Судья 1-й инстанции: Изотенко Д.А. Дело № 33а-9307/2020
(дело № 2а-893/2020)
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Симферополь 01 декабря 2020 года
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе
председательствующего Павловского Е.Г.
судей Мостовенко Н.Р. и Кучеренко Н.В.,
при секретаре Козлове В.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ростовской таможни к Супруну Валерию Владимировичу о взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, по апелляционной жалобе Супруна Валерия Владимировича на решение Алуштинского городского суда Республики Крым от 22 июля 2020 года, которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Крым Павловского Е.Г., пояснения Супруна В.В. поддержавшего доводы жалобы, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым,
установила:
представитель Таганрогской (Ростовской) таможни обратился в суд с иском о взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций. В обоснование заявленных требований ссылается на то, что согласно пассажирской таможенной декларации от 09 сентября 2017 года № Супруном В.В. был временно ввезён на таможенную территорию ЕАЭС автомобиль марки ВАЗ-2107, 1988 года выпуска, государственный регистрационный знак <данные изъяты>, VIN: <данные изъяты>. В пассажирской таможенной декларации определён срок временного ввоза до 09 сентября 2018 года. В дальнейшем срок временного ввоза автомобиля не продлевался. Вместе с тем, в установленный срок, автомобиль не был вывезен с таможенной территории ЕАЭС. Поскольку временно ввезённое транспортное средство до истечения установленного таможенным органом срока ответчиком не было вывезено либо задекларировано с целью выпуска, то у Супруна В.В. в соответствии с таможенным законодательством возникла обязанность по оплате таможенных платежей и пени. Просит суд взыскать с Супруна В.В. <данные изъяты> рубля 04 копейки таможенных платежей и пени в размере <данные изъяты> рубль 82 копейки.
Решением Алуштинского городского суда Республики Крым от 22 июля 2020 года административное исковое заявление удовлетворено в полном обмене.
Супрун В.В., не согласившись с вынесенным решением, обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Алуштинского городского суда Республики Крым от 22 июля 2020 года и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы указывает на то, что административным истцом пропущен срок подачи иска. Также указывает на то, что он освобождён от уплаты таможенных платежей в связи с тем, что он получил гражданство Российской Федерации в порядке пункта 1 части 8 статьи 14 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации».
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Решение суда по административному делу о взыскании обязательных платежей и санкций принимается по правилам, установленным главой 15 настоящего Кодекса (часть 1 статьи 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Согласно материалам дела, 09 сентября 2017 года гражданин Украины Супрун В.В., ввёз на таможенную территорию Евразийского экономического союза автомобиль марки ВАЗ-2107, 1988 года выпуска, государственный регистрационный знак <данные изъяты>, VIN: <данные изъяты>.
Срок временного ввоза указанного транспортного средства был определён до 09 сентября 2018 года. В дальнейшем срок временного автомобиля не продлевался.
В установленный таможенным органом срок автомобиль за пределы таможенной территории ЕАЭС не вывез.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что Супрун В.В. в добровольном порядке своевременно не исполнил требования Таганрогской таможни об уплате таможенных платежей, в связи с чем начислена пеня в размере <данные изъяты> рубль 82 копейки.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым соглашается с данным выводом суда первой инстанции, исходя из следующего.
Порядок перемещения физическими лицами через таможенную границу Таможенного союза товаров для личного пользования, в том числе, транспортных средств, на момент возникновения спорных правоотношений, регулировался главой 49 Таможенного кодекса Таможенного союза и Соглашением между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18 июня 2010 года «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском» (далее - Соглашение).
Согласно части 2 статьи 358 Таможенного кодекса Таможенного союза иностранные физические лица вправе временно ввозить на таможенную территорию таможенного союза транспортные средства для личного пользования, зарегистрированные на территории иностранных государств, на срок своего временного пребывания, но не более чем на один год, с освобождением от уплаты таможенных платежей.
В случае если временно ввезённые товары для личного пользования находятся на таможенной территории таможенного союза в связи с невывозом по истечении установленного срока, в отношении таких товаров взимаются таможенные пошлины, налоги в порядке, установленном таможенным законодательством таможенного союза (часть 5 статьи 358 Таможенного кодекса Таможенного союза).
Уведомление о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин Таганрогской Таможней в адрес Супруна В.В. было направлено и получено им 09 января 2019 года, то есть в пределах трёхлетнего срока.
Расчёт суммы задолженности по таможенным платежам и пени административным ответчиком не опровергнут.
На момент возникновения у Супруна В.В. обязанности по вывозу транспортного средства действовал Таможенный кодекс Евразийского экономического союза, вступивший в действие с 01 января 2018 года.
В соответствии с пунктом 1 статьи 264 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза допускается временный ввоз на таможенную территорию Союза иностранными физическими лицами транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных в государстве, не являющемся членом Союза, на срок не более 1 года.
Статья 268 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза регулирует возникновение и прекращение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении ввозимых (ввезённых) на таможенную территорию Союза товаров для личного пользования, за исключением товаров для личного пользования, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, срок их уплаты и исчисление.
Согласно подпункта 7 пункта 2 статьи 268 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении ввозимых (ввезённых) на таможенную территорию Союза товаров для личного пользования, подлежащих таможенному декларированию с применением пассажирской таможенной декларации, за исключением товаров для личного пользования, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, прекращается у декларанта в случае признания таможенным органом в соответствии с законодательством государств-членов о таможенном регулировании факта уничтожения и (или) безвозвратной утраты товаров для личного пользования вследствие аварии или действия непреодолимой силы либо факта безвозвратной утраты этих товаров в результате естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки) и (или) хранения, за исключением случаев, когда до таких уничтожения или безвозвратной утраты в соответствии с настоящей статьёй в отношении этих товаров наступил срок уплаты таможенных пошлин, налогов.
По истечению срока временного ввоза, транспортное средство с таможенной территории Евразийского экономического союза не вывозилось, таможенные платежи не уплачивались.
Декларантом временно ввезённого автомобиля, является Супрун В.В., на которого в соответствии с требованиями вышеизложенных положений закона возложена обязанность по истечении срока временного ввоза, уплатить таможенные пошлины за временно ввезённое транспортное средство. Между тем, в срок, установленный Таганрогской таможней, автомобиль не вывезен, таможенные платежи не уплачены.
Доводы административного ответчика о том, что он освобождён от уплаты таможенных платежей в связи с тем, что он получил гражданство Российской Федерации в упрощённом порядке, не могут быть приняты во внимание, поскольку основаны на неправильном толковании закона.
В качестве основания для освобождения от уплаты таможенных платежей, административный ответчик ссылается на пункт 6 Приложения N 3 к Решению Совета Евразийской экономической комиссии от 20 декабря 2017 года N 107 «Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования».
Согласно указанной норме, иностранное физическое лицо, признанное переселившимся на постоянное место жительства в государство-член или получившее статус беженца, вынужденного переселенца в соответствии с законодательством государства-члена, может ввозить на таможенную территорию Союза любым способом с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, в том числе транспортное средство.
Из истребованного судом апелляционной инстанции решения УВМ МВД по Республике Крым от 09 сентября 2019 года, следует, что Супруном В.В. было получено гражданство Российской Федерации в упрощённом на основании части 8 статьи 14 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» и подпункта «В» пункта 1 Указа Президента РФ от 29 апреля 2019 года N 187 «Об отдельных категориях иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих право обратиться с заявлениями о приёме в гражданство Российской Федерации в упрощённом порядке».
Подпунктом «В» пункта 1 Указа Президента РФ от 29 апреля 2019 года N 187 предоставлено право обратиться с заявлениями о приёме в гражданство Российской Федерации в упрощённом порядке в соответствии с частью восьмой статьи 14 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» гражданам Украины и лицам без гражданства, имеющим разрешение на временное проживание в Российской Федерации (далее - разрешение на временное проживание), вид на жительство в Российской Федерации (далее - вид на жительство), удостоверение беженца, свидетельство о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации (далее - свидетельство о предоставлении временного убежища) или свидетельство участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, постоянно проживавшим на территориях Донецкой и Луганской областей Украины по состоянию на 7 апреля 2014 года и 27 апреля 2014 года соответственно, а также их детям, в том числе усыновлённым (удочеренным), супругам и родителям.
Решением УВМ МВД по Республике Крым от 09 сентября 2019 года установлено, что Супрун В.В. являлся гражданином Украины и был зарегистрирован с 09 марта 2011 года по адресу: <адрес>. Имеет разрешение на временное проживание на территории Российской Федерации сроком действия до 24 января 2022 года.
То есть, гражданство Российской Федерации получено Супруном В.В. не по основаниям указанным в пункте 6 Приложения N 3 к Решению Совета Евразийской экономической комиссии от 20 декабря 2017 года N 107.
Доказательств того, что Супрун В.В. является лицом, которое указано в пункте 6 Приложения N 3 к Решению Совета Евразийской экономической комиссии от 20 декабря 2017 года N 107, не представлено.
Кроме того, обязанность по вывозу транспортного средства с территории Евразийского экономического союза возникла у Супруна В.В. ещё до признания его гражданином Российской Федерации.
Также не могут быть приняты во внимание доводы апелляционной жалобы о пропуске административным истцом срока подачи административного иска.
В соответствии с пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счёт имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Из материалов дела следует, что определением мирового судьи судебного участка № Алуштинского судебного района Республики Крым от 31 мая 2019 года отменен судебный приказ о взыскании с Супруна В.В. таможенных платежей.
Рассматриваемый административный иск поступил в Алуштинский городской суд 02 октября 2019 года, то есть в установленный срок.
Таким образом, апелляционная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда первой инстанции, а также свидетельствующих о наличии оснований для отмены или изменения судебного акта в апелляционном порядке, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, следовательно, она не подлежит удовлетворению.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих безусловную отмену или изменение принятого решения судом не допущено.
Ввиду изложенного судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
определила:
решение Алуштинского городского суда Республики Крым от 22 июля 2020 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Супруна Валерия Владимировича - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в Четвёртый кассационный суд общей юрисдикции, через суд принявший решение, в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения.
Председательствующий: Е.Г. Павловский
Судьи: Н.Р. Мостовенко
Н.В. Кучеренко
Мотивированное определение изготовлено 03 декабря 2020 года.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>