Решение по делу № 2-236/2023 от 18.10.2023

дело №2-236/2023

24RS0052-01-2023-000309-02

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

         18 декабря 2023 года                                                      с. Туруханск Красноярский край

Туруханский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Житниковой Л.В.,

при секретаре Ковалевой А.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Коноваловой Людмилы Николаевны об установлении факта проживания в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям,

У С Т А Н О В И Л:

Коновалова Л.Н. обратилась в суд с заявлением об установлении факта постоянного проживания в районе Крайнего Севера – п. Бор Туруханского района Красноярского края в период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года. В обоснование заявления указала, что она обратилась в Администрацию Туруханского района Красноярского края с заявлением о включении ее в ведомственную целевую программу переселения из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Ей направлен отказ в постановке на учет, в виду отсутствия документов, подтверждающих факт проживания в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года. В данный период времени заявитель была зарегистрирована по адресу: г. Новосибирск, ул. <адрес>, однако фактически весь этот период проживала в п. Бор Туруханского района и была трудоустроена: с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. в Борской геофизической экспедиции (район Крайнего Севера); с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. состояла на учете в качестве безработного; с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. в Борской средней школе Туруханского района, с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. в администрации Борского сельсовета, с ДД.ММ.ГГГГ. по настоящее время в Борской средней школе. Самостоятельно документально подтвердить факт проживания в период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ заявителю не представляется возможным, поскольку в указанный период она проживала в п. Бор без регистрации. Установление факта проживания в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям необходим заявителю для реализации ее прав, предусмотренных Федеральным законом от 25.10.2002 №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», в частности для постановки на учет в качестве гражданина, имеющего право на получение жилищного сертификата.

Заявитель Коновалова Л.Н. извещенная надлежаще, в судебное заседание не явилась. В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ года заявленные требования поддержала, суду пояснила, что в сентябре ДД.ММ.ГГГГ года приехала из г. Новосибирска в п. Бор Туруханского района, с мужем и с дочкой, для работы в Борской геофизической экспедиции. После увольнения из экспедиции по сокращению штата в ДД.ММ.ГГГГ году, осталась жить в п. Бор. В п. Бор она родила двоих сыновей - ФИО13. ДД.ММ.ГГГГ.р. и ФИО14. ДД.ММ.ГГГГ.р., которые посещали детский сад п. Бор и окончили Борскую среднюю школу. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проживала по адресу: п. Бор ул. <адрес>, где имела временную регистрацию. Из поселка Бор на другое постоянное место жительства не переезжала, выезжала только в отпуск. Просила заявленные требования удовлетворить.

Представитель заинтересованного лица – администрации Туруханского района в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом. Направил в суд отзыв на заявление, в котором просил рассмотреть дело в своё отсутствие, не возражал по удовлетворению заявленных Коноваловой Л.Н. требований.

Суд, в силу ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.

Огласив и исследовав в полном объеме материалы дела, суд приходит к следующему.

          В силу пункта 1 части 1 статьи 262 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение, рассматриваются судом в порядке особого производства.

          В соответствии со ст. 264 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций. Суд рассматривает дела об установлении других имеющих юридическое значение фактов.

          На основании ст. 265 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов.          В соответствии с частью 1 статьи 27 Конституции РФ каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

Пунктом 1 статьи 20 Гражданского кодекса РФ установлено, что местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

При этом положения данной нормы закона не содержат указания на то, что место жительства гражданина определяется по месту его регистрации.

Понятие места жительства и связанные с ним права и обязанности гражданина определяются комплексом норм, закрепленных как в статье 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, Законе Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", так и в других нормативных актах.

При этом место жительства гражданина может быть установлено судом на основании различных юридических фактов, не обязательно связанных с регистрацией его компетентными органами, а также видом такой регистрации, поскольку согласно статье 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В силу положений статьи 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Такие дополнительные гарантии социальной защиты для лиц, проработавших определенное время в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, предусмотрены Федеральным законом от 25.10.2002 N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".

Согласно преамбуле вышеназванного Федерального закона, данный Закон устанавливает право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений и условия их предоставления гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года, в соответствии с нормами этого Федерального закона.

Абзац первый статьи 1 Федерального закона от 25.10.2002 N 125-ФЗ закрепляет право на получение жилищных субсидий за гражданами, прибывших в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не обеспеченные жилыми помещениями для постоянного проживания на территории Российской Федерации, расположенными за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В силу положений статей 3 и 4 Федерального закона от 25.10.2002 N 125-ФЗ постановка на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с настоящим Федеральным законом, и определение размера жилищных субсидий осуществляются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту жительства таких граждан. Осуществление государственных полномочий субъектов Российской Федерации по постановке на учет и учету граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, законами субъектов Российской Федерации может быть передано органам местного самоуправления. Право граждан, выезжающих или выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на получение и использование жилищных субсидий подтверждается государственным жилищным сертификатом.

