2-5071/2024
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 мая 2024 года г. Красноярск
Октябрьский районный суд города Красноярска в составе:
председательствующего Кирсановой Т.Б.,
при секретаре Тошевой М.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Департамента градостроительства администрации г. Красноярска к А1 о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Департамент градостроительства администрации г. Красноярска обратился в суд с иском к ответчику о возложении обязанности, мотивируя требования тем, что Сафронов Д.А. является собственником одноэтажного нежилого здания с кадастровым номером У, площадью 40,5 кв.м., расположенного по адресу: Х находящегося на принадлежащем истцу земельном участке с кадастровым номером У, площадью 401 кв.м., по адресу: гХ. Сафроновым Д.А. за счет собственных средств была произведена реконструкция нежилого помещения с нарушением градостроительным норм, поскольку земельный участок, на котором расположен реконструируемый объект полностью находится в пределах красных линий, установленных Проектом планировки улично-дорожной сети и территорий общественного пользования городского округа город Красноярск, то есть, на территории общего пользования, предназначенной для планируемого размещения объектов улично-дорожной сети, на которую не распространяется действие градостроительного регламента. Просит возложить обязанность на ответчика за свой счет привести объект капитального строительства - нежилое здание с кадастровым номером У, расположенное по адресу: Х находящееся на земельном участке с кадастровым номером У в соответствии с характеристиками, указанными в ЕГРН от 04 декабря 2023 года в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании представитель истца Бармина А.А., действующая на основании доверенности от 06 октября 2023 года, исковые требования поддержала.
Ответчик в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.
В силу ст. 233 ГПК РФ в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства, в связи с чем, учитывая мнение представителя истца, суд полагает возможным рассмотреть дело в порядке заочного производства.
Суд, выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, приходит к следующему:
В соответствии с п. 1 ст. 263 ГК РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (п. 2 ст. 260 ГК РФ).
Согласно пп. 2 п. 1 ст. 40 ЗК РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением, земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарных гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Как следует из п. 2 ст. 263 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, собственник земельного участка приобретает право собственности на здание, сооружение и иное недвижимое имущество возведенное или созданное им для себя на принадлежащем ему участке. Последствия самовольной постройки, возведенной или созданной на земельно участке его собственником или другими лицами, определяются статьей 22 данного Кодекса.
В соответствии с п. 1 ст. 222 ГК РФ (в редакции Федерально закона от 3 августа 2018 г. № 339-ФЗ, вступившего в силу 4 августа 2018 г.) самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использован которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требования о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки. Не является самовольной постройкой здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданное с нарушением установленных в соответствии с законом ограничений использования земельного участка, если собственник данного объекта не знал и не мог знать о действии указанных ограничений в отношении принадлежащего ему земельного участка.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 25, абзаце первом пункта пункте 31 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010г. № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещи прав», если самовольная постройка осуществлена на земельном участке, принадлежащем застройщику, однако на ее создание не были получены необходимые разрешения, ответчиком по иску застройщика о признании права собственности на самовольную постройку является орган места самоуправления, на территории которого находится самовольная постройка.
Положения ст. 222 ГК РФ распространяются на самовольную
реконструкцию недвижимого имущества, в результате которой возник новый
объект.
Признание права собственности на самовольную постройку является
основанием возникновения права собственности по решению суда.
Согласно пункту 3 статьи 222 ГК РФ (в редакции Федерального закона от 3
августа 2018 г. № 339-ФЗ) право
собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в
предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за
лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном
(бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором
создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий: если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет
права, допускающие строительство на нем данного объекта; если на день обращения в суд постройка соответствует установленным
требованиям; если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом
интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
В судебном заседании установлено, что Сафронов Д.А. является собственником одноэтажного нежилого здания с кадастровым номером У, площадью 40,5 кв.м., расположенного по адресу: Х, Х, находящегося на принадлежащем истцу земельном участке с кадастровым номером У, площадью 401 кв.м., по адресу: Х, Х что подтверждается выписками из ЕГРН от 04 декабря 2023 года.
Сафроновым Д.А. за счет собственных средств была произведена реконструкцию нежилого помещения, в результате чего площадь объекта с 40,5 кв.м. была увеличена до 108,8 кв.м.
В связи с произведенной реконструкцией, Сафронов Д.А. обратился в суд с исковыми требованиями о признании права собственности на самовольную постройку и решением Октябрьского районного суда г. Красноярска от 02 ноября 2022 года его исковые требования к администрации г. Красноярска о признании права собственности на нежилое одноэтажное здание общей площадью 108,8 кв.м. были удовлетворены.
Апелляционным определением Красноярского краевого суда от 26 июля 2023 года решение Октябрьского районного суда г. Красноярска орт 02 ноября 2022 года отменено, по делу принято новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Сафронова Д.А. к администрации г. Красноярска о признании права собственности на нежилое одноэтажное здание, общей площадью 108,8 кв.м., расположенное по адресу: Х, Х отказано.
