Копия Дело №2-3443/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 ноября 2018 года г. Калининград
Центральный районный суд г. Калининграда в составе:
председательствующего судьи Ченцовой Л.В.,
при секретаре Алейник Е.Э.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Томиловой Е.М. к Васильеву И.М. о признании недействительным межевания земельного участка и исключении сведений о местоположении его границ, определении границ, сносе построек, взыскании судебных расходов,
УСТАНОВИЛ:
Томилова Е.М. обратилась в суд, указав в исковом заявлении, что она является собственником земельного участка в СНТ «50 лет Октября». Смежным участком владеет Васильев И.М. Установление границ проводило ТОО ЛенТИСИЗ в 1995 году. В 2012 году ответчик обратился к ней с претензией, что она пользуется частью его участка. Она обратилась в ФБУ «Кадастровая палата по Калининградской области», откуда получила ответ о том, что принадлежащий ей на праве собственности земельный участок поставлен на государственный учет на основании инвентаризационной описи кадастрового квартала, утвержденной руководителем комитета по земельным ресурсам и землеустройству по г. Калининграду. Согласно акту ООО «Кадастровое бюро» от < Дата > о выносе в натуре границ ее земельного участка, поворотная точка № не установлена в связи с тем, что находится внутри соседского сарая на 40 см. Также на спорной границе участка находится летний душ ответчика. Просит суд обязать Васильева И.М. не чинить препятствий в пользовании принадлежащим ей земельным участком, обязать ответчика снести сарай и летний душ, взыскать с него расходы по оплате услуг адвоката в размере 30000 рублей и услуг ООО «Кадастровое бюро» в размере 6200 рублей, а также взыскать расходы по уплате госпошлины в размере 300 рублей.
Воспользовавшись правом на уточнение иска, Томилова Е.М. просит суд установить границы ее участка в координатах: точка 1-X 359805,51 Y 1184395,15; точка 2-X 359784,47 Y 1184400,57; точка 3-X 359792,49 Y 1184428,07; точка 4-X 359812,93 Y 1184423,30; признать недействительными и исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о местоположении границ земельного участка Васильева И.М. в координатах поворотных точек 1-X 359771,66 Y 1184434,04; 2-X 359792,49 Y 1184428,07; а 3-X 359784,57 Y 1184400,57; 4-X 359782,36 Y 1184401,61; 5-X 359765,24 Y 1184405.
В судебное заседание истица не явилась, просила дело рассмотреть в ее отсутствие.
Представители истицы – Кузьмина О.Г. и Томилов А.В. – иск поддержали. Суду пояснили, что < Дата > на основании обращения истицы ООО «Кадастровое бюро» был составлен Акт № выноса в натуру границ земельного участка истицы, при этом поворотная точка № не установлена, поскольку находится внутри соседского сарая на 40 см. Позже Васильев И.М. осуществил вынос межевых точек своего участка, которые не совпали с вышеуказанным актом. Считают, что проведение Васильевым И.М. межевания земельного участка проведено с нарушением действующего законодательства - в отсутствие надлежащего уведомления истицы о проведении согласования границ, при том что уведомление посредством публикации объявления в газете «Гражданин» надлежащим уведомлением не является.
Ответчик Васильев И.М. в суд не прибыл, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель ответчика – Паленова Т.Н. – возражала против иска, указывая, что в 2010 году между соседями стали портиться отношения, Васильев И.М. решил установить забор. По согласованию со стороной истца был установлен общий столб, к которому Томилова прикрепили свой забор, а в 2012 году обратились к кадастровому инженеру с заявлением о выносе границ земельного участка в натуру и предъявили претензии, что его сарай находится на их территории. В 2016 году Васильев И.М. обратился к кадастровому инженеру с заявлением о проведении кадастровых работ для уточнения местоположения границ. Уведомление смежных землепользователей осуществлялось через газету. Согласно Акту отвода границ земельного участка на местности от < Дата >, спорная граница участка установлена по геодезическим точкам согласно сведениям кадастровой выписки о земельном участке от < Дата >г. №, закреплена на местности столбиками и сдана Васильеву И.М. С учетом допустимой погрешности спорный сарай расположен в границах участка Васильева И.М. Поскольку границы участков сложились более 50 лет назад, сарай, который Томилова Е.М. требует снести, был построен отцом ответчика еще в 1986 году и зарегистрирован в БТИ, а летний душ уже разобран, просит суд в иске отказать, в том числе, в связи с пропуском срока исковой давности.
Третьи лица на стороне ответчика – СНТ «50 лет Октября», комитет муниципального имущества и земельных ресурсов администрации ГО «Город Калининград», филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии», ООО «Кадастровое бюро», ЗАО «ЛенТИСИЗ» - своих представителей в суд не направили.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.
В силу п. 7 ч. 2 ст. 36 ЗК РФ, местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Согласно статье 38 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», действовавшей до 01 января 2017 года, межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках (часть 1).
Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части; местоположение отдельных частей границ земельного участка также может устанавливаться в порядке, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, посредством указания на природные объекты и (или) объекты искусственного происхождения, в том числе линейные объекты, если сведения о таких объектах содержатся в государственном кадастре недвижимости и местоположение указанных отдельных частей границ земельного участка совпадает с местоположением внешних границ таких объектов; требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений (часть 7).
При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка (часть 9).
В настоящее время аналогичные положения предусмотрены статьей 22 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Границы земельных участков считаются установленными в соответствии с действующим земельным законодательством, если местоположение их границ установлены посредством определения координат характерных точек в местной системе координат (до 01.01.2017 года) либо в единой государственной системе координат и в соответствии с Требованиями к точности.
Правообладатели земельных участков, сведения о которых были внесены в государственный земельный кадастр и впоследствии в государственном кадастре недвижимости как о ранее учтенных земельных участках по результатам инвентаризации земель, и такие сведения не соответствуют требованиям действующего законодательства, в настоящее время вправе уточнить границы участков путем составления межевого плана по правилам Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (ранее могли по правилам Федерального закона № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»).
В судебном заседании установлено следующее.
Истица Томилова Е.М. является собственником земельного участка с разрешенным использованием - для ведения садоводства, площадью 616 кв.м., с кадастровым номером №, расположенного на территории СНТ «50 лет Октября» (л.д.9).
Ответчик Васильев И.М. является собственником земельного участка с разрешенным использованием – для ведения садоводства, площадью 599 кв.м., с кадастровым (или условным) номером №, расположенного по адресу: г. Калининград, Чкаловский поворот – Люблинская дорога, с/т 50 лет Октября.
Первоначально земельный участок принадлежал в равных долях ответчику и его отцу – Васильеву М.П. После смерти отца, наступившей в 2000 году, решением суда за Васильевым И.М. признано право собственности на наследуемые ? доли.
В 1995 году границы участков были определены по материалам топографической съемки ТОО «ЛенТИСиЗ». Акт установления и согласования границ, подписан представителями местной администрации и местного самоуправления (л.д.20).
Свидетельство о праве собственности на смежный земельный участок с КН № было выдано на имя Васильева М.П. < Дата >, то есть, после проведения работ ТОО ЛенТИСИЗ.
Согласно акту согласования местоположения границ земельного участка, согласование со смежными правообладателями земельных участков произведено в соответствии с действующим законодательством. Извещение о проведении < Дата > в 12.00 часов по адресу: г. Калининград, < адрес >, офис 34, собрания о согласовании местоположения границ земельного участка было опубликовано в газете «Гражданин» №-с (505) от < Дата >.
Как следует из раздела межевого плана «Сведения об уточняемых земельных участках и их частях», средняя квадратическая погрешность положения характерной точки равна 0,1 м.
< Дата > геодезистом был составлен Акт отвода границ земельного участка на местности, из которого следует, что граница принадлежащего Васильеву И.М. земельного участка с КН № установлена по геодезическим точкам согласно сведениям кадастровой выписки о земельном участке от < Дата > №, закреплена на местности столбиками и сдана Васильеву И.М.
В материалах кадастрового дела объекта недвижимости № (Томиловой Е.М.), представленного по запросу суда, межевой план отсутствует.
По данным межевого плана, имеющегося в материалах кадастрового дела земельного участка ответчика, квадратическая погрешность положения характерных точек составляет ± 0,5 м.
Законодательные положения Земельного кодекса РФ определили номенклатурную позицию допустимых при межевании погрешностей следующим образом: для земельных участков, расположенных в населенных пунктах - не более 10 см., для земель сельхозназначения, предназначенных для ведения ЛПХ, ИЖС, дач, садов, огородов, подсобных строений (гаражей) – не более 20 см.
Как пояснил в судебном заседании свидетель Булич О.К. (кадастровый инженер), ООО «ЛенТИСИЗ» неправильно определило координаты земельных участков, поскольку поворотная точка оказалась внутри сарая, существовавшего уже 9 лет и зарегистрированного в БТИ согласно действующему на тот момент законодательству.
Согласно ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
В соответствии с пунктом 45 Постановления Пленума ВС РФ N10 и Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", в силу ст. 304, 305 ГК РФ иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению, если истец докажет, что является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственника или законного владения.
Такой иск подлежит удовлетворению в том случае, когда истец докажет, что имеется реальная угроза нарушения его права собственности или законного владения.
Поскольку Томилова Е.М. не доказала, что сарай ответчика находится на ее земельном участке и не привела доказательств в обоснование нарушения права, связанного с тем, что тень от сарая падает на ее участок, оснований для вывода о том, что истица нуждается в судебной защите не имеется.
Нахождение столь несущественной части постройки на чужой территории в любом случае не является основанием для ее сноса, при том, что строительство окончено до возникновения права истца на земельный участок.
То обстоятельство, что на день заключения Томиловой Е.М. сделки купли-продажи участка в 2003 году сарай уже был построен, сторона истца не оспаривала, равно как и то, что летний душ у ответчика отсутствует.
В силу ч.1 ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права (ч.2 ст.199 ГК РФ).
Обоснованных доводов уважительности причин пропуска срока на обращение в суд стороной истца не приведено, доказательств не представлено, ходатайства о восстановлении срока не заявлено.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. - ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 4 ░░░░░░░ 2018 ░░░░.
░░░░░: ░░░░░░░