Дело № 2-2572/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
07 декабря 2018 года город Тверь
Центральный районный суд города Твери в составе
председательствующего судьи Солдатовой Ю.Ю.,
при секретаре Зиявудиновой А.А.,
с участием прокурора Андреева А.В.,
истца Соловьева В.А., представителя истца Козловой Н.В., представителей ФКУ «Военный комиссариат Тверской области» Спиридоновой Н.А., Ренжина А.А., представителя ответчика Министерства обороны РФ Гневышевой Е.Г., третьего лица Подлужного С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Твери гражданское дело по иску Соловьева В.А. к ФКУ «Военный комиссариат Тверской области», Министерству обороны Российской Федерации о признании незаконным и отмене приказа № от 28 июня 2018 года о привлечении к дисциплинарной ответственности в виде замечания, о признании незаконным и отмене приказа № от 03 июля 2018 года о привлечении к дисциплинарной ответственности в виде выговора, о признании незаконным и отмене приказа № от 05 сентября 2018 года об увольнении, восстановлении в должности военного комиссара города Тверь Тверской области, взыскании компенсации морального вреда, среднего заработка за время вынужденного прогула,
УСТАНОВИЛ:
Соловьев В.А. обратился в суд с исковым заявлением к ФКУ «Военный комиссариат Тверской области» с требованиями признать незаконным и отменить приказ военного комиссара Тверской области № от 28 июня 2018 года о привлечении Соловьева В.А. к дисциплинарной ответственности в виде замечания; признать незаконным и отменить приказ военного комиссара Тверской области № от 03 июля 2018 года о привлечении Соловьева В.А. к дисциплинарной ответственности в виде выговора; признать незаконным и отменить приказ врио военного комиссара Тверской области № от 05 сентября 2018 года об увольнении по п. 5 ч. 1 ст. 81 ТК РФ Соловьева В.А., восстановить в должности военного комиссара (города Тверь Тверской области), взыскать с ФКУ «Военный комиссариат Тверской области» в пользу Соловьева В.А. компенсацию морального вреда в размере 500 000 рублей.
В обоснование иска указано, что истец работал в должности военного комиссара (города Тверь Тверской области) в ФКУ «Военный комиссариат Тверской области». Приказом военного комиссара Тверской области № от 28 июня 2018 года был привлечен к дисциплинарной ответственности в виде замечания. Приказом военного комиссара Тверской области № от 03 июля 2018 года был привлечен к дисциплинарной ответственности в виде выговора. Согласно приказу военного комиссара Тверской области № от 05 сентября 2018 года истец уволен с занимаемой должности по п. 5 ч. 1 ст. 81 ТК РФ. Привлечение к дисциплинарной ответственности и увольнение полагает незаконным.
Так, согласно приказу военного комиссара Тверской области истец привлечен к дисциплинарной ответственности в виде замечания в части несоблюдения регламента выразившегося в том, что он не доложил военному комиссару Тверской области о состоянии дел в военном комиссариате (города Твери Тверской области). Тем самым, не выполнил должностные обязанности надлежащим образом. Приказом военного комиссара Тверской области № от 03 июля 2018 года привлечен к дисциплинарной ответственности за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей, выразившееся в превышении служебных полномочий. Приказом врио военного комиссара Тверской области № от 05 сентября 2018 года уволен (без даты) по п. 5 ч. 1 ст. 81 ТК РФ. Основания для издания приказа проведения служебного расследования, а так же в связи с тем, что военный комиссар (города Тверь Тверской области) Соловьев В.А., имеет неснятые дисциплинарные взыскания - «замечание» (приказ ВКТО от ДД.ММ.ГГГГ №) и «выговор» (приказ ВКТО от 03 июля 2018 г. №). В приказе об увольнении не изложены обстоятельства вменяемого дисциплинарного проступка, не указаны конкретные положения должностных инструкций, приказов, локальных актов работодателя, которые виновно были нарушены при исполнении трудовых обязанностей. В описательной части приказа военного комиссара Тверской области № от 05 сентября 2018 года указано, что было совершено два проступка.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации «Об утверждении положений о военных комиссариатах» № от 07.12.2012 военный комиссар Тверской области выдает военным комиссарам муниципальных образований доверенности на осуществление служебной деятельности. Приведенные доводы свидетельствуют о том, что истца привлекли к ответственности за действия (бездействия) военного комиссара Тверской области А.П.Г.
В приказе об увольнении не указана дата увольнения (расторжения трудового договора), а также не произведен полный расчет на дату увольнения и не выдана трудовая книжка на руки. После вручения приказа с истцом случился инсульт, и была оказана стационарная медицинская помощь в период с 05.09.2018 по 18.09.2018. До настоящего времени ответчиком не была выдана трудовая книжка и не произведен расчет при увольнении.
При вынесении приказа о наказании в приказе должно быть указано: за что работник наказывается, то есть, за какой конкретный поступок, поведение, действие/бездействие; нормативные требования. То есть, должны быть даны ссылки на пункты конкретных локальных актов, должностных инструкций, правил, порядков и пр., которые работник нарушил своим проступком. В вынесенном приказе № от 28 июня 2018 года отсутствуют пункты конкретных локальных актов, должностных инструкций, правил, порядков, которые истец нарушил. В нарушение ст. 68 ТК РФ истец не был ознакомлен под роспись с каким-либо приказом или локальным актом, в котором указано, что он должен докладывать 25 июня 2018 года о состоянии дел в военном комиссариате (города Твери Тверской области) именно военному комиссару Тверской области А.П.Г.
Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения проступка, а по результатам ревизии, проверки финансовой хозяйственной деятельности или аудиторной проверки - позднее двух лет со дня совершения. В приказе о привлечении к дисциплинарной ответственности не указан период времени, когда истец совершил проступок. Имеется дата 25.11.2016, когда была передана печать №, а также ссылка на документы за период 2014-2015 г. Данные доводы свидетельствуют о том, что у ответчика не было законных оснований привлечения к дисциплинарной ответственности в виде выговора, так как им был пропущен срок привлечения к дисциплинарной ответственности.
Своими действиями ответчик причинил истцу моральный вред, предусмотренный ст. 151 ГК РФ, который он оценил в 500 000 рублей.
В ходе рассмотрения дела исковые требования дополнены требованием о взыскании с ответчика средней заработной платы за время вынужденного прогула с 06.09.2018 по день вынесения решения суда, исходя из суммы 2200 рублей 43 коп. в день.
Ответчиком представлены возражения на исковое заявление, в которых просит в исковых требованиях отказать в полном объеме, поскольку в целях приведения служебной деятельности в военных комиссариатах муниципальных образований в соответствие с правовыми актами военным комиссаром Тверской области было требование о представлении докладов и отчетности в военный комиссариат области своевременно в соответствии с табелями срочных донесений и указаний военного комиссара, издаваемыми в ходе служебной деятельности. Есть утвержденный график докладов военных комиссариатов (муниципальных образований) военному комиссару области по понедельникам и окончании праздничных дней. С данным графиком ознакомлены (под роспись) все военные комиссары муниципальных образований, в частности, и военный комиссар (города Тверь Тверской области) Соловьев В.А. Порядок применения дисциплинарных взысканий, предусмотренный ст. 193 ТК РФ, полностью соблюден. Так, 25 июня 2018 года взяты объяснения с истца по данному факту. В объяснительной Соловьев В.А. указал, что в установленное время доклада думал, что военный комиссар Тверской области находится в командировке. Тем самым, он знал, что должен доложить военному комиссару Тверской области о состоянии дел в военном комиссариате г. Тверь Тверской области, но не сделал этого. Соловьев В.А. не выполнил должностные обязанности надлежащим образом, согласно установленному регламенту. На основании приказа военного комиссара Тверской области № от 27.06.2018 было проведено служебное расследование в отношении Соловьева В.А. в связи с ненадлежащим исполнением его должностных обязанностей. Для проведения служебного расследования была назначена комиссия, разработан план служебного расследования и составлено заключение. Приказ объявлен Соловьеву В.А. под роспись.