Порядок регистрации и учета граждан Российской Федерации, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета в соответствии с указанным Федеральным законом установлен Положением о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2002 N 879 (далее - Положение).

Пунктами 2, 3 и 4 указанного Положения предусматривается, что регистрация и учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, производятся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту их постоянного проживания. Осуществление полномочий по регистрации и учету граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать органам местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации, которые, в свою очередь, к работе по постановке на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, могут привлекать общественные жилищные комиссии.

Согласно п. 8 Положения регистрация и учет граждан Российской Федерации, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не ранее 1 января 1992 года, имеющих право на получение в соответствии с Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета, производятся по месту жительства таких граждан в соответствии с действующим на территории субъектов Российской Федерации порядком регистрации и учета указанной категории граждан.

В соответствии с пунктом 9 главы II указанного Положения для регистрации и постановки на учет гражданин, имеющий право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в соответствии с Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", представляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (орган местного самоуправления) по месту жительства следующие документы: а) заявление по форме согласно приложению N 1; б) копии документов, удостоверяющих личность заявителя и проживающих с ним членов семьи; в) копии документов, подтверждающих родственные отношения заявителя и членов его семьи (свидетельства о браке (свидетельства о расторжении брака, записи актов гражданского состояния), свидетельства о рождении (страницы паспорта гражданина Российской Федерации с внесенными сведениями о детях и семейном положении), свидетельства об усыновлении); г) документ, подтверждающий общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (копия трудовой книжки либо документ, выданный Пенсионным фондом Российской Федерации); д) копия пенсионного удостоверения или справка о пенсионном обеспечении из органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, - для пенсионеров; справка об инвалидности - для инвалидов I и II групп, а также для инвалидов с детства; е) копии правоустанавливающих документов на жилые помещения, принадлежащие на праве собственности заявителю и (или) членам его семьи, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости; ж) документы, содержащие сведения о проживании заявителя в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в период с 31 декабря 1991 г. до 1 января 2015 г. (копия паспорта гражданина Российской Федерации с отметкой о регистрации по месту жительства, либо выписка из домовой книги (копия поквартирной карточки), либо справка, содержащая сведения о регистрации по месту жительства, выданная территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере миграции).

Согласно пункту 12 Положения, решение о постановке на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, или об отказе в постановке на учет принимается органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации (органами местного самоуправления) не позднее чем через 15 рабочих дней с даты регистрации заявлений граждан.

Основанием для отказа в постановке на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, является: а) несоответствие гражданина требованиям, указанным в статье 1 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" либо в статье 2 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из закрывающихся населенных пунктов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях"; б) непредставление или неполное представление документов, указанных в пункте 9 либо пункте 9 (1) настоящего Положения; в) недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах.

Согласно статьям 56, 67 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, и суд оценивает имеющиеся в деле доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, Коновалова Людмила Николаевна родилась ДД.ММ.ГГГГ года в г. <данные изъяты>, зарегистрирована по адресу: Красноярский край, Туруханский район, п. Бор, ул. <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ года, что подтверждается копией паспорта серии <данные изъяты> выданный ДД.ММ.ГГГГ года ОВД Заельцовского района г. Новосибирска и выпиской из домовой книги (л.д. 6-7,16).

Согласно копии паспорта Коноваловой Л.Н. в период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. она была зарегистрирована по месту жительства по адресу: г. Новосибирск ул. <адрес> (л.д.8).

          Справками МСЭ выданными Туруханским районным бюро подтверждается, что с ДД.ММ.ГГГГ года Коноваловой Л.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения установлена третья группа инвалидности по общему заболеванию, с ДД.ММ.ГГГГ года инвалидность установлена бессрочно (л.д.25-32).

Из материалов дела следует, что Коновалова Л.Н. обратилась в администрацию Туруханского района Красноярского края с заявлением о постановке на учет в качестве гражданина, имеющего право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, в чем ей было отказано в связи с недостаточным стажем работы и проживания в районах Крайнего Севера (л.д.40, 41, 42).

Справкой главы Борского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ. подтверждается, что Коновалова Л.Н., ДД.ММ.ГГГГ.р. проживала и была зарегистрирована по месту пребывания в районе Крайнего Севера по адресу: Красноярский край Туруханский район, п. Бор, ул. <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.12).

Копией трудовой книжки Коноваловой Л.Н. (л.д. 8-11) подтверждаются следующие периоды работы в районах Крайнего Севера:

- с ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ г., Борская геофизическая экспедиция, рабочий 2 разряда полевой партии;

- с ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ г., Борская геофизическая экспедиция, техник-топограф полевой партии;

- с ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ г., Борская средняя школа Туруханского района, воспитатель детской площадки;

- с ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ г., Борская средняя школа Туруханского района, гардеробщик;

- с ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ г., администрация Борского сельсовета Туруханского района, сторож-дворник;

- с ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ г., администрация Борского сельсовета Туруханского района, сторож-дворник;

- с ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ г., администрация Борского сельсовета Туруханского района, сторож-дворник;

- с ДД.ММ.ГГГГ г. по настоящее время, Борская средняя школа Туруханского района, рабочий по комплексному обслуживанию зданий.

          Согласно справки КГКУ «ЦЗН Туруханского района» № от ДД.ММ.ГГГГ., Коновалова Л.Н. в период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. была зарегистрирована в целях поиска подходящей работы (л.д. 13).

          Справкой КГКУ «ЦЗН Туруханского района» № от ДД.ММ.ГГГГ., подтверждается, что Коновалова Л.Н. в периоды с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ., с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. состояла в центре занятости на учете и получала пособие по безработице (л.д. 14).

          Справкой КГКУ «ЦЗН Туруханского района» № от ДД.ММ.ГГГГ., подтверждается, что Коновалова Л.Н. в периоды с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. была зарегистрирована в целях поиска подходящей работы, выплата пособия по безработице производилась в период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. и в период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. (л.д. 15).

          Копиями свидетельств о рождении, подтверждается, что Коновалова Л.Н. имеет троих детей: ФИО15, родилась ДД.ММ.ГГГГ года в г. <данные изъяты> (II-ЕТ №); ФИО16, родился ДД.ММ.ГГГГ года в г. <данные изъяты> (IV-TN №); ФИО17, родился ДД.ММ.ГГГГ года в п. <данные изъяты> Туруханского района Красноярского края (VI-БА №) (л.д.33, 34).

          Справками выданными МБОУ «Борская средняя школа» от ДД.ММ.ГГГГ года № и №, подтверждается, что ФИО18., ДД.ММ.ГГГГ года рождения обучался в Борской средней школе с ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ г.; ФИО19., ДД.ММ.ГГГГ года рождения обучался в Борской средней школе с ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ г. (л.д.35, 36, 37).

          Согласно копии свидетельства о расторжении брака I-БА №, выданного отделом ЗАГС администрации Туруханского района, брак зарегистрированный ДД.ММ.ГГГГ. между ФИО20 и Коноваловой Л.Н., расторгнут ДД.ММ.ГГГГ года (л.д.39).

          Согласно справки № от ДД.ММ.ГГГГ года из архивного отдела Администрации Туруханского района, ФИО21., ДД.ММ.ГГГГ года рождения работал в Борском муниципальном многоотраслевом производственном предприятии ЖКХ п. Бор Туруханского района Красноярского края, машинистом котельной установки, с ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ г. (л.д.43).

           Допрошенные в судебном заседании свидетели ФИО22., ФИО23., будучи предупрежденные об уголовной ответственности, суду пояснили, что Коновалова Л.Н. приехала в п. Бор Туруханского района в ДД.ММ.ГГГГ году для работы в Борской геофизической экспедиции, которая в ДД.ММ.ГГГГ году была ликвидирована, однако Коновалова Л.Н. со своей семьей осталась жить в п. Бор, где до настоящего времени проживает и работает. Имеет троих детей Ларису, Антона и Константина, которые окончили Борскую среднюю школу. Свидетель ФИО24 подтвердила, что Коновалова Л.Н. с ДД.ММ.ГГГГ года является получателем пенсии по инвалидности, которую ежемесячно получает на почте лично.

Таким образом, судом достоверно установлено, что Коновалова Л.Н. в период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года фактически проживала в п. Бор Туруханского района Красноярского края и осуществляла свою трудовую деятельность на территории Туруханского района Красноярского края.

В соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 03 января 1983 года № 12 Туруханский район Красноярского края отнесен к местности, приравненной к районам Крайнего Севера.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для установления факта проживания Коноваловой Л.Н.. в период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, а именно в п. Бор Туруханского района Красноярского края, в связи с чем заявленные требования подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198, статьёй 264 Гражданского процессуального кодекса российской Федерации, суд

                                                             Р Е Ш И Л:

заявление Коноваловой Людмилы Николаевны об установлении факта, имеющего юридическое значение, удовлетворить.

Установить факт проживания Коноваловой Людмилы Николаевны, родившейся ДД.ММ.ГГГГ года, в районах Крайнего Севера с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года.

Решение может быть обжаловано в месячный срок в Красноярский краевой суд со дня принятия решения суда в окончательной форме, с подачей жалобы через суд, поставивший решение.

Председательствующий                              Л.В. Житникова

Решение суда в окончательной форме принято 22.12.2023 года.

2-236/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Коновалова Людмила Николаевна
Другие
Администрация Туруханского района
Суд
Туруханский районный суд Красноярского края
Судья
Житникова Лада Владимировна
Дело на сайте суда
turuh.krk.sudrf.ru
18.10.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.10.2023Передача материалов судье
20.10.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.10.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.10.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.11.2023Судебное заседание
18.12.2023Судебное заседание
22.12.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.12.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.12.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее