38RS0031-01-2019-003828-38
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
09 июня 2020 года г. Иркутск
Иркутский районный суд в составе: председательствующего судьи Коткиной О.П., при секретаре ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску ФИО1 к министерству имущественных отношений Иркутской области о признании незаконным отказ в предоставлении земельного участка, признании права собственности на земельный участок,
УСТАНОВИЛ:
В обоснование заявленных требований истец указал, что на основании постановления мэра Иркутского района №.2 от **/**/**** согласован перевод лесных земель из Ангарского лесхоза Худяковского лесничества ...., .... на общей площади 47 га лесов 1 группы в нелесные для строительства потребительского садоводческого кооператива «Авиатор-4».
Постановлением мэра .... № от **/**/**** «О выделении земельного участка садоводческому кооперативу «Авиатор-4» из земель Ангарского лесхоза Худяковского лесничества ...., .... изъят земельный участок общей площадью 47 га лесов 1 группы и предоставлен садоводческому кооперативу Авиатор-4».
СК «Авиатор-4» фактически был создан в 1997 году и приступил к освоению земельного участка.
С момента создания и по настоящее время СНТ «Авиатор-4» постоянно, непрерывно, открыто пользуется земельным участком в границах согласно плану землепользования (в границах с кадастровым номером №), споров по существующим границам нет.
Истица с 2003 года является членом СНТ «Авиатор-4», в ее законном пользовании находится земельный участок №. Данным участком истец пользуется постоянно по назначению.
**/**/**** обратилась в министерство имущественных отношений .... с заявлением о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка по адресу: ...., СНТ «Авиатор-4», участок №.
В обоснование отказа министерство указало, что СНТ «Авиатор-4» ИНН №, созданное **/**/**** не является правопреемником СНТ «Авиатор-4», проезд к СНТ «Авиатор-4» отсутствует, земельные участки не освоены.
С данными основаниями истица не согласна, указав, что СНТ «Авиатор-4» ведет хозяйственную деятельность на земельном участке с кадастровым номером №. В СНТ имеется дрога. В 1995 году за счет средств членов СНТ была сделана дорога, каждый год осуществляется ее содержание. Начиная с 2010 года, СНТ «Авитатор-4» уточнены границы земельного участка, разработан проект организации и застройки территории СНТ «Авиатор-4». В СНТ «Авиатор-4» заключен договор на вывоз и утилизацию ТКО, ведется работа по подготовке к подключению электроснабжения.
С учетом уточнения заявленных требований, просит признать отказ министерства имущественных отношений ...., изложенный в письме от **/**/**** №Ф/17 незаконным, возложить на министерство имущественных отношений .... обязанность повторно рассмотреть заявление ФИО3 о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно в соответствии с требованиями действующего законодательства, признать за ФИО1 право на оформление земельного участка, расположенного по адресу: ...., СНТ «Авиатор-4», участок № в собственность бесплатно.
Истец ФИО1, представитель истца ФИО4, действующая на основании доверенности, а также представляя интересы третьего лица СНТ «Авиатор-4» заявленные требования поддержали по доводам иска.
Представитель министерства имущественных отношений .... ФИО5, действующий на основании доверенности, в судебном заседании против заявленных требований возражал, полагая, что спорные правоотношения между сторонами должны рассматриваться в порядке административного судопроизводства, а истцом не представлено доказательств наличия прав на бесплатное получение земельного участка в собственность без проведения торгов. Истец не состоит на учете в качестве нуждающегося в получении садовых, огородных и дачных земельных участков. Постановлением мэра .... от **/**/**** № садоводческому кооперативу «Авиатор-4» предоставлен земельный участок общей площадью 47 га для организации коллективного садоводства. Однако правопреемство между СН «Авиатор-4» и СНТ «Авитаор-4» отсутствует. Министерством имущественных отношений совместно с ОГКУ «Фонд имущества ....» провело обследование земельного участка СНТ «Авиатор-4» и установлено, что подъезд к земельному участку возможен только на мощной технике, через заболоченную пойму .... также проезд невозможен. Согласно космоснимкам территория СНТ не освоена, отсутствуют строения, ограждение, дорожная сеть, разбивка территории на индивидуальные участки. Спорный земельный участок расположен на земельном участке с кадастровым номером №, при этом у СНТ «Авиатор-4» также отсутствует подтверждение какого – либо вещного права на данный земельный участок.
Суд, выслушав пояснения участников процесса, исследовав представленные по делу доказательства, приходит к следующему.
Согласно частям 1, 3 статьи 36 Конституции РФ граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю.
Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.
Таким законом является, в том числе Земельный кодекс РФ.