Документами территориального планирования муниципальных образований
являются в частности генеральные планы городских округов (ст. 18 ГрК РФ).
В соответствии с п. 8 ст. 1 ГрК РФ правила землепользования и
застройки являются документом градостроительного зонирования, в котором
устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок
применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
В силу ч. 1 ст. 30 ГрК РФ правила землепользования и застройки
разрабатываются в целях создания условий для устойчивого развития территорий
муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов
культурного наследия; создания условий для планировки территорий
муниципальных образований; обеспечения прав и законных интересов в том
числе правообладателей земельных участков и объектов капитального
строительства; создания условий для наиболее эффективных видов разрешенного
использования земельных участков и объектов капитального строительства.
На карте градостроительного зонирования устанавливаются границы
территориальных зон (ч. 4 ст. 30 ГрК РФ).
Согласно ч. 6 ст. 30 ГрК РФ в градостроительном регламенте в
отношении земельных участков и объектов капитального строительства,
расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются: 1) виды разрешенного использования земельных участков и
объектов капитального строительства; 2) предельные (минимальные и (или)
максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры
разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства; 3) ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, устанавливаемые в соответствии законодательством Российской Федерации; 4) расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетные показатели допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов л населения в случае, если в границах территориальной зоны, применительно которой устанавливается градостроительный регламент, предусматривает осуществление деятельности по комплексному развитию территории.
В соответствии с ч. 1 и 3 ст. 36 ГрК РФ градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как все что находится над и под поверхностью земельных участков и используется процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитально строительства. Действие градостроительного регламента распространяется равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования.
В силу п. 2 и 3 ч. 4 ст. 36 ГрК РФ действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки: в границах территорий общего пользования; предназначенные для размещения линейных объектов (или) занятые линейными объектам.
Согласно ч. 8 ст. 36 ГрК РФ земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
Реконструкция указанных в ч. 8 ст. 36 ГрК РФ объектов капитального строительства может осуществляться только путем приведения таких объекта в соответствие с градостроительным регламентом или путем уменьшения несоответствия предельным параметрам разрешенного строительства реконструкции. Изменение видов разрешенного использования указанных земельных участков и объектов капитального строительства может осуществляться путем приведения их в соответствие с видами разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства установленными градостроительным регламентом (п. 9 ст. 36 ГрК РФ). I
Видами документации по планировке территории являются проект планировки территории и проект межевания территории (ч. 4 ст. 41 ГрК РФ).
Подготовка проектов планировки территории, состоящих из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию, осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории (ч. 1, 2 ст. 42 ГрК РФ).
Случаи, при которых подготовка документации по планировке территории в целях размещения объекта капитального строительства является обязательной, предусмотрены ч. 3 ст. 41 ГрК РФ, в частности, подготовка документации по планировке территории является обязательной в случае, если необходимы установление, изменение и отмена красных линий.
Согласно пп. «а» п. 1 ч. 3 ст. 42 ГрК РФ основная часть проекта планировки территории включает чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются, в том числе красные линии.
В соответствии с п. 11 ст. 1 ГрК РФ (в редакции Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 373-ФЗ, действовавшей с 01 января 2017 г. до 02 августа 2019 г.) красные линии определялись как линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования и (или) границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов.
Пункт 11 ст. 1 ГрК РФ (в редакции Федерального закона от 2 августа 2019 г. № 283-ФЗ, действующей с 02 августа 2019 г.) определяет красные линии как линии, которые обозначают границы территорий общего пользования и подлежат установлению, изменению или отмене в документации по планировке территории.
В соответствии с ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 2 августа 2019г. № 283-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», красные линии, которые обозначают границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов, и которые установлены до дня вступления в силу настоящего Федерального закона или которые установлены, изменены документацией по планировке территории, указанной в части 1 настоящей статьи, сохраняют свое действие и могут быть отменены посредством утверждения проекта планировки территории и (или) проекта межевания территории и (или) внесения в них изменений либо решением органа местного самоуправления поселения или городского округа.
Согласно п. 2 ст. 61 ГПК обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Апелляционным определением Красноярского краевого суда установлено, что согласно сведениям управления архитектуры администрации г. Красноярска в отношении земельного участка с кадастровым У, площадью 401 кв.м, по адресу: Х, содержавшимся в Информационной системе обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГД) от 16 июля 2019 г., установлено, что на момент начала выполнения работ по созданию (реконструкции) спорного нежилого здания в мае 2018 года, так и на момент первичного выявления реконструкции нежилого здания в сентябре 2019 года, а также разрешения спора судом первой инстанции, в соответствии с картой градостроительного зонирования, прилагаемой к Правилам землепользования и застройки городского округа город Красноярск, утвержденным решением Красноярского городского Совета депутатов от 7 июля 2015 г. № В-122 (далее - Правила землепользования и застройки г. Красноярска), территория земельного участка с кадастровым номером У входила в границы территориальной зоны «Зона территорий объектов автомобильного транспорта» (ИТ).