29.01.2018 С.С. написал служебную записку ВрИО военного комиссара Тверской области Х.С.А. о предположении судьи в ходе рассмотрения дела в Арбитражном суде в г. Вологда о том, что усматривается превышение должностных полномочий со стороны военного комиссара (города Тверь Тверской области) Соловьева В.А. Временно исполняющим обязанности военного комиссара Тверской области Х.С.А. был издан приказ № от 30 января 2018 года о назначении комиссии для проведения служебного разбирательства по факту превышения должностных полномочий военным комиссаром (города Тверь Тверской области), разработан план проведения служебного расследования в отношении Соловьева В.А. Работодателем было затребовано от Соловьева В.А. письменное объяснение и он его написал 19.02.2018 (ранее он находился на больничном). После этого Соловьев В.А. с 21.02.2018 вновь ушел на больничный и не было его на работе до 20.06.2018. Был продлен срок проведения служебного расследования до выхода на работу Соловьева В.А. В ходе служебного расследования были истребованы и изучены все материалы, имеющие отношение к дисциплинарному проступку. По итогам служебного расследования в отношении комиссара (города Тверь Тверской области) Соловьева В.А. было составлено заключение. Приказом военного комиссара Тверской области № от 03 июля 2018 года Соловьев В.А. привлечен к дисциплинарной ответственности в виде выговора за ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей, выразившееся в превышении должностных полномочий в соответствии со ст. 192 ТК РФ. Порядок применения дисциплинарного взыскания, предусмотренный ст. 193 ТК РФ, полностью соблюден. Приказ объявлен Соловьеву В.А. под роспись.
Начальник финансово-экономического отделения М.И.А. 02 августа 2018 года написала ВрИО военного комиссара Тверской области Х.С.А. служебную записку, из которой следует, что в ходе внутреннего финансового контроля в финансово-экономическом отделении в Деле № «Журнал операций и первичные учетные документы по расчетам с поставщиками и подрядчиками» (начато 03.07.2017- окончено 31.07.2017г.) обнаружены акты об оказании услуг, подписанные военным комиссаром г. Твери В. Соловьевым. В этот же день, ВрИО военного комиссара Тверской области Х.С.А. был издан приказ № от 02 августа 2018 года о проведении служебного расследования в отношении военного комиссара (города Тверь Тверской области) Соловьева В.А.. В ходе служебного расследования комиссия разработала план проведения служебного расследования. Сроки проведения служебного расследования продлевались 2 раза в связи с нахождением Соловьева В.А. на больничном и незаконным убытием в отпуск. Были истребованы и изучены все материалы, имеющие отношение к дисциплинарному проступку. По итогам служебного расследования было составлено заключение 05.09.2018, которым факты, указанные в служебной записке начальника финансово-экономического отделения М.И.А. от 02 августа 2018 года подтвердились. Военный комиссар (города Тверь Тверской области) Соловьев В.А., подписав акты выполненных работ с государственными бюджетными учреждениями здравоохранения Тверской области, превысил должностные полномочия, так как он не являлся юридическим лицом и не имел права подписывать финансовые документы. В должностных обязанностях военному комиссару (города Тверь Тверской области) Соловьеву В.А. не представляется право на подпись под актами выполненных работ. Так же при проведении служебного расследования было установлено, что военный комиссар (города Твери Тверской области) Соловьев В.А. осуществляет служебную деятельность в 2018 году без доверенности военного комиссара Тверской области. На основании проведенного служебного расследования, руководствуясь ТК РФ, учитывая в первую очередь тяжесть совершенного проступка (превысил должностные полномочия, так как он не являлся юридическим лицом и не имел права подписывать финансовые документы) и обстоятельства, при которых он был совершен, (превышение должностных полномочий - Соловьев В.А. знал, что не имеет права подписывать подобные документы, но подписал их, зачеркнув фамилию военного комиссара Тверской области и написав свою), а также в связи с тем, что военный комиссар (города Тверь Тверской области) Соловьев В.А. имеет не снятые дисциплинарные взыскания - «замечание» (приказ ВКТО от 28 июня 2018г. №) и «выговор» (приказ ВКТО от 03 июля 2018г. №) ВрИО военного комиссара Тверской области Х.С.А. издал приказ № от 05 сентября 2018 года об увольнении военного комиссара (города Тверь Тверской области) Соловьева В.А. по пункту 5 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации за неоднократное неисполнение работником без уважительных причин трудовых обязанностей. В приказе № от 05 сентября 2018 года об увольнении прописано, что прием дел, должности и материальных средств военного комиссариата (города Тверь Тверской области) провести в период с 5 по 12 сентября 2018 года. (Соловьев В.А. материально ответственное лицо в связи с договором о полной материальной ответственности) Акт приема дел, должности и материальных средств, с приложением инвентаризационных ведомостей представить на утверждение военному комиссару Тверской области 12 сентября 2018 года. То есть, днем увольнения считается последний рабочий день - 12 сентября 2018 года, день, когда должен был быть представлен акт приема дел, должности и материальных средств на утверждение военному комиссару области. Согласно акту о доведении до Соловьева В.А. приказа «об увольнении», он ознакомлен с ним 05 сентября 2018 года в 09 час. 45 мин. В строевом отделении в присутствии сотрудников военного комиссариата Тверской области, копия приказа ему вручена по его требованию. Однако, в этот же день Соловьев В.А. убыл на больничный, в связи с этим, проверка приема и передачи дел, должности и материальных средств военным комиссаром (города Тверь Тверской области) была проведена комиссией. Окончательный расчет был произведен 10 сентября 2018 года, что подтверждается справкой, выданной начальником финансово- экономического отделения М.И.А. Соловьеву В.А. было отправлено уведомление от 13 сентября 2018 года № о необходимости получения им трудовой книжки в строевом отделении военного комиссариата Тверской области. При увольнении Соловьева В.А. работодателем соблюден не только общий порядок расторжения трудового договора, предусмотренный ст.84.1 ТК РФ, но и порядок привлечения к дисциплинарной ответственности работника, зафиксированный ст. 193 ТК РФ. Учтена тяжесть совершенного Соловьевым В.А. проступка и обстоятельства, при которых он был совершен.
Доводы истца о причинении ему морального вреда не подтверждены, его размер не обоснован. Поскольку отсутствует противоправность поведения ответчиков и их вина, а также причинно- следственная связь между действиями ответчиков и наступившими неблагоприятными последствиями, то отсутствуют основания для компенсации морального вреда Соловьеву В.А.
Определениями Центрального районного суда г. Твери от 17 октября 2018 года, 09 ноября 2018 года, занесенными в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство обороны РФ, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Подлужный С.В., Министерство финансов РФ.
