Решение от 01.08.2023 по делу № 33-1690/2023 от 07.06.2023

89RS0001-01-2022-001787-25

      Дело №2-1168/2022

      Судья Архипова Е.В.

      Апелл. дело №33-1690/2023

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

01 августа 2023 года                                                           город Салехард

Судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:

председательствующего Шошиной А.Н.,

судей коллегии: Акбашевой Л.Ю., Козловой М.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Харламповой Т.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Салехарда, действующего в интересах Анисимовой Надежды Александровны, к Администрации муниципального образования город Салехард о признании распоряжения недействительным в части, возложении обязанности по проведению страховочных мероприятий, усилению конструкций многоквартирного жилого дома,

по апелляционной жалобе Администрации муниципального образования город Салехард на решение Салехардского городского суда от 11 июля 2022 года, которым постановлено:

Признать распоряжение Администрации города Салехарда от 18 февраля 2021 года №111-р в части установления срока расселения и сноса многоквартирного дома <адрес> до 31 декабря 2028 года - незаконным.

Возложить на Администрацию муниципального образования город Салехард обязанность в месячный срок со дня вступления решения в законную силу определить разумный срок расселения и сноса многоквартирного дома <адрес>.

Возложить на Администрацию города Салехарда обязанность по проведению в отношении фундамента, цокольного перекрытия страховочных мероприятий и мероприятий по усилению их конструкций дома <адрес>.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Заслушав доклад судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа Шошиной А.Н., судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа

УСТАНОВИЛА:

Прокурор города Салехард, действуя в интересах                     Анисимовой Н.А., обратился в суд с иском к Администрации муниципального образования город Салехард о признании распоряжения недействительным в части установления срока расселения и сноса многоквартирного дома, возложении обязанности по проведению страховочных мероприятий и усилению конструкций многоквартирного дома для устранения угрозы жизни и здоровью проживающих в нем граждан.

В обоснование исковых требований указал, что распоряжением Администрации города Салехард от 18 февраля 2021 года №111-р многоквартирный дом по адресу: <адрес> - признан аварийным и подлежащим сносу, срок его расселения установлен до 31 декабря 2028 года. Капитальный ремонт дома не проводился; в муниципальные и региональные программы по ремонту жилой дом не включен. Прокуратурой города совместно со специалистами Департамента государственного жилищного надзора Ямало-Ненецкого автономного округа и Государственного казенного учреждения Ямало-Ненецкого автономного округа «Ямалтехэнергоконтроль» на основании обращения граждан проведена проверка соблюдения Администрацией города Салехард требований жилищного законодательства, в ходе которой установлены недостатки состояния жилого дома, приводящие к угрозе его разрушения. Ответчиком не принято во внимание фактическое состояние дома, а также наличие заключения Муниципального казенного учреждения «Финансовая дирекция городского хозяйства» от 19 декабря 2020 года, согласно которому состояние фундамента и цокольного перекрытия характеризуется как недопустимое. В этой связи установление срока отселения - до 31 декабря 2028 года - не отвечает критериям разумности, поскольку в указанный период могут произойти необратимые последствия, в том числе, полное разрушение дома, что повлечет за собой причинение вреда жильцам дома, а также неопределенному кругу лиц. Данные обстоятельства приводят к нарушению прав жильцов дома, а также делает нахождение людей в доме небезопасным. Просил также возложить на ответчика обязанность в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу установить срок расселения и сноса многоквартирного дома в период 2023 года.

Ответчиком представлены возражения на исковое заявление (том 1, л.д. 77-78), доводы которых сводятся к несогласию с иском. Указано, что определение срока сноса жилого дома и срока его отселения относится к исключительной компетенции органа местного самоуправления. Поскольку жилой дом включен в комплексную программу по переселению граждан из аварийного жилья со сроком отселения в декабре 2028 года, то оснований для удовлетворения иска не имеется.

Представителем третьего лица Департамента строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа Марьиным С.В., действующим на основании доверенности, представлены возражения на исковое заявление (том 1, л.д. 69 - 71). Указано, что многоквартирный <адрес>-Ненецкого автономного округа включен в комплексную программу по переселению из аварийного жилищного фонда на территории Ямало-Ненецкого автономного округа на 2019 - 2025 годы, срок расселения установлен до 31 декабря 2028 года, и сокращение данного срока приведет к затруднениям исполнения решения суда. Оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.

В судебном заседании суда первой инстанции помощник прокурора города Салехарда Румянцев Д.А. исковые требования поддержал.

Представитель ответчика Хабибулина Л.Р., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала.

Остальные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены.

Судом постановлено решение, резолютивная часть которого указана выше.

В апелляционной жалобе представитель ответчика Администрации Муниципального образования город Салехард Хабибуллина Л.Р. просит об отмене решения суда в связи с допущенными нарушениями норм материального и процессуального права, несоответствием выводов суда обстоятельствам дела и прекращении производства по делу. Доводы апелляционной жалобы дублируют доводы возражений на исковое заявление. Указано, что производство по делу следует прекратить, поскольку материалы дела не содержат доказательств невозможности самостоятельного обращения Анисимовой Н.А. в суд. Иные жильцы жилого дома для участия в деле не привлекались, чем нарушены их процессуальные права. Кроме того, судом не принято во внимание, что судом первой инстанции необоснованно отклонены доводы об отсутствии необходимости в проведении страховочных мероприятий в отношении фундамента дома, которые на дату вынесения решения суда проведены подрядной организацией ООО «ЗАстройщик» на основании муниципального контракта.

В возражениях на апелляционную жалобу (том 1, л.д. 149-151) прокурор полагает, что решение суда является законным и обоснованным.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от                  19 января 2023 года (том 1, л.д.168-171) решение суда оставлено без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 12 мая 2023 года апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 19 января 2023 года отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции (том 1, л.д.198-204).

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика - Администрации муниципального образования город Салехард Самохвалова Н.А. доводы апелляционной жалобы поддержала.

Прокурор Писарева О.В. возражала против апелляционной жалобы.

Остальные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства суда апелляционной инстанции извещены, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц на основании статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Заслушав пояснения представителя ответчика                     Самохваловой Н.А., прокурора Писаревой О.В., изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что заключением межведомственной комиссии об оценке соответствия помещений (многоквартирного дома) требованиям, установленным Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом от 20 января 2021 года №1051 жилой дом <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу (том 1, л.д. 33).

Распоряжением Администрации города Салехард от 18 февраля 2021 года №111-р «О признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу» срок отселения жильцов многоквартирного жилого дома установлен до 31 декабря 2028 года (том 1, л.д. 34 - 35).

Удовлетворяя исковые требования в части, суд первой инстанции пришел к выводу об их обоснованности.

Указанный вывод является верным в силу следующего.

Признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации относится к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений.

На основании части 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть признано непригодным для проживания, многоквартирный дом - аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. В многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, все жилые помещения являются непригодными для проживания.

Постановлением Правительства Российской Федерации от                    28 января 2006 года №47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Пунктом 7 Положения предусмотрено, что оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям.

В соответствии с абзацем 2 пункта 49 Положения на основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 календарных дней со дня получения заключения, а в случае обследования жилых помещений, получивших повреждения в результате чрезвычайной ситуации, - в течение 10 календарных дней со дня получения заключения принимает в установленном им порядке решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 настоящего Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

Таким образом, определение срока отселения физических и юридических лиц из многоквартирного дома, а также определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, относится к исключительной компетенции органа местного самоуправления, установление такого срока в судебном порядке недопустимо. Понуждение ответчика к совершению действий по установлению срока расселения многоквартирного жилого <адрес> является ограничением права органа местного самоуправления на самостоятельное решение вопросов местного значения, в пределах предоставленных законодательством полномочий и нарушает установленный статьей 10 Конституции Российской Федерации принцип разделения властей.

С учетом изложенного, правовых оснований для возложения на Администрацию муниципального образования город Салехард обязанности по определению разумного срока расселения и сноса многоквартирного дома у суда первой инстанции не имелось, в связи с чем решение суда в части возложения такой обязанности подлежит отмене. Иное является ограничением права органа местного самоуправления на самостоятельное решение вопросов местного значения.

Давая оценку представленным сторонами доказательствам, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, аварийное техническое состояние конструкций многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> - представляет опасность для проживания в нем граждан, в связи с чем установленный Администрацией город Салехард срок отселения из указанного дома граждан - до 31 декабря 2028 года - не отвечает требованиям разумности.

На правомерный характер заявленных требований в данной части указывает и то, что во исполнение решения Салехардского городского суда от 11 июля 2022 года, вступившего в законную силу 19 января 2023 года, распоряжением Администрации муниципального образования город Салехард в пункт 2 распоряжения Администрации города Салехарда от 18 февраля 2021 года №111-р «О признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу» внесено изменение, которым установлен срок отселения нанимателей жилых помещений многоквартирного дома <адрес> до 30 июня 2028 года (том 1, л.д.248).

