объекты водоотведения.

Прокуратурой Солнечного района Хабаровского края проведена проверка исполнения администрацией Солнечного муниципального района Хабаровского края требований законодательства при передаче объектов муниципальной собственности во владение (пользование) для осуществления хозяйственной деятельности.

По результатам проверки прокурором Солнечного района Хабаровского края сделан вывод, что органами местного самоуправления Солнечного муниципального района в нарушение норм действующего законодательства заключены договора аренды в отношении имущества, которое может быть передано во владение (пользование) только на основании концессионных соглашений.

Указанные обстоятельства послужили основанием для внесения прокурором района представления главе Солнечного муниципального района Хабаровского года, в котором он потребовал безотлагательно рассмотреть представление с участием прокурора; принять конкретные меры к устранению выявленных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих, а также рассмотреть вопрос о привлечении лиц, виновных в допущенных нарушениях, к дисциплинарной ответственности. О результатах рассмотрения представления, принятых мерах по устранению нарушений закона сообщить прокурору Солнечного района в установленный законом месячный срок в письменной форме, с приложением документов, подтверждающих привлечение виновных лиц к ответственности.

Отказывая в удовлетворении требований в части признания представления прокурора в той части, которой администрации Солнечного муниципального района вменяется незаконное заключение договоров аренды объектов жилищно-коммунального хозяйства, суд первой инстанции исходил из того, что по результатам прокурорской проверки прокурором правомерно сделан вывод о нарушении органами местного самоуправления Солнечного муниципального района норм действующего законодательства о теплоснабжении, водоотведении и водоснабжении, а следовательно, в силу предоставленных законом полномочий прокурор правомерно внес должностному лицу представление об устранении норм действующего законодательства, которое безотлагательно должно быть рассмотрено должностным лицом и в установленный законом срок приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона.

Однако, с таким выводом суда судебная коллегия согласиться не может по следующим основаниям.

Представление прокурора - это акт прокурорского реагирования, имеющий целью устранить нарушения закона, их причины и способствующие им условия. Основанием для его внесения служат установленные факты нарушения закона. В связи с чем, такое представление должно быть законным, обоснованным и исполнимым.

В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона от 17.01.1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре РФ», требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30, 33 Закона о прокуратуре, подлежат безусловному исполнению в установленный срок. Лицо, которому адресовано представление, не может по своему усмотрению отказаться от его исполнения, поскольку не только Закон о прокуратуре устанавливает обязательный характер выносимых прокурором представлений, но статья 17.7 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за неисполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий. Закон о прокуратуре не содержит каких-либо положений, свидетельствующих о том, что представление прокурора направлено на его добровольное исполнение, либо имеется возможность ограничится письменным ответом.

Таким образом, на административном истце лежит обязанность исполнения представления прокурора.

При этом, представление прокурора не может быть формальным, оно должно быть мотивированным, понятным, содержать ссылки на конкретные, выявленные в ходе проверки нарушения требований Закона, исполнимым в части их устранения.

Оценивая требования оспариваемого представления - о принятии конкретных мер по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий им способствующим и недопущению их в дальнейшем, судебная коллегия приходит к выводу, что фактически оно не содержит в себе конкретных требований к исполнителю представления, поскольку в представлении не указано, какие именно меры и в отношении кого в сложившейся ситуации должен принять Глава администрации Солнечного муниципального района, при этом не допустить ущемления прав жителей муниципального района на предоставление им услуг теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, в связи с чем, объективно невозможно определить порядок исполнения оспариваемого представления.

С учетом установленных обстоятельств, свидетельствующих о невозможности исполнения оспариваемого представления, решение суда в части отказа в признании незаконным представления прокурора от 28.06.2018 о формальном нарушении администрацией Солнечного муниципального района законов №19-ФЗ «О теплоснабжении» и №416 «О водоснабжении и водоотведении» при заключении договоров аренды объектов жилищно-коммунального хозяйства и возложении на администрацию Солнечного района обязанности принять меры для устранения нарушения требований законодательства о распоряжении имуществом, находящимся в муниципальной собственности, подлежит отмене с принятием в данной части нового решения об удовлетворении требований.

Руководствуясь статьями 309 - 310 КАС РФ судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

    Апелляционную жалобу Администрации Солнечного муниципального района Хабаровского края удовлетворить.

    Решение Солнечного районного суда г. Хабаровска от 07 сентября 2018 года отменить в части, с принятием в этой части нового решения.

Признать незаконным представление прокурора Солнечного района Хабаровского края от 28.06.2018 г. в части устранения нарушений требований законодательства о распоряжении имуществом, находящимся в муниципальной собственности.

В остальной части решение оставить без изменения.

    Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в президиум Хабаровского краевого суда в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.

Председательствующий                        Коноплева И.А.    

Судьи         Романова И.А.                                Позднякова О.Ю.

33а-8103/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
администрация Солнечного муниципального района Хабаровского края
Ответчики
Прокурор Солнечного района Хабаровского края
Другие
ООО БАМсервис
ООО Теплоэнергия
Суд
Хабаровский краевой суд
Судья
Позднякова Ольга Юрьевна
Дело на сайте суда
kraevoy.hbr.sudrf.ru
23.10.2018Передача дела судье
21.11.2018Судебное заседание
03.12.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.12.2018Передано в экспедицию
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее