Дело № 12-345/2022 УИД 77RS0021-02-2022-000899-36 |
|
РЕШЕНИЕ |
|
г. Архангельск, ул. Р. Куликова, д. 15 |
5 августа 2022 года |
Судья Ломоносовского районного суда города Архангельска Пяттоева Л.Э., рассмотрев жалобу Поповой Е. А. на постановление заместителя начальника Правого управления ФАС России Крюкова А.С. о назначении штрафа по делу <№> об административном правонарушении от <Дата>,
установил:
постановлением заместителя начальника Правого управления ФАС России Крюкова А.С. о назначении штрафа по делу <№> об административном правонарушении от <Дата> должностное лицо – руководитель агентства по тарифам и ценам Архангельской области Попова Е. А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей.
Попова Е.А. не согласился с указанным постановлением, обжаловав его в Пресненский районный суд ....
На основании определения судьи Пресненского районного суда г. Москвы от 21 апреля 2022 года жалоба Поповой Е.А. по подведомственности направлена в Ломоносовский районный суд г. Архангельска.
Жалобу Попова Е.А. мотивирует отсутствием в ее действиях состава вмененного ей правонарушения. Просит данное постановление отменить, ссылаясь на его незаконность.
Изучив материалы дела и рассмотрев доводы жалобы, выслушав объяснения защитников Попова Е.А. – Чертова Д.А. и Рябовой Н.В., позицию заместителя начальника отдела антимонопольного контроля и рекламы Архангельского УФАС России Спириной Т.А., не нахожу правовых оснований для отмены постановления.
В соответствии с частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц - пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - ста тысяч рублей.
Пунктом 6 статьи 23.1 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» предусмотрено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в срок, определенный Правительством Российской Федерации, устанавливают цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), поставляемую покупателям на розничных рынках, в рамках предельных (минимальных и (или) максимальных) уровней цен (тарифов) на розничных рынках, регулирование которых предусмотрено Законом об электроэнергетике, установленных на год федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
В соответствии с пунктом 81 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», предельные минимальные и (или) максимальные уровни тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, устанавливаются Федеральной антимонопольной службой дифференцированно по субъектам Российской Федерации и уровням напряжения в соответствии с пунктом 81 (1) Основ ценообразования № 1178 на долгосрочный период или очередной год. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в рамках указанных предельных уровней в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой, устанавливают единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии.
Согласно п.7 ст.23.1 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов об утверждении им цен (тарифов), устанавливаемых на уровне выше максимального или ниже минимального уровня, установленного федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов, подлежит согласованию с данным федеральным органом исполнительной власти, осуществляемому в порядке, установленном правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, до принятия данного решения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 24 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ, а также пунктом 63 Основ ценообразования №1178, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой, устанавливают на очередной финансовый год на розничном рынке цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании ТСО, включая в том числе единые (котловые) тарифы.
Расчет единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии осуществляется в соответствии с пунктами 50 и 51 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом ФСТ России от 06.08.2004 № 20-э/2.
При этом, в соответствии с пунктом 14 Основ ценообразования №1178, пунктом 3 Порядка формирования сводного прогнозного баланса производства и по ставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации, утвержденного приказом ФСТ России от 12.04.2012 № 53-э/1, расчетный объем производства продукции и (или) оказываемых услуг определяется исходя из формируемого Федеральной антимонопольной службой сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации.
Как усматривается из обжалуемого постановления, основанием для привлечения руководителя агентства по тарифам и ценам Архангельской области Поповой Е.А. к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, послужило то, что Агентством по тарифам и ценам Архангельской области (далее – Агентство) единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии на 2021 год установлены с нарушением пункта 14 Основ ценообразования №1178, пункта 3 Порядка формирования сводного прогнозного баланса и пунктов 50 и 51 Методических указаний № 20-э/2.
Так, приказом ФАС России от 26.11.2020 №1164/20-ДСП утвержден Сводный прогнозный баланс на 2021 год, величина потерь электрической энергии в электрических сетях Архангельской области на 2021 год утверждена в размере 479,06 млн. кВт*ч.
Вместе с тем постановлением Агентства от 30.12.2020 № 75-э/З «Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Архангельской области на 2021 год» величина потерь в сетях ТСО на 2021 год установлена с отклонением от утвержденной в СПБ, в том числе для ПАО «МРСК Северо-Запада» - 363,57 млн. кВт*ч (в СПБ на 202Нод - 349,82 млн. кВт*ч).
Также выявлено нарушение пункта 14 Основ ценообразования №1178, пункта 3 Порядка формирования сводного прогнозного баланса и пунктов 50 и 51 Методических указаний № 20-э/2.
А именно, объем полезного отпуска населению и приравненных к нему категорий потребителей по Архангельской области утвержден Приказом ФАС России № 1164/20-ДСП на 2021 год в размере 1 113,09 млн. кВт*ч, в то время как при расчете единых (котловых) тарифов на 2021 год Агентство использовало величину на уровне 1 089,74 млн. кВт*ч, то есть ниже значения, утвержденного Федеральной антимонопольной службой в Сводном прогнозном балансе на 2021 год.
Выявив допущенные Агентством нарушения, ФАС России, руководствуясь пунктом 10 Правил отмены решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, а также решений органов местного самоуправления поселений или городских округов, принятых во исполнение переданных им полномочий по государственному регулированию тарифов на тепловую энергию, в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2004 №123, пунктом 1.11 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или при исполнении полномочий органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов, надбавок) в сфере электроэнергетики, утвержденного приказом ФАС России от 21.08.2020 № 769/20, приказом ФАС России от 23.04.2021 № 388/21 «Об отмене постановления Агентства по тарифам и ценам Архангельской области» отменила Постановление Агентства от 30.12.2020 № 75-э/З.
Таким образом, Агентством допущены нарушения установленного порядка ценообразования, в частности пункта 14 Основ ценообразования № 1178, пункта 3 Порядка формирования сводного прогнозного баланса и пунктов 50 и 51 Методических указаний №20-э/2 при принятии и введении в действие Постановления Агентства от 30.12.2020 №75-э/3, что образует состав административного правонарушения предусмотренного ч.2 ст.14.6 КоАП РФ.
Установив допущенные нарушения, должностное лицо ФАС России с учетом положений ст.2.4 КоАП РФ обоснованно привлекло руководителя Агентства Попову Е.А. к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Правильность выводов должностного лица о событии административного правонарушения и вине руководителя Агентства в его совершении подтверждается приведенными в постановлении доказательствами, которые получены уполномоченными должностными лицами с соблюдением установленного законом порядка и отнесены статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к числу доказательств по делу об административном правонарушении.
Обстоятельства, подлежащие в силу статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выяснению по делу об административном правонарушении, должностным лицом выяснены.
Доказательства оценены по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в их совокупности с изложением в постановлении мотивов.
Материалы дела об административном правонарушении не содержат доказательств тому, что Попова Е.А. как руководитель Агентства приняла все зависящие от нее меры по соблюдению порядка ценообразования.
Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении, установленный главой 29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должностным лицом соблюден.
Дело по ч.2 ст.14.6 КоАП РФ в отношении руководителя Агентства Поповой Е.А. правомерно рассмотрено, а постановление вынесено должностным лицом управления ФАС России на основании пункта 5.13 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331 и статьи 23.51 КоАП ФАС России.
Доводы, приведенные заявителем в жалобе, об отсутствии события административного правонарушения, отсутствия вины в совершении административного правонарушения, опровергаются совокупностью установленных в ходе производства по данному делу обстоятельств и исследованных доказательств, которые не позволяют прийти к выводу о том, что руководителем Агентства Поповой Е.А. предприняты достаточные и исчерпывающие меры для соблюдения требований пункта 14 Основ ценообразования № 1178, пункта 3 Порядка формирования сводного прогнозного баланса и пунктов 50 и 51 Методических указаний № 20-э/2 при принятии и введении в действие Постановления Агентства от 30.12.2020 № 75-э/3, которое было отменено приказом ФАС России от 23.04.2021 № 388/21 «Об отмене постановления Агентства по тарифам и ценам Архангельской области».
Приказ ФАС России от 23.04.2021 № 388/21 опубликован на официальном сайте ФАС России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» 23.04.2021.
Учитывая изложенное, нормы материального права в постановлении применены и истолкованы правильно.
Административное наказание руководителю Агентства Поповой Е.А. назначено в пределах санкции части 1 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является минимальным и изменению не подлежит.
Оснований для применения части 2.2 статьи 4.1 КоАП РФ, согласно которой при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности лица, судья, рассматривающий жалобу на постановление по делу об административном правонарушении, может назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью, не имеется.
Вопреки доводам жалобы в рассматриваемом случае оснований для применения положений статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не имеется.
В пункте 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Поскольку объективная сторона вменяемого руководителю Агентства Поповой Е.А. административного правонарушения выражается в нарушении установленного порядка ценообразования, оно малозначительным признано быть не может, поскольку существенно нарушает охраняемые общественные отношения.
Руководствуясь пунктом части 1 статьи 30.7 и статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
Постановление заместителя начальника Правого управления ФАС России Крюкова А.С. о назначении штрафа по делу <№> об административном правонарушении от <Дата> оставить без изменения, жалобу Поповой Е. А. – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение десяти суток с момента вручения или получения копии решения.
Судья Л.Э. Пяттоева
Копия верна
Судья Л.Э. Пяттоева