Таким образом, правовые основания для удовлетворения исковых требований о признании распоряжения в части установления срока сноса жилого дома незаконным у суда имелись, оснований для отмены решения суда в данной части не усматривается.

Согласно пунктам 6, 8 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда, а также осуществляют государственный жилищный надзор и муниципальный жилищный контроль.

Пунктом 6 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что к вопросам местного значения поселения относится осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

Под муниципальным жилищным контролем в соответствии с частью 1.1 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации понимается деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований жилищного законодательства в отношении жилищного фонда, находящегося в частной собственности.

При этом согласно пунктам 6 и 8 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в числе прочих, к вопросам местного значения городского округа относятся участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда.

Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь, в случае их возникновения.

Конкретные полномочия органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций определены в пункте 2 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». К ним, в частности, относятся самостоятельная организация и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Следовательно, при выявлении признаков аварийности жилых домов, при которых дальнейшее проживание граждан является угрожающим их безопасности, органами местного самоуправления должны приниматься меры, направленные на предупреждение причинения вреда жизни и здоровью граждан.

Из материалов дела усматривается, что 06 мая 2022 года между муниципальным казенным учреждением «Финансовая дирекция городского хозяйства» и обществом с ограниченной ответственностью «ЗАстройщик» был заключен муниципальный контракт на проведение первоочередных поддерживающих мероприятий по усилению фундаментов, по проведению работ на инженерных сетях многоквартирного жилого дома в деревянном исполнении по адресу: <адрес>, срок выполнения работ установлен в течение 60 рабочих дней с момента заключения контракта. Стоимость работ составила 434 604 руб. (том 1, л.д.80-93). Дефектной ведомостью №28, утвержденной муниципальным казенным учреждением «Финансовая дирекция городского хозяйства», определено проведение работ по устройству основания под городки из щебня фракции 20-40 мм, размером 1х1х0,2 м, прочностью М1200; устройство гидроизоляции под городки из рубероида; устройство городков размером 0,85х0,85 м из бруса хвойных пород II сорта сечением 150х180 мм с антисептированием; смене окладного и стенового венца с антисептированием из бруса хвойных пород II сорта сечением 150х150 мм с антисептированием; разборке обшивки цоколя из доски толщиной 25 мм; обшивки цоколя строганой доской толщиной 25 мм, другие работы (том 1, л.д.94).

Приказом муниципального казенного учреждения «Финансовая дирекция городского хозяйства» от 11 мая 2022 года №46-ОД на основании постановления Администрации муниципального образования город Салехард «Об утверждении муниципальной программы «Обеспечение качественными услугами жилищно-коммунального хозяйства на 2022-2025 годы» возложена обязанность по проведению экспертизы выполненных работ и по контролю над соблюдением подрядной организацией условий контракта, над выполнением всех производственно-технических процессов и ведением исполнительной документации требованиям закона и техническим нормам и правилам на ведущих инженеров Сорочкина В.Н. и Саенко Е.Р. по объекту: «Проведение первоочередных поддерживающих мероприятий по усилению фундаментов, а также проведение работ на инженерных сетях многоквартирных жилых домов в деревянном исполнении на территории муниципального образования город Салехард по адресам: <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>А» (том 1, л.д.97).

Решением рабочей комиссии в составе ведущего инженера муниципального казенного учреждения «Финансовая дирекция городского хозяйства» и ООО «ЗАстройщик» оконченный ремонтом объект «Проведение первоочередных поддерживающих мероприятий по усилению фундаментов, проведению работ на инженерных сетях многоквартирных жилых домов в деревянном исполнении на территории муниципального образования <адрес> по адресу: <адрес>», от 06 мая 2022 года принят от подрядчика. Замечания и претензии к качеству выполненных работ отсутствуют (том 1, л.д.95).

01 июня 2023 года между муниципальным казенным учреждением «Финансовая дирекция городского хозяйства» и индивидуальным предпринимателем Ониани М. заключен муниципальный контракт на проведение первоочередных поддерживающих мероприятий по усилению фундаментов, а также проведению работ на инженерных сетях многоквартирного жилого дома в деревянном исполнении на территории муниципального образования <адрес> по адресу: <адрес>. Срок выполнения работ по контракту установлен по 20 сентября 2023 года, стоимость работ - 316 718 руб. 40 коп. (том 1, л.д. 222-230).