Истец Соловьев В.А. и его представитель Козлова Н.В., Александрова Е.Н., действующие на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования поддержали в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении. Полагали, что ответчиком полностью нарушен установленный законом порядок привлечения к дисциплинарной ответственности, поскольку не установлены конкретные проступки, совершенные истцом, не соблюдены сроки привлечения к ответственности, в приказе об увольнении отсутствует дата увольнения.
Представители ответчика ФКУ «Военный комиссариат Тверской области» Спиридонова Н.А., Ренжин А.А., действующие на основании доверенности, в судебном заседании возражали против удовлетворения иска в полном объеме, обосновав доводами возражений. Дополнительно представитель Спиридонова Н.А. пояснила, что порядок привлечения к дисциплинарной ответственности полностью соблюден, на момент увольнения у Соловьева В.А. имелись два не снятых дисциплинарных взыскания. При этом, в силу норм ТК РФ для применения дисциплинарного взыскания в виде увольнения по п. 5 ст. 81 ТК РФ достаточно наличия одного неснятого дисциплинарного взыскания. При вынесении приказа об увольнении работодателем была учтена тяжесть проступка, предшествующее поведение истца и его отношение к труду, наличие инициированной в 2017 году в отношении Соловьева В.А. проверки, а также возбужденного уголовного дела, факт нарушения режима секретности, состояние здоровья. После получения приказа об увольнении 05 сентября 2018 года, Соловьев В.А., злоупотребив своими правами, не сообщил работодателю об открытии листка нетрудоспособности, представил больничный лист для оплаты только 02 октября 2018 года.
Представитель ответчика Министерства обороны РФ Гневышева Е.Г., действующая на основании доверенности, в судебном заседании в полном объеме поддержала доводы представителей ФКУ «Военный комиссариат Тверской области», полагала порядок привлечения к дисциплинарной ответственности полностью соблюденным, в удовлетворении требований просила отказать.
Третье лицо Подлужный С.В. в судебном заседании разрешение исковых требований оставил на усмотрение суда.
Представитель третьего лица Министерства финансов РФ, надлежащим образом извещенный о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явился.
Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшего иск подлежащим удовлетворению в части отмены приказа № от 03 июля 2018 года о привлечении истца к дисциплинарной ответственности в виде выговора, в связи с несоблюдением работодателем установленного законом порядка, и не подлежащим удовлетворению в остальной части, в связи с законностью примененных дисциплинарных взысканий, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, заслушав показания свидетелей К.А.Б., Б.М.Н., Р.Т.М., суд приходит к выводу о том, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению.
Трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с настоящим Кодексом (ч.1 ст. 16 ТК РФ).
Сторонами трудовых отношений являются работник и работодатель (часть 1 статьи 20 ТК РФ).
В соответствии с трудовым договором № от 19 февраля 2010 года, с учетом дополнительных соглашений, Соловьев В.А. принят в Военный комиссариат Тверской области на должность начальника отдела в структурное подразделение - отдел военного комиссариата Тверской области по городу Тверь. Работа по договору является основной, договор заключен на неопределенный срок, дата начала работы – 19 февраля 2010 года.
Дополнительным соглашением № от 01 декабря 2016 года к трудовому договору № от 19 февраля 2010 года должность истца определена сторонами как военный комиссар (города Тверь Тверской области). Приказом № от 01.12.2016 в соответствии с указаниями начальника Генерального штаба Вооруженных Сил РФ от 15 июня 2016 года № 314/2/2890 и указаниями командующего войсками Западного военного округа от 11 июля 2016 года № 1/5/1/5742 начальник отдела (военного комиссариата Тверской области по городу Твери) переведен в военный комиссариат (города Тверь Тверской области) военным комиссаром.
Дополнительным соглашением № от 22 июня 2018 года к трудовому договору № от 19 февраля 2010 года права и обязанности работника дополнены пунктом 2.2.8 следующего содержания: «работник обязан в случае наступления временной нетрудоспособности (получения больничного листа) уведомить об этом своего непосредственного начальника, при этом сообщать предполагаемый срок лечения».
Копия трудового договора и дополнительных соглашений вручена работнику, что подтверждается подписями Соловьева В.А. в соответствующих графах представленных документов.
01 декабря 2016 года с Соловьевым В.А. в соответствии с требованиями ст. 238, 243-244 ТК РФ, приказом военного комиссара Тверской области, заключен договор о полной индивидуальной материальной ответственности.
В силу ст. 349 ТК РФ на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, военных образовательных организациях высшего образования и военных профессиональных образовательных организациях, иных организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, а также на работников, проходящих заменяющую военную службу альтернативную гражданскую службу, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с задачами органов, учреждений и организаций, указанных в части первой настоящей статьи, для работников устанавливаются особые условия оплаты труда, а также дополнительные льготы и преимущества.
В соответствии с пунктом 1, подпунктами 38 и 82 пункта 7, подпунктом 1 пункта 8, подпунктом 7 пункта 10 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 года N 1082, Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в области обороны, организации работы (службы) гражданского персонала в Вооруженных Силах, а также иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции; в целях реализации своих полномочий имеет право издавать нормативные правовые акты и иные документы по вопросам, отнесенным к его компетенции. Министр обороны Российской Федерации решает вопросы прохождения федеральной государственной гражданской службы лицами гражданского персонала Вооруженных Сил и исполнения ими служебных (трудовых) обязанностей, издает приказы, директивы, положения, наставления, инструкции, уставы и иные нормативные (правовые, нормативные правовые) акты, дает указания, организует и проверяет их исполнение.
Приказом Министра обороны Российской Федерации N 175 от 04.04.2016 должность руководителя структурных (обособленных) подразделений работников военных комиссариатов включена в раздел III "Должности работников в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед Министерством обороны Российской Федерации, в воинских частях и организациях Вооруженных Сил Российской Федерации".
На основании Приказа Министра обороны Российской Федерации N 119 от 28.02.2015 на работников в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед Министерством обороны Российской Федерации, в воинских частях и организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, замещающих отдельные должности, указанные в разделе III Перечня воинских должностей, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 04.04.2016 N 175, распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.07.2013 N 568.
Таким образом, к трудовым отношениям лиц, работающих в организациях Вооруженных Сил Российской Федерации (гражданскому персоналу Вооруженных Сил Российской Федерации), к которому относится должность истца, подлежат применению нормы Трудового кодекса Российской Федерации с учетом особенностей, установленных актами Министерства обороны Российской Федерации (в том числе рекомендациями, директивами), содержащими нормы трудового права, что не противоречит положениям статьи 349 ТК РФ.
Согласно положениям ст. 21 ТК РФ работник обязан: добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором соблюдать трудовую дисциплину.
Требования добросовестно выполнять свои трудовые обязанности и соблюдать трудовую дисциплину (абзацы второй и четвертый статьи 21 Трудового кодекса Российской Федерации) предъявляются ко всем работникам. Данные требования могут конкретизироваться в локальных нормативных актах, принимаемых работодателем.
Указом Президента Российской Федерации от 7 декабря 2012 г. N 1609 утверждено Положение о военных комиссариатах.
Согласно пункту 4 Положения о военных комиссариатах военные комиссариаты являются территориальными органами Министерства обороны Российской Федерации и входят в состав военных округов.
Руководство служебной деятельностью военных комиссариатов осуществляется в установленном порядке Министерством обороны Российской Федерации через командующих войсками военных округов (пункт 7 Положения о военных комиссариатах).
Военные комиссариаты в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации, в том числе издаваемыми как Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации, актами Правительства Российской Федерации, актами Министерства обороны Российской Федерации, приказами, директивами и указаниями командующих войсками военных округов, актами федеральных органов исполнительной власти и актами высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации, изданными в пределах их полномочий, а также Положением о военных комиссариатах (пункт 3 Положения о военных комиссариатах).
Частью 1 статьи 273 ТК РФ определено, что руководитель организации - это физическое лицо, которое в соответствии с данным кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами осуществляет руководство этой организацией, в том числе выполняет функции ее единоличного исполнительного органа.
Военные комиссариаты являются юридическими лицами, имеют печати, штампы установленного образца, лицевые счета в территориальных органах Федерального казначейства, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 6 Положения о военных комиссариатах).
Военные комиссариаты не имеют филиалов и представительств (пункт 8 Положения о военных комиссариатах).
Согласно пункту 9, 10 Положения о военных комиссариатах (в действующей редакции) в структуру военных комиссариатов входят командование, основные подразделения, в том числе военные комиссариаты муниципальных образований, подразделения обеспечения и центры (отделы) социального обеспечения.
Военные комиссариаты муниципальных образований могут создаваться в муниципальных образованиях, имеющих статус городского округа, внутригородской территории города федерального значения, муниципального района.
Каждый военный комиссариат муниципального образования (муниципальных образований) имеет печать с указанием номера военного комиссариата муниципального образования (муниципальных образований).
Основные подразделения и центры (отделы) социального обеспечения осуществляют свою деятельность на основании положений о них, утверждаемых военными комиссарами. Военным комиссарам муниципальных образований выдаются доверенности на осуществление служебной деятельности.
Пунктами 9 и 10 Положения о военных комиссариатах (в редакции, действовавшей на момент заключения с истцом трудового договора) было установлено, что в структуру военных комиссариатов входят командование, основные подразделения, в том числе отделы по муниципальным образованиям (далее - отделы (муниципальные), подразделения обеспечения и центры (отделы) социального обеспечения.
Отделы (муниципальные) могут создаваться в муниципальных образованиях, имеющих статус городского округа, внутригородских территорий городов федерального значения, муниципального района.
Каждый отдел (муниципальный) имеет печать с указанием номера отдела, которая передается начальнику этого отдела военным комиссаром.
Основные подразделения и центры (отделы) социального обеспечения осуществляют свою деятельность на основании положений о них, утверждаемых военными комиссарами. Начальникам отделов (муниципальных) военными комиссарами выдаются доверенности на осуществление служебной деятельности.
Согласно должностным обязанностям начальника отдела, военного комиссара (муниципального), утвержденным военным комиссаром Тверской области, начальник отдела, военный комиссар (муниципальный) подчиняется военному комиссару области, действует на основании доверенности, выданной военным комиссаром Тверской области.
В соответствии с должностными обязанностями военного комиссара (города Тверь Тверской области), утвержденными 23 августа 2017 года военным комиссаром Тверской области, военный комиссариат (муниципального образования) является обособленным подразделением военного комиссариата области, расположенным вне места его нахождения и осуществляющим часть функций военного комиссариата области.
Военный комиссариат входит в систему территориальных органов, работающих в интересах Министерства обороны Российской Федерации в области и подчиняется военному комиссариату области.
Военный комиссариат не является юридическим лицом, в гражданских правоотношениях участвует в форме государственного учреждения, имеет печать с изображением Государственного герба РФ и наименованием военного комиссариата области, а также необходимые для осуществления своей деятельности бланки, печати и штампы.
Непосредственный контроль за деятельностью военного комиссариата в установленном порядке осуществляют отдел (подготовки и призыва граждан на военную службу), отдел (планирования, предназначения, подготовки и учета мобилизационных ресурсов), юридическое, строевое, финансово-экономическое, административно- хозяйственное отделения, отделение (защиты государственной тайны), отделение (по работе с гражданами), помощник военного комиссара области (по военно-патриотической работе), оперативно-плановое отделение, отделение связи и АСУ, центр социального обеспечения.
Военный комиссариат (муниципального образования) возглавляет военный комиссар, назначаемый на должность и освобождаемый от должности военным комиссаром области в установленном Трудовым законодательством Российской Федерации порядке по согласованию с Министерством обороны Российской Федерации.
Военный комиссар (муниципального образования) подчиняется военному комиссару области, а по вопросам подготовки и призыва граждан на военную службу - начальнику отдела (подготовки и призыва граждан на военную службу), планирования, предназначения, подготовки и учета мобилизационных ресурсов - начальнику отдела (планирования, предназначения, подготовки и учета мобилизационных ресурсов) и является прямым начальником всего персонала военного комиссариата.
Действует на основании доверенности, выданной военным комиссаром области.
В число должностных обязанностей военного комиссара входит, в том числе, осуществление финансовой, экономической и хозяйственной деятельности в соответствии с законодательством РФ и нормативными правовыми актами Министерства обороны РФ.
С должностными обязанностями истец ознакомлен, что подтверждается его подписью.
В соответствии с частью 2 статьи 22 ТК РФ работодатель имеет право привлекать работников к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном настоящим Кодексом, иными федеральными законами.
Пункт 5 части первой статьи 81, части первая и вторая статьи 189, части первая и третья статьи 192 и статья 193 ТК РФ закрепляют возможность привлечения работника к дисциплинарной ответственности вплоть до увольнения при соблюдении работодателем порядка применения дисциплинарных взысканий.
Согласно ст. 192 ТК РФ за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: 1) замечание; 2) выговор; 3) увольнение по соответствующим основаниям.
К дисциплинарным взысканиям, в частности, относится увольнение работника по основаниям, предусмотренным пунктами 5, 6, 9 или 10 части первой статьи 81, пунктом 1 статьи 336 или статьей 348.11 настоящего Кодекса, а также пунктом 7, 7.1 или 8 части первой статьи 81 настоящего Кодекса в случаях, когда виновные действия, дающие основания для утраты доверия, либо соответственно аморальный проступок совершены работником по месту работы и в связи с исполнением им трудовых обязанностей.
Не допускается применение дисциплинарных взысканий, не предусмотренных федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине.
При наложении дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть совершенного проступка и обстоятельства, при которых он был совершен.
Согласно ст. 193 ТК РФ до применения дисциплинарного взыскания работодатель должен затребовать от работника письменное объяснение. Если по истечении двух рабочих дней указанное объяснение работником не предоставлено, то составляется соответствующий акт.
Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого на учет мнения представительного органа работников.
Дисциплинарное взыскание, за исключением дисциплинарного взыскания за несоблюдение ограничений и запретов, неисполнение обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции, не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения проступка, а по результатам ревизии, проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки - позднее двух лет со дня его совершения. Дисциплинарное взыскание за несоблюдение ограничений и запретов, неисполнение обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции, не может быть применено позднее трех лет со дня совершения проступка. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу.
За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание.
Приказ (распоряжение) работодателя о применении дисциплинарного взыскания объявляется работнику под роспись в течение трех рабочих дней со дня его издания, не считая времени отсутствия работника на работе. Если работник отказывается ознакомиться с указанным приказом (распоряжением) под роспись, то составляется соответствующий акт.
Как установлено судом, приказом № от 28 июня 2018 года военному комиссару (города Тверь Тверской области) Соловьеву В.А. за совершение дисциплинарного проступка, выразившегося в ненадлежащем исполнении должностных обязанностей, работодателем объявлено замечание.
Как следует из приказа в результате служебного расследования, проведенного на основании приказа военного комиссара Тверской области № было установлено: военный комиссар (города Тверь Тверской области) Соловьев В.А. 25 июня 2018 года не доложил военному комиссару Тверской области согласно установленному регламенту о состоянии дел в военном комиссариате (города Тверь Тверской области), тем самым, не выполнил должностные обязанности надлежащим образом.
В целях приведения служебной деятельности в военных комиссариатах муниципальных образований в соответствие с правовыми актами военным комиссаром Тверской области в адрес военных комиссаров муниципальных образований было выставлено требование о предоставлении докладов и отчетности в военный комиссариат области своевременно в соответствии с табелями срочных донесений, планом подготовки военного комиссариата (муниципального образования) на год и указаниями военного комиссара, издаваемыми в ходе служебной деятельности.
Согласно указанному требованию был утвержден график докладов военных комиссаров муниципальных образований по понедельникам и окончании праздничных дней, в частности, военный комиссар (города Тверь Тверской области) - 11.28-11.30.
С указанным графиком истец ознакомлен, о чем свидетельствует его подпись.
В ходе рассмотрения дела истец не оспаривал тот факт, что ему было известно о необходимости доклада согласно установленному графику о состоянии дел в комиссариате непосредственно военному комиссару Тверской области. Поскольку он думал, что военный комиссар Тверской области находится в командировке, в установленное время он доложил Х.С.А., о чем указал в письменных объяснениях. Ранее всегда докладывал военному комиссару Тверской области.
Таким образом, истец знал о необходимости предоставления доклада о состоянии дел в военном комиссариате (города Тверь Тверской области) непосредственно военному комиссару Тверской области в установленное время, имел возможность исполнить данную обязанность, однако, не сделал этого. Доказательств обратного суду не представлено.
В связи с изложенным, суд соглашается с позицией работодателя о наличии в действиях Соловьева В.А. состава дисциплинарного проступка, выразившегося в неисполнении обязанностей, возложенных на него должностной инструкцией и распоряжением военного комиссара Тверской области.
Порядок и сроки привлечения истца к дисциплинарной ответственности, предусмотренные ст. ст. 192, 193 ТК РФ, ответчиком соблюдены, тяжесть проступка и характеристика истца учтены. От истца были затребованы и получены объяснения; была создана комиссия для проведения служебного расследования (л.д. 87-89 т. 1). С приказом Соловьев В.А. ознакомлен, что подтверждается его подписью.
При таких обстоятельствах, суд не находит оснований для удовлетворения требований Соловьева В.А. о признании незаконным и отмене приказа № от 28 июня 2018 года о привлечении к дисциплинарной ответственности в виде замечания.
При этом, суд не принимает во внимание доводы стороны истца о том, что негативные последствия проступка не наступили, поскольку наступление каких-либо негативных последствий совершенного дисциплинарного проступка не является обязательным условием для применения дисциплинарного взыскания.
Приказом военного комиссара Тверской области № от 03 июля 2018 года военному комиссару (города Тверь Тверской области) Соловьеву В.А. за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей, выразившееся в превышении служебных полномочий, объявлен выговор.
Из указанного приказа следует, что в результате проведенного служебного расследования было установлено, что военный комиссар (города Тверь Тверской области) Соловьев В.А., подписавший акты выполненных ИП Белова работ, не являясь юридическим лицом, превысил свои служебные полномочия. В должностных обязанностях и доверенностях, выданных военным комиссаром Тверской области военному комиссару (города Тверь Тверской области) Соловьеву В.А. не предоставлено право на подписание актов выполняемых работ. Представленные на заседание Четырнадцатого Арбитражного апелляционного суда г. Вологда 24.01.2018 документы за 2014-2015 годы заверены печатью военного комиссариата (города Тверь Тверской области) №. Данная печать была выдана в военный комиссариат (города Тверь Тверской области) 25.11.2016, а в 2014-2015 годах действовала печать военного комиссариата (города Тверь Тверской области) №.
С приказом истец ознакомлен 01.08.2018, что подтверждается его подписью.
Из представленных материалов служебного расследования и заключения по итогам расследования следует, что в ходе заседания Четырнадцатого Арбитражного апелляционного суда г. Вологда 24.01.2018 было обнаружено, что военный комиссар (города Тверь Тверской области) Соловьев В.А. подписал заявки на выполнение услуг и акты выполненных работ <данные изъяты>, не являясь руководителем юридического лица и не имея права подписывать указанные документы, поскольку в должностных обязанностях и доверенностях, выданных военным комиссаром Тверской области военному комиссару (города Тверь Тверской области) Соловьеву В.А. не предоставляется право подписания актов выполненных работ. Однако, акты на выполнение работ ИП Белова за 2014-2015 г.г. подписаны военным комиссаром (города Тверь Тверской области) Соловьевым В.А.
Указанные обстоятельства подтверждаются представленными документами: служебной запиской С.Сенина на имя ВрИО военного комиссара Тверской области от 29.01.2018, служебной запиской А.П. от 22.06.2018, согласно которой мастичная гербовая печать «Министерство обороны Российской Федерации ФКУ военный комиссариат Тверской области – 16» выдана по исх. № 162/згт от 24.11.2016; копией листов книги учета выдачи доверенностей на осуществление служебной деятельности, доверенностями, выданными военным комиссаром Тверской области на осуществление служебной деятельности на имя Соловьева В.А. за 2014, 2015 годы, копиями актов на выполнение работ-услуг № 9 от 31.07.2014, № 10 от 31.08.2014, № 11 от 30.09.2014, № 17 от 31.10.2014, № 31 от 29.12.2014, № 12 от 28.02.2015, № 7 от 31.01.2015, № 25 от 31.03.2015, № 38 от 31.07.2015, № 49 от 30.09.2015, № 73 от 29.12.2015.
Факт подписания указанных актов истец в ходе рассмотрения дела не оспаривал, пояснив, что данные акты не являются финансовыми документами, подписывал их на основании устных указаний военного комиссара с 2010 года, замечаний по данному вопросу не было.
Согласно п. 20, 21 Положения о военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента РФ от 07.12.2012 N 1609, военный комиссариат возглавляет военный комиссар, который, в том числе, организует служебную деятельность военного комиссариата в соответствии с законодательством Российской Федерации и управляет ею; заключает в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, договоры с организациями по обеспечению исполнения воинской и военно-транспортной обязанности, договоры аренды зданий и помещений для выполнения задач, возложенных на военные комиссариаты, договоры на выполнение работ, оказание услуг и поставку материальных средств, связанных с деятельностью военного комиссариата, в пределах бюджетных ассигнований, предусматриваемых на эти цели в федеральном бюджете на соответствующий год Министерству обороны Российской Федерации.
Акты выполненных работ являются документами, фиксирующими выполнение указанных работ и основанием для возникновения обязательства по их оплате.
Из анализа норм действующего законодательства следует, что акт выполненных работ должен быть подписан уполномоченным лицом, которым в силу положений ст. 53 ГК РФ являются органы юридического лица, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами, либо представители, действующие от имени юридического лица на основании надлежащим образом оформленной доверенности (ст. 182 ГК РФ).
В данном случае, лицом, уполномоченным в соответствии с действующим законодательством, на подписание актов приема выполненных работ, является военный комиссар Тверской области, как руководитель юридического лица.
Таким образом, из представленных доказательств следует, что совершенное Соловьевым В.А. нарушение, явившееся поводом к применению меры дисциплинарной ответственности в виде выговора, в действительности имело место.
В соответствии с требованиями ст. ст. 192, 193 ТК РФ, месячный срок применения дисциплинарного взыскания, с учетом нахождения работника на больничном, ответчиком соблюден, у работника истребовались письменные объяснения.
Вместе с тем, согласно абз. 4 ст. 193 ТК РФ дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения проступка.
Обязанность представить доказательства, что работодателем были соблюдены предусмотренные нормами ТК РФ сроки для применения дисциплинарного взыскания, лежит на ответчике.
Из пояснений представителей ответчика следует, что акты заверены печатью, выданной военному комиссариату (города Тверь Тверской области) 25.11.2016, соответственно, они не могли быть изготовлены ранее указанной даты.
Допрошенные по ходатайству ответчика в судебном заседании свидетели Б.М.Н., Р.П.М. подтвердили тот факт, что подлинные акты заверены печатью военного комиссариата с №.
Оценивая показания свидетелей, суд учитывает, что они были предупреждены судом об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний, в связи с чем оснований не доверять их показаниям у суда не имеется.
По мнению стороны ответчика, акты были изготовлены и приобщены в качестве доказательств к исковому заявлению Б.И.В. к ФКУ «Военный комиссариат Тверской области» о взыскании денежных средств, в октябре 2017 года. Между тем, допустимых доказательств указанного ответчиком в нарушение ст. 56 ГПК РФ, суду не представлено.
В приказе № от 03 июля 2018 года работодателем не указан день совершения проступка, а именно временной период, в котором истцом были допущены установленные проверкой нарушения должностных обязанностей.
Отсутствие в приказе периода совершения проступка лишает суд возможности установить соблюдение ответчиком порядка применения дисциплинарного взыскания в части соблюдения установленного со дня совершения проступка шестимесячного срока. Привлечение к дисциплинарной ответственности за пределами установленного законом срока является достаточным основанием для признания оспариваемого приказа незаконным.
С учетом изложенного, приказ военного комиссара Тверской области № от 03 июля 2018 года о привлечении Соловьева В.А. к дисциплинарной ответственности в виде выговора не может быть признан законным и подлежит отмене.
В силу пункта 5 части 1 статьи 81 ТК РФ трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случаях неоднократного неисполнения работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание.
Согласно правовой позиции, изложенной в п. 35, 52-53 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004 N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" при рассмотрении дела о восстановлении на работе лица, уволенного по пункту 5 части первой статьи 81 Кодекса, или об оспаривании дисциплинарного взыскания следует учитывать, что неисполнением работником без уважительных причин является неисполнение трудовых обязанностей или ненадлежащее исполнение по вине работника возложенных на него трудовых обязанностей (нарушение требований законодательства, обязательств по трудовому договору, правил внутреннего трудового распорядка, должностных инструкций, положений, приказов работодателя, технических правил и т.п.).
Увольнение работника за неоднократное неисполнение без уважительных причин трудовых обязанностей является мерой дисциплинарного взыскания (часть третья статьи 192 ТК РФ). Поэтому увольнение по указанным основаниям допускается не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого на соблюдение процедуры учета мнения представительного органа работника (часть третья статьи 193 ТК РФ). Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения проступка, а по результатам ревизии или проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки - позднее двух лет со дня его совершения. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу (часть четвертая статьи 193 ТК РФ).
Обстоятельством, имеющим значение для правильного рассмотрения дел об оспаривании дисциплинарного взыскания или о восстановлении на работе и подлежащим доказыванию работодателем, является соблюдение им при применении к работнику дисциплинарного взыскания вытекающих из статей 1, 2, 15, 17, 18, 19, 54 и 55 Конституции РФ и признаваемых Российской Федерацией как правовым государством общих принципов юридической, а следовательно и дисциплинарной, ответственности, таких, как справедливость, равенство, соразмерность, законность, вина, гуманизм.
В этих целях работодателю необходимо представить доказательства, свидетельствующие не только о том, что работник совершил дисциплинарный проступок, но и о том, что при наложении взыскания учитывались тяжесть этого проступка и обстоятельства, при которых он был совершен (часть пятая статьи 192 ТК РФ), а также предшествующее поведение работника, его отношение к труду.
Если при рассмотрении дела о восстановлении на работе суд придет к выводу, что проступок действительно имел место, но увольнение произведено без учета вышеуказанных обстоятельств, иск может быть удовлетворен.
Согласно приказу военного комиссара Тверской области № от 05 сентября 2018 года военный комиссар (города Тверь Тверской области) Соловьев В.А. уволен по п. 5 ст. 81 ТК РФ за неоднократное неисполнение работником без уважительных причин трудовых обязанностей; для приема и передачи дел, должности и материальных средств военным комиссаром (города Тверь Тверской области) назначена комиссия; дела и должность военного комиссара (города Тверь Тверской области) во временное исполнение переданы К.А.Б.; прием дел, должности и материальных средств военного комиссариата (города Тверь Тверской области) приказано провести в период с 5 по 12 сентября 2018 года. Акт приема дел, должности и материальных средств, с приложением инвентаризационных ведомостей, предоставить на утверждение 12 сентября 2018 года.
С указанным приказом Соловьев В.А. ознакомлен 05 сентября 2018 года, что подтверждается его подписью, актом о доведении приказа, и не оспаривалось истцом в ходе рассмотрения дела.
Согласно выписке из приказа военного комиссара Тверской области (по строевой части) от 10 сентября 2018 года № военный комиссар (города Тверь Тверской области) уволен 12 сентября 2018 года по пункту 5 статьи 81 ТК РФ за неоднократное неисполнение работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание. Также приказано выплатить денежную компенсацию за неиспользованный ежегодный основной оплачиваемый отпуск за период с 19.02.2018 по 07.08.2018 за 6 месяцев по 2,33 дня в месяц за 13,98 календарных дней, надбавку за сложность, напряженность и специальный режим работы за сентябрь 2018 года в размере 10 % должностного оклада. В связи с наличием неснятых дисциплинарных взысканий Соловьев В.А. лишен единовременного денежного вознаграждения за восемь месяцев 2018 года в полном размере; ежемесячной премии по результатам работы за сентябрь 2018 года в полном размере. Доступ к государственной тайне прекращен 07 августа 2018 года.
Основанием для вынесения приказа № послужил приказ ВК Тверской области от 05 сентября 2018 года №.
Как следует из приказа от 05 сентября 2018 года, 02 августа 2018 года в адрес военного комиссара Тверской области поступила служебная записка от начальника финансово-экономического отделения М.И.А., из которой следовало, что в ходе внутреннего финансового контроля в финансово-экономическом отделении в деле № «Журнал операций и первичные учетные документы по расчетам с поставщиками и подрядчиками» (начато 03.07.2017 г.- окончено 31.07.2017 г.) обнаружены акты об оказании услуг, подписанные военным комиссаром (города Тверь Тверской области) Соловьевым В.А.: ГБУЗ «ОКПНД» - № 0000211, № 0000212, № 0000213 (фактически услуги медицинских работников оказывались на Областном сборном пункте, о чем свидетельствует подпись начальника отдела призыва Ю.Нияковского в табеле учета рабочего времени); ГБУЗ «Центр им. Аваева» - № 00000306 (фактически услуги медицинских работников оказывались на Областном сборном пункте, о чем свидетельствует подпись начальника отдела призыва Ю.Нияковского в табеле учета рабочего времени); ГБУЗ «Вышневолоцкая ЦРБ» - № 00ЦБ-000424 (фактически услуги медицинских работников оказывались в военном комиссариате (г.Вышний Волочек, Вышневолоцкого и Фировского районов Тверской области), о чем свидетельствует подпись военного комиссара (г.Вышний Волочек, Вышневолоцкого и Фировского районов Тверской области) И.Звездина в табеле учета рабочего времени); ГБУЗ «Ржевская ЦРБ» - № 00000255 (фактически услуги медицинских работников оказывались в военном комиссариате (г.Ржев, Ржевского Зубцовского и Старицкого районов Тверской области), о чем свидетельствует подпись военного комиссара (г.Ржев, «Ржевского, Зубцовского и Старицкого районов Тверской области) И.Шумары в табеле учета рабочего времени); ГБУЗ «Селижаровская ЦРБ» - акт выполненных работ б/н от 17 мая 2017 года к счету № 221, акт выполненных работ б/н от 17 мая 2018 года к счету № 224 (фактически услуги медицинских работников оказывались в военном комиссариате (г.Осташков, Осташковского, Пеновского и Селижаровского районов Тверской области), о чем свидетельствует подпись военно комиссара (г.Осташков, Осташковского, Пеновского и Селижаровского районов Тверской области) В.Кочновой в табеле учета рабочего времени); ГБУЗ «Осташковская ЦРБ» - акт выполненных работ б/н к счету № от 30.05.2017 (фактически услуги медицинских работников оказывались в военном комиссариате (г.Осташков, Осташковского Пеновского и Селижаровского районов Тверской области), о чем свидетельствует подпись военного комиссара (г.Осташков, Осташковского, Пеновского и Селижаровского районов Тверской области) В.Кочновой табеле учета рабочего времени).
В ходе проведения служебного расследования подтвердилось, что военный комиссар (города Тверь Тверской области) Соловьев В.А., подписав акты выполненных работ с государственными бюджетными учреждениями здравоохранения Тверской области, превысил должностные полномочия, так как он не являлся юридическим лицом и не имел права подписывать финансовые документы. В должностных обязанностях и доверенностях, выданных военным комиссаром Тверской области военному комиссару (города Тверь Тверской области) Соловьеву В.А. не предоставляется право на подпись под актами выполненных работ. При проведении служебного расследования в отношении военного комиссара (города Тверь Тверской области) военного комиссариата Тверской области Соловьева В.А. так же было установлено: военный комиссар (города Тверь Тверской области) Соловьев В.А. осуществляет служебную деятельность в 2018 году без доверенности военного комиссара Тверской области, в связи с чем он не имеет права издавать приказы в пределах своих полномочий; принимать решения о допуске к государственной тайне в отношении личного состава военного комиссариата, граждан пребывающих в запасе и подлежащих призыву на военную службу по мобилизации или на военные сборы; оформлять и подписывать документы воинского учета; лично получать бланки строгой отчетности, производить их оприходование и учет в журнале учета бланков строгой отчетности, хранить в отдельном сейфе; обеспечивать выполнение требований противопожарной безопасности, надлежащее содержание и правильную эксплуатацию имущества, зданий, помещений и территории.
Изложенные в приказе обстоятельства подтверждаются материалами служебного расследования: заключением по итогам расследования, служебной запиской начальника финансово-экономического отделения от 02.08.2018, служебной запиской председателя комиссии по проведению служебного расследования Р.А.А., выпиской из книги учета выдачи доверенностей на осуществление служебной деятельности, актом внутреннего финансового контроля ФКУ «Военный комиссариат Тверской области» от 02 августа 2018 года, актами выполненных работ и счетами № 221, 224 от 17 мая 2017 года, актами об оказании услуг № 0000211 от 06.07.2017, № 0000212 от 07.07.2017, № 0000213 от 07.07.2017, № 00000306 от 31.05.2017, № 00ЦБ-000424 от 06.06.2017, № 00000282 от 31.05.2017, № 00000255 от 08.06.2017.
Согласно пояснительной записке от 01 августа 2018 года Н.Г. военный комиссар города Тверь Тверской области Соловьев В.А. за период с мая 2017 года по июнь 2018 года обязанности военного комиссара Тверской области не исполнял.
Факты подписания военным комиссаром Соловьевым В.А. данных актов, а также выполнения в 2018 году служебных обязанностей в отсутствие доверенности военного комиссара Тверской области на выполнение служебной деятельности, подтверждается объяснительными истца от 05.09.2018, не оспаривались в ходе рассмотрения дела.
Заключенные ФКУ «Военный комиссариат Тверской области» договор № 39 от 01.01.2017 с ГБУЗ Тверской области «Областной клинический психоневрологический диспансер», договор № 6 от 09.09.2017 с ГБУЗ Тверской области «Центр им. В.П. Аваева», договор № 27 от 09.01.2017 с ГБУЗ Тверской области «Вышневолоцкая ЦРБ», № 75 от 09.01.2017 с ГБУЗ Тверской области «Ржевская ЦРБ», № 37 от 09.01.2017 с ГБУЗ «Селижаровская ЦБ», № 35 от 09.01.2017 с ГБУЗ Тверской области «Осташковская ЦБ» не содержат условий о возможности подписания актов выполненных работ иным уполномоченным лицом, кроме военного комиссара Тверской области.
Таким образом, суд полагает установленным факт совершения проступка, явившегося поводом к применению меры дисциплинарной ответственности в виде увольнения.
Суд не усматривает нарушений положений ст. 193 ТК РФ в части соблюдения месячного срока применения дисциплинарного взыскания, поскольку с момента обнаружения дисциплинарного проступка, послужившего причиной увольнения, то есть 02 августа 2018 года, ответчик в течение месяца издал приказ об увольнении истца, не считая времени его пребывания в отпуске и на больничном (со 02.08.2018 по 07.08.2018). Факт убытия Соловьева В.А. с 08 августа 2018 года в отпуск подтверждается представленными доказательствами и сторонами в ходе рассмотрения дела не оспаривался.
Работодателем до применения дисциплинарного взыскания истребовались письменные объяснения работника.
Доводы стороны ответчика о нарушении срока применения дисциплинарного взыскания со дня совершения проступка не принимаются судом во внимание, поскольку факт ненадлежащего исполнения Соловьевым В.А. своих должностных обязанностей в части подписания актов выполненных услуг был установлен работодателем 02 августа 2018 года в ходе внутреннего финансового контроля.
Бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, главного администратора (администратора) доходов бюджета, главного администратора (администратора) источников финансирования дефицита бюджета по осуществлению внутреннего финансового контроля установлены ст. 160.2-1 БК РФ.
Правила осуществления внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета, главными администраторами (администраторами) доходов федерального бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита федерального бюджета утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 17 марта 2014 г. N 193.
Как следует из Положения об организации внутреннего финансового контроля в федеральном казенном учреждении Военном комиссариате Тверской области, утвержденного приказом № 124 от 20.06.2016, под внутренним финансовым контролем понимается непрерывный комплексный процесс, организованный и осуществляемый должностными лицами и работниками военного комиссариата, в виде совокупности организационных мер, методик, положений, инструкций, процедур и иных мер для упорядоченного и эффективного ведения финансово-хозяйственной деятельности, обеспечения сохранности активов, выявления, исправления и предотвращения ошибок и искажения информации, своевременной подготовки, составления и предоставления в установленные сроки достоверной бухгалтерской и иных видов отчетности, а также соответствия осуществляемой деятельности законодательству (п. 2.1).
В силу п. 2.2 Положения объектами внутреннего финансового контроля являются, в том числе: бухгалтерская, бюджетная, статическая, налоговая и финансовая отчетность, соблюдение установленного порядка в сфере закупок товаров, выполнения работ, оказания услуг для нужд военного комиссариата.
Одним из принципов внутреннего финансового контроля является независимость субъектов внутреннего финансового контроля при выполнении своих функциональных обязанностей от объектов внутреннего финансового контроля (п. 2.4).
Согласно п. 2.5 Положения в цели и задачи внутреннего финансового контроля входит, в том числе, предупреждение, выявление и устранение (пресечение) нарушений бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, а также действия должностных лиц, негативно влияющих на осуществление бюджетных полномочий и (или) эффективность (экономность и результативность) использования бюджетных средств; соблюдение требований законодательства при осуществлении финансово-экономической и хозяйственной деятельности.
В соответствии с п. 4.1, 4.2 Положения внутренний финансовый контроль в военном комиссариате осуществляется как отдельным работником, начальником отдела (отделения) в своем отделе (отделении), так и работниками и соответствующими должностными лицами других отделов (отделений) военного комиссариата, в трех формах: предварительный контроль, текущий контроль и последующий контроль совершения финансово-хозяйственных операций.
Таким образом, внутренний финансовый контроль осуществляется в структурных подразделениях главного администратора бюджетных средств должностными лицами главного администратора бюджетных средств, одной из задач внутреннего финансового контроля является оперативное выявление, устранение и пресечение нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, что, по мнению суда, соответствует понятию проверки финансово-хозяйственной деятельности.
Таким образом, вопреки утверждению истца, срок применения дисциплинарного взыскания со дня совершения проступка, в данном случае составляет два года и работодателем не нарушен.
Доводы представителя истца об отсутствии неоднократности совершения проступков, судом не принимаются, поскольку увольнение работника за неоднократное неисполнение без уважительных причин трудовых обязанностей, является мерой дисциплинарного взыскания. При наличии не снятого дисциплинарного взыскания в виде замечания, истец продолжил нарушать трудовую дисциплину, осуществляя в 2018 году служебную деятельность без доверенности, что следует из представленных документов.
При определении вида и меры взыскания работодателем приняты во внимание характер проступков, обстоятельства, при которых они были допущены, прежнее поведение истца, его отношение к службе, а также данные о его личности. Выявленные нарушения, допущенные истцом при осуществлении служебной деятельности, противоречат требованиям законов и нормативно-правовых актов, предъявляемым к военному комиссару муниципального образования, соблюдение которых является его обязанностью.
С учетом изложенного, у работодателя имелись основания для применения к истцу дисциплинарного взыскания в виде увольнения, поскольку факт ненадлежащего выполнения трудовых обязанностей подтвержден доказательствами, которые соответствуют требованиям допустимости, относимости и достаточности, при наложении взыскания учитывались тяжесть проступка и обстоятельства, при которых он был совершен, а также предшествующее поведение работника, его отношение к труду.
С истцом произведен окончательный расчет, что подтверждается представленными документами. Работодателем соблюдены положения ч. 6 ст. 84.1 ТК РФ, в адрес истца направлено уведомление о необходимости получения трудовой книжки.
Таким образом, как установлено судом и подтверждается материалами дела, увольнение истца произведено при доказанности факта совершения дисциплинарного проступка, с соблюдением установленной законодателем процедуры, поэтому исковые требования о признании незаконным приказа № от 05 сентября 2018 года об увольнении, восстановлении в должности военного комиссара горда Тверь Тверской области и взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула не подлежат удовлетворению.
Доводы об увольнении работника в период его нахождения на больничном не могут быть приняты судом во внимание, исходя из положений ст. 10 ГК РФ и разъяснений п. 27 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004 N 2, согласно которым при рассмотрении дел о восстановлении на работе следует иметь в виду, что при реализации гарантий, предоставляемых Кодексом работникам в случае расторжения с ними трудового договора, должен соблюдаться общеправовой принцип недопустимости злоупотребления правом, в том числе и со стороны работников.
При установлении судом факта злоупотребления работником правом суд может отказать в удовлетворении его иска о восстановлении на работе (изменив при этом по просьбе работника, уволенного в период временной нетрудоспособности, дату увольнения), поскольку в указанном случае работодатель не должен отвечать за неблагоприятные последствия, наступившие вследствие недобросовестных действий со стороны работника.
Как установлено судом с приказом об увольнении и периодом, определенным работодателем, для передачи дел, должности и материальных средств, истец был ознакомлен 05 сентября 2018 года, что также подтверждается показаниями свидетеля К.А.Б.
Листок нетрудоспособности был оформлен истцом после издания приказа об увольнении от 05.09.2018, что стороной истца не оспаривалось.
Зная о наличии обязанности сообщить работодателю о невозможности передачи дел в установленный период, истец не довел до работодателя информацию о временной нетрудоспособности. Доказательств невозможности совершения указанных действий, возложенных на него трудовым договором, истец суду в нарушение ст. 56 ГПК РФ не представил.
Поскольку в судебном заседании нашел подтверждение факт нарушения трудовых прав истца действиями ответчика по вынесению приказа № от 03 июля 2018 года о применении дисциплинарного взыскания в виде выговора, который признан судом незаконным, в соответствии с положениями ст. 237 ТК РФ, суд полагает необходимым взыскать с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда, размер которой определяет в сумме 500 рублей. Исходя из конкретных обстоятельств дела, требований разумности и справедливости, учитывая степень нравственных и физических страданий истца, а также то обстоятельство, что факт совершения истцом дисциплинарного проступка, явившегося поводом к применению дисциплинарного взыскания, по указанному приказу, в ходе рассмотрения дела подтвержден, суд полагает указанную сумму компенсации морального вреда соразмерной последствиям нарушенного права.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Соловьева В.А. к ФКУ «Военный комиссариат Тверской области», Министерству обороны Российской Федерации о признании незаконным и отмене приказа № от 28 июня 2018 года о привлечении к дисциплинарной ответственности в виде замечания, о признании незаконным и отмене приказа № от 03 июля 2018 года о привлечении к дисциплинарной ответственности в виде выговора, о признании незаконным и отмене приказа № от 05 сентября 2018 года об увольнении, восстановлении в должности военного комиссара города Тверь Тверской области, взыскании компенсации морального вреда, среднего заработка за время вынужденного прогула – удовлетворить частично.
Признать незаконным и отменить приказ военного комиссара Тверской области № от 03 июля 2018 года о привлечении Соловьева В.А. к дисциплинарной ответственности в виде выговора.
Взыскать с ФКУ «Военный комиссариат Тверской области» в пользу Соловьева В.А. компенсацию морального вреда в размере 500 рублей.
В удовлетворении требований в остальной части – отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Центральный районный суд города Твери в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья Ю.Ю. Солдатова
Решение в окончательном виде составлено 12 декабря 2018 года
Судья Ю.Ю. Солдатова