В соответствии с пунктом 2 статьи 15 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с данным кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
На основании ст. 27 Земельного кодекса РФ, оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.
Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.
Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В силу пункта 1 статьи 8 Гражданского кодекса РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Согласно статье 39.2 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).
В соответствии с частью 4 статьи 11.4 Земельного кодекса РФ раздел земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства, осуществляется в соответствии с проектом межевания территории. При разделе такого земельного участка могут быть образованы один или несколько земельных участков, предназначенных для ведения гражданином садоводства, огородничества или дачного строительства либо относящихся к имуществу общего пользования.
При этом земельный участок, раздел которого осуществлен, сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок).
Согласно части 3 статьи 14 действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» земельные участки, образованные в соответствии с проектом межевания территории из земельного участка, предоставленного садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению, предоставляются членам такого объединения в соответствии с распределением образованных или образуемых земельных участков в собственность или аренду без проведения торгов в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации. Садовые, огородные или дачные земельные участки предоставляются в собственность бесплатно в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
В силу части 5 статьи 18 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» каждому члену садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения в течение трех месяцев со дня приема в его члены правление такого объединения обязано выдать членскую книжку или другой заменяющий ее документ.
Статьей 28 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» в его первоначальной редакции предусматривалось, что садоводам, огородникам, дачникам и их садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям, получившим земельные участки из государственных и муниципальных земель на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования, аренды или срочного пользования, не может быть отказано в приватизации таких земельных участков, за исключением установленных федеральными законами случаев запрета на передачу земельных участков в частную собственность (пункт 1).
Граждане вправе в индивидуальном порядке приватизировать закрепленные за ними садовые, огородные и дачные земельные участки. При наличии встречных требований к границам земельных участков спор рассматривается органом местного самоуправления или в суде.
В случае несоответствия фактической площади садовых, огородных и дачных земельных участков площади таких участков, указанной в ранее принятых решениях, орган местного самоуправления вправе закрепить садовые, огородные и дачные земельные участки в новых границах или потребовать восстановления прежних границ (пункт 3).
Таким образом, с вступлением в силу данного закона граждане приобрели право на индивидуальную приватизацию предоставленных на законном основании для ведения садоводства земельных участков.
Последующая редакция пункта 4 статьи 28 Закона о садоводческих объединениях, вступившая в силу с 1 сентября 2006 г. (Федеральный закон от 30 июня 2006 г. N 93-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества") также предусматривала, что в случае, если земельный участок, составляющий территорию садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, предоставлен данному некоммерческому объединению либо иной организации, при которой до вступления в силу Закона о садоводческих объединениях было создано (организовано) данное некоммерческое объединение, гражданин, являющийся членом данного некоммерческого объединения, имеет право бесплатно приобрести в собственность земельный участок, предоставленный ему в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документом. Предоставление в указанном случае такого земельного участка в собственность этого гражданина осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, обладающими правом предоставления такого земельного участка, на основании заявления этого гражданина или его представителя.
При этом последующие редакции статьи 28 Закона о садоводческих объединениях не содержали указания на отмену или прекращение ранее возникших прав на индивидуальную приватизацию садовых участков и не ставили их в зависимость от основания предоставления земельного участка.
В соответствии с Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ статья 28 Закона о садоводческих объединениях утратила силу с 1 марта 2015 года.
Условия и порядок приобретения в собственность земельного участка членами садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан определяются пунктами 2.7 - 2.10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", введенным Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ.
Пунктом 2.7 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» устанавливается исчерпывающий перечень условий, при соблюдении которых до 31 декабря 2020 года члены садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан имеют право приобрести земельный участок, предназначенный для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, в собственность бесплатно:
- земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу настоящего Федерального закона для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства указанному объединению либо иной организации, при которой было создано или организовано указанное объединение;
- по решению общего собрания членов указанного объединения (собрания уполномоченных) о распределении земельных участков между членами указанного объединения либо на основании другого устанавливающего распределение земельных участков в указанном объединении документа земельный участок распределен данному члену указанного объединения;
- земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд.
Согласно пункту 2.8 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» в случае, предусмотренном пунктом 2.7 настоящей статьи, предоставление земельного участка в собственность гражданина осуществляется на основании решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления на основании заявления гражданина или его представителя. К указанному заявлению прилагаются:
схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленная гражданином. Представление данной схемы не требуется при наличии утвержденного проекта межевания территории, в границах которой расположен земельный участок, проекта организации и застройки территории некоммерческого объединения граждан либо при наличии описания местоположения границ такого земельного участка в Едином государственном реестре недвижимости;
протокол общего собрания членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан (собрания уполномоченных) о распределении земельных участков между членами указанного объединения, иной устанавливающий распределение земельных участков в этом объединении документ или выписка из указанного протокола или указанного документа.
В случае, если ранее ни один из членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан не обращался с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, указанные в органы самостоятельно запрашивают:
сведения о правоустанавливающих документах на земельный участок, составляющий территорию этого объединения, в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (далее - орган регистрации прав), если такие сведения содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (в иных случаях такие сведения запрашиваются у заявителя);
сведения об этом объединении, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц, в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц.
В силу требований пункта 2.10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение четырнадцати дней с даты получения указанных в пункте 2.8 или 2.9 настоящей статьи заявления и документов обязан принять решение о предоставлении в собственность указанного в пункте 2.7 настоящей статьи земельного участка либо об отказе в его предоставлении.
Основанием для отказа в предоставлении в собственность земельного участка является установленный федеральным законом запрет на предоставление земельного участка в частную собственность.
Судом установлено, что СНТ «Авиатор-4» создано на основании протокола общего собрания учредителей от **/**/****.
Утвержден Устав СНТ «Авиатор-4», согласно которому предметом деятельности товарищества является удовлетворение материальных ценностей и иных потребностей членов Товарищества в результате выращивания ими на земельных участках ягодных, овощных и иных сельскохозяйственных культур.
В качестве юридического лица СНТ «Авиатор-4»зарегистрировано **/**/****.
Согласно выписке из протокола общего собрания № от **/**/****, истцу ФИО1 распределен земельный участок № в СНТ «Авиатор-4».
Постановлением мэра .... от **/**/**** № из земель Ангарского лесхоза Худяковского лесничества .... изъят земельный участок общей площадью 47 га лесов 1 группы и предоставлен садоводческому кооперативу «Авиатор-4» для организации коллективного садоводства.
Из представленных материалов землеустроительного дела Авиакомпании «Байкал» садоводства Авиатор-4 следует, что учредителями: Авиакомпанией «Байкал» и Аэропорт – Иркутск создан садоводческий кооператив «Авиатор-4», утвержден устав, что подтверждается выпиской из протокола и организации собрания садоводческого кооператива «Авиатор-4» от **/**/****.
Согласно Уставу садоводческого кооператива «Авиатор-4», следует, что кооператив образован в соответствие с решением собрания его учредителей от **/**/**** и создан для содействия его членам в освоении садоводческих участков.
Из материалов землеустроительного дела также усматривается, что **/**/**** коллектив авиакомпании «Байкал» в лице генерального директора ФИО6 обратился в адрес главы .... с заявлением о выделении земельного участка для садоводства на 400 человек из расчета 10 соток на человека.
Из содержания представленной в материалы дела справки об использовании земельного участка отвода садоводству «Авиатор-4» следует, что садоводство «Авиатор-4» организованно на общем собрании личного состава аэропорта Иркутск, авиакомпании «Байкал» **/**/****. Земля под садоводство отведена на основании акта выбора и обследования земельных участков комиссией ....ной администрацией в количестве 47 га. Генеральный план садоводства выполнен Иркутским филиалом института ГИПРОЗЕМ.
ФИО1 обратилась в министерство имущественных отношений .... с заявлением о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка по адресу: ...., ....
Письмом № от **/**/**** в предоставлении земельного участка ФИО1 в собственность бесплатно было отказано по тем основаниям, что отсутствует правопреемство между СК «Авиатор-4» и СНТ «Авиатор-4», а также указал на то, что территория СНТ «Авиатор-4» не разработана, отсутствует проезд к земельному участку, на территории отсутствуют строения.
Вместе с тем, факт наличия правопреемства между указанными юридическими лицами был подтвержден вступившими в законную силу решениями Иркутского районного суда ...., в частности, решением Иркутского районного суда от **/**/**** по гражданскому делу № по иску ФИО1 к Министерству имущественных отношений .... о признании права собственности на земельный участок, признании незаконным отказа ответчика в предоставлении земельного участка в собственность.
При рассмотрении указанного гражданского дела было установлено, что действующее в настоящее время СНТ «Авиатор-4» осуществляет свою деятельность в границах земельного участка отведенного постановлением мэра .... № от **/**/**** садоводческому кооперативу «Авиатор-4».
Граждане, фактически ведут садоводческую деятельность на указанном участке с 1997 года по настоящее время.
Из материалов землеустроительного дела следует, что наименование объединения садоводов «Авиатор-4» в официальных документах звучит как «садоводческий кооператив», «садоводство».
Согласно представленной выписке из Единого государственного реестра недвижимости земельный участок с кадастровым номером № расположен по адресу: .... ...., имеет площадь 269940 кв.м., с кадастровой стоимостью № рублей.
Согласно представленному заключению кадастрового инженера спорный участок по представленным координатам находится полностью в границах земельного участка с кадастровым номером №. Сведения о правообладателе данного земельного участка в ЕГРН отсутствуют.
Из материалов дела следует, что ФИО1 пользуется земельным участком, площадью 1145,00 кв.м., расположенным в СНТ «Авиатор-4» по адресу: ...., .... .... №.
Факт того, что спорный земельный участок полностью располагается в границах земельного участка с кадастровым номером №, не оспаривается ответчиком и при рассмотрении настоящего гражданского дела.
Отказывая в предоставлении истцу испрашиваемого земельного участка в собственность бесплатно, Министерство имущественных отношений .... ссылается на отсутствие установленных законом права на приобретение земельного участка без проведения торгов.
Вместе с тем, испрашиваемый земельный участок предоставлен истице как члену СНТ для ведения садоводства, что подтверждается членской книжкой, данный участок она праве оформить в собственность.
Гарантированное Конституцией Российской ФИО1 право гражданина на предоставление в собственность бесплатно спорного земельного участка не может быть поставлено в зависимость от бездействия садоводческого объединения по исполнению обязанности зарегистрировать факт своего создания на основании собрания участников садоводческого кооператива «Авиатор-4» и последующее приведение учредительных документов и регистрации садоводческого объединения граждан в предусмотренной законодательством организационно-правовой форме.
Также не предусмотрено законом и не является обоснованным основание к отказу отсутствие проезда к участку. Организация дорог и других объектов общего пользования в целях ведения хозяйственной деятельности СНТ является предметом деятельности органов управления СНТ, и не может являться ограничением к оформлению своих прав на земельные участки членами СНТ.
Поскольку оспариваемый отказ Министерства имущественных отношений Иркутской области, изложенный в письме от **/**/****, не отвечает требованиям закона, суд приходит к выводу не только о признании его незаконным, но и возложении на Министерство имущественных отношений Иркутской области обязанности по восстановлению прав истца путем повторного рассмотрения заявления ФИО1 о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно в соответствии с требованиями действующего земельного законодательства.
Доводы стороны ответчика о том, что данный спор подлежал рассмотрению и разрешению в порядке Кодекса административного судопроизводства РФ, суд отклоняет, исходя из следующего.
Частью 1 статьи 1 КАС РФ предусмотрено, что настоящий Кодекс регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.
Статьями 2 и 22 ГПК РФ установлено, что в рамках гражданского судопроизводства рассматриваются и разрешаются дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правонарушений.
По смыслу приведенных законоположений предметом судебного разбирательства в исковом производстве является спор о праве, тогда как в производстве, возникающем из административных, публичных правоотношений - законность актов органов государственной власти.
В силу ч. 6 ст. 218 КАС РФ не подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, административные исковые заявления о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в случаях, если проверка законности таких решений, действий (бездействия) осуществляется в ином судебном порядке.
Из содержания указанных процессуальных норм следует недопустимость инициирования административного производства в рамках Кодекса административного судопроизводства РФ в случае, если порядок рассмотрения и разрешения заявления регламентируется нормами Гражданского процессуального кодекса РФ.
С учетом изложенного, заявление о признании незаконным ненормативного акта о предоставлении либо об отказе в предоставлении земельного участка в собственность, в аренду либо на ином праве, подлежат рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства.
ФИО1 в рамках рассмотрения настоящего дела заявлены требования о признании незаконным отказа Министерства имущественных отношений Иркутской области в предоставлении в собственность земельного участка, и о признании права на оформление в собственность земельного участка, то есть требования, которые в их совокупности и взаимосвязи сводятся к приобретению в собственность земельного участка. В данном случае имеет место спор о праве, который не может быть разрешен в порядке административного судопроизводства.
В связи с тем, что на министерство имущественных отношений Иркутской области возложена обязанность по повторному рассмотрению заявления ФИО1, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований ФИО1 о признании права на оформление земельного участка в собственность.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление ФИО1 к министерству имущественных отношений Иркутской области – удовлетворить частично.
Признать незаконным отказ министерства имущественных отношений Иркутской области в предоставлении ФИО1 в собственность бесплатно земельного участка, расположенного по адресу: ...., .... №, изложенный в ответе № от **/**/****.
Обязать министерство имущественных отношений Иркутской области устранить нарушения прав ФИО1 путем повторного рассмотрения заявления.
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к министерству имущественных отношений Иркутской области о признании права на оформление земельного участка в собственность – отказать.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Иркутский районный суд в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме.
Судья О.П. Коткина.