Согласно дефектной ведомости, утвержденной заместителем директора муниципального казенного учреждения «Финансовая дирекция городского хозяйства», следует, что в рамках муниципального контракта проведены поддерживающие мероприятия в виде разборки цокольного перекрытия с разборкой утеплителя, балок, подшивки из доски, рубероида; устройства цокольного перекрытия с укладкой утеплителя, балок, подшивки из доски толщиной 25 мм, рубероида; балки из бруса хвойных пород II сорта сечением 50х150 мм; утепления пенополистиролом ПСБС-40 толщиной 200 мм, герметизации стыков между пенополистиролом монтажной пеной, между пенополистиролом и стенами минватой; утепления минеральными плитами на основе стекловолокна URSA П-60 толщиной 200 мм; разборки плинтусов, разборки шпунтованной доски толщиной 28 мм; разборки диагонального настила; разборки лаг; устройства лаг из бруса II сорта, древесины хвойных пород сечением 50х100 мм; устройства сплошного настила из строганной доски II сорта толщиной 25мм; окраске полов масляными красками по новой поверхности за 2 раза; устройству плинтуса ПВХ Марка-Ж (том 1, л.д.231).

В соответствии с актом приемки объекта в эксплуатацию от                    30 июня 2023 года, составленным комиссией в составе ведущего инженера муниципального казенного учреждения «Финансовая дирекция городского хозяйства» Ахметовым А.Р. и индивидуальным предпринимателем Ониани М., оконченный ремонтом объект: «Проведение первоочередных поддерживающих мероприятий по усилению фундаментов, а также проведение работ на инженерных сетях многоквартирного жилого дома в деревянном исполнении на территории муниципального образования <адрес>» в рамках муниципального контракта от 01 июня 2023 года №82/23 принят от подрядчика и готов к эксплуатации. Замечаний и претензий по качеству выполненных работ не имеется (том 1, л.д.233).

Из акта визуального обследования жилого дома <адрес> от 10 июля 2023 года, составленного комиссией в составе помощника прокурора города Салехарда Румянцева Д.А., заместителя директора муниципального казенного учреждения «Финансовая дирекция городского хозяйства»                  Сухарева К.А. и ведущего инженера Ахметова А.Р. следует, что на момент осмотра установлено искривление горизонтальной линии стен, осадка отдельных участков здания; деревянные сваи усилены городками; состояние фундамента - удовлетворительное. Нарушений в ходе обследования не выявлено (том 1, л.д.249).

Из акта визуального обследования жилого дома <адрес> от 27 июля 2023 года, составленного комиссией в лице директора муниципального казенного учреждения «Финансовая дирекция городского хозяйства» Бестаева М.В., ведущих инженеров Коваленко О.Н. и Эйрих Ж.В., установлено, что в 2022 году в рамках поддерживающих мероприятий в данном жилом доме было произведено усиление фундамента в виде установки городков, а также частичной замены окладного венца, утратившего несущую способность. В 2023 году в рамках поддерживающих мероприятий был произведен ремонт цокольного перекрытия с целью восстановления утраченных теплоизоляционных характеристик. Также установлено, что на момент осмотра проведение дополнительных поддерживающих мероприятий в отношении жилого дома <адрес> не требуется (том 2, л.д. 20).

В соответствии с частью второй статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом (статья 210 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Согласно разъяснениям, приведенным в пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года №23 «О судебном решении», исходя из того, что решение является актом правосудия, окончательно разрешающим дело, его резолютивная часть должна содержать исчерпывающие выводы, вытекающие из установленных в мотивировочной части фактических обстоятельств.

В связи с этим в ней должно быть четко сформулировано, что именно постановил суд как по первоначально заявленному иску, так и по встречному требованию, если оно было заявлено (статья 138 ГПК РФ), кто, какие конкретно действия и в чью пользу должен произвести, за какой из сторон признано оспариваемое право. Судом должны быть разрешены и другие вопросы, указанные в законе, с тем чтобы решение не вызывало затруднений при исполнении (часть 5 статьи 198,статьи 204 - 207 ГПК РФ).

Принимая во внимание, что в 2022 и в 2023 году проведены поддерживающие мероприятия по усилению фундамента, а также ремонту цокольного перекрытия с целью восстановления утраченных теплоизоляционных характеристик многоквартирного дома №17 по улице Кирпичной в городе Салехарде, в ходе обследования многоквартирного жилого дома установлено, что проведение дополнительных поддерживающих мероприятий жилого дома не требуется, а доказательств обратного в материалы дела не представлено, перечень конкретных работ, которые необходимо выполнить на момент рассмотрения дела судом апелляционной инстанции истцом не приведен и судом не установлен, правовых оснований для удовлетворения исковых требований в части возложения обязанности на ответчика по проведению страховочных мероприятий не имелось.

При таких обстоятельствах решение суда в указанной части подлежит отмене.

Остальные доводы апелляционной жалобы отмену либо изменение решения суда не влекут.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 11 июля 2022 года в части требований, предъявленных прокурором города Салехард в интересах Анисимовой Надежды Александровны, о возложении на Администрацию муниципального образования город Салехард обязанности в месячный срок со дня вступления решения в законную силу определить разумный срок расселения и сноса многоквартирного дома <адрес>, возложения на Администрацию муниципального образования город Салехард обязанности провести страховочные мероприятия отменить и принять в данной части новое решение об отказе в удовлетворении иска.

В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Апелляционное определение может быть обжаловано в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев со дня его принятия.

Судья     /подпись/       А.Н. Шошина

89RS0001-01-2022-001787-25

      Дело №2-1168/2022

      Судья Архипова Е.В.

      Апелл. дело №33-1690/2023

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

01 августа 2023 года                                                           город Салехард

Судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:

председательствующего Шошиной А.Н.,

судей коллегии: Акбашевой Л.Ю., Козловой М.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Харламповой Т.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Салехарда, действующего в интересах Анисимовой Надежды Александровны, к Администрации муниципального образования город Салехард о признании распоряжения недействительным в части, возложении обязанности по проведению страховочных мероприятий, усилению конструкций многоквартирного жилого дома,

по апелляционной жалобе Администрации муниципального образования город Салехард на решение Салехардского городского суда от 11 июля 2022 года, которым постановлено:

Признать распоряжение Администрации города Салехарда от 18 февраля 2021 года №111-р в части установления срока расселения и сноса многоквартирного дома <адрес> до 31 декабря 2028 года - незаконным.

Возложить на Администрацию муниципального образования город Салехард обязанность в месячный срок со дня вступления решения в законную силу определить разумный срок расселения и сноса многоквартирного дома <адрес>.

Возложить на Администрацию города Салехарда обязанность по проведению в отношении фундамента, цокольного перекрытия страховочных мероприятий и мероприятий по усилению их конструкций дома <адрес>.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Заслушав доклад судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа Шошиной А.Н., судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа

УСТАНОВИЛА:

Прокурор города Салехард, действуя в интересах                     Анисимовой Н.А., обратился в суд с иском к Администрации муниципального образования город Салехард о признании распоряжения недействительным в части установления срока расселения и сноса многоквартирного дома, возложении обязанности по проведению страховочных мероприятий и усилению конструкций многоквартирного дома для устранения угрозы жизни и здоровью проживающих в нем граждан.

В обоснование исковых требований указал, что распоряжением Администрации города Салехард от 18 февраля 2021 года №111-р многоквартирный дом по адресу: <адрес> - признан аварийным и подлежащим сносу, срок его расселения установлен до 31 декабря 2028 года. Капитальный ремонт дома не проводился; в муниципальные и региональные программы по ремонту жилой дом не включен. Прокуратурой города совместно со специалистами Департамента государственного жилищного надзора Ямало-Ненецкого автономного округа и Государственного казенного учреждения Ямало-Ненецкого автономного округа «Ямалтехэнергоконтроль» на основании обращения граждан проведена проверка соблюдения Администрацией города Салехард требований жилищного законодательства, в ходе которой установлены недостатки состояния жилого дома, приводящие к угрозе его разрушения. Ответчиком не принято во внимание фактическое состояние дома, а также наличие заключения Муниципального казенного учреждения «Финансовая дирекция городского хозяйства» от 19 декабря 2020 года, согласно которому состояние фундамента и цокольного перекрытия характеризуется как недопустимое. В этой связи установление срока отселения - до 31 декабря 2028 года - не отвечает критериям разумности, поскольку в указанный период могут произойти необратимые последствия, в том числе, полное разрушение дома, что повлечет за собой причинение вреда жильцам дома, а также неопределенному кругу лиц. Данные обстоятельства приводят к нарушению прав жильцов дома, а также делает нахождение людей в доме небезопасным. Просил также возложить на ответчика обязанность в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу установить срок расселения и сноса многоквартирного дома в период 2023 года.

Ответчиком представлены возражения на исковое заявление (том 1, л.д. 77-78), доводы которых сводятся к несогласию с иском. Указано, что определение срока сноса жилого дома и срока его отселения относится к исключительной компетенции органа местного самоуправления. Поскольку жилой дом включен в комплексную программу по переселению граждан из аварийного жилья со сроком отселения в декабре 2028 года, то оснований для удовлетворения иска не имеется.

Представителем третьего лица Департамента строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа Марьиным С.В., действующим на основании доверенности, представлены возражения на исковое заявление (том 1, л.д. 69 - 71). Указано, что многоквартирный <адрес>-Ненецкого автономного округа включен в комплексную программу по переселению из аварийного жилищного фонда на территории Ямало-Ненецкого автономного округа на 2019 - 2025 годы, срок расселения установлен до 31 декабря 2028 года, и сокращение данного срока приведет к затруднениям исполнения решения суда. Оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.

В судебном заседании суда первой инстанции помощник прокурора города Салехарда Румянцев Д.А. исковые требования поддержал.

Представитель ответчика Хабибулина Л.Р., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала.

Остальные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены.

Судом постановлено решение, резолютивная часть которого указана выше.

В апелляционной жалобе представитель ответчика Администрации Муниципального образования город Салехард Хабибуллина Л.Р. просит об отмене решения суда в связи с допущенными нарушениями норм материального и процессуального права, несоответствием выводов суда обстоятельствам дела и прекращении производства по делу. Доводы апелляционной жалобы дублируют доводы возражений на исковое заявление. Указано, что производство по делу следует прекратить, поскольку материалы дела не содержат доказательств невозможности самостоятельного обращения Анисимовой Н.А. в суд. Иные жильцы жилого дома для участия в деле не привлекались, чем нарушены их процессуальные права. Кроме того, судом не принято во внимание, что судом первой инстанции необоснованно отклонены доводы об отсутствии необходимости в проведении страховочных мероприятий в отношении фундамента дома, которые на дату вынесения решения суда проведены подрядной организацией ООО «ЗАстройщик» на основании муниципального контракта.

В возражениях на апелляционную жалобу (том 1, л.д. 149-151) прокурор полагает, что решение суда является законным и обоснованным.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от                  19 января 2023 года (том 1, л.д.168-171) решение суда оставлено без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 12 мая 2023 года апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 19 января 2023 года отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции (том 1, л.д.198-204).

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика - Администрации муниципального образования город Салехард Самохвалова Н.А. доводы апелляционной жалобы поддержала.

Прокурор Писарева О.В. возражала против апелляционной жалобы.

Остальные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства суда апелляционной инстанции извещены, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц на основании статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Заслушав пояснения представителя ответчика                     Самохваловой Н.А., прокурора Писаревой О.В., изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что заключением межведомственной комиссии об оценке соответствия помещений (многоквартирного дома) требованиям, установленным Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом от 20 января 2021 года №1051 жилой дом <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу (том 1, л.д. 33).

Распоряжением Администрации города Салехард от 18 февраля 2021 года №111-р «О признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу» срок отселения жильцов многоквартирного жилого дома установлен до 31 декабря 2028 года (том 1, л.д. 34 - 35).

Удовлетворяя исковые требования в части, суд первой инстанции пришел к выводу об их обоснованности.

Указанный вывод является верным в силу следующего.

Признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации относится к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений.

На основании части 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть признано непригодным для проживания, многоквартирный дом - аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. В многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, все жилые помещения являются непригодными для проживания.

Постановлением Правительства Российской Федерации от                    28 января 2006 года №47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Пунктом 7 Положения предусмотрено, что оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям.

В соответствии с абзацем 2 пункта 49 Положения на основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 календарных дней со дня получения заключения, а в случае обследования жилых помещений, получивших повреждения в результате чрезвычайной ситуации, - в течение 10 календарных дней со дня получения заключения принимает в установленном им порядке решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 настоящего Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

Таким образом, определение срока отселения физических и юридических лиц из многоквартирного дома, а также определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, относится к исключительной компетенции органа местного самоуправления, установление такого срока в судебном порядке недопустимо. Понуждение ответчика к совершению действий по установлению срока расселения многоквартирного жилого <адрес> является ограничением права органа местного самоуправления на самостоятельное решение вопросов местного значения, в пределах предоставленных законодательством полномочий и нарушает установленный статьей 10 Конституции Российской Федерации принцип разделения властей.

С учетом изложенного, правовых оснований для возложения на Администрацию муниципального образования город Салехард обязанности по определению разумного срока расселения и сноса многоквартирного дома у суда первой инстанции не имелось, в связи с чем решение суда в части возложения такой обязанности подлежит отмене. Иное является ограничением права органа местного самоуправления на самостоятельное решение вопросов местного значения.

Давая оценку представленным сторонами доказательствам, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, аварийное техническое состояние конструкций многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> - представляет опасность для проживания в нем граждан, в связи с чем установленный Администрацией город Салехард срок отселения из указанного дома граждан - до 31 декабря 2028 года - не отвечает требованиям разумности.

На правомерный характер заявленных требований в данной части указывает и то, что во исполнение решения Салехардского городского суда от 11 июля 2022 года, вступившего в законную силу 19 января 2023 года, распоряжением Администрации муниципального образования город Салехард в пункт 2 распоряжения Администрации города Салехарда от 18 февраля 2021 года №111-р «О признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу» внесено изменение, которым установлен срок отселения нанимателей жилых помещений многоквартирного дома <адрес> до 30 июня 2028 года (том 1, л.д.248).

Таким образом, правовые основания для удовлетворения исковых требований о признании распоряжения в части установления срока сноса жилого дома незаконным у суда имелись, оснований для отмены решения суда в данной части не усматривается.

Согласно пунктам 6, 8 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда, а также осуществляют государственный жилищный надзор и муниципальный жилищный контроль.

Пунктом 6 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что к вопросам местного значения поселения относится осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

Под муниципальным жилищным контролем в соответствии с частью 1.1 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации понимается деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований жилищного законодательства в отношении жилищного фонда, находящегося в частной собственности.

При этом согласно пунктам 6 и 8 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в числе прочих, к вопросам местного значения городского округа относятся участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда.

Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь, в случае их возникновения.

Конкретные полномочия органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций определены в пункте 2 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». К ним, в частности, относятся самостоятельная организация и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Следовательно, при выявлении признаков аварийности жилых домов, при которых дальнейшее проживание граждан является угрожающим их безопасности, органами местного самоуправления должны приниматься меры, направленные на предупреждение причинения вреда жизни и здоровью граждан.

Из материалов дела усматривается, что 06 мая 2022 года между муниципальным казенным учреждением «Финансовая дирекция городского хозяйства» и обществом с ограниченной ответственностью «ЗАстройщик» был заключен муниципальный контракт на проведение первоочередных поддерживающих мероприятий по усилению фундаментов, по проведению работ на инженерных сетях многоквартирного жилого дома в деревянном исполнении по адресу: <адрес>, срок выполнения работ установлен в течение 60 рабочих дней с момента заключения контракта. Стоимость работ составила 434 604 руб. (том 1, л.д.80-93). Дефектной ведомостью №28, утвержденной муниципальным казенным учреждением «Финансовая дирекция городского хозяйства», определено проведение работ по устройству основания под городки из щебня фракции 20-40 мм, размером 1х1х0,2 м, прочностью М1200; устройство гидроизоляции под городки из рубероида; устройство городков размером 0,85х0,85 м из бруса хвойных пород II сорта сечением 150х180 мм с антисептированием; смене окладного и стенового венца с антисептированием из бруса хвойных пород II сорта сечением 150х150 мм с антисептированием; разборке обшивки цоколя из доски толщиной 25 мм; обшивки цоколя строганой доской толщиной 25 мм, другие работы (том 1, л.д.94).

Приказом муниципального казенного учреждения «Финансовая дирекция городского хозяйства» от 11 мая 2022 года №46-ОД на основании постановления Администрации муниципального образования город Салехард «Об утверждении муниципальной программы «Обеспечение качественными услугами жилищно-коммунального хозяйства на 2022-2025 годы» возложена обязанность по проведению экспертизы выполненных работ и по контролю над соблюдением подрядной организацией условий контракта, над выполнением всех производственно-технических процессов и ведением исполнительной документации требованиям закона и техническим нормам и правилам на ведущих инженеров Сорочкина В.Н. и Саенко Е.Р. по объекту: «Проведение первоочередных поддерживающих мероприятий по усилению фундаментов, а также проведение работ на инженерных сетях многоквартирных жилых домов в деревянном исполнении на территории муниципального образования город Салехард по адресам: <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>А» (том 1, л.д.97).