Согласно п. 1 ст. 32 Правил землепользования и застройки г. Красноярска (в редакции решения Красноярского городского Совета депутатов от 20 декабря 2016 г. № 16-197, действовавшей до 9 марта 2023 г.) зоны территорий объектов автомобильного транспорта включают в себя участки территории города, предназначенные для размещения объектов автомобильного транспорта и установления санитарно-защитных зон и санитарных разрывов таких объектов, установления полос отвода автомобильных дорог, а также размещения объектов дорожного сервиса при условии соответствия требованиям законодательства о безопасности дорожного движения.
В соответствии с картой градостроительного зонирования, прилагаемой к Правилам землепользования и застройки г. Красноярск (в редакции решения Красноярского городского Совета депутатов от 28 февраля 2023 г. № В-307, действующей с 9 марта 2023 г.) на момент апелляционного рассмотрения территория земельного участка с кадастровым номером У входит в границы территориальной зоны «Зона осуществления деятельности по комплексному развитию территорий в целях жилой и общественно-деловой застройки» (СОДЖ-2-1).
Согласно п. 1 ст. 20 Правил землепользования и застройки г. Красноярска (в редакции решения Красноярского городского Совета депутатов от 28 февраля 2023 г. № В-307, действующей с 9 марта 2023 г.) зоны осуществления деятельности по комплексному развитию территорий в целях жилой и общественно-деловой застройки выделены для формирования кварталов с высокой плотностью застройки и включают участки территории города Красноярска, определенные Генеральным планом, для размещения смешанной общественно-деловой застройки, а также объектов, связанных с проживанием граждан и не оказывающих негативного воздействия на окружающую среду.
Вышеназванными сведениями ИСОГД, ГИСОГД также подтверждено, что на момент начала выполнения работ по созданию (реконструкции) спорного нежилого здания в мае 2018 г. и на момент первичного выявления реконструкции нежилого здания в сентябре 2019 г. в соответствии с Проектом планирования улично-дорожной сети и территорий общественного пользования городского округа город Красноярск, утвержденным постановление администрации г. Красноярска от 25 декабря 2015 г. № 833, территория земельного участка с кадастровым номером У полностью находилась в предел красных линий, являющихся границей территории общего пользования установленных для перспективного размещения улично-дорожной сети – улиц,
проездов, тротуаров и пешеходных дорожек.
Из указанных схем местоположения земельного участка с кадастровым номером 24:50:0100154:130 относительно красных линий согласно карте планируемого размещения объектов Проекта планировки улично-дорожной о
и территорий общественного пользования городского округа город Красноярка,
утвержденного постановлением администрации г. Красноярска от 25 декабря 2015г. № 833 (в редакции постановления от 7 апреля 2022 г. № 282
в их сопоставлении со схематическим планом расположения на земельном участке с кадастровым номером У спорного вновь созданного
(реконструированного) нежилого здания (Лит Б, Лит Б1, Лит Б2), составленным ООО «Техническая инвентаризация Красноярского края», очевидно следует, что
вновь установленная красная линия пересекает как данный земельный участок, так и спорное вновь созданное (реконструированное) нежилое здание, находящееся на этом земельном участке.
На основании изложенного, учитывая, что на момент начала выполнения работ по созданию (реконструкции) спорного нежилого здания в мае 2018 года и на момент первичного выявления реконструкции нежилого здания в сентябре 2019 года, спорный объект является самовольной постройкой, создаваемой Сафроновым Д.А. с нарушением градостроительных правил, поскольку принадлежащий истцу земельный участок с кадастровым номером У, на котором расположен реконструируемый объект полностью находился в пределах красных линий, установленных Проектом планировки улично-дорожной сети и территорий общественного пользования городского округа город Красноярск, то есть, на территории общего пользования, предназначенной для планируемого размещения объектов улично-дорожной сети,
на которую не распространяется действие градостроительного регламента, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.
Согласно ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела и государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден в силу Закона РФ «О защите прав потребителей», взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Суд считает необходимым взыскать с ответчика в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 6 000 руб.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199, гл. 22 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Департамента градостроительства администрации г. Красноярска к А1 о возложении обязанности удовлетворить.
Возложить обязанность на А1 за свой счет привести объект капитального строительства - нежилое здание с кадастровым номером У, расположенное по адресу: Х, Х находящееся на земельном участке с кадастровым номером У, в соответствии с характеристиками, указанными в ЕГРН от 04 декабря 2023 года, в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с А1 в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 6 000 рублей.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Заочное решение изготовлено и подписано председательствующим 10 июня 2023 года
Копия верна
Судья Кирсанова Т.Б.