Дело № 2-1795/2022
(УИД: 77RS0016-02-2021-027921-20)
РЕШЕНИЕ
именем РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 марта 2022 года г. Хабаровск
Центральный районный суд города Хабаровска в составе: председательствующего судьи Голиковой А.В., при секретаре Ларионовой Т.С.,
с участием старшего помощника Хабаровского транспортного прокурора Распопина Е.В.,
представителя ответчика Новачука И.Я.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Хабаровского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» о понуждении к совершению определенных действий,
установил:
Биробиджанский транспортный прокурор обратился в Мещанский городской суд <адрес> в интересах неопределенного круга лиц с иском к ОАО «Российские железные дороги» о понуждении к совершению определенных действий, в обоснование указав, что прокуратурой проведена проверка соблюдения о защите прав инвалидов на железнодорожном вокзале Приамурская, состоящего на балансе Дальневосточной дирекции пассажирских обустройств – структурного подразделения Центральной дирекции пассажирских обустройств – филиала ОАО «РЖД». В нарушение ст. 12 Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», п. 1 ст. 15 Федерального закона «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ, п.8.1.6 Свода правил при входе в здание железнодорожного вокзала Приамурская для инвалидов по зрению не установлена информационная мнемосхема (тактильная схема движения), отображающая информацию о помещениях в здании, кроме того на путях движения не предусмотрена тактильная направляющая полоса с высотой рисунка не более 0,025 м.. В связи с выявленными нарушениями, ДД.ММ.ГГГГ Биробиджанской транспортной прокуратурой начальнику Дальневосточной дирекции пассажирских обустройств внесено представление. Согласно ответа Дальневосточной дирекции пассажирских обустройств на представление от ДД.ММ.ГГГГ, проведение мероприятий по установке информационной мнемосхемы запланировано на 2021 - 2023 годы. Дальневосточной дирекцией пассажирских обустройств в адрес Центральной дирекции пассажирских обустройств направлены письма о выделении денежных средств на установление информационных мнемосхем на железнодорожных вокзалах. Однако, в связи с отсутствием финансирования, денежные средства на указанные мероприятия не выделяются. Несоблюдение вышеуказанных требований законодательства нарушает права людей с ограниченными возможностями здоровья, являющихся пассажирами, на обеспечение беспрепятственного доступа в здание железнодорожного вокзала на станции Приамурская. Не соблюдение вышеуказанных требований влекут нарушения прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц - это такой круг лиц процесс в качестве истцов, указать в решении и решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела. В связи с чем, у Биробиджанского транспортного прокурора имеются достаточные основания выступить в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц.
Просят обязать ОАО «Российские железные дороги» в течении 6 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда установить при входе в здание железнодорожного вокзала Приамурская информационную мнемосхему, отображающую информацию о помещениях в здании.
Определениями Мещанского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ вышеназванное гражданское дело передано по подсудности в Центральный районный суд <адрес>.
В судебном заседании представитель истца исковые требования поддержал по доводам, изложенным в исковом заявлении, настаивал на их удовлетворении.
В судебном заседании представитель ответчика с исковыми требованиями не согласился, поддержав доводы изложенные в письменном отзыве на иск. Дополнительно указал, что в случае удовлетворения исковых требований просит увеличить срок исполнения решения суда до 24 месяцев.
Выслушав участников процесса, изучив представленные доказательства, суд приходит к следующему:
Согласно ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Прокурор, подавший заявление, пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов. Неудовлетворительное содержание железнодорожных станций является существенным нарушением прав граждан на безопасность дорожного движения, а также на свободу передвижения, что недопустимо.
Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» устанавливает правовые, организационные и экономические условия функционирования железнодорожного транспорта общего пользования, основы взаимодействия организаций железнодорожного транспорта и выполняющих работы (услуги) на железнодорожном транспорте индивидуальных предпринимателей с органами государственной власти и организациями других видов транспорта, а также основы государственного регулирования в области железнодорожного транспорта необщего пользования.
Согласно п. 1 ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», железнодорожный транспорт в Российской Федерации призван своевременно и качественно обеспечивать потребности физических лиц, юридических лиц и государства в перевозках железнодорожным транспортом, в том числе и безопасность в оказании таких услуг.
В соответствии со ст. 2 ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» под безопасностью движения и эксплуатации железнодорожного транспорта понимается состояние защищенности процесса движения железнодорожного подвижного состава и самого железнодорожного подвижного состава, при котором отсутствует недопустимый риск возникновения транспортных происшествий и их последствий, влекущих за собой причинение вреда жизни или здоровью граждан, вреда окружающей среде, имуществу физических или юридических лиц.
Обеспечение безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта - система экономических, организационно-правовых, технических и иных мер, предпринимаемых органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями железнодорожного транспорта, иными юридическими лицами, а также физическими лицами и направленных на предотвращение транспортных происшествий и снижение риска причинения вреда жизни или здоровью граждан, вреда окружающей среде, имуществу физических или юридических лиц.
Согласно ч. 1 ст. 15 ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» железнодорожные пути общего пользования и расположенные на них сооружения и устройства должны содержаться с соблюдением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта в техническом состоянии, отвечающем требованиям соответствующих нормативных правовых актов, документов по стандартизации, правил и техническим нормам.
Организации, осуществляющие производство транспортных средств, а также организации, осуществляющие транспортное обслуживание населения (независимо от их организационно-правовых форм), обеспечивают оборудование указанных средств, вокзалов, аэропортов и других объектов транспортной инфраструктуры специальными приспособлениями и устройствами в целях обеспечения условий инвалидам для беспрепятственного пользования указанными средствами (часть 7 статьи 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ).
Как установлено судом и следует из материалов дела, Биробиджанской транспортной прокуратурой проведена проверка соблюдения о защите прав инвалидов на железнодорожном вокзале Приамурская, состоящего на балансе Дальневосточной дирекции пассажирских обустройств - структурного подразделения Центральной дирекции пассажирских обустройств - филиала ОАО «РЖД».
По результатам проверки установлено, что в нарушение ст. 12 Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», п. 1 ст. 15 Федерального закона «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», ст.15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ, п. 8.1.6 Свода правил при входе в здание железнодорожного вокзала Приамурская для инвалидов по зрению не установлена информационная мнемосхема (тактильная схема движения), отображающая информацию о помещениях в здании, кроме того на путях движения не предусмотрена тактильная направляющая полоса с высотой рисунка не более 0,025 м.
В связи с выявленными нарушениями, ДД.ММ.ГГГГ Биробиджанской транспортной прокуратурой начальнику Дальневосточной дирекции пассажирских обустройств внесено представление.
Согласно ответа Дальневосточной дирекции пассажирских обустройств на представление от ДД.ММ.ГГГГ ИСХ-1881/ДВДПО, проведение мероприятий по установке информационной мнемосхемы запланировано на 2021 - 2023 годы. В 2020 году специалистами Дальневосточной дирекции пассажирских обустройств была сформирована потребность для оснащения объектов транспортной инфраструктуры дирекции средствами адаптации на 2021 - 2023 г.<адрес> потребность была направлена в Центральную дирекцию пассажирских обустройств, но в связи с перераспределением денежных средств и выделением лимита дирекции на мероприятия по борьбе с распространением коронавирусной инфекции, оснастить вокзалы информационными мнемосхемами с рельефно-точечным шрифтом Брайля не представлялось возможным. В настоящий момент продолжается работа по согласованию вышеуказанной потребности со специалистами Центральной дирекции пассажирский обустройств. По Дальневосточной дирекции пассажирских обустройств разработаны программы оснащения вышеуказанными средствами адаптации, в том числе по <адрес>. В рамках данной программы оснащение информационными мнемосхемами с рельефно-точечным шрифтом Брайля железнодорожных вокзалов ЕАО будет выполнено после согласования и выделения финансирования Центральной дирекцией пассажирских обустройств.
Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, учитывая его социальную значимость, является одной из важнейших целевых задач при создании и ведении социальной политики в Российской Федерации.
К объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и других маломобильных групп населения, относятся, в числе прочего, здания социального значения, административные здания и сооружения.
В силу ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» объекты транспортной инфраструктуры должны быть оборудованы специальными приспособлениями, позволяющими инвалидам и другим группам населения с ограниченными возможностями передвижения беспрепятственно пользоваться услугами, предоставляемыми на объектах транспортной инфраструктуры.
В соответствии с ч. 1 ст. 6 указанного закона Правительство Российской Федерации утверждает перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального закона.
Статьей 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
В соответствии с ч. 1 ст.15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным транспортом, автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном, междугородном сообщении, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации); возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски; надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности; дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика.
Требования к зданиям, сооружениям, которыми могут пользоваться инвалиды, содержатся в СНиП 35-01-2001, который содержится в актуализированной редакции «СП 59.13330.2016 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» (далее – Свод правил).
Как следует из п. 4.1 Свода Правил их требования подлежат выполнению при проектировании новых, реконструкции существующих, а также подлежащих капитальному ремонту и приспособлению зданий и сооружений. Они распространяются на функционально-планировочные элементы зданий и сооружений, отведенные для них земельные участки, включая подходы к зданиям и сооружениям, входные узлы, внутренние коммуникации, пути эвакуации, помещения проживания и для предоставления услуг (обслуживания) и места приложения труда.
Таким образом, по смыслу вышеуказанных норм действие данных правил распространяется также на уже существующие объекты, которые приспосабливаются для нужд инвалидов и маломобильных групп населения.
Пунктом 8.1.6 Свода правил установлено, что при входах в здания массового посещения (вокзалы всех видов транспорта, учреждения социального назначения, торговые предприятия, административно-управленческие учреждения, многофункциональные комплексы и т.п.) для инвалидов по зрению должна быть установлена информационная тактильная или тактильно-звуковая мнемосхема, отображающая информацию о помещениях в здании, не мешающая основному потоку посетителей. Она должна размещаться с правой стороны по ходу движения на удалении от 2 до 4 м от входа. На основных путях движения в соответствии с заданием на проектирование обустраиваются направляющие тактильно-контрастные указатели, шириной от 0,15 до 0,30 м с высотой рифов 4,0 мм.
Как указывает прокурор, несоблюдение вышеуказанных требований законодательства нарушает права людей с ограниченными возможностями здоровья, являющихся пассажирами, на обеспечение беспрепятственного доступа в здание железнодорожного вокзала на станции Приамурская, а также не соблюдение вышеуказанных требований влекут нарушения прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В соответствии с положениями ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Анализ приведенных выше действующих норм материального права позволяет прийти к выводу, что владельцы инфраструктур, к которым относится ОАО «РЖД», обязаны обеспечивать безопасность дорожного движения, в связи с чем, осуществлять бремя содержания принадлежащего имущества.
Учитывая, данные обстоятельства суд приходит к выводу об обоснованности требований прокурора о возложении на ответчика обязанность установить при входе в здание железнодорожного вокзала на железнодорожной инстанции Приамурская Дальневосточной дирекции управления движением – структурного подразделения Центральной дирекции управления движением – филиала ОАО «Российские железные дороги» информационную мнемосхему, отображающую информацию о помещениях в здании.
Доводы ответчика о применении ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» с ДД.ММ.ГГГГ исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам являются необоснованными, поскольку данные положения закона должны применяться в совокупности со всеми иными нормами, действовавшими на период нарушения прав инвалидов и других граждан, в том числе, сохраняющими свое действие в настоящее время.
Согласно п. 3 ст. 26 Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ №419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов», положения ч. 1 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (в редакции настоящего Федерального закона) в части обеспечения доступности для инвалидов объектов связи, социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, транспортных средств применяются с ДД.ММ.ГГГГ исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам.
То есть законодатель поставил под условие обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур только ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам.
При этом, в соответствии с ч. 8 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», в случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны в частности принять меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги.
В случае невозможности полного приспособления объекта для нужд маломобильных групп населения при реконструкции, капитальном ремонте зданий и сооружений и т.д., следует осуществлять проектирование в рамках «разумного приспособления» при согласовании задания на проектирование с территориальными органами социальной защиты населения соответствующего уровня и с учетом мнения общественных объединений инвалидов.
По смыслу вышеуказанных норм действие данных правил распространяется также на уже существующие объекты, которые приспосабливаются для нужд маломобильных групп населения.
Как следует из Определения Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-О-О, установив в Федеральном законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» полномочия, права и обязанности разных субъектов по осуществлению мер социальной защиты инвалидов, включая меры их социальной поддержки и социального обслуживания, федеральный законодатель отнес к таким мерам обязанность ряда субъектов, по созданию условий инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры. Закрепляющее названную обязанность положение ч. 1 ст. 15 названного Федерального закона носит общий характер и не содержит указания на конкретные способы ее исполнения уполномоченными субъектами, равно как и не разграничивает ответственность за ее осуществление между названными субъектами.
Обязательная оценка соответствия зданий и сооружений требованиям доступности зданий и сооружений для маломобильных групп населения проводится в форме эксплуатационного контроля и возлагается на лицо, ответственное за эксплуатацию здания или сооружения.
В свою очередь как усматривается из материалов дела, ответчиком не приняты меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги.
Поскольку отсутствие на маршрутах движения для слабовидящих (на вокзале) информационных указателей, в том числе тактильных, и с использованием шрифта Брайля, нарушают прав инвалидов по зрению на свободное получение информации, требования в указанной части подлежит удовлетворению.
Доказательств невозможности обустройства железнодорожного вокзала «Приамурская» в соответствии с требованиями прокурора по правилам части 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах, суд находит заявленные требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Согласно ч. 1 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.
При этом, как указано в части 2 указанной статьи в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Срок для производства работ определяется судом исходя из конкретных обстоятельств дела, с учетом объема и характера выполняемых работ, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности. При таких обстоятельствах, суд полагает возможным установить срок, в течение которого ОАО «РЖД» должно быть исполнено решение суда, в течении 12 месяцев с момента вступления судебного акта в законную силу.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Биробиджанского транспортного прокурора - удовлетворить.
Обязать открытое акционерное общество «Российские железные дороги» в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу установить при входе в здание железнодорожного вокзала на железнодорожной станции Приамурская Дальневосточной дирекции управления движением – структурного подразделения Центральной дирекции управления движением – филиала ОАО «Российские железные дороги» информационную мнемосхему, отображающую информацию о помещениях в здании.
Взыскать с Открытого аукционного общества «Российские железные дороги» в бюджет городского округа «Город Хабаровск» государственную пошлину в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд, в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, через Центральный районный суд г. Хабаровска.
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья А.В. Голикова