Решением рабочей комиссии в составе ведущего инженера муниципального казенного учреждения «Финансовая дирекция городского хозяйства» и ООО «ЗАстройщик» оконченный ремонтом объект «Проведение первоочередных поддерживающих мероприятий по усилению фундаментов, проведению работ на инженерных сетях многоквартирных жилых домов в деревянном исполнении на территории муниципального образования <адрес> по адресу: <адрес>», от 06 мая 2022 года принят от подрядчика. Замечания и претензии к качеству выполненных работ отсутствуют (том 1, л.д.95).

01 июня 2023 года между муниципальным казенным учреждением «Финансовая дирекция городского хозяйства» и индивидуальным предпринимателем Ониани М. заключен муниципальный контракт на проведение первоочередных поддерживающих мероприятий по усилению фундаментов, а также проведению работ на инженерных сетях многоквартирного жилого дома в деревянном исполнении на территории муниципального образования <адрес> по адресу: <адрес>. Срок выполнения работ по контракту установлен по 20 сентября 2023 года, стоимость работ - 316 718 руб. 40 коп. (том 1, л.д. 222-230).

Согласно дефектной ведомости, утвержденной заместителем директора муниципального казенного учреждения «Финансовая дирекция городского хозяйства», следует, что в рамках муниципального контракта проведены поддерживающие мероприятия в виде разборки цокольного перекрытия с разборкой утеплителя, балок, подшивки из доски, рубероида; устройства цокольного перекрытия с укладкой утеплителя, балок, подшивки из доски толщиной 25 мм, рубероида; балки из бруса хвойных пород II сорта сечением 50х150 мм; утепления пенополистиролом ПСБС-40 толщиной 200 мм, герметизации стыков между пенополистиролом монтажной пеной, между пенополистиролом и стенами минватой; утепления минеральными плитами на основе стекловолокна URSA П-60 толщиной 200 мм; разборки плинтусов, разборки шпунтованной доски толщиной 28 мм; разборки диагонального настила; разборки лаг; устройства лаг из бруса II сорта, древесины хвойных пород сечением 50х100 мм; устройства сплошного настила из строганной доски II сорта толщиной 25мм; окраске полов масляными красками по новой поверхности за 2 раза; устройству плинтуса ПВХ Марка-Ж (том 1, л.д.231).

В соответствии с актом приемки объекта в эксплуатацию от                    30 июня 2023 года, составленным комиссией в составе ведущего инженера муниципального казенного учреждения «Финансовая дирекция городского хозяйства» Ахметовым А.Р. и индивидуальным предпринимателем Ониани М., оконченный ремонтом объект: «Проведение первоочередных поддерживающих мероприятий по усилению фундаментов, а также проведение работ на инженерных сетях многоквартирного жилого дома в деревянном исполнении на территории муниципального образования <адрес>» в рамках муниципального контракта от 01 июня 2023 года №82/23 принят от подрядчика и готов к эксплуатации. Замечаний и претензий по качеству выполненных работ не имеется (том 1, л.д.233).

Из акта визуального обследования жилого дома <адрес> от 10 ию░░ 2023 ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░»                  ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░, ░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░; ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░; ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░░░░░░. ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ (░░░ 1, ░.░.249).

░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ <░░░░░> ░░ 27 ░░░░ 2023 ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░░, ░░░ ░ 2022 ░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░. ░ 2023 ░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░. ░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ <░░░░░> ░░ ░░░░░░░░░ (░░░ 2, ░.░. 20).

░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ 13 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░, ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░ 210 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░).

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ 11 ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ 19 ░░░░░░░ 2003 ░░░░ №23 «░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░», ░░░░░░ ░░ ░░░░, ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░ ░░░░░ ░ ░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░ ░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░░ 138 ░░░ ░░), ░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░. ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░, ░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ (░░░░░ 5 ░░░░░░ 198,░░░░░░ 204 - 207 ░░░ ░░).

░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░, ░░░ ░ 2022 ░ ░ 2023 ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ №17 ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░.

░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░.

░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░.

░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░.░░. 328-330 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░

░░░░░░░░░░:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 11 ░░░░ 2022 ░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ <░░░░░>, ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░.

░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░     /░░░░░░░/       ░.░. ░░░░░░

33-1690/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Анисимова Надежда Александровна
Прокурор г. Салехарда
Ответчики
администрация МО г. Салехард
Суд
Суд Ямало-Ненецкого автономного округа
Судья
Шошина Анна Николаевна
Дело на сайте суда
oblsud.ynao.sudrf.ru
08.06.2023Передача дела судье
11.07.2023Судебное заседание
01.08.2023Судебное заседание
21.08.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
31.08.2023Передано в экспедицию
01.